– Всенощное бдение в канун праздника начнется не с вечерни, как обычно, а с Великого повечерия, как и накануне Рождества; в чем его особенность? – Оно тоже сходно с повечерием на Рождество; начинается с торжественного каждения, затем (в конце 1-й части) поется тропарь праздника ( «Во Иордане крещающуся…» ), кондак ( «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный» ). Затем после славословия ( «Слава в вышних Богу…» ) сразу лития и далее всенощное бдение обычным чередом. – Скажите, пожалуйста, несколько слов о каноне утрени на Крещение: ведь канон – это очень важная часть богослужения, совокупность песнопений, раскрывающая смысл воспоминаемого события. – В богослужебной практике используются два канона: преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина . Оба жили в VIII веке, были хорошо знакомы друг с другом и иногда даже вместе составляли свои песнопения, взаимно дополняя друг друга. Канон Космы несколько проще; Иоанн писал греческим гекзаметром, и в его тексте присутствует греческая поэзия, и текст его усложнен: «Послан от Отца, всесветлое Слово, нощи отгнати зломрачное стремление и искоренити грядеши человеков грехи, сыны же привлещи Своим Крещением, Блаже, светлы от струй Иорданских» . Но и тот, и другой канон помогают нам проникнуть в смысл Крещения Иисуса в Иордане: «…очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает в Иордане, в нем же вражду убив, преимущ всяк ум (непостижимый чьему бы то ни было уму) мир дарует» ,– говорит ирмос 5-й песни канона Космы Маиумского . – И, наконец, о Чине освящения воды… – Он совершается дважды – после Великой вечерни и после Литургии 19 января. Это связано со старинной традицией – в навечерие, в сочельник освящать воду в храме, а на Крещение идти крестным ходом на открытый водоем. Когда воду освящают в церкви, духовенство, предваряемое свещеносцами, выходит на середину храма, к чаше с водой и тремя свечами. В начале чина освящения поется стихира «Глас Господень вопиет на водах, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума…» , затем читаются три красивейшие паремии из книги пророка Исаии: Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся… ( Ис. 35 ); Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены… ( Ис. 55 ); Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения… ( Ис. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Десятинный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Рождества Богородицы Десятинный мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь расположен на месте разрушенной Десятинной церкви - самого первого каменного храма на Руси, который был построен святым равноапостольным Владимиром. Содержание История [ править править код ] Современная летопись Десятинной церкви началась в 2006 году. Этот год для прихожан Десятинного Храма всегда останется в сердцах, как напоминание о великой милости Божией, даровавшей спустя 70 лет после последнего разрушения Десятинной церкви на этом святом месте вознести святые молитвы и радостные возгласы людей: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Этому событию предшествовало благословение Блаженейшего Владимира, митрополита Киевского и Всея Украины архимандрита Гедеона (Харона) отслужить с киевским духовенством и верующими людьми Пасхальное Богослужение на месте строительства первого кафедрального Собора Киевской Руси в честь Пресвятой Богородицы (Десятинной церкви). Для этого была установлена храм-палатка, которую Вы видите на фотографии. Сначала планировалось отслужить одну Божественную Литургию, но радость от происходящего и желание людей сподвигли испросить благословение на служение во время всей Святой седмицы. Наверно, по окончании Светлой недели, пришлось бы разобрать скинию. Но… Господь подарил всем чудо явления Своей Божественной Матери, Царицы Небесной Приснодевы Марии. Десятинный храм до разрушения, первый каменный храм на Руси Это произошло в канун праздника иконы Богородицы «Живоносный Источник», когда Пресвятая Богородица наша после вечернего богослужения, когда в храме еще оставалось несколько прихожан, свидетелей этого события, вознесла Свои руки в молитве пред Престолом Божиим. Теперь, в память об этом событии, в нашем Храме происходит ночное богослужение - в 23:45, каждый четверг мы торжественно служим Божественную Литургию.

http://azbyka.ru/palomnik/Десятинный_муж...

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно – благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью . Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою...». 2. Недели св. Праотцев и св. Отцев 36 . Для того, чтобы подготовить верующих к достойной встрече праздника, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Богородицы, поется во все воскресные и праздничные дни (включая полиелейные и со славословием) катавасия: «Христос раждается...». В последующие дни Филиппова поста, начиная с памяти святого Андрей Первозванного (30 ноября), в церковные службы, кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», вводятся специальные праздничные стихиры. В праздник святителя Николая (6 декабря) на вечерни на «Господи, воззвах...», на «И ныне» поется стихира: «Вертепе благоукрасися...». Но если праздник совпадает с субботой или воскресеньем, то вместо стихиры следует петь догматик текущего гласа 37 . Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы двух последних Недель (воскресений) перед праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия, и которые поэтому называются: одна – Неделей св. Праотец, а другая – Неделей св. Отец. Уже само наименование «праотец» указывает на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

X. Приход, Состав прихода. Причт. Жалованье. Разборка Благовещенской церкви н перевод прихода к монастырской Скорбященской церкви XI. Подмонастырная слобода. Загородное положение Монастыря. Бытовые черты жизни в слободе. Управление и надзор XII. Кладбище. Воспрещение погребать иноврцев. Взносы за погребальные места. Лазаревское кладбище. Погребения в Благовещенской каменной церкви I. По расписанию, приведенному в «Описании Петербурга» Рубана, Богослужение в Александро-Невском Монастыре совершалось ежедневно и начиналось в следующие часы. Всенощные с 31-го августа начинались в 4 часа дня, с 21-го апреля в 7 часов, с 15-го мая в 8 чаеов, с 15-го июля по 30-е августа снова в 7 часов; в праздник Рождества, в Великие Пяток и Субботу – в 3 часа, в праздник Пасхи – по особому распоряжению и пушечному выстрелу, во время высочайшаго присутствия в столице, а во время отсутствия – в 2 часа по полуночи. Литургии начинались в 9 часов утра, исключая следующие дни: в день святого Александра Невского – в 6 часов, в день Пасхи, Преполовения, 1-го августа и в неделю Православия –7 часов утра, в прочие дни Пасхальной седмицы – 8 часов, Великий Четверток, день Пятидесятницы, Новый Год и преждеосвященные литургии – в 10 часов, 24-го декабря и 5-го января – в 1 час дня, в Великую Субботу – 2 часа дня. Вечерни в простые и полиелейные дни начинались с 1-го октября в 3 часа, с 15-го февраля в 4 часа, с 15-го мая в 5 часов, с 15-го июля по 1-е октября в 4 часа, исключая дни: святой Пасхи – 3 часа, канун Рождества и Богоявления и Великий Пяток – 2 часа. Утрени в простые и полиелейные дни начинались с 1-го сентября в 5 часов, с 1-го апреля в 3 часа. Часы – в среду и пяток на Сырной неделе в 10 часов утра, в Великий Пост в 10½ часов, пред Рождеством, Богоявлением и в Великий Пяток в 9 часов 3700 . 29-го августа 1743-го года в Святейшем Синоде получен был в третьем часу дня высочайший указ, от того же числа, о том, что «есть Ее Императорского Величества намерение, для украшения службы Божией и обрядов церковных, уставить крестное хождение в Невский Монастырь из церкви Казанской Пречистой Богородицы и оному начало учинить завтра, на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, – того для Ее Императорское Величество о том Своего Величества намерении от Святейшего Синода изволить требовать мнения на письме: первое, о пристойности того дела и другое, каким порядком оной церемонии быть, дабы Ее Императорское Величество могли оное узаконить». Во исполнение высочайшего указа, Святейший Синод подал Государыне всеподданнейший доклад:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Литургические хлебы Во время празднования большинства христианских праздников важность празднуемого события подчеркивалась особой выпечкой. На приносимые в церковь хлебы и лепешки обращалось особое внимание. Эти праздничные или литургические хлебы выпекались с особым благоговением и заботливостью. Праздничная выпечка богато украшалась: использовалось прежде всего изображение креста, а также различные геометрические фигуры и растительные орнаменты. Хлебы и другая выпечка приготовлялись из пшеничной муки или манной крупы. Они должны были быть самого высокого качества — не подгоревшими и воздушными, насколько это только возможно. Важно было использовать только дрожжи, воду, муку и немного соли. Не разрешалось добавлять в тесто корицы и других приправ, которыми пахли лепешки. Когда все хлебы уже были поставлены в печь, и ее дверцы закрывались, хозяйка делала крестное знамение рукой или особой лопатой фурнэфкьо , при помощи которой ставила хлебы в печь. Освященный хлеб приобретал, тем самым, большую силу и приносил дому благополучие. На вечерне, в канун праздника, выносили пентарти , или четыре малых хлеба и один большой. Во время вечерни священник выносил также большой хлеб, чтобы все собравшиеся на молитву могли поклониться ему и совершить его целование. Когда часть этого хлеба приносили домой, то в следующие дни его ели до первого принятия пищи. Рождество Христово На Рождество в каждом доме должны были выпекаться хлебы, называемые генопитес, или «хлебы Христовы», украшавшие столы и популярные во многих районах Греции. Выпеченные из наилучшей муки, дрожжей и приправ, они имеют круглую форму и украшены сверху разными орнаментами, и, прежде всего, знаком креста. Хлеб генопита выставлялся на столе одновременно с небольшим количеством оливкового масла, маслин, вина и другой еды для ее благословения в сочельник. Обыкновенно этот хлеб разрезали утром, после богослужения, когда вся семья собиралась на традиционный рождественский суп. По случаю праздника Рождества готовилась также сисамота, сдоба, посыпанная семенами кунжута. Назывался он, в зависимости от формы, по-разному. Большой хлеб с крестом посередине – ставрокулура — развешивали на стенах домов во многих деревеньках Кипра, начиная с Рождества, на все дни этого праздника. Это не только традиционная форма праздничного украшения, но и символ, в котором выражалась святость этих дней и вера в спасительную силу креста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Кишиневе состоялась хиротония архимандрита Николая (Рошки) во епископа Чадыр-Лунгского 8 апреля 2024 г. 14:48 6 апреля 2024 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинева. По окончании вечернего богослужения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиерей возглавил чин наречения архимандрита Николая (Рошки) во епископа Чадыр-Лунгского, викария Кагульско-Комратской епархии. Его Высокопреосвященству сослужили глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва , архиепископ Кагульский и Комратский Анатолий , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Православной Церкви Молдовы архиепископ Унгенский и Ниспоренский Петр , архиепископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл , председатель Издательского совета Православной Церкви Молдовы архиепископ Единецкий и Бричанский Никодим , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Православной Церкви Молдовы, викарий Кишиневской епархии епископ Сорокский Иоанн , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Православной Церкви Молдовы, викарий Кишиневской епархии епископ Орхейский Силуан , викарий Кишиневской епархии епископ Кэприянский Филарет . Чин наречения состоялся в соответствии с определением Священного Синода от 12 марта с.г. ( журнал 17 ). Избранный к архиерейскому служению священнослужитель обратился к Предстоятелю Православной Церкви Молдовы и сослужившим Его Высокопреосвященству архиереям со ставленническим словом . 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир возглавил в кафедральном соборе Рождества Христова Литургию святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/6119069.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .   Ветхий Завет о Рождестве Христовом Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами. В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила. Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» . Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу. На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце: Младенец родился нам, Сын, и дан нам. И называется имя Его: Великого Совета Ангел. Чудный Советник. Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира. Отец будущего века.   Рождественские стихиры Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)? Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели - в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т. п.), но только - по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди. Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды? Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше -днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы, если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью. У меня сложилась такая ситуация: год назад мы крестили ребенка, и в церкви нам сказали, что его надо причастить. Но сразу же после этого мы попали в больницу, а теперь время как-то ушло, целый год прошел… На самом деле никакого объективного препятствия для того, чтобы причастить Вашего ребенка, мне кажется, нет. Практически во всех городских храмах каждый день совершается Божественная литургия, а в выходные дни - даже дважды. И если взрослому человеку к Причастию нужно готовиться: соблюдать трехдневный пост, прочитывать определенное молитвенное правило, быть накануне на вечерней службе, исповедоваться, то маленькому ребенку ничего этого делать не надо, его можно принести к Причастию в любой день и даже не к началу богослужения. Не нужно откладывать такое важное дело и лишать Вашего ребенка помощи Божией, тем более что детей вообще лучше причащать по возможности часто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

Если же навечерие (канун праздника) выпадает в субботу или воскресенье, то царских часов не бывает (переносятся на пятницу) 293 , а вместо них в свое время совершается литургия св. Иоанна Златоуста , в 1-м же часу дня (у нас сряду) отправляется вечерня (после нее  –  пение праздничного тропаря с кондаком). На самый праздник в этом случае бывает литургия св. Василия Великого . На вечерне 8 паремий, с пением тропарей (торжественные моменты). На «Слава, и ныне» достойная примечания стихира «Августу единоначальствующу на земли...» монахини Кассии. Об этой удивительной и знаменитой среди дев личности будет еще сказано впереди 294 . 25. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение (по Уставу благовест  –  «о часе 10-м нощи», т. е. по нашему времени в 4-м часу утра) начинается великим повечерием, так как вечерня уже была накануне. На нем поется «С нами Бог...», после первого Трисвятого  –  тропарь праздника, после второго  –  кондак. По «Слава в вышних Богу» лития и далее праздничная (хотя бы и воскресенье было) служба по Минее обычный порядком. По 50-м псалме вместо «Молитвами...»  –  «Слава: Всяческая днесь...», «И ныне»: стих тот же, но с концом Христос родися в Вифлееме. Каноны принадлежат знаменитый песнописцам VIII века: первый  –  св. Косме Майюмскому, второй – св. Иоанну Дамаскину . Косма начинает свой канон (писанный акростихом), в котором выражена глубокая богословская идея, словами св. Григория Богослова «Христос раждается, славите...», а оканчивает словами св. Иоанна Златоуста «Таинство странное вижу и преславное...». Св. Иоанн Дамаскин идею канона выразил в следующем акростихе 295 , в подлиннике представляющей четверостишие: «Сей гимн красноречивыми стихами прославляет Сына Божия, рождающегося на земле для людей и разрушающего многобедственные грехи мира. Ты же, Царь, спаси от бед песнопевцев». Самый канон написан шестистопным ямбом, и каждый стих его начинается с новой буквы акростиха. Напев обоих канонов  –  1-го гласа, то есть самого торжественного, радостного и величественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«В этот праздник, в полночь, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сего дня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников» 300 . Если навечерие Крещения Господня приходится не в субботу или в воскресенье, водоосвящение совершается в конце литургии, по заамвонной молитве, а если канун падает на субботу или воскресение, то водоосвящение бывает в конце вечерни, после «Исполним вечернюю молитву...» и возгласа священника. Как и в навечерие Рождества Христова, по отпусте  –  пение посреди храма, перед свещником, тропаря и кондака. 6. Св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Крещение Господне (еще иначе: Просвещение, «Праздник Светов» у первых христиан, потому что Господь, явившись в мир, просветил всех Светом Своего учения, Светом чудес, Светом всей Своей жизни  –  ср. кондак). Служба подобна рождественской. Каноны тех же творцов, что и на Рождество Христово, и подобный же образом составлены. Но напев иной, именно 2-го гласа (для обоих канонов), который своим спокойным величием располагает молящихся к глубоким и благоговейным переживаниям и чувствам. После литургии водоосвящение, по чину навечернего, но вне храма, на реке, источнике или озере (крестный ход, или исхождение «на Иордан»). Совершается в воспоминание Крещения Господня на Иордане. Степень его значения должна быть каждому христианину понятна: им освящается водное естество всего внешнего мира и поражаются бесы в самой значительной области стихий (ср. из тайной молитвы водоосвящения: «Ты Иорданские струи освятил еси ...и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». Также Пс.73:13 ). «На трапезе утешение велие: ядим рыбу, и сыр, и яйца, мирстии же на мясо аще будет и в среду или в пяток» 301 . Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010