В Рождественский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя 6 января 2014 г. 16:54 Утром 6 января 2014 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  епископ Подольский Тихон,  председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , духовенство Храма Христа Спасителя и г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Алексия Алексеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Воронцове, во пресвитера. После причащения духовенства священник Михаил Селявкин, клирик храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле г. Москвы, обратился к прихожанам с проповедью. По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. В заключение Святейший Патриарх Кирилл поздравил духовенство и мирян с наступающим праздником: «Ваши Преосвященства! Досточтимые дорогие отцы! Братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Рождественским сочельником. Согласно уставу Церкви этот день называется навечерием, то есть кануном, великого праздника Рождества Христова. По церковному календарю день начинается с вечера, а поскольку Литургия в канун Рождества Христова соединяется с вечерней, то это предполагает, что по завершении Литургии мы уже как бы входим в этот духоносный праздник. Хотя астрономически день Рождества Христова еще не наступил, но по церковному уставу мы уже совершаем рождественские песнопения, и день этот озаряется светом Рождества Христова. Я всем вам желаю провести этот день в мире, спокойствии, тишине, чтобы накопить силы и сосредоточиться к участию в торжественном богослужении Рождества Христова. Это особое богослужение, особый день, потому что мы празднуем событие, которое изменило течение всей человеческой истории, которое открыло перед людьми путь в Царствие Небесное. Пусть предрождественское настроение, мирное и спокойное, посетит сегодня всех вас, Отечество наше, всю историческую Русь. Пусть конфликты, недоразумения, гражданское противостояние, политические несогласия, экономические трудности — все уйдет в сторону, уступив место самому главному — встрече человека с родившимся Христом, Спасителем рода человеческого. Пусть Его благословление и Его мир снизойдут на всех нас. Аминь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3498158.ht...

На литургии  –  вместо изобразительных праздничные антифоны, вместо Трисвятого  –  «Елицы...». Особое «Входное». «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду или пяток, разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яйца, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни до навечерия святаго Богоявления» 296 . Коленопреклонения, как в церкви, так и дома, в это время отменяются. Это время святок, т. е. святых дней. Посему нельзя проводить его по-язычески. (Ср. наши маски, эти древнеславянские «скураты», «хари», «обличья», визиты, подарки, елки и прочее. Все это только более благородная форма увеселений (западная), чем народное и древнеязыческое «бесовское»и «кумирное» гулянье, «возжигание огней» и т. д.) Праздник имеет пять дней предпразднства (20–24 декабря) и шесть дней попразднства (отдание 31 декабря). 26. Собор Пресвятой Богородицы  –  в честь Божией Матери, послужившей великому таинству воплощения Сына Божия. На вечерне: вход, прокимен великий (в субботу: «Господь воцарися...»). На утрене «Честнейшей» нет, но поются припевы праздника. Великое славословие. Январь 1. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа. Память святителя Василия Великого 297 . Всенощное бдение  –  общее для обоих праздников, но величание только святителю 298 . Катавасии две: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествуют морскую...». Первая поется во все время с этого числа до 14 января, то есть до отдания Богоявления. «Честнейшей» нет (если не воскресенье), но поем припевы обоих праздников.  2–5. Здесь должно отметить поемые на повечерии замечательные трипеснцы (и каноны предпразднству Богоявления), составленные в подражание таковым же, поемым на Страстной седмице. Совершение повечерия на приходах хотя бы только в эти дни, ради пения сих трипеснцев, доставило бы молящимся большое духовное наслаждение. 5. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Особенности: пост и богослужение те же, что и в канун Рождества Христова. На вечерне, впрочем, вместо восьми тринадцать паремий. В этот день совершается великое освящение воды. К тому, что сказано об этой святой воде выше 299 , добавлю еще слова св. Иоанна Златоуста о чудесном свойстве ее не портиться в течение долгого времени (нескольких лет). Еще более 1500 лет тому назад сия словесная ластовица свидетельствовала:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Вот приходит Христос к Своим; станем своими (близкими) Его благодатию» 210 , ибо воплощением «всего меня Он соделал Своим Отцу, творя и воссозидая» 211 . «Принесем Ему веру вместо золота, любовь – как смирну; как ладан, дела принесем Создателю» 212 . «Взирая на смиряющегося Христа, возвысимся от низменных (слав. – «долеретных») страстей, добрым же старанием – не мудрствовать высоко о себе, – поучившись вере, смиримся духом, чтобы превознести Рождаемого делами» 213 . «Зная, что избавление священнодействуется от собственных наших недр и от источника слез, предочистившись исповеданием Христу, мы, верные, приступим к Родившемуся плотию в вертепе, взывая: все дела Господни, пойте Господа» 214 . В Неделю святых отец перед Рождеством Христовым по Богослужебному Уставу могут быть различия в зависимости от того, какого «числа месяца» случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование под 18 декабря/31 декабря и последование под 20 декабря/2 января). Если же Неделя святых отец случится 24 декабря/6 января (в Сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно исключаются. Только на утрене поется воскресный тропарь, и в каноне Минеи первые два тропаря посвящены воскресению, но они не из Октоиха, а особые. В остальном вся служба – по Минее и посвящена отцам и предпразднству. НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Канун праздника (24 декабря/6 января) называется также навечерием праздника. Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, безусловно, древний. Уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие, если оно случится в воскресный день (Феофил, архиепископ Александрийский. Правило 1). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА Если навечерие случится в любой из седмичных дней (кроме субботы и воскресенья), то в такой день утром совершаются великие (или царские) часы, а днем – вечерня с Литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Христова случится в субботу или Неделю (самый праздник – в воскресенье или понедельник), то великие часы переносятся на пятницу, и Литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером, в обычное время. В самый день навечерия, то есть в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста – в свое время, и затем особо служится великая вечерня, относящаяся к празднику. Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника. ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Разделы портала «Азбука веры» Навечерие – канун (предшествующий день) праздников Рождества Христова и  Богоявления . Эти дни называются также  сочельниками . Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как надлежит поститься накануне Богоявления (в Навечерие), если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Значению дня, как особого периода в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая монастырским Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник». Почему навечерие связано именно с праздниками Рождества Христова и Богоявления? До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы при Крещении в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря было уже в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником. Зачем понадобилось два названия для одного и того же события? Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво. Каковы особенности богослужения в навечерие? Если навечерие Рождества выпадет на седмичный день (кроме субботы и воскресенья), то в этот день, утром, совершаются великие (или царские) Часы и вечерня с литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Господа Иисуса Христа случится в субботу или воскресенье, тогда великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу совершается вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после чего служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия св. Василия Великого переносится на день самого праздника.

http://azbyka.ru/navecherie

" Христос рождается в душе, но в ней появляется и свой царь Ирод " января 2017 Митрополит Варсонофий совершил Рождественскую вечерню в храме пророка Илии на Пороховых В канун Недели 29-й по Пятидесятнице, попразднства Рождества Христова, праздника Собора Пресвятой Богородицы , 7 января, митрополит Санкт-Петербургской и Ладожский Варсонофий совершил Рождественскую вечерню в храме пророка Илии на Пороховых . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Будников с клиром, протоиерей Алексий Исаев и другие священнослужители. После богослужения митрополит поздравил верующих с Рождеством Христовым и обратился к ним с архипастырским словом. " Второй день после Рождества Христова именуется праздником Собора Пресвятой Богородицы. В этот день Святая Церковь прославляет соучастников дела спасения - обручника Марии Иосифа, царя Давида, который жил задолго до этого, но являлся предком этого рода, Пресвятую Богородицу, старшего сына Иосифа - Иакова. Находясь в вифлеемской пещере, Матерь Божия принимает славу: сначала от ангелов, которые пели, потом от пастухов и волхвов, которые принесли дары. Казалось бы, какое счастье, прославление ждет это семейство! Но не тут-то было. Святое семейство бежит от тех, кто ждал Мессию на протяжении веков, кому было дано откровение, что Он родится в Вифлееме, кто считал Его своим. Бежит от " своих " . И куда? В Египет - языческую страну мертвых, полную капищ. Что видел там Младенец Христос? Пирамиды, в которых лежали забальзамированные фараоны. С исцеления, воскрешения царства мертвых и начинает Богомладенец Свое спасительное служение " , - сказал митрополит. " Размышление о вифлеемской пещере мы должны перенести на свое сердце, - продолжил архипастырь. - Иисус Христос родился один раз на земле, но Он рождается в сердце каждого из нас. Как только Господь родился, появилась в нас хоть маленькая любовь к Богу, к ближнему? Что происходит в нашей душе? В ней появляется свой царь Ирод - так святые отцы называют гордость. Наши стремления к святости и чистоте никогда не нравятся гордости. У нее много злых слуг, она сразу спускает их с цепи на только что появившиеся в душе зародыши веры, любви к Богу, подсовывает страсти пьянства, блуда, сребролюбия и начинает душу терзать. Выдержит лишь тот, кто поборет эти страсти, приобретет навыки любви, терпения, смирения " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В этом году три четверти россиян собираются отмечать Рождество 7 января 06.01.2002 В нынешнем году три четверти россиян - 74% - намереваются отмечать Рождество 7 января. В этот день, в соответствии с Юлианским календарем, Русская Православная Церковь отмечает один из главных христианских праздников, сообщает ИНТЕРФАКС со ссылкой на данные Всероссийского центра изучения общественного мнения. Количество граждан РФ, планирующих праздновать Рождество, за последние годы заметно выросло. Так, в 1997 году собирались отмечать этот праздник 58% россиян, в 1998г. - 57%, в 1999 - 67% и в 2000 - 62%. Церковный год > > Рождество Христово НТВ Рождественские богослужения пройдут в Храме Христа Спасителя 06.01.2002 В канун Рождества Христова и в рождественскую ночь, с 6 на 7 января, Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершит в Храме Христа Спасителя праздничные богослужения. Как сообщили РИА " Новости " в Московском Патриархате, расписание Патриарха в Рождественский Сочельник, 6 января, весьма насыщено. В 9.00 предстоятель Русской Православной Церкви совершит Божественную литургию и Великую вечерню, в 17.00 - Великое повечерие и утреню. А в 22.00 Алексий Второй начнет в Храме Христа Спасителя большое праздничное богослужение, которое включит в себя повечерие, утреню и Божественную литургию. На праздничной Рождественской службе традиционно присутствуют известные политики, деятели культуры и искусства. Из Храма Христа Спасителя будет организована 6 января прямая телетрансляция торжественного рождественского богослужения. Зрители РТР смогут присоединиться к нему с 22.00, а зрители ОРТ - с 23.00. 7 января, в Рождество Христово, в 16.00 в Храме Христа Спасителя Патриарх совершит Рождественскую Великую вечерню. Русская православная церковь празднует 7 января Рождество Христово 06.01.2002 Все православные россияне 7 января празднуют Рождество Христово Верующие вспоминают, что в этот день в мир пришел Спаситель Иисус Христос. Промыслом Божиим было предначертано, чтобы Пресвятая Дева Мария родила Богомладенца в израильском городе Вифлеем, в вертепе, среди домашних животных. Сегодня в Вифлееме на месте рождения Бога-сына стоит величественный Храм Рождества Христова, являющийся местом массового паломничества христиан со всего мира.

http://zavet.ru/news/news020102.htm

Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю ( Быт. 2:9 ; Откр. 2:7, 22:2 ). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека! Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» ( Мф. 13:43 ). Богослужение на Рождество Христово После Пасхи Рождество Христово является самым радостным праздником, который справедливо можно назвать Зимней Пасхой. Празднование Рождества Христова возникло очень рано, возможно, что еще в первом веке. Но до конца IV века Рождество Христово отмечалось 6 января (19-го по н. ст.) вместе с Крещением и называлось Богоявлением. Начиная с IV века Рожество Христово стали праздновать 25 декабря (в день языческого праздника в честь «Непобедимого солнца», сейчас это приходится на 7 января по Григорьянскому календарю). Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который начинается 27 ноября по н. ст., в день памяти ап. Филиппа (отсюда «Филиппов» пост). Канун (навечерие) Рождества Христова православные христиане проводят в строгом посте. По уставу, в этот день полагается вкушать сочиво (обваренную пшеницу с медом). Поэтому этот день называется «Сочельником». В навечерие Рождества Христова совершаются «царские часы». Это богослужение отличается от обыкновенных «часов» тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику «паремии» (избранные чтения из Библии , преимущественно из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие). Потом совершается Литургия Св. Василия Великого с Вечернею. На этой вечерне поются стихиры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, благодаря чему разрушилась распря между Богом и людьми; огненный меч ангела, пресекавший вход в рай, обратился назад, и мы снова получили доступ в рай. С другой стороны, изображается внешняя картина Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью римского императора Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

И вот Святая Церковь как бы так говорит нам этими песнопениями: ты смущаешься, тебя одолевают сомнения и грехи, но взгляни на праведного Иосифа и последуй его пути. Доверься Богу, и Он чрез Ангела-хранителя укрепит тебя и разрешит твои сомнения. Более же всего, подобно праведному Иосифу, прибегай к Пресвятой Деве, и Она Сама утвердит тебя и уверит, что и ты «Раждаемаго узриши, яко же благоизволи, и, радости исполнився, поклонишися, яко Зиждителю твоему». Последняя, самая важная служба навечерия Рождества Христова, помещаемая в Уставе под 25 числом, – это рождественская вечерня. В обычные предпраздничные дни вечерня совершается совместно с утреней, входя в состав всенощного бдения. Под праздник Рождества Христова всенощное бдение начинается с великого повечерия, а вечерня, чтобы обеспечить ей самое торжественное совершение, соединяется с литургией святого Василия Великого . Этим верующие как бы переносятся к временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером или даже ночью, соединяясь с агапой – вечерей любви. Если навечерие Рождества Христова придется в субботу или в воскресенье, то рождественские часы переносятся на пятницу, в навечерие же совершается литургия святого Иоанна Златоуста в свое время, после которой отдельно служится рождественская вечерня. Литургия святого Василия Великого в этом случае служится в самый праздник. Несмотря на всю праздничность и торжественность своего совершения, рождественская вечерня тем не менее относится еще к навечерию Рождества Христова, обрываясь на том месте, где обычно на всенощном бдении начинается лития. На рождественской вечерне не положено ни стиховных стихир, ни тропаря празднику. И по своему строю она, скорее, напоминает великопостную вечерню, совершаемую с литургией Преждеосвященных Даров или без нее в канун праздника Благовещения или великих святых, память которых приходится в Великий пост. Впрочем, в содержании рождественской вечерни есть элементы, сближающие ее со службой самому празднику. Это стихиры на «Господи, воззвах» и паримии, чтение которых в этот день так же, как и в Великую субботу, дважды прерывается пением особых праздничных стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает» 53 . Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зач. 284) и Евангелие (Мф., зач. 5), а в Неделю пред Богоявлением – особый прокимен, глас 6: «Спаси, Господи, люди Твоя...», Апостол (Тим., зач. 296) и Евангелие (Мф., зач. 1), посвященные наступающему празднику. Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова. Навечерие Богоявления Канун праздника, 5 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества Христова. В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды (см. Типикон, под 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пяток, то поста в этот пяток не бывает. Особенности богослужения в навечерие праздника Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, вечерни с литургией св. Василия Великого , и после литургии – точнее – после заамвонной молитвы, бывает освящение воды. Если сочельник случится в субботу или Неделю (воскресенье), то великие часы совершаются в пяток и литургии в этот пяток не бывает, литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем – вечерня 54 и после нее водоосвящение. Великие часы Схема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Насколько же тяжело было этим святым людям по сравнению с нами! Мы живем в новозаветную эпоху, когда Христос уже пришел, когда нам дарована благодать Божия в церковных таинствах, а святые праотцы еще не имели такой благодати, им нужно было больше своими силами трудиться, для того чтобы соблюдать заповеди Божии. Конечно, своими силами человек не может все заповеди соблюсти, поэтому святые Ветхого Завета ощущали, осознавали свою немощь в исполнении заповедей Божиих и нужду во Христе Спасителе. В Послании святого апостола Павла к Евреям, в 11-й главе, перечисляются различные подвиги, которые несли святые праотцы, но при этом говорится, что все они не получили обещанного: все умиравшие в Ветхом Завете люди сходили душой во ад. И только Христос, когда пришел на землю, когда пострадал за наши грехи на кресте и сошел Душою Своей, соединенной с Божеством, во ад, тогда вывел из ада святых праотцев Ветхого Завета, которые ожидали Его пришествия. Таким образом, тема подготовки к Рождеству Христову уже соединяется с темой страданий Христа и Его воскресения. То есть можно сказать, что и Рождественский пост, и празднование Рождества Христова предвозвещают нам и будущий Великий пост, и Страстную седмицу, и праздник Воскресения Христова. Поэтому, конечно, православному христианину в Рождественский пост следует посещать эти богослужения и внимать тем наставлениям, которые Святая Церковь дает нам в эти дни. В таком случае православный христианин сможет более осознанно принять участие в службах праздника Рождества Христова. В сам праздник Рождества Христова богослужение построено обычно следующим образом. В канун праздника Рождества Христова, называющийся Рождественским сочельником, совершается Божественная литургия, после которой сразу же совершается рождественская вечерня с чтением ветхозаветных паремий, повествующих о Рождестве Христовом. Далее в большинстве храмов вечером в 17.00 или 18.00 часов совершается всенощное бдение накануне праздника Рождества Христова, которое состоит из великого повечерия с пением «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог…»  Это слова из Книги пророка Исаии. А также совершается лития с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея; совершается также и полиелейная утреня с пением канона Рождеству Христову. Далее самая главная рождественская служба — Божественная литургия. Во многих храмах совершается ночная Божественная литургия в ночь с 6 на 7 января. Также во многих храмах совершается и поздняя Божественная литургия, приблизительно в 10.00 часов утра. Точное расписание богослужений лучше узнать в своем храме, куда вы собираетесь прийти на рождественские богослужения.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010