В Пекине православные христиане отпраздновали Рождество Христово (версия для печати)/Православие.Ru В Пекине православные христиане отпраздновали Рождество Христово Православие.Ru , 16 января 2007 г. В канун Рождества и в рождественскую ночь православные верующие г. Пекина собрались на торжественные богослужения, которые прошли в " Красной фанзе " - старейшей постройке Посольства Российской Федерации. В светлый праздник Христова Рождества пришли помолиться более восьмидесяти человек сотрудники Посольства Российской Федерации со своими семьями, проживающие в Пекине соотечественники, а также православные из Украины, Белоруссии, США, Франции, Греции, Сербии и Македонии. Около половины молящихся исповедовались и причащались. Было зачитано Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Богослужения в православной общине г.Пекина в честь Успения Пресвятой Богородицы совершил протоиерей Дионисий Поздняев. В праздничную ночь все верующие были приглашены разделить общую трапезу. Большую радость вызвали рождественские подарки, которые были вручены всем гостям фанзы во время трапезы. Православные верующие китайцы, не имеющие пока в Пекине своего храма, с согласия властей собрались 7 января в католическом храме Архангела Михаила на улице Дунцзяоминсян в центре Пекина для совершения Великой Вечерни. В настоящее время в КНР нет православных священнослужителей-китайцев, в связи с чем богослужения совершаются мирским чином. По окончании богослужения православные верующие китайцы пригласили на праздничную трапезу своих единоверцев из России. Рождественские богослужения также были совершены в Шанхае священником Алексием Киселевичем и в Гонконге иеромонахом Мелетием (Соколовым). В первый и второй дни по Рождестве Христовом богослужения совершались и в домовых храмах Шэньчжэня и Гуанчжоу для православных верующих, проживающих в провинции Гуандун. Днем 7 января в Пекине в здании клуба Посольства Российской Федерации прошла Рождественская елка, организованная прихожанами православной общины. Ребята из 7-11 классов посольской школы поставили сценку «Рождественское чудо», повествующую о празднике Христова Рождества. Дети из Воскресной школы православной общины г. Пекина спели рождественские колядки. На праздник собралось около пятидесяти малышей со своими родителями. Дети активно читали рождественские и новогодние стихи, участвовали в различных конкурсах. Все получили «вкусные» подарки и плюшевые игрушки. После общего веселья дети были приглашены к праздничному столу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После причащения верующих Евхаристическая чаша уносится в алтарь, и священник совершает «отпуст», то есть преподает присутствующим завершающее богослужение благословение. В Древней Церкви существовало немало разных чинопоследований Божественной литургии (например, литургии апостола Иакова или апостола и евангелиста Марка). В современной православной литургической практике наибольшее распространение получили три чина Божественной литургии: – Литургия святителя Василия Великого ; – Литургия святителя Иоанна Златоуста ; – Литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая по изложению святителя Григория Двоеслова . Литургия по чину святителя Василия Великого в соответствии с Уставом совершается только десять раз в году: в день памяти Василия Великого (1/14 января) 52 ; в канун праздников Рождества Христова и Крещения (24 декабря/6 января и 18 января соответственно); 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста; в Великий четверг и Великую субботу на Страстной седмице. Литургия по чину святителя Иоанна Златоуста более кратка по содержанию и совершается в бóльшую часть дней богослужебного года в Православной Церкви. Литургия Преждеосвященных Даров является особой, не-евхаристической Литургией, совершаемой только в период Великого поста по средам и пятницам. Особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является то, что Святые Дары освящаются на ближайшей по времени предшествующей полной Литургии. В соответствии с Уставом она должна совершаться вечером в соединении с вечерней. В современной практике большинства приходов Русской Православной Церкви ее совершение перенесено на утро. Причиной этого переноса является требование причащения натощак, означающее, что в случае причащения за вечерней Литургией верующий не должен вкушать пищу в течение дня. Не будучи Евхаристией, Литургия Преждеосвященных Даров лишена того торжественного, праздничного настроения, которое характеризует евхаристические литургии. Ее основной тон – покаянное и молитвенное поклонение Христу, присутствующему в уже освященных Святых Дарах. Важнейшие праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

У нас этот чин как праздничный почти совсем позабыт. Почти. Потому что он у нас совершается только один раз в год, в пяток первой седмицы Великого поста, на память святого Феодора Тирона! А вот в Афонских храмах до сих пор держится обычай освящать коливо на большие праздники. Обычай принесения в праздник кутии соблюдался и у нас в древней Руси, особенно на севере. По уставу Новгородского Софийского собора кутия приносилась, например, в главный соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы к молебну (бывшему накануне после вечерни) или к концу праздничной Литургии. Приносилась она и в другие праздники, например, Рождество Богородицы (стр. 22), Владимирской иконы Божией Матери (стр. 32), преп. Сергия Радонежского — 25 сент. (стр. 34), ап. Иоанна Богослова — 26 сент. (стр. 33), св. Иоанна Злат. — 13 ноября (стр. 50), св. Иоанна Новгородского — 1 декабря (стр. 55), св. Никиты Новгородского — 30 апреля (стр. 113) и в других случаях. Таким образом, церковный Устав, назначая принесение колива в храм не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым заставляет посмотреть на него несколько иначе. Как? — А так, что это, хотя и недорогое, но вкусное (сладкое, лакомое) и вместе с тем питательное блюдо – одно из лучших блюд праздничной трапезы. Так как теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, то в большие праздники Устав, как бы желая напомнить о древней практике общения в праздничной трапезе всех молившихся за праздничным богослужением, повелевает приносить в храм, к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Принесенная в церковь кутия — это как бы малая трапеза, устрояемая более состоятельными прихожанами, от коей питаются священнослужители и все присутствующие при богослужении, в особенности малоимущие. Возможно, как кутье, так и кануну, следует найти замену с сохранением их смысла… потому что варенной пшеницей, хоть и сладкой вряд ли кого сегодня обрадуешь. Вообще по своей сути, это форма доброго дела в память усопших.

http://azbyka.ru/video/30-kanun-i-kutija...

Молитвенник (м.) — 1)- Тот, кто молится о других людях (обычно священник, монах). 2)- см.Молитвослов. Молитвенное правило — Молитвы в определенной последовательности, читаемые ежедневно утром и вечером (утреннее и вечернее правило), а также перед причастием (правило ко святому причащению) и после него (правило по святом причащении). Молитвослов (м.) — Книга для частных, домашних молитв, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко святому причащению, благодарственные молитвы; может также включать в себя покаянный канон и акафисты Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю. Молитвословие (ср.) 1)- Тексты молитв; их последовательность. 2)- Чтение молитв. Молиться — Творить молитву; произносить текст молитвы. Монастырь (м.) — Община монахов или монахинь, имеющая единый устав; комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих такой общине. Монах (м.) — Человек, посвятивший себя служению Богу через принятие пострига и обетов (послушания, нестяжания, безбрачия) и живущий обычно в монастыре. Монах великой схимы — Монах третьей, высшей ступени монашества, носящий кукуль и опоясывающийся аналавом (параманом). Монах малой схимы — Монах второй ступени монашества, носящий кожаный пояс, клобук поверх камилавки и мантию поверх рясы. Мясопустная седмица — Неделя перед Великим постом , на протяжении которой не полагается есть мясную пищу. А Б В Г Д Е ЖЗ И К Л М Н О П Р С Т УФ ХЦ ХЦ Н начало Набедренник (м.) — Принадлежность богослужебного облачения священника — матерчатый прямоугольник, надеваемый на длинной ленте на бедро. Навечерие (ср.) — Канун Рождества; сочельник. Напрестольное Евангелие — Книга большого формата обычно в дорогом окладе, содержащая текст Евангелия (2 знач.); находится на престоле на антиминсе и читается во время богослужения. Напрестольный крест — Крест, находящийся на престоле и выносимый священником на амвон во время проповеди, а также на крестный ход. Насельник (м.) — Монах или послушник, постоянно живущий в монастыре и подчиняющийся его уставу.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

   Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение употреблять его в пищу в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с теми днями, в которые положено вкушение колива: в дни памяти мучеников и других святых и в особые дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво или коливо вкушается в честь Того, в Ком волхвы прозревали явившегося Спасителя мира, Который пострадает и по смерти три дня пребудет Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснет из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней, чтобы спасти людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник на некоторых церковных службах полагаются ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою». В связи с этим, иногда в рождественский сочельник (если он случится в субботу или воскресенье, и вечерня совершается отдельно от Литургии) на вечерне читается Евангельская притча о зерне горчичном. Спаситель сравнивал Себя с зерном, говоря о Своем пришествии на землю и о смерти на ней («аще зерно пшенично, пад на землю не умрет, то едино пребывает» (Ин. 12:24)). Такое евангельское чтение в рождествнский сочельник также объясняет символику Уставного предписания об употреблении сочива. НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ И НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЕЦ    Только два последних воскресенья Рождественского (Филиппова) поста освящаются особой памятью — о праотцах и об отцах древности. Но для достойной подготовки к празднику уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (день «благоволения Божия предображения»), поется катавасия «Христос раждается, славите» — на всех воскресных и праздничных богослужениях, включая полиелейные и славословные службы.    Начиная с памяти дня памяти святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября/13 декабря), кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», в церковные службы включаются особые праздничные стихиры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

«Мы же», то есть мы с вами, мы – люди. Мы приносим в дар Божеству лучшее, что у нас есть, лучшую из нас – Матерь Деву, для того чтобы чрез Нее воплотилось, вочеловечилось Слово Божие. «Она – нашего рода», – как бы восклицает с гордостью Церковь . И Матерь Божия в ответ, указывая на святых, таких, как Сергий Радонежский или Серафим Саровский , говорит: «Он – нашего рода». Богослужебный устав сравнивает Рождество с Пасхой. К обоим праздникам положено готовиться путем сорокадневного поста. Не всегда было так, когда-то пост был однодневный, и об этом напоминает Рождественский сочельник – обычай не есть в канун Рождества до первой вечерней (до той – Вифлеемской...) звезды, а затем, когда в храме пропоют тропарь и кондак праздника, «вкушать сочиво обварено (пшеничную кашу) или кутью с медом». Отсюда и слово «сочельник» (от «сочива» – сочевник). Этот обряд является фактически реликтом тех давних времен христианства, когда литургия совершалась вечером и соединялась с агапой – «вечерей любви». Воспоминанием о рождественской агапе и является ритуальная вечерняя трапеза, положенная в сочельник. Дальнейшее развитие философского содержания праздника связано с творчеством великого византийского мелода (то есть поэта и распевщика) Романа Сладкопевца , с его кондаком на «Рождество Христово» (конец V в.). ...А началось, по преданию, с зависти. Пономарю Роману Патриарх Константинопольский назначил жалованье наравне с прочими клириками, несмотря на то что он был человек простой и неграмотный. Коллеги возмутились. В навечерие Рождества, когда за богослужением присутствовал император, бедного Романа вытолкнули на амвон и заставили солировать, заведомо зная, что он по своей неучености сделать этого не сможет. По окончании службы потрясенный Роман долго молился перед образом Божией Матери, и, когда он, вернувшись домой, уснул, ему было видение. Пришла Богородица, вложила ему в уста маленький книжный свиток, контакион (отсюда и слово «кондак»), и велела есть. Он съел... и проснулся. Сердце его исполнилось невыразимой сладости, он поспешил в храм ко всенощной и, решительно взойдя на амвон, пропел известные теперь каждому строки рождественского кондака: Дева днесь Пресущественного рождает, И земля вертеп Неприступному приносит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Таким образом, в обоих типах уставов издавна существовало три главных степени праздников: великие, средние и малые; состав и ритуал их колебался, но главное различие между ними осталось и теперь таким, как его указывал Никон Черногорец: великие праздники «имут собрания людей по чину (обязательное для всех богослужение) и пророчества на вечерни, и чтения (праздничные слова) на утрени, и Всяко дыхание и Евангелие… в малые праздники в церкви поклон бывает убо ни посреде поста (публичного поста?), особно же (в келиях) бывает обое (поклоны и пост); в средняя же праздники и церкви (поклоны) никакоже бывают, особно же яко же кто произволит; в великие же праздники поклоны не бывают ни поста ни в церкви, ни в келиях» [ 197 ]. В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых службах следующего дня), называются двойными, duplicia. К duplicia primae classis, 1-го разряда, относятся праздники, имеющие восьмидневное попразднство, octava, которое бывает особо торжественным не в последний его день, отдание, как у нас, а в падающее на этот 8-дневный период воскресенье. К числу праздников с 8-дневным попразднством относятся Рождество Христово, Богоявление, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, Тела Господня, Успение, Непорочное Зачатие, Рождество Иоанна Предтечи, ап. Петра и Павла, Всех Святых 1 ноября и освящение церкви; к тому же 1-му классу причисляются и следующие праздники, не имеющие «октавы»: Иосифа Обручника 19 марта, святого и покровителя (patronus) страны или местности (местно чтимого святого); второстепенный (secundaria в отличие от исчисленных — primaria): Сердца Иисусова. Ко 2 разряду (duplicia II classis) принадлежат: Обрезание, Пресв. Троицы (в 1-ю неделю по Пятидесятнице), Сретение, Посещение (2 июля), Освящение Церкви Арх. Михаила (29 сент.), памяти апостолов, евангелистов, Стефана, младенцев и Лаврения (три посление имеют «октаву»), Анны, Иоакима (20 марта); второстепенные: Имени и Крови Иисусовых, Обретения Креста, Розариев и Покровительство Иосифа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

35 . Агиос Ставрос Иерус. 40 (X в.) 371 . Дни Паннухис по Типикону Святой Софии (после чтения, которое следовало после Вечерни) накануне: 1 . 1 сентября (новый год); 2 . 8 сентября (Рождество Богородицы); 3 . 14 сентября (Воздвижение Креста); 4 . 18 декабря (храмовой праздник Богородицы в Халкопратии); 5 . 23 декабря (храмовой праздник Святой Софии). 6 . 25 декабря (Рождество Христово); 7 . 6 января (Богоявление); 8 . 25 марта (Благовещение); 9 . 11 мая (юбилей основания города); 10 . 29 июня (святые Петр и Павел); 11 . 16 июля (отцы Халкидонского Собора); 12 . 6 августа (Преображение Господне). 13 . 15 августа (Успение Богородицы); 14 . 16 августа (избавление осажденного города от 15.VII1–717 г. до 15.VIII-718 г.); 15 . Четверг Вознесения Господня; 16 . Воскресенье перед Пятидесятницей; 17 . Воскресенье Пятидесятницы. Кроме того: I.  Вся первая неделя Великого Поста (обычные «панихидные стояния» для отпущения грехов); II. Суббота 5-ой недели Великого Поста; III. Вербное Воскресенье; IV. Все дни Страстной Седмицы (панихидные стояния); V.  Канун Великой Пятницы: особая Паннухис с двенадцатью Евангелиями Страстей; VI. По этому кодексу и по Патмос 226, не представляется, чтобы имела место Паннухис в ночь Пасхи между Вечерней с Литургией и Утреней, но по Дрезден 104 (Дмитриевский, Древнейшие. 144) была Паннухис с кондаком и в пасхальную ночь. По Св. Крест 40 Паннухис совершалась в Константинополе только 27 или 28 раз в год, и не всегда в Св. Софии. 36 . Аг. Ставрос 43 (1122 г.): Триодь-Типикон Св. Гроба Господня («Анастасис ») для Страстной Седмицы и Пасхи; содержит в целом поэтические тексты, указания чтений и псалмодии, а также обряды и некоторые случайные молитвы; богослужения развиваются главным образом по схеме палестинского Часослова с некоторыми службами Песненного последования; она, вероятно, отражает практику X века перед разрушением 1009 года 372 : Паннухис Великого Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

605. Сборник богослужебный , в четвертку, 400 лл., полууставом XVI–XVII вв., в поврежденном кожаном переплете. Состав: 1) месяцеслов с тропарями и кондаками (1–174) и службы: 2) сентября 1-го – новому лету (174 об.–198 об.); 3) сентября 8 – Рождеству Богородицы (199–218 об.); 4) октября 1 – Покрову Богородицы (218 об.–239 об.); 5) октября 26 – Димитрию Селунскому (239 об.–266 об.); 6) ноября 21 – Введению Богородицы (266 об.–295); 7) декабря 25 – Рождеству Христову (295–313); 8) января 6 – Богоявлению Господню (313–330); 9) февраля 2 – Сретению Господню (330–342 об.); 10) июня 29 – апостолам Петру и Павлу (342 об.–369 об.); 11) июля 20 – Илии пророку (369 об.–389); 12) августа 15 – Успению Богородицы (389–400), оканчиваетоя тронарями 8-й песни. Из русских праздников Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; июля 28 – празднество иконе Смоленской Божией Матери и августа 26 – Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Отметим, что под 18 декабря упоминаетоя «чудотворица София», которая не значится в месяцеслове архиепископа Сергия. 606. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 293 л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете; листы 10 об. и 11 писаны скорописью; 1–3 листы порваны о ущербом для текста. На полях внизу листов 12–34 приписка скорописью: «Лета 7146 марта в 23 день положил сию книгу глаголемую Полуоставье патриаршей духовник черной священник Софроней в дом Николе чудотворцу Мокрого монастыря по родителем своим и тое книги от дому Николы чудотворца ни продать ни заложить, а кто сию кннгу от церквы возметь да будет анафема и положена та книга при строите(ле) Иосифе при черном священнике Антоние и при всей братье». Состав: 1) конец вседневной полунощницы (1–2); 2) устав субботней полунощницы (2–3); 3) тропари воскресные, ипакои и богородичны (3–6); 4) тропари и кондакы и богородичникы дневныа (6–8 об.); 5) богородичны, поемыа за слава и ныне по тропарем святым противу гласу тропарю, такоже и кресту крестобогородичны (8 об.–10); 6) о распределении кафизм на богослужениях (10 об.–11); 7) келейное сказание во сне соблажненье многих ради вин бывает (12–16 об.); 8) указ егда прилучится коыу соблазн от дьявола во сне (16); 9) подобает ведати како чести утреныя евангелия воскресныя от Пасхи от великия недели до субботы Пянтикосныя (16 об.–18); 10) последованпе вечерни в неделю святыя Пятидесятницы (18–28); 11) последование святого масла – творение Арсеньево (28 – 55 об.); 12) молебен за бездождие (55 об.–58 об.); 13) канун молебен за умножение дождя (58 об.–62 об.); 14) сия молитва в нашествие иноплеменным и за бездождие и в смертное и за умножение дождя и за всяко приношение по всякой потребе (63–64 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков св. Кирилл Иерусалимский , воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в царство света. “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям. Беда многих христиан нашего времени заключается в том, что они мало трудятся над тем, чтобы ярче разжечь в своих сердцах полученный ими дар благодатной любви. Болезненная привязанность к миру вытеснила в них духовную любовь и принесла с собой огорчения, злобу и зависть. Поэтому, празднуя великий праздник Крещения Господня, вспомним о данном нами при крещении обете любить Бога и ближних. Поблагодарим Бога за то, что удостоил нас духовного рождения и призвал в Свое Царство вечного блаженства. Постараемся стать достойными этой великой чести и милости Божией! Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010