В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие. Трипеснцы, каноны и стихиры предпразднства (читаемые на утрени, вечерни и повечериях) содержат вдохновенные высокопоэтические, умилительные и глубоко содержательные песнопения 39 . Навечерие праздника Рождества Христова (сочельник) и его богослужебные особенности Канун праздника, 24 декабря, называется еще навечерием праздника. Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний, как это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие. Если навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресенья, то в этот день, утром, совершаются великие (или царские) часы и вечерня с литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Христова совпадет с субботой или воскресеньем, то великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после которой служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия же святого Василия Великого переносится на день самого праздника. Великие часы представляют собой соединение всех 4-х часов в одну службу с присоединением к ним и чина изобразительных. Они имеют назначение – заменить собой в навечерие литургию, которая, хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней, а, следовательно, относится к следующему дню. Заменяя собой литургию, великие часы имеют прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари 40 . Схема построения великих (царских) часов Великие часы (1-й, 3-й, б-й и 9-й) читаются по следующей схеме:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Святейший Патриарх Алексий выразил соболезнования в связи с гибелью священника Олега Ступичкина 8 января 2007 г. 14:30 В канун Рождества в Свердловской области был убит настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла пос. Нейво-Шайтанский священник Олег Ступичкин. Предстоятель Русской Церкви направил свои соболезнования архиепископу Екатеринбургскому Викентию , клиру Екатеринбургской епархии , пастве прихода, матушке, четырем детям, родным, близким и духовным чадам погибшего священнослужителя. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Викентию, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Светлая радость праздника Рождества Христова омрачена в этом году скорбной вестью о злодейском убийстве священника Олега Ступичкина — настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Нейво-Шайтанский Екатеринбургской епархии. Выражаю искреннее соболезнование и сочувствие Вашему Высокопреосвященству, клиру Екатеринбургской епархии, пастве прихода, матушке и детям, всем родным, близким и духовным чадам убиенного отца Олега. На долю покойного выпало нелегкое время пастырского служения. Он принимал самое деятельное участие в оказании духовной помощи жителям поселка и его окрестностей и в восстановлении храма. Отец Олег с любовью и усердием совершал свое служение, и еще многое предстояло ему сделать. Однако руками злодеев было совершено вопиющее преступление — после вечернего богослужения накануне Рождества в храме пролилась невинная кровь, был убит преданный служитель Церкви Христовой. Целью убийц было похищение старинных икон, и они, не задумываясь о последствиях, принесли в жертву своей алчности жизнь православного священника. С сожалением приходится констатировать — за последние годы подобный цинизм и жестокость, по отношению к священнослужителям уже имели место, что свидетельствует о нравственной деградации общества. Молюсь Владыке жизни и смерти Господу нашему Иисусу Христу о упокоении в обителях небесных Своего верного служителя. Да   сотворит  Господь   новопреставленному   убиенному   отцу   Олегу вечную память. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/180202.htm...

Праздник Рождества в Америке имеет чрезвычайно большое значение; с него фактически начинается новый год. Поэтому приготовления к нему можно было замечать в городе еще недели за три. В обыкновенное будничное время Нью-Йорк представляет громадную машину, в которой свободные граждане бездушными винтами вертятся и работают изо дня в день от утра до вечера. С приближением праздника винтики заметно стали распадаться и, переодевшись джентльменами и леди, стали по-праздничному расхаживать по тротуарам, высматривая в магазинах вещи для покупки к празднику. Магазины украсились великолепными вензелями, которые в разноцветных огненных буквах возвещали о «веселом Кристмасе»; у домов и церквей зазеленели елки; в газетных объявлениях о проповедях запестрели темы, имеющие ближайшее отношение к празднику. В народных массах день ото дня уплотнявшихся на улицах, громадное большинство составляли дети: Кристмас здесь в большей своей половине есть детский праздник и обычай налагает на родителей закупать пред праздником для своих детей игрушек на целый год. Особая детская рождественская литература, предназначенная также на праздничные подарки детям, в это время имеет громадный сбыт. В этой детской литературе по меньшей мере две трети книг имеют своим содержанием рассказы о рождестве Спасителя и сопровождавших его обстоятельствах и все исключительно проникнуты глубоко религиозным, христианским духом. Школы устраивают торжественные процессии. Так, из воскресной школы при церкви св. Троицы накануне Рождества около 700 детей составили великолепную процессию, направлявшуюся к вечернему богослужению. Мальчики шли со своими классными знаменами и хором исполняли рождественские гимны. В церкви после вечерней молитвы им розданы были праздничные подарки. В подарках заинтересованы не одни дети: обычай наложил на взрослых долг – делать друг другу подарки. Муж и жена, брат и сестра и т. д. непременно делают друг другу подарки. «Вечерний канун Рождества» 7 , составляющий здесь фактическое начало праздника, представляет в семействах трогательные картины тихих радостей. Под тенью непременной в каждом доме вечнозеленой елки, этого символа возрождения и вечной жизни, переживаются сладкие часы взаимного удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Массовые мероприятия, посвященные празднику Рождества Христова, прошли в различных уголках России. 7 января по одной из главных улиц Петропавловска-Камчатского верующие прошли крестным ходом до центральной площади города, где был отслужен благодарственный молебен. К жителям Камчатки обратился епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Он пожелал им счастья, добра и веры в наступившем Новом году. На импровизированной сцене у подножия 22-метровой рождественской елки выступили самодеятельные коллективы города и церковный хор. Гостей праздника ждали катания на тройке с бубенцами, русские ледяные горки, горячий чай и пироги. В Ставрополе Рождество Христово совпало с началом работ по сооружению в память об основателях города 26-метровой стелы, увенчанной бронзовой фигурой Ангела-хранителя с Крестом в руках. В переводе с греческого Ставрополь означает Град Креста. Благотворительную акцию милосердия " Лицом к добру " провела 7 января Нижегородская епархия и Министерство по труду и социальной защите населения Нижегородской области. Как рассказал настоятель нижегородского мужского Благовещенского монастыря архимандрит Кирилл, цель мероприятия - поддержка малоимущих и социально незащищенных жителей области. Участники акции посетят детские и дома престарелых в сельских районах и передадут их обитателям рождественские подарки. Вместе с представителями Церкви социальные учреждения посетят и творческие коллективы, которые покажут свою праздничную программу. Жители станицы Старочеркасской - древней столицы донского казачества - получили возможность встретить праздник Рождества Христова в кругу многочисленных родственников, близких и друзей, которые из соседних станиц и хуторов приехали сюда по новой автотрассе, открывшейся в канун наступившего года. Ранее в Старочеркасскую, сплошь окруженную водой, можно было добраться летом на пароме, а зимой - лишь по замерзшему Дону. Но если лед был, как говорят местные жители, плохим, то родню и соседей на Рождество не жди. Зато сегодня в " донской Венеции " , как именуют иногда Старочеркасскую - уйма народу. Повсюду веселье, хороводы, " взятия снежных городков " . На всю округу слышны песни, стремительно проносятся с разрумянившимися ездоками сани, запряженные в фыркающих от крепкого мороза коней. Каменная сказка архитектурного ансамбля Федоровского Государева собора в Царском Селе оживилась на Рождество шумом пестрой ярмарки. После литургии народ заполонил знаменитый Федоровский городок, в котором начались рождественские народные гулянья - " Царскосельские святки " . Этот праздник собирает у разожженных костров жителей города для общего веселья, где стар и мал находят себе забаву и интерес. Весь день звучат песни, звон бубенцов русской тройки и нескончаемая, разливистая гармонная трель. Всякий пришедший будет попотчеван русской кашей и кружкой горячего чаю, а самые сметливые и веселые за участие в конкурсах получат в подарок от затейников пару добротной обувки для суженой или рождественский сувенир.

http://zavet.ru/news/news020107.htm

Развлечения в кануны воскресных и праздничных дней глубоко противоречат всему церковному богослужебному строю, весьма вредны таким образом для душ их участников, из которых часть даже обычно запаздывает, ввиду утомления, на литургии или пропускают ее, пришедшие же находятся под впечатлением прошлой ночи. Указ 69, 8 ноября 1951 г. Указ о порядке начала малого входа Отцам священнослужителям напоминается порядок начала малого входа при архиерейских службах, при полном составе служащего клира. Сперва становится у престола старший священнослужитель и первый диакон, делают три поясных поклона престолу, целуя его, поклон Архиерею, священник дает Евангелие диакону, который отходит на горнее место лицом к престолу; затем старший священник со всеми иереями делает два поклона поясных, целует престол, третий поклон, поклон Архиерею и начинают обходить престол, причем стоящие с левой стороны не проходят кругом престола, а со своего места присоединяются к идущим с правой, когда доходит очередь. Указ 90, 21 ноября 1951 г. Указ о привлечении прихожан к участию в богослужении Для более деятельного и действенного участия верующих в богослужениях, призываются о.о. настоятели храмов и все священнослужители привлекать мирян в возможно большем числе к чтению и пению на клиросе, а детей и юношей также к прислуживанию за богослужением. Вместе с тем, предписывается вводить по возможности пение отдельных частей богослужения, или даже всего, всеми верующими, подражая в том древней Церкви. Безусловно, общим пением во все воскресные и праздничные дни должны исполняться: за литургией «Верую» и «Отче наш», а за всенощной, когда положено, «Воскресение Христово видевше». Полезно для проведения сего высылать тогда на средину храма часть певчих, а диакону или начальнику хора – руководить пением. Указ 70, 8 ноября 1951 г. Указ о светильнике в навечерие Рождества Христова Разъясняется и напоминается клиру и пастве, что изношение светильника на середину храма в навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления после вечерни, обычно соединяемой с литургией св. Василия Великого , означает пришествие на землю и вселение среди людей Света Истинного, Солнца Правды, возвещенного Звездою, Свет Коего озарил человеков (см. тропарь Рождества и кондак Кресту). Ввиду сего, сам светильник, таинственно изображающий тот Незримый Свет, скрытый под плотию Богочеловека, является как бы иконою и нет надобности тогда поставлять его перед иконой, а должно ставить его на середине храма и перед ним славить Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил вечернее богослужение в Свияжском монастыре 20 июля 2016 г. 22:32 20 июля 2016 года, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Чебоксарский Чувашский Варнава ; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен ; протоиерей Владимир Самойленко, секретарь Казанской епархии , настоятель храма Рождества Христова г. Казани; игумен Силуан (Хохиашвили), настоятель Успенского монастыря в Свияжске; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ г. Москвы ; священник Димитрий Сафонов , секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России ; духовенство Татарстанской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии (регент Д.А. Рогов). По завершении всенощного бдения митрополит Феофан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святителей Казанских Германа, Гурия и Варсонофия, написанную насельниками Успенской обители в Свияжске. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону Собора Пресвятой Богородицы. Верующим были переданы иконки Покрова Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

http://patriarchia.ru/db/text/4568223.ht...

Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах...» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие. Подготовительный период к празднику Рождества Христова Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах, под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называем «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе, под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи, – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря – Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени.) Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества.) Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте литургии», которая служится с утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

«Это был человек веры и человек Церкви». Памяти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа 9 февраля 2011 г. 14:30 8 февраля 2011 года, в канун сорокового дня кончины митрополита Хрисанфа (Чепиля) , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Свято-Трифонова монастыря г. Кирова. По окончании Литургии на месте погребения приснопамятного архиерея, у северной стены Успенского собора, была совершена панихида. В своей статье владыка Александр делится воспоминаниями о почившем митрополите Вятском и Слободском Хрисанфе. 9 января 2011 года православная паства Вятской земли простилась со своим архипастырем — первым митрополитом Вятской епархии Высокопреосвященнейшим Хрисанфом, митрополитом Вятским и Слободским. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мне было поручено возглавить отпевание почившего святителя. 8 января, на второй день праздника Рождества Христова, в Серафимовском соборе города Вятки, в котором владыка Хрисанф много лет совершал богослужения, состоялась Божественная литургия, за которой молилось большое количество священнослужителей, несущих свое служение не только в пределах Вятской земли, но и в других епархиях, и которых в разные годы рукоположил в священный сан приснопамятный святитель. После панихиды состоялся крестный ход, в котором мне довелось принять участие. Огромное количество людей пришло проводить владыку в главный храм г. Кирова и всей Вятской земли — Успенский собор Свято-Трифонова монастыря. Гроб с телом почившего владыки священнослужители пронесли на руках от Серафимовской церкви до Успенского собора. Здесь процессию встретил Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский , на которого было возложено временное управления Вятской епархией . Мы совершили с владыкой панихиду по новопреставленному святителю, после чего гроб был установлен в храме для последнего прощания. После вечернего богослужения, а также в субботу утром тремя епископами — мной, архиепископом Йошкар-Олинским Иоанном и архиепископом Верейским Евгением , ректором Московских духовных школ , была отслужена панихида. В воскресенье 9 января по завершении Божественной литургии состоялось отпевание нашего дорогого владыки.

http://patriarchia.ru/db/text/1405408.ht...

Адрес: ул. Поповича, 50, с. Молодия, Глыбоцкий р-н., Черновицкая обл., 60415 Телефон: +38(03734)5-12-28 Свято-Аннинский женский монастырь (г. Вашковцы) [ править править код ] Свято-Аннинский монастырь (г. Вашковцы) 2 Название г. Вашковцы произошло от имени Васько (еще в XIX в. бытовало параллельное название «Васковцы»). 1-е упоминание о нем датировано 1431 г. Южнее города стоит живописная Анина гора, где, по легенде, некогда укрывалась от татар девушка Анна. Существует также устное предание о том, что в прошлом на горе был женский монастырь, но документально известно лишь о храме, утраченном в ХХ в. Вследствие народного почитания Аниной горы, в 1993 г. здесь основан монастырь св. прав. Анны. В 1995 г. был окончен нижний придел свв. мчч. Маккавеев Свято-Аннинского храма. По состоянию на 1996 г. обитель также имела келейные корпуса, временную колокольню, летний дом для паломников, установленный у храма св. прав. Анны старинный каменный крест, а также устроенные под горой колодец и часовню. В последующие годы построено еще несколько корпусов, в 2002 г. на горе найден источник минеральной воды. Адрес: ул. Монастырская, 1, г. Вашковцы, Вижницкий р-н., Черновицкая обл., 59210 Телефон: +38(03730)4-36-02 Боянской иконы Божией Матери женский монастырь [ править править код ] В честь Боянской иконы Божией Матери монастырь По мнению археологов, с. Бояны возникло ок. XII в. на торговом пути из Галиции в Молдавию. 1-е письменное упоминание о селе датировано 1523 г. В 1898 г. румынские католики греческого обряда воздвигли здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, ставший впоследствии православным. В 1991 г. для храма был написан образ Божией Матери с Младенцем Спасителем. Во время вечернего богослужения 18 дек. 1993 г. (канун памяти свт. Николая Мирликийского) икона начала источать слезы. По словам протоиерея Михаила Жара (ныне викарий Черновицкой епархии епископ Банченский Лонгин), который наблюдал это явление, вначале «глаза Божией Матери были наполнены слезами и очень блестели», а к концу богослужения полились до самого низа иконы. В 1993 г. перед образом исцелились больной раком отрок Георгий из Хмельницкой области и священник Игорь из Польши. 4 окт. 1994 г. Свящ. Синод УПЦ благословил почитание чудотворной Боянской иконы Божией Матери по всей Украине и назначил днем торжественного празднования в ее честь 25 сент. С тех пор к иконе совершаются многочисленные паломничества, и она сама посетила многие регионы страны. С сер. 1990-х гг. совершается ежегодный крестный ход в Бояны из Черновцов.

http://azbyka.ru/palomnik/Черновицкая_об...

Практически – чтоб не затягивать ночной службы и излишне не утомлять уже уставших на канун верующих, и чтобы дать им возможность на утро присутствовать бодрыми и радостными на поздней литургии, которую архиерей будет совершать, не спеша, и с подобающей торжественностью. Конец года, 31 декабря. Совершается благодарственная литургия, перед которой особое молебствие, об оставлении прегрешений за год, совершенных верными. В три часа, по малой вечерни, тропарь Обрезанию и индикту (но не святого Василию) и благодарственный молебен за прошедший год. В шесть – всенощная празднику и индикту. В 11 ночи молебен на новый год, и ровно в полночь, литургия. Поздняя литургия святого Василия, но Евангелие точию Обрезания. Если неделя, то Евангелие недели читается на следующий день. Память святого Василия переносим на 2-е число января, но в этот день литургию обычную, Златоуста, а Василиеву, в день его кончины, как и было ранее, 1-го. Евангелие Обрезания кончается – Отроча же ростяще – Благодать Божья 6ы на Нем. Далее: «И хождаста», читается в отдание Сретения. Служба Крещению: часы, как и под Рождество. Вечерня и литургия святого Василия также. Водоосвящение великое совершается там, где принято, дважды: в храме, накануне и на водах, в самый день. Всенощная с повечерием в 6 часов вечерняя. Ночью службы не бывает. В Сретение Господне уместно возобновить древний обряд, стояние со свечами на всенощной, начиная с Ныне отпущаеши, и кончая тропарем‚ на вечерни, во время Евангелия и канона на утрени. Триодь В триоди следующие исправления. Вместо службы в 11 неделю никому неизвестному Паламе, совершать службу святому Григорию Двоеслову . Причина: Его память 12 марта, падая в постные дни, не празднуется, как должно. Он основатель литургии преждеосвященных даров, употребляемой постом. Синаксари следует сократить и исправить. В них много ошибок и наивной лжи, например, (когда образуется сердце, когда душа. Повесть о Трояне и т.д.). Несколько слов о постном богослужении. О Псалтире уже говорено. Утреня в чистый понедельник совершается в 6 часов утра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010