26 декабря 1918 г. По докладу народного комиссара труда т. Шмидта об установлении 10 праздничных дней отдыха, кроме воскресных дней и дней, посвященных воспоминаниям об исторических событиях. Московский совет профессиональных союзов постановил считать за праздники: Рождество – 2 дня, Пасху – 2 дня, затем – Духов день, Благовещение, Преображение, Вознесение, Успение и Крещение. Рождество празднуется 25 и 26 декабря, Пасха – субботу и понедельник (воскресенье как недельный отдых). В канун Рождества, т. е. 24 декабря, и Пасхи, т. е. в пятницу, занятия кончаются в 17 часов. Установленные 10 праздничных дней согласованы с обычными для большинства населения праздниками (по старому стилю). Вечерние известия Московского совета рабочих и красноармейских депутатов. 1918 26 декабря. VI.40. Письмо Вытегорского уездного исполкома управляющему делами СНК РСФСР В.Д. Бонч-Бруевичу о запрете колокольного звона в городе и волостях в 1918 г. 13 января 1919 г. Управляющему делами Совета народных комиссаров товарищу Бонч-Бруевичу На телеграмму 1832–9742 от 8 января 1919 г. Вытегорский уездный исполнительный комитет сообщает следующие мотивы, побудившие сделать распоряжение о прекращении колокольного звона в церквах города Вытегры: 1. Во время мобилизации 3 1253 числа месяца ноября 1254 в одной из ближайших волостей к городу, Андомской, местными попистами был сделан сбор граждан посредством набата в церковные колокола, в результате чего произошло кровопролитие. Дело расследовано, виновные понесли должную кару, причем один священник по постановлению Чрезвычайной комиссии расстрелян, над остальными ведется расследование. 2. Колокольный звон прекращен на основании вышеизложенного только в Вытегре, что же касается волостей, то постановлено: на усмотрение самого населения, отнюдь не приневоливая со стороны власти, и надо сказать, что звон во всех церквах уезда продолжается. 3. Богослужение как в городских церквах, так и волостных продолжалось и продолжается. Уездный исполком ничуть не принимал каких-либо шагов к стеснению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поверх С. надеваются омофор и панагия с крестом. Свеча церковная – символ молитвы верующего человека; изготовленная из чистого и благоуханного воска, она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу Каждая церковная служба совершается при возжженных С. и светильниках. Посещая храм Божий, верующие возжигают С. перед иконами Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и иконами святых; горящая С. – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. В некоторых случаях молящиеся не только ставят С. пред иконами, но и сами стоят с горящими С. в руках во время богослужения, например, на полиелее утрени в день памяти ап. Иоанна Богослова (под 26 сентября/9 октября); после освящения верб на утрене праздника Входа Господня в Иерусалим); во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господних на утрене Великой Пятницы (обычно в вечер четверга); при выносе из алтаря Плащаницы Христовой на вечерне Великой Пятницы; на погребении Христа Спасителя на утрене Великой Субботы; наконец, во время пасхального крестного хода и до окончания Светлой заутрени. С. возжигаются также при совершении святых таинств Крещения, Брака, Елеосвящения, а также во время панихид, парастаса и отпевания умерших; в память усопших С. ставятся на канун (подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием). Святитель – святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения, праведным пастырством, беспорочной жизнью и праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному; почитание С. находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов. Первым русским С. является св. Леонтий, третий епископ Ростовский († ок. 1077 г.), к числу наиболее рано канонизированных С. относятся митрополиты московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский. Святки, святые дни – двенадцать дней после праздника Рождества Христова до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику (4/17 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Как мы уже не раз говорили, в ранней Церкви крещение оглашенных совершалось во время пасхального всенощного бдения и представляло собой неотъемлемую часть Святой ночи (nox sancta). Пасхальная служба начиналась фактически как торжественное завершение катехизации, приготовления к крещению. И этот катехизический, предкрещальный элемент заметен уже в вечерне Великой Субботы, еще более – в 15 паремиях из Ветхого Завета, каждая из которых является «прообразом» не только Воскресения, но также и крещения, или скорее спасения как перехода – от рабства к свободе, от смерти к жизни, от земли к небу. В заключение этой последней торжественной катехизации, кандидатов для крещения уводили в баптистерий, в то время как собрание верующих продолжало свое бдение, ожидая их возвращения и евхаристического совершения Пасхи. Таким образом, всенощное бдение, совершение крещения, шествие новокрещенных в храм и, наконец, Евхаристия составляли одно целое. Изменилось же это празднование, первоначально единое и всеохватывающее, действительно благодаря историческому фактору, который превратил его в два богослужения: первое, согласно Уставу, должно совершаться в вечер Великой и Святой Субботы, т. е. в канун Пасхи, и второе, которое в настоящее время и составляет собственно пасхальное богослужение. Этот фактор заключается в очень большом росте количества желающих креститься, явившемся следствием христианизации империи и массового обращения ее населения. Со временем становилось все труднее совершать крещение всех желающих в один день в рамках одного богослужения. Это привело, с одной стороны, к увеличению числа дней, в которые можно было совершать крещение: именно в это время Рождество, Богоявление и Лазарева Суббота и даже на некоторый период Пятидесятница стали крещальными праздниками. С другой стороны, это сказалось и в перестройке самого пасхального богослужения, которое было разделено на две части: часть крещальную и часть собственно пасхальную. Эта перестройка, вызванная практическими нуждами, способствовала, однако, богословскому и поистине творческому углублению церковного литургического сознания. Было введено новое пасхальное чинопоследование, которое, несомненно, является шедевром, высшим духовным проявлением византийской литургической традиции, уникальной литургической эпифанией всего таинства Спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вечерня Вечерня бывает малая, вседневная и великая. Повечерие Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении). Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия. Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5й седмицы Великого поста). Полуношница Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием. Часы Часы — 1й, 3й, 6й и 9й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные. Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою. Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1й, 3й, 6й и 9й и за ними бывает чин изобразительных. Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1й соединяется с утренею, а 3й, 6й и 9й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3й и 6й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Итак, мы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями. Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Итак, мы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями. Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое). В Церкви бытует поговорка: «Ты не понимаешь (происходящего в твоей душе во время богослужения) — зато бесы все понимают (и бегут)». Воздействие соборной молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее рассудочного осознания — и действенней на пути духовного возрастания. Придя в храм, прежде всего следует узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы) — молебны, панихиды. Впрочем, в Церковь можно зайти и помолиться в любое время — если она открыта. Принято ставить свечи — как символическую жертву Богу и образ нашего моления — хотя это вовсе и не обязательно. Свечи обычно приобретают в так называемом «свечном ящике» (лотке с церковными товарами) и ставят на подсвечники. Свечи ставят перед образами (иконами) Спасителя, Матери Божией, святых. При этом – еще раз напомним! —   следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но на ней запечатленный образ (нашу душу возводящий к первообразу ). В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, святого или церковного события, которым посвящен данный храм (икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т.д.). Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен. Лежат иконы на специальных столиках. Заупокойное поминание обычно совершается в той части храма, где расположено распятие; свечи в этом случае принято ставить на особый подсвечник, который называется канун . Восточная часть храма, в которой священнослужителями совершается основная часть богослужения (и в первую очередь — сошествием Святого Духа пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), называется алтарь. Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря особой преградой, называемой иконостас . Иконостас — образ Царствия Небесного, зримое воплощение Церкви как «Неба на земле».

http://pravmir.ru/dver-otkryta-my-voshli...

Патриарх Кирилл: Святая вода великая святыня, и почерпать ее нужно в благоговении 19 января, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства. 19 января. ПРАВМИР. 18 января 2015 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в столичном кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения воды, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Затем Патриарх Кирилл поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с навечерием Богоявления Господня. Сегодня, в канун этого великого праздника, по установившейся церковной традиции за вечерним богослужением совершается освящение воды. Мы молимся Господу о ниспослании Его благодати, Его силы, водному естеству. Если только вдуматься, что происходит в этот момент, то потрясает сама мысль о том, что через рождение Спасителя, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскресение роду человеческому дана величайшая сила  Божественное присутствие в жизни людей и в человеческой истории. Господь не покидает род человеческий, возносясь на небо, Он остается с нами силой, действием Святаго Духа. И как знак этого Божественного присутствия по молитвам Церкви естество водное обогащается Его энергией, Его силой, Его благодатью. И мы знаем, что вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства: она не портится, она исцеляет от болезней, она отгоняет от людей темную силу, она дает людям возможность, опираясь на свою веру и свою молитву, привлекать через воду сию благодать Святаго Духа. Великая святыня открывается нам в эти крещенские дни. Это продолжение праздника Рождества Христова и это подлинное Богоявление не только как исторический факт, но как реальность, в которой мы живем. Святая вода это знак новой Божественной реальности, соединенной с человеческим естеством и с человеческой историей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-svyata...

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия. Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения. Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» . На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова). Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

http://pravmir.ru/ob-uchastii-vernyih-v-...

В храм в посту мы ходили всегда, когда только была служба – причем на вечерню и на сам праздник, стояли до конца. Ощущение радости не описать! Особенно радости, бываемой в канун Пасхи или Троицы, или Рождества Христова и проч. Заходишь в храм, а он – как корабль, величественен, он уверенно движется вперед. Кругом такая тишина, воздух даже как бы звенит. Все торжественно, в ожидании праздника. Такое не забывается… Необыкновенны, и просто потрясающи великопостные богослужения. Особенно в будни. Молитва идет сама. Покаяние – откуда и берется… Из храма выходить не хочется, хотя уже и пора… Во всем видится какой-то иной смысл… Домашняя молитва наполняется какой-то особой  глубиной, сокровенностью… На причастие летишь, особенно в праздник, как на крыльях. Кстати, хорошей традицией для нас становилось причастие именно всей семьей – в какой-то степени даже удобно, да и радостно. И как-то так получалось, что мы все в один момент выражали свое желание подготовиться, а затем и причаститься Святых Даров. А вот накануне причастия и пост. И молитва были в семье усилены. Причем все это было не насильно. Каждый ощущал в этом потребность. Что самое главное старались делать постом? Когда прошел страх остаться голодным, постепенно стали учиться не раздражать другого, не искушать – ничем. Все то, что было раньше популярным в семье, заменяли духовной пищей. Старались поменьше говорить по телефону – в беседе часто можно сорваться… Стремились пост превратить не в принудиловку, а в праздник, и нам это удавалось. Старались не считать дни до окончания поста, а ожидать сам праздник. Мы искали меру не только своего поста, а и молитвы – ведь совершаемые до этого перегибы в правиле отражались на всей семье. В своей горячечности, к стыду своему, я мужу предложила жить как брат с сестрой, а он, любя свою бестолковую половинку, пошел и на эту жертву. Благо, это было не так долго, пока я не поняла, что, поскольку Господь дал мне семью, я и должна о ней, в том числе о муже, заботиться… Со временем получится все! Главное – принять решение, уразуметь – зачем тебе этот пост нужен – то ли похудеть, то ли сэкономить, то ли оздоровиться, то ли путь к Господу очистить… Если ты понимаешь, что не ради физической формы или другой выгоды начинаешь поприще поста, тогда становится очень легко – щедро даваемая Господом благодать тебя носит буквально на руках! Это потом, со временем, становится несколько сложнее. Когда ты понимаешь, что пост не Господу нужен, а тебе. Вот когда приходится труды прикладывать! Но потом же, с приходом понимания, пост превращается в радость, которая с каждым разом изобильно преумножается, даже когда над тобой бури житейские и природные катаклизмы…

http://pravmir.ru/post-eto-vsegda-trud-v...

В пост следует усилить молитвенное правило, дополнив его хотя бы молитвой Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…»), ограничить посещение кино, театра, сидение перед телевизором. Когда одной женщине, живущей в непостящейся семье, духовник разрешил есть все, но запретил смотреть телевизор, она по наступлении Пасхи сказала: «Вот это действительно был пост!». Пост надо очень осторожно вводить для детей, — он не должен вызывать у них протеста или уныния. Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста. Во многих семьях полностью отказываются от мяса, но некоторые их члены едят молочные и рыбные продукты. Самое важное — чтобы к посту было сознательное, волевое отношение. Для духовной жизни не полезно его полное игнорирование. Члены Церкви должны жить в ритме ее годовых богослужебных кругов. Меру поста надо согласовать с духовником. Завершением поста или его части является говение и причащение Святых Даров. В православной церкви установлены посты: Рождественский, Великий, Петровский, Успенский. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы, за исключением нескольких сплошных седмиц, и некоторые другие дни. Великий пост предваряется Прощеным воскресением, когда все родные и знакомые друг у друга, пастыри церкви у своих чад, а прихожане у своих священников просят прощения за нанесенные обиды и проступки. Это бывает вечером в канун первой постной седмицы. Вернувшись после вечерни домой, в семье хорошо бы прочитать вечернее правило вместе с молитвой Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…»), а затем всем членам семьи попросить с целованием прощения друг у друга. В посте проявляется сокровенная сущность человека: у одних возрастает теплота молитвы и становятся зримыми ранее не замечаемые грехи, у других растет раздражительность и злость. Раздражительность свидетельствует об отсутствии или формальности молитвы или о чисто телесном соблюдении поста; у детей раздражительность и уныние может быть и от чрезмерности его для них. VIII. О домашнем богослужении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Календарь Материалы 26 декабря 2015 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 13/26 декабря 2015г. Суббота 30-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. Иеромонах Фотий (Мочалов) О целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь и интересен ли старцу Власию Григорий Лепс рассказал в интервью РИА Новости победитель телевизионного конкурса " Голос " Иеромонах Фотий (Мочалов) Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) Из-за чего произошло разделение на разные племена и народы? На каком языке разговаривал Христос? Почему нельзя сквернословить? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви. Елена Горбачева В Русской Православной Церкви не исключают передачу одного из храмов Киево-Печерской лавры раскольничьему Киевскому патриархату. Об этом во вторник заявил представитель РПЦ. До сих пор суд вставал на сторону Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, но украинские радикалы привыкли решать все вопросы силой, а не в судах. В том, что именно сможет защитить лавру от радикалов, разбиралась «Русская планета». Михаил Алаеддин В канун рождества вечером в сирийской столице образовались огромные пробки. Десятки тысяч людей в этот день традиционно готовились к празднику – закупали подарки, встречались в кафе и просто прогуливались по центральным городским улочкам. English Edition [Homilies and Spiritual Instruction] Jesse Dominick " The table is laden. All passions, all wealth, all pleasure, all of our excuses, find their true fulfillment in the Incarnate Christ. Let us lay aside all these excuses and accept the festal invitation, for truly, the table is laden, and all are invited. " [News] The Patriarch has plans for other trips abroad, too, but their format and dates will be refined further, the spokesman said

http://pravoslavie.ru/archive/151226.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010