Как напомнил Алексий II, " и в самых трудных обстоятельствах " христианин не должен забывать слова Спасителя: " Не бойся, только веруй " , которые " обращены к каждому из нас " . В воскресенье, 6 января, с утра до поздней ночи патриарх Московский и всея Руси Алексий II будет совершать торжественные службы в храме Христа Спасителя: в 9:00 - Божественную литургию и Великую вечерню, в 17:00 - Великое повечерие и утреню и, наконец, в 22:00 здесь начнется главное рождественское богослужение, которое продлится около пяти часов. На следующий день, 7 января, в 16:00 патриарх Алексий совершит в храме Христа Спасителя рождественскую вечерню. Прямую трансляцию главной службы будут вести телеканалы РТР (с 22:00) и ОРТ (с 23:00). Сайт Русской Православной Церкви будет также вести online-mpahcляцuю, которая начнется уже в 17:00. На время Рождественских праздников московские церкви возьмут под усиленную охрану. Как сообщили в ГУВД Москвы, дополнительные милицейские наряды будут выставлены возле Храма Христа Спасителя, Елоховского собора, Донского и Новодевичьего монастырей, в музее-заповеднике " Коломенское " , а также около всех церквей, где будет проходить праздничная служба и ожидается большое скопление прихожан. Церковный год > > Рождество Христово Митрополит Кирилл: " не надо ради календаря ломать человеческую душу " 06.01.2002 В Московской патриархии считают, что переход Русской Православной Церкви на Григорианский календарь мог бы привести верующих к расколу. Как передает РИА " Новости " , о возможности такого раскола предупредил в субботу глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в прямом эфире радиостанции " Маяк " . Русская Православная церковь отмечает Рождество после Нового года, хотя наши предки делали наоборот. " Это - вопрос календаря, - ответил митрополит Кирилл. - Все западные христиане отмечают праздники по Григорианскому календарю, то есть по новому стилю. Русская православная церковь и ряд других православных церквей сохраняют Юлианский календарь " .

http://zavet.ru/news/news020101.htm

" Бог стал человеком, чтобы человек стал по благодати Богом " января 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Рождественскую вечерню в Александро-Невской лавре В канун понедельника седмицы 30-й по Пятидесятнице, 8 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Великую вечерню в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Петергофский Амвросий , епископ Царскосельский Маркелл, наместник обители епископ Кронштадтский Назарий с братией, епископы Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятели петербургских храмов и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельницы монастырей: Новодевичьего - игумения София, Константино-Еленинского - игумения Илариона. Присутствовали председатель Заксобрания Вячеслав Макаров и другие представители органов власти. По окончании богослужения с приветственным словом к владыке обратился архиепископ Амвросий. " В этот святой вечер мы собрались по традиции для того, чтобы прославить Богомладенца Христа, обратиться к Нему с молитвой и поздравить главу нашей митрополии владыку Варсонофия с событием, которое стало средоточием человеческой истории, - воплощением Бога на земле, - сказал он. - Святой Иоанн Дамаскин говорит: " Когда я увидел человеческий лик Бога, я обрел для души своей спасение " . Беспрецедентное событие произошло, и мы не просто его отмечаем, но пытаемся через свой - а у каждого он свой! - молитвенный и иной опыт общения с Богом приникнуть к этой тайне и стать ее соучастниками " . " Обрел для души своей спасение " , - повторил владыка слова преподобного Иоанна Дамаскина. - А в чем это спасение? Святитель Афанасий Александрийский говорит, что Бог пришел на землю и стал человеком, чтобы  человека соделать Богом. То есть сделать каждого из нас тем, кем является Он по благодати и дать возможность приближаться к Его совершенству. В этот вечер мы благодарим Богомладенца Христа за этот дар - наше спасение. И взирая на вертеп, изображенный на иконе Рождества Христова, призываем не забывать, что на нем изображен не просто красивый и радостный Младенец, а Агнец, которому надлежит быть закланным за спасение каждого из нас. И мы видим здесь выбор между жизнью во грехе и святостью, в этих яслях видим надежду и упование, что Тот, Кто превозмог всю человеческую историю с ее бедами, войнами, трагедиями, болью, не оставит и нас " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

891 При архиерейском служении, например, в Большом Успенском соборе в Москве, «архиерей приходит в церковь с провождением начало всенощного говорит протопоп, к литии и величанию архиерей облачается (Чин свящ. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соб., см. 5 янв.) в малое облачение» (там же, см. 25 дек.). 892 Хотя бы праздник Крещения случился в среду и пяток – мирстии ядят мясо (Тип., послед. 6 янв.). 893 В Господние двунадесятые праздники, случившиеся в Неделю (воскресение), служба воскресная совершенно опускается для службы праздничной. 894 Аще ли храм случится Покрова, или Сретеения Пресвятыя Богородицы, или ин кий храм Ея, в Неделю: и поем всю службу вечер и утро и на литургии, во всем подобно, якоже Рождества Богородицы в Неделю, септемврия в 8-й день (Тип., храм. гл. 8). 895 И для отдания праздника служба субботы мясопустной не переносится на другой день; для праздника же Сретения она переносится на четверток мясопустный, или на субботу мимошедшую (Тип., послед. 9-го и 2-го февр.). 896 В Благовещение, случившееся до страстной седмицы, позволяется вкушать рыбу, елей и вино; в страстную седмицу до пятка – только елей, (т. е. варение) и вино; в пяток и субботу – сухоядение и вино (Тип., послед. 25 марта и Номок. в Больш. Требн., прав. 124). 897 В Типиконе в предпразднство Благовещения в последовании 24 марта, по-видимому, указано совершать Литургию Преждеосвященных даров, в какой бы из седмичных дней ни случилось предпразднство – в понедельник, вторник, среду и т. д. К такому мнению как бы приводят следующие слова Типикона в последовании 24-го марта: на вечерни Вход, прокимен и чтения дне и прочая служба преждеосвященных. А идеже несть преждеосвященных, на Господи, воззвах стихиры и т. д. Но эти слова не означают того, что будто бы в какой бы день седмицы ни случилось предпразднство 24-го марта, что в этот день будто бы назначено совершать Литургию Преждеосвященных даров. Вышеизложенные указания Типикона, находящиеся под 24-м марта, о Литургии Преждеосвященных даров и слова «идеже несть литургии преждеосвященных», относятся не к 24-му, а к вечерни 23 го марта. Смысл такой: Если 23-е марта (канун предпразднства) случится в среду или пяток, то в 23-е марта совершается Литургия Преждеосвященных даров. А идеже несть преждеосвященных, т. е. в те дни седмицы, когда литургия не положена – именно в понедельник, вторник, четверток – тогда иначе совершается служба. А о литургии в 24-е марта нет указания, что будто бы Литургия Преждеосвященных даров совершается во все дни седмицы на 24-е марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С образованием Будапештской и Венгерской епархии в 2000 году храм становится её кафедральным собором. 25 августа 2001 года многочисленные русскоязычные верующие обратились к епископу Павлу (Пономареву), правящему архиерею Венгерской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата с прошением о создании нового русского прихода в Будапеште в Успенском соборе. 28 марта 2002 года епископ Павел подписал указ о создании нового русского прихода, который стал называться русским приходом во имя Святой Троицы. После этого в соборе начинают проводиться богослужения по юлианскому церковному календарю. Собор делят два прихода — венгерский Успенский и русский во имя Святой Троицы. Успенский венгерский приход проводит богослужения по григорианскому (новоюлианскому) календарю на венгерском и греческом языке. Наиболее значимые праздники, собирающие значительное число верующих — 20 августа (святитель Стефан, король венгерский), Рождество Христово (25 декабря). Богослужения в Успенском приходе совершаются таким образом: в субботу — всенощное бдение на венгерском, церковнославянском, греческом языке, в воскресение — поздняя божественная литургия. В будние дни читается акафист и служится вечерня на венгерском языке. Русский приход во имя Святой Троицы проводит богослужения на церковнославянском языке по старому стилю. По воскресеньям — проводится ранняя Божественная литургия на церковнославянском языке. Кроме этого, проводится по две литургии по субботам ежемесячно, а в будние дни — литургии в дни праздников и в дни памяти святых, по понедельникам и четвергам служатся молебны, совмещенные с акафистами. Также всенощные бдения в канун значимых праздников. Большая часть икон Успенского собора сохранилась с XIX столетия. По состоянию на конец 2014 года настоятелем Успенского собора является правящий архиерей Венгерской епархии Марк, архиепископ Егорьевский. В венгерском Успенском приходе богослужения совершает помощник епископа — протоиерей Стефан Мадьяр, в русском приходе во имя Святой Троицы настоятель прихода — иерей Димитрий Корнилов. Всего в клире собора: 3 священника и 3 дьякона.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

«В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна (возмужалого, взрослого) Тебе видим», – говорит святитель Софроний, патриарх Иерусалимский 307 . Как и для праздника Рождества Христова, ближайшие суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и Неделей пред Богоявлением (или пред Просвещением). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол и Евангелие, а в Неделю пред Богоявлением – особый прокимен, Апостол и Евангелие, посвященные наступающему празднику (см. Типикон, исследование 26 декабря и 2 января). Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова. НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ Канун праздника (5/18 января) называется навечерием Богоявления, или сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходны со службой праздника Рождества Христова. В сочельник Богоявления (5/18 января) предписывается строгий пост, как и в сочельник Рождества Христова: принятие пищи один раз. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза принятие пищи позволяется дважды: после Литургии и после освящения воды (см. Типикон, последование 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, вечерни с Литургией святого Василия Великого и следующего за ними великого освящения воды. Если сочельник случится в субботу или в Неделю, то великие часы совершаются в пятницу, и Литургии в ту пятницу не бывает. Литургия же святого Василия Великого переносится на день праздника. В самый день сочельника Литургия Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем совершается – вечерня, после которой – великое водоосвящение. ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ Схема построения великих часов и изобразительных, а также порядок их совершения, такие же, как и в навечерии Рождества Христова (см. выше праздник Рождества Христова).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Нынешний день, канун праздника Рождества Христова, называется навечерием Рождества Христова или сочельником. Это день постный. Это день ожидания величайшего события. В этот день совершается и особое богослужение. Сейчас мы совершим вечерню. Она начинается чтением 103-го псалма, говорящего о Боге – Творце мира. Затем, после обычной великой ектении, поются особые рождественские стихиры. Вот одна из них: «Что Тебе принесем, о Христе, за то, что ради нас Ты на земле явился человеком? Каждая из созданных Тобою тварей благодарение Тебе приносит: Ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – удивление, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву; Предвечный Боже, помилуй нас». После стихир и дневного прокимна читаются восемь паремий – восемь отрывков из Ветхого Завета, в которых имеются предзнаменования и пророчества о Рождестве Христовом. Эти чтения прерываются пением тропарей, говорящих об осуществлении пророчеств. После последней паремии следует возглашение: «С нами Бог , разумейте языцы и покаряйтеся...» Затем читается Апостол и Евангелие о Рождестве Христовом. После окончания вечерни наступает особый, торжественный момент: зажигается светильник и, как Рождественская звезда, как Свет Христов, выносится на середину церкви, и поются впервые тропарь и кондак празднику. Праздник совсем приблизился, и вечером мы собираемся в храм, как в вертеп, чтобы поклониться новорожденному Божественному Младенцу Христу – Спасителю. Господи, слава Тебе! 25 декабря/7 января. Рождество Христово 1 Разные чувства пробуждает в нас событие Рождества Христова. Прежде всего – изумление: Бог и Господь приходит на землю как человек, как Богочеловек. И как приходит! Через Деву Марию, как Младенец, и полагается в яслях, в убогих яслях, потому что не было для Него иного места!.. И чувство благодарности стучится в наши души – какое снисхождение Божие к человеку! Господь, как человек, живет с людьми, учит нас нашим языком, дает нам понятие подлинной веры, любви, правды. Учит творил· дела милосердия и помощи. И это не только тогда, почти 2000 лет назад, но и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Богослужения праздника Рождества содержат песнопения и чтения, составленные великими авторами-гимнографами Церкви, такими как Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и другие. Среди особенностей, понятных и нецерковному человеку, можно выделить такие части, как кондак праздника " Дева днесь Пресущественнаго рождает " , написанный святым Романом Сладкопевцем или ирмосы, т. е. заглавные строфы канона на утрене, которые начинаются словами " Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! " и которые очень интересны тем, что это гимнографический парафраз слова на Богоявление, сказанного в 4 веке святым Григорием Богословом. Богослужение Рождества Христова имеет несколько дней предпразднования, то есть приготовления, со 2 по 6 января по новому стилю. Завершается предпразднование в канун праздника, 6 января, днем, который называется " навечерие " , или Рождественский Сочельник. По благочестивому обычаю этого дня верующие старались не вкушать пищу до первой вечерней звезды. Также есть многовековой обычай: первая рождественская Литургия совершается ночью в воспоминание о том, как звезда вела древних мудрецов-волхвов к пещере, в которой родился Христос, и о том, что само это событие, как говорит нам Предание, совершилось ночью в присутствии пастухов и ангельских воинств. Весь христианский мир праздновал Рождество Христово 25 декабря по так называемому юлианскому календарю, установленному императором Юлием Цезарем в 1 веке еще до Рождества Христова. Этот календарь, несколько отличающийся от точного астрономического года, был откорректирован папой Григорием XIII в 1582 году. К этому моменту накопилась разность в десять дней между юлианским календарем и данными астрономического года. И вот в 1582 году после 4 апреля сразу было установлено перейти на 15 апреля, а затем раз в 128 лет набегает совокупная разность на еще одни сутки, и ныне разница между григорианским и юлианским календарями достигла 13 суток. Сразу следует сказать, что ни тот, ни другой календарь не являются абсолютно точными, и своя погрешность есть и в григорианском календаре.

http://religare.ru/2_49219.html

Собор святителя Николая Чудотворца (Алматы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Астанайской и Алматинской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В 1904 году жители юго-западной части города Верного (Алма-Ата, ныне Алматы), местности, которая в то время называлась Кучугур, приступили к изысканию средств для постройки храма на, так называемой, Зубовской площади. 14 декабря 1908 года новый храм Святителя Николая (Николаевская церковь), созданный по проекту архитектора С. К. Тропаревского, был освящен архиерейским служением. Исполнителем технических проектов и руководителем церковно-строительных работ был архитектор А. П. Зенков. Настоятелем в этот храм был назначен о. Александр Скальский. Вскоре после освящения Никольского храма из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне была доставлена частица святых мощей Великомученика Пантелеимона , которая и по сегодняшний день бережно хранится на Престоле, посвященном этому святому страстотерпцу Христову. Примерно в это же время из Киева была доставлена частица святых мощей Великомученицы Варвары . Ларец с частицей ее святых мощей так же, как и прежде, находится на Престоле, посвященном святой Великомученице. В марте 1954 года в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора для восстановления храма в г. Тобольске, в Никольский собор была подарена тобольчанами икона Святителя Иоанна, митрополита Тобольского , с частицей его святых мощей. В 1993 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) даровал храму дивную икону Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских , с частицей его святых мощей. У этих многоценных святынь еженедельно за вечерними богослужениями при стечении многих богомольцев духовенство собора совершает акафистное пение. В канун знаменательного юбилея 2000-летия Рождества Христова Свято-Никольскому собору прихожанкой храма была принесена в дар частица Камня Пещеры Рождества Христова в Вифлееме . По благословению Высокопреосвященного Архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия Камень Пещеры Рождества, размещенный в специально сооруженном кресте, отныне будет находиться в одной из древнейших икон храма - в аналойном образе Святителя Николая, который был сооружен в 1911 году по случаю 25-летнего служения в сане иерея священника А. Скальского. А к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы этого юбилейного года в храме появился новый, изумительной работы, ковчежец, в который помещены частицы мощей более чем 20 святых. Эти частицы находятся в храме очень давно. Привезены они были вместе с мощами вмч. Пантелеимона, и среди них много мощей святых Киево-Печерской Лавры: прп. Антония, прмч. Анастасия, прп. Силуана и др., а также мощи свт. Григория, прп. Онуфрия Великого, прп. Нила Столобенского, блгв. княгини Анны, вмц. Марины, вмц. Параскевы и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Этот Праздник совершается в память обретения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольною царицею Еленою (326 г.), а с VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629 г.). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (т. е. поднимал) Крест, обращая его ко всем четырем странам, при чем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: " Господи помилуй! " Праздник Преображения Господня Богослужение в этот Праздник имеет ту особенность, что, по окончании Литургии, благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды - яблоки, груши, сливы и проч. Праздник Преображения избран для благословения плодов потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав), к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как Его творение. Праздник Рождества Христова Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сорокадневным постом, с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником, так как в этот день по уставу церковному, полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом. В навечерие, если только оно не случится в субботу и воскресенье, совершаются Царские Часы и, около полудня, Литургия Василия Великого с Вечернею. В самый же праздник совершается Литургия Златоустого. Часы, совершаемые в навечерие Рождества Христова, отличаются тем, что на них читаются паремии, Апостол и Евангелие. Посему, в отличие от обычных часов, они называются Царскими. Это название они носят также и потому, что в Греции, при совершении их, обыкновенно присутствовали императоры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Православные верующие Китая отметили рождественские праздники 15 января 2007 г. 15:39 В канун Рождества и в рождественскую ночь православные верующие Пекина собрались на торжественные богослужения, которые прошли в «Красной фанзе» — старейшей постройке Посольства Российской Федерации. В светлый праздник Христова Рождества пришли помолиться более восьмидесяти человек сотрудники Посольства Российской Федерации со своими семьями, проживающие в Пекине соотечественники, а также православные из Украины, Белоруссии, США, Франции, Греции, Сербии и Македонии. Около половины молящихся исповедовались и причащались. Было зачитано  Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Богослужения в православной общине Пекина в честь Успения Пресвятой Богородицы совершил протоиерей Дионисий Поздняев. В праздничную ночь все верующие были приглашены разделить общую трапезу. Большую радость вызвали рождественские подарки, которые были вручены всем гостям фанзы во время трапезы. Православные верующие китайцы, не имеющие пока в Пекине своего храма, с согласия властей собрались 7 января в католическом храме Архангела Михаила на улице Дунцзяоминсян в центре Пекина для совершения Великой Вечерни. В настоящее время в КНР нет православных священнослужителей-китайцев, в связи с чем богослужения совершаются мирским чином. По окончании богослужения православные верующие китайцы пригласили на праздничную трапезу своих единоверцев из России. Рождественские богослужения также были совершены в Шанхае священником Алексием Киселевичем и в Гонконге иеромонахом Мелетием (Соколовым). В первый и второй дни по Рождестве Христовом богослужения совершались и в домовых храмах Шэньчжэня и Гуанчжоу для православных верующих, проживающих в провинции Гуандун. Днем 7 января в Пекине в здании клуба Посольства Российской Федерации прошла Рождественская елка, организованная прихожанами православной общины. Ребята из 7-11 классов  посольской школы поставили сценку Рождественское чудо, повествующую о празднике Христова Рождества. Дети из Воскресной школы православной общины г. Пекина спели рождественские колядки. На праздник собралось около пятидесяти малышей со своими родителями. Дети активно читали  рождественские и новогодние стихи, участвовали в различных конкурсах.

http://patriarchia.ru/db/text/183256.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010