– Зеркало. – В том-то и секрет. Огонь уважение любит. А мы, как видишь, не поленились. Постучав, вошел батюшка Илья: – Я слышу, у вас перерыв. Пойдемте со мной, я буду освящать церковь. Два дня осталось до Вербного воскресенья. – Посмотрел в печь. – Грех утерять этакое искусство. Евгений, дружочек, ты перенимай. Со всем своим старанием и радостью перенимай. Церковь была почти такая же, как всегда: алтарь очистили от завалов, да бригада кровельщиков успела сделать крышу над престолом. Но все так же под куполом гулькали горлицы, купался в земляной ямке воробей, пола еще не было. А вот престол сиял белизной, на алтарной стене висели две иконы, напечатанные на картоне: Иисус Христос и Богоматерь. Батюшка Илья освятил воду, окропил стены храма. Стены, изуродованные давними взрывами, долгой разрухой, не преобразились, но свет, бьющий из пустых окон, из проломов, из зияющих дыр кровли, сотворил праздник. Женька чувствовал – свет праздничный, горлицы гулькали громко, звучно. Даже ветка березы, которая проросла через окно в храм, изумрудно сияла крошечными листочками. Отец Илья показал на эту ветвь: – Жизнь. Наш храм воскрес для жизни. Еще один урок Трубу Дядька Хлебушек выводил с помощью Женьки. Женька по лестнице поднимал по два, по три кирпича, а вот завершение старый печник отдал ученику. Сам на землю спустился, не захотел проверить – хорошо ли Женька кирпичи положит. Сел на крылечке, а Женька, потея от небывалой ответственности, выкладывал последний ряд. Сделал дело и увидел – не один на крыше. На коньке сидела очень строгая птица. – Дядька Хлебушек, кто это? – А ведь сокол! – обрадовался печник. – Сокол твою работу принял. Путешествие, не сходя с места “Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Виффании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из Учеников Своих. И говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвяжите его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу.” Женька читал Евангелие по словечку – пусть ни одно мимо души не пройдет. Он видел перед собой Иерусалим, вместе с учениками Иисуса Христа шел в селение за молодым ослом… И вдруг испугался. Это ведь Евангелие! Святая книга. Грех ставить себя рядом с апостолами.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

И еще один подарок ожидал меня в этот день. На обратном пути ехали крутой узкой дорогой мимо Гефсимании. Не знаю, кто, а может быть и я, высказали желание посетить Гробницу Божией Матери - это было сокровен-ное желание моей души. И Божия Матерь услышала меня, грешную, и удос-тоила великой милости - допустила ко Гробу Своему припасть. Все прошли чередой мимо Гроба Пречистой и вышли петь молитвы и тропари у алтаря пред Гробом. Мне Пречистая позволила побыть одной... Я плакала, утопа-ла в слезах (плачу и теперь), молилась о детях, сродниках, о людях страны нашей. Молилась о себе, грешной, грешнейшей из всех людей. Я плакала от великой милости, обращенной ко мне в день моего грешного земного рождения, итого невозможно было представить ни во сне, ни ная-ву - и вот оно было. Не плакать было невозможно. Да и сейчас, записы-вая все это, я не могу удержаться от слез. И еще о дубе Мамврийском. По преданию Св. отцев. по мере приближения конца веков дуб будет сохнуть. Сейчас он почти весь засох, дуб ограж-ден оградой, его поддерживают опоры из металла. В 1996г. была жива од-на ветка с листьями, а сейчас уж и ее нет. Паломники, приходя к дубу с волнением ищут признаки жизни: есть ли еще живые листочки? Искали и мы - увидели маленький зеленый росток. Рядом растут еще два дуба, их на-зывают Исаак и Сарра. В тот же день посетили Вифлеем, город, где родился Господь. Извести что детство Иисуса Христа прошло в Назарете, где жил Он в доме Иосифа Обручника, которому в возрасте 14 лет была вручена Дева Мария, вырос-шая в Святая Святых, куда и священники могли входить только раз году. Дева. Мария знала с раннего детства, что обетом родителей посвящена Богу. Назарет находится в 137 км от Иерусалима (5 дней пути пешком). В те далекие времена состоялась перепись населения городов. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, город Давидов, называемый Вифлеем... запи-саться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Пер-венца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Евангелие от Луки, 2. 3-7)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

" И простер руку, и взял его, и принял к себе в ковчег " . Видишь, как признательна эта птица, как она своим возвращением в ковчег и присутствием там внушала праведнику потерпеть еще несколько? Потому, " и помедлив " , сказано, " еще семь дней " , " выпустил голубя из ковчега " (Быт.8:10). " Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него " (Быт.8:11). Слово – " к вечеру " – употреблено здесь не просто и не без цели, но дабы мы знали, что голубица провела (вне ковчега) весь день, и, найдя сродную себе пищу, возвратилась уже вечером, с масличной веткой во рту. Таково это животное, – кроткое, любящее всегда быть в сообществе: поэтому-то оно и возвратилось в ковчег и в масличной ветке принесло праведнику великое утешение. Но, может быть, кто-либо скажет: где же голубица нашла масличную ветку? Все было делом Промысла Божия, и то, что нашлась ветка, и то, что голубица взяла ее в рот, и с ней возвратилась к праведнику; а с другой стороны известно, что это (масличное) дерево всегда зелено, и, вероятно, по опадении воды, имело еще на себе листья. " И помедлив " , сказано, " еще семь дней других, выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему " (Быт.8:12). Смотри, как праведник от всего получает достаточное утешение. Как по возвращении голубицы с масличной ветвью в устах он возымел приятную надежду, так и теперь невозвращение выпущенной голубицы послужило для него самым убедительным доказательством того, что она нашла себе полное успокоение, и что вода совсем скрылась. А для убеждения в справедливости этого, выслушай, что следует далее. " И было " , сказано, " шестьсот первого года к первому дню первого месяца, иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли " (Быт.8:13). 5. Вот и здесь я невольно удивляюсь и изумляюсь как добродетели праведника, так и человеколюбию Господа. Как, в самом деле, скажи мне, спустя столь долгое время, вышедши на воздух и возведши взор на небо, он не ослеп и не лишился зрения? Вы хорошо знаете, что так именно случается обычно с людьми, которые, пробыв хоть недолго в темных и мрачных местах, захотят вдруг взглянуть на яркий свет (солнца).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И сказал Бог Ною: – Войди в ковчег ты и семейство твое. И возьми туда с собою породы животных: чистых пород возьми по семи пар, а нечистых по две пары. III И сделал Ной так, как повелел ему Господь. И вошли в ковчег Ной и сыновья его: Сим, Хам и Иафет, и жена его, и жены сыновей его. И животные, отобранные от всех пород, вошли за людьми в ковчег. И затворил Господь за Ноем дверь ковчега. После того, пришел гнев Божий на мир нечестивых людей. Отверзлись все источники земных пропастей и бездн, и бросилась вода на землю. Открылись небесные пучины, и разразился небывалый ливень. Дождевые потоки лились с неба сорок дней и сорок ночей. Вода затопляла землю, поднималась все выше и выше; дошла до ковчега и подняла его со всем населением его. И плавал ковчег по волнам всемирного потопа. Вода покрыла всю землю; затопила поля и леса; затопила даже и высокие горы. И все живое погибло. IV Тогда вспомнил Бог о Ное и о ковчеге его. И навел Бог ветер на землю, и воды остановились. Закрылись земные бездны; затворились небесные пучины; дождь прекратился, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Сорок дней ждал после того Ной, пока убывала вода. Потом открыл верхнее окно ковчега, и выпустил из него птицу ворона, чтобы узнать, открылась ли земная поверхность. Но ворон, улетев, не возвратился в ковчег и не дал Ною вести о том, что на земле. Тогда выпустил Ной голубицу. Но не нашла голубица на земле сухого места для ног своих и возвратилась к Ною в ковчег. Ной помедлил семь дней и снова выпустил из ковчега голубицу. И стал ждать. И вот, к вечеру, он видит: летит голубица, и в клюве у нее свежая ветка масличного дерева. И понял Ной, что вода ушла и открылась суша. Помедлил он еще семь дней и снова выпустил голубицу, но голубица уже не возвратилась. После того, поднялся Ной под крышу ковчега, и открыл крышу, и посмотрел: и вот, земля совсем обсохла. Тогда вывел Бог из ковчега Ноя и всех, спасавшихся с ним. И вышли все на землю, люди и животные. И устроил Ной жертвенник; взял по одному от всех чистых животных и принес Богу усердные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

И ты, Копернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я утешу вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Я закрыла глаза, уже до краев наполненные слезами. Иду к тебе, Господи, обремененная, научи меня смирению сердца. Ты видишь: не весь виноград погиб во мне. Одна лоза все же выжила, прижилась и пустила уже робкую зелень и …золотой рассвет пролился блеском с ее первых листьев, и жар лучей согрел остывший за ночь куст, и воздух вкруг него сверкнул мерцаньем чистым, и потянулась ветка кольцами невыразимых чувств. Тогда, в тот самый миг, я прервала свое молчанье, вошла, влетела в заново рожденный свет и понесла по белу свету радостную весть: «Бог есть! Я видела Его сиянье!»… Эпилог Дом Деда выжил. Степан Григорьевич Новоселов, сын бабы Паши, моей соседки Павлины Павловны Новоселовой, которого все-таки перед отъездом в Америку разыскал Андрей и передал ему покаянное письмо с размытыми старческими слезами строчками, исторгнутыми из измученного сердца, застал мать живой, но совсем старой и больной. Тысячи раз в тысячах вариантов он представлял ее еще в тесных комнатушках детдома, и в глубинах памяти лелеял неясные образы, представавшие пред ним почему-то, как нарочно, всегда с закрытыми глазами (а так хотелось разглядеть в них хоть что-нибудь!), а тут увидел наяву сам источник, и очи открыты, и столько в них невысказанного горя. Конечно, он простил ее, потому что не переставал любить и жалеть — он был добр, добр от рождения.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: " Кто это? " Народ отвечал: " это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского " , и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: " написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников " . Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: " осанна Сыну Давидову! " Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: " слышишь ли, что они говорят? " Иисус Христос ответил им: " да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? " (Псал. 8, 3). В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Милосердие святого Серафима поистине умилительно. Ограничивая себя самым необходимым, он готов был делиться своими скромными средствами со всеми, не только с людьми, но и с диким зверем. Говорить ли о его чистоте сердца? Он, как верный страж, стоял над ним, бодрствуя ежечасно, очищая его покаянием, молитвою Иисусовой. Скажем лучше о том, что составляет награду чистых сердцем. Он воистину зрел Бога. Не токмо Царица Небесная неоднократно воочию являлась ему, но и Сам Господь Иисус Христос , во время Божественной литургии, окруженный святыми ангелами, как бы роем пчелиным, явился взору его. Тем более преподобный зрит Бога в вечной славе Его, где с ликами святых предстоит Ему, славя Бога в Троице и ходатайствуя за нас пред Ним. Тысячи исцелений, утешений, отзвуков его небесного гласа в душе народной служат тому доказательством. Миротворцев Господь именует сынами Божиими. И вот кто действительно может быть назван сыном Божиим – это ублажаемый нами святой старец, не только сам живший в мире со всеми, но и примирявший отцов и матерей с детьми, мужей с женами, братии и сестер о Господе друг с другом. Да, старец Серафим вполне осуществил в своей жизни заповеди Христовы. И если его не гнали за правду и он не сподобился венца мученичества, хотя и приял побои от злодеев, – то только потому, что рука не поднималась на того, кто всех встречал земным поклоном, величая словами: «радость моя», кто целовал всем руки и ноги. Так святой Серафим возлюбил Господа, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14, 21 ). Так сказал Господь, и не ложно слово Его. Господь, всею полнотою Божества Своего, обитал в нем, насколько это доступно существу человеческому. Святой Серафим, как ветка на лозе, жил во Христе. А «кто во Христе, тот новая тварь». И истинно слово Господа Иисуса Христа: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14,12 ). Вот разгадка происходящих ныне в Сарове событий. Не сошел Господь плотию Своею на землю и не сойдет. Но вновь повторяется евангельская картина народного одушевления верой, картина людского горя и несчастия, собранного в одно место, ожидающего утешения, облегчения, врачевания свыше,– картина общей радости всех за каждого утешенного, ободренного, исцеленного. То делается Тем же Христом Спасителем, только чрез верного раба Своего, его молитвами и предстательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Начинаясь, как и первая, еще здесь на земле, она продолжится и там за гробом бесконечные времена. Это – жизнь вне общения с Богом. Ветка, отделенная от ствола, не может уже более существовать и приносить плода. Она засыхает и теряет все, что имела. Подобное бывает и с человеком. Отделяясь и отъединяясь от вечного источника жизни, он теряет все, что приобрел ранее. В нем становится так же мало жизни духовной, как в ветке, давно отделенной от ствола жизни физической. Это духовный мертвец. „Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет“, говорит Спаситель. Отъединяясь от Христа, он теряет надежду на вечную жизнь. „Я хлеб жизни; Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей жив будет во век. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни“. „Только та вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды текущей в жизнь вечную“, говорит Спаситель 1351 . „Как имеющий внутри себя сокровенный источник никогда не стал бы томиться жаждою, так и имеющий эту воду духовную 1352 . Где бы кроме Бога он ни искал разрешения своих жгучих вопросов, никогда не найдет полного ответа на них; на время может успокоиться его мятущийся ум, и мир водвориться в душе, а потом снова начнутся терзания. Сомнения вереницами станут наполнять бедную душу, похищая из неё кратковременный мир и покой. Потеряв последнюю опору, человек снова будет блуждать по распутьям „мира сего“, ища столь дорогую для него истину. „Всякий, пьющий воду сию возжаждет опять“; только „приходящий ко Мне и верующий в Меня не будет жаждать никогда“, говорит Спаситель 1353 . В вечном самообмане будут эти люди. Оставивший Бога не может более приносить добрых плодов и жить духовной жизнью. „Как ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне; без Меня вы не можете творить ничего“, говорит Спаситель 1354 . Пребывая во тьме, люди самоуверенно будут думать, что витают в царстве света. Не переставая быть лжецами, они будут утверждать, что поступают во всем по истине 1355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Об этом и боговидец Моисей говорит так: He подобает прибавлять к тому и убавлять от того (см. Втор. 12:32 ). И божественный ап. Петр, хвалясь ими, восклицает: Во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет. 1:12 ). И Павел говорит: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ). Поскольку это истинно так и засвидетельствовано перед нами, то мы с радостью, подобной той, которой радовался бы кто, если бы нашел большую добычу ( Пс. 118:162 ), с любовью принимаем божественные правила и храним в целости и без изменений их повеления, изложенные трубами Духа, всехвальными апостолами, а также шестью святыми Вселенскими соборами, и соборами, собиравшимися поместно для изложения таких постановлений, и святыми отцами нашими. Все они, будучи просвещены одним и тем же Духом, определили полезное. И тех, кого они предают анафеме, и мы анафематствуем; тех, кого извергают, – и мы извергаем; тех, кого отлучают, – и мы отлучаем. А кого они подвергают епитимии, – такую же епитимию налагаем и мы. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр. 13:5 ), – ясно взывает божественный апостол Павел, восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы. (IV Всел. 1; VI Всел. 2.) Толкование Божественные правила для посвященных суть свидетельства [ 388 ] , потому что они свидетельствуют и показывают им, как подобает жительствовать. А руководством они названы потому, что если их соблюдают, то они исправляют жизнь посвященных и руководят ею. Итак, этот Собор, с радостью принимая данные правила, в настоящем правиле воспевает Богу, так определившему, эти пророческие слова Давида, возвещающие следующее: «Я возрадовался, Господи, о свидетельствах Твоих, подобно тому как возрадовался бы, если бы обрел все богатства мира. И Ты повелел, чтобы я вечно хранил свидетельства Твои, которыми умудри меня, – и я буду жить в них». И если этот глас пророка повелевает нам хранить свидетельства Божии вечно и жить в них, то ясно, что и они пребывают вечными и незыблемыми (ибо, по толкованию Зонары, греческим словом κρδη называется хрупкая и легко ломающаяся ветка смоковницы, a тο, что твердо и неподвижно, называется непоколебимым (κρδανχα).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 1.2 Пока в сердце нет дурных мыслей, – нет и беды 26. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1:17). Платан Перед домом, на улице, рос большой, широко раскинувший свои ветви платан. Часто прохожие хвалили его: «Какой красавец. Какой пышный платан. Какую большую и густую тень он дает. Как хорошо отдыхать под ним в жару». Раздавались и другие голоса: «Сколько листьев осенью от этого дерева, а зимой, к тому же, с него падают ветки, и все это нужно убирать». А платан не становился от этого ни больше, ни меньше. Он всегда оставался одним и тем же. 27. «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1Петр. 3:13-14). Мальчик и пень В глубине сада стоял старый, сучковатый, замшелый пень от большого каштана. В этом же саду любил играть один мальчик. Больше всего на свете он боялся подходить к этому страшному пню, который казался ему ужасным разбойником из страшной сказки. «Разбойник, разбойник!» – кричал мальчик и убегал в дом к родителям. Как-то раз, вечером, отец взял мальчика за руку, подвел к грозному пню и сказал: «Смотри внимательно и без страха. Нет разбойника?» – «Теперь нет», – ответил мальчик. – «Но когда я боюсь его, – разбойник появляется, а когда не боюсь, – снова исчезает». 28 «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.» (Иак. 1:25). Ночь в лесу Однажды летом юноша шел через лес. До своего дома добраться он не успел и заночевал в лесу. Начал накрапывать дождь. Юноша устроился под сосной и развел костер. Поначалу, пока горел огонь, молодой человек был спокоен. Но когда он стал засыпать, а костер к тому времени уже догорел, ему стало не по себе: то где-то хрустнет ветка, то в вершинах сосен зашумит ветер, то из глубины леса послышатся какие-то непонятные звуки. Юноше стало казаться, что лес полон всевозможных зверей и ужасных чудовищ. Ему припомнились различные страшные истории о лесных происшествиях, и мурашки побежали по телу. Но тут юноша подумал: «Я совершенно один в этом лесу, и, кроме меня вокруг никого нет». Страх сразу же прошел. А он продолжал рассуждать так: «Все эти лесные звуки естественны. Если бы это были звери, то дым от костра отпугнул бы их. Значит, это просто мои личные страхи. Если же что-то произойдет, то тогда и будем думать, что предпринять». Так он, успокоился и заснул. Просыпаясь в темноте, он вспоминал, что ему некого и нечего бояться, потому что все страхи только в нем самом, и снова засыпал. С тех пор этот юноша никогда не боялся ночевать в лесу один.

http://isihazm.ru/1/?id=104

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010