Важным элементом англиканского подхода к вопросу о церковном единстве является так называемая «теория ветвей». Она получила свое наиболее полное выражение в период Оксфордского движения, но восходит еще к Ричарду Хукеру (Hooker; ок. 1554—1600). В работе «Законы церковного устройства» Хукер писал об отношении реформированных церквей к Церкви Вселенской: «… Церковь Христова, бывшая от начала, и которая пребудет до конца. Коей Церкви все части не всегда были одинаково неповрежденными в истине» [xvi] . Далее автор развивает свою мысль следующим образом: «Для сохранения христианства нет ничего более необходимого, чем взаимное братство и общение между членами видимой Церкви. Так же, как является единым море, хотя и носящее на различных своих участках различные имена, так и Кафолическая Церковь некоторым образом разделена на ряд сообществ, каждое из которых именуется внутри себя Церковью» [xvii] . Одна из наиболее четких формулировок теории ветвей принадлежит перу кардинала Джона Генри Ньюмэна в предисловии к книге диакона Уильяма Палмера «Записки о посещении русской церкви в 1840–1842 годах», увидевшей свет в 1882 году. Ньюмэн характеризует Палмера, члена Модлин-Колледжа [xviii] Оксфордского университета, как придерживающегося мнения, что единая Церковь Божия «существует в трех основных ветвях, или тройном присутствии — латинском, греческом и англиканском, — каждое из которых является одной и той же Церковью, различающейся с другими лишь по второстепенным, случайным и локальным, хотя и важным, характеристикам. И поскольку вся Церковь в своей полноте была одновременно по отдельности и англиканской, и греческой, и латинской, то, в свою очередь, каждая из этих трех являлась всей [целой] Церковью; откуда следует, что где бы ни присутствовала одна из них, остальные две отсутствовали, так что все три не могли иметь прямых связей друг с другом, являясь как бы самостоятельными телами при отсутствии реальных различий между ними, кроме внешних пространственных акциденций. Более того, поскольку … на одной и той же территории не могло присутствовать более одной из трех, то христианин, где бы он ни находился, обязан был признавать (и имел право требовать аналогичного признания в отношении самого себя), что, будучи, например, англиканином, он перестает принадлежать к Англиканской Церкви, находясь в Риме, и игнорирует Рим (Католическую Церковь), очутившись в Москве. …Это я считаю формальным учением англиканства; вот что мы утверждали и исповедовали в Оксфорде сорок лет тому назад» [xix] .

http://bogoslov.ru/article/2414897

На основании этого взгляда в православной и католической традициях сохраняется твердое убеждение в том, что, несмотря на все существующие в христианском мире разделения, основанная Христом Церковь остается единой. Официальный документ Русской Православной Церкви гласит: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым… Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь» 504 . Подобные самоопределения мы находим также в официальных документах Католической Церкви: «Единственная Церковь Христова… та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру, и ему же и другим апостолам вверил ее распространение и управление… Эта Церковь , основанная и устроенная в мире как общество, пребывает в (subsistit in) Католической Церкви, управляемой Преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним» 505 . В настоящей книге мы не можем вдаваться в разбор полемики между православными и католиками по экклезиологическому вопросу, а также многочисленных оговорок и разъяснений, которыми приведенные взаимоисключающие самоопределения сопровождаются в трудах православных и католических богословов. Мы можем лишь констатировать, что и с православной, и с католической точек зрения единство Церкви не утрачено, хотя границы Церкви определяются в двух традициях по-разному. Сложнее обстоит дело с протестантским сообществом. Современный протестантизм представляет собой настолько многообразную группу общин, что само понятие «протестантизм», в свою очередь, давно уже превратилось в зонтичный бренд (чего нельзя сказать о понятиях «католичество» и «православие»). Во многих протестантских деноминациях бытует размытое представление о Церкви как совокупности различных ветвей, выросших из общего ствола. Эта так называемая «теория ветвей» никогда не принималась ни католиками, ни православными. В середине ХХ века в христианском мире началось движение за восстановление единства, зародившееся сначала в протестантской среде, но затем включившее также католиков и православных. Была развернута широкая программа, направленная на сближение христиан разных конфессий. Эта программа помогла христианам разных направлений лучше узнать друг друга, избавиться от предубеждений, перейти от ситуации постоянного – то затухающего, то снова вспыхивающего – конфликта к мирному сосуществованию и даже некоторой взаимной заинтересованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Например, будет учить в проповедях, что Сын не равен Отцу, что Иисус Христос не является Богом, а является творением Божьим. Да, в таком случае,  в соответствии с 15 правилом, в соответствии с правилами Вселенских соборов и святых отцов, осудивших эту ересь как арианство, мы должны будем прекратить его поминовение. Это правда. Но сейчас, когда мы задаем этот вопрос, где сказано, на основании чего у нас предлагаете прекратить поминовение? Мы получаем разные размытые высказывания. Собственно говоря, если не брать совсем нелепые, которые мы уже рассмотрели, хотя они являются наиболее популярными, можно посмотреть, что ещё говорят. Некоторые говорят, что будто бы ересь экуменизма является той самой ересью, которая сейчас проповедуется принародно, и поэтому из-за неё нужно отделяться. Возникает вопрос: что такое ересь экуменизма, какие соборы, какие святые осудили её как таковую? Я в своё время изучал этот вопрос. И собственно говоря, некоторые из наших новопрославленных святых критически высказывались против экуменизма. Особенно об этом писал Иустин Попович и недавно прославленный святитель Серафим Соболев. Некоторые святители тоже отзывались критически, например преподобный Паисий Святогорец. А если мы посмотрим тех святых, которые определяли, что именно является темой экуменизма, что именно является ересью или заблуждением экуменизма - то мы увидим, что преподобный Иустин Попович как раз - таки употреблял слова «ересь экуменизма». Вот он говорил, что ересь заключается в «теории ветвей», которую он называл не Евангельской, бессмысленной и неестественной. Теория ветвей  - это что такое? Это учение о том, что все наиболее крупные, да и мелкие сообщества, которые называют себя христианами -  они не все являются Церковью. Они являются разными ветвями единого древа: протестанты, католики, православные, монофизиты, несториане, и все- все прочие. Таким образом -  Церковь едина, а все они между собой получаются равны и содержат часть какой- то истины. Это преподобный Иустин называл ересью экуменизма.

http://radonezh.ru/text/samoe-glavnoe-dl...

В любом случае, налицо было возрождение интереса к христианской древности, но это было скорее расценено как источник вдохновения, чем как исходный первообраз, способствующий усилению позиции. Было ли на самом деле заново открыто видение органической преемственности в Церкви, как структурной, так и динамической? Или, может быть, следовало бы сказать, что это было новое открытие священного характера исторического процесса в Церкви. Определение христианской веры должно было быть оправдано и согласовано с вселенским многовековым опытом. И это должно было стать не просто формальным совпадением с учением, рассматриваемое как самостоятельный набор пропозиций, а скорее, как некая совечность животворной Церкви, которая исповедует веру и черпает учение из своего неизменного видения и опыта. Ныне Церковь сама становилась основным предметом богословского исследования. Наиболее впечатляющим эпизодом в этом экклезиологическом возрождении, без сомнения, являлось Оксфордское движение в Англиканской Церкви, и его последствия в других областях англиканской общины. Его главной заботой было оправдание «католического» характера Англиканской Церкви. Церковь Англии должна была рассматриваться в качестве «католической Церкви в Англии». Тогда неизбежно возникал «экуменический» вопрос: каким было отношение этой местной или территориальной «католической» Церкви для всех других «Католических Церквей» в различных частях мира? Ответ на этот вопрос в настоящее время хорошо известен – «теория ветвей» Церкви. Очень трудно выяснить, кем впервые этот образ «ветвей» был использован в связи с этим 201 , но это и не столь важно для нас. Возможно за этим стоит знаменитая фраза епископа Ланселота Эндрюса: «Pro Ecclesia Catholica: Orientali, Occidentali, Brittanica» [«Прокатолическая Церковь : Восточная, Западная, Британская»]. Видимо Ньюмен использовал ее в том же смысле в своем раннем выступлении: «Мы английские католики; за рубежом есть романские католики, некоторые из которых по отношению друг к другу; в других же местах есть греко-католики» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Восстановление «исторического епископата» декларировалось как существенная предпосылка христианского союза. Безусловно, православные по совести обязаны, не ограничиваясь требованием исторического епископата, настаивать на том, что епископат составляет часть самого esse Церкви, а не просто ее bene esse или plene esse. Для них само устройство – один из постулатов веры, как это, очевидно, и было в Древней Церкви. «Церковное устройство» – это реальность, которая претворяется и держится посредством «веры». Поэтому епископат не является вопросом политики, сконструированной как историческое соглашение или «манифестация». Для православных епископат – не просто историческая институция или только вопрос канонического права. По сути этот вопрос является вероисповедным и догматическим. Это приводит нас к концепции «кафолического воссоединения», которая возникла на англиканской почве. Знаменитая «теория ветвей» Церкви, которой в свое время придерживался даже великий Ньюмен, была честолюбивым экуменическим проектом. Предполагалось, что Кафолическая Церковь на современном этапе существует в трех ветвях: Греческая Православная, Римская и Англиканская. Утверждалось, что они суть одно по основаниям веры и по содержанию таинств, хотя временно вне общины друг с другом. А весь мир вне-епископальной Реформации просто не принимался во внимание, будучи вне Церкви. С православной точки зрения, данная структура несостоятельна и это отмечается не для защиты или оправдания. «Раскол» между «ветвями» на самом деле гораздо глубже, чем это допускает структура. «Равенство» ветвей может серьезно оспариваться. Однако сила структуры в том, что она не разделяет веру и церковное устройство. К тому же она обращается к прежнему единству Древней Церкви. Здесь важно отметить, что «раскол» внутри апостольского церковного устройства носит иной характер, чем «раскол», отвергающий базовые особенности этого устройства. Особого внимания заслуживает один момент. Выражение «повсеместно и во все века» – это скрытая ссылка на предание, пусть даже в самом общем смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

То же самое говорится  прямо: «Совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных ветвей». « Православная Церковь не может признавать «равенство деноминаций», т.е. то, что преподобный Иустин и святитель Серафим осуждали как ересь экуменизма, наша Церковь уже официально осудила, отвергла, засвидетельствовала, что мы не только не верим так, но мы считаем, что так верить  - неприемлемо для православного человека. И таким образом, как нашей Церкви может быть инкриминировано это учение как якобы гласно проповедуемое, то учение, которое мы уже отвергли? Собственно говоря, наша Церковь одной из первых из поместных Церквей уже отвергла это учение. И поэтому здесь у людей, которые нам говорят про ересь экуменизма, возникает проблема. Они, когда попадают на человека, который немножко разбирается, который указывает им на факты -  им становится неудобно, неуютно. Они начинают говорить: теперь ересь экуменизма состоит в признании таинств еретиков. Немногие сейчас так говорят. И собственно говоря, насчет этого стоит сказать. О.Георгий Максимов:  Вы совершенно справедливо отмечаете несовершенство и неточность подобного рода изъяснения. Понятно, из-за чего, откуда всё произошло. Это произошло из-за таких правил дипломатии, когда с одной стороны -  надо сказать, что разделение было, а с другой стороны - найти слова, чтобы не обидеть человека, которому ты предлагаешь констатировать, что оно было. Это, конечно, несовершенно. Это знаете как, предположим, что вы  когда - то поссорились с приятелем, у вашего отца отец вашего противника что-то украл. И, допустим, это было что-то очень дорогое, важное, вашим отцом это было воспринято очень тяжело.  Породило долгую взаимную неприязнь, даже вылилось во вражду, которая длилась годами, десятилетиями, потом перешла на вас. И вот, допустим, кто-то сейчас собирает вас и сына вашего  обидчика. Предположим, предлагает вам такую декларацию: чтобы вам было необидно и ему было необидно, пусть напишет, что да, существовали проблемы, связанные с совершением кражи.

http://radonezh.ru/text/samoe-glavnoe-dl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРБЕТТ Гарбетт [англ. Garbett] Сирил Форстер (6.02.1875, Тонгем, графство Суррей - 31.12.1955, Йорк), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании. Род. в семье священника, в 1886-1894 гг. учился в Оксфордском ун-те (Кибл-колледж) и в Каддесдонском теологическом колледже. В 1899 г. был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во священника. Служил 2-м священником (1901-1909) и викарием (1909-1919) в Портси. В 1919 г. назначен еп. Саутуарка, в 1932 г. переведен в Уинчестер. Во время второй мировой войны Г. стал известен среди клириков и мирян благотворительной деятельностью, проповедями и книгами, в к-рых сложные богословские понятия излагались простым языком. В 1942 г. был назначен архиепископом Йоркским. На этом посту он проявил себя как заботливый и неутомимый пастырь. Его называли «шагающий епископ» за то, что он пешком обходил епархию, общаясь с прихожанами и клиром. C т. зр. Г. англикан. Церковь должна быть не «катакомбной церковью» для избранных, а должна активно проповедовать христ. ценности. Он считал, что Церковь Англии - одна из ветвей единой кафолической Церкви (см. ст. Теория ветвей ), и был активным участником международного экуменического движения. В 1947-1955 гг. Г. посетил СССР, США, Канаду, Италию, Грецию и Мальту. Особое внимание он уделял развитию англикано-православных связей . В 1943 г. он возглавил делегацию Церкви Англии, посетившую Москву с посланием Архиепископа Кентерберийского У. Темпла , в к-ром от лица всего англиканского содружества выражались поздравления Патриарху Сергию (Страгородскому) в связи с его интронизацией и высказывалась поддержка борьбы советского народа с фашизмом. После окончания второй мировой войны Г. посетил Эфиопию (1946), Югославию (1947), Австралию (1951), Британскую Вест-Индию (1953), а также Палестину, Кипр и Грецию (1955). В 1955 г. Г. ушел в отставку. Ист.: The Claims of the Church of England. L., 1947; The Church and State in England. L., 1950; In an Age of Revolution. L., 1952; The Church of England Today. L., 1953. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации

http://pravenc.ru/text/161665.html

§ I Религиозное движение в Англии. Направление богословской мысли в Оксфордском университете. Теория ветвей единой кафолической Церкви. Пальмер и его мысль о ближайшем ознакомлении с православным востоком. Петиция покойному Государю Александру II. Поездка в Россию. В тридцатых годах текущего столетия в Англии происходило знаменательное религиозное движение. Англиканская церковь , развиваясь постепенно в направлении протестантизма, наконец довела процесс протестантизирования до такой степени, что невольно содрогнулись все лучшие её друзья, желавшие видеть в ней не какую-либо из заурядных протестантских сект, а одну из ветвей кафолической или вселенской Церкви. Вследствие такого сознания естественно началась реакция, и она выразилась в известном так называемом «Оксфордском» движении. Движение это зародилось в классическом седалище английской учености, в Оксфордском университете, не только тогда, но и до сих пор, можно сказать, владеющем исключительной монополией инициативы умственных движений английского народа. В среде его профессоров, между которыми, благодаря своеобразной системе их избрания советом попечителей, только и могут быть серьезные и потому самому консервативные мыслители, прежде всего осознаны были ненормальные условия, в которые становилась англиканская церковь благодаря неумеренному допущению элементов протестантизма. Действительно, достаточно было простого, невооруженного взора, для того чтобы видеть, насколько англиканская церковь начала нынешнего столетия уклонилась не только от римско-католической церкви, от которой она только два столетия отделилась пред тем, но и от того типа независимой «кафолической» церкви, какой она по идее должна бы быть по освобождении от церковной монополии Рима. Это встревожило серьезных, консервативных ученых Оксфорда. Чтобы насколько возможно остановить дальнейшее развитие протестантских начал в англиканской церкви, профессоры университета образовали между собой общество, целью которого было распространение в народе здравых церковных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tserko...

Всеправославное Совещание 1998 г. в Салониках постановило, что необходимо провести реформу ВСЦ. В " Заключительном отчете " этого совещания есть мысли, проповедующие " теорию ветвей " . " Комиссия видит Совет (т.е. ВСЦ), который поддерживал бы церкви вместе в экуменическом пространстве, где церкви через диалог продолжали бы ломать барьеры, мешающие им узнать друг друга как церкви, исповедующие одну веру, совершающие одно крещение и служащие одну евхаристию " (раздел А, пункт 11). Цитата про уничтожение барьеров мешающих узнать о единстве – это явная " теория ветвей " в документе, подписанном представителями Поместных Церквей. Совершенно противоречит Православию утверждение, что у нас с еретиками " одна вера, одно крещение и одна евхаристия " . Наша христианская совесть смущается сообщениями о проводимых совместных молитвах и даже сослужениях с еретиками, присутствием их на православном богослужении вопреки церковным канонам, текстами приветственных посланий к представителям неправославных конфессий в которых они именуются " христианами " вопреки учению святых отцов. Например, свт. Иоанна Златоуста: " Тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и Истине, тех пусть никто и не именует христианами, и не поддерживает общения с ними; да это и невозможно " . Так же святителя Игнатия Брянчанинова: " Вы говорите: " еретики те же христиане " . Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличить от чада клятвы – богохульныя ереси! " Мы также обеспокоены публичными заявлениями, от лица всей Православной Церкви (выступление митр. Кирилла (Гундяева) по ЦТ), о единстве нравственных ценностей у православия с иудаизмом, мусульманством и католицизмом, это утверждение совершенно не соответствует истине. Особенно большое смущение в среде верующих вызывает факт проведения в Москве саммита религиозных лидеров и его итоговый документ – – " Послание Всемирного саммита религиозных лидеров " .

http://religare.ru/2_42695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАДСТОН [англ. Gladstone] Уильям Юарт (29.12.1809, Ливерпуль - 19.05.1898, Харден, Уэльс), англ. гос. деятель, премьер-министр в 1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894 гг. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. Г. род. в семье богатого шотл. предпринимателя. На формирование личности Уильяма большое влияние оказали родители, сумевшие воспитать в сыне глубокую веру в Бога, любовь к лит-ре и интерес к общественным делам. Окончил школу в Итоне (1821-1828), затем обучался в Оксфорде (Крайст-Черч-колледж), где обнаружил интерес к теологии и был одним из лучших студентов. Г. мечтал посвятить себя служению Богу, однако отец видел будущее сына в политической области и запретил принимать сан. Завершив образование, в 1832 г. Г. отправился в путешествие в Италию, после посещения к-рой изменил отношение к католикам. В Риме, по его словам, он особо ощутил потерю христ. миром единства и нек-рое время после возвращения, оставаясь евангеликом, был увлечен идеями Оксфордского движения . Политическую карьеру Г. начинал как тори, разделяя консервативные взгляды по основным вопросам внутренней и внешней политики. Он был сторонником репрессивных мер в отношении Ирландии, выступал против допуска евреев в парламент, диссентеров в ун-ты Оксфорда и Кембриджа, а также против отмены телесных наказаний в армии. Он был противником парламентской реформы 1832 г. и запрета на рабовладение. В 23 года одержал победу на парламентских выборах. Программа Г. включала сохранение союза англиканской Церкви и гос-ва. Впосл. он считал, что англикан. Церковь, являясь одной из ветвей единой кафолической Церкви (т. н. Теория ветвей ), сохранила собственные доктрины и организацию. С 1832 г. и на протяжении 63 лет Г. неизменно занимал активную позицию и выступал в парламенте по всем наиболее важным вопросам. В 1834-1835 гг. он был членом 1-го консервативного правительства Р. Пиля. В 1838 г. Г. опубликовал кн. «Государство и Церковь» (The State in Its Relations with the Church), к-рая представляла собой защиту статуса гос. Церкви. Г. доказывал, что цель гос-ва заключена в служении религии, а Церковь в этом союзе нуждалась в гос. поддержке. Книга явилась реакцией молодого человека на предоставление политических и гражданских прав католикам в 1829 г. (т. н. эмансипация католиков) и требования нонконформистов ликвидировать гос. статус англикан. Церкви и вызвала бурные споры в обществе. В последующие годы книги и статьи Г. были посвящены церковной истории и богословию. Он написал очерки по истории Реформации, работы о подлинности и об авторитете Свящ. Писания и др.

http://pravenc.ru/text/165075.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010