свящ. Георгий Завершинский Единство и общение Бога. Лоза и ветви Выходили окна его комнаты в сад, а сад у нас был тенистый, с деревьями старыми, на деревьях завязались весенние почки, прилетели ранние птички, гогочут, поют ему в окна. И стал он вдруг, глядя на них и любуясь, просить у них прощения: «Птички Божии, птички радостные, простите и вы меня, потому что и перед вами я согрешил». Этого уж никто тогда не мог понять, а он от радости плачет: «да, говорит, была такая Божия слава кругом меня: птички, деревья, луга, небеса, один я жил в позоре, один все обесчестил, а красы и славы не приметил вовсе». Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы   Почти всех учеников Христа ожидает мученическая кончина – каждого в свое время, – и Он говорит им: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин. 15:4 ). Мученики – основа Церкви, и кровь, пролитая ими, взращивает посеянное Христом семя – слово Божие. Духовный образ лозы обычно приводится в связи с празднованием памяти святых мучеников. Многое можно понять из евангельского образа виноградной лозы – дерева, на котором растут гроздья винограда, используемые человеком для изготовления вина. Если Христос сравнил учеников с ветвями лозы, то в образе виноградаря нам является Бог , а изготовленное из винограда вино предназначается для совершения бескровной евхаристической жертвы. В теологии есть теория ветвей, которая говорит о том, что разные христианские конфессии – это разные ветви у лозы. Кроме того, есть представление, что ветви лозы – это также разные верующие во Христа люди. Но ни то, ни другое толкование не являются достаточными для понимания того, о чем говорит нам Евангелие. Всякий человек, пребывая во Христе, может быть и всей лозой, и одной ветвью – большой, приносящей много плода, или малой, на которой пока нет плода, потому что она еще только растет, чтобы принести плод. К сожалению, бывают ветви засохшие, в которых уже нет животворящей жидкости, которая питает собой древо, сообщает ему силу и взращивает плод. Чтобы засохшая ветвь не препятствовала развитию виноградной лозы, ее отсекают и сжигают.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Доклад заместителя председателя ОВЦС «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог» на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» в Канаде 27 сентября 2010 г. 17:31 25 сентября 2010 года в Монреале (Канада) на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) сделал доклад на тему «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог». Настоящая конференция приурочена к 100-летнему юбилею Эдинбургской миссионерской конференции, с которой ведется отсчет совместных усилий христиан по обретению единства. Пять лет спустя после собрания в Шотландии известный русский христианский философ Николай Бердяев в России писал: «Во всем мире, во всем христианском человечестве должно начаться объединение всех положительных духовных, христианских сил против сил антихристианских и разрушительных. Я верю, что раньше или позже в мире должен возникнуть “священный союз” всех творческих христианских сил, всех верных вечным святыням. Начнется же он с покаяния и с искупления грехов, за которые посланы нам страшные испытания». Однако спустя 100 лет мы говорим не о более тесном союзе христиан, а скорее о кризисе экуменического движения. На мой взгляд, суть этого кризиса заключается в том, что с одной стороны перед лицом различных вызовов времени разрыв между христианами переживается все острее, а с другой стороны в реальной жизни происходит все больше разделений и даже столкновений между христианами не только по различным позициям в общественной жизни, но и по доктринальным вопросам, в частности, богословия, церковного устройства и нравственности. Более того, кризис усугубляется тем, что среди христиан отсутствует общее и ясное понимание того, как нужно идти к единству. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская Православная Церковь приняла документ — Основные принципы отношений к инославию. В нем представлен подход Московского Патриархата к экуменическому движению и православное видение путей достижения христианского единства. В документе сказано, что современные теории экуменизма, такие как теория ветвей или учение о единой невидимой церкви, а также все другие их вариации, неприемлемы для Православной Церкви. Однако именно на основе этих идей создавалась методология и формы межхристианского сотрудничества, как на международном, так и на региональном уровнях. Даже, несмотря на вклад православных и католиков в развитие экуменического движения, оно продолжает пользоваться методологией и терминологией преимущественно протестантского происхождения. А потому сегодня в кризисе находится именно экуменизм, выдвинутый протестантскими кругами.

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

Из протестантов в православные священники — история отца Игоря Зырянова В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники. Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом — рассказ в интервью порталу «Правмир». 28 апреля, 2011 В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники. Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом — рассказ в интервью порталу «Правмир». В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники. Читайте:  Рассказ бывшего протестанта Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом — рассказ в интервью порталу «Правмир» . Священник Игорь Зырянов — Отец Игорь, расскажите о своем пути к православию. Что стало определяющим в Вашем решении? — Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь. В 1997 году мы с семьей приехали в Усть-Ордынский Бурятский округ как протестантские миссионеры для проповеди Евангелия среди бурят. В 2001 году основали миссию с целью проповеди Евангелия коренным народам Сибири. Поэтому наша работа была межденоменационной, то есть мы работали с баптистами, пятидесятниками, лютеранами. Я много путешествовал и начал задаваться вопросом: где же — Церковь? Все эти деноминации заявляют о себе как о «настоящей церкви». У меня возникли вопросы: какие вообще существуют критерии определения церкви? Что можно и что нельзя называть Церковью? Если люди собрались (5 или 500) и изучают Библию и молятся Богу — это Церковь? Так называемая «Теория ветвей» меня не удовлетворяла. Мнение, что любой верующий во Христа является частью Церкви, вызывало у меня сомнения, потому что я знал, что буквально 50 лет назад эту теорию никто не знал.

http://pravmir.ru/iz-protestantov-v-prav...

Элладская Церковь будет настаивать на ряде поправок в документы Всеправославного Собора Афины, 13 июня 2016 г.    Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), 13 июня 2016 г. фей, комментируя итоги заседания Священного Синода Элладской Церкви (24 и 25 мая), сказал: «Священноначалие Элладской Церкви приняло решение предложить поправки (исправления и дополнения) для улучшения текстов. Решение было принято в духе единодушия и единомыслия». Это, по словам владыки, накладывает обязательства «на делегацию Элладской Церкви отстаивать включение поправок в окончательные тексты документов и не оставляет простора для уступок», сообщает сайт Agionoros.ru . «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» - Вместо «Православная Церковь констатирует существование ХристианскихЦерквей и Конфессий»предлагается текст «констатирует существование Христианских общин и конфессий». - В тексте существует противоречие: одновременно утверждается что единство Церкви не может быть нарушено», но при этом все время говорится о попытках восстановить единство христиан(словно актуальна теория ветвей). В связи с этим были предложены поправки: Православная Церковь верит, «что ее единство не может быть нарушено» и принимает участие «в движении к восстановлению единства остальных христиан» или «утраченного единства остальных христиан», а также трудится ради приближения того дня, когда «Господь исполнит чаяние Православной Церкви и соберет в ней рассеянных и будет едино стадо и един пастырь». - Там, где говорится о перспективе «богословских диалогов», необходимо сказать, что они «неизменно ведутся на основе начал православной экклезиологии и канонических критериев уже сформировавшегося церковного предания согласно священным канонам Вселенских и Поместных Соборов: 46, 47 и 50 Святых Апостолов, 8 и 19 Первого Вселенского Собора, 7 Второго Вселенского, 95 Пято-Шестого, 7 и 8 Лаодикийского». - Предлагается дополнение: прецеденты когда инославные по икономии принимаются в Церковь через Миропомазание «не означают, что Православная Церковь признает действительность их Крещения и других таинств».

http://pravoslavie.ru/94235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАДСТОН [англ. Gladstone] Уильям Юарт (29.12.1809, Ливерпуль - 19.05.1898, Харден, Уэльс), англ. гос. деятель, премьер-министр в 1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894 гг. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. Г. род. в семье богатого шотл. предпринимателя. На формирование личности Уильяма большое влияние оказали родители, сумевшие воспитать в сыне глубокую веру в Бога, любовь к лит-ре и интерес к общественным делам. Окончил школу в Итоне (1821-1828), затем обучался в Оксфорде (Крайст-Черч-колледж), где обнаружил интерес к теологии и был одним из лучших студентов. Г. мечтал посвятить себя служению Богу, однако отец видел будущее сына в политической области и запретил принимать сан. Завершив образование, в 1832 г. Г. отправился в путешествие в Италию, после посещения к-рой изменил отношение к католикам. В Риме, по его словам, он особо ощутил потерю христ. миром единства и нек-рое время после возвращения, оставаясь евангеликом, был увлечен идеями Оксфордского движения . Политическую карьеру Г. начинал как тори, разделяя консервативные взгляды по основным вопросам внутренней и внешней политики. Он был сторонником репрессивных мер в отношении Ирландии, выступал против допуска евреев в парламент, диссентеров в ун-ты Оксфорда и Кембриджа, а также против отмены телесных наказаний в армии. Он был противником парламентской реформы 1832 г. и запрета на рабовладение. В 23 года одержал победу на парламентских выборах. Программа Г. включала сохранение союза англиканской Церкви и гос-ва. Впосл. он считал, что англикан. Церковь, являясь одной из ветвей единой кафолической Церкви (т. н. Теория ветвей ), сохранила собственные доктрины и организацию. С 1832 г. и на протяжении 63 лет Г. неизменно занимал активную позицию и выступал в парламенте по всем наиболее важным вопросам. В 1834-1835 гг. он был членом 1-го консервативного правительства Р. Пиля. В 1838 г. Г. опубликовал кн. «Государство и Церковь» (The State in Its Relations with the Church), к-рая представляла собой защиту статуса гос. Церкви. Г. доказывал, что цель гос-ва заключена в служении религии, а Церковь в этом союзе нуждалась в гос. поддержке. Книга явилась реакцией молодого человека на предоставление политических и гражданских прав католикам в 1829 г. (т. н. эмансипация католиков) и требования нонконформистов ликвидировать гос. статус англикан. Церкви и вызвала бурные споры в обществе. В последующие годы книги и статьи Г. были посвящены церковной истории и богословию. Он написал очерки по истории Реформации, работы о подлинности и об авторитете Свящ. Писания и др.

http://pravenc.ru/text/165075.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРБЕТТ Гарбетт [англ. Garbett] Сирил Форстер (6.02.1875, Тонгем, графство Суррей - 31.12.1955, Йорк), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании. Род. в семье священника, в 1886-1894 гг. учился в Оксфордском ун-те (Кибл-колледж) и в Каддесдонском теологическом колледже. В 1899 г. был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во священника. Служил 2-м священником (1901-1909) и викарием (1909-1919) в Портси. В 1919 г. назначен еп. Саутуарка, в 1932 г. переведен в Уинчестер. Во время второй мировой войны Г. стал известен среди клириков и мирян благотворительной деятельностью, проповедями и книгами, в к-рых сложные богословские понятия излагались простым языком. В 1942 г. был назначен архиепископом Йоркским. На этом посту он проявил себя как заботливый и неутомимый пастырь. Его называли «шагающий епископ» за то, что он пешком обходил епархию, общаясь с прихожанами и клиром. C т. зр. Г. англикан. Церковь должна быть не «катакомбной церковью» для избранных, а должна активно проповедовать христ. ценности. Он считал, что Церковь Англии - одна из ветвей единой кафолической Церкви (см. ст. Теория ветвей ), и был активным участником международного экуменического движения. В 1947-1955 гг. Г. посетил СССР, США, Канаду, Италию, Грецию и Мальту. Особое внимание он уделял развитию англикано-православных связей . В 1943 г. он возглавил делегацию Церкви Англии, посетившую Москву с посланием Архиепископа Кентерберийского У. Темпла , в к-ром от лица всего англиканского содружества выражались поздравления Патриарху Сергию (Страгородскому) в связи с его интронизацией и высказывалась поддержка борьбы советского народа с фашизмом. После окончания второй мировой войны Г. посетил Эфиопию (1946), Югославию (1947), Австралию (1951), Британскую Вест-Индию (1953), а также Палестину, Кипр и Грецию (1955). В 1955 г. Г. ушел в отставку. Ист.: The Claims of the Church of England. L., 1947; The Church and State in England. L., 1950; In an Age of Revolution. L., 1952; The Church of England Today. L., 1953. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации

http://pravenc.ru/text/161665.html

Только в этом случае можно обратиться к церкви, для того, чтобы она вынесла свое суждение по тому или иному спорному вопросу. Как всегда в церкви и было, начиная с ранних времен. Был первый собор апостольский, так и в последствии соборы в церкви решали все спорные вопросы. И церковный суд существовал тоже, который решал те же самые вопросы, осуществлял ту власть церкви выносить суждения, взять и решить, о которой Господь говорит в этом стихе. И конечно и в других местах Священного Писания, например, в книге Деяний апостольских говорится о той же самой реальности, когда говорится, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян 2, 47). Это описывается конкретная церковь Иерусалима, которая была видимой и которую люди знали, что если ты хочешь стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу, ты должен креститься как апостол. Петр возглашает: ты должен быть вместе со всеми. И это хорошо описывается в том же самом месте. Все христиане были единомышленники в учении апостолов и в преломлении хлеба, то есть в таинстве евхаристии. Надо сказать, что есть в протестантском мире еще одна теория, которая пытается как-то снять эту проблему, о которой мы говорим. А именно это теория ветвей. В отличие от теории невидимой церкви, которая фактически не признает разделений, эта теория гласит,  что самые разные личности могли объединиться вопреки учению своей церкви, к которой они считали себя принадлежащими, к некой невидимой истинной церкви. Теория ветвей признает все деноминации. Она полагает, что все протестанты, все католики, все православные, монофизиты -  все они вместе составляют эту самую церковь как ветви единого древа. Но согласиться с этой теорией не получится, поскольку Сам Господь говорил, что будет у Него одно стадо в Евангелии от Иоанна (Ин 10, 16). Конечно, мы не можем все эти перечисленные организации назвать единым стадом. Поскольку в действительности, и это ни для кого не секрет, никто не станет отрицать, что они не имеют между собой никакого единства. Не имеют сообщения. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковных административных, канонических вопросах. В нравственных взглядах. Иногда среди самих протестантов утверждаются прямо противоположные вещи.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

И совет, который Господь дает всем христианам, называющим себя Его именем и заявляющим, что они исповедуют Его веру, этот совет подразумевает, что церковь всегда будет обнаружима. Церковь не есть нечто аморфное, умозрительное, неопределимое. Нет. Она существует только когда представляет собой нечто конкретное, видимое и четкое, отличимое от других сообществ. Со своим порядком, допускающим возможность обратиться за разрешением недоуменных вопросов. К церкви можно и должно обратиться, чтобы она вынесла свое суждение по тому или иному спорному вопросу. Как всегда в церкви и было. Как в древние времена состоялся первый апостольский собор, так и впоследствии все спорные вопросы в церкви решали соборы. И церковный суд существовал тоже, который осуществлял власть Церкви выносить суждения, вязать и разрешать. И в других местах Священного писания, например, в книге «Деяний апостольских», имеется в виду та же реальность, когда говорится, что Господь ежедневно прилагает спасаемых к Церкви. 2 глава, 47 стих. Здесь описывается конкретная церковь Иерусалима, которая была видимой. Люди знали, что если хочешь стать -тогда не было понятия «православный»- стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу и креститься, наподобие апостолов. Петр возглашает: ты должен быть вместе со всеми. И как это хорошо описывается там же, все христиане были единомышленники в учении апостолов и в преломлении хлеба, то есть в таинстве евхаристии. Надо сказать, что в протестантском мире есть еще одна теория, которая пытается снять проблему, о которой мы говорим. А именно это «теория ветвей». В отличие от «теории невидимой церкви», которая фактически не признает всех этих разделений. Говорит, что будто бы самые разные отдельные личности могли считать себя принадлежащими к некой «невидимой истинной церкви». «Теория ветвей» признает все деноминации. Что все - протестанты, католики, православные, монофизиты- вместе составляют нечто единое, эту самую церковь как ветви единого древа. Но согласиться с этой теорией не получится, поскольку сам Господь говорил, что будет у него одно стадо. Евангелие от Иоанна, 10 глава, 16 стих. Конечно, мы не можем все эти перечисленные организации назвать единым стадом. Поскольку в действительности -и это ни для кого не секрет- они не имеют между собой никакого единства. Не имеют между собой сообщения. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковно- административных, канонических вопросах. Единства в нравственных взглядах. Иногда утверждаются прямо противоположные вещи даже среди самих протестантов.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

С богословской точки зрения, уму не постижимо утверждать, что инославные – римо-католики или протестанты – имеют хотя бы одно таинство, например таинство крещения. Фундаментальными вопросами, которые необходимо поднять в этом случае, являются следующие: кто священнодействовал, совершая таинство крещения? где приобрел свое священство священнодеятель? кто дал ему священство, ведь его дает только Церковь? И каким образом может быть Церковь у инославных, которые посредством догматических заблуждений своей веры отпали от нее? Теория «двух легких» Христа Эта теория порождена католичеством. Согласно этой теории, легкие Христа – это римо-католицизм и Православная Церковь. К несчастью, сегодня эту теорию удочерили многие православные иерархи и мирские академические богословы, по всей видимости абсолютно не исследуя ее. Потому что эта теория, рассматриваемая с православной точки зрения, является не только не обоснованной богословски, но и в буквальном смысле слова суть богохульство. Православная Церковь онтологически отличается от римо-католицизма по чисто догматическим причинам. Православная Церковь считает, что только она сохранила характер Церкви как Богочеловеческого тела Христа. Римо-католицизм вот уже тысячу лет как отпал от Церкви Христовой. Впрочем, поскольку Церковь, согласно Символу веры, суть «единая» и цельная, богословски совершенно невозможно уразуметь, как по вышеупомянутой теории Православная Церковь и римо-католицизм могут быть подразумеваемы под «двумя легкими» Христа, то есть как некие равнозначные члены Его тела. В этом случае следует считать, что все прочие члены тела Христова или остаются не обоснованными экклезиологически, или покрываются экклезиологически другими, помимо этих двух, Церквями. Что-либо подобное, однако, направило бы нас напрямую к удочерению протестантской экклезиологической «теории ветвей» (Branch Что является абсолютно недопустимым с православной точки зрения. Является богохульством вышеизложенная теория римо-католического происхождения о «двух легких» Христа, когда таковая бывает удочерена Православными. И в полном смысле этого слова является богохульством, потому что вводит в состав безупречно чистого тела Христа римо-католицизм как органический Его член – то есть как одно из Его легких, в то время как римо-католицизм страждет онтологически как существующий вне Богочеловеческого тела Церкви.

http://pravoslavie.ru/41635.html

В результате активной публицистической (преимущественно сетевой) деятельности представителей так называемых ИПЦ тема экуменизма занимает достаточно значительное место во внутрицерковных обсуждениях и дискуссиях разного уровня. Однако никем еще не было показано само существование «учения экуменизма». Это само по себе уже является достаточно надежным свидетельством того, что мы имеем дело не с поиском истины, а с манипулятивной игрой, где обсуждение сущностных моментов подменяется гипертрофированным акцентированием вопросов другого уровня. Понятие экуменизма на сегодняшний день имеет множество различных толкований — от свидетельства истины Православия перед отделившимся от него христианскими конфессиями, до действительно радикального воззрения о возможности создания универсальной единой религии. Соответственно и экуменические настроения, которые существуют у христиан — совершенно различны и не имеют «общего знаменателя». Изучение выраженного в официальных документах отношения Русской Православной Церкви к  экуменизму (а точнее — экуменизмам) за последние 50-60 лет действительно порождает ряд вопросов. Рано или поздно нам придется общецерковно ответить на них, учтя и сами условия, в которых существовала Церковь еще совсем недавно. Но и до этого ответа уже сегодня видно, что никак нельзя обойтись экспликацией «учения экуменизма» из наиболее сомнительных формулировок, а если и есть изменение во времени отношения к экуменизму, то это никак не «набирающее силу учение экуменизма». Многие формулировки вполне официальных публикаций прежних лет сегодня немыслимы, на публичных дискуссионных площадках ведется далеко не апологетическое к экуменизму обсуждение канонических и догматических аспектов тех или иных экуменических взглядов и инициатив, Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принимает «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», первые строки которого говорят об экклезиологической исключительности Православной Церкви — « Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим », а далее указывается на несовместимость с православным вероучением исповедания так называемой «теории ветвей»: « Совершенно неприемлема… так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей»» .

http://pravmir.ru/pochemu-pravoslavnomu-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010