События 12 года встрясли несколько общественный дух, но и после 12 года, и гораздо позднее состояние мысли философско-отвлеченной, направление литературное и эстетические воззрения представляются в виде истинно жалком. Еще в 1819 году можно было в торжественных речах на торжественных литературных собраниях, из уст ученых авторитетов, слышать такие рассуждения: «Почтенные мужи! Пусть на цветущем поле нашей словесности резвятся, в разновидных группах, Амуры, Зефиры и Фавны… Птичка, свивающая гнездо на ближнем дереве, научила человека строить скромные сени из ветвей, она же научила его радоваться и воспевать свою радость. Отсюда происхождение – Музыки и Поэзии». 2459 Правда, в то время уже началась реакция, и «господин Боало, честный Лафонтен, гений Корнеля и Сида, сии вечные образцы искусства», 2460 как выражались еще тогда с кафедры ученые наши авторитеты, одним словом, вся эта псевдоклассическая теория поэзии не тяготела более над умами наших юных поэтов, которые все были пылкими приверженцами так называемой «романтической школы». Но взамен господина Боало с компанией образцами для молодых певцов служили все же французские писатели: отчасти только Шенье, но предпочтительно Парни, пресловутый Парни, и другие представители эротической поэзии. Впоследствии Парни уступил было место Байрону, но Байрон был понят только с внешней своей стороны; да и мудрено было этому своеобразному историческому продукту английской нравственной, общественной почвы акклиматизироваться на русской. 2461 Можно было бы, кажется, задохнуться в этой гнилой атмосфере, если б ее несколько не освежали своим присутствием: Карамзин – этот «целомудренно-свободный дух», по выражению Тютчева, и Жуковский с «голубиной чистотой» своей поэзии. Какие-то нанесенные ветром обрывки чужих, преимущественно французских доктрин, вкусов и нравов, при недостатке сколько-нибудь строгой науки, при отсутствии воспитательного начала гражданской общественной жизни, при разрыве с своими собственными народными и бытовыми преданиями: ни убеждений твердых, ни крепких нравственных основ – вот чем была, по крайней мере в значительной части, русская общественная среда. Велика заслуга наших поэтов уже в том, что они не только не погибли в этой растлевающей обстановке, но еще умели и сами вознестись над нею, – даровать и обществу силу подъема, и орудие воспитания в художественной красоте своих произведений. Конечно, при этом немало было растрачено даром богатства души, свежести чувства, времени. Нелегко было из «питомцев Эпикура», «певцов пиров и сладострастья» – как они сами себя величали – выбраться целым на путь высшего поэтического творчества: для этого надобно было родиться Пушкиным. Приходится поистине изумляться упругости и мощи этого гения, который – не благодаря, а вопреки всем внешним условиям – успел в короткий срок своего поприща дойти до той художественной трезвости и полноты, какую явил он в позднейших своих творениях. 2462

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Особого внимания заслуживает принцип мирского аскетизма , который развился на почве учения о безусловном предопределении и оказал громадное влияние на социально-экономическое развитие стран, где кальвинизм получил распространение, а также западной цивилизации в целом. Косвенным результатом идеи предопределения явилось общее угнетение религиозной деятельности, любые устремления человека были парализованы предрешенностью его судьбы. С другой стороны, предопределение неизбежно порождало стремление каждого узнать о своей религиозной судьбе. Это стремление нашло ответ в принципе мирского аскетизма – о своей предопределенности ко спасению человек мог косвенно судить по мирскому преуспеянию, избранных к небесному спасению Господь благословляет процветанием в их земной жизни. Принцип мирского аскетизма обязывал человека к умножению своего благосостояния, которое, в свою очередь, воспринималось не как личное достояние человека, а как дар свыше, знак благоволения Божия. Соответственно, этот дар надлежало использовать к умножению, богатство, дарованное Богом, нельзя использовать для удовлетворения собственных нужд, происходит сакрализация накопительства, которое приобретало характер освященного труда. Нет нужды говорить о том, какую мощную религиозную мотивацию социально-экономического прогресса предоставил нарождающемуся капитализму кальвинизм. Англиканство Третьей значительной ветвью протестантизма является англиканство, которое зародилось на Британских островах и затем распространилось в странах бывшей Британской империи. Наибольшее распространение англиканство имеет на Британских островах, в США и Канаде, в ряде стран Центральной и Южной Африки и Азии, в Австралии и Новой Зеландии. Всего в мире насчитывается около 80 миллионов англикан, они объединены в так называемое Англиканское содружество. Каждые 10 лет высшие иерархи Англиканских церквей собираются для обсуждения наиболее важных вопросов на так называемые Ламбетские конференции. В начале ХХ столетия видные деятели англиканства стояли у истоков экуменического движения, англиканская «теория ветвей» стала одной из его идеологических основ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким образом, астроном, ничтоже сумняшеся, отбросил постановления Соборов и толкования святых Отцов. Взамен их он привел свою скоропалительную мыслишку, которую не составляет труда опровергнуть. На наш взгляд, этот «ковер» устроен, по крайней мере отчасти, для того, чтобы вечером каждый человек, от свинопаса до великого философа Канта, глядя на небо, сказал: «Две вещи убеждают меня в бытии Бога: звездный ковер у меня над головой и нравственный закон в моей душе». Второй пример касается ситуации, случившейся не так давно в Колумбийском университете США. К моему другу, преподающему там дарвинизм, пришли студенты-католики с просьбой отвечать на экзамене о сотворении человека по Библии. Мой друг сказал, что поставит им двойки. Тогда к нему пришел университетский капеллан и сказал, что если невозможно студентам отвечать по Библии, то пусть отвечают по учебнику, так как папа разрешил любому католику держаться свободного мнения о сотворении человека. Единственное, что требуется – это признавать, что все люди произошли от Адама и Евы. Мой друг сказал, что и в этом случае он им поставит двойки, так как современная теория о происхождении человека настаивает на том, что Homo Sapiens возникал в популяции, по численности значительно превышающей две особи. Тогда капеллан сказал, что студенты будут отвечать, как требует того преподаватель, а мнением папы можно пренебречь, так как оно обязательно для католиков только тогда, когда папа вещает его с кафедры. Еще одна вредоносная мечта – это связать все науки в единую систему, в которой менее фундаментальные вытекают из более фундаментальных. Эта идея, по-видимому, верна, когда она относится к наукам, не касающимся человеческой души. Когда же мы пристраиваем к древу наук в качестве ветвей педагогику, психологию, историю, социологию, юриспруденцию, прочие государственные науки, то совершаем ошибку, ибо для правильного понимания наук, связанных с человеческой душой, нам необходима Богооткровенная истина. Еще один сложный момент возникал в связи со строгой причинностью связи между явлениями, которую устанавливала новая наука. В ньютоновской науке, если произошло «А», то из него, «аще Господь не нарушит естества чин», с неизбежностью произойдет «Б».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

Несмотря на то, что централизованное государство возникло в Шумере позже, чем в Египте, его культура в целом не уступает египетской в древности. И на Ниле и на Евфрате примерно в одно и то же время (в конце IV тысячелетия) стали строить города, изобрели письменность и оросительную систему. Что же касайся влияния на дальнейшую историю человечества, то первенство шумеров, столь странным образом забытых, в настоящее время не может подлежать сомнению. Шумеры и аккадцы через своих преемников вавилонян передали грекам, евреям и другим народам основы своей науки, понятия о Вселенной, свою технику, изобретения, свои поэмы и притчи, свои художественные стили и некоторые религиозные представления.   Современные названия дней недели и деления круга на градусы, греческие легенды и библейская символика — все это восходит к древнему Сеннаару. В частности, шумеры достигли больших успехов в технике, совершив настоящую техническую революцию. «Они, — говорит американский шумеролог С. Крамер, — изобрели гончарный круг, колесо, повозки, плуг-сеялку, парусную лодку, научились возводить арки, сводчатые постройки и купола, изготовлять литье из меди и бронзы, освоили пайку металлов, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию» [ 189 ]. Открытие этой древнейшей культуры настолько поразило ученый мир, что возникла даже теория «панвавилонизма», согласно которой вся мировая культура ведет свое происхождение из Двуречья. Это, конечно, было крайностью, но само по себе появление такой теории указывает на мировое значение культуры Сеннаара. Кто же были ее создатели? Если о происхождении египтян много спорят, то происхождение шумеров — полная загадка. Их язык не имеет никаких родственных ветвей среди известных языков древнего и нового мира. Установлено только одно: шумеры не были коренными жителями Сеннаара. Они пришли туда в IV тысячелетии, причем одни указывают на Индию как на их прародину, другие — на Кавказ и Среднюю Азию. Наиболее древними городами шумеров считаются южные, и таким образом можно предположить, что этот загадочный народ пришел со стороны Персидского залива [ 190 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Для учащихся средней школы особенно доступны и поучительны достижения Чебышева в теории чисел. Теорему Евклида о существовании бесконечного множества простых чисел знают все. Очень полезно выписать с учащимися таблицу простых чисел хотя бы до 100 и обратить их внимание на видимое отсутствие закономерности в расположении этих чисел. Затем рассказать о том, как задача о закономерностях в чередовании простых чисел была и остается одной из центральных проблем арифметики. Стоит привести (без доказательства) вполне понятный школьникам и способный вызвать в них интерес результат Эйлера о том, что доля простых чисел среди первых N натуральных чисел стремится к нулю с ростом N . В самых общих чертах можно затем коснуться асимптотических результатов Чебышева, обязательно давая историческую картину тех значительных усилий, которые до Чебышева были посвящены этой задаче. Конкретно же очень стоит остановиться на элементарном постулате Бертрана [постулат Бертрана: «Для любого натурального n ≥ 2 найдётся простое число в интервале от n до 2 n «], проверить его на ряде примеров и тем возбудить интерес к нему со стороны учащихся. Позднее можно разобрать и какое-либо из его элементарных доказательств, хотя бы в порядке кружковой работы. Очень советую обратить внимание учащихся на следующий замечательный исторический факт. Арифметика и геометрия — два старейших и важнейших раздела математической науки, и в обоих в течение ряда столетии наука в значительной степени питалась творениями Евклида; центральные проблемы этих двух основных ветвей математики — теория параллельных в геометрии и задача о распределении простых чисел в арифметике — в течение многих веков не поддавались сколько-нибудь заметно многочисленным усилиям целых поколений ученых. И вот, в XIX столетии, обе проблемы были сдвинуты, наконец, с мертвой точки. В геометрии это сделал русский математик Лобачевский, в арифметике — русский математик Чебышев. Оба они проложили, каждый в своей области, совершенно новые пути, по которым наука успешно развивается до настоящего времени.

http://pravmir.ru/o-vospitatelnom-effekt...

Как демонстрирует Тилли Чарльз в Европе демократия возникла ходе борьбы, но лишь немногие ее участники были намерены сформировать демократические институты. Отсюда условия демократизации неоднородны и зависят от конкретной исторической ситуации, международных факторов, установившихся форм политической организации и системы общественных отношений. Права человека – предмет политических игр. Какой-то из меню набор реализуется, а какой той маргинализируется. Государства, в зависимости от многих обстоятельств, педалируя политические права, оставляют в тени социальные права. Вас вовлекают в игру за политические права, как это происходит в США, что обладает своей системной мощью. В основе американской политико-правовой системы лежат три недоверия1) людей – друг к другу (Контрактные отношения: главное в отношениях между людьми – это доверенность), 2) людей к власти, 3) различных ветвей власти друг к другу. Как заметил Дж. Картер «Гораздо вернее будет сказать, что гражданские права изобрели Америку». Напротив, Советский Союз выбирал социальные права: право на труд, бесплатное образование и медицинское обеспечение. В тревогах, связанных с пандемией коронавируса незаметно прошла знаменательная дата в истории СССР – 90-летие полной ликвидации безработицы. 13 марта 1930 года последний безработный отметился на последней в рабоче-крестьянском государстве бирже труда. Тем самым было покончено с безработицей в стране Советов В то же время, все гражданские права равнозначны и равноценны, поскольку предполагают друг друга как пальцы на руке. Возьмем право на труд. Допустим человека необоснованно уволили с работы, или ему платят гроши за тяжелую работу. Как ему обойтись без права на справедливый суд, как обойтись без свободы слова? Как защитить это право на труд? Как реализовать право на равноправие? Как добиться справедливости, как равного воздаяния – «равное за равное». «Неравное за равное – нарушение справедливости». (Аристотель). «Справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому справедливость – это особая, «совершенная добродетель». Правосудность (справедливость) – величайшая из добродетелей, «и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

Говоря о научном влиянии идей Герасима (Яреда) , следует признать, что его подход не получил признания в отечественной историографии того периода. С резкой критикой данной концепции выступили такие крупные корифеи отечественной византинистики, как Ф.А. Курганов и А.П. Лебедев 2 . Обоснованное отторжение вызвала базовая теория о неизменности двух противоборствующих на византийской политической арене сил, меняющих только свои названия, однако важность учета партийно – политических и социальных интересов различных групп общества не оспаривалась. В то же время подчеркивалась хорошая источниковедческая подготовка автора «Отзывов…», и именно умелая обработка источников по эпохе Фотия о. Герасимом ставилась современниками ему в заслугу. Только много позже, в духовно – академической историографии советского периода, историки обнаружили параллели между идеями иеромонаха Герасима и взглядами таких крупных западных византинистов, как Ф. Дворник, Дж. Бьюри и А. Грегуар с.34]. Необходимо признать, научный подход иеромонаха Герасима (Яреда) к византийской истории не получил развития, и в настоящее время его концепция имеет сугубо историографическое значение. Но представляется показательным сам пример появления в духовно – академической историографии 70 гг. XIX в. светски – ориентированного исследования, в котором была сделана попытка отразить концептуальное осмысление всей византийской истории. Это обстоятельство возвращает нас к необходимости более детального изучения и концептуального обобщения проблемы взаимодействия и взаимовлияния духовно – академической и университетской ветвей дореволюционного византиноведения. В этой связи не менее значимым представляется рассмотрение «Отзывов…» с точки зрения общего историографического контекста византиноведческих исследований данного времени. В любом случае, автор одного из первых учебных курсов по истории Византии в отечественной историографии митр. Герасим (Яред) заслуживает внимания потомков не только как церковно – общественный деятель, но и как представитель отечественной византинистики 70 гг. XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Yared/...

Эта теория еще очень двусмысленная, почти как в XVII веке, она основывается, во-первых, на национальных движениях в Европе и на борьбе национальностей против больших государственных систем (в основном, австрийской и русской); а во-вторых — на политике европейской колонизации. Вот первая трансформация — биологическая — теории постоянной борьбы и борьбы рас. Вторая трансформация произойдет в связи с выдвижением большой темы и соответствующей теории социальной войны, которая будет направлена на затушевание расового конфликта и выдвижение на первый план классовой борьбы. Таким образом, наблюдается существенное разветвление дискурса, которое я попытаюсь воссоздать путем анализа того, как представлены виды социальной борьбы в теории диалектики и тема столкновения рас в теории эволюционизма и борьбы за жизнь. Прослеживая особенно вторую из указанных ветвей — трансформацию в биологическом духе, — я попытаюсь показать все развитие биолого-социального расизма, выдвинув идею (которая является абсолютно новой и заставит дискурс функционировать совершенно иначе) о том, что, по сути, другая раса на самом деле не пришла откуда-то, она не является носительницей победы и установления господства в определенный период, она постоянно и непрерывно проникает в социальный организм или, скорее, она постоянно создается в социальной системе и из нее. Иначе говоря, то, что мы воспринимаем как полярность, как бинарную структуру общества, не является столкновением двух внешних друг другу рас; это раздвоение одной и той же расы на сверхрасу и недорасу. Или можно еще сказать так: это повторное появление внутри расы ее собственного прошлого. Короче, проявление в самой расе ее оборотной и скрытой стороны. Теперь мы можем сформулировать такое фундаментальное заключение: дискурс борьбы рас, который в момент своего появления и начала функционирования в XVII веке был, по существу, инструментом борьбы для противостоящих лагерей, оказывается в центре и становится дискурсом власти, власти центра, власти централизованной и централизующей; дискурсом борьбы, которая ведется не между двумя расами, а внутри данной расы как подлинной и единственной, борьбы тех, кто держит власть в своих руках и определяет норму, против тех, кто формируется через отношение к этой норме и представляет столько опасностей для биологического генотипа.

http://predanie.ru/book/221413-nuzhno-za...

Приметную отличительную особенность «Догматического Богословия» О. Давыденкова составил раздел, посвященный учению об Искуплении. В отличие от того, как это учение было представлено в классических пособиях по догматике XIX века здесь оно было явлено в свете трёх взаимоисключающих богословских теорий: юридической, нравственной, органической. В какой-то мере содержание этого раздела напоминало содержание раздела об Искуплении в пособии протоиерея Л. Воронова . Однако между ними усматривалась и значительная разница. Если в пособии Л. Воронова юридическая теория противопоставлялась учению об Искуплении, раскрываемому в свете данных Писания, то в учебнике О. Давыденкова она была представлена в одном ряду с двумя другими теориями, нравственной и органической, и все эти теории оценивались как главные направления православного учения об Искуплении. «Единого учения об Искуплении, – отметил он в этой связи, – в православном богословии, по крайней мере, в русском, нет... Разные авторы понимают и учат об Искуплении весьма различным образом, существует несколько различных “теорий”, ни одна из которых не является “официальной”» 529 . Это странное утверждение нельзя было бы расценить как верное даже в том случае, если бы оно сопровождалось оговоркой, что речь идёт не о богословии как о форме проповеди Вселенской Православной Церкви, а о богословии как о науке, хотя автор такой оговорки и не сделал. Отмеченная им тройственность теоретических подходов к православному учению об Искуплении стала достоянием не церковной, а около-церковной науки XX – XXI вв., принимаемой за церковную. Святоотеческому богословию, составляющему одну из ключевых ветвей Священного Предания, было чуждо дробление апостольского учения об Искуплении на отдельные взаимоисключающие теории. Причём, святые отцы не дробили это учение не потому, что им, будто бы, не хватало научной грамотности, проницательности, сообразительности, а потому, что, во-первых, были ограничены в вольностях церковными канонами и высочайшей личной ответственностью, а во-вторых, потому что не видели в этом нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Правда, наукою истории искусства именуется доселе крайне обширная и весьма неопределенная область, и в многочисленных появляющихся руководствах, и общих изложениях, она охватывает все эпохи исторической жизни человечества, излагая судьбы художественной деятельности на всех ее стадиях, и во всех известных странах и местностях. Напротив того, для многих исследователей история искусства еще ограничивается классической древностью, памятниками Греции и Рима и стран, ими культивированных, равно как и художественных ветвей, ею воспитанных, как, напр. искусство древнехристианской эпохи, Италии и пр. На этих необозримых пространствах времени и места, история искусства занята также чрезвычайно разнообразным, материалом: она то захватывает в своем анализе все сохранившиеся памятники, желает знать все дело рук человеческих, то скрупулезно выбирает из колоссального материала, оставленного древностью или стариною, немногие произведения личного художественного творчества, или излагает жизнь немногих избранных деятелей. Именно, не довольствуясь последними тесными рамками, развились в последнее пятидесятилетие, особые и совершенно цельные исторические дисциплины: египтологии, ассириологии, древне – христианской археологии, византийской, русской археологии и пр. Видимо, к тому же обособленному положению, которое на первых порах всех подкупило своею свежестью, жизненностью своего построения, ищет примкнуть и так называемая Палестинская археология или Палестиноведение. Громадный исторический интерес, этого отдела, высокое значение его памятников для всего образованного мира, будут и сами по себе усиливать стремление к обособлению, так сказать, к привилегированному положению в среде общей науки о древностях. И потому вполне уместно заняться вопросом об отношениях палестинского археологического материала к методам, господствующим или имеющим окончательно водвориться в науке истории искусства. Эта наука, получившая свое начало в эпоху Возрождения, занялась, как известно, на первых порах, антикварными исследованиями остатков классической древности и организована была исключительно на этом базисе: к услугам народившейся дисциплины была всегда услужливая метафизика и эстетическая теория, выработанная на антиках, и оправдательной целью самых занятий науки полагалось очищение европейского вкуса при помощи антика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010