Большое воспитательное значение имело присоединение к православной церкви через таинство крещения представителей других вер. После крещения совершалось таинство миропомазания. Воинам объяснялось, что полученный в результате миропомазания дар Духа Святаго только тогда станет созидательной силой новой жизни, когда он будет сочетаться с послушанием воли Божией. Важное воспитательное значение имело поминовение погибших в боях. Как пишет В.П. Иванов, «чтобы нижние чины слышали поминовение умерших сотоварищей, рекомендовали чаще прилагать на всех сугубых ектеньях (молитвенных прошениях - А.Б. ) после слов: «о блаженных и приснопамятных создателях Св. храма сего» - возглашать «о Христолюбивых воинах на поле брани живот свой за веру, Царя и отечество положивших»«. В соответствие с Инструкцией, принятой на Первом всероссийском съезде военного и морского духовенства и «Циркуляром» протопресвитера, военным священникам вменялось в обязанность заведовать захоронением убитых, заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ, извещать родственников погибших . Военные клирики нередко под огнем неприятеля совершали погребение убитых воинов и напутствовали раненых. Имена отдавших жизнь за Отечество воинов размещались на специальных мраморных досках, которые развешивались на стенах армейских и морских храмов. Возле них служились панихиды. Для моряков эта традиция была особенно важной, ведь смерть могла их найти вдали от берегов и могилой становилась водная бездна, куда не могли прийти и помянуть его родные и друзья. Военное православное духовенство проявляло особое чувство такта к представителям других вер при погребении павших за Отечество иноверцев. Ст. 392 Устава внутренней службы обязывала совершать отпевание инославных и иноверцев «по обрядам их религий с подобающими почестями». Однако если поблизости не было служителя соответствующего культа, отпевание производил православный священник. Среди епархиального духовенства такая практика вызвала непонимание. Военные священники вступали в некие прения с представителями епархиального духовенства по вопросам отпевания не православных христиан - католиков, лютеран, старообрядцев, а также о присоединении к православию униатов. На страницах журнала «Вестник военного духовенства» по этому вопросу разгорелась дискуссия . В итоге Св. Синод вынужден был выпустить циркуляр о допустимости по желанию родственников и близких воина, принадлежащего к не православной христианской конфессии, служения панихид во время погребения. Поскольку человек отдал жизнь за православного Государя, за православное Отечество, то в случае отсутствия священнослужителя своей веры, он должен быть похоронен по православным обычаям.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

В Севастополе освящены Андреевские флаги новых малых ракетных кораблей Севастополь, 17 декабря 2015 г. В храме во имя Архангела Михаила в Севастополе 12 декабря состоялся чин освящения Андреевских флагов двух новейших ракетных кораблей «Серпухов» и «Зеленый дол»,  сообщает « Вестник военного и морского духовенства».      Богослужение возглавил помощник командующего ЧФ по работе с верующими военнослужащими, настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Александр Бондаренко в сослужении военного духовенства. В мероприятии приняли участие командующий Черноморским флотом (ЧФ) адмирал Александр Витко и глава Республики Крым Сергей Аксенов. По окончании освящения воинских стягов отец Александр напомнил, что Андреевский крест — «символ верности, жертвенного служения святого апостола Андрей Первозванного, покровителя моряков флота Российского».      «Более 300 лет Российский флот ходит под Андреевским флагом по указу Петра Великого. Под этим флагом врага сокрушали наши прославленные адмиралы Лазарев, Сенявин, Нахимов, св. Феодор Ушаков и многие другие. Андреевский флаг внушает трепет и страх врагам нашим, а воинству нашему — мужество, крепость духовную. Уверен, что новое поколение моряков-черноморцев напишет золотыми буквами новые страницы в славную летопись Русского флота», — сказал священник. Командующий ЧФ адмирал Александр Витко подчеркнул, «какой ценой, какими жертвами давалась нашим морякам несение этого флага при защите государства». «Мы будем продолжать достойно выполнять свои задачи, как учили нас предки. За наш флаг, за нашу веру мы не пожалеем своей жизни», — сказал Витко.      После освящения от Графской пристани — главных ворот Севастополя — катер с командующим направился к Минной стенке. Оркестр и парадные расчеты встретили высоких гостей на причале. На новейших кораблях, прошедших испытания в Новороссийске, развевались флаги расцвечивания. Главные святыни — Андреевские стяги — адмирал вручил командирам лично.      Подъем Военно-морского флага — праздник, который символизирует день рождения новой боевой единицы флота. Новички Черноморского флота «Зеленый дол» и «Серпухов», малые ракетные корабли оснащены новейшей системой вооружения — комплексом «Калибр». Это четвертый и пятый корабли модернизированной серии «Буян-М». Три первых — «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» — уже выполняют боевые задачи в составе Каспийской флотилии. «Примечательно то, что это надводные корабли раньше были только тактического назначения, а сейчас они могут решать, в том числе, и оперативные задачи. Свои боевые возможности эти корабли доказали всему миру на Каспии. И теперь они появились и на Черноморском флоте», — сообщил командующий Черноморским флотом России Александр Витко.

http://pravoslavie.ru/88896.html

Деятельность военного духовенства не исчерпывается, однако, этими блестящими событиями; много гораздо больше было в нем скромных тружеников на Божией ниве развития нравственных сил во вверенных их духовному руководительству людях. Широка эта деятельность, объемлющая не только весь обиход жизни войсковых частей, но и всю обстановку народной среды, туда возвращаются люди после службы с теми нравственными совершенствами и достоинствами, которые успели привиться к ним стараниями и умением войскового начальства и духовного пастыря по преимуществу. Велика и почтенна деятельность военного духовенства, неустанно работавшего и работающего на поприще нравственного просветления своей паствы. Да будет благословенна эта работа» 274 . Много было светлых страниц в истории военного духовенства, но еще более заложено добрых задатков в военно-духовной семье, обещающих в будущем на благо Православной Церкви и на пользу Христолюбивого воинства обильный плод. 1 Источниками при составлении настоящего очерка были: 1) «Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800–1900 г.). Составил священник лейб-гвардии конного полка Феодор Ласкеев 1900 г.»; 2) «Очерки из истории Управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 г. по 1901 год. Составил А. Боголюбов. 1901 г.» 3) Архивные материлы, детально указанные в подстрочных примечаниях. 30 Дело архива Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства за 1812 г. 75. 33 Дела архива Канцелярии капитула российских и царских орденов по 2 ст. и 2 отд. за 1835 г. 158 и 161; дело арх. Дух. правл. за 1855 г. 29. 34 Исторический вестник. 1801 г., июль; Сборник военно-исторических материалов. Выпуск 8; Бумаги князя Г.А. Потемкина. Изд. Военно-ученого комитета Главного штаба. 40 Моск. отд. арх. Гл. шт.; послужные списки 6-го егерского полка 1805 г. и прочие годы – книги 1522 и 147. 41 Моск. отд. арх. Гл. шт. 1159, св. 755, стр. 1–6; дело арх. Дух. правл. за 1829 г. 276; дело его же за l831 г. 5 и послужной сппсок о. Евланова за 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Правда. 1917, 17 июня. 1917 г., июнь. – Телеграммы Всероссийского съезда духовенства и мирян Генералу А.В. Брусилову Всероссийский съезд православного духовенства и мирян из сердца России, первопрестольной Москвы, шлет горячий привет родной армии и флоту, готовым грудью защищать родину от дерзновений врага. Православная Россия твердо верит, что русское воинство не уступит пяди родной земли и увенчает победой трехлетний подвиг борьбы народов с воинствующим германизмом во имя торжества права, свободы и христианской цивилизации. Военному и морскому министру А.Ф. Керенскому Русский православно-церковный народ, впервые свободно собравшийся в составе делегатов клира и мирян в сердце России – Москве, приветствуют министра – гражданина Керенского – главный оплот всех вооруженных сил России, и молитвенно желает ему с той же твердостью и отвагой продолжать стоять на его беспримерно тяжком и исключительно важном сторожевом посту России, чтобы всегда быть таким же самоотверженным поборником правды, голосом народной совести и олицетворением русской доблести. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко Всероссийский съезд православного духовенства и мирян выражает глубокое уважение к заслугам вашим в великом деле освобождения родины, шлет вам горячий привет и искреннее пожелание долголетнего продолжения вашего славного служения России. Временному правительству Собравшийся в Москве Всероссийский съезд православного духовенства и мирян приветствует Временное правительство, как опору порядка и законности в стране, и выражает уверенность, что, опираясь на все здоровые силы России, правительство доведет страну до Учредительного собрания, которое организует новый прочный государственный строй. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 45. 1917 г. – Церковь и государство (передовая статья во «Всероссийском церковно-общественном вестнике») Многие съезды духовенства и мирян, Всероссийский съезд в Москве, наконец, предсоборный Совет сделали декларативное заявление и выработали целые проекты относительно будущих взаимоотношений церкви и государства. Приближающемуся церковному собору также будет предложено высказаться по этому вопросу в связи с заключением предсоборного Совета. Вокруг данного пункта велись и ведутся страстные дебаты. Но насколько все это имеет практическое значение?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Медведь Р., прот. Путевые впечатления//Вестник Военного и Морского духовенства, 1914, 17. С. 617. 21 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1905. январь. С. 4. 22 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1905. январь. С. 8. 25 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1908. ноябрь. С. 194. 31 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1909. февраль. С. 38. 32 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1908. ноябрь. С. 221; Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1905. февраль. С. 39. 41 Письмо архиепископа Серафима Патриарху Алексию I от 15.04.1945//Архив ОВЦС. Дело 17 «Болгария». Ч. 2. Л. 59; Бойкикева А. Заслуги Архиепископа Серафима (Соболева) к св. Болгарской Православной Церкви и его значение для духовной жизни в Болгарии//Русский Свято-Николаевский храм в Софии. София. Любомъдрие. 1995. С. 50. 42 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 1908. июнь-июль. С. 112. 46 Журналы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии//Хри- сгианское чтение. 1909. февраль. С. 43. 47 Серафим (Соболев) , архиепископ. Русская идеология. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной Пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря, «Литературный вестник». 1994. С. 75. 48 Кратък животопис на Светител Серафим, архиепископ Богучарски, Софийски чудотворец//Православно слово. 2002. 2. С. 4. 55 Перемены начальствующих лиц Воронежской духовной семинарии//Воронежские епархиальные ведомости. 1913. 3. С. 17. 62 Воронежские епархиальные ведомости. 1913. 22. С. 673; Устав Иоанно-Богословского братства при Воронежской духовной семинарии//Воронежские епархиальные ведомости. 1913. 23. С. 219– 230; Открытие Иоанно-Богословского братства вспомоществования бедным воспитанникам Воронежской духовной семинарии.//Воронежские епархиальные ведомости. 1913. С. 735 – 738.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В Армении почтили память русских воинов Ошакан, 23 августа 2012 г. В Ошаканском мемориальном комплексе Армавирской области Армении прошли памятные мероприятия, посвященные 185-й годовщине со Дня победы в Ошаканской битве русских воинов отряда генерала Афанасия Красовского против десятикратно превосходивших сил персидской армии за спасение Первопрестольного Святого Эчмиадзина – главного духовного центра Армении, сообщает «Вестник военного и морского духовенства» со ссылкой на пресс-службу Южного военного округа. В честь одной из самых выдающихся побед русского оружия в истории русско-персидской войны 1826-1828 гг., командованием российской военной базы, посольством Российской Федерации в Республике Армения, представителями Пограничного управления ФСБ России в Армении, были возложены цветы и венки к Памятнику героям Ошакана. В церемонии приняли участие военнослужащие почетных караулов двух стран. Также по погибшим русским воинам была совершена поминальная служба по обряду Армянской Апостольской и Русской Православных церквей. Ошаканское сражение – самая драматическая и вместе с тем самая героическая страница истории русско-персидской войны 1826-1828 гг., – войны, в ходе которой Восточная Армения была освобождена от персидского ига и присоединена к России. 17 августа 1827 г. под старой армянской деревней Ошакан произошло кровопролитное сражение между армией наследника персидского престола Аббас Мирзы и русским отрядом под командованием генерал-лейтенанта Афанасия Ивановича Красовского, спешившим на помощь Эчмиадзинскому монастырю, осажденному персидскими войсками. Персидская армия состояла примерно из тридцати тысяч человек, а русский отряд – всего лишь из трех тысяч. Несмотря на огромное численное превосходство неприятеля, русские воины, в рядах которых находились армянские и грузинские добровольцы, проявив храбрость и самоотверженность, прорвали кольцо окружения, дошли до Эчмиадзина и спасли монастырь от разорения, а его малочисленный гарнизон, духовенство, местных жителей и сотни больных солдат – от истребления. 19 апреля 2011 года на месте памятника героям Ошакана, построенном армянскими жителями в 1833-1834 гг., произошла торжественная церемония открытия Памятного комплекса «русским воинам-спасителям Первопрестольного Эчмиадзина, павшим в Ошаканской битве 17 августа 1827 года». 23 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55646.html

Митрополит Нижегородский Георгий освятил боевое знамя саровской дивизии ВВ МВД Саров, 14 апреля 2014 г. Фото: Олег Голубинов      Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил боевое знамя саровской дивизии внутренних войск МВД России, сообщает « Вестник военного и морского духовенства» На соединение возложена задача по охране важного государственного объекта — Российского федерального ядерного центра. Молитва на освящение знамени – это призывание благословения Божия ратный труд В этот день на плацу прославленного соединения собрались солдаты, офицеры и ветераны, жители города Саров – участники Великой Отечественной войны, представители Русской православной церкви, члены семей военнослужащих. «Дорогие братья и сестры! Молитва на освящение знамени – это призывание благословения Божия на ваш ратный труд, – обратился к присутствующим владыка Георгий. – Господь прямо говорит в Евангелии: «Нет большей той любви, как если кто душу свою положит за други своя». И Церковь Христова, то есть каждый священник ежедневно молится за воинов, которые несут крест ратного труда. Фото: Олег Голубинов      Воин – это тот человек, который одел военную форму и призван, когда это будет востребовано, отдать самое дорогое – свою жизнь – за Родину, за свою землю, за свою семью. Желаю, чтобы с помощью Божией, ваше усердие, труд и забота в воинском деле всегда были успешными и достойными славных дел наших предков, их великой воинской славы. Храни вас Господь»! В свою очередь командир дивизии полковник Олег Коршунов, отметил: «Сегодня торжественный для всех нас день. Это, безусловно, важная веха в истории соединения, запоминающееся событие для всего личного состава и ветеранов. Идут времена, сменяются поколения защитников Отечества, но всегда было и остается у военного человека уважение к знамени как к источнику духовной силы, чести и доблести. Верность воинскому долгу и духовность всегда будут незыблемы в нашей армии, поскольку являются основой воспитания российских воинов». После завершения чина освящения Знамени и торжественного марша подразделений соединения архипастырь посетил часовню во имя святого князя Владимира, воздвигнутую на территории дивизии – небесного покровителя внутренних войск. 14 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69949.html

  © Сингх С. С., 2020   Официальное наименование военно-морского флота Российской империи. Добровольный флот – судоходное общество, основанное в 1878 г. на добровольные пожертвования. Его суда были резервом военного флота, в мирное время пароходы общества осуществляли грузопассажирские перевозки, в основном на линии «Одесса–Владивосток», в военное время использовались в качестве транспортов и вспомогательных крейсеров. Командующий соединением кораблей, эскадрой, флотом. РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 78–83. Морской устав. 1885. СПб., 1885. С. 82. Кузнецов О. Ю. Русское военно-морское духовенство//Военно-морские силы России и Тульский край: Сборник материалов научной конференции. Тула, 1997. С. 17–25. Там же. С. 23. Котков В. М., Коткова Ю. В. Военное духовенство России. Страницы истории: Учебное пособие. СПб., 2005. Там же. С. 99. Морской устав. С. 245, 246, 247, 248, 303, 305, 306, 307, 308. Там же. С. 245. Самохвалов С. В. Духовенство военного флота Российской империи. Корабельные священники на рубеже XIX–XX веков (Электронный ресурс: (дата обращения: 17 декабря 2017 г.). Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014. Копылов С. Н. Повседневная служба священников русского флота в конце XIX – начале XX века//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. 1(49) (Электронный ресурс: (дата обращения: 24 января 2020 г.). РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 208, 208 об. (О назначении иеромонахов на суда в кампанию 1890 г.) Там же, д. 2183, л. 1–4 об. (По отчетному рапорту священника Николая Дьякова, командированного на пароход Добровольного флота). Морской устав. Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). М., 2013. Зиновий (Дроздов), иером. С эскадрой до Цусимы. Вятка, 1906. Поликарпов Д., свящ. Воспоминания и впечатления первого судового священника во время заграничного плавания в 1900 году//Вестник военного духовенства. 1908. 15 С. 472–480; 16. С. 501–511; 17.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

Письма с войны, 1914–1917/сост. А. Б. Асташов, П. А. Симмонс. М.: Новый хронограф, 2015. Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. Россия, 1914–1917 гг. М.: Новый хронограф, 2015. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви: в 2 т. СПб.: Изд-во Олега Абышко: Библиополис, 2004. См., напр.: Кострюков А. А. Подвиг русского военного духовенства... С. 71.  См. об этом: Давлетшин В. Р. Военное духовенство в России XVIII — начала XX в. и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: исторический анализ: дис. ... канд. ист. наук. М.: Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности РФ, 2004. С. 6. Ивашко М. И. Российская армия и церковь (XVIII — начало XX вв.): историографическое исследование: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М.: Военный университет, 2007. С. 30. Кострюков А. А. Подвиг русского военного духовенства... С. 67. Иванов В. П. Становление и развитие системы религиозного воспитания... С. 16. Евсевий (Орлинский Е. П.), архиеп. Могилевский и Мстиславский . Энциклопедия воспитания маленького христианина. М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. С. 34. Иванов В. П. Становление и развитие системы религиозного воспитания... С. 20. Шавельский Г. И., протопр. В школе и на службе: воспоминания. М.; Брюссель: Архив русской эмиграции, 2016. С. 419. Российский государственный военно-исторический архив (далее — РГВИА). Ф. 2044. Оп. 1. Д. 9. Л. 524. См. подробнее: Иванов В. П. Становление и развитие системы религиозного воспитания... С. 28. Там же. РГВИА. Ф. 2082. Оп. 1. Д. 1. Л. 122. Смирнов А., прот. Газетные сообщения о деятельности духовенства на войне//Вестник военного и морского духовенства. 1915. Т. XXVI, 1. С. 28. URL: (дата обращения: 29.10.2020). Ивашко М. И. Российская армия и церковь (XVIII — начало XX вв.). С. 31.   Цыпин В. А., прот. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700–2005). 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 708.

http://bogoslov.ru/article/6192023

Ваше намерение представить свой последний египетский труд на Макариевскую премию одобряю и обеими руками благословляю. Если свои не хотят, а может быть, и не могут надлежащим образом оценить этот труд, то пусть оценят и вознаградят его посторонние эксперты». Светлый день Пасхи, сверх поздравлений личных и пись- —233— менных, ознаменован был для меня получением от Совета Киевской духовной академии Диплома на звание почетного члена академии. Вот что изображено на этом Дипломе: «Совет Киевской Духовной Академии желая выразить Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Савве, Архиепископу Тверскому и Кашинскому, свое глубокое уважение к его заслугам для духовного просвещения и к замечательным ученым трудам, в собрании своем 31-го января 1892 года, на основании академического устава §§ 9 и 81 в. 3, единогласно избрал его в Почетные Члены Киевской Духовной Академии и, по представлению о сем Его Высокопреосвященства Митрополита Киевского, Святейший Правительствующий Синод утвердил в этом звании указом от 11 марта того-же года за 1059. Г. Киев, 1892 года марта 28 дня. Ректор Академии, Сильвестр, Епископ Каневский». 7-го числа получил два письма: одно из Петербурга, другое из Вильны. Из Петербурга писал от 4-го числа профессор академии (он-же и Обер-Секретарь Св. Синода) Тимофей Вас. Барсов: «С истинными чувствами преданного сердца приношу Вашему Высокопреосвященству сердечное поздравление с светлым и всерадостным праздником Христова Воскресения, с искренним пожеланием, да Воскресший Христос Спаситель, обновивший все человеческое естество, выну обновляет и укрепляет ваши силы на святое и многоплодное делание во славу Христовой Церкви и на благо Тверской паствы. Наконец кончилось многострадальное для меня дело об управлении военным духовенством. В сегодняшнем номере Церковных Ведомостей напечатаны и мнения Государственного Совета по штату Управления протопресвитера военного и морского духовенства и самый штат сего управления. Слава Богу, дело окончилось благополучно для лиц, заинтересованных в этом управлении. Вашему Высокопреосвященству и мне пришлось вложить немало труда и бессонных ночей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010