Ершов Василий Ефимович (1868–?) – мещанин, торговец г. Красноуфимска. Депутат II Гос. Думы от Пермской губ., труд. Старообрядец поморского согласия. – 318 Есьман Владислав Казимирович (1860–?) – поляк, земледелец. Депутат III Гос. Думы от Гродненской губ., польско-литовская группа. Кандидат естественных наук Варшавского университета, податной инспектор. – 323 Ефимов Иван Ефимович (1862–?) – крестьянин-земледелец. Депутат II Гос. Думы от Новгородской губ., беспартийный. – 55 Ефремов Иван Николаевич (06.01.1866–13.01.1945) – крупный помещик, юрист, публицист. Депутат I, III и IV Гос. Дум от области Войска Донского, лидер фракции прогрессистов, член Совета старейшин Думы. Обучался на физико-математическом факультете Московского университета. Один из организаторов партии мирного обновления. В 1915 г. член ЦК «Прогрессивного блока». Масон. Министр юстиции во Временном правительстве. С сентября 1917 г. посол в Швейцарии. После Октябрьской революции эмигрировал. В эмиграции входил в правое крыло группы П. Н. Милюкова. Организатор партии «Союз возрождения России». В эмиграции читал лекции по вопросам международных отношений. С 1926 г. эксперт по российским делам правительства Швейцарии. Один из учредителей народной дипломатической академии в Париже. Умер в Париже. – 262 Желобовский Александр Александрович (1834–1910) – протопресвитер военного и морского духовенства. Родился в Новгородской губ. в семье псаломщика. В 1850 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 17.09.1859 рукоположен во священника митаевского гродненского полка, далее служил по ведомству военного и морского духовенства. С 1873 г. – протоиерей. В 1888 г. утвержден в должности главного священника гвардии и гренадер, армии и флотов. С 1890 г. – протопресвитер военного и морского духовенства. Как протопресвитер, он обнаружил заботы о развитии христианской настроенности в войсках и о должном значении полковых священников. С этой целью он завел при церквах библиотеки религиозно-нравственного содержания, внебогослужебные беседы, начал издавать журнал «Вестник Военного духовенства», принимал участие в особой комиссии для поднятия религиозно-нравственного воспитания войск. Известен как законоучитель, им был выпущен ряд руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. – 239

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами обсудили вопросы развития института военного духовенства в России и на Украине 10 ноября 2011 г. 16:00 8 ноября 2011 года в Москве состоялась встреча председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и иными воинскими формированиями архиепископа Львовского и Галицкого Августина , председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова и начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны РФ Б.М. Лукичева. Протоиерей Димитрий Смирнов и Б.М. Лукичев рассказали архиепископу Августину о процессе возрождения в российской армии института военного руководства. На сегодняшний день в Вооруженных силах РФ в должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими трудятся 19 священников, 45 человек ожидают назначения в ближайшее время. К настоящему времени Синодальным отделом отобрано и подготовлено 123 кандидата на новые должности. Стороны обсудили структуру подчинения военного духовенства в Министерстве обороны, а также итоги прошедших в начале ноября в Ростове-на-Дону учебно-методических сборов военного духовенства, посвященных вопросам профессиональной деятельности полковых священников. Архиепископ Августин со своей стороны сообщил о подготовке международной конференции «Вооруженные силы Украины и военное духовенство», которая пройдет в Киеве 14-15 декабря 2011 года и будет посвящена перспективам введения в Вооруженных силах Украины института военного духовенства. Владыка выразил надежду, что данное мероприятие ускорит решение вопроса об учреждении в украинской армии штатных должностей для священнослужителей, и пригласил отца Димитрия и Б.М. Лукичева принять участие в конференции. Во встрече также приняли участие ответственный секретарь Синодального отдела Московского Патриархата иерей Димитрий Николаев и заместитель председателя Синодального отдела Украинской Церкви архимандрит Лука (Винарчук), сообщает Вестник военного и морского духовенства . Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1670382.ht...

Временному правительству: Открывшийся в Вологде Епархиальный Съезд духовенства и мирян, приветствуя Временное Народное Правительство, желает ему полного успеха в охранении свободы, порядка и законности и просит употребить всю силу Государственной власти к защите граждан и Церкви от произвола и насилий, откуда бы таковые ни исходили. Военному министру Керенскому и верховному главнокомандующему Брусилову: Епархиальный Вологодский Съезд духовенства и мирян приветствует славных вождей родной армии и флота и народных героев с решительным наступлением на врага и разделяет с Вами твердую уверенность, что ближайший и верный путь к честному миру, свободе и счастью России в победе над ним. Да благословит Вас Бог . Слава и честь революционной армии. Вечная память положившим жизнь за свободу обновляющейся родины. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 580. Л. 7071. Брошюра типографской печати: «Журналы Вологодского епархиального съезда...». С. 78. 405. Телеграмма А.Ф. Керенскому Воронежского епархиального съезда духовенства и мирян 696 1 июля 697 1917 г. Воронежский епархиальный съезд духовенства и мирян восторженно приветствует славные полки победоносной Российской революционной армии, перешедшей в наступление и геройски сражающейся ныне за правду и народную свободу. Все мы душою с нашими храбрыми воинами, молитвенно напутствуем их на подвиги во славу горячо любимой Родины нашей и нашего многострадального народа. Горячо приветствуем мы Вас, господин Министр, беззаветного друга народа, великого руководителя и вдохновителя нашей свободной революционной армии. Дай Бог Вам сил до конца послужить великому народному делу. Вестник церковного единения. Воронеж, 1917. 7. С. 3. 406. Телеграмма Военному и морскому министру А.Ф. Керенскому Всероссийского съезда военного и морского духовенства 1 июля 1917 г Всероссийский съезд военно-морского 698 духовенства, открывая свои заседания, шлет Вам, господин министр, свой привет и молитвенное пожелание: да поможет Вам Господь Бог в Вашей великой организаторской работе. Ее плоды мы видим в могучем наступательном порыве вдохновляемой Вами славной русской революционной армии, поднявшейся на защит) молодой свободы и благородного призыва к миру, которого не хотел оценить коварный враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо штатных войсковых священников на сборе будут присутствовать представители православного и мусульманского духовенства, работающие в воинских частях на добровольной основе. 15 февраля. ПРАВМИР. Очередной учебно-методический сбор штатного военного духовенства и сотрудников органов по работе с верующими военнослужащими пройдет в Екатеринбурге 25 февраля-2 марта, сообщает Вестник военного и морского духовенства . Помимо штатных войсковых священников на сборе будут присутствовать представители православного и мусульманского духовенства, работающие в воинских частях на добровольной основе. В мероприятии также примут участие руководители отделений по работе с верующими военнослужащими Центрального, Южного, Западного, и Восточного военных округов, должностные лица из силовых структур Свердловской области и др. Участники сбора встретятся с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым, начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Борисом Лукичевым. Будут заслушаны доклады о первоочередных задачах и актуальных проблемах работы с личным составом Вооруженных Сил и ходе возрождения института военного духовенства. Перед собравшимися выступят представители командования округа, центральной и местной администрации, профессорско-преподавательского состава высших школ УрФО. В рамках выступлений и дискуссий будут затронуты вопросы взаимодействия священников с командованием и личным составом частей и соединений, особенности пастырского служения в войсках. Также планируется посещение святынь Екатеринбургской епархии, памятных мест и участие в богослужениях. Сбор готовится Главным управлением по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с Управлением по работе с личным составом Центрального военного округа  и Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

http://pravmir.ru/v-ekaterinburge-projde...

— В настоящее время на базе Рязанского военного училища создается специальный факультет для подготовки военных священнослужителей. О первом выпуске говорить пока рано. В настоящее время ведется составление учебного плана, подбираются преподаватели, производится набор священников, которым необходима профессиональная переподготовка. В скором времени новый факультет откроет свои двери для слушателей. — Должны ли будут священники владеть искусством боя? — По церковным канонам священнику запрещается брать в руки оружие. Драться без применения оружия также запрещено. То есть, даже владея искусством боя, священник может применить свое умение на практике только в учебных целях. Безусловно, хорошо, если военный священнослужитель физически вынослив и владеет военным искусством. Это, особенно на первых порах, только добавит ему авторитета в глазах военнослужащих. Но умение голыми руками вывести из строя противника не может являться обязательным требованием к представителям военного духовенства. А вот чем обязательно должен обладать полковой батюшка — так это знанием специфики жизни военнослужащих, особенностей учебно-боевой деятельности. Такой священнослужитель будет разговаривать с военнослужащими на понятном им языке, чувствовать себя уверенно как в казарме, так и на учениях. — Приступили ли представители других основных конфессий к подготовке своих воинских священнослужителей? — Факультет военного духовенства, создаваемый на базе Рязанского военного училища, о котором говорилось выше, будет внеконфессиональным. Это означает, что там будут учиться священнослужители всех традиционных религий России. В настоящее время вместе с православными священниками в армии трудятся и представители мусульманского, иудейского и буддистского духовенства. И думаю, что именно они вместе с нашими батюшками в скором времени сядут за парты, чтобы повысить свою квалификацию. Беседовала Мария Перепада «Вестник военного и морского духовенства» / Патриархия.ru  за темою У Синодальному з нарада Коментар Правового у зв " язку з Президентом РФ указу 181 «Про окремим [Документи] Видавнича Рада письменниками у ЛНР та передала комплекти книг до у СВО Представники Синодального з та Санкт-Петербурзьку Смирнов: Ми хто любить би послужити На в обговорять питання, пов " з введенням духовенства оборони затвердило в Збройних силах У в 2011 з " являться 240 штатних Синодального Збройними силами та правоохоронними органами РФ на возз " Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у святковому присвяченому Дню захисника Робоча група з СВО запропонувала поширити на у з ключовими словами Церква – духовенство – синодальний збройними силами та правоохоронними установами   ihmepb " ю «Исследуйте Писания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1310913...

1894. 17. С. 530. РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 208. См., например: Сергий (Страгородский), архим. Указ. соч. С. 254; Магдалинский А. В. Указ. соч. С. 91; Обозрение о. протопресвитером…//Вестник военного и морского духовенства. 1912. 15– 16. С. 559; Андреев Д., свящ. Из Гельсингфорса//Вестник военного и морского духовенства. 1913. 1. С. 39. Подробнее см.: Сингх С. С. Особенности богослужебного чтения в судовых церквях на рубеже XIX–XX веков//Сборник студенческих научных работ ПСТГУ 2019. М., 2019. С. 102–108. Подробнее см.: Сингх С. С. Богослужебная деятельность судового священника в мемуарах, дневниках и письмах офицеров Российского императорского флота//Вестник Омской православной духовной семинарии. Вып. 2(7). Омск, 2019. С. 89–96. Зиновий (Дроздов), иером. Указ. соч. С. 10; Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 185. Левитский Г., свящ. Поездка с новобранцами во Владивосток в 1896 году на пароходе ДФ «Орел». С. 86. Владимир (Гиганов), архим. Указ. соч. С. 332. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 427. Касаткин А., свящ. Указ. соч. С. 530. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 428. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Левитский Г., свящ.Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 430. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 185. ГА РФ, ф. 601, оп. 1, д. 513, л. 76. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 427. Очередные или чередные шлюпки предназначались для сообщения с берегом и должны были отходить от корабля и от берега в определённое расписанием время. Касаткин А., свящ.Указ. соч. С. 531. Ляпунова О. А. Указ. соч. С. 4. См., например: Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

С утверждением новых штатов для военного сухопутного и морского духовенства, когда трудности пастырской деятельности несколько облегчились, с усилением духовно-просветительной деятельности священников явилась настоятельная потребность в печатном органе, который бы служил высоким целям братского общения между военными пастырями – обмену мыслей, заявлению нужд, разъяснению недоумений и сомнений, правильной постановке дела преподавания Закона Божия в школах, успехам церковного проповедничества и внебогослужебного собеседования, увековечению памяти доблестных героев, христолюбивых воинов и их духовных вождей, военных пастырей, развитию общества вспоможения бедным армейского духовенства и вообще разнообразным интересам обширного в настоящее время военно-духовного ведомства. Ныне здравствующий протопресвитер еще в звании главного священника гвардии, гренадер, армии и флотов счастливо удовлетворил означенной потребности. По его ходатайству определением Св. Синода от 15–22 ноября 1889 г. за 2575 разрешено издавать с 1 января 1890 г. периодический журнал, выходящий двумя выпусками в месяц, не менее двух листов каждый, под названием «Вестник военного духовенства», с платою трех рублей в год. С тех пор и до настоящих дней названный журнал стал предметом постоянных забот о. протопресвитера. На братском собрании военного духовенства 6 февраля 1890 г. вменено было всем военным священникам в обязанность ежегодно представлять в канцелярию протопресвитера одну проповедь и одну внебогослужебную беседу. Из всего материала, присылаемого в канцелярию, ни одной рукописной статьи, беседы или поучения не было помещено в журнал без предварительного прочтения и исправления им самим. Мудро пользуясь положением начальника в своем ведомстве, о. протопресвитер привлек к участию в издании «Вестника» лучшие силы военного духовенства. Доказательства успеха в данном отношении налицо: это три больших сборника лучших проповедей, примененных к военному быту, из числа помещенных в «Вестник военного духовенства» в течение 10 лет (1890–1900 гг.). Все томы общедоступным и примененным к условиям военного быта содержанием представляют прекрасный материал назидательного чтения для воинских чинов и незаменимое руководство неопытному военному пастырю в его проповеднической деятельности. Братские собрания военного духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

И.А. Ильин, анализируя причины революции 1917 г., писал: «Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики; она духовна. Это есть кризис русской религиозности... Великий и глубокий кризис всей русской культуры» с.28]. Автор отдает себе отчет, что его статья является лишь подбором фактов, отражающих состояние духовного кризиса в Армии и Флоте России конца XIX - начала XX веков, и не претендует на всесторонний и исчерпывающий его анализ. Данная проблематика несравненно более трудна и глубока. Но одно ясно - возрождая институт военного духовенства, командованию Вооруженных Сил необходимо помнить, что новая для нашего времени структура будет эффективной только в том случае, если, во-первых, нравственные качества командиров всех степеней (независимо от того, верующие они или неверующие) будут приближены к требованиям религиозной морали. Во-вторых, для военного священника должен быть создан благоприятный режим в его деятельности. Его статус должен соответствовать важности задач воспитания духовно-нравственной личности в Вооруженных Силах. И, наконец, для служения в войсках и на кораблях должен быть организован тщательный отбор достойных кандидатов, не только обладающих высокими личностными качествами, но и любящих воинскую службу со всеми ее тяготами и лишениями. Александр Петрович Беляков, капитан 1-го ранга Список литературы: 1. Архиепископ Константин (Горянов). Да будет воля твоя//Родная Ладога. 2008. N4 (6). С. 8 - 23 2. Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. СПб.: Типография А. Катанского и Компании, 1893. 76с. 3. В. Священники в армии.//Разведчик. 1914. N 1224. С.243 4. Вестник военного духовенства. 1900, N14, с.437-438. 5. Волков Сергей. Почему РФ еще не Россия. Невостребованное наследие империи. М.: Вече, 2010. 352с. 6. Гиганов В., свящ. К вопросу о необходимости улучшения положения священников на военных кораблях//Вестник военного духовенства. 1897. N 2. С. 57-58.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/05/...

Скончался Иван Михайлович Диков в Петрограде 30 сентября 1914 года в десятом часу утра. Как сообщалось в некрологах, незадолго до этого прославленный адмирал «простудился и заболел воспалением легких. Несмотря на все принятые меры, болезнь привела к роковому концу». За заслуги перед Отечеством ему, по Высочайшему повелению, была оказана особая честь быть похороненным в севастопольском соборе святого Владимира - усыпальнице русских адмиралов - героев обороны Севастополя. Газета «Крымский вестник» так описывала торжественные похороны адмирала: «5 октября 1914 г. в 7 часов 55 минут утра со скорым поездом доставлен в Севастополь гроб с останками скончавшегося героя обороны Севастополя, члена Государственного Совета, генерал-адъютанта, адмирала, бывшего Морского министра И.М. Дикова (...) Для отдания почестей генерал-адъютанту И.М.Дикову от вокзала вдоль Портовой улицы были построены развернутым фронтом: один батальон Черноморского флотского экипажа при знамени и хоре музыки, один батальон пехоты от войск Севастопольского гарнизона также со знаменем и хором музыки, кавалерия и артиллерия при общем командовании командира Севастопольского порта вице-адмирала Маньковского. Прибыли супруга и дочь покойного адмирала, высшие представители и офицеры флота, крепости и гарнизона, градоначальник Бурлей, начальник штаба порта контр-адмирал Петров-Чернышов, временно исполняющий обязанности председателя военно-морского суда полковник Дэвисон, капитан над портом генерал-майор Павловский, французский консул г-н Ге, высшие чиновники медицинского, жандармского управления, комендант, полицмейстер и другие официальные лица, все военно-морское духовенство во главе с настоятелем адмиралтейского собора о.Р. Медведем . У траурного вагона был поставлен почетный караул. При выносе гроба войска взяли «на караул», хор музыки заиграл " Коль славен " . Траурная процессия направилась от вокзала по Портовой на Вокзальный спуск, а оттуда по Таврическому спуску на Соборную улицу к храму св. Владимира. Впереди траурной колесницы за хоругвями 6 офицеров флота несли адмиральские флаги и 10 офицеров флота несли на подушках ордена покойного. По пути следования процессии от вокзала духовенством служились краткие литии у дома по Екатерининской улице, где жил Диков (...) Гроб внесли в храм и поставили на возвышенном месте. Гроб был убран живыми цветами. Во время панихиды о.Р.Медведь сказал глубоко прочувствованную речь. По окончании Богослужения гроб был внесен в нижний храм и предан погребению. При спуске гроба в могилу был произведен установленный уставом салют. Могила адмирала Дикова была украшена живыми цветами: во-первых, большой крест из живых роз от их Императорских Величеств Государя Императора и Императрицы, во-вторых, множество венков от Государственного Совета и от чинов Морского ведомства».

http://ruskline.ru/history/2014/10/13/on...

Г.И. Шавельский в брошюре «Служение священника на войне» подробно разъяснял значение деятельности военного священника во время войны. Духовный пастырь должен был поддерживать и питать в воинах религиозное чувство для предостережения их от уныния и отчаяния, с одной стороны, от возможного разврата, насилия, грабежа и ожесточения, с другой. В обязанности военных священников входила также поддержка в воинах духа мужества, честного и самоотверженного исполнения своего долга, так как трусость одних и измена долгу других влекут за собой огромные жертвы, наносят неисчислимый вред Отечеству, народу. Большое значение в нравственном, духовном и патриотическом воспитании нижних чинов имели библиотеки, которые начали устраиваться с 1858г. Циркуляром от 10 декабря 1859г. за N1789 было предписано всем военным священникам, чтобы «они озаботились устройством библиотек... приобретали для оных библиотек духовно-нравственные книги на церковные суммы и давали таковыя книги для чтения нижним чинам» . Главный Штаб с 1879г. стал ежегодно рассылать учебные пособия и книги для чтения, как духовно-нравственного содержания, так и по вопросам военного образования. «Книга - лучший друг и утешение в часы досуга», - значилось в обязанностях военных пастырей. Священник, как правило, исполнял должность нештатного библиотекаря. Это способствовало более тесному контакту его с командой. Приходя за книгой, воин мог получить совет, что лучше прочитать, или ответ на возникший вопрос. Состав духовной библиотеки был обширен. Здесь были Св. Писание Ветхого и Нового Завета, богослужебные книги, богословская литература, «Домострой», «Златоустрой», «Изоборник», разнообразные журналы, такие как «Чтение для солдат», «Вестник военного и морского духовенства», «Офицерская жизнь», «Страж», «Разведчик», газета «Русский инвалид», художественные рассказы на религиозные темы. В 1911г. в Петербурге была организована Комиссия из столичных военных пастырей для составления каталога книг и периодических изданий для церковных библиотек.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/04/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010