Магдалинский А.В. На морском распутье. Ярославль, 1954. Минный машинист – нижний чин, обслуживающий на корабле двигатели мин Уайтхеда (торпед). Ляпунова О. А. Дневники участника Цусимского сражения 1905 года Савватеева Н. М., Ижевск, 2017. Владимир (Гиганов), архим.Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания//Вестник военного духовенства. 1894. 11. С. 331–345. О пастырском служении в русском военном флоте//Вестник военного духовенства. 1905. 1. С. 11–18; 2. С. 41–51. Обозрение о. протопресвитером военного и морского духовенства Г. И. Шавельским судовых церквей Балтийского флота и военно-морских Прибалтийского края//Вестник военного и морского духовенства. 1912. 15–16. С. 555–575; Тихомиров А., свящ. Из плавания транспорта «Океан»//Вестник военного и морского духовенства. 1913. 4. С. 184–185; Миляновский Ф., свящ. Из Севастополя//Вестник военного и морского духовенства. 1912. 9. С. 347–349; Андреев Д., свящ. Из Ревеля (погребение лейтенанта В. Е. Крафта)//Вестник военного и морского духовенства. 1914. 4. С. 522; Андреев Д., свящ. Из Гельсингфорса//Вестник военного и морского духовенства. 1913. 1. С. 39–41. Силуан (Туманов), игум.Роль православного пения в деле церковного просветительства//Церковь и время. 2013. 4(65). С. 247. Прикладная музыка, необходимая для передачи приказов, сигнализации, оповещения. Назаренко К. Б. Крестьянин на флоте после отмены крепостного права: Служебное положение и самосознание//Проблемы аграрной истории Северо-запада России: К 150-летию отмены крепостного права в России. Международная межвузовская научная конференция. Псков, 2011. С. 202. Морской устав. С. 304. О пастырском служении в русском военном флоте//Вестник военного духовенства. 1905. 1. С. 14. Дьяков Н. свящ. Год на крейсере «Адмирал Нахимов». СПб., 1904. С. 176. Апрелев Б. П.Брызги моря. С. 7. Ливанский А., свящ. Указ. соч. С. 502. Морской устав. С. 304. Ливанский А., свящ. Указ. соч. С. 500. О пастырском служении в русском военном флоте. С. 14. Иерей Георгий Левитский (1849–1908 гг.) был судовым священником пароходов ДФ «Саратов» (в 1894, 1895, 1899 гг.) и «Орел» (в 1896 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

Преемник отца Евгения на посту протопресвитера военного и морского духовенства Георгий Шавельский высоко оценивал научно-исследовательскую и административно-хозяйственную деятельность своего предшественника: «Служебная деятельность разделилась на две неравные части: 24 года были посвящены им академии, служению богословской науке; один год, последний, был отдан начальствованию над военным и морским духовенством, служению армии и флоту, служению царю, служению всему русскому народу. Отец протопресвитер шел по пути правды твердо и неуклонно, не умея хромать на оба колена, не признавая никаких компромиссов, не допуская никаких уклонений в сторону от этого царственного пути» 90 . Доклад на научно-исторической конференции «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.». Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская православная духовная академия, 9 сентября 2013 г. 1 Ты всегда стремился туда, где мерцает истина (лат). См.: Щербаковский С., свящ. Речь, произнесенная при встрече тела умершего протопресвитера отца Евгения Петровича Аквилонова в церкви Кавалергардского ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 263. 2 Бугославский И., прот. К назначению помощника протопресвитера военного и морского духовенства//Вестник военного духовенства, 1910. 8. С. 253. 3 Савва (Молчанов), иером. Военное и морское духовенство России//Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 153–155. 4 Никон (Лысенко), архим. Вестник военного и морского духовенства//Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 41. 8 «Руководство для сельских пастырей» – еженедельное издание при киевской духовной семинарии; выходило в 1860–1917 гг. 11 Великий князь Владимир Александрович (1847–1909 гг.) – третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, младший брат императора Александра III; член Государственного совета (1872), сенатор (1868); генерал-адъютант (1872), генерал от инфантерии (1880).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Москвы, в рядах вооруженных сил сводилась к передаче остатков церковной утвари и сохранением ее в ведении епархиального духовенства и местных церквей . Следует отметить, что православное духовенство военного ведомства г. Москвы в период Первой мировой войны на разных этапах боевых действий сталкивалось с проблемами, которые с успехом преодолевало. Но антивоенная и революционная пропаганда, вскармливаемая самой государственной системой и поддерживаемая офицерским составом, разрушила всю эту деятельность, уничтожая традиции полков, а также посеяла неопределенность в рядах священнослужителей военного ведомства г. Москвы, что вылилось впоследствии в попытку сохранения данного института в добровольческой армии.   Цыпин Вл., прот. Начало конца Российской империи: [Электронный ресурс]/Прот. Вл. Цыпин//Московская Духовная Академия. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/4750979.html (дата обращения: 01.04.2017). Капков К.Г.  Памятная книга военного и морского духовенства Российской Империи XIX — начала XX вв.: Справочные материалы./К.Г. Капков. — М.: «Летопись», 2008. С. 205.; ЦИАМ. 229. Московская Духовная Академия, г. Москва. 1802 – 1921 гг. Оп. 4. Д. 2135. Личное дело студента Николая Павловича Ливенцова (17 августа 1873 г. – 18 января 1878 г.).; ЦИАМ. Ф. 1639. Церкви ведомства духовного правления при Протопресвитере военного и морского духовенства. 1799 – 1918 гг. Оп. 1. Д. 208. Метрическая книга 1896 – 1899, 1906 – 1918 гг. Казанской церкви 12 го Гренадерского Астраханского полка. Приказы по ведомству Протопресвитера военного и морского духовенства//Вестник военного и морского духовенства. 1914. 17. С. 600. Капков К.Г. Священники-кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия./К.Г. Капков. — М.-Белгород: «Летопись», Духовно-просветительский центр имени митрополита Макария (Булгакова), 2012. С. 184, 495, 749-750, 786-787.; ЦИАМ. Ф. 229. Московская Духовная Академия, г. Москва. 1802 – 1921 гг. Оп. 4. Д. 2284. Личное дело студента Феодора Митрофановича Мальцева (7 августа 1892 г.

http://bogoslov.ru/article/5390683

Якиманский Е., свящ. Освящение новых зданий для больницы в Севастопольском морском госпитале.//Вестник военного духовенства. 1908. С. 558-563 Иванов В.П. Указанное сочинение. С. 81. Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. Кн. 2. СПб.: Нестор, 2004. С. 74. Сребрянский Митрофан , священник. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М.: Отчий дом, 1996. С. 113. Захарченко М.В . К проблеме формирования системы принципов православной педагогики//Материалы 3-х Пюхтицких Чтений «Культурно-исторические традиции православия». Куремяэ, Эстония, 2014. С. 76 - 77. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01. М., 2012. С. 95. Брянчанинов Игнатий, святитель. Поучение 2-ое. В неделю по Богоявлении. О покаянии//Творения святителя Игнатия Брянчанинова в 7 т. Т. 3-й. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры, 1993. (Репринт: СПб, 1886) С. 12 - 13. Иванов В.П. Указанное сочинение. С. 84. Дивногорцева С.Ю. Указанное сочинение. С. 97 История флотского духовенства: Сб./Сост. А.Б. Григорьев. М.: Андреевский флаг, 1993. С. 51. Галайко В . Армия и религия//Советский воин. 1990. 13. С. 79. Смирнов А. История флотского духовенства. Ч. 1. Пг.: Типография «Сельского Вестника», 1914. С.71. Кострюков А.А. Военное духовенство и развал армии в 1917 году//Церковь и время. 2005. С. 158 - 159 Дивногорцева С.Ю. Указанное сочинение. С. 95. Иванов В.П. Указанное сочинение. С. 270. Плеханов А.А. «Помни, что солдат Христов и Государев воин...». Основы религиозно-нравственного воспитания в войсках Российской Империи//Военно-исторический журнал. 2. Февраль, 2003. С. 37. Аквилонов Е. О недозволенности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам//Вестник военного духовенства. 1906. С.363-370. С.395-405. С.425-429. Виноградов А. К вопросу о молитвах за умерших иноверцев//Вестник военного духовенства. 1906. С.720-722; Грюневич А., свящ. Еще о панихидах над иноверцами//Вестник военного духовенства. 1906. С. 583-592; Малыхин В. В ответ профессору Е. Аквилонову.//Вестник военного духовенства. 1906. С.637-638; Малыхин П. Панихида над иноверцами//Вестник военного духовенства. 1906. С. 42-45; Соколов В. Можно-ли и должно-ли молиться в церкви за усопших инославцев?//Вестник военного духовенства. 1906. С.172-179. С.201-207. С.249-255. С.273-279; Успенский П., свящ. К молитве за умерших иноверцев.//Вестник военного духовенства. - 1906. - - С. 618-621.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

Пробавляясь отрывочными сведениями из школьных учебников, многие пастыри редко заглядывают в эту книгу книг и потому сами себя лишают могучего средства к действенному благовестию, к утверждению истины и к опровержению лжи» 74 . После такого серьезного и обстоятельного богословского введения, которое лишь подтвердило, что во главе военного и морского духовенства стал не только авторитетный пастырь, но и выдающийся православный апологет, работа собрания была продолжена, и большая часть была посвящена делу более прозаическому, но чрезвычайно насущному, а именно – финансовым проблемам свечного завода 75 . Очень много внимания уделял отец Евгений журналу «Вестник военного духовенства». Протопресвитер думал о его внутреннем составе и внешнем виде, обращал внимание на шрифт и даже на то, где и как подписывается редактор 76 . В период протопресвитерства отца Евгения печатный орган военного духовенства был переименован из «Вестника военного духовенства» в «Вестник военного и морского духовенства». Кроме того, была проведена и смена редактора. Вместо протоиерея Иоанна Таранцева был назначен протоиерей Иоанн Морев 77 . С 1911 г. отчасти изменилась и структура издания. Вся реформа объяснялась новыми вызовами времени. Так, протоиерей Иоанн Морев отмечал, что одним из главных недугов русского общества являлось все большее распространение неверия и сектантства. Последнее, впрочем, как и первое, распространялось с поразительным успехом. Этому необходимо было противостоять, в том числе и в армейских кругах. С этой целью, например, предполагалось усилить в журнале апологетический раздел 78 . Современники высоко оценивали роль и значение пусть и кратковременной, но чрезвычайно насыщенной деятельности отца Евгения для ведомства военного и морского духовенства. Выделяли следующие особенности его служения на посту протопресвитера: во-первых, в своей повседневной деятельности о. Аквилонов придерживался взглядов своего предшественника о. Желобовского; во-вторых, отец Евгений был сторонником активизации проповеднического служения в рядах царской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

История Русской Церкви, кн. 13, 6, 8, 9, М., 1997. История флотского духовенства. Вахтенный журнал, 1993. К 200-летию восшествия на престол Государя Петра Алексеевича. СПб., 1882. Кандидов Б.П. Империалистическая война и религия. М., 1929. Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929. Киевская старина, 1886, март, кн. 14. Козырев Ф.Н. Напутствие воину-христианину. СПб., 1996. Котин Б. Священник полковой. Журнал Московской Патриархии, 1993. Кузнецов А. Духовенство и традиции флота. Морской сборник, 2000, Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900) СПб., 1900. Летопись войны с Японией, 3748, СПб., 1904. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. Макаров С.О. Документы. Т. II, М., 1960. Материалы 1-й Всероссийской конференции «Православие и российская армия». Ориентир, 1995, 3. Митрополит Иоанн. Держава, 1994, 1. Морской сборник, октябрь 1854. Морской сборник. Т. 9. 1853. Морской сборник. Т. XII, 5, май 1854. Морской сборник. Т. XVII, 9, 1855. Морской сборник. Т. XVIII, 910, 1855. Морской сборник. Т. XXIII, 9, 1856. Очерки из истории управления военным и морским духовенством. Вестник военного духовенства, 1898, с. 278. Памятники литературы Древней Руси. XIhaчaлo XII века. М., 1978. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. П., 1987. Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж, 1986. Полевой П. Иллюстрированные рассказы из отечественной истории. СПб., 1892. Полковник С.Ю. Чинарев. Во главе военно-духовного ведомства России. Военно-исторический журнал, 1998, 1. Полное собрание законов Российской империи, III, отд. I, СПб., 1902, т. XIX. Полное собрание законов Российской империи, III, СПб., 1889, т. VII, прил.: Штаты и табели. Полное собрание законов Российской империи. Т. II, отд. II, СПб., 1876, т. LXIX. Полное собрание русских летописей. T. IX, СПб., 1862. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2, СПб, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(2006) Шкаровский М.В. и Галкин А.К. Григорий (Лебедев), епископ//Православная энциклопедия. Т. 12. С. 543-545. (2006) Григорий Поспелов, святой, протоиерей//Православная энциклопедия. Т. 12. С. 547-548. (2006) Шкаровский М.В. и Казакевич А.Н. Гитлер//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 523-528. (2006) Григорий Никитин, святой, священник//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 10. (2006) Герман (Ряшенцев), епископ//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 226-227. (2006) Общины православных жэстонцев на Северо-Западе России в XIX-XX веках//Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии. Вып. III. СПб. С. 141-148. (2006) Иеромонах Тихон (Зорин)//Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. 4 (21). С. 61-75. (2006) Казачий стан в Северной Италии и его церковная жизнь (1944-1945 гг.)//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен (I). 6. С. 14-18. (2005) Епископ Сергий (Дружинин)//Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. (II) 1. С. 116-140. (2005) Политика нацистской Германии в отношении Русской Православной Церкви в документах немецких и российских архивов//Вестник молодых ученых. Исторические науки. СПб. 1. С. 3-7. (2005) Orthodoxe estnische Gemeinden in Nord-westrussland im 19. und 20. Jahrhundert. In: Estland und Russland. Aspekte der Beziehungen beider Länder. Hamburg. S. 213-228. (на немецком языке) (2005) Русская Калифорния//Клио. СПб. 4 (31). С. 94-109. (2005) Церковная жизнь блокадного Ленинграда//Вестник военного и морского духовенства. Спецвыпуск. С. 42-121. (2005) Служение в деревне в годы оккупации. Из статьи о протоиерее Алексие Кибардине//Вестник военного и морского духовенства. Спецвыпуск. С. 210-212. (2005) На «Дороге скорби». Скит Андрея Первозванного//Вестник военного и морского духовенства. Спецвыпуск. С. 276-277. (2005) Шкаровский М.В., Васильева Н.Ю., Галкин А.К. Гавриил (Воеводин), архиепископ//Православная энциклопедия. Т. 10. С. 212-213.

http://bogoslov.ru/person/302151

С 1889 г. протопресвитер Александр Желобовский лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885–1890 гг. протопресвитер Александр Желобовский повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы он практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Александр Желобовский являлся членом совета общества. В 1889 г. он заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890–1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также протопресвитер А. А. Желобовский требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1 января 1890 г. Александр Желобовский издавал журнал «Вестник военного духовенства» (см. «Вестник военного и морского духовенства») с периодичностью 2 номера в месяц. В 1911 г. на основе публикаций журнала за 1890–1910 гг. был издан 3-томник лучших проповедей, примененных к военному быту. А. А. Желобовский способствовал изданию с 1 января 1906 г. духовно-нравственного патриотического журнала «Доброе слово» для крестьян и воинов. При церквах военного ведомства по инициативе Желобовского были открыты библиотеки с книгами религиозно-нравственного содержания. В 1890 г. протопресвитер А.А. Желобовский ходатайствовал перед начальством о налаживании поступления журналов «Православное обозрение, «Разум и вера», «Вестник военного духовенства» в библиотеки офицерских собраний, а не только церковные библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Васильев. История Васильев А. А. История Византийской империи. СПб., 1998. Т. 1-2 ВВ Византийский временник. СПб.; Пг.; Л., 1894-1928. 25 т.; М., 1947-. Т. 1(26)-. ВВД Вестник военногоморского] духовенства. СПб., 1890-1917 ВДИ Вестник древней истории. М., 1937-1941, 1946-. ВЕ Вестник Европы. СПб., 1866-1918 Венгеров. Венгеров С. А. Вениамин. Новая скрижаль Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая скрижаль. СПб., 189916. М., 1992р. 2 т. Верюжский. Вологодские святые Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. М., 1994р Вестн. РХД Вестник Русского христианского движения. П., 1974-. (1925-1974 - см. ВРСХД) ВИ Вопросы истории. М., 1945-. ВИД Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. Л., 1968-. ВиЖ Вера и жизнь. СПб., 1908-1912 Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973 Виз. ист. Византийские историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1858-1863. 10 т. BUUHJ Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje/Обр.: Б. Београд, 1955-1971. 4 т. Виллардуэн. Завоевание Константинополя Виллардуэн Ж., де. Завоевание Константинополя/Пер., ст. и коммент.: М. А. Заборов. М., 1993 ВиР Вера и разум. Х., 1884-1917 ВИРА Вопросы истории религии и атеизма: Сб. ст. М., 1950-1964. [Вып.] 1-12 ВиЦ Вера и Церковь. М., 1899-1907 ВКТСМ Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987 Владимир (Филантропов). Описание Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., 1894. Ч. 1: Рукописи греческие ВЛУ Вестник Ленинградского университета. Л., 1946-. ВМУ: Вост. Вестник Московского ун-та. Сер.: востоковедение. М., 1970-. ВМУ: Ист. Вестник Московского университета. Сер.: история. М., 1960-. ВМУ: Филол. Вестник Московского университета. Сер.: филология. М., 1966-. ВМУ: Филос. Вестник Московского университета. Сер.: философия. М., 1966-. ВМЧ Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием/Изд. Археогр. комиссиею. СПб.; М.; Freiburg, 1868-1916, 1997-1998. (Памятники славяно-рус. письменности) ВНА Вопросы научного атеизма: Сб. М., 1966-1989. 39 вып. ВО Византийские очерки. М., ВОДИ Вестник Общества древнерусского искусства. М., 1874-1876. 4 вып. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=3

Отмечая 10-летнюю служебную деятельность о. протопресвитера А. А. Желобовского по управлению церквами и духовенством военного и морского духовенства журнал «Вестник военного духовенства» в 1898 году по этому поводу писал: «Со вступлением о. Александра на пост протопресвитера настало для военного и морского духовенства время возрождения, пробудившее в среде его сознание самостоятельной жизни, обновление духа, живое стремление к добросовестному исполнению обязанностей на благо Церкви Христовой и победоносного русского воинства». Необходимо отметить, что именно по настойчивым требованиям Святейшего Синода, при поддержке со стороны Главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военного округа Великого Князя Владимира Александровича был создан единый орган управления на основании «Положения об управлении церквями и духовенством военного ведомства», которое было высочайше утверждено 12 июня 1890 года. Согласно «Положению», заведование всеми церквями, православным духовенством военного ведомства, а также состоящими при этих церквях благотворительными учреждениями с их капиталами вверялось особому духовному лицу – протопресвитеру военного и морского духовенства А. А. Желобовскому . Как известно, прежнее положение главных священников гвардии и гренадер, армии и флота вызывало немало нареканий со стороны ревнителей канонов Русской Православной Церкви уже в силу того, что эта категория военно-духовных начальников, имея в своём заведовании церкви и духовенство военного ведомства, сама не состояла ни при каких церквах, вопреки каноническому правилу (4, Всел. 6). Если главные священники гвардии и гренадер (иногда в качестве заведующих придворным духовенством) состояли настоятелями придворных соборов, то главные священники армии и флота не пользовались и этим положением. В целях сохранения силы вышеозначенного канонического правила, согласно новому положению, протопресвитер военного и морского духовенства, находясь в данном звании, состоял вместе с тем и протопресвитером Преображенского всей гвардии собора. Предоставление в его распоряжение именно Преображенского собора объяснялось тем, что этот храм по своему особому положению среди церквей и соборов военного ведомства мог служить средоточием как для военного духовенства – на время торжественных богослужений, так и для военных чинов – в случаях церковных празднований по поводу особых событий. Вместе с тем звание «протопресвитер Преображенского всей гвардии собора» не обязывало протопресвитера военного и морского духовенства ни к исполнению обыкновенной череды пресвитерского служения, ни к исправлению священнических треб, ни к участию в братских доходах соборного причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010