Третий выпуск военных священнослужителей прошел в Москве Москва, 22 февраля 2014 г. 20 февраля в Военном университете Минобороны РФ состоялся третий выпуск помощников командиров (начальников), соединений, воинских частей и вузов по работе с верующими военнослужащими, окончивших курс повышения квалификации, сообщает сайт журнала «Вестник военного и морского духовенства» .      Слушателям, среди которых 23 священнослужителя Русской Православной Церкви и один имам, вручили свидетельство государственного образца о завершении профессиональной доподготовки. Приветствуя представителей духовенства, заместитель начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ генерал-майор А.М. Цыганков, отметил: «Вы отправляетесь на самые сложные участки, у вас есть опыт, желание служить, не хватало только немного знаний. Я прошу нести ваши знания вашим подопечным. Вы находитесь не только на новом этапе становления военного духовенства, но и вообще на новом этапе строительства Вооруженных сил». И.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов в своем выступлении поздравил собравшихся с наступающим Днем защитника Отечества. «Защита Отечества – это не только вооруженная защита своих рубежей, это прежде всего защита духовной самоидентичности народа и эту задачу выполняют все представители силовых структур, все граждане Российской Федерации, — сказал отец Сергий. Необходимо понимать, где должен быть священник, имам, или другой представитель традиционной религии России в этом сложнейшем процессе. Полученные знания и накопленный пастырский опыт — это только начало пути. Все будет определяться тем, как вы сможете донести евангельскую истину до конкретного человека. Задача священнослужителя заключается в том, чтобы быть рядом с генералом, офицером, солдатом и сержантом, и достучаться до сердца каждого человека, несущего нелегкую военную службу». В торжественной церемонии также приняли участие начальник Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ А.И. Суровцев, заместитель начальника Военного университета по учебной и научной работе генерал-майор Е.Г. Князева, ответственные сотрудники Министерства обороны. 22 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68647.html

В журнале «Вестник военного и морского духовенства» оглашались семь вопросов к военным священникам на местах, касающихся желательного состава библиотек, степени интереса, проявляемого в среде офицерства и нижних воинских чинов к чтению книг духовно-нравственного содержания. Анализируя полученные ответы, а также каталоги из нескольких наиболее известных издательств, Комиссия выработала план составления «нормального» каталога. Даже имея фундаментальную библиотеку, священники устраивали небольшие передвижные библиотечки. В определенном месте, чаще всего у корабельного или полкового образа, клались несколько христианских журналов и небольшие брошюры, например: «Афонский листок», «Троицкий листок», «Троицкие книжки», «Просветительные листки для народа и войск», «О сущности сектантства», «Молитва перед сражением» и др. Такие библиотечки пользовались большой популярностью: «Книжки брались нарасхват и читались не только нижними чинами, но и офицерами... Эти библиотечки принесли огромную пользу» . Библиотеки были рассчитаны на умеющих читать. Важной задачей священника являлась образовательная деятельность. «Морской состав ждет от священника особой пастырской деятельности, выражающейся, прежде всего и главным образом в учительстве», - призывал журнал «Вестник военного духовенства» в 1905г. Как замечает С.Э. Зверев, «постоянное совершенствование и усложнение оружия и военной техники и связанный с этим рост разнообразия тактических приемов, которыми должен был владеть солдат, неуклонно повышали требования к уровню умственного развития нижних чинов». В соответствии со ст. 425 устава к концу службы все неграмотные военнослужащие должны были уметь читать. Для реализации этого требования в воинских храмах духовенством организовывались церковно-приходские школы. При обучении грамоте проводилась мысль, что учение необходимо для душевного спасения. Пока учеба начиналось, священник в устной форме преподавал обучающимся Закон Божий, Катехизис, Библейскую историю, приобщая к церковному пению.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/04/...

По воспоминаниям протопресвитера Георгия Шавельского, полковой священник был «учителем, воспитателем в той великой русской школе, какою являлась для огромной части русского мужского населения армия... Ежегодно принимая в свои ряды сотни тысяч молодых людей, в значительном проценте неграмотных и невежественных, армия и флот обучали их грамоте, сообщали им разные знания, дисциплинировали и культивировали их. И в отношении воспитания воинского духа, и в отношении общего обучения и воспитания нижних чинов священник в воинской, как и в морской части, мог играть выдающуюся роль» . В. П. Иванов выделил несколько периодов формирования системы религиозного воспитания военных — от XVIII в. до завершающего этапа в годы Первой мировой войны. Среди наиболее значимых (с педагогической точки зрения) особенностей последнего периода обозначим следующие: 1) в целях религиозного воспитания военным, принадлежащим к прочим конфессиям (согласно воинским уставам), не запрещалось посещать свои религиозные заведения и приглашать для духовного окормления соответствующих священников с оплатой их услуг; в годы Первой мировой войны в ряде военных округов в штат дежурного генерала входили по одному мулле, ксендзу и раввину, однако и православные священники должны были не оставлять без внимания военных, которые исповедовали иную веру ; 2) завершилось формирование соответствующих организационных структур; в ХХ в. в связи с военными действиями система управления комплексом мер и работ по воспитанию военнослужащих дополнилась недостающими элементами; 3) с повышением уровня образования нижних чинов усиливалось внимание к методической стороне воспитательной работы военного духовенства: систематически проводились братские собрания военных священников, издавался профессиональный журнал «Вестник военного и морского духовенства», осуществлялись инспекционные поездки протопресвитера военного и морского духовенства в военные гарнизоны, большими тиражами издавалась методическая литература и т. д. ; 4) проводилась постоянная «работа» с инакомыслием и революционными настроениями в армии и на флоте; Святейший синод постоянно требовал усилить военно-патриотическое воспитание и решительно разоблачать враждебную государству пропаганду .

http://bogoslov.ru/article/6192023

Многие церкви военного ведомства являлись одновременно приходскими церквами, особенно в Западном крае, в Польше, Сибири и Центральной и потому военное духовенство обладало правом выполнять требы для местного населения. Во время военных действий духовенство сопровождало свои части в походах, совершая богослужения в особых палатках, представлявших собой передвижные церкви со всеми необходимыми принадлежностями. На поле боя священник облегчал страдания раненых и готовил к кончине умирающих. История войн — обороны Севастополя (1854–1855) и Порт-Артура (1904–1905), битвы при Цусиме в 1905 г. и первой мировой войны — знает немало примеров мужества военных священников, которые в любой ситуации самоотверженно выполняли свой пастырский долг. В случае необходимости воинским частям придавались также католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства. С 1890 г. правление протопресвитера издавало журнал «Вестник военно-морского духовенства», наряду с отделом приказов и распоряжений в нем печатались статьи религиозного содержания, материалы по пастырской работе среди б) Придворное духовенство существовало уже в Московской Руси. Во главе его стоял обычно царский духовник, надзиравший за храмами и духовенством дворца. В большинстве случаев он был весьма влиятельной фигурой. Некоторые московские соборы, например Благовещенский, считались дворцовыми храмами, и их духовенство причислялось к придворному. С увеличением царской семьи в XVIII и XIX вв. росло и число дворцов, в которых непременно имелись домашние церкви. Духовник царя, которому были подчинены эти церкви с их приходами, носил звание протопресвитера придворного духовенства и по своему рангу следовал сразу за епископами. Содержание церквей и духовенства осуществлялось на средства дворцовой казны. Царские духовники пользовались определенной независимостью от Святейшего Синода и зачастую даже вмешивались в его дела. Духовник императрицы Елизаветы протоиерей Ф. И. Дубянский († 1771) влиял даже на назначение епископов и сумел вполне сохранить свое положение и при императрице Екатерине Ее духовник протоиерей К. И. Панфилов (1770–1794) во всем следовал примеру своего предшественника, чем навлек на себя недовольство иерархов. Тем не менее императрица сделала его в 1774 г. членом Святейшего Синода, а в 1786 г. пожаловала ему митру. Этот случай явился прецедентом для того, чтобы позднее награждать митрой и других заслуженных священников, прежде всего из числа придворного и военного В качестве членов Святейшего Синода императорские духовники и в XIX в. оказывали большое влияние на церковное управление. Это относится в первую очередь к Н. В. Музовскому (1822–1848) и В. Б. Бажанову (1853–1883), а также к духовнику последнего императора и его супруги А. П. Васильеву

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

Здравомыслов является автором записки о задачах епархиальных церковно-археологических комитетов, созданных в 1906—1908 годах, и о требованиях к условиям хранения и описанию документов. По его инициативе 15 февраля 1906 года было принято синодальное определение об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и синодальную библиотеку из церквей. Во время работы Здравомыслова в архиве Синода туда поступило свыше 400 старинных рукописей и более тысячи книг XVII—XVIII веков. Под его руководством были изданы три тома «Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода» (составленное Антоном Никольским), «Список книг церковной печати, хранящихся в Библиотеке Святейшего Правительствующего Синода», «Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808—1839 гг.», тома «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания» (ПСПиР) за 1738—1741, 1796—1801, 1881—1894 годы, семь томов «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода» (ОДДС). Здравомыслов добился утверждения законов от 21 января 1910 года и от 25 июня 1911 года об обязательном бесплатном экземпляре некоторых произведений печати для библиотеки Синода и о присылке в Комиссию по разбору Синодального архива всех печатных изданий епархиальных церковно-археологических учреждений, отчётов об их деятельности и об открытии таких комиссий там, где их ещё не было. Помещения архива и библиотеки Синода при начальствовании Здравомыслова были расширены и оборудованы; библиотека Синода была приведена в порядок и систематизирована. По его инициативе синодальная библиотека пополнялась новейшими русскими и зарубежными справочниками и критическими исследованиями; в это время в ней появились «Patrologiae cursus completus» Жака Миня, «Glossarium mediae et infimae latinitatis» Шарля Дюканжа. К. Я. Здравомыслов является автором многочисленных статей, некрологов, библиографических заметок в журналах «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Исторический вестник», «Русский архив», «Вестник военного и морского духовенства», «Новгородские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Приходское чтение», «Приходский листок» и других. Он издавал свои сочинения в том числе и под псевдонимом «М-лов». При ближайшем участии Здравомыслова было подготовлено около двух третьих текстов статей, содержащих биографии духовных лиц, для Русского биографического словаря. Сочинение Здравомыслова «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки» включает 118 биографий. Здравомыслов — автор пятидесяти статей Православной богословской энциклопедии, двадцать пять из них остались в неопубликованной её части.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Благодаря энергии и рвению отец Александр был приглашен служить священником в элитных войсках — лейб-гвардии Кирасирском полку, находившемся под особым покровительством императорской семьи. Именно там, работая в комиссии по разработке вопроса о допущении к гарантированному пенсионному обеспечению полковых священников, их вдов и детей, отец Александр сделал первый шаг на пути к будущим преобразованиям. Заметим попутно, что, будучи настоятелем Сергиевского всей артиллерии собора, в 1879 году он организовал первые в нашей стране встречи-беседы с прихожанами. В 1888 году отец Александр был назначен на пост главного священника гвардии, гренадер, армии и флота, а в 1890 году возведен в протопресвитеры, и таким образом стал первым протопресвитером военного и морского духовенства русской армии. Эта должность приравнивалась по своему административному положению к епархиальному архиерею. Открытие мемориальной доски протопресвитеру Александру Желобовскому на Фурштатской улице, 28. 2 ноября 2016 года      Незаконченные преобразования Показательно, что к моменту начала реформ 70 процентов новобранцев не знали ни одной молитвы. Моральный облик и настроения солдат, и в особенности матросов, оставляли желать лучшего. Армейские священники, не имевшие поддержки ни от Церкви, ни от государства, не могли наладить нормальную просветительскую работу. Первым этапом реформы стало объединение военного духовенства под единым началом. Далее последовало повышение денежного содержания военных причтов и их социальной защищенности: это позволило поднять планку требований к кандидатам в военное духовенство и улучшить общий образовательный уровень военных священников. Был учрежден «Вестник военного духовенства». Этот журнал стал источником информации и связующим звеном между рядовыми священниками и руководством и оказывал в т. ч. и методическую помощь. Пастырское влияние на личный состав армии осуществлялось через организацию, как сейчас бы сказали, катехизаторских бесед, вовлечение военных в благотворительность. Священники начали полноценно нести свою миссию, они стали нужны, и потому их количество росло. Строили новые храмы, создавались школы. Дело стремительно развивалось и продолжилось после смерти отца Александра. Но, к сожалению, реформа была начата поздно и не успела повлиять на армию в достаточной степени, чтобы противостоять революционным брожениям. Скорее на­оборот — реформа их усилила. Следуя сложившимся стереотипам о духовенстве, армейцы только раздражались активностью «церковников».

http://pravoslavie.ru/106651.html

27 августа 1858 года полевой обер-священник 1-й армии через дежурного генерала получил распоряжение 5487, в котором отмечалось: «Господин Главнокомандующий Армиею изволил приказать, чтобы полковые священники, возлагаемые на них полковыми командирами обучение нижних чинов Закону Божиему, исполняли, по возможности». Это распоряжение 30 сентября 1858 года было разослано всем дивизионным благочинным: благочинному 2-й пехотной дивизии протоиерею Дмитрию Кудрявцеву; благочинному 7-й пехотной дивизии протоиерею Георгию Гапановичу; благочинному 2-й лёгкой кавалерийской дивизии протоиерею Василию Жуковскому; благочинному 1-й лёгкой кавалерийской дивизии протоиерею Дмитрию Овсянину; благочинному 3-й пехотной дивизии священнику Афанасию Левицкому; благочинному 1-й пехотной дивизии священнику Фёдору Медведкову; благочинному 6-й пехотной дивизии священнику Павлу Алхимовичу; благочинному 3-й лёгкой кавалерийской дивизии протоиерею Михаилу Метецкому; благочинному 9-й пехотной дивизии священнику Илариону Бойкову. Литература: – Барсов Т. В. Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. – СПб., 1893. – Барсов Т. В. Об управлении военным духовенством. – СПб., 1879. – Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за 1800–1901 гг. – СПб., 1901. – Котков В. М. Военное духовенство России. Страницы истории. В 2-х кн. – СПб.: Нестор, 2004. – 157–188. – Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств//Вестник военного духовенства. – 1890. – 14. – С. 418–439. – Столетие Военного Министерства 1802–1902. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства. Исторический очерк. – СПб., 1902. – Т. 13. 1.6. Военное духовенство второй половины XIX века Вопросы: 1. Сложности положения полкового священника. 2. Протопресвитер Василий Борисович Бажанов . 3. Протоиереи М. И. Богословский и П. Е. Покровский. 4. Конец двоевластия в военно-духовном управлении. 5. Обязанности полкового священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие церкви военного ведомства являлись одновременно приходскими церквами, особенно в Западном крае, в Польше, Сибири и Центральной Азии  , и потому военное духовенство обладало правом выполнять требы для местного населения. Во время военных действий духовенство сопровождало свои части в походах, совершая богослужения в особых палатках, представлявших собой передвижные церкви со всеми необходимыми принадлежностями. На поле боя священник облегчал страдания раненых и готовил к кончине умирающих. История войн — обороны Севастополя (1854–1855) и Порт–Артура (1904–1905), битвы при Цусиме в 1905 г. и первой мировой войны — знает немало примеров мужества военных священников, которые в любой ситуации самоотверженно выполняли свой пастырский долг. В случае необходимости воинским частям придавались также католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства. С 1890 г. правление протопресвитера издавало журнал «Вестник военно–морского духовенства», наряду с отделом приказов и распоряжений в нем печатались статьи религиозного содержания, материалы по пастырской работе среди солдат  . б) Придворное духовенство существовало уже в Московской Руси. Во главе его стоял обычно царский духовник, надзиравший за храмами и духовенством дворца. В большинстве случаев он был весьма влиятельной фигурой. Некоторые московские соборы, например Благовещенский, считались дворцовыми храмами, и их духовенство причислялось к придворному. С увеличением царской семьи в XVIII и XIX вв. росло и число дворцов, в которых непременно имелись домашние церкви. Духовник царя, которому были подчинены эти церкви с их приходами, носил звание протопресвитера придворного духовенства и по своему рангу следовал сразу за епископами. Содержание церквей и духовенства осуществлялось на средства дворцовой казны. Царские духовники пользовались определенной независимостью от Святейшего Синода и зачастую даже вмешивались в его дела. Духовник императрицы Елизаветы протоиерей Ф. И. Дубянский († 1771) влиял даже на назначение епископов и сумел вполне сохранить свое положение и при императрице Екатерине II  . Ее духовник протоиерей К. И. Панфилов (1770–1794) во всем следовал примеру своего предшественника, чем навлек на себя недовольство иерархов. Тем не менее императрица сделала его в 1774 г. членом Святейшего Синода, а в 1786 г. пожаловала ему митру. Этот случай явился прецедентом для того, чтобы позднее награждать митрой и других заслуженных священников, прежде всего из числа придворного и военного духовенства  . В качестве членов Святейшего Синода императорские духовники и в XIX в. оказывали большое влияние на церковное управление. Это относится в первую очередь к Н. В. Музовскому (1822–1848) и В. Б. Бажанову (1853–1883), а также к духовнику последнего императора и его супруги А. П. Васильеву (1910–1917)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Петербурге пройдет сбор военных священников Санкт-Петербург, 11 мая 2012 г. С 16 по 25 мая на базе Западного военного округа в Санкт-Петербурге пройдет учебно-методический сбор штатного военного духовенства. Сбор организуется Главным управлением по работе с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации совместно с Управлением по работе с личным составом Западного военного округа, сообщает «Вестник военного и морского духовенства». Основным местом проведения сбора станет Военный инженерно-технический институт — филиал Академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулёва. Помимо теоретических занятий в учебных корпусах пройдут и практические занятия на полигоне в расположении воинских частей и в военном госпитале. Проводимый сбор — важный этап в процессе исполнения поручения Президента Российской Федерации о возрождении института военного духовенства в Вооружённых Силах Российской Федерации. «Цель сбора – помочь священникам, работающим на штатных должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, встроиться в ритм жизни современной армии, — говорит начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны РФ Борис Лукичев, — Этот ритм сегодня задает военная реформа, идущее полным ходом формирование нового облика армии, который предусматривает, в том числе, функционирование института военного духовенства. Это – объективная реальность, которая обусловлена и новым законодательством, и политическим решением руководства страны, и жизнью самой армии». В течение десяти дней военные священнослужители пройдут специальную подготовку по базовым вопросам военной службы. Слушателей познакомят с ситуацией, сложившейся на современном этапе строительства Вооруженных сил Российской Федерации, расскажут об организации общественно-государственной, боевой и физической подготовки, размещения, питания и обслуживания военнослужащих. Предусмотрены занятия по основам организации и несения караульной службы, практические занятия по обустройству полевого храма и деятельности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими при подготовке и во время проведения учений. Особое внимание планируется уделить военно-медицинской подготовке. Слушатели не только освоят методику оказания первой медицинской помощи в боевых условиях, но и сдадут зачет по пройденному материалу. «Во время ведения боевых действий священник должен находиться в районе санчасти или медпункта, — объясняет Борис Лукичев, — он должен уметь остановить кровь, сделать инъекцию от болевого шока, обладать другими практическими навыками оказания первой медицинской помощи. Это профессиональное требование».

http://pravoslavie.ru/53458.html

К 1909 г. численность военного духовенства значительно увеличилась и составляла 156 протоиереев, 588 священников, 138 диаконов, 95 псаломщиков, всего 977 человек. Соборов и церквей в управлении военного ведомства было 809. К концу 1915 г. кадровых военных священников насчитывалось 2 тысячи, а всего их было в армии во время войны свыше 5 тысяч. 57 Столетие военного министерства В 1902 году Протопресвитер военного и морского духовенства А. А. Желобовский издал исторический очерк о столетии создания Военного министерства. 15 Москва и судьбы Российского флота (архивные документы и исторические очерки). М., 1996, с. 9091. 20 Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900) СПб., 1900, с. 7. 22 Очерки из истории управления военным и морским духовенством. Вестник военного духовенства, 1898, с. 278, с. 351. 23 Полковник Чинарев С.Ю. Во главе военно-духовного ведомства России. Военно-исторический журнал, 1998, 1. 25 Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994, с. 286. 34 Отец Никандр (позднее архимандрит) был приглашен князем С.М. Воронцовым (который тоже был ранен под Севастополем) в Алугжу настоятелем тамошней, ныне разрушенной, церкви. Он был из купеческого звания. Он оставил при себе отлично-добрую память. 37 Хорон перевозчик душ через реку Стикс в царство Плутона бога преисподней в греческой мифологии. 48 Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. СПб., 1900, с. 103. 52 Полное собрание законов Российской империи, III, СПб., 1889, т. VII, прил.: Штаты и табели, с. 237. 53 Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. СПб., 1900, с. 100. Читать далее Источник: Военное духовенство России : [Сборник исторических материалов, воспоминаний участников событий, архивные материалы]/Прот. Георгий Поляков. - Москва : Твор. информ.-изд. центр, 2002. - 536 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010