Ефрем Сирин (начало IV в, — начало V в.) — святой; один из великих учителей церкви, толкователь Святого писания и проповедник — 233 Жданов Павел Ионович (отец Иоанн) (1817–1883) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1841), магистр (1842); священник (с 1844 г.) и протоиерей (с 1848 г.) в петербургских церквах, в том числе, протоиерей Смольного собора (с 1853 г.), архимандрит (с 1870 г.); ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель новгородского Антониева монастыря (с 1870 г.); епископ Чебоксарский (с 1875 г.) и Чигирский (с 1878 г.); секретарь Санкт–Петербургского епархиального попечительства — 85 Жевердеев — см. Жевержеев Жевержеев — возможно, Жевержеев Алексей Трофимович — петербургский предприниматель, автор проекта строительства Южной железнодорожной ветки (в 1890–х гг.) — 135, 156, 220, 225 Желобовский, отец — Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1859); священник различных полков (с 1859 г.), протоиерей (с 1873 г.), благочинный петербургских церквей (с 1880 г.); протоиерей (с 1882 г.) Сергиевского собора в Петербурге; главный священник гвардии, гренадеров, армии и флота (с 1888 г.), протопресвитер военного и морского духовенства (с 1890 г.) (см.: Хильтов И. К 17–му сентября. Блаженной памяти о. протопресвитеру военного и морского духовенства Александру Алексеевичу Желобовскому вечная память!//Вестник военного духовенства. 1910. 18. С. 572–576) — 208, 219, 242, 256,258 Жемчужников, священник в селе Пустоподлесье — 309 Женя — см. Васильчикова Е. П. Жиголов, вяземский помещик — 140 Жомини Александр Генрихович (1814–1888) — барон; старший советник Министерства иностранных дел, его министр (в 1875 г.) и исполняющий обязанности товарища министра (в 1879–1880 гг.) — 85 Забелин П. — студент Киевской Духовной академии — 73, 75 Заварыкина Надежда, московская благотворительница — 281 Завойко Иван Васильевич (1850–1904) — сын адмирала В. С. Завойко — 173, 211, 213 Заецкий, студент, сын О. А. Новиковой — 277

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Журнал «Вестник военного духовенства» предоставлял дополнительную возможность для сбора пожертвований на сооружение и восстановление храмов. В этом отношении характерна история реставрации храма в крепости Карс, которая показывает, в каком бедственном состоянии подчас находились армейские церкви и каким мощным средством для помощи им стал основанный протопресвитером журнал. В одном из номеров «Вестника» было объявлено о сборе пожертвований на карский храм, где сообщалось: «До настоящего времени в соборе не имеется соответствующей дарохранительницы и Св. Чаши для причастия; нет не только настенных образов, но даже и установленных церковными правилами икон для чествования двунадесятых праздников». И спустя непродолжительное время Комитет по реставрации Карского собора уже благодарил на страницах журнала всех, кто внес «посильную лепту свою на благолепие этой древней святыни…». Большой проблемой в деле реформы института военного духовенства было отсутствие у рядовых священнослужителей опыта в деле пастырского окормления военнослужащих. И здесь опять же помогал «Вестник военного духовенства». В журнале публиковались методики и рекомендации по работе с личным составом армии, указы и распоряжения протопресвитера. В частности, в феврале 1890 года вышло его распоряжение, обязывавшее всех пастырей предоставить в редакцию журнала запись двух проповедей или двух внебогосужебных бесед с целью выявления лучших в качестве образцов. Протопресвитер лично занимался редактированием печатавшихся в журнале проповедей и внебогослужебных бесед, ни одна из них не была опубликована без просмотра и необходимой правки отца Александра. В 1911 году на основе публикаций журнала за 1890–1910 годы был издан трехтомник лучших проповедей, применимых к военному быту. Конечно, у «Вестника» был свой редактор – протоиерей Иоанн Таранец. Но на самом деле главным его редактором являлся лично глава военного и морского духовенства. Более того, отец Александр фактически был и издателем этого журнала: он сам собирал подписные суммы, сам оплачивал расходы. Подтверждением этого служат два любопытных документа, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Православие, армия, держава. М., 1993. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. Приказы по военному ведомству. СПб., 1914. Протоиерей Валентин Свенцицкий . Диалоги. М., 1995. Протоиерей Георгий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений. Т. 12, М., 1995. Рапов О.М. Русская церковь в IX веке первой трети XII века. М., 1988. Российский Государственный исторический архив (РГИА), Оп. 23.11., отд.2 ст. Д. 370. л. 12. Русский Архив. СПб. Русский Дом, 1999, 6, с. 1011. Русско-японская война 19041905. Кн. 1, СПб., 1912. Свод Военных постановлений. Изд. 2-е, кн. 7-я, СПб., 1907. Свод Военных постановлений. Изд. 3-е, кн. 1-я, СПб., 1907. Священный Собор Православной российской церкви. Деяния, вып. 2, кн. 1, М., 1918. Сечин А.С. Армейское духовенство... Вопросы истории, 1990, 10. Скольковский. История новой Сечи. Одесса, 1885, т. 1. Список Священного Собора Православной российской церкви, М., 1917. Столетие Военного Министерства. T. XIII, СПб, 1902. Устав Павла. Феофан Прокопович . Сочинения. М.-Л., 1961. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Изд. 4-е. М., 1900, т. 4. Хрестоматия по древнерусской литературе. М. Чернышевский П.Г. Полное собрание сочинений. М., 1939, т. 1. Шавельский Г.П. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954. Шавшин В.Г. Альминское сражение. Симферополь, 1999. Шишов А.В. Георгиевские кавалеры. М., 1993. Шумский А.П. Морской собор в Кронштадте. М., 1998. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1892, т. VIa. Яворницький Д.И. История запорожских казаков. Т. 1. Церковное устройство у запорожских казаков. Киев, 1990. Яковлев М., Сергеев В. 1 августа 1914. Родина, 1991, 1. 64 Циркуляр протопресвитера военного и морского духовенства после окончания съезда. Вестник военного и морского духовенства, 1914, 7, с. 597599. 68 Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954, 2 тома. 76 Священный Собор Православной российской церкви. Деяния, вып. 2, кн. I . М., 1918, с. 4041, 48, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Первый свободный съезд духовенства и мирян Оренбургской епархии приветствует в лице Вас Исполнительный Комитет Государственной Думы, самоотверженно и мужественно взявший на себя бразды верховного правления в момент кризиса и крушения самодержавия, и выражает пожелания плодотворной работы на счастье Свободной России. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 175. Подлинник; Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. 15. С. 3. Святейшему синоду: Первый свободный съезд духовенства и мирян Оренбургской епархии приветствует обновленный состав Синода и выражает пожелание, чтобы он всеми мерами стремился к скорейшему созыву Поместного собора, который выработал бы новые основные положения, определяющие судьбу свободной Церкви в свободной России в будущей ее жизни. РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 122123. Подлинник; Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. 15. С. 3. Обер-прокурору св. синода В.Н. Львову: Первый свободный съезд духовенства и мирян Оренбургской епархии, приветствуя Вас, выражает пожелание скорейшего созыва Всероссийского Поместного Собора для обновления внутреннего и внешнего строя Свободной России. Военному и морскому министру А.Ф. Керенскому: Первый свободный съезд духовенства и мирян Оренбургской епархии приветствует в лице Вас своих собратий военных священнослужителей 683 и всех воинов армии и флота, грудью отстаивающих свободу, честь и славу Родины, и выражает горячее пожелание довести войну до победного конца, при котором может быть Свободная Церковь в свободном Государстве. Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. 15. С. 3. 393. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Омской епархии 684 23 мая 1917 г. Временному Правительству: Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Омской епархии, выражая Временному Правительству полное доверие, надеется, что только единая, нераздельная, сильная власть выведет страну на путь порядка, доведет войну до победы над врагом и ускорит созыв Учредительного Собрания, а свободной Православной Церкви даст возможность самоопределиться на Поместном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семёновка (Марий Эл), 2000-.), «Свет Рождества» (Черновцы, 2000-.), «Незабудка» (Кременчуг, 2001-.), «Отрок» при киевском Ионинском во имя Св. Троицы мон-ре (2001-.), «Православная радуга» (Самара, 2002-.), «Православный сибирячок» (Тюмень, 2003-.), «Светлячок» при Оренбургской епархиальной правосл. гимназии (2003-.), «Купина» (М., 2003-.), «Ангелочек» (Волгоград, 2005-.), «Божья коровка» (СПб., 2006-.), «Солнечный заяц» при Издательском отделе С.-Петербургской епархии (СПб., 2006-.). Круг Ж. д., ориентированных на профессиональные группы, невелик, но непрерывно возрастает. К числу новых изданий относится, напр., «Филолог» Об-ва правосл. культуры Новосибирского гос. университета (2001-.). Отдельную группу составляют журналы, посвященные проблемам правосл. образования, педагогики, воспитания: «Информационный вестник» при ОРОК МП (М., 1996-2001; далее «Православное образование»), «Глагол» (Печоры, 1999-.), «Вестник церковной педагогики» (Волгоград, 2001-.), «Детский дом» (М., 2001-.), «Духовно-нравственное воспитание» (прил. к ж. «Воспитание школьника») (М., 2001-.), «Воскресная школа: открытый урок» (М., 2004-.), «Зерно горчичное» (СПб., 2006-.) и ряд др. Военным адресованы издания «Вера и мужество» (М., 1993-1996; далее «Отечество и вера»), «Вестник военного и морского духовенства» при Синодальном отделе МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (М., 2004-.). Вопросам экономики церковной жизни посвящены «Вестник православных товаропроизводителей» (М., 2001-.), «Приход: Православный экономический вестник» (М., 2001-.). Популярны периодические издания, посвященные церковному изобразительному искусству и музыке: «Храм» (М., 1991), «Златоуст» при Товариществе рус. художников (М., 1992-1993), «Хоругвь» (М., 1993-.), «Школа знаменного пения» (М., 1999-2000), «Русская икона» (М., 2001-.), «Светильник» (М., 2001-.), «Убрус: Церковное шитье» (СПб., 2003-.), «Регентское дело» (Севастополь, 2004-.) и др. В регионах России выходят Ж. д. на национальных языках, напр.

http://pravenc.ru/text/182371.html

В ноябре 1906 года отец Георгий вернулся к своему пастырскому служению в церковь Академии Генштаба, занимаясь также преподавательской деятельностью: с 1906 по 1910 год он был законоучителем в Смольном институте, а с 1910 – стал профессором богословия Историко-филологического института. В этом же году за представленное сочинение «Последнее воссоединение с Православной Церковью униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.)» он был удостоен степени магистра богословия. После блестящей защиты диссертации Георгий Шавельский с увлечением работает в журнале «Сельский Вестник», распространявшемся, главным образом, в крестьянской среде. Ряд своих статей он издает отдельной брошюрой под заголовком «Евангелие и жизнь» 1, л. 264 . Гораздо серьезнее была работа в Скобелевском Комитете помощи увечным и раненым воинам. Она заключалась в сборе и распределении между пострадавшими на войне воинами денежной помощи л. 272]. В следующем году отец Георгий был назначен протопресвитером военного и морского духовенства Российской империи. Выбор кандидатов на этот пост был огромен, достойных претендентов, в том числе имевших протекцию влиятельных особ из царского окружения, было немало, однако выбор пал именно на отца Георгия с.15–28]. Потрясшие Россию события революции 1905 года, во время которой проявились первые попытки разложить армию, привлекли особое внимание церковных и общественных кругов к духовному просвещению солдат и офицеров. Отец протопресвитер стал инициатором учреждения специальных богословских чтений для офицерства, на которых его лекции имели огромный успех. Вскоре по настоянию отца Георгия такие же чтения были организованы для личного состава Московского, Киевского, Харьковского и Казанского гарнизонов. Еще до начала первой мировой войны в начальный период своего протопресвитерства отец Георгий успел значительно реорганизовать и подготовить военное и особенно морское духовенство, привлекая в его состав опытных, знающих и целый ряд выдающихся священнослужителей. В его подчинении находилось до пяти тысяч военных и морских священников, которыми отец протопресвитер руководил чрезвычайно умело, справедливо и строго, судя по его сохранившимся указаниям. Стоит подчеркнуть такое его замечательное качество, как умение подобрать талантливых помощников и единомышленников и, что весьма немаловажно, уметь объединять людей способных и талантливых, нередко отличающихся глубоким своеобразием человеческих характеров. От подчиненного духовенства он всегда требовал полной отдачи знаний, дарований и способностей, расставаясь лишь с нерадивыми. Своей целеустремленной энергией и умением доводить любое начатое дело до конца, доступностью, терпимостью и отзывчивостью отец протопресвитер снискал искреннее доверие, высокое уважение и любовь в среде воинства, духовенства, а также членов царской семьи. На Первом съезде военного и морского духовенства в 1917 году отец Георгий был избран пожизненным протопресвитером армии и флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Таким образом, РПЦ предложила собственную интерпретацию начавшейся войны в рамках православного дискурса, который предлагал весьма абстрактный «язык» религиозного описания конфликта, которого оказалось недостаточно для создания устойчивых смыслов ведения войны. Несомненно, церковь являлась одним из ключевых институтов, занимавшихся благотворительностью, однако на театре военных действий выполнить возложенные идеологические задачи не смогла, несмотря на повышенную религиозность фронтовиков и усиление ведомства протопресвитера в военно-административной иерархии. Конечно, отправление религиозных обрядов имело «терапевтическое значение» в условиях тотальной индустриальной войны, однако это не делало пропаганду успешной. Свидетельством этого являются если не приведенные выше слова самого о. Георгия Шавельского, то сами революционные события 1917 г. Впервые опубликовано в сборнике : Первая мировая война - пролог XX века. Материалы международной научной конференции. Часть II/Отв. ред. Е.Ю. Сергеев. М.: ИВИ РАН, 2015. С. 236-242. Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 12651. Оп. 1. Д. 1096. Л. 154 об. Суглобов Г.А. Союз креста и меча. М., 1969. С. 34. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 1096. Л. 161. [iv] Монастыри и церкви - для раненых//Утро России. 1914. 23 авг. С. 5. [v] На помощь раненым!//Утро России. 1914. 26 авг.; От военно-благотворительной комиссии московского духовенства//Утро России. 1914. 2 сент.; Лазареты монастырей и церквей//Утро России. 1914. 7 сент. С. 5; Помощь раненым. Наши монастыри//Утро России. 1914. 16 сент. С. 5. [vi] Подвиг священника//Утро России. 1914. 3 окт. С. 2. [vii] Награды священникам//Московские ведомости. 1914. 1 окт. С. 3. [viii] Вестник военного и морского духовенства. 1915. 1. С. 32. [ix] О герое-священнике А. Турукаевском (со слов прапорщика Сироткина)//Биржевые ведомости. Вечерник выпуск. 1915. 28 июня. С. 2. [x] Подвиг священника Холодного//Московские ведомости. 1914. 8 нояб. [xi] Фирсов С.Л. Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны//Новый Часовой. По страницам русского военно-исторического журнала. СПб, Калининград, 2013. С. 12.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/28/...

[xlii] Цыпин Владислав, протоиерей.История Русской Православной Церкви 1917-1990; Его же. История Русской Церкви. 1917-1997. [xliii] См.: Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского са­мосознания. [xliv] Георгий Митрофанов, протоиерей. Трагедия России: " запретные " темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике. СПб., 2009. [xlv] Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. [xlvi] Киреев Александр, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2005 годах. М., 2005. [xlvii] Мануил (Лемешевский), митрополит. Указ. соч. [xlviii] Alexeev W.Russian orthodox bishops in Soviet Union, 1941-1953. New York. Re­search program on the USSR: Mimeographed series. 61. 1954. [xlix] Виктор (Мамонтов), архимандрит. В вере стоявший в годы гонений и в годы войны//Вестник военного и морского духовенства. Спецвыпуск. 60-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается. 2005. С. 213-216; Адриана (Малышева), монахиня. Фронтовая разведчица//Вестник военного и морского духовенства. Спецвыпуск. 2005. С. 182-190. [l] Фирсов С. Л. Апостасия. " Атеист Александр Осипов " и эпоха гонений на Русскую православную церковь. СПб., 2004; Его же. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе " сергианства " в русской церковной традиции XX века. СПб., 2005. [li] Чеботарев С. А. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века. Тамбов, 2004. [lii] Павлов. С. Церковная жизнь Ленинграда во время блокады. 1941-1944 гг. Л., 1983. Рукопись. [liii] Кононенко В. Память блокады//Наука и религия. 1988. 15. С. 10-13; Григорян Е. Блокадное причастие//Благовест. 1994. 20; Галкин А.К. Город в осаде. Малоизвестные страницы церковной жизни блокадного Ленинграда//С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. Вып. 30-31. С. 242-244; Шкаровский М.В. Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны//Ленинградская эпопея. Организация обороны и население города. СПб., 1995. С. 260-293; Его же. Духовная жизнь Ленинграда в годы войны//Блокадный храм. Победа духовная. Битва за Ленинград. СПб., 2003. С. 5-36; Его же. Искренний привет от Сталина. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда//Родина. 2003. 1. С. 146-150 и др.

http://religare.ru/2_93917.html

п. не произошло. Почему – отдельный вопрос, ответ на который я постараюсь сформулировать ниже. Сейчас важнее повторно указать на иное, хотя политическая конъюнктура самым непосредственным образом сказывалась на динамике роста христианских изданий. Она зависела и от того, насколько силен интеллектуальный потенциал «учащей» Церкви, и насколько этот потенциал востребован государством, называвшим себя православным. Для начала обратимся к статистике. Согласно моим подсчетам, за период с 1890-х по 1917 гг. Православной Российской Церковью и различными церковными обществами, к ней относящимся, издавалось до 107 наименований журналов, альманахов, трудов, обозрений, известий и газет. Некоторые из них в те годы были лишь возобновлены (например, ежемесячно издававшийся МДА с 1892 г. «Богословский Вестник», до этого выходивший с 1843 по 1891 гг. как «Творения Святых Отцев в русском переводе), некоторые изменили (дополнили) название (например, издававшийся с 1890 г. два раза в месяц «Вестник военного духовенства» с 1911 г. стал называться «Вестником военного и морского духовенства». «Вестник» регулярно рассылался во все военные храмы Империи). Некоторые издания прерывались, а потом снова выходили (например, киевский«Сельский священник»: 1906–1908 гг., 1910–1912 гг.), иные жили только в течение одного года («Русская икона» 1914 г., например, с периодичностью 6 раз в год). К слову о периодичности. Большинство христианских церковных изданий (прежде всего, епархиальные ведомости) публиковались два раза в месяц, ряд журналов выходили еженедельно или ежемесячно. Отдельные издания публиковались только 4 раза в году («Инородческое обозрение»: приложение к журналу «Православный собеседник», например). Были и такие, у которых периодичность не определялась (это преимущественно издания различных церковных обществ и комитетов, например, «Калужская старина» или же «Известия Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи»). Центральным изданием Православной Российской Церкви были «Церковные Ведомости», издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде с 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

176. Из материалов Отдела=Кравецкий А.Г. Священный Собор Православной Российской Церкви. Из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме//БТ. 1998. Сб. 34. С. 200–388. 177. Избранные песнопения=Избранные песнопения утрени первого дня св. Пасхи (В русском переводе)//Хр. 1909. Апрель. С. 724–729. 178. Извеков. Неотложное дело=Извеков И., свящ. Неотложное дело//Ст. 1902. Т. 2. 8. С. 178–199; 9. С. 325–337. 179. Извеков. О реформе=Извеков И., свящ. К вопросу о реформе церковного богослужения//КЦОВ. 1907. 18. С. 1–4; 19. С. 1–4. 180. Известия – Известия и заметки//Рижские ЕВ. 1906. 3. С. 149–150. 181. Извлечение (Пермь) – Извлечение из журналов экстренного Епархиального съезда духовенства...//Пермские ЕВ. 1906. 30. С. 636–639. 182. Извлечения=Извлечения из трудов Первого всероссийского съезда военного и морского духовенства (1–10 июля 1914 года)//Вестник военного и морского духовенства. СПб. 1914. 15–16. С. 553–563. 183. Иконостас=Иконостас: его происхождение, устройство и символическое значение//Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. 13. С. 203–205. 184. Ильенко – [Ильенко А.Х.] Из Постной Триоди. Страсти Христовы//Полтавские ЕВ. 1908. 10. С. 407–415. 185. Ильинский В. (1906)=Ильинский В.[П.] Реформа или реставрация?//ЦВк. 1906. 45. С. 1461–1467. 186. Ильинский В. (1907)=Ильинский В.[П.] Кому первому каяться и в чем?//Звонарь. СПб., 1907. 1. Паг. 2. С. 42–51. 187. Ильинский П. (1915)=Ильинский П.[М.], свящ. Из богослужебной практики//Архангельские ЕВ. 1915. 11. С. 197–200. 188. Ильинский П. (1917)=Ильинский П.[М.], свящ. Неотложное дело. (К церковному Собору)//Архангельские ЕВ. 1917. 14. С. 249–253. 189. Ильинский П. (1917–18)=Ильинский П.[М.]т свящ. Вопрос о богослужении на церковном Соборе//Архангельские ЕВ. 1917. 23. С. 521–524; 24. С. 551–555; 1918. 4. С. 4; 5. С. 4; 7. С. 4; 8. С. 3; 10. С. 2–3; 11.С. 4. 190. Исповедь священника=N. Исповедь священника//ЦОЖ. 1907. 19. С. 563–567. 191. Иустинов=Иустинов М. К вопросу о богослужебной реформе//ЦиН. 1906. 4. С. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010