С 1889 г. протопресвитер Александр Желобовский лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885–1890 гг. протопресвитер Александр Желобовский повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы он практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Александр Желобовский являлся членом совета общества. В 1889 г. он заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890–1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также протопресвитер А. А. Желобовский требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1 января 1890 г. Александр Желобовский издавал журнал «Вестник военного духовенства» (см. «Вестник военного и морского духовенства») с периодичностью 2 номера в месяц. В 1911 г. на основе публикаций журнала за 1890–1910 гг. был издан 3-томник лучших проповедей, примененных к военному быту. А. А. Желобовский способствовал изданию с 1 января 1906 г. духовно-нравственного патриотического журнала «Доброе слово» для крестьян и воинов. При церквах военного ведомства по инициативе Желобовского были открыты библиотеки с книгами религиозно-нравственного содержания. В 1890 г. протопресвитер А.А. Желобовский ходатайствовал перед начальством о налаживании поступления журналов «Православное обозрение, «Разум и вера», «Вестник военного духовенства» в библиотеки офицерских собраний, а не только церковные библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

В нач. 1917 г. Б. был назначен священником в 23-ю артиллерийскую бригаду, вскоре возвращен настоятелем в Колпино. 26 апр. (3 мая?) 1917 г. награжден наперсным крестом от Синода. В 1917 г. назначен проповедником в 12-ю армию, затем в 1-ю, в том же году освобожден от обязанностей проповедника. С 23 авг. 1917 г. состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1917 г. редактировал «Вестник военного и морского духовенства». В марте 1917 г. Б. стал товарищем председателя Всероссийского союза демократического духовенства и мирян ; тогда же он организовал при колпинском храме группу «Друзей церковной реформации», состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи. После 1917 г. Б. указывал в анкетах, что по своим политическим взглядам является христ. социалистом: он выступал против единоличной власти, смертной казни, сословного деления общества и частной собственности на землю, был сторонником свободы совести. В брошюре «Церковь и демократия» (1918) характеризовал положение Церкви в дореволюционной России как «порабощение государственной властью». В 1918 г. Б. входил в редакцию духовно-лит. издания для храма, семьи и школы ж. «Божия нива» (сотрудниками редакции также были буд. обновленцы священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков и др.). В 1919 г. был членом комиссии «прогрессивного» духовенства при Наркомате юстиции и епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием. С 12 авг. 1920 г. преподавал пастырское богословие в петроградском Богословском ин-те. Весной 1921 г. в рамках организованных епархией еженедельных апологетических бесед для народа провел в Казанском соборе одну из первых бесед на тему «Воскресение Иисуса Христа». В публичных диспутах, проводившихся властями в 1922 г. в ходе антирелиг. кампании, выступал с апологией веры. В 1920 г. вместе с протоиереями А. И. Введенским и Н. Чуковым (см. Григорий (Чуков) ), профессорами Н. Егоровым и мч. Юрием Новицким организовал «Правление общества приходских советов», к-рое играло важную роль в церковной жизни Петрограда (закрыто в 1922). Являясь председателем комиссии «Правления» по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.

http://pravenc.ru/text/153301.html

В ноябре 1906 года отец Георгий вернулся к своему пастырскому служению в церковь Академии Генштаба, занимаясь также преподавательской деятельностью: с 1906 по 1910 год он был законоучителем в Смольном институте, а с 1910 – стал профессором богословия Историко-филологического института. В этом же году за представленное сочинение «Последнее воссоединение с Православной Церковью униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.)» он был удостоен степени магистра богословия. После блестящей защиты диссертации Георгий Шавельский с увлечением работает в журнале «Сельский Вестник», распространявшемся, главным образом, в крестьянской среде. Ряд своих статей он издает отдельной брошюрой под заголовком «Евангелие и жизнь» 1, л. 264 . Гораздо серьезнее была работа в Скобелевском Комитете помощи увечным и раненым воинам. Она заключалась в сборе и распределении между пострадавшими на войне воинами денежной помощи л. 272]. В следующем году отец Георгий был назначен протопресвитером военного и морского духовенства Российской империи. Выбор кандидатов на этот пост был огромен, достойных претендентов, в том числе имевших протекцию влиятельных особ из царского окружения, было немало, однако выбор пал именно на отца Георгия с.15–28]. Потрясшие Россию события революции 1905 года, во время которой проявились первые попытки разложить армию, привлекли особое внимание церковных и общественных кругов к духовному просвещению солдат и офицеров. Отец протопресвитер стал инициатором учреждения специальных богословских чтений для офицерства, на которых его лекции имели огромный успех. Вскоре по настоянию отца Георгия такие же чтения были организованы для личного состава Московского, Киевского, Харьковского и Казанского гарнизонов. Еще до начала первой мировой войны в начальный период своего протопресвитерства отец Георгий успел значительно реорганизовать и подготовить военное и особенно морское духовенство, привлекая в его состав опытных, знающих и целый ряд выдающихся священнослужителей. В его подчинении находилось до пяти тысяч военных и морских священников, которыми отец протопресвитер руководил чрезвычайно умело, справедливо и строго, судя по его сохранившимся указаниям. Стоит подчеркнуть такое его замечательное качество, как умение подобрать талантливых помощников и единомышленников и, что весьма немаловажно, уметь объединять людей способных и талантливых, нередко отличающихся глубоким своеобразием человеческих характеров. От подчиненного духовенства он всегда требовал полной отдачи знаний, дарований и способностей, расставаясь лишь с нерадивыми. Своей целеустремленной энергией и умением доводить любое начатое дело до конца, доступностью, терпимостью и отзывчивостью отец протопресвитер снискал искреннее доверие, высокое уважение и любовь в среде воинства, духовенства, а также членов царской семьи. На Первом съезде военного и морского духовенства в 1917 году отец Георгий был избран пожизненным протопресвитером армии и флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Говоря о личности бригадного священника – о.Василия (Слюнина) – следует признать, что командующий бригады Н. Ивков совершенно справедливо в своём отношении от 17.03.1906г. отзывался о нём как о «досточтимом во всей армии». В фондах Российского государственного исторического архива сохранился засвидетельствованный 25.01.1909г. Благочинным Московских военно-неподвижных церквей, Московского Генерального военного госпиталя протоиереем Арсением Копецким послужной список отца Василия:«Священник Василий Васильевич Слюнин сын диакона Курской губернии, родился 1866 года; окончил Курскую духовную семинарию 24 июня 1888 года; рукоположен в сан диакона к церкви села Ильинского Тимского уезда 14 ноября 1888 года; принят в Таврическую епархию и рукоположен в сан священника к церкви села Большого Токмака 11 марта 1890 года; …назначен протопресвитером военного и морского духовенства на вакансию священника к церкви 3-го Уральского казачьего полка 2 февраля 1898 года; прибыл к месту и зачислен в списки 31 марта; …награждён скуфьёю 28 марта 1902 года; назначен на вакансию священника к церкви Восточно-Сибирского стрелкового полка 14 февраля 1904 года; прибыл к месту службы 30 марта; награждён орденом Св.Анны III степени с мечами 7 июля 1904 года; Всемилостивейше пожалован Наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Величества и орденом Св.Владимира IV степени с мечами 2 июля 1905 года; назначен на вакансию священника к церкви 6-ой Сапёрной бригады 2 марта 1906 года; прибыл и зачислен в списки полевого инженерного полка 15 марта 1906 года; Всемилостивейше пожалован орденом Св.Анны II степени с мечами 17 марта 1906 года; зачислен в списки Гренадёрского сапёрного батальона 3 июля 1906 года. Был в войну с Японией на Цзинь-Чжоуской позиции с 30 марта по 14 мая; на передовых позициях Западного фронта Порт-Артура с 14 мая по 19 декабря 1904 года. Контужен в голову разорвавшейся гранатой 3 ноября 1904 года, имеет перевязочное свидетельство. Имеет медаль в память Царствования Императора Александра III за труды по Всеобщей переписи 1897 года; в память Русско-Японской войны 1904–1905 годов…» В годы Первой Мировой войны в казармах сапёрного батальона, расположенных напротив храма размещался военный госпиталь и, если от полученных на полях сражений ран умирали православные воины, их отпевал священник Василий Слюнин. При этом погребение происходило на плане (прихрамовая территория) Благовещенской церкви. Подробное описание своего служения о.Василий изложил в двух статьях, опубликованных в начале прошлого века журналом «Вестник военного духовенства».

http://sobory.ru/article/?object=03820

Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский . РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 2а. Машинопись. Подлинник; РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 36, 40. Машинопись. Копия; Вестник Временного правительства. Пг., 1917. 5 (51). С. 1; Церковные ведомости (ЦВ). Пг., 1917. 915. С. 58. Новое время. Пг., 1917. 14720. С. 4. Данное послание было опубликовано практически во всех «Епархиальных ведомостях». Приложение I к 1 «Акт об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича» 2 марта 1917 г. В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны, во что бы то ни стало, до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале ХХв. было издано несколько открыток с изображением общего вида церкви и стенной иконы, на которых хорошо видно все архитектурные особенности центральной части кирасирских казарм (в настоящее время в этом здании размещён Центральный военно-морской архив). То, что в литературе о Гатчине не упоминается сам факт существования церкви кирасирского полка, ещё как-то можно объяснить мелкотемьем или идеологией. Но то, что после великой Отечественной войны при восстановлении здания дворцовых конюшен были уничтожены все следы существования церкви, а архитектурное упрощение центральной части здания пытаются выдать за творение архитекторов Бренны (к. XVIII в.) и Захарова (н. XIX в.), вызывает удивление. Не делали они этого, для этого значительно позднее нашлись безымянные исполнители. Остаётся сожалеть, что неверная информация иногда перекочёвывает из одной книги о достопримечательностях Гатчины в другую. Я.Б. Януш http://history-gatchina.ru/article/leibchurch.htm Церковь Св. Николая Чудотворца лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка, Екатериновердерский пр. Первоначально устроена в Ингербургских казармах в 1831 году, с приделом св. Марии Магдалины; с 1839 г. - Кирасирского полка. Закрыта в 1855 году. Каменная церковь, в казарме, бывшем манеже Павла I, устроена в 1860-1861 годах. Закрыта в 1919 году. Ист.: Вестник военного и морского духовенства. Церковь полка в честь св. Николая Чудотворца Походная при полку церковь существовала с конца 19 в. Церковь сопутствовала полку в походах в 1805 г. под Аустерлицем против французских войск, в Отечественную войну 1812 г., при усмирении польского мятежа в 1831 г. Церковь помещалась в здании полковых казарм, близ Дворца. Сооружена была по желанию бывшего шефа полка, Императрицы Марии Александровны, в 1860 г., которая на устройство церкви пожертвовала из собственных средств 3.000 рублей. Остальная сумма была собрана из добровольных пожертвований офицеров полка. Освящена 18.03.1861 г. в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.

http://sobory.ru/article/?object=24931

«Не позволяю себе часов, не занятых трудами» — Почти пятнадцать лет назад, поселившись в Патриаршем подворье после своего предшественника, вы что-то изменили здесь в плане быта, уклада жизни? — Вначале на переустройство не было времени. Но к празднованию 2000-летия Рождества Христова на переделкинской территории приступили к строительству Центра православного наследия. Работы тянулись шесть лет — одним словом, долгострой. Зато когда все было закончено, мне очень понравилось. Целый этаж в Центре отдан под представительские функции. Есть и зал заседаний Синода. Пока в Переделкино Синод не собирался. Обычно это происходит в Красном зале Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Но возраст мой, как говорится, «не к Петрову, а к Покрову», иной раз болезни могут не позволить выбраться в Москву, так что на этот случай все предусмотрено. Официальных лиц здесь порой принимаю — Владимир Владимирович Путин неоднократно приезжал, премьер-министры, московский мэр, иностранные гости… Но вы спрашиваете о моем быте. Сам я в прошлом году тоже перебрался в новое здание. Если в старом доме ничего менять не хотелось, то тут все устроено по моему вкусу, как бы подлажено под хозяина. Ну а мне что нужно? Удобный кабинет. Библиотека под рукой. И келья — с выходом на территорию резиденции. Чистый воздух, тишина, пасторальный вид на пруд, в котором плавают утки и лебеди. В старом здании, где прожил 13 лет, намереваюсь устроить музей. Руки все не доходят. У меня собралась огромная коллекция пасхальных яиц. И много подарков от монастырей, возродивших уникальное лицевое шитье. Это иконы, вышитые нитками. Есть что показать. — Каков распорядок вашего дня? — Встаю я в половине восьмого. После молитвы и завтрака сразу уезжаю в Москву. Рабочий день у меня ненормированный и расписан по минутам. Главное в нем — встречи с людьми. В перерывах, если удается, читаю почту, подписываю бумаги. Когда не успеваю заняться документами, беру их с собой в качестве домашнего задания. Вдобавок — освящение храмов и часовен, практически ежедневные богослужения, в том числе по субботам и воскресеньям. Они у нас не бывают выходными. Иногда мое окружение, видя, что я устал, настаивает на отдыхе в середине недели. Но чаще всего, оставаясь в Переделкино, не позволяю себе часов, не занятых трудами. И потом, надо успеть прочитать текущую церковную периодику: «Журнал Московской Патриархии», другие издания: Появился новый большой журнал — «Вестник военного и морского духовенства». Раньше часу ночи лечь спать не удается.

http://pravmir.ru/ya-starayus-ne-prilepl...

Священнослужители, сотрудники Отдела вместе с представителями учебных заведений участвуют в ежегодных Рождественских образовательных чтениях, в православных общецерковных конференциях и научно-практических конференциях вузов, в открытии и восстановлении храмов и часовен, в освящении учебных помещений, знамен и боевой техники. В учебные заведения передается литература на духовно-патриотическую тематику, а также издаваемые в Отделе газета «Победа, победившая мир» и журнал «Вестник военного и морского духовенства». Помощь вузам в организации и проведении факультативных занятий и лекториев по основам православной культуры оказывают священнослужители отдела. Тесное и доброе сотрудничество Отдела и вузов привело к тому, что руководство учебных заведений пригласило священнослужителей Отдела для участия в выпускных мероприятиях. В последние годы стало традиционным участие в них священнослужителей Русской Православной Церкви. В Военной академии радиационной, химической и биологической защиты заведующий сектором учебных заведений отдела иерей Александр Шестак, обращаясь к выпускникам, сказал, что сегодня для вас праздник вдвойне. «Вы закончили обучение в очень известном военном учебном заведении и получили не только знания и лейтенантские погоны, но и путевку в новую самостоятельную жизнь служения своему Отечеству. И эта жизнь не обещает быть легкой. Защита Отечества всегда было делом трудным и часто опасным. Причем в последнее время непреодолимыми порой становятся трудности житейские, бытовые. Но и их надо преодолевать. С Божией помощью, тем кто еще не женат, создавать семью – малую церковь – надежную опору военной службе. Воинское служение всегда почиталось на Руси. Почти половина святых это воины. Поскольку хранение веры Православной и защита Отечества неразрывно связаны между собой, воинству земному по молитвам святых на помощь приходит воинство небесное и тогда победа становится фактом славы России, ее воинов и оружия. Примеры такого единения мы видим в действиях прославленных полководцев Александра Невского, Димитрия Донского, Александра Суворова, Феодора Ушакова, Георгия Жукова и многих, многих других.

http://pravoslavie.ru/13918.html

Здравомыслов является автором записки о задачах епархиальных церковно-археологических комитетов, созданных в 1906—1908 годах, и о требованиях к условиям хранения и описанию документов. По его инициативе 15 февраля 1906 года было принято синодальное определение об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и синодальную библиотеку из церквей. Во время работы Здравомыслова в архиве Синода туда поступило свыше 400 старинных рукописей и более тысячи книг XVII—XVIII веков. Под его руководством были изданы три тома «Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода» (составленное Антоном Никольским), «Список книг церковной печати, хранящихся в Библиотеке Святейшего Правительствующего Синода», «Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808—1839 гг.», тома «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания» (ПСПиР) за 1738—1741, 1796—1801, 1881—1894 годы, семь томов «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода» (ОДДС). Здравомыслов добился утверждения законов от 21 января 1910 года и от 25 июня 1911 года об обязательном бесплатном экземпляре некоторых произведений печати для библиотеки Синода и о присылке в Комиссию по разбору Синодального архива всех печатных изданий епархиальных церковно-археологических учреждений, отчётов об их деятельности и об открытии таких комиссий там, где их ещё не было. Помещения архива и библиотеки Синода при начальствовании Здравомыслова были расширены и оборудованы; библиотека Синода была приведена в порядок и систематизирована. По его инициативе синодальная библиотека пополнялась новейшими русскими и зарубежными справочниками и критическими исследованиями; в это время в ней появились «Patrologiae cursus completus» Жака Миня, «Glossarium mediae et infimae latinitatis» Шарля Дюканжа. К. Я. Здравомыслов является автором многочисленных статей, некрологов, библиографических заметок в журналах «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Исторический вестник», «Русский архив», «Вестник военного и морского духовенства», «Новгородские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Приходское чтение», «Приходский листок» и других. Он издавал свои сочинения в том числе и под псевдонимом «М-лов». При ближайшем участии Здравомыслова было подготовлено около двух третьих текстов статей, содержащих биографии духовных лиц, для Русского биографического словаря. Сочинение Здравомыслова «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки» включает 118 биографий. Здравомыслов — автор пятидесяти статей Православной богословской энциклопедии, двадцать пять из них остались в неопубликованной её части.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Известие о чудесном явлении и воинской победе после него охватило всю Россию от казачьих станиц до столичных салонов и дворцовых покоев. Одни люди говорили, что божественного видения удостоились самые лучшие гвардейские кавалерийские части, другие утверждали, что это были казачьи сотни, третьи, что это были простые солдаты-обозники, отставшие от своего войска. Вот как сообщала об этом газета «Биржевые Ведомости» от 25 сентября 1914 года за 14395 в заметке под заглавием " Чудо " : «…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: „Ваше благородие, идите“. Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось… После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Одновременно в журнале " Вестник военного и морского духовенства " за 21 было помещено полученное редакцией письмо священника Иоанна Стратоновича петербургского Лейб-Гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка, следующего содержания: " 1-го сентября сего года в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ города Мариамполя, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранех Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около 1/2 часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование " .

http://pravoslavie.ru/73673.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010