Еще позднее появились центральные, т. е. издаваемым Синодом или каким-либо Синодальным ведомством органы Русской Православной Церкви, - в 1875 году начал выходить " Церковный вестник " , а в 1888-м - " Церковные ведомости " . Ближе к началу XX века возросло число изданий, в которых главное место занимали общедоступные религиозно-нравственные статьи для назидательного чтения, такие, как " Русский паломник " , " Воскресный день " , " Кормчий " , " Отдых христианина " . Из популярных назидательных дореволюционных журналов 30 издавались православными монастырями. В частности, большой популярностью пользовались издававшиеся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой " Троицкие листки " . Были и специальные церковные журналы, посвященные апологетике, народному образованию, борьбе с расколами и сектами, военно-морскому духовенству, библиографии богословской и церковно-исторической литературы. Что же касается приходских периодических изданий, то до революции их было немного, всего около десятка. 3. Церковная журналистика в советское время Однако все эти православные периодические издания (около четырех сотен названий) прекратили свое существование уже на протяжении первых пяти лет советской власти - так же, как издания, главным образом, обновленческие, которые возникли после 1917 года. Оставались еще, правда, эмигрантские православные издания, например, " Вестник РСХД " , " Православная мысль " и другие, но в бывшем СССР они были практически недоступны среднему читателю, являясь достоянием спецхранов. В течение многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской Православной Церкви был " Журнал Московской Патриархии " . У нас были еще некоторые периодические издания, которые выходили за рубежом и были рассчитаны на западную аудиторию, например, " Вестник Западно-Европейского Экзархата " во Франции (на русском и французском языках), " Голос Православия " на немецком языке. Что же касается старейшего нашего журнала, ЖМП, с момента основания которого в следующем году исполнится 70 лет (он начал выходить в 1931 году, был закрыт в 1935-м и снова возобновлен во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1943-го), то, несмотря на известные ограничения эпохи тоталитаризма, журнал все же сыграл весьма большую роль в жизни Церкви.

http://pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc...

Предусмотрены занятия по основам организации и несения караульной службы, практические занятия по обустройству полевого храма и деятельности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими при подготовке и во время проведения учений. 11 мая. ПРАВМИР. Сбор штатного военного духовенства будет проведен с 16 по 25 мая на базе Западного военного округа в Санкт-Петербурге. В Военном инженерно-техническом институте будут проведены теоретические, а также практические занятия на полигоне, сообщает «Вестник военного и морского духовенства». «Цель сбора – помочь священникам, работающим на штатных должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, встроиться в ритм жизни современной армии, — рассказал начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны РФ Борис Лукичев. В течение десяти дней военные священнослужители пройдут специальную подготовку по базовым вопросам военной службы. Предусмотрены занятия по основам организации и несения караульной службы, практические занятия по обустройству полевого храма и деятельности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими при подготовке и во время проведения учений. Особое внимание планируется уделить военно-медицинской подготовке. В конце курса слушатели сдадут зачет по пройденному материалу. «Во время ведения боевых действий священник должен находиться в районе санчасти или медпункта, — объясняет Борис Лукичев, — он должен уметь остановить кровь, сделать инъекцию от болевого шока, обладать другими практическими навыками оказания первой медицинской помощи. Это профессиональное требование». На двух круглых столах будут обсуждены вопросы взаимодействия военного психолога и военного священника, военные пастыри обменяются опытом работы. Сбор включает в себя и обширную культурную и духовно-просветительскую программу, посещение святынь Санкт-Петербурга и его окрестностей, участие в богослужениях. Для штатного военного имама Хатыба Синдикаева, который также принимает участие в сборе, организаторы мероприятия предусмотрели индивидуальную духовно-просветительскую программу.

http://pravmir.ru/v-peterburge-sostoitsy...

НИОРРГБ. Ф. 60. К. 18. Д. 18/12. Л. 4; Д. 19/16. Л. 9; Д. 36/18. Л. 8. Три экземпляра машинописных копий; Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. 18. С. 8. 675. Воззвание «К воинам-гражданам великой Русской Армии» Всероссийского съезда военного и морского духовенства 12 июля 884 1917 г. Братья воины! Страшную истину возвещаем Вам, истину, перед которой тяжкой скорбью горит русское сердце: наша Родина милая, кровью и потом, трудами миллионов русских людей созданная, наша Русь святая гибнет... Страшно об этом думать! Ужас леденит нашу душу! Ужель Россия гибнет потому, что хлебнула свободы, вкусила новой жизни? Да не будет! Ведь для того-то и умирали, гибли русские люди, для того-то волею Божиею и их трудами Россия призвана к свободе, чтобы спастись свободой от развала, к которому вела Россию старая власть. Не свобода губит Россию, а наша непривычка к свободе. Как птица, если ей на долгое время связать крылья, разучается летать, так русский народ, живший века в тяжкой неволе, под постоянной охраной, опьянел, вырвавшись из темницы и глотнув чистого воздуха свободы. У всех закружилась голова. Вместо свободы, русские люди впали в своеволие. «Нет закона, нет власти, что хочу, то делаю, чего не хочу, к тому никто не вправе меня принудить», вот как понял свободу русский человек, вчерашний раб, призванный неожиданно к свободе. Может ли существовать государство без твердой власти, которая имела бы право приказать, запретить и наказать? Такого государства не было и не будет, пока люди остаются людьми! Что такое армия без власти, без дисциплины? Она обращается в сброд, который бежит перед врагом, спасая свои животы, оставляя свои позиции, оружие, артиллерию, позоря тех своих товарищей, которые за эти три страшные года войны умирали смертью героев, смертью святых мучеников, поддерживая славу русского воинства с одной только слабой надеждой на свободу. Братья воины, лучшие сыны России, ее цвет и надежда! Мы, военные священники, делившие с Вами тяготы окопной жизни, слившие кровь лучших собратий наших священной кровью русского солдата, 885 мы Христом Богом просим, молим Вас: образумьтесь, не давайте врагам родины и нашей свободы, безумцам иль изменникам, дурачить, обманывать, развращать Вас, не дайте погибнуть России. Только Вы можете спасти ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЦЕЛЬ воспитательная образовательная развивающая ЗАДАЧИ Высокие нравственные черты и качества русского война в исполнении долга по защите Родины и веры. Примеры святых воинов. Знакомство с основами православного вероучения. Солдатское братство как основа взаимоотношений в воинском коллективе. Христианский взгляд на патриотизм. Помочь личности вести истинную духовную жизнь. (Из буклета Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями) Основные задачи Главной целью Отдела является организация пастырского окормления и воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных учреждений в духе православия, патриотизма и любви к Отечеству, поддержание взаимодействия с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами. Отдел также участвует в социальной поддержке ветеранов войны, семей погибших военнослужащих, организует пастырские посещения священнослужителями православных верующих в военных гарнизонах, а также лиц, отбывающих срок лишения свободы в исправительно-трудовых учреждениях По благословению Его Святейшества при Отделе издаются газета «Победа, победившая мир», одноименное приложение к газете «Красная Звезда», газета « Мир всем» и журнал «Вестник военного и морского духовенства». Практика работы В связи с тем, что в Российской Федерации в настоящее время нет официального института военного или тюремного духовенства, пастырская работа в Вооруженных Силах и исправительных учреждениях с самого начала существования Отдела легла на плечи приходских священников, которых правящие архиереи направляли в воинские подразделения. К настоящему дню в армии и тюрьмах несут служение около 2000 священников. Душепопечительская работа среди военнослужащих принесла ощутимые плоды: улучшается дисциплина и морально-психологический климат в коллективах, сокращаются случаи неуставных взаимоотношений. Военное командование и офицеры, ответственные за воспитательную работу, оказывают сотрудникам Отдела помощь и поддержку. В воинских частях и подразделениях появились молельные комнаты, началось строительство часовен и храмов, многие из которых освятил Святейший Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

С.В. Калашников От составителя Предлагаемый Сборник законов и форм о наградах духовенства и др. лиц за отличия и заслуги по духовному ведомству составлен мною для всех нуждающихся в означенных законах и формах лиц, чтобы избавить их от промахов и неблагоприятных отсюда последствий и напрасной траты времени на утомительное отыскивание таковых по сводам гражданских законов и по духовным узаконениям и распоряжениям, выраженным, как известно, в указах или Высочайше утвержденных докладах Св. Синода, пользование которыми затрудняет иногда даже лиц, близко стоящих к сим главным источникам законоположений по духовному ведомству, не говоря уже, что таковые можно не всегда иметь под руками. В Сборник сей вошли: 1) указы, определения и распоряжения Св. Синода, касающиеся награждения духовных и других лиц за заслуги по духовному ведомству; 2) узаконения из Уст. Духов. Консистории (изд. 1883 г.); 3) – узаконения из Высочайше утвержденной 12 июня 1892 г. инструкции церковн. старостам; 4) гражданские законы из св. законов т. III (изд. 1876 года) Уст. Служ. Прав, и т. I Учрежд. Орденов и других знаков отличия (изд. 1876 г.), подлежащее соблюдению при представлениях к наградам за отличия и заслуги по духовному ведомству; 5) узаконения из Высочайше утв. 12 июня 1890 г. Положения об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств, и 6) узаконения из Высочайше утв. уставов 20 Сент. 1868г. Епархиальных женских училищ и 22 Авг. 1884г. духовно-учебных мужских заведений. Все статьи законов приведены с буквальною точностью подлинников и с указанием на их источники, а указы, определения и распоряжения Св. Синода – в том виде (за исключением весьма немногих, приведенных вкратце), как они оглашались в официальных духовных периодических изданиях (Духовная Беседа, Духовный Вестник, Церковный Вестник) и в частных сборниках (как наприм. Руководств. для прав. духов. указы Св. прав. Синода 1721–1878 г. Москва. 1879 г.). Кроме сего, в Сборнике целиком напечатаны (см. стр. 80) Высочайше утвержд. 9 июля 1892 г. дополнительные правила о наградах и Положение о порядке производства дел в Комитете для рассмотрения представлений к Высочайшим наградам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Подобных примеров можно привести немало. Подведем итоги. Историю взаимоотношений А. А. Желобовского с Вологодским краем можно условно разбить на 3 этапа: 1 . 1834–1849 гг. – раннее детство и годы учебы в Белозерском училище, когда будущий протопресвитер проживал и учился в пределах нынешней Вологодской области, то есть его связь с Вологодской землей была непосредственная. 2 . 1849–1910 гг. – годы учебы в семинарии и академии и службы в сане священнослужителя, когда А. А. Желобовский , проживая вдали от малой родины, вместе с тем не оставлял ее своим попечением. 3 . С 1910 г. по настоящее время – его посмертная судьба, также тесным образом связанная с Вологодским краем. Согласно завещанию, Александр Алексеевич был похоронен на Желобовском погосте. Встреча его останков на малой родине состоялась очень торжественная, но позднее (в советские годы) могила, приходское кладбище, ограда, здания храма, колокольни, богадельни, приходской школы, им устроенные в Петропочинке, подверглись разорению. В настоящее время память о знаменитом земляке вновь возрождается. В Белозерске торжественно открыта улица его имени, установлена мемориальная доска на здании бывшего Белозерского духовного училища, в Череповце состоялись первые в России региональные научно-краеведческие чтения памяти протопресвитера Александра Желобовского . Это лишь небольшая часть осуществленных и планируемых проектов по увековечению имени отца Александра на малой родине, что говорит о том, что тема, вынесенная в заголовок настоящей статьи, приобретает все большую актуальность. Приложение. Рапорт о проводах тела в Бозе почившего протопресвитера о. Александра Алексеевича Желобовского. Говоря о связи А. А. Желобовского с Вологодским краем нельзя обойти молчанием историю его похорон, которая ныне известна, главным образом, на основании рассказов старожилов, включенных в ряд популярных изданий об о. Александре. Менее доступна широкому читателю статья митрофорного протоиерея Н.А. Каллистова, опубликованная в журнале «Вестник военного духовенства» в 1910 году 20 . Совершенно недоступным является официальный отчет протоиерея Н.А. Каллистова, хранящийся ныне в РГИА. Этот отчет содержит ряд сведений, не упомянутых в «Вестнике морского духовенства», и позволяет под другим углом увидеть, как велико было почитание протопресвитера на малой родине, поэтому мы сочли необходимым опубликовать его целиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Богослужебная практика способствовала и эстетическому воспитанию. Торжественность и таинственность литургии, великолепие храма, облачение священнослужителей, сияние свечей и иконостасов, церковное пение, перезвон колоколов - все это доставляло эстетическое наслаждение воинам и оказывало большое эмоциональное воздействие на их сознание и чувства. В целом богослужебное направление имело широкое педагогическое значение. Участвуя в богослужении, слушая молитвы и проповеди священника, церковное пение православный военнослужащий окунался в среду, которая ему была знакома с детства. Он невольно при этом вспоминал наставления своих родителей служить Отечеству честно. Как отмечает В.П. Иванов, «в первом номере «Вестника военного духовенства» отмечалось, что «... священный долг полкового пастыря проявлять живую и энергичную заботу о стройности и выразительности Богослужения, о благолепии храма, церковных облачений, об образовании из среды воинов хороших чтецов и певцов...»«. О результативности воспитательной деятельности военных священников свидетельствовали многочисленные примеры непоколебимой стойкости и героизма, явленные русскими воинами в ходе славных сражений Русского флота и армии. Захарченко М.В. Теория и практика духовно-нравственного развития и воспитания школьников: Монография. СПб.: СПбАППО, 2014. С.16 Кузнецов A.M. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII- начала XX в.). С. 17; Котков В.М. Религиозно-нравственное воспитание и досуг военнослужащих в русской армии. СПб.: С.-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 1999. С.4; Плеханов А.А. «Помни, что солдат - Христов и Государев Воин ...»//Военно-исторический журнал. 2003. 2. С.36 Иванов В.П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих Русской армии в XVII - начале XX века. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.1. М., 2014. С.57 Шавельский Г. Освящение знамен, Высочайше пожалованных 33, 34, 35 и 36-му Восточно-Сибирским стрелковым полкам//Вестник военного духовенства. 1904. 21. С. 659 - 652.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

5) действия настоящего определения распространить на дела, кои окажутся решенными ко времени заслушания сего определения в епархиальном управлении. О чем, для исполнения, напечатать в «Церковных ведомостях», и Синодальным Конторам, епархиальным Преосвященным и протопресвитеру военного и морского духовенства [ Георгию Шавельскому ] послать циркулярные указы. 101 ЦБ. 1917. 18–19. С. 111; Тобольские епарх. ведомости. Тобольск, 1917. 28. Отдел офиц. С. 389390; Американский православный вестник. Нью-Йорк. 1917. 27. С. 427428. 18. Из определения Св. синода 2668 «О привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении» От 15 мая 1917 г. ...Рассмотрев предположения названной Комиссии, 102 Святейший Синод с своей стороны признает необходимым предоставить духовенству и пастве право более активного участия в церковном управлении и более свободного обсуждения и заявления своих интересов и нужд, но вместе с тем находит, что до отмены действующих узаконений об органах епархиального управления и создания Всероссийским Поместным Собором нового строя церковной жизни все вновь устанавливаемые положения в области церковной жизни могут иметь только временный характер и не могут стоять в противоречии с требованиями упомянутых законов. Ввиду сего, Св[ятейший] Синод определяет: благословить епархиальным Преосвященным 103 временно, до Всероссийского Поместного Собора: ... ...п. 5. Предоставить епархиальному духовенству, в подтверждение и дальнейшее развитие преподанных ранее Святейшим Синодом указаний, право: а) устраивать по приходам собрания не только для разрешения местных дел, но и вообще для рассмотрения вопросов о церковной жизни, б) свободно устраивать совещания по благочиниям, уездам и епархиям в составе или одних только священнослужителей, для обсуждения собственно пастырских вопросов, или всех членов клира, если обсуждаемые вопросы имеют отношение к служению всего церковного клира, а не одних священнослужителей, причем составление программ таковых совещаний зависит от усмотрения самих участников совещания, о принятых на совещаниях решениях должно быть доводимо до сведения епархиального Преосвященного, а приведение в исполнение решений, имеющих обязательный характер, может последовать только с утверждения епархиального Преосвященного при участии церковно-епархиальных советов, а в подлежащих случаях Святейшего Синода в) для достижения пастырских или иных, не противоречащих обязанностям духовного звания целей, объединяться, с благословения епархиального Архиерея, в кружки, союзы и общества и

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Как бы Вы могли охарактеризовать основные цели деятельности факультета православной культуры? — Удовлетворение духовных и нравственных потребностей личного состава Академии, укрепление духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству, а также то, что особо важно для стратегических ракетчиков, от которых без преувеличения зависит судьба всего мира, — создание условий для формирования духовно-нравственного состояния войск, способного надежно противостоять информационно-психологическим воздействиям. Беседовала А. Яковлева «Вестник военного и морского духовенства» /Патриархия.ru за темою У Синодальному з нарада Коментар Правового у зв " язку з Президентом РФ указу 181 «Про окремим [Документи] Видавнича Рада письменниками у ЛНР та передала комплекти книг до у СВО Представники Синодального з та Санкт-Петербурзьку У ФЗ РФ XII «Моделювання системного розвитку школи. " Майбутня спадщина " » пройшла в рамках читань У пройшов умови духовно-морального виховання на православних народу» православний форум у Полоцьку» в Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] У збори Кирила з РФ С.С. Кравцовим У проходить з у монастирях з ключовими словами Церква – викладання у навчальних закладах – заклади   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Тверський Кашинський Ми розслабилися, насамперед духовно Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии «Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза «Не пропагандист, а Ректор про Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Вадим Суворов: «Завдання школи — виховати здатних у привести його до Бога» Акопян про книгу «Вступ до та «Випадкових людей у нас не повинно бути...»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2186911...

— Каков распорядок Вашего дня? — Встаю я в половине восьмого. После молитвы и завтрака сразу уезжаю в Москву. Рабочий день у меня ненормированный и расписан по минутам. Главное в нем — встречи с людьми. В перерывах, если удается, читаю почту, подписываю бумаги. Когда не успеваю заняться документами, беру их с собой в качестве домашнего задания. Вдобавок — освящение храмов и часовен, практически ежедневные богослужения, в том числе по субботам и воскресеньям. Они у нас не бывают выходными. Иногда мое окружение, видя, что я устал, настаивает на отдыхе в середине недели. Но чаще всего, оставаясь в Переделкино, не позволяю себе часов, не занятых трудами. И потом, надо успеть прочитать текущую церковную периодику: «Журнал Московской Патриархии», другие издания… Появился новый большой журнал — «Вестник военного и морского духовенства». Раньше часу ночи лечь спать не удается. — Любите ли Вы утра? Бывает, что просыпаетесь в плохом настроении, или грех уныния Вам чужд? — Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается сейчас, во время Великого Поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утра надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. — «Надо»? Или — встречаете? — Надо. Ибо не всегда высыпаешься. День накануне нередко насыщен разными тяжкими проблемами. Они бесконечно крутятся в голове, словно долгоиграющая пластинка. Выключишь свет, а сна мучительно долго нет. Одно время я принимал снотворное, но потом отказался: нельзя. Безвредно и вроде успокаивает. — Мы с Вами соседи по Переделкино и часто утром или поздно вечером видим, как мчится по трассе Ваш небольшой кортеж. А можете себе позволить просто погулять в лесу, по живописной округе? — К сожалению, только по территории. Ну и чуть дальше. У нас есть хозяйство, где держим коров, кур, коз. Порой, когда на душе пасмурно, я люблю там бывать. Пообщаешься с братьями меньшими, покормишь их — помогает. Да и козье молоко вещь полезная, советую. А баранов не держим. От них только мясо — не станешь же есть своих подопечных. Так что на вертеле баранов не жарим (смеется).

http://patriarchia.ru/db/text/5642.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010