7. Григорьев А.Б. Из истории военного духовенства./Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара, состоявшегося в Международном независимом Эколого-политологическом университете (МНЭПУ) в июне 1997 года. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С.37-45. 8. Деникин А.И. Очерки Русской смуты. Т. 1. М.: Наука, 1991. 520с. 9. Душа армии: Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российских вооруженных сил/Составители: И.В. Домнин. М.: Военный университет, Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. 624с. 10. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей Жизни. М.: Моск. рабочий; ВПМД, 1994. 621с. 11. Епанчин Н.А. На службе трех императоров: Воспоминания. М.: Наше наследие, 1996. 573с. 12. Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М.: Граница, 1994. 110 с. 13. Игнатьев А.А. 50 лет в строю. - М.: Художественная литература, 1948. 726с. 14. Иннокентий, еп. Переславский. «Если они умолкнут, - камни возопиют»//Владимирские Епархиальные ведомости.1904. N16. С. 464-469. 15. Касаткин А.С. Пастырь на корабле//Вестник военного духовенства. 1898. N 17. С.529-534. 16. Козлова Н.Б. Под военной грозой//Вестник военного и морского духовенства. 1914. N1. С.104-110 17. Кострюков А.А Военное духовенство и развал армии в 1917 году/Церковь и время. 2005. N2(31). С.143-198 18. Мартынов Е.И. Из печального опыта Русско-Японской войны. СПб.: Военная типография, 1906. 183с. 19. Мельгунов С.П.На путях к дворцовому перевороту. М.: Айрис-пресс , 2007.272с. 20. Новиков-Прибой А.С. Собр. соч. в 5 т. Т. 3. Цусима М.: Правда, 1963. 388с. 21. О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви: Записки епископа Игнатия 1862 - 1866 г.г.//Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 3. М.: Паломник, 2002. С. 518 - 530. 22. О-в А., свящ. Посещение о. Протопресвитером Военного и Морского духовенства броненосного крейсера «Громобой» и беседа его с духовенством стоящих на Кронштадтских рейдах судов//Вестник военного и морского духовенства. 1911. N19. С.597-601. N20. С.621-625.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/05/...

Указом от 26 апр. 1917 г. Синод принял отставку Шавельского и тем же указом назначил новым протопресвитером Л. с оставлением его экстраординарным профессором ПгДА. Однако Л. в новую должность так и не вступил. Уже 7 мая 1917 г. Шавельский написал письмо обер-прокурору Львову, в к-ром, отметив, что военный министр А. Ф. Керенский направил его в ставку в качестве протопресвитера, попросил считать его прошения об отставке недействительными (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 5 ст. 1 отд. 1917 г. Д. 110. Л. 7). На II Всероссийском съезде военного и морского духовенства, проходившем 1-11 июля 1917 г. в Могилёве, посредством закрытой баллотировки (45 положительных голосов из 48) 9 июля Георгий Шавельский был избран протопресвитером военного и морского духовенства. Председателем съезда являлся Л. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 3 отд. 4 ст. 1917 г. Д. 22. Л. 7). На том же съезде Л. был избран делегатом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от военного и морского духовенства. Будучи членом Собора, Л. с 24 авг. 1917 г. состоял заместителем председателя Отдела по личному составу. Участвовал во всех 3 сессиях Собора. 19 авг. 1917 г. был выдвинут кандидатом в Помощники секретаря Собора, 21 авг.- в члены Совета Поместного Собора. 22 авг. был приглашен Соборным Советом для составления соборного послания к чадам православной Церкви, 23 сент. 1917 г.- для передачи послания Собора Румынскому фронту. 3 июня 1918 г. в рамках визита в Петроград патриарх Тихон посетил ПгДА, где его встречали преподаватели и студенты. От лица профессорско-преподавательского состава патриарха приветствовал Л. (Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 9. С. 3). С 1 мая 1920 по 1 окт. 1921 г. Л. являлся сотрудником 2-го отделения 4-й секции Единого гос. архивного фонда. С 4 дек. 1921 г. Л. профессор Петроградского Богословского ин-та на кафедре иностранных исповеданий, преподавал сравнительное богословие и «введение в науку о религии» (РНБ ОР. Ф. 574. Оп. 1. Д. 907. Л. 89). В 1917 г. полностью прекратилось поступление гос. средств на содержание храма, настоятелем к-рого был Л. В связи с этим Петроградское епархиальное управление в нач. 1918 г. поручило Л. выяснить у наркома просвещения А. В. Луначарского судьбу «памятников, храмов, как-то: Исаакиевского собора, Казанского собора, церкви Воскресения на крови, Спаса на водах и т. д.». В ответ последовало заявление о том, что храмы, которые являются памятниками народного искусства, будут поддерживаться на средства гос-ва или Петроградской коммуны; «что же касается освещения храма и содержания причта, то расходы на это всецело должны падать на средства прихожан» (Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 3. С. 3). 22 марта 1918 г. собор Воскресения Христова перешел под управление и охрану наркомата имуществ. 27 мая 1918 г. наркомат установил штат служащих храма с покрытием всех расходов по содержанию собора из казны (ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 244. Л. 8-8 об.).

http://pravenc.ru/text/2463575.html

В нач. 1917 г. Б. был назначен священником в 23-ю артиллерийскую бригаду, вскоре возвращен настоятелем в Колпино. 26 апр. (3 мая?) 1917 г. награжден наперсным крестом от Синода. В 1917 г. назначен проповедником в 12-ю армию, затем в 1-ю, в том же году освобожден от обязанностей проповедника. С 23 авг. 1917 г. состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1917 г. редактировал «Вестник военного и морского духовенства». В марте 1917 г. Б. стал товарищем председателя Всероссийского союза демократического духовенства и мирян ; тогда же он организовал при колпинском храме группу «Друзей церковной реформации», состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи. После 1917 г. Б. указывал в анкетах, что по своим политическим взглядам является христ. социалистом: он выступал против единоличной власти, смертной казни, сословного деления общества и частной собственности на землю, был сторонником свободы совести. В брошюре «Церковь и демократия» (1918) характеризовал положение Церкви в дореволюционной России как «порабощение государственной властью». В 1918 г. Б. входил в редакцию духовно-лит. издания для храма, семьи и школы ж. «Божия нива» (сотрудниками редакции также были буд. обновленцы священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков и др.). В 1919 г. был членом комиссии «прогрессивного» духовенства при Наркомате юстиции и епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием. С 12 авг. 1920 г. преподавал пастырское богословие в петроградском Богословском ин-те. Весной 1921 г. в рамках организованных епархией еженедельных апологетических бесед для народа провел в Казанском соборе одну из первых бесед на тему «Воскресение Иисуса Христа». В публичных диспутах, проводившихся властями в 1922 г. в ходе антирелиг. кампании, выступал с апологией веры. В 1920 г. вместе с протоиереями А. И. Введенским и Н. Чуковым (см. Григорий (Чуков) ), профессорами Н. Егоровым и мч. Юрием Новицким организовал «Правление общества приходских советов», к-рое играло важную роль в церковной жизни Петрограда (закрыто в 1922). Являясь председателем комиссии «Правления» по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.

http://pravenc.ru/text/153301.html

По инициативе этого общественного и церковного деятеля был основан «Вестник военного духовенства», в войсковых частях стали работать церковно-приходские школы, сооружено более 70 полковых храмов. 11 июля. ПРАВМИР. В самом старом городе Вологодской области — Белозерске — сегодня состоялась церемония открытия новой улицы, названной честь первого русского протопресвитера военного и морского духовенства, члена Святейшего Синода, духовного писателя и общественного деятеля дореволюционной России Александра Желобовского. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС . По словам начальника отдела культуры, туризма и молодежной политики Белозерского района Елены Копыловой, с инициативой присвоения имени Желобовского пятикилометровому асфальтированному участку бывшей производственной дороги агрофирмы «Белозерск», выступили жители районного центра. Ранее в городе была установлена мемориальная доска Желобовскому на здании Белозерского педколледжа, в котором в XIX веке располагалась Белозерское духовное училище. В настоящее время на улице Желобовского завершается строительство первого жилого дома. Участки земли вдоль улицы, обещающей стать в будущем самой длинной в Белозерске, уже определены под индивидуальное жилищное строительство. Александр Желобовский родился в Белозерском уезде Новгородской губернии в 1834 году. Окончил Белозерское духовное училище, затем Новгородскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1859 году рукоположен в священника Митавского гусарского полка. 26 марта 1888 года протоиерей Александр был утвержден в должности протопресвитера военного и морского духовенства. По инициативе этого общественного и церковного деятеля был основан «Вестник военного духовенства», в войсковых частях стали работать церковно-приходские школы, сооружено более 70 полковых храмов. Скончался в 1910 году. Похоронен на своей малой родине. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-belozerske-nazvali-u...

Спустя несколько месяцев отец Александр вновь возвращается на Сахалин. Резолюцией Протопресвитера военного духовенства от 9 августа 1906 года он определяется (после рукоположения в сан иерея) священником к Свято-Никольской церкви сахалинской местной команды: «На открывшуюся вакансию священника во вновь сформированную на острове Сахалин местную команду назначен диакон Александровской Покровской церкви Александр Щеглов» с. 67] . С 1911 по 1914 годы отец Александр исполнял пастырские обязанности по окормлению заключенных в Александровской тюрьме. В указанные годы на основании приказа сахалинского губернатора он входил в комиссию по постройке церковной школы для детей при областном тюремном учреждении. За свою долгую службу в непростое время для острова Сахалин отец Александр был удостоен некоторых церковных [«Награжден набедренником: священник церкви Сахалинской местной команды Александр Щеглов (1911 г.)» (Распоряжения Протопресвитера военного и морского духовенства/Вестник военного и морского духовенства. 1911 г. 21. С. 24.)] и государственных наград л. 4 об.]. Отслужив на острове в качестве военного священника, Александр Щеглов переводится в 1915 году настоятелем причта Спасского гарнизона (Приморский край) [«После переезда в Спасский гарнизон священник Александр Щеглов состоял законоучителем в первоклассной поселковой школе Министерства народного просвещения. В 1921 году, на основании медицинского свидетельства, был уволен в лечебный отпуск по болезни на четыре месяца. 8 июня 1922 года, после лечения, вновь определен на Епархиальную службу. 18 августа того же года назначен на вакантную должность настоятеля причта села Дубовского. 18 декабря 1922 года Владивостокский епархиальный совет заслушал рапорт благочинного 15 округа Петра Вотчинского, в котором сообщалось об убийстве священника Александра Щеглова: “Священник Дубовской церкви о. Александр Щеглов в ночь под 1.10 взят из своего дома в с. Дубовском и убит. Тело его было найдено в речке 4.10, похоронен при Спасской гарнизонной церкви”» (Послужной список священника Александра Васильевича Щеглова//РГИА ДВ.

http://bogoslov.ru/article/6028095

по рукописи, принадлежащей Ф. Т. Васильеву, с предисл., указателем и кратким родословием монгольских и татар. ханов/[соч.] Н. Ф. Катановым. Казань: Изд. Ф. Т. Васильева; Типо-лит. Ун-та, 1902. Устав Русской Православной Церкви. Глава I. Общие положения. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 8.11.2022). Учение и хитрость ратного строя пехотных людей 1647 г. Издание Главного Штаба. Санкт-Петербург: Тип. «Бережливость», 1904. Литература Агафонов Н ., прот . Ратные подвиги православного духовенства. Москва: Благовест, 2013. Исакова Е . В . Периодизация истории Института военного духовенства. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 7.08.2019). Колесов П . Роль института военных священников в вопросе укрепления морального духа военнослужащих иностранных армий. [Электронный ресурс]. URL: http://pentagonus.ru/publ/5-1-0-590 (дата обращения: 29.09.2019). Лука ( Войно-Ясенецкий ), свт . Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов-на-Дону: Троицкое слово, 2001. Невзоров Н . Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. Санкт-Петербург: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. Поляков Г ., прот . Военное духовенство России. Москва: ТИИЦ, 2002. Самохвалов С . В . Духовенство военного флота Российской империи/Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 8.11.2022). Смирнов А . Из истории флотского духовенства: Формирование корпуса священнослужителей на Российском Флоте при Императоре Петре Великом//Вестник Военного и Морского Духовенства. 2004. 1 (661). С. 29–32. Тони О . В . Церковь и армия// Григорьев А . Б . Вера и Верность: Очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. Жуковский; Москва: Кучково поле, 2005. С. 5–7. Челпанова Т . М . Военные капелланы: в вопросах и ответах. Москва: Буки Веди, 2019.   Правило 83 Святых Апостол//Правила святых апостол и святых отец с толкованиями: в 2 т. Т. 1. Москва, 2011.

http://bogoslov.ru/article/6192410

протопресвитер Александр Желобовский (09.11.1834–12.05.1910) протопресвитер Александр Желобовский Священнослужитель Православной Российской Церкви, первый протопресвитер военного и морского духовенства, член Святейшего Синода, духовный писатель. Биография Семья, образование Родился 28 августа (9 сентября) 1834 года, селе Желобы Новгородской губернии в семье псаломщика. Первоначально Александр Желобовский окончил Белозерское духовное училище, затем — Новгородскую духовную семинарию, для поступления в которую, за неимением средств, прошёл пешком около 640 километров. Лучшим воспитанником семинарии в 1855 году был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра богословия. Полковой священник 17 (29) сентября 1859 года был рукоположен во священника к Митавскому гусарскому полку. В 1861 году он был назначен благочинным 7-й кавалерийской дивизии. В 1866 году был перемещён к церкви лейб-Кирасирского её величества полка; в 1868 году — к церкви лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге. В 1869 году стал священником Кавалергардского полка и в 1873 году был возведён в сан протоиерея. В 1880 году был назначен благочинным Гвардейского духовенства. В 1882 году был перемещён настоятелем Сергиевского всей артиллерии собора. С 1883 года исполнял обязанности главного священника гвардии и гренадер. Был награждён наперсным крестом с драгоценными украшениями из Кабинета его величества; в 1887 году — митрой. Протопресвитер 26 марта (7 апреля) 1888 года протоиерей Александр был Высочайше утверждён в должности Главного священника гвардии, гренадер, армии и флота, а 12 (24) июня 1890 года высочайше переименован в протопресвитеры, став таким образом, первым протопресвитером военного и морского духовенства русской армии, оставаясь в этой должности вплоть до своей кончины. По его инициативе был основан «Вестник военного духовенства», заведены внебогослужебные собеседования в церквах для нижних чинов, устроены в войсковых частях церковно-приходские школы, усилено преподавание Закона Божия для учебных команд. Военное духовенство получило усиленные оклады содержания и пенсии. Протопресвитер Александр был председателем Общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской духовной академии. При нём улучшилось материальное и служебное положение военного и морского духовенства, были приведены в порядок воинские кладбища, основан военно-свечной завод, доходы от которого шли на благотворительные цели. С 1887 по 1901 год при нём было сооружено более 70-ти полковых храмов. С 1905 года — член Святейшего Синода. Был награждён орденами Святого Александра Невского с бриллиантами, Святого Владимира 1—4 степеней, Святой Анны 1—3 степени. Александр Алексеевич Желобовский скончался 29 апреля (12 мая) 1910 года. Похоронен был на своей родине — в селе Желобы Белозерского уезда Новгородской губернии. На должности протопресвитера армии и флота его сменил Аквилонов, Евгений Петрович .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

С 1890 г. издавался ж. «Вестник военного духовенства» (в 1911-1917 «Вестник военного и морского духовенства» , в 1917 «Церковно-общественная мысль» (Киев), в 2004 издание возобновилось). С 1889 г. проводились регулярные собрания военных пастырей, ревизионные поездки протопресвитера армии и флота по военным округам. С 1899 г. места священников в военном ведомстве предоставлялись преимущественно лицам с академическим образованием. В 1891 г. в ведомстве военного духовенства состояли 569 священно- и церковнослужителей (в армии и на флоте также служили католич. капелланы, раввины, лютеран. и евангелические проповедники, муллы, подчинявшиеся Департаменту духовных дел иностранных исповеданий Мин-ва внутренних дел). Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. вступило в действие положение «О полевом управлении войск русской армии в военное время» от 26 февр. 1890 г. (3 ПСЗ. Т. 10. 6609). В Маньчжурской армии был введен пост полевого главного священника - начальника всего духовенства в армии и настоятеля церкви главной квартиры. Война отмечена героическим служением как военных, так и морских священников, нек-рые из них погибли. Среди священников этой войны знаменит Митрофан Сребрянский (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий ), служивший при 51-м драгунском Черниговском полку. Прот. Стефан Щербаковский во время Тюренчэнского боя 18 апр. 1904 г. вместе с 11-м Восточно-Сибирским полком дважды ходил в атаку с крестом в руках, был контужен, несмотря на тяжелое состояние, напутствовал умиравших солдат. За проявленное мужество он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. 1 авг. 1904 г., во время морского сражения в Корейском прол., судовой священник крейсера «Рюрик» иером. Алексий (Оконешников) воодушевлял экипаж тонущего крейсера. Иером. Алексий вместе с оставшимися в живых моряками попал в плен, как духовное лицо был отпущен, вывез из плена знамя и доставил донесение о гибели крейсера. Был награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Той же награды удостоились за Цусимское сражение 14 мая 1905 г. судовые священники иером. Порфирий (крейсер «Олег»), иером. Георгий (крейсер «Аврора»).

http://pravenc.ru/text/155073.html

М.Г. Мальцев Скачать epub pdf Жизнь и пастырские труды основателя и первого издателя «Вестника военного и морского духовенства» Менее чем через два года «Вестник военного и морского духовенства» отметит юбилей – 125-летие со дня основания. В этой связи мы начинаем публикацию цикла материалов, посвященных его истории. И прежде всего расскажем о жизни и деятельности основателя «Вестника» – выдающегося церковного и государственного деятеля Российской империи протопресвитера Александра Желобовского . Отец Александр внес огромный вклад в развитие института военного духовенства. Благодаря его руководству значительно улучшилась организация религиозно-нравственного воспитания в войсках, по его инициативе было устроено множество приютов, богаделен, учебных заведений, возведено большое количество храмов не только на территории современной России, но и в Польше, Болгарии, Финляндии, Китае и других странах. Многие из этих храмов он сам и освящал, причем нередко в сослужении святого праведного Иоанна Кронштадтского и в присутствии императора. Вместо кафедры – в войска Родился Александр Алексеевич 28 августа 1834 года в семье «бедного из бедных» псаломщика церкви в селе Желобово Белозерского уезда (ныне деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области) – одного из наиболее удаленных и беднейших приходов тогдашней Новгородской губернии. Мальчик отличался недюжинным умом и большим трудолюбием, что позволило ему блестяще окончить Белозерское духовное училище и Новгородскую семинарию, из которой он как лучший ученик был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию на казенное содержание. Академию Александр Алексеевич окончил также блестяще с ученой степенью не кандидата, как большинство студентов, а магистра богословия и сразу же получил предложение стать преподавателем семинарии. Но Александр совершает отказывается от этого предложения и избирает для себя служение в качестве рядового армейского священника. Положение военного духовенства было достаточно трудным: жалование было небольшим, и надо было переносить лишения армейской службы. Ведь священники вместе со своими частями достаточно часто переезжали с места на место, рисковали своей жизнью во время военных действий… Поэтому армейскими священниками нередко становились лица, которым было трудно устроиться на более спокойное и выгоднее место по причине, например, каких-либо проступков и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Протоиерей Александр Витальевич Берташ – кандидат искусствоведения, кандидат богословия, настоятель церкви свв. Царственных Страстотерпцев РПЦ МП в Бремене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии, эксперт фонда Д.С. Лихачева. alexanderbertash@gmail.com. Kleine Westerholzstr. 17. 28309 Bremen, Germany. ORCID: 0000-0003-3486-0490 Ксения Владимировна Линькова – магистр искусствоведения, аспирант и приглашенный преподаватель Школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», klinkova@hse.ru. Покровский бульвар, д.11, Москва, Российская Федерация, 109028. ORCID: 0009-0000-1135-1808 Сноски 1. Котков В. М. Военные и морские храмы России в XIX – начале XX века: в 5 т. СПб., 2020. 5 т. 2. Ивицкая А.Н. Материалы по истории военно-храмового строительства в фондах Российского государственного исторического архива//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, 183. С. 165-171. 3. Берташ Александр, прот. Строительство военных храмов при протопресвитере Александре Желобовском и их стилистика//История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв. СПб., 2015. С. 62–84. 4. Линькова К. В. Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины XIX — начале XX века//Искусствознание. 2022. 2. С. 350–365. 5. Берташ А. В. Тип военных храмов архитектора К. А. Тона в русском зодчестве середины – второй половины XIX века//Бомбардир. Военно-историческое приложение к журналу «Вооружение. Политика. Конверсия». 14. 2001. С. 98–102. 6. Керсновский А. А. История русской армии: в 3 ч. Белград, 1933–1935. Ч. 3. 1881- 1917 гг. С. 520. См. также: Куропаткин А. И. Задачи русской армии: в 3 т. СПб., 1903. Т. 3: Задачи России и русской армии в XX столетии. 7. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 8. Л. 377. 8. Берташ Александр, прот. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский. Биографический очерк//История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Сборник материалов церковно-исторической конференции/Под ред. Д. А. Карпука. СПб., 2015. С. 4–20.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010