Вот свидетельство д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: «Народ нашей страны – христиане, скептики и неверующие – в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. Он говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего. Он открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний – христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины». «За проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране» Владыка получил степень почетного доктора богословия Абердинского университета. С января 1963 года, после ухода на покой митрополита Николая (Ерёмина), архиепископ Антоний был назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 года он был награжден правом ношения креста на клобуке, а 27 января 1966 года – возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе. Это служение митрополит Антоний нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и окормлению непрестанно умножающейся паствы. Митрополит Антоний был широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник, его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви. Голос Владыки был знаком сотням тысяч людей во всем мире, и о чем бы он ни говорил, он всегда говорил о Христе, в его словах слышался отзвук собственного духовного опыта и любви к Богу и ближнему. Первые книги митрополита Антония о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-е годы и были переведены на многие языки мира; одна из них («Молитва и жизнь») опубликована в «Журнале Московской Патриархии» в 1968 году. Особенностью творчества Владыки было то, что он ничего не писал – все его изданные проповеди и беседы печатались по магнитофонным записям. Они рождались как обращение к слушателю – к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Исидор Борецкий — род. в 1911 г., ум. в 2003 г. Уроженец Галиции. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Амафунта, экзарх для украинских греко-католиков Восточной Канады. С 1956 г. — греко-католический епископ Торонто. С 1998 г. — на покое. Блажейовський Д. Церкви. Льbib, 1996. С. 348–353. I. Icmopiя Римських Вселенських Ч. 3. Рим, 1979. С. 426–431. Андрей Роборецкий — род. в 1910 г., ум. в 1982 г. Уроженец Галиции. С 1934 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Танаиса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1951 г. — экзарх для украинских греко-католиков Саскатуна. В 1956—1982 гг. — греко-католический епископ Саскатуна. Амвросий Сенишин — род. в 1903 г., ум. в 1976 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1942 г. — титулярный епископ Майны, помощник экзарха для украинских греко-католиков в Филадельфии (США). С 1956 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Стемфорде (США). В 1958—1961 гг. — греко-католический епископ Стемфорда. В 1961—1976 гг. — греко-католический митрополит Филадельфии. Максим Германюк — род. в 1911 г., ум. в 1996 г. Уроженец Галиции. Монах ордена Редемптористов. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1951 г. — титулярный епископ Синны, помощник (с 1955 г. — коадъютор) экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1956 г. — греко-католический митрополит Виннипега. С 1992 г. — на покое. Иоанн Прашко — род. в 1914 г. Уроженец Галиции. С 1939 г. — священник Греко-католической Церкви. В 1958—1993 гг. — титулярный епископ Зигрийский, экзарх для украинских греко-католиков в Австралии, Новой, Зеландии и Океании. Иосиф Мартынец — род. в 1903 г., ум. в 1989 г. Уроженец г. Львова. С 1928 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1958 г. — титулярный епископ Солдайи, помощник архиепископа Рио-де-Жанейро. С 1962 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Бразилии (с центром в г. Куритиба). С 1971 г. — епископ греко-католической епархии св. Иоанна Крестителя в Куритибе. В 1978 г. ушел на покой.

http://bogoslov.ru/article/374275

С таким пониманием 9-го правила был вполне солидарен и знаменитый сербский канонист XIX – начала ХХ вв. святитель Никодим (Милаш). Он указывал, что «экзарх диоцеза» – это «предстоятель большой церковной области, имеющей несколько митрополитов, с подручными им епископами, причем данный предстоятель с подчиненными ему митрополитами и епископами составляют «окружной собор» или «патриарший» или «национальный» собор, к которому со своими жалобами на митрополита и могли обращаться клирики и епископы» [xvi] . Таким образом, св. Никодим полагал, что на всех уровнях церковный суд должен иметь соборный характер. При таком понимании суд экзарха – это суд «национального Собора». Архиепископ Петр (Л’Юилье) указывал, что не во всех церковных областях в древности имелись «экзархи диоцеза». В частности, он полагал, что в Понте, Асии и Фракии (которые составляли диоцез Константинопольского патриарха) экзарха не было. «В таком случае, – пишет архиеп. Петр, – вполне логично было обратиться к Константинопольской кафедре за разрешением спорных вопросов». Потому упоминание в 9-м правиле и «экзарха диоцеза», и Константинопольского патриарха, означает, что в тех областях, где экзарх имелся, следовало обращаться к нему. Однако, в диоцезе Константинопольского патриарха экзархов не было, потому здесь надлежало обращаться к патриаршему суду. Иные понимания этого правила архиеп. Петр считал искусственными [xvii] . Толкование в «Пидалионе» правил Сардикийского Собора Вопроса об апелляциях преп. Никодим касается и в предисловии к правилам Поместного Сардикийского Собора (343 г.). Как известно, этот Собор принял три правила (3-е, 4-е и 5-е), в которых установил право Римских епископов принимать апелляции. Основываясь на этих правилах, Римские епископы настаивали на своей верховной власти во Вселенской Церкви. В латинской церковной литературе эти правила толковали как уникальное право Римских пап принимать апелляции на судебные решения, принятые во всех Поместных Церквах. Рассуждая о постановлениях Сардикийского Собора, преп. Никодим высказывает мысли, аналогичные тем, которые мы видели в комментариях к 9-е правилу IV Вселенского Собора.

http://pravoslavie.ru/138337.html

Постановления Латеранского собора были приняты в Константинополе как мятежный вызов, но расправа с папой Мартином последовала лишь в 653 году. На пост экзарха был вторично назначен Феодор Каллиона. К нему был отправлен с инструкциями от двора сановник Иоанн Пелларий. 602 В его сопутствии во главе своих войск Феодор направился в Рим и вступил в город 15 июня. Папа в ту пору тяжко страдал от подагры еще с октября прошлого года и лежал больной в своем Латеранском дворце. От его имени чины его двора приветствовали экзарха в Палатинском дворце. Он принял их весьма любезно, выразил соболезнование о состоянии здоровья папы и заявил, что явится самолично для свидания с ним. В Латеране настроение было весьма возбужденное, была стянута военная охрана и подготовлялись меры обороны. Экзарх предупредил папу о тщетности сопротивления, и тот отказался следовать внушению своих советников. Удалив стражу, он приказал перенести себя в базилику Константина, и, лежа в постели близ главного алтаря, окруженный своим клиром, ожидал посещения экзарха. Каллион с военной свитой вошел в храм и передал чинам папского двора императорский указ о низложении папы, как незаконно занявшего престол, и предложил выбрать нового кандидата. Солдаты обнажили мечи, порубили горевшие в храме свечи, разогнали защитников, и Каллион предложил папе переселиться в Палатинский дворец. На следующий день он дозволил папе сделать прием своему клиру, и многие стали готовиться сопровождать его в Константинополь. Но Каллион, приняв меры охраны города, распорядился увезти папу ночью 18 июня на корабле по Тибру в Порт, ограничив его свиту шестью слугами. В июле месяце папа был доставлен на остров Накос и пробыл там в заточении больше года. Помещение ему было отведен в странноприимнице. 603 Лишь 17 сентября 654 года папа был привезен в Константинополь и отдан под стражу экскувитам. Суд над ним состоялся через 93 дня после его прибытия в столицу, и обвинение имело форму политического процесса. Папу обвиняли в том, что он взбунтовал против императора западные области и склонил к измене Олимпия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру 30.06.2022 19:55:25 Впервые в истории Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид совершил Литургию на континенте — это произошло 25 июня 2022 года в Каире. После своей поездки в Египет 24-28 июня глава Патриаршего экзархата Африки рассказал ТАСС о некоторых итогах визита, поделился своим мнением по поводу жестоких гонений на христиан в Африке, масштабных санкций Запада против России, попыток «отменить» русскую культуру и решений Собора Украинской Православной Церкви о ее «полной независимости». — Владыка Леонид, каковы итоги вашей поездки в Египет — насколько плодотворным получился визит, удалось ли достичь каких-то договоренностей? И может быть, что-то осталось за кадром, о чем не узнали и что не передали журналисты? — За кадром всегда остаются многие вопросы, которые скрыты от глаз читателя, зрителя, по одной простой причине, что есть ряд договоренностей, которые требуют доработок, дополнительных состыковок, каких-то шлифовок и, в конце концов, утверждения Священноначалия. Работа экзарха — максимально отработать на всех направлениях, по фактам, доложить это Патриарху, и он уже будет принимать решение. Касательно итогов поездки — удалось достичь, на мой взгляд, многого. Это и выделение Коптской Церковью подворья для нужд Африканского экзархата Русской Православной Церкви, и понимание дальнейших шагов для получения регистрации Северо-Африканской епархии Африканского экзархата. Это и наброски по дальнейшему треку — строительству административно-духовного центра Русской Православной Церкви в Новом Каире, и многое другое. Мною была совершена первая Литургия в качестве экзарха на территории Африканского континента — в прекрасном храме, освященном в честь великого подвижника благочестия великомученика Мины. И если свои административно-политические визиты в статусе экзарха я начал с Республики Уганды, то духовное и литургическое присутствие я начинаю именно с Каира, совершив здесь первую Божественную литургию. Это исторический момент для Русской Православной Церкви.

http://radonezh.ru/2022/06/30/mitropolit...

Первая часть содержит в себе постановления о лицах. В первой главе этой части говорится об устройстве управления. Самоуправляемая православная болгарская церковь , под именем экзархии, есть нераздельный член единой, святой, соборной и апостольской церкви и состоит из находящихся в Оттоманской империи болгарских епархий, которые перечислены в султанском фирмане 9 . Казы, нахии 10 и принадлежащие к ним села суть составные их части. В духовном отношении экархией управляет св. синод, а каждой епархией – митрополит. Св. синод – высший орган управления экзархией и состоит из председателя – экзарха и членов. Экзарх носит титул независимо от епископского своего сана, но оставляет за собой епархию, из которой он был избран в экзархи, и опять возвращается в нее, если бы оставил экзаршество, не будучи извержен из сана. Избирается экзарх только на четрые года 11 . А членами синода канонически считаются все митрополиты экзархии. Но так как невозможно, чтобы все они присутствовали постоянно в синоде, то из всех членов избираются для постоянных заседаний четыре, а все in corpore присутствуют только тогда, когда требует того настоящий устав. Митрополиты, будучи в зависимости от св. синода, находятся под его непосредственным наблюдением и ведением, от него приемлют и рукоположение, его поминают во время церковных служб и к нему непосредственно относятся по делам. Для недуховных дел экзраха существует при экзархии, под председательством экзарха или его наместника, высший мирской экхрахийский совет, состоящий из шести лиц, из коих двое должны быть проживающие в Константинополе болгары. Члены этого совета избираются из епархиальных избирателей целой экзархии и утверждаются султанским правительством по просьбе экзарха. Св. синод имеет у себя из духовных лиц одного письмоводителя, одного или двух помощников его, одного или больше – смотря по нужде – слуг. Всех их, посредством закрытой подачи голосов, избирает св. синод, а утверждает их формально экзарх. Экзархийский мирской совет также имеет из мирских лиц одного письмоводителя, одного или двух помощников его, одного казначея, одного бухгалтера, одного или больше – смотря по нужде – слуг. Все эти лица также посредством закрытой подачи голосов, избираются св. снодом, а утверждаются формально экзархом. При синоде и экзархийском совете состоят еще должностные лица из мирян: капукехайя (юристконсульт), помощник его, кятипин и его помощник (смотря по нужде). Все они, посредством закрытой подачи голосов, избираются св. синодом и экзархийским советом, а утверждается формально экзархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

В заключение выступил Владыка Экзарх. Он поблагодарил хозяев за организацию торжества праздника 30-летия воссоединения. Львовский Собор, сказал Владыка Филарет, имеет большое значение. Противники утверждают, что он якобы неканонический. Но это неверно. Владыка Экзарх провел аналогию с Брестским «собором», действительно бывшим односторонним, ибо тогда состоялся еще второй Собор православных – против унии. Во Львове другого Собора не было. Но Львовский Собор был проявлением желания духовенства и верующих, поэтому он – законный Собор. Вечером участники юбилея посетили Холм Славы, где возложили цветы на могилу советского разведчика Н. И. Кузнецова и на братскую могилу героев. Молитвой и минутой молчания была почтена память погибших. Затем гости посетили могилу протопресвитера Гавриила Костельника, отслужили заупокойную литию и возложили цветы. Все участники торжеств побывали в Свято-Георгиевском («малый Юр»), Успенском и Преображенском храмах во Львове, где отцы настоятели приветствовали Владыку Экзарха и других Преосвященных архиереев, верующие преподнесли букеты цветов. 17 мая в восемь часов утра все участники юбилейного праздника выехали в Почаевскую Успенскую Лавру. Здесь состоялась торжественная встреча гостей на лаврской галерее. В притворе Успенского собора наместник архимандрит Иаков приветствовал Экзарха Украины. Затем началась Божественная литургия с участием всех иерархов, отца наместника, братии Лавры и клириков-гостей, которую возглавил Владыка Экзарх. Проповедь за Литургией произнес протоиерей Константин Добрянский, настоятель прихода в г. Теребовле. После литургии с словом к многочисленным богомольцам обратился Владыка Экзарх. Затем митрополит Николай поблагодарил Высокопреосвященного Экзарха и всех архиереев, отца наместника, братию Лавры и духовенство за радость общей молитвы. В тот же день гости поклонились святыням Лавры – стопе Божией Матери и мощам преподобного Иова Почаевского и осмотрели реставрируемый Успенский собор. Поздравительная телеграмма Митрополиту Львовскому и Тернопольскому Николаю

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Синод, рассмотрев все обстоятельства дела, нашёл, что делать пополнения к правилам никакой надобности не представляется, потому что причины, описываемые в рапорте генерал-лейтенанта Ермолова и приложенных при оном бумагах, встретились не от недостатка в тех правилах; а нужно только изыскать средства на месте к лучшему успеху той Комиссии при содействии к тому и светского начальства. Но возлагать это изыскание на архиепископа Досифея и оставлять оную Комиссии под непосредственным его ведением нельзя; равно неудобно поручить оную экзарху митрополиту Варлааму, по недеятельности его во время управления им Грузией с 1811 г. А посему, как Синод и прежде уже рассуждал, чтобы о такой недеятельности его довести до сведения Государя Императора и испросить Высочайшее соизволение на определение в Грузии кого-либо из Российских архиереев, так теперь, – по встретившимся новым обстоятельствам и по открывшейся притом личности, оставлять его экзарха и архиепископа Досифея в настоящих местах и ожидать, чтобы церковь Грузинская управляема была сими пастырями в должном порядке, надежды не предвидится и в предупреждение беспорядков, могущих открыться далее при таком управлении – полагает: Синодального члена и экзарха митрополита Варлаама, уволив от всех должностей в Грузии, вызвать в С.-Петербург для присутствования в Синоде, а архиепископа Досифея вызвать для пребывания в Москву, где и водворить в принадлежащем духовному ведомству здании по усмотрению управляющего Московской митрополией 142 ; в Грузию перевести Синодального члена, Феофилакта архиепископа Рязанского, яко известного Синоду по способностям его к приведению в должный порядок относящегося вообще до управления по духовной части сходственно установлениям в России существующим, при каковом переведении предоставить ему титул экзарха Святейшего Синода и митрополита Мцхетского, Тифлисского и Карталинского. 20 Октября Феофилакт уже представил Святейшему Синоду донесение со своими предположениями об устройстве духовной части в Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны. Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности. То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина «Божьим старцем», а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к «царствующему дому», которая особенно видна из его проповеди , произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли «царствующего дома», назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии. Будучи епископом Тобольским, Преосв.Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича . Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанн». Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось. На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.· На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти. Скончался 20.V.1914 года. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Филарет тепло поблагодарил всех за поздравления и благопожелания. «Любая дата становится значимой и торжественной, когда она служит поводом к совершению Таинства Благодарения — Святой Евхаристии, к молитвенному общению верных во Христе Иисусе, Спасителе нашем. В этом наша радость, в этом наше утешение», — отметил, в частности, почетный Патриарший экзарх. На торжественном приеме митрополит Луганский и Алчевский Митрофан огласил приветственный адрес митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и вручил митрополиту Филарету высокую награду Украинской Православной Церкви — орден святого равноапостольного князя Владимира I степени. Поздравление по случаю 80-летия со дня рождения митрополита Филарета направил президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. В поздравлении главы государства, в частности, говорится: «Вы прошли насыщенный и трудный путь служения Православию, прилагая огромные усилия для того, чтобы Православная Церковь возродилась и стала духовной опорой народа. Трудами и молитвами первого Белорусского экзарха восстановлены исторические святыни, воздвигнуты новые храмы и обители, широкое развитие получил богословский и межцерковный диалог. Вы всегда призывали к христианской любви, миру и общественному согласию». А.Г. Лукашенко также отметил: «Не случайно Ваша архипастырская и общественная деятельность снискала высокое признание государственной власти и белорусского народа. Мы знаем Вас не только как выдающегося проповедника, педагога, ученого-теолога, но и как искреннего и открытого человека». В тот же день в Минском епархиальном управлении состоялась торжественная церемония, посвященная выпуску и гашению почтовой марки «Архипастырское служение на Белорусской земле почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета». Церемонию возглавили: митрополит Филарет, почетный Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; Д.Г. Шедко, первый заместитель министра связи и информатизации Республики Беларусь.

http://patriarchia.ru/db/text/4016288.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010