Но, во-первых, вероятно ли, чтобы патриарх дал грамоту свою не на греческом языке, а подписал славянскую? И вероятно ли, чтобы патриарх своего экзарха сравнил с латинским кардиналом? В-вторых, хотя по 7 правилу шестого Вселенского Собора даже и дьяконы, от патриархов присылавшиеся в епархии на чрезвычайные случаи для рассмотрения церковных дел, в лице патриаршего посланника председательствовали прочим и решили дела, но уполномочивать таковой властью в какой-нибудь митрополии низшего и подчиненного митрополиту епископа, не было обыкновения в христианской церкви и противно иерархическому началу. Ибо митрополит остался бы в низшей перед таким из своих епископов экзархом власти. В-третьих, сам патриарх Иеремия, услышав об униатском умысле, прислал в Литву в 1589 г. своего экзарха архимандрита Дионисия, а в 1594 г. в таком же звании протосинкелла Никифора на Собор, и, следовательно, не признавал Терлецкого экзархом, а после того в 1597 г. уже патриарх Мелетий Пига дал титул экзарха из Киевских епископов Львовскому Гедеону Болобану, потому только, что тогда не было православного Киевского митрополита. Во второй грамоте, приписываемой сему же патриарху, хотя и говорит он, что желает учредить в Киевской митрополии первосидание и старшинство епископов по митрополите; но упоминает только о трех епископах:, Владимирском, Луцком и Полотском, умалчивая о степенях прочих, и несмотря на титул экзарха, пожалованный в первой грамоте Луцкому епископу Кириллу Терлецкому, во второй сей грамоте об экзартестве его уже не говорит, а председание пред ним на соборах по митрополите предоставляет Владимирскому епископу Мелентию Богуринскому, по нем Терлецкому, а по сем Полотскому архиепископу (Нафанаилу Селецкому, не согласившемуся на унию). И так очевидно, что обе сии грамоты подделаны для того, чтобы в награду за ревность в унии и для большего уполномочения Поция и Терлецкого, назначенных тогда депутатами к Папе, дать первому из них, как бы по наследству от предместника его Мелентия Богуринского титул первопрестольника и старшего по митрополите, несмотря на то, что он был младший всех епископов, а второму титул будто бы экзарха патриаршего престола, от коего они сами отреклись.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

 С 1 сентября 1950 г. отец Антоний – настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 года он был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года возведён в сан архимандрита. 30 ноября 1957 года архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. епископ Антоний назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Епархия непрестанно растет.  Митрополит Антоний стал широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви. Его проповеди печатаются по магнитофонным записям. Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…После средней школы юноша окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году он был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии молодой врач тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье, после войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне; храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин), и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского Экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Ерёмина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха Западной Европы; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от обязанностей Экзарха ради трудов по устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Рязанскому Никодиму (Бокову) было поручено организовать надзор за ним. В конце года исп. Амвросий был оправдан и назначен настоятелем Преображенского мон-ря в Старой Руссе (Новгородская епархия). Также был запрещен в служении архим. Николай, однако он не стал дожидаться исполнения приговора, выехал за границу и вернулся в Грузию только в 1917 г. ( Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 161-162). В июле 1909 г. Синод сделал запрос в Мин-во юстиции с целью выяснить, «к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве экзарха Грузии архиепископа Никона» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46). Сщмч. Кириону возобновили выплату пенсии и ослабили надзор, 10 янв. 1915 г. он был восстановлен в архиерейском сане. По мнению груз. историка В. Гурули, изучившего документы Дела об убийстве Н., управление жандармерии Тифлисской губ., тифлисское Охранное отд-ние и прокурор Тифлисского областного суда намеренно выдвинули версию об участии в деле автокефалистов. Как считает Гурули, след ведет к груз. отд-нию партии социал-демократов. Ученый ссылается на показания анонимного агента жандармерии, к-рый 16 апр. 1908 г. сообщал, что «комитет диаконов и псаломщиков», действовавший под руководством социал-демократического комитета, собирается убить экзарха. Социал-демократы понимали, что убийство Н. вызовет преследования автокефалистов, что входило в их планы. По мнению Гурули, автокефалисты не могли убить экзарха, поскольку должны были осознавать, что это не только не приведет к достижению автокефалии ГПЦ, но и сведет к нулю все их усилия. Действительно, находившийся в ссылке сщмч. Кирион писал: «Убрали экзарха и тем самым убили вопрос автокефалии» ( Дурново. 1909. С. 28). Кроме того, по мнению Гурули, невозможно представить, чтобы лучшие представители ГПЦ, среди к-рых были 2 буд. католикоса-патриарха, могли пойти на такой шаг, противоречащий идеям христианской и общечеловеческой морали ( Гурули. 2014. С. 227-229). Трагическая кончина экзарха еще более обострила отношения между российским и грузинским духовенством в пределах Грузинского Экзархата. По инициативе Патриотического об-ва российское духовенство подало в дек. 1909 г. новому экзарху Иннокентию (Беляеву; 7 дек. 1909 - 9 сент. 1913) прошение, под к-рым стояли 762 подписи, об отказе от совместной работы с груз. духовенством ( Платонов. 1910. С. 10). Н. был похоронен в Успенском соборе Владимира, в юго-зап. углу, в ногах гробницы архиеп. Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского). Летом 1909 г. по ходатайству в Синоде еп. Бакинского Григория (Вахнина), озвучившего просьбу Тифлисского патриотического об-ва, Грузино-Имеретинской синодальной конторе было предписано совершать панихиды по Н. по субботам в тифлисской экзаршей церкви и ежегодно 28 мая - во всех храмах Грузинского Экзархата (Момавали (Будущее). Тифлис, 1909. 1. С. 3 (на груз. яз.)). Н. оставил богатое собрание проповедей и слов, к-рые опубликовал его племянник Л. И. Софийский.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим русскими западноевропейскими приходами, А.Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г. перед уходом на фронт Второй мировой войны тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья Русской Православной Церкви в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении французского Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 ноября этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником содружества св. Албания и прп. Сергия, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. о. Антоний служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, викарием экзарха Константинопольского Патриарха в Зап. Европе Иаковом был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевропейского экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покои экзарха митр. Николая, владыка Антоний был назначен исполняющим обязанности экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх Московского Патриархата в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и широким кругом деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

поиск:   разделы   рассылка Е. Л. Майданович 95 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония Источник:  Седмица. ру Митрополит Антоний Сурожский Статья из т. 2 " Православной энциклопедии " . Москва, 2001 г. Антоний (Блум), митр. Сурожский(Блум Андрей Борисович; 19.06.1914, Лозанна, Швейцария – 4.08.2003, Лондон, Великобритания), митр. Сурожский. Предки по линии отца – выходцы из Шотландии – обосновались в России в нач. XVIII в., мать – урожд. Скрябина, сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство А. Блума прошло в Персии, где его отец, сотрудник российской дипломатической службы, был консулом. С 1923 г. А. Блум вместе с семьей проживал во Франции, окончил среднюю школу, биологический и медицинский фак-ты Сорбонны (Париж). В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим рус. западноевроп. приходами, А. Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г., перед уходом на фронт второй мировой войны, тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья РПЦ в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении франц. Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом МП в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 нояб. этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником Албания св. и прп. Сергия содружества, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. А. служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом МП в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, вик. экзарха К-польского Патриарха в Зап. Европе Иаковом А. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха МП в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевроп. экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покой экзарха митр. Николая, А. был назначен исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх МП в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы.

http://religare.ru/2_66576.html

Свои шесть слов или Шестоднев Иоанн экзарх составил для князя своего Симеона, как видно это из пролога или предисловия к Шестодневу, и из заключения первого слова. 5 Критика подвергала сомнению похвалы, которые приписываются сему князю в некоторых древнейших памятниках письменности Болгарской, за его любовь к просвещению духовному, и по этому приискивала другого государя Симеона, покровителя наук. Вместе с тем она переносила труды Иоанна экзарха к другому, позднейшему времени, и к другому, хотя Славянскому же, народу – Сербам, 6 Но, когда более объяснились труды просветителей Славянского мира, св. Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, 7 когда имеем теперь удостоверительные сведения об учёных мужах в Болгарии, при князе Симеоне, трудившихся в переводе с Греческого, или в составлении своих духовных сочинений, как то об епископе Клименте, Константине и др; когда открылось, что и знаменитый «Изборник» Святославов первоначально был переведён для князя Болгарского Симеона: после всего этого, нет достаточных оснований отвергать, что и экзарх Иоанн принадлежал к числу первых движителей просвещения в своём отечестве, Болгарии. Прибавим к сему, что хотя древнейший список толкования экзарха на Шестоднев дошёл до нас с Сербским правописанием: 8 но распространённые по разным книгохранилищам списки сего толкования не от него ведут своё начало, а с Болгарских списков, что доказывается и языком, и разными пропусками и перестановками в тексте, которых не представляет древний Сербский список. Равно и другие труды Иоанна экзарха, как то: перевод Богословия святого Иоанна Дамаскина и Слова, носят в языке ясные следы Болгарского происхождения. В нашем отечестве, перевод Богословия, составленный Иоанном экзархом, уже известен был в начале XII ст. Повествователь о чудесах св. Бориса и Глеба, окончивший своё сказание перенесением честных мощей их при Владимире Мономахе , в предисловии к своему сказанию приводит отрывок из Богословия Иоанна Дамаскина (которое называет: уверие – κδοσις κριβς τς ρθοδξου πστεως) о почитании св. мощей, по переводу Иоанна экзарха (гл. 40). 9 Итак нет сомнения, что Иоанн экзарх жил и трудился ранее XII столетия. Наконец в изъяснении на Шестоднев есть и прямое указание на то, что перевод составлен в Болгарии, и притом ещё при князьях дома Борисова. Опровергнув мысль о влиянии звёзд на судьбу человека, Иоанн экзарх указывает между прочим на непрерывное, независящее от светил небесных, преемство князей Болгарских (см. ниже). То самое, что пример приводится из истории Болгарской, что после Петра, сына Симеонова, династия Борисова вскоре прекратилась, и судьба Болгарии совсем изменилась, служит убедительным доказательством, что Иоанн был современником сына Борисова, Симеона Болгарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть itemscope itemtype="" > Показания экзарха, свидетельствующие о спецоперации «ПЦУ-СЦУ» 21.01.2019 910 Время на чтение 6 минут У украинс кого президента продолжается томос-тур. А у «экзарха» Даниила (Зелинского) завершилась «украинская миссия». И он разоткровенничался, дав интервью ВВС. На данный момент это лучшие показания и признание в том, что на Украине проведена спецоперация по устройству раскола в мировом православии. Нельзя сказать, что чистосердечное. Но признание. Когда парочка «экзархов» с мандатами объявилась в Киеве, выглядела парочка как известные сказочные проходимцы, этакие замаскированные под нужды современности Лиса Алиса и Кот Базилио. До собрания раскольников они старались в хрониках не светиться. Но и на лжесоборе вели себя именно как те самые милые персонажи - пребывая в соответствующем окружении «в стране дорогой». Об архиепископе Данииле. Ему 46 лет, родился в Галиции, учился в униатской семинарии, затем в Католическом университете Америки. И там же, в Вашингтоне, в «доме напротив», учился в доминиканском заведении - Папском факультете проповедников. После чего его и бросили на Православие. В 2000 году Зелинский уже числится членом Украинской православной церкви в США Константинопольского патриархата. УПЦ в США - раскольническая группировка, в конце XX века была принята в юрисдикцию Константинопольского патриархата Варфоломеем I. Дабы осилить роль православного, униату и католику пришлось подучиться во Флориде в Украинской духовной семинарии самосвятской (УАПЦ). Таким образом, «уврачёвывать» раскол в Киев явился деятель, рождённый в униатском расколе, воспитанный католиками и раскольниками-самосвятами в США. Несложно предположить, что такой человек как минимум не является активным сторонником канонического православия. Можно и круче предположить - является врагом. Не исключено, лютым. Подтверждение тому - некоторые броские заявления «экзарха». Например, о том, что «на Украине настроили слишком много храмов», что ПЦУ не может «быть моделью РПЦ на территории Украины». (Чем нехороша «модель РПЦ»? Тем, что в её недрах существует отрицательное отношение к обновленчеству и экуменизму?). Заявил, что «церковь не может оставаться в застое, в эпохе 50-60-70-летней давности» (что, пора и календарь обновить и разрешить второбрачие священству и быть поближе к Ватикану?). Зелинский произносит «их церкви», говоря об УПЦ и РПЦ, в контексте читается «чужой, вражеской». Всё это слышать неприятно, но всё это даёт ясное представление о том, что в православие внедрён враг, обладающий ресурсами и полномочиями.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/21/po...

Во-первых, это был прибалтийский ученый Николай Берг (Historico-theologica exercimamio de statu ecclesiae et religionis Moscovitae. Lubecae, 1709), который еще при жизни Добровского получил от него ценные замечания и критику. Во-вторых – К. Ф. Калайдович 172 , выслушавший и прочитавший не один научный упрек о своем труде. Калайдовичем были введены в научный оборот очень важные исторические материалы, говорившие не только о переводе Св. Писания на церковнославянский язык, но и о его объеме. В частности, это был знаменитый «Пролог» Иоанна Экзарха 173 к его переводу «Богословия» св. Иоанна Дамаскина по списку XII-XIII вв. Московской синодальной библиотеки 155/108. По мнению К. Ф. Калайдовича, текст этот, вполне согласный с известием Русского летописного свода 174 , наводил на мысль, что св. Константин Философ с братом перевели с греческого на славянский всю Библию (Константин – изборъ 175 из Евангелия и Апостола, а св. Мефодий – все 60 уставных книг). На основании этих свидетельств Иоанна Экзарха, Калайдович заключил, что «Библия, которой мы теперь пользуемся, принадлежит к бессмертным трудам Мефодия и отчасти Константина; перевод ее относится к концу IX века. Время сделало некоторые изменения в слоге... Грамотные исправляли перевод, неучи портили» 176 . Этот вывод автора книги об Иоанне Болгарском встретил трезвый отпор научной критики, аргументы которой можно найти в труде Михайлова «Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе» 177 . Главным и самым сильным контрдоводом против теории Калайдовича было резонное указание критики на то, что «о переводческой деятельности Константина и Мефодия по Св. Писанию Иоанн Экзарх писал только по слухам, как он сам сознается: коже мъногдшьды (...) слышахь. Следовательно, в его показаниях о степени участия Константина и Мефодия в переводе Св. Писания на славянский язык нельзя было искать ни полноты, ни точности. То и другое, действительно, и обнаруживается, если сопоставить число 60 книг, – перечень, навеянный на Иоанна Экзарха каноном Иоанна Дамаскина , с тем, что, по словам того же Иоанна Экзарха, было переведено одним Константином, а точнее, – совместно с Мефодием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Первый Церковно-Народный Собор проходил в К-поле с 23 февр. по 24 июля 1871 г. под председательством митр. Ловчанского Илариона. В Соборе приняли участие 50 чел.: 15 членов Временного смешанного совета и 35 представителей епархий; это были деятели движения за независимую Болгарскую Церковь, влиятельные жители К-поля и епархиальных центров, учителя, священники, представители органов местного самоуправления (1/5 часть делегатов имела светское высшее образование, почти столько же закончили духовные учебные заведения). При обсуждении Устава Экзархата 5 архиереев при поддержке Г. Крыстевича отстаивали канонический порядок церковного управления, предусматривавший особую ответственность епископата за Церковь, тогда как представители либерально-демократического течения придерживались мнения об усилении в церковном управлении позиции мирян. В итоге либералы были вынуждены отступить, и пункт 3 устава определил: «Экзархат в целом управляется духовной властью Священного Синода, а каждая из епархий - митрополитом». Представители либерально-демократического течения добились относительной победы в вопросе о епархиальном управлении: в проекте устава предусматривалось создание в каждой епархии отдельных советов - из духовенства и мирян, но делегаты проголосовали за создание единых епархиальных советов, в к-рых доминировали миряне. Число светских лиц в составе смешанного совета Экзархата также было увеличено с 4 до 6 чел. (пункт 8). Споры вызвала и предложенная в проекте устава двухступенчатая избирательная система. Либералы настаивали на прямом голосовании при выборе мирян в епархиальные советы и при выборе экзарха митрополитами, а архиереи и консерваторы (Г. Крыстевич) утверждали, что такой порядок несет угрозу подрыва канонического строя церковного управления. В итоге двухступенчатая система была сохранена, но возросла роль мирян при выборе епархиальных архиереев. Обсуждение завершилось рассмотрением вопроса о пожизненном или временном избрании экзарха. Либералы (Х. Стоянов и др.) настаивали на ограничении срока его полномочий; митрополиты Иларион Ловчанский, Панарет и Паисий Пловдивские также считали, что сменяемость экзарха, хотя и является нововведением, не противоречит канонам. В результате с небольшим перевесом (28 из 46) голосов был принят принцип ограничения полномочий экзарха сроком в 4 года ( Темелски. 2001. С. 159-375).

http://pravenc.ru/text/149675.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010