До закрытия Белорусско-Литовской коллегии в 1843 г., высокопреосвященный Иосиф, как председатель коллегии, имел постоянное местопребывание в С.-Петербурге и только летние месяцы он проводил в своей епархии, живя то в Вильне, то в Жировицах. После закрытия Белорусско-Литовской коллегии Иосиф окончательно оставил С.-Петербург в мае 1844 года и, поселившись в Жировицах, деятельно занялся приготовлением к перенесению епархиального управления с семинарией из Жировиц в Вильну – „в самое сердце литовского латинства». Глава седьмая. Жизнь и деятельность архиепископа Литовского Иосифа после перенесения епархиального управления в Вильну. 1845–1851 8 мая 1845 года окончательно переселились в Вильну все лица, составлявшие консисторский, соборный и архиерейский штаты. В тот же день, в 6 часов вечера, прибыл, по пути из Жировиц, прямо в собор, сам архипастырь, блистая, недавно (14 апреля) Высочайше пожалованным ему на клобук, бриллиантовым крестом. В соборе он был торжественно встречен всем духовенством. На клиросе пели архиерейские певчие, в первый раз одетые в нарядную форменную одежду. Перед началом всенощного бдения Иосиф сказал глубоко-назидательное слово. Выразив свою радость по случаю возвращения православной иерархии в богатую священными воспоминаниями Вильну из скромного деревенского уединения, находившегося под покровом Жировицкой чудотворной иконы Божией Матери, Иосиф приглашал своих православных слушателей относиться с любовью к иноверцам, прощать им обиды, оскорбления и клеветы. „Это чувство любви к ним», говорил владыка, „есть обет всей моей жизни, и малодушная ненависть не коснется моего сердца даже тогда, если бы мне пришлось запечатлеть кровью это душевное расположение». На другой день, 9 мая, были совершены в том же соборе, с полным благолепием и порядком, литургия и молебен, при пении отличного архиерейского хора и при многочисленном стечении народа. После богослужения в соборе, переименованном ныне из городского в кафедральный, Иосиф отправился со славою освящать помещение, временно назначенное для консистории, в первом этаже архиерейского дома, со стороны Соборной площади, а также – архиерейские покои. Затем в архиерейских комнатах был дан завтрак, к которому Иосиф пригласил почетнейших Виленских обывателей и старших чиновников. He забыты были и беднейшие жители города Вильны, без различия вероисповедания. В пользу их Иосиф в этот день препроводил через губернатора триста рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Высочайшее соизволение Государя было слушано 30 марта в полном собрании Синода и, когда затем сделано постановление о приведении Монаршей воли в действие, обер-прокурор Святейшего Синода ввел в заседание преосвященного Литовского Иосифа. Первенствующий член, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим объявил о совершившемся и от имени всероссийской церкви приветствовал представителя воссоединенного духовенства с столь вожделенным событием; митрополит Киевский и Галицкий Филарет читал синодальную грамоту воссоединенным епископам и духовенству, которая преосвященным Серафимом и вручена преосвященному Иосифу; митрополит Московский и Коломенский Филарет прочел Высочайше утвержденные положения Синода о переименовании Греко-униатской духовной коллегии в Белорусско-Литовскую и о бытии ему, Иосифу, председателем оной, с возведением его в сан архиепископа. Преосвященный Иосиф, со своей стороны, принес Святейшему Синоду благодарение от лица воссоединенных, и, по взаимном целовании, все совокупно отправились в синодальную церковь , где ожидало их прочее духовенство и где, не медля совершено благодарственное Господу Богу молебствие, с провозглашением многолетия боговенчанному защитнику Церкви всероссийской, её соборному правительству и православным вселенским патриархам. 157 После молебствия преосвященный Иосиф принял следующим образом присягу: Иосиф в мантии стал у престола; московский митрополит разогнул ему Евангелие и положил на него крест; тогда Иосиф сам начал читать присяжный лист, под которым сделал затем свою подпись. По случаю воссоединения пожалованы были награды членам Синода, в том числе митрополиту Серафиму посох – ценою в 28 тысяч рублей. Иосиф уже был возведен, как сказано, в сан архиепископа и оставлен в должности председателя Белорусско-Литовской коллегии. Испытав в последние годы много затруднений, неприятностей и противодействий от своих и от чужих, Иосиф, вместе с просьбою о воссоединении униатов, представил, 26 февраля, и свое личное прошение Государю Императору о увольнении его на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Лабынцев Ю.А. Белорусско-русская идея во II Речи Посполитой: Церковная, политическая и литературная деятельность сенатора В. Богдановича//Поляки и русские в глазах друг друга. М., 2000. С. 252-263. Попов Ан. Пора проснуться! Гонение на православных и русских в Польше в XX в. СПб. - Париж. 1993. С изд.: Белград, 1937. С. 38. Вышиванюк А. Украинизаторские процессы в Православной церкви в межвоенной Польше//Государство. Религия. Церковь. 2014. 4(32). С. 167. Протопресвитер Терентий Павлович Теодорович (1867 - 1939) – выпускник Волынской духовной семинарии и Московской духовной академии, член Поместного Собора 1917-1918 гг. в Москве и Предсоборного Собрания Православной Церкви в Польше (1930 г.), настоятель митрополичьей Марие-Магдалинской церкви в Варшаве, проповедник и благотворитель). Погиб во время бомбардировки Варшавы ( Лабынцев Ю.А. Протопресвитер Терентий Теодорович как церковный писатель//Славяноведение. 1995. 4. С. 51-62). Александр Калинникович Свитич (1890-1963) - сын священника,  окончил богословский факультет Варшавского университета, преподавал в Виленской семинарии, трудился юрисконсультом Польской Православной Церкви. За активную церковно-общественную деятельность выслан из страны в 1937 г. См.: Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. М. – Париж, 2007. С. 416. Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 — 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939. На основании докладов Николаева впоследствии были опубликованы его книги «Судьбы Православия " (Белград, 1939) и «Восточный обряд» (Париж, 1950). Михаил Петрович Кобрин (1871-1956, Львов) - украинский православный богослов и общественный деятель, библеист. Из крестьянской семьи, окончил Холмскую Духовную семинарию (где и преподавал впоследствии) и Московскую духовную академию. Основатель и председатель «Народно-просветительского общества Холмской Руси» (1907 г.) и «Холмского сельскохозяйственного общества взаимного кредита», учрежденного при поддержке епископа Евлогия ( Евлогий/Георгиевский/, митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 221). В 1922 г. выехал из Москвы в Польшу, преподавал в Кременецкой семинарии, переводил церковно-богословские книги на украинский язык. Протестовал против разрушения православных церквей на Холмщине, захвата храмов и церковного имущества католиками (См.: Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши. М., 1999. С. 251-254).

http://bogoslov.ru/article/4861337

По мере укрепления независимого Болгарского государства возрастало недоверие османского правительства к Болгарскому экзарху в Константинополе. В начале 1883 года Иосиф I попытался собрать в Константинополе Священный Синод Экзархата, чтобы решить ряд вопросов, связанных с внутренним устройством и управлением, однако турецкое правительство настояло на его роспуске. В Константинополе искали повод для отмены фирмана 1870 года и удаления экзарха, как не имеющего подведомственных территорий в прямых владениях султана. В соответствии с законами Княжества Болгарского — ст. 39 Тырновской Конституции и измененным Уставом Экзархата от 4 февраля 1883 года («Екзархийский уставъ, приспособенъ въ Княжеството») — архиереи княжества имели право участвовать в выборе экзарха и Священного Синода. В связи с этим в Константинополе от экзарха был потребован определенный ответ: признает ли он Церковный устав Княжества Болгария или полагает Экзархат в Константинополе отдельным и независимым. На это экзарх дипломатично заявил, что отношения между Экзархатом в Константинополе и Церковью в Болгарском княжестве являются чисто духовными и что церковный закон свободной Болгарии распространяется только на ее территорию; Церковь же в Османской империи управляется на основании временных правил (поскольку Устав 1871 года все еще не был одобрен турецкими властями). В октябре 1883 года Иосиф I не был приглашен на прием во дворце султана, на котором присутствовали главы всех признанных в Османской империи религиозных общин, что было расценено болгарами как шаг к устранению экзарха и привело к волнениям среди населения Македонии, Вост. Фракии и Восточной Румелии. Однако в этой ситуации Болгарский Экзархат нашел поддержку со стороны России. Османскому правительству пришлось уступить, и 17 декабря 1883 года экзарх Иосиф I был принят султаном Абдул-Хамидом II. Было подтверждено действие фирмана 1870 года, кафедра экзарха была оставлена в Константинополе и было дано обещание, что церковные права болгар будут и впредь соблюдаться в вилайетах империи.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму)в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_51017.html 21 февраля 2008 Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму)в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына Источник:  http://bogoslov.ru/text/286310.html Богослов. ру Богослов.Ru предлагает вниманию читателей письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму), написанное вскоре после высылки из СССР А.И.Солженицына. Письмо любезно предоставлено Никитой и Ксенией Кривошеиными и публикуется впервые. " ...недовольны митр. Антонием за то, что он подал в отставку сразу после своего выступления в пользу Солженицына. На своём заседании 05.04.1974 Священный Синод РПЦ, заслушав прошение митрополита Антония от 21.02.1974г. об отставке с поста Патриаршего Экзарха по состоянию здоровья, поставил освободить его от должности и иметь суждение о назначении Патриаршего Экзарха Западной Европы после праздника Святой Пасхи. Митрополит Антоний предлагал на этот пост митрополита Берлинского Филарета (Вахромеева), Патриаршего Экзарха Средней Европы " . 6.С.4) Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Антонию, Митрополиту Сурожскому, патриаршему экзарху в западной Европе. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Получил Ваше письмо от 28 февраля с сопровождающими его приложениями (впрочем, я получил всего одну проповедь, а Вы пишете о двух). Постараюсь ответить прежде всего на самое главное, то есть, конечно, на предполагаемую Вашу отставку от должности Экзарха. Конечно, я определенно против, хотя бы потому, что Вас некем заменить и некоторую пользу благодаря Вашей популярности среди западных инославных Вы несомненно приносите. Ведь что будет в случае Вашего ухода? Меня Патриархия никогда не назначит, да и я не соглашусь по возрасту. Владыка Петр совершенно не подходит, не пастырская личность, не русский, и к тому же большевизан (его назначение было бы началом советизации Экзархата, он уже сейчас дошел до того, что бывает в посольстве на праздник красной армии). Во всяком случае мы его здесь как Экзарха не примем, а будем просить о непосредственной зависимости от Патриархии. Нечего и говорить, что советский Экзарх еще менее приемлем. Нет у них ни одной подходящей личности, все они не разбираются в положении на Западе, сотрудничать с ними я не смогу и не желаю (хотя бы в вопросе о " Вестнике " ). Придется тоже просить о непосредственной зависимости от Патриархии (по принципу: Москва далеко, Париж близко, значит, иго ее будет менее чувствительным).

http://religare.ru/2_51017_1_21.html

65 Указывается на апокрифическое состязание Авраама с египетскими мудрецами, о котором подробно говорится в хронике Георгия Амартола. 66 Нечто подобное встречается и у Василии Вел. стр 106–110, и у Экзарха 220–221 об.; но в рассуждениях Палеи, в этом случае, обнаруживается много оригинального. 67 Слово это издано по Сборнику XVII–XVIII в. г. Розовым и напечатано в Чт. Общ. Ист. и Древн. 1847 г VIII отд. IV; по словам издателя, оно принадлежит митр. Кириллу II (XIII в.). 68 Представляем параллельное этому место из Шестоднева И. Экзарха Болгарского: «по слову Творца водное естество великий и новый живот рождаше... китотии животи, иже ся равни творят со островы. И ещё к тому добрыя рыбы и худыя единым повелением Божиим все родилося. О нем же лепо ся есть плакати окаменевшая сердца жидовская, како не разумеют, да се веруют, яко же может водное естество мякко ся разливая и бездушно родити безчисленный род животный и различие имый много в себе и по образу, и по величеству, и качеству, а душевную деву и мысленную, родившую детищ не приемлют, имже есть дева не познала мужа никакоже... ещё сему не имеши веры, жидовине жестосердый, то и иного не приемли ни худе...» (л. 277–278). 76 Василий Вел. уподобляет полипу тех, которые угождают власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, делаются то тем, то другим: с целомудренными – целомудренными, с невоздержными – невоздержными и т. д., стр. 137; Экз., л. 286. 84 Описание образа жизни Оленя взято почти буквально, с небольшим сокращением, из Физиолога св. Епифания, pag. 622. 88 Это место Палеи местами почти буквально сходно с одним словом Севериана Гевальского, в переводе Иоанна Экзарха Болграского. Сопоставляем его здесь с Шестодневом Экзарха: Палея 27 об. Экзарха л. 318 об.–319, Sev.Gabal., p. 462 Земля бяше обросла плодом и приуготовила пищу четвероногому животу; да того ради по воле Господь и четвероногому быти, понеже напред и паствину ему уготова; тако и преже под рыбам и птицам не повеле быти. Тако и хитрый Он Творец Наш Господь коегождо рода пищу уготовав напреди, и тако роду повелеваше быти. Земля убо рече, украшена о упещрена бысть, море же и реки и животных прияша, птица же утворены бываху; и земля по повелению четвероногое изведе, и множество всякаго роду много беяше; человек точию не бяше не безчестием, но почестием: дом убо ему преди уготова. Ни что же убо без меры и без лепоты сотвори Владыка, но все убо на потребу. Виждь убо первое Бог сотвори траву и семена, тогда четвероногия и птица, ими же ся питают: сотвори же преже пищу, ти потом иже ся питают! Сотвори убо напреди требование, ти потом иже приемлют! Також убо и Господь при писании книжнем: вариша убо пророцы и проповедаша о Христе, ти потом прииде о Нем же свидетельствоваху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Никто не может силой принудить к браку. Так как противно вероисповеданию, чтобы преступники против догматов входили в храмы, то в случае смерти такового политические, судебные и полицейские власти не могут принудить священника погребать покойника. Буде митрополиты, епископы, священники и другие болгары по смерти своей оставлять в завещании наследство на церкви, бедных и экзарха, завещание их должно иметь законную силу, и таковые дела могут быть рассматриваемы священными судебными установаленими через опрос свидетелей, приводимых болгарами согласно с вероисповеданием. Что же касается того, когда бы некоторые из болгар еще при жизни откзали что-нибудь в пользу экзарха, митрополитов, епископов, священников, церквей, училищ и больниц, то таковые наследства после смерти жертвователей отчисляются от наследников по священному закону (шераат) и отбираются от них документы. Если какой-нибудь болгарин оставит по завершению третью часть имения своего на некоторые церкви или монастырь, на экзарха, экзархию или епархию, то наследники должны исполнить это. Когда митрополиты, епископы и священники, находящиеся в ведении экзарха, допустят какой-нибудь духовный проступок, экзарх и синод наказывают его согласно с вышеуказанными началами, и никто не может вступаться за них. Никто не может воспрепятствовать его праву назначения священников вместо низвергнутых согласно с вероисповедными узаконениями. Относительно запрещения и назначения, которые делаются согласно с церковными постановлениями, будут издаваться бераты, фирманы по представлению синода с заключением и по избранию его. Политические преступления экзарха, митрополитов, епископов и уполномоченных их, рассматриваются подлежащими судебными установлениями. Никто против воли и насильственно не может стать мусульманином, и, если бы действительно кто пожелал принять ислам , – делается все это по закону. Никто не может вторгаться в принадлежащие экзархии церкви и принадлежащие ей имущества, но все должно оставаться под ее ведением. И если болгары приносят своему экзарху разные произведения своих садовых и полевых работ (виноград, масло и пр.), то последние (произведения) свободны от пошлин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Итак, жив Господь, жив! Истинное толкование этого канона есть следующее: Экзарх диоцеза, согласно Вальсамону, не есть епархиальный митрополит (потому что диоцез объемлет многие епархии и митрополии), но диоцезальный митрополит не есть и патриарх, что видно из текста 6-го канона II Вселенского Собора. Если же кто имеет в виду всех епископов диоцеза, очевидно, включая экзарха диоцеза, о котором говорит настоящий канон, Собор диоцеза и экзарх диоцеза имеют место отличное от того, которое имеет всякий патриарх с подчиненными ему епископами. Итак, экзархом диоцеза является диоцезальный митрополит, имеющий некоторую привилегию перед другими митрополитами диоцеза. Таковая привилегия экзархов в настоящее время не существует, хотя и именуются некоторые митрополиты экзархами, но не имеют они в своем подчинении других митрополитов диоцеза. Таким образом явствует, согласно тому же Вальсамону, что в те времена существовали какие-то экзархи диоцезов, привилегии которых потеряли действие (силу) или непосредственно или несколько позднее после этого IV Собора. Поэтому и Юстиниан там, где говорит о тяжбах между клириками, экзархов диоцезов совершенно не упоминает, хотя и перечисляет другие суды для клира. Итак, канон говорит, что если епископ или клирик имеет дело с епархиальным митрополитом, пусть обратится к суду экзарха диоцеза, что то же самое, что клирики и митрополиты, подчиненные Константинопольскому престолу, пусть судятся или от своего экзарха диоцезального или от Константинопольского, как своего патриарха. Не говорится, что если какой-либо клирик имеет тяжбу с митрополитом чужого диоцеза, или митрополит с митрополитом какого бы то ни было диоцеза или епархии, пусть судятся от Константинопольского. Не говорится также, что (судящийся) сперва должен обратиться к суду диоцезального экзарха, затем к суду Константинопольского, как выше извращает канон папа Николай, но оставляет на волю судящегося обратиться к суду или диоцезального экзарха или Константинопольского (патриарха) и судиться безразлично или одним или другим.

http://pravoslavie.ru/115635.html

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г . служил настоятелем храмов святого апостола Филиппа и Преподобного Сергия в Лондоне. Храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г . был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г . — архимандрита. 30 ноября 1957 г . был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г . назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г , по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г . награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г . возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

http://pravoslavie.ru/14170.html

К. А. Кочегаров, С. Ф. Михеев. " Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 г. "   Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Острожского . Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 г.) . После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625–1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий Смотрицкий ). В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом Феофаном . При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами. В 30-х гг. XVII в. в Киевской митрополии экзархами Константинополя выступали одновременно два ее архиерея: Львовский епископ и Киевский митрополит. При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010