Наконец для утверждения доброго порядка во всех управлениях дано было повеление, чтобы светское правительство ни под каким видом не вмешивалось в дела духовные, но всегда бы сносилось, в чем будет нужно, с преосвященным экзархом, и чтобы, во всяком случае, светская власть по требованию духовной, в делах до сей последней относящихся, немедленно оказывала своё содействие. Реформы экзарха Гавриила, направленные на пользу церкви и отечества, встретили сильный отпор со стороны греков-фанариотов, как бояр, так и высшего духовенства, особенно валахских митрополитов – сначала Досифея, а потом Игнатия – греков родом. Митр. Досифей игнорировал распоряжения экзарха Гавриила, не доставлял требуемых ведомостей о монастырях, скитах, начальствующих в них, священно- и церковнослужителях валахской митрополии, не учредил консисторий, несмотря на распоряжение экзарха, а присланного экзархом по делу об учреждении консистории протопопа Георгия Родостата не принял, сказав, что ему консистории не нужно, и протопопа тоже не нужно, так как у него есть свои люди, продолжал через титулярных (т. е. викарных) епископов поставлять священников ради корысти, чем размножил их так, что число их простиралось до 7 тысяч, причём большая часть их не умела даже читать; в Валахии не поминали Государя и Высочайшей Фамилии. Словом, митр. Досифей был ярым противником всех благодетельных реформ экзарха и отстаивал прежние, выгодные для фанариотов порядки. Такими же противниками экзарха Гавриила были и бояре-фанариоты, которые, естественно, желали возвратиться под Оттоманское правление, ибо под Российской державой им нельзя было так нагло грабить народ и обогащаться на его счёт. Составился даже заговор греков-фанариотов, имевший целью ниспровержение порядков, заведённых митр. Гавриилом, причём душой этого заговора был митр. Досифей. Экзарх должен был принять решительные меры против заговорщиков. Вследствие донесения Св. Синоду, митр. Досифей был уволен от занимаемой им должности, а на его место назначен, к сожалению, весьма неудачно, тоже грек – Игнатий. Назначение его в митрополиты Валахии было большой ошибкой самого митр. Гавриила, который, при назначении его, полагал, что хотя Игнатий родом грек, но «человек умный и Всероссийскому Двору с наилучшей стороны известный и что он не иначе будет управлять и распоряжаться делами, как по предписаниям и руководству Св. Правит. Синода». М. Игнатий не оправдал ни высокого доверия к нему русского правительства, ни надежд Гавриила. Вместо того, чтобы заниматься делами церкви и пастырского служения, он предпочёл этому политические интриги и личное обогащение, причём усердным пособником ему в последнем был его секретарь, тоже грек Мостра, который вполне поддерживал известную откупную фанариотскую систему управления. Вследствие донесения экзарха Гавриила, и Игнатий, подобно митр. Досифею, был отрешён от должности митрополита Валахии с назначением ему места жительства в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Лабынцев Ю.А. Белорусско-русская идея во II Речи Посполитой: Литературная, церковная и общественная деятельность сенатора В.Богдановича//Матице српске за славистику. 1997. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Православная литература межвоенной Польши. М., 1998. Арефьева И.С. Сподвижники Св. Патриарха Тихона на Литовской земле//Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского богословского института: Материалы. М., 1999. Лабынцев Ю.А. Белорусско-русская идея во II Речи Посполитой: Церковная, политическая и литературная деятельность сенатора В.Богдановича//Поляки и русские в глазах друг друга. М., 2000. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Православная литература белорусов современной Польши. М., 2000. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Православная литература Польши (1918-1939гг.). Минск, 2001. [/Лабынцев Ю.А. Воспоминания о Московском Церковном Соборе 1917-1918гг. сенатора В.Богдановича//Здaбыmki. Mihck, 2001. Долгое время при Священном Синоде работала Ученая Археологическая и Археографическая Комиссия, председателем которой был митрополит Дионисий, а секретарем известный знаток древностей Н.Г.Пиотровский. На землях II Речи Посполитой издавна проживали также русские старообрядцы. Общее их число в межвоенной Польше приближалось к ста тысячам человек. Политической партии под названием “Православно-Белорусское демократическое объединение. Характерный пример русского, ведущего свою родословную от исконных жителей здешних мест, мы находим в лице Александра Каллиниковича Свитича, более известного в среде русских эмигрантов межвоенного периода под псевдонимом Туберозов. Член Предсоборного Собрания во II Речи Посполитой от Варшавско-Холмской епархии, директор издательства «За Свободу», талантливый журналист и писатель, он был сыном священника Виленской епархии, умершего в 1928 г. А.Свитич называл В.Богдановича «виднейшим церковно-общественно-политическим деятелем того времени».Более сложные примеры русских, местных уроженцев, видим в Союзе Русских Студентов Университета Стефана Батория в Вильне и особенно в академическом конвенте «Ruthenia Vilnensis» при Университете Стефана Батория, отдельные члены которого определяли свою национальную принадлежность латинским словом «ruthen»

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого района – авт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

По мнению автора, фиксирующего легендарный материал, это место в конце XIII века выбрал летописный Римунт, сын Тройдена, который «от увеличения братии в первой обители оставил в ней Елисея, а сам пошел искать другого места для заложения монастыря» , пока, наконец, переправясь на эту сторону Немана, не остановился в дремучем лесу. Здесь им была заложена церковь в честь Воскресения Христова . М. Д-в сообщает также, что до упомянутой Воскресенской церкви существовал уже Никольский храм, располагавшийся в саду неподалеку от современной Успенской церкви, где на памяти многих было некогда кладбище... По мнению автора, именно здесь позднее и обосновались базилиане . Итак, дошедшие до нас сведения, имеющие легендарный характер, так или иначе связывают локализацию Лавришевского монастыря с двумя выше обозначенными местами (см. поз. 1 и 2 на рис. 1). Комплекс сведений о двух возможных местоположениях обители можно отчасти объяснить двумя группами источников. Информация об основателе Лавришевского монастыря преп. Елисее восходит к церковному преданию и отчасти зафиксирована в середине XVII века профессором, иезуитом А. Кояловичем. В совокупности с народными преданиями указанные сведения сформировали легенду о заложении обители напротив д. Гнесичи – в месте, именовавшемся Незвище и рельефно возвышавшемся на фоне равнинной поймы Немана. В основу же легенды о втором монастыре, основанном отдельно Римунтом, легли известия из белорусско-литовских летописей в совокупности с некоторыми сведениями из вкладных надписей на Лавришевском Евангелии и, косвенно, выводами базилианина И. Стебельского . Так, летопись Рачинского из группы белорусско-литовских, говоря о Лавришевской обители, повествует, что Римунт построил храм Воскресения Христова « в Новогородском повете… на пущы подле реки Немна» . Здесь следует упомянуть предложенные нами ранее выводы о том, что Римунт – фигура легендарная, не существовавшая в истории. Мы отмечали также, что при этом жизнеописание Римунта может содержать некоторые реальные исторические сведения, относящиеся на самом деле к жизни прототипа Римунта – князя Войшелка .

http://bogoslov.ru/article/2586245

2) Духовные дела греко-униатского исповедания составляли в министерстве внутренних дел часть предметов 1-го отделения департамента духовных дел иностранных исповеданий, кроме производившихся, по роду своему, в судном отделении и в секретарском столе того же департамента. Сии дела, вместе с конченными делами того же исповедания и потому хранящимися в архиве, должны все поступить в ведение обер-прокурора св. синода, что, равно как и разбор дел сложных или общих сему и римско-католическому исповеданию, составит предмет моих сношений с министерством внутренних дел. Для производства всех сих дел представляется необходимость учредить при обер-прокуроре св. синода отделение духовных дел греко-униатского исповедания, которое, для сбережения издержек, можно будет поместить, лишь только откроется к тому возможность, в доме комиссии духовных училищ, вместе с канцелярией обер-прокурора и отделением духовных дел православного исповедания». 208 Протасов в своих действиях по униатским делам остался верен той программе, которую он изложил в вышеприведенном нами докладе. Первым делом его было привести в полное действие закон о запрещении римским священникам крестить детей униатов 209 и рукополагать во иереи тех униатских духовных, которых жены римского исповедания. 210 Потом собраны сведения о пространстве каждой униатской епархии и штатах консистории, составлены именные списки всем благочиниям и ведомости униатским церквам, 211 сделано подтверждение не обучать в светских училищах детей униатского духовенства 212 и введен в греко-униатских консисториях порядок делопроизводства на основании Свода законов. 213 В 1839 году совершилось окончательно то важное событие, о котором мы будем говорить подробнее в другом месте: греко-униатская церковь поступила в нераздельный состав церкви всероссийской. В синодальном акте об этом событии, между прочим, было положено: «Греко-униатскую духовную коллегию поставить, в отношении к св. синоду, на степень московской и грузино-имеретинской св. синода контор и именоваться белорусско-литовскою духовною коллегией; Иосифу, епископу литовскому, быть председателем белорусско-литовской духовной коллегии, с возведением его в сан архиепископа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, что все это – следствие нового цивилизационного поворота, который произошел на наших землях в период между сер. XIII и сер. XVIII вв. В исторической литературе чаще всего можно встретить мнение о том, что изменение конфессиональной, а вместе с ней и цивилизационной ситуации произошло в Польско-Литовском государстве после заключения Брестской церковной унии в 1596 г. С этим нельзя согласиться. Брестская уния представляла собой не начало, а завершение католической экспансии сначала в ВКЛ, а затем и в Речи Посполитой. После унии 1596 г. католичество на белорусско-украинских землях достигло пределов своего расширения. Далее ему оставалось лишь освоение приобретенного, что и случилось к сер. XVIII в. Следовательно, новый цивилизационный поворот произошел ранее заключения Брестской унии. Он связан с тем событием, которое открыло католичеству путь на белорусско-украинские земли. Без сомнения, таким событием стало утверждение на престоле ВКЛ католической династии в кон. XIV – нач. XV в. После этого наступление Рима на каноническую территорию Русской Церкви, правовая дискриминация православных церковных институтов, вытеснение Православия из жизни общества оказались неизбежными. Процесс выдавливания белорусского народа из пределов русского духовного и культурного мира был инициирован правителями-католиками, продолжался несколько столетий, за которые прошел ряд этапов. Он носил конфликтный характер, вызвал ожесточенную межконфессиональную борьбу, и завершился очередным цивилизационным поворотом: во вт. пол. XIX в. Белоруссия в составе Российской империи вновь возвращается в русский историко-культурный мир, что было связано с общим воссоединением белорусских униатов с православными по итогам Полоцкого объединительного Собора 1839 г. Исчезновение унии в 1839 г., с одной стороны, было обеспечено российской властью, но, с другой стороны, явилось следствием не искорененного унией православного мироощущения белорусов, их понимания своего единства с православной Россией, а также ответственного отношения к духовному благу народа со стороны униатского клира – митрополита Иосифа (Семашко), архиепископов Антония (Зубко) и Василия (Лужинского), представителей наиболее энергичной и образованной части униатского духовенства. Последовавшее за воссоединением белорусских униатов с православными восстановление позиций Православной Церкви и, как следствие, сокращение влияния на них полонизма, вернули белорусов к их духовным истокам и послужили толчком для развития самобытной белорусской культуры и возникновению в наши дни суверенной белорусской государственности.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/20/religi...

Об удовлетворении сей моей просьбы покорнейше прошу ваше превосходительство меня уведомить, дабы я мог сделать соответственные распоряжения по духовной части. Притом не излишним считаю присовокупить, что требуемое мною ныне распоряжение должно подействовать, а в случае надобности, примениться впоследствии и к некоторым другим имениям Дисненского уезда, находящимся в подобном положении как Леонпольское, хотя и не в такой степени. Литовской консистории, от 28 августа за 1615, о рассылке духовенству в копиях всемилостивейшего рескрипта, последовавшего на имя преосвященного Иосифа, по случаю закрытия Белорусско-литовской коллегии Прилагая при сём в списке лестный всемилостивейший рескрипт Государя Императора , последовавший на моё имя, от 14 сего августа, по случаю закрытая Белорусско-литовской духовной коллегии, а также отношенье г. синодального обер-прокурора, при котором оный ко мне препровождён, предлагаю консистории рескрипт сей разослать в копиях для сведения всем благочинным и настоятелям монастырей. Святейшему Правительствующему Синоду, от 9 сентября за 1645, о совершившемся посвящении Виленского архимандрита Платона в епископский сан В 5 день настоящего сентября месяца, в Виленском кафедральном Николаевском соборе, после совершенной мною литургии, последовало наречение по церковному чину настоятеля Виленского первоклассного Святодухова монастыря архимандрита Платона во епископа, в присутствии преосвященных Брестского Михаила и Рижского Филарета, а также многочисленного духовенства и народа; а в 8 день того же сентября, в том же соборе, совершено, Богу споспешествующу, и посвящение архимандрита Платона в епископский сан мною совокупно с означенными преосвященными. Засим сделано мною ныне же распоряжение, чтобы всему духовенству Литовской епархии объявлено было о таковом посвящении архимандрита Платона в сан Ковенского епископа, второго викария Литовской епархии, и чтобы преосвященный сей во всех церквах Ковенской губернии поминаем был где следует после меня, на всяком богослужении, в прочих же церквах Литовской епархии тогда только, когда в них будет служить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

е. как населенных, так и ненаселенных, с тем: 1) чтобы взамен их доставлялось ежегодно от казны в синодальную грузинскую контору никак не менее той суммы, какая по последнему бюджету доходов исчислена, т. е. 72.055 р. 51½ к. сер.; 2) чтобы прибыток и увеличение доходов с церковных имуществ, в первые три года после передачи вполне, а в последующие за ними девять лет в половинной сумме, были употребляемы на улучшение этих имений и составление запасного капитала, по истечении же 12 лет весь излишек обращать в распоряжение духовного начальства; 3) чтобы эти суммы употреблять в расход по взаимному соглашению главного духовного и гражданского начальств за Кавказом; дома же, занимаемые лицами духовного ведомства, оставить за ними, и, сверх того, архиерейские дома, монастыри и церкви снабдить землями и другими угодьями. 170 Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия В 1839 году явилось, с правами синодальных контор, новое местное духовное управление: Белорусско-литовская духовная коллегия, которая потом, в продолжение своего существования, подвергалась неоднократным изменениям и реформам, состояла под управлением разных ведомств и даже несколько раз меняла свое имя. Так как прежняя судьба коллегии тесно связана с последующею, то мы считаем нужным представить здесь предварительно краткую её историю. У нас долго господствовал довольно оригинальный, чтобы не сказать странный, взгляд на греко-униатов и их церковь . Обыкновенно считали это исповедание каким-то неестественным явлением и от униатов требовали, чтобы они были или католиками, или православными. Поэтому, при учреждении главного духовного управления делами католическими и униатскими, 171 известного под именем католического департамента юстиц-коллегии, все должности в нем были предоставлены только католикам, а униаты из его состава исключены, на том основании, как сказано в указе, что они «как присоединенные или к нам, или к католикам, а не сами по себе, членов не могут иметь». В первый год царствования Императора Александра I католический департамент юстиц-коллегии переименован был в Главную духовную консисторию или римско-католическую духовную коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1)   епископов, священство и духовные паствы, так именовавшейся доселе греко-униатской церкви, по священным правилам и примерам святых отец, принять в полное н совершенное общение святые православно-кафолическия восточные церкви и в нераздельный состав церкви всероссийския. 2)   в особенности епископам и священству преподать соборное благословение Святейшего Синода с молитвою веры и любви к Верховному Святителю исповедания нашего Иисусу Христу, да утверждает их выну в изреченном ими исповедании и да благоуправляет дела служения их к совершению святых. 3) в управлении вверенных им паств поступать им на основании Слова Божия, правил церковных, государственных постановлений и согласно с предписаниями Святейшего Синода и утверждать вверенные им паствы в единомыслии православные веры, а к разнообразию некоторых местных обычаев, не касающихся догматов и таинств, являть апостольское снисхождение и к древнему единообразию возвращать оное посредством свободного убеждения, с кротостию и долготерпением. 4)   управление воссоединенных епархий и принадлежащих к ним духовных училищ оставить на прежнем основании впредь до ближайшего усмотрения, каким лучшим и удобнейшим образом оное может быть соглашено с управлением древне-православных епархий. 5)   греко-униатскую духовную коллегию поставить в отношение к Святейшему Синоду, по иерархическому порядку, на степень Московской и Грузино-Имеритинской Святейшего Синода контор и именоваться ей Белорусско-Литовскою духовною коллегией. 6)    Иосифу, епископу Литовскому, быть председателем ея, с возведением в сан архиепископа 46 . На этом представлении Св. Синода Государь Император 25 Марта написал: «Благодарю Бога и принимаю». Высочайшее утверждение было слушано 30 Марта в полном собрании Св. Синода и, когда за тем сделано было постановление о приведении Монаршей воли в исполнение, обер-прокурор Св. Синода ввел в заседание преосвященного Иосифа, первенствующий член, митрополит Новгородский и Петербургский Серафим, объявил о совершившемся и от имени всероссийской церкви приветствовал представителя воссоединенного духовенства с столь вожделенным событием, митрополит Киевский и Галицкий Филарет читал синодальную грамоту воссоединенным епископам и духовенству, которая преосвященным Серафимом и вручена преосвященному Иосифу. Митрополит же Московский и Коломенский Филарет прочел Высочайшеутвержденные положения Синода о переименовании греко-униатской духовной коллегии в Белорусско-Литовскую и о бытии ему, Иосифу, председателем оной с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Иосиф, с своей стороны, принес Святейшему Синоду благодарение от лица воссоединенных и, по взаимном целовании, все отправились в синодальную церковь , где ожидало их прочее духовенство, и где, немедля, совершено благодарственное Господу молебствие с провозглашением многолетия боговенчанном защитнику церкви всероссийской, ее соборному правительству и православным вселенским патриархам 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Именно в таком ключе и передают ситуацию некоторые авторы . Существует, однако, ряд аргументов против такого подхода. Во-первых, обращает на себя внимание хронологический аспект: участие Войшелка в жизни монастыря предположительно относится ко времени, когда Римунт еще даже не родился (1261 – 1262 гг.). Признать за обоими князьями роль основателей, таким образом, весьма трудно. Кроме того, на основании летописных данных, говорящих о Римунте, можно гипотетически реконструировать линию преемства литовских князей. Так, после смерти Войшелка его сменили последовательно следующие представители герба Китаврус: Свинторог Утенусович, Гермонт, Гилигин, Роман, Наримунт, а затем и его брат Тройден, сыном которого и был Римунт… Итак, от смерти Войшелка до смерти Римунта за короткий промежуток времени приблизительно в 50 лет сменяется 6 поколений, что является неправдоподобным – летописные сведения очевидно приобретают характер легендарных. Во-вторых, отметим большое сходство жизнеописаний Войшелка и Римунта: белорусско-литовские летописи в своих текстах дважды воспроизводят практически одни и те же факты, сперва говоря о жизни Войшелка, а потом и Римунта. Наиболее наглядно это отражается в хронике М. Стрыйковского, летописи Быховца, хронике Литовской и Жмойтской . Д. П. Огицкий замечает, что, следуя летописям, «…оба они … дети литовского князя, оба находятся в тесном контакте с Галичиной и галицким князем, оба принимают «русскую» веру и постригаются в монахи, оба строят монастырь на Немане, в районе Новогородка, оба, узнав о насильственной смерти отца, оставляют монастырь, отправляются в Литву, чинят там расправу над врагами, но не пользуются возможностью сохранить за собой власть и возвращаются к монашеской жизни» . Еще факты: как мы знаем из Ипатьевской летописи, отец Войшелка, Миндовг, потеряв супругу, вероломно взял в жены ее родную сестру, жену князя Довмонта, приехавшую оплакивать умершую родственницу . Аналогичная история относится и к жизни Римунта, только в изложении белорусско-литовских летописей уже князь Довмонт теряет супругу и насильно женится на ее сестре, которая была замужем за Наримонтом (пусть не отцом, но дядей Римунта) .

http://bogoslov.ru/article/2488869

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010