Слово великих сергиелюбцев архимандритов Тихона и Кирилла, сказанное со властью и обращенное к народу, и учит, и обличает, и наставляет, и исправляет и утешает паству. Его трудно разъять на правильные кирпичики, а тем более повторить в наше пока еще относительно благополучное время. Пусть ученые-гомилеты в будущем подробно исследуют Сергиевские проповеди архимандритов-»златоустов» и отведут им достойное место в истории русского проповедничества. Чем дальше уносит нас река времени от Сергиевской эпохи, тем ближе православному сердцу его светлый образ. На Преподобного надеемся и ему молимся. Россия опять на переломе судьбы, «и бездны мрачной на краю», как сказал наш Первый поэт. Зажженная чудным Сергием в Доме Святой Троицы лампада не должна погаснуть. Будет жить в наших сердцах Преподобный Сергий - будет жива и Россия! В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского, 2014-й от Рождества Христова Акафист преподобному Сергию Радонежскому, кондак 1. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства//Богословский вестник. 1892. Ноябрь. С. 190-204. См.: Зубов В.П. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. М., 2001. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 1990. Алексий (Симанский), митр. Цит. по: Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990 гг. М., 1994. С. 174-175. Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. Киев. Изд. 2-е. 1908. С. 10. Слово и вера. Книга размышлений митрополита Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. Минск. Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. С. 7. Митрополит Филарет (Дроздов). Приношение Преподобному Сергию Радонежскому. К 600-летию со дня его преставления. Мюнхен, 1993. Напечатано по благословению Преосвященного Марка, Архиепископа Берлинского и Германского. См.: Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Сергиев Посад. 1999. - 324 с. По другому источнику: 28 июня 1916 г. См.: Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма. СТСЛ. 2010. С. 7)

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

См.: ОР РГБ. Ф. 214. 361. Л. 197 об. – 198. См.: «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно придти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному. Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушие, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа» (Максим Исповедник, прп., Первая сотница о любви//Добротолюбие: в 5 т./пер. и сост. еп. Феофана. Св.-Тр. Сергиева лавра, 1992. Т. 3. С. 164). Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви//Его же. Боговидение. Минск: издание Белорусского Экзархата, 2007. С. 453. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения: в 2 т. Т. 1/пер. А. Л. Пестова. СПб.: Наука, 2000. С. 367. См.: Киреевский И. В. Письмо неизвестному//Его же. Полное собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. С. 293.   Источник: Павлюченков Н. Н. К вопросу о значении трудов И. В. Киреевского для философско-богословского осмысления метафизики всеединства//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. 38. С. 98. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/6175147

Соч.: Умирание искусства. П., 1937 Вечерний день. Н.-Й., 1953 Задача России. Н.-Й., 1956 Рим. П., 1967 Безымянная страна. П., 1968 О поэтах и поэзии. П., 1973 La Russie absente et présente. P., 1949 The Baptism of Ап. L., 1950 lx-s Abeilles d " Aristrée. P., 1954 Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства. М., 2002. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Шмеман А., прот. Памяти В.В. Вейдле. Вестник РХД. 1979. 129 Толмачев В. В.В. Вейдле. Золотая книга эмиграции. М., 1997. Великанов Симеон Григорьевич (186424.12.1949, Нуазиле-Гран, Франция), протоиерей. Стал священником до революции, служил на отошедшей к Польше территории бывшей Российской империи, настоятель церкви в с. Тухола (1922), редактор журнала «Живое Слово», приехал во Францию с группой прихожан, приглашенных на работу в лотарингских шахтах и на металлургических заводах (1924), настоятель Троицкой церкви в Кнютанже (17.7.192430.8.1946), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), протоиерей (10.4.1930), почетный председатель местного отделения «Союза советских патриотов» (1945), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП, но приход остался в юрисдикции Экзархата КП (1946), уволен за штат по старости (2.8.1947), поселился в русском старческом доме общества «Православное Дело» в Нуази-ле-Гран. Архив: Послужный список о. С. Великанова (19241946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Венедикт ( Бобковский Василий ; 28.2.1876, с. Заволочье Псковск. губ. – 3.9.1951, Мюнхен, Германия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын белорусского священника. По окончании Великолуцкого духовного училища учился в Псковской Духовной семинарии (19021905), затем прослушал два курса в Юрьевском университете, священник (1905), настоятель церкви с. Староселья Минской епархии (1907), священник собора г. Новогрудка (1914), перемещен в ведомство военного духовенства в качестве священника полевого госпиталя (1916), полевой священник 431-го Тихвинского пехотного полка на северном фронте (19161918), протоиерей (1918), настоятель собора г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рус. зарубежье в 20-х гг. возобновилось издание «Литовских ЕВ» (1922-1923, в 1923-1940 в Каунасе выходил «Голос Литовской православной епархии»). Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (Париж, 1927-1940, 1946-1959), «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» (Париж, 1947-1989), неск. епархиальных журналах РПЦЗ. По образцу Е. в. в Австро-Венгрии издавались униат. журналы (с 1886 - в Перемышльской и Станиславовской епархиях, с 1889 - во Львове), нек-рые из них продолжали выходить в межвоенной Польше, напр. «Nepeмucьki enapxiяльhi biдoмocmi» (1919-1939). После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. Львовско-Тернопольской епархии bichuk» (1946-1948, с 2 за 1948 «Православний bichuk», с 1968 изд. в Киеве). Др. попытка издания епархиального журнала в СССР была недолговечной: в 1948-1950 гг. вышло 4 номера ж. «Вести: Бюллетень Рижской епархии». После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. 80-х гг. XX в. появились и периодические издания епархий, среди к-рых многие назывались Е. в. и даже указывали на преемственность традиций дореволюционных журналов. Первыми в 1989 г. были «Самарские ЕВ», «Вестник Рижско-Латвийской епархии» и «Минские ЕВ». В 1990 г. появились «Воронежский епархиальный вестник», «Вестник Белорусского Экзархата» , «Московские ЕВ», «Благовестник Пермской епархии», «Санкт-Петербургские ЕВ», «Тверские ЕВ» и газеты «Вятский епархиальный вестник», «Православный вестник Свердловской епархии», «Благовест» (Кострома), «Курские ЕВ», bichuk» (Мукачево, Тернополь), «Омские ЕВ», «Ведомости Тобольско-Тюменской епархии», «Рязанский церковный вестник» (с 1992 журнал), «Пензенские ЕВ» (с 1998 журнал). Впосл. ежегодно начинали выходить новые издания. В наст. время почти в каждой епархии выходят церковные периодические издания под эгидой епархиального управления или с его участием. Из них более 25 называются Е. в. («Брестские ЕВ», «Липецкие ЕВ», «Новогрудские ЕВ», «Саранские ЕВ», «ЕВ» (Сыктывкар)).

http://pravenc.ru/text/190001.html

12 . Последование же Христу невозможно без любви («агапи»). Ради неё Он пришел на землю, в ней конечная цель Его неизреченного кенозиса и сокровенная причина пречистых страстей Богочеловека. «Агапи» для преподобного Максима есть важнейшее свойство Человечества Христа как образца для нашей человеческой жизни и синоним Самого Христа, потому все Его имена – путь истины, дверь, истинная лоза и др. – приложимы к ней. Быть же христианином означает в конечном итоге – быть человеком, быть как Христос, в божественном тропосе «агапи», который одновременно есть делание в веке нынешнем и эсхатологическое завершение в будущем. Список опубликованных работ 1 . Башкиров В.Г. О вреде гневливости. Журнал Московской патриархии. 12. М., 1976. С. 37. 2 . Башкиров В.Г., протоиерей. Дом Милосердия. Вестник Белорусского Экзархата. Минск, 1995. С. 151–153. 3 . Baskirov Vladimir. Cristiani e pastori per la Chiesa di domani. Roma, 1999. P. 58–59. Башкиров В.Г., Довгяло Г.А. Проблемы интеграции религиозного и светского образования. Сборник «Наука и образование на пороге III-ro тысячелетия. Минск, 2001, С. 663–671. 4 . Ks. Wodzimierz Baszkirow. Gos w dyskusji. Chrzecijastwo w dialogu kultur na ziemiach Rzeczypospolitej. Lublin, 2003. S. 616 –617. 5 . Ks. Wodzimierz Baszkirow. Ekumeniczne tradycje Rosyjskiego Kocioda Prawosawnego. Ekumeniczna odpowiedzialno na pocztku trzeciego tysiclecia. Lublin, 2003. S. 83–90. 6 . Башкиров В.Г., протоиерей. Богословская концепция оправдания верой в протестантизме и Православии. Сборник «Христианские ценности в современной культуре. Минск, 2001. С. 115–121. 7 . Башкиров В.Г., протоиерей. Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности. Сборник «Материалы VI международных Кирилло-Мефодиевских чтений. Минск, 2001. С. 122–148. 8 . Башкиров В.Г., протоиерей. Образ Божий в человеке и проблема творчества. Сборник «Материалы VII международных Кирилло-Мефодиевских чтений. Минск, 2002. С. 172–180. 9 . Башкиров В.Г., протоиерей. Антицерковная политика 20-х-70-х гг. психология гетто. Сборник «Ученые записки 1. Сборник научных статей факультета теологии ЕГУ». Минск, 2002. С.111–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

3 . Башкиров В., прот. На пути к Богу. Сборник бесед в 4 томах (подготовлен к публикации). Статьи: 4 . Башкиров, В.Г. О вреде гневливости//Журнал Московской Патриархии. – 1976. 12. – С. 37. 5 . Башкиров В., прот. Учение преподобного Максима Исповедника о человеческом естестве во Христе: дис. …канд. богословия (на правах рукописи). – Сергиев Посад: МДА, 1991. – 185 л. 6 . Башкиров В., прот. Еще одно прикосновение к ранам. Опыт анализа перевода Евангелия от Матфея на белорусский язык. – Минск, 1993. – 54 с. 7 . Baschkirow W., Erzpriester (wissenschaftliche Beratung). Ein Stueck Russland in Berlin. Die Russisch-Orthodoxe Gemeinde in Reinickendorf. – Berlin, 1993. – 120 S. 8 . Башкиров В., прот. Дом милосердия//Вестник Белорусского Экзархата. – 1995. – 14. – С. 151–153. 9 . Башкиров В.Г., Батюшко В.И., Гойко А.Б., Пашко Р.Г.и др. Религиоведение. Примерная программа курса для высших учебных заведений. Минск, 1996. – 20 с. (утв. Зам. министра Министерства образования и науки Республики Беларусь 26.12.1996г. N ТД-41). 10 . Башкиров В.Г., Батюшко В.И., Бендин А. Ю., Пашко Р.Г., Языкович В.Р.Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г. 01.02.00 Теология. Минск, 1999. – 46 с. (утв. министром образования Республики Беларусь 30.12.98 г. 697). 11 . Башкиров, В.Г., Довгялло, Г.А. Проблемы интеграции религиозного и светского образования//Наука и образование на пороге третьего тысячелетия. – Минск, 2001. – С. 663–671. 12 . У., прот., Р. Не ранейшых памылак: Да пытання аб свецкай эдykaцыi на газета. – 2000. – 122 (5166) – 21 – С. 2. 13 . Башкиров В., прот. Богословская концепция оправдания верой в протестантизме и православии//Христианские ценности в современном мире. – Минск, 2001. – С. 115–121. 14 . Башкиров В., прот. Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности//VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: материалы чтений, Минск, 25–26 мая 2000 г.: в 2 ч./Европейский гуманитарный ун-т, Белорус. гос. ун-т культуры; редкол.: А.Ю. Бендин [и др.]. – Минск, 2001. – Ч. 1., кн.1. – С. 122–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

9. 6 . Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда. Вехи, 5-е изд. М., 1910. 7 . Древнегреческо-русский словарь/Сост. И. X. Дворецкий; Под ред. С. И. Соболевского. – М., 1958. – Т. 1. 8 . Евгеньев П. Обелиск в Райфе. Казань, 1969. 9 . Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Т. 2. Париж, ИМКА, 1950. 10 . Константин (Горянов), игумен. Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX–XX веков: В. С. Соловьев и В. И. Несмелов. Дисс. канд. (на правах рукописи). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1990. – 220 с. 11 . Константин (Горянов), архимандрит. Жизнь и творчество Виктора Несмелова //Вестник Белорусского Экзархата, 1990 г., 5, 1991 г., 6. 12 . Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного Откровения. Казань, 1895. 13 . Несмелов В. И., проф. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. 14 . Несмелов В. Наука о человеке. Казань, 1905. 3-е изд., Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. 15 . Несмелов В. Наука о человеке. Казань, 1906. 2-е изд., Т. 2. Метафизика жизни и Христианское Откровение. 16 . Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. – М., Изд-во МГУ, 1989. 17 . Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. – М., Высшая школа, 1963. 18 . Султанбеков Б. Меч над крестом и полумесяцем: «дело» профессоров, епископов и монахинь//Газ. «Советская Татария», 14.11.90. 19 . Фейербах Л. О дуализме и бессмертии. СПб., 1908. 20 . Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии. М., Соцэкгиз, 1936. 21 . Философская энциклопедия. – М., 1960. – Т. 1. 22 . Шелер М. Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988. 23 . Н . G. Liddel and Scott. «A Greek-English Lexicon». Oxford, 1977. 24 . Halder A. Anthropologie, philosophische//Lexikon fur Theologie und Kirche. – Freiburg, 1957. – Bd. 1. 25 . Munro R. Anthropology. Encyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. By Hastings J. Edinburg, N. Y., In 12 v., 1908–1921. V. 1. 26 . Prenter R. Anthropologie.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Приведенные факты подтверждают относительное преобладание «православно-конкордатного» вектора над «секуляристским», нежели противоположный вариант или равную реализацию двух тенденций. Данный вывод соответствует отнесению Грузии к варианту II «амбивалентного секуляризма» (статус «национальной церкви» для доминирующей конфессии; отсутствие баланса в религиозной политике) . В результате наиболее вероятным сценарием эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии является динамическое равновесие «секуляристского» и «православно-конкордатного» направлений, но с преобладанием последнего. На основании проведенного анализа выглядит обоснованным вывод о сохранении в среднесрочной перспективе (в пределах трех – шести лет) актуальных моделей отношений государства и Православной Церкви в Беларуси и Грузии. Факторами неопределенности для долгосрочного прогнозирования являются как геополитическая ситуация в мире (начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция России на территории Украины), так и состояние вселенского православия (раскол в 2018–2020 годах в результате признания Константинопольским патриархом автокефалии Православной церкви Украины; создание двух экзархатов РПЦ на канонической территории Александрийского патриархата в декабре 2021 года). Итоги специальной военной операции России на территории Украины способны повлиять на авторитет православия в мире и, как следствие, могут инициировать процессы трансформации модели отношений государства и Православной Церкви в Беларуси и Грузии.   СПИСОК ИСТОЧНИКОВ   См. подробнее: Малахов В. С., Летняков Д. Э. Религиозная политика постсоветских государств: между «эффектом колеи» и «правительностью»//Полис. Политические исследования. 2021. 4. С. 163–175. См., например: Яровой А., Яровая И. М. Грузинский конкордат и система конкордатного права//Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2016. 4. С. 121–126; Кузьмитович Е. С. От диалога к сотрудничеству: государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь//Вестник Белорусского национального технического университета. 2010. 4. С. 80–84.

http://bogoslov.ru/article/6194200

Согласно с сими преимуществами епископы отличаются особенными наименованиями. Епископ старшего в известной области или империи города пред другими городами, или по собственному личному преимуществу, называется Архиепископ (Αρχιεπισκοπος). Это наименование встречается уже в начале IV века у епископов александрийских, антиохийских, константинопольских и других 282 . В 451 году, 28 правилом халкидонского Собора, оно усвоено константинопольскому епископу, со властию поставлять областных митрополитов и епископов. Император Юстиниан, возводя епископство нового Юстинианополя (Ахриды), как своего отечественного града, на степень патриаршества, говорит: «хотим, да будет он не только митрополией, но и архиепископиею» 283 . Таким образом первоначально со властию и достоинством Архиепископа соединялись преимущества, в последствии усвоенные екзархам, митрополитам и патриархам. Ибо митрополит и патриах суть старейшие епископы или архиепископы, и к имени Архиепископ прилагалось название патриарх или митрополит 284 . Главный епископ великой области или округа издревле почтен также наименованием Экзарха (εξαπχος) – первоначальствующего, первоепископа или начальника 285 . В древних актах русских о власти и преимуществах Экзарха говорится: «дали ему старшину над всеми епископы, т. е. экзаршество, вряд старший в духовных справах: им же он имать всех епископов исправляти и порядку всякого межи ними досмотряти, яко ваш наместник» (патриарший). С именем епископа соединяется в древних бумагах и имя Экзарха 286 . Если не именем, то властию Экзарха облечены были на I вселенском Соборе епископы александрийский, римский, антиохийский и иерусалимский 287 и на 2 вселенском Соборе – епископ константинопольский 288 . Имя Экзарха, как первоепископа великой области, встречается в установлениях Церкви V века 289 . Епископы главных или столичных городов, в коих, как бы от матерей, приемлют посвящение свое архипастыри прочих Церквей, называются Митрополитами (μητροπολιτης от μητρ мать и πολις город). Звание Митрополита было в Церкви христианской с древних времен. Первый и вторый вселенские Соборы, упоминая о преимуществах чести и власти Митрополита, подтверждают оные, как древние и усвояют епископам иерусалимскому или кесарийскому, александрийскому, римскому, антиохийскому и константинопольскому 290 . По 9 правилу антиохийского собора, бывшего в 341 году, в каждой области епископам должно ведать епископа, в митрополии начальствующего и имеющего попечение о всей области. Посему рассуждено, чтобы он и честию преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него, по древлепринятому от отцев наших правилу и возносили имя его в молитвах: как пресвитеры – имя своего епископа. Посему звание Митрополита, яко старейшего епископа, соединяет в себе преимущества архиепископа и экзарха. И как к имени архиепископа присоединялось древле наименование Митрополит: так с именем Митрополита в древних писаниях соединяется часто и наименование экзарх 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Поэтому когда пошло дело о применении его к княжеству болгарскому, эта партия сочла своим долгом переделать его по своим атеистическим вкусам и властолюбивым вожделениям. Экзарх нашёл проект исправлений устава невозможным к принятию, и князь Александр отказался дать согласие на представление этого проекта от имени правительства. Цанков, однако же, не послушал ни вразумлений экзарха, ни отказа князя. Он самовольно, „в качестве начальника болгарской церкви», препроводил самочинно составленные правила церковного управления к епископам княжества, как бы к подчинённым себе чиновникам, с предписанием ввести эти правила в действие. Этого мало. Цанков «в качестве главы церкви» предписал светским властям княжества отменить крещение и браки мусульманских девиц, вышедших замуж за христиан. Епископы отказались исполнять незаконные распоряжения министра и уведомили о них экзарха. Экзарх писал министру исповеданий, что он узнал об его распоряжениях с тем большим сожалением, что намажет понять повода, побуждающего министра действовать без всякого законного основания. Министерство не имеет права издавать правил для управления церковного без ведома и согласия Синода экзархии, как высшей власти в болгарской церкви, и не может принуждать архиереев исполнять распоряжения по церковным делам, состоявшиеся без ведома экзарха. Полномочия Синода и экзарха признаны конституцией княжества (§39. 42). Поэтому экзарх предписал архиереям не исполнять временных министерских правил, а для выработки постоянных правил предложил созвать собор. Цапков в своём ответе оправдывался тем, что его временные правила вовсе не касались духовных дел церкви, a имели в виду лишь улучшение материального быта низшего духовенства, а потому не нуждались в предварительном согласии Синода и могли быть изданы народным собранием, как законодательной властью. Экзарх отвечал, что нет таких церковных дел, которые могли бы быть решены без Синода или экзарха. Чисто духовные дела решаются Синодом, смешанные – Синодом и Советом вместе, и наконец, есть такие дела, которые рассматриваются одним Советом под председательством экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010