Полоцкая София до 1856 года была городским собором; позже — приписной церковью Полоцкого Свято-Николаевского собора. Храм часто ремонтировался — в 1850 г., в 1879 г. в 1911-1914 гг. Последний ремонт проводился капитально. 17 октября 1914 года церковь Святой Софии была заново освящена. Как писала газета «Витебский вестник», «...в городе Полоцке православные жители с радостью встретили день освящения вновь возродившей родной святыни. Вновь воздвигнут храм Премудрости Господней, этот древний памятник старины... Вновь с выси храма ярко засиял крест, осеняя древнюю Полоцкую землю. Вновь полочане под сенью древнего храма могут в минуты радости и печали приносить свои горячие молитвы и искать в них утешение». События, вызванные революцией 1917 года, привели к закрытию многих тысяч церквей в стране. В 1924 году, ровно через 10 лет после торжественного освящения храма, печальная участь постигла и Святую Софию. Она была превращена в краеведческий музей. По воспоминаниям очевидцев, в 30-е годы не раз предпринимались попытки снять с Софии кресты. Все они закончились трагически. Пять человек взбиралось на купола храма — пять человек разбились насмерть. В годы Великой Отечественной войны, с начала 1942 по июль 1944 года, в соборе возобновлялось богослужение. Желая завоевать симпатии населения, немцы не препятствовали открытию церквей. После войны, из-за отсутствия складских помещений, в соборе разместили склад «Заготзерно». Люди стали жаловаться на местные власти. Народ поддержал вначале архиепископ Минский Василий, затем, сменивший его архиепископ Питирим. В результате продолжительной волокиты власти отказали в возвращении храма. Сегодня храм является ярким образчиком позднее белорусского барокко, а главный фасад здания оформлен с применением декоративных элементов рококо. По материалам сайта Белорусского экзархата Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/750990.htm...

142 . Иларион (Алфеев) , иеромонах. Антиэкуменизм стал средством борьбы с церковной иерархией/НГ-Религии.– 18 февраля 1998 г.– С. 5. 143 . Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк-Москва.– 1992.– 166.– 243–260. 144 . Иустин (Попович) , архимандрит. По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви»/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк-Москва.– 1977.– 122.– С. 16–29. 145 . Калоев Б. А. Осетины/СИЭ.– М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.– Т. 10.– С. 641–642. 146 . Кирилл (Гундяев), митрополит. Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан/ Церковь  и время.– М.: ОВЦС МП.– 1998.– 2(5).– С. 3–8. 147 . Кирилл (Гундяев), митрополит. Православный взгляд на проблемы современного экуменизма/Православие и экуменизм. Документы и материалы.– М.: ОВЦС МП, 1999.– С. 462–471. 148 . Кобахидзе Василий, протоиерей. Выход Грузинской Православной Церкви из экуменического движения/ Церковь  и время.– М.: ОВЦС МП.– 1998.– 1(4).– С. 55–64. 149 . Кравченко И. И. Политическая мифология: вечность и современность/Вопросы философии.– 1999.– 1.– С. 3–17. 150 . Крылов Б. А. Абхазия: традиционная религия в политической и социальной жизни современного непризнанного государства/Неоязычество на просторах Евразии.– М.: Библейско-Богословский Институт святого апостола Андрея, 1999.– С. 114–129. 151 . К юбилею преосвященного Серафима, архиепископа Русь.– 1986.– С. 3–4. 152 . Лосский Н. О. О новом стиле в церковной жизни/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк.– 1959.– 54.– С. 40–41. 153 . Мейендорф Иоанн , протоиерей. О расколе/Новая Европа.– М.: Пропилеи.– 1993.– 4.– С. 65–70. 154 . Митрополит Валентин рукоположил священника для общин РПАЦ в Болгарии/Суздальские Епархиальные Ведомости. Орган Суздальского Епархиального Управления Российской Православной Церкви.– 2005.– 20.– С. 8. 155 . На заседании Святого Синода Белорусского Экзархата/Минские Епархиальные Ведомости.– 2001.– 4 (59).– С. 5–7. 156 . Николаев К. Н. Положение Православной Церкви после войны/Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии.– Белград, 1939.– С. 423–467.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Минске прошел белорусско-российский форум, посвященный православному Интернету 29 марта 2007 г. 18:11 Международный форум «Православный интернет Беларуси: от творческой свободы к ответственному служению» прошел 27 марта в минском приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси . Одним из главных мероприятий в рамках работы форума стал круглый стол по проблемам православного Интернета, ставший важным этапом объединения белорусских web-paзpaбomчukob в трудах по расширению и укреплению православной миссии в белорусском секторе сети Интернет. В качестве одной из основных особенностей мероприятия можно назвать состоявшийся обмен опытом с российскими коллегами, приглашенными белорусской стороной для участия в работе форума. Повестка дня круглого стола была весьма насыщенной. Секретарь Минского Епархиального Управления протоиерей Николай Коржич зачитал обращение митрополита Филарета к участникам и организаторам круглого стола. С приветственным словом выступила Валентина Мещерская, заместитель начальника управления печатных СМИ и внешних связей Министерства информации Республики Беларусь. В работе круглого стола приняли участие московские гости: Сергей Чапнин («Церковный Вестник», Россия), Александр Дятлов (портал «Россия Православная»), Иван Мазуренко (портал «Православное христианство.ru»). С. Чапнин в докладе «Церковь и Интернет: особенности коммуникации в современном мире» подчеркнул важные особенности нового информационного общества, отметив, что Интернет и другие средства массовой коммуникации накладывают на участников современной церковной миссии серьезную ответственность по изучению и эффективному использованию новых возможностей всепроникающего Интернет-пространства. А. Дятлов посвятил свой доклад техническим вопросам, связанным с созданием и подержкой православных Интернет-проектов, поделившись со слушателями 10-летним опытом работы в качестве администратора сервиса бесплатного хостинга Orthodoxy.ru. Важным итогом обсуждения, состоявшегося после доклада, стало принятое руководством проекта Orthodoxy.ru решение о предоставлении бесплатного хостинга белорусским Интернет-ресурсам в доменах hram.by и mrezha.by.

http://patriarchia.ru/db/text/221760.htm...

Вышел в свет новый номер журнала «Церковно-исторический вестник» 14, 2009) 28 апреля 2009 г. 12:05 Главной темой очередного номера журнала стала новейшая история Русской Православной Церкви. Безусловный интерес у читателей вызовет первая публикация записок известного чекиста Евгения Тучкова, фактически до 1929 года занимавшегося делами Православной Церкви в России от лица учреждений политического сыска. Именно этот человек допрашивал Патриарха Тихона и митрополита Петра (Полянского), именно он держал в руках нити по созданию т. н. «обновленческого», а затем и «григорианского» раскола. Донесения Тучкова Сталину, Троцкому и другим членам большевистского ЦК ранее публиковались, а его записки, равно как и материалы его личного архива публикуются впервые. Кроме публикации текстов в фото-приложении к журналу имеются редкие и весьма интересные не только для историков-специалистов, но и для всех любителей церковной истории фотографии. К теме гонений на Церковь в ХХ веке непосредственно примыкает большая статья минского исследователя преподавателя духовных школ Белорусского Экзархата А.В. Слесарева о положении православной Церкви в Восточной Белоруссии в годы т.н. Большого террора. В статье смоленского историка М.В. Каиля рассказывается о «революции в Церкви», начавшейся после 1917 года. Автор рассматривает тему на примере Смоленского съезда духовенства и мирян 1917 г. Новомученикам и исповедниками Российским посвящены материалы в статье Костромского исследователя наместника Свято-Покровского мужского монастыря архимандрита Никандра (Анпилогова) и московской исследовательницы Е. Громогласовой о священномученике Сергии Лаврове. В этих статьях перед читателем развертывается жуткая картина преследования верующих в нашей стране. Несколько особняком стоят в журнале еще две содержательные и интересные статьи доктора исторических наук М. Шкаровского о судьбах русских православных приходов в Болгарии в ХХ столетии и сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , кандидата ист. наук А. Кострюкова об особенностях совершения богослужения в действующей армии в предреволюционные годы. «Церковно-исторический вестник» является старейшим на сегодняшний день церковно-историческим журналом, начавшим выходить в свет в 1998 году. Он издается усилиями «Общества любителей церковной истории» и Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви . При журнале учреждена программа поддержки молодым ученым, статьи которых принимаются для рассмотрения и последующей публикации в случае их одобрения научной комиссией. Пресс-служба Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/630760.htm...

М., 1996. – 24 с. 4 .   Идите и научите. Сборник проповедей. Сергиев Посад, Московская Духовная Академия. 1998. – 336 с. То же. Минск, 1998. – 358 с. 5 .    Великие Учители Церкви. Клин, 1999. – 288 с. 6 .   Христианское учение о молитве и её значении в деле нравственного совершенствования. Клин, 1999. – 176 с. 7 .    Необыкновенное в обыкновенном. Клин, 1999. – 80 с. 8 .    О святом Православии. М., 2002. – 160 с. 9 .   Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V в.) Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2003. – 320 с. 10 .   Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. М., 2003. – 128 с. II.    Статьи Статей написано мной много и нет нужды их перечислять здесь. Часть из них опубликована в разных изданиях Русской Православной Церкви: «Богословские Труды», «Журнал Московской Патриархии», «Православный Вестник» «Вестник Белорусского Экзархата», «Stimme der Orthodoxie», «Богословский Вестник», «Даниловский Благовестник», «Троицкое Слово», «Троицкий Сборник», «Православная Беседа», «Встреча», в Юбилейных сборниках и других Православных Церквей (Болгарской, Польской, Македонской) и инославных – Лютеранской Германии и Лютеранской Финляндии, возможно, и Католической. Пишу «возможно» потому, что я участвовал в Шестом богословском собеседовании между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической (Венеция, 11–17 октября 1987 г.) На этом собеседовании я прочитал доклад на тему: «Диаконическая функция Церкви» 22 . А такие доклады, как правило, публиковались за рубежом. Исполняя послушание нашему Священноначалию, я неоднократно участвовал в различных Конференциях, Чтениях, встречах и диалогах как с представителями Поместных Православных Церквей, так и инославных исповеданий. Почти всегда выступал с докладами. Более запечатлевшиеся поездки мной описывались 23 . Как первое, так и последнее, обычно появлялось в печати 24 . Учёные степени, звания. Награды В те годы, когда я учился в Московской Духовной Академии (1951–1955), все выпускники обязаны были писать курсовые сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Белорусская Православная Церковь по мере своих возможностей будет участвовать в государственных мероприятиях, посвященных 75-летию Великой Победы. 9 мая 2019 года на площади Победы в городе Минске Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко объявил о начале акции «Во славу общей Победы!», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Акция инициирована Всехсвятским приходом Минска. Она служит сохранению правды о Великой Отечественной войне. Каждая народность многонационального государства внесла свой героический вклад в спасение миллионов людей от уничтожения. Суть акции в том, что из множества воинских захоронений времен Второй мировой войны на территории Беларуси, значимых мемориальных мест приграничных районов России и Украины, других бывших советских республик будет взято по горсти земли, далее эту землю поместят в несколько десятков капсул — по количеству районов Беларуси. В ходе мероприятий на местах будут благоустроены могилы воинов, отслужены литии, собраны сведения о погибших, изучена военная история этих мест. Капсулы будут переданы в храм-памятник в честь Всех святых. 8 или 9 мая пройдет финал акции — торжественная церемония закладки более 120 капсул в ниши крипты храма-памятника. Думаю, что эти мероприятия пройдут на достойном уровне. По данным Белорусского экзархата на начало ноября 2019 года, в составе Белорусского Экзархата Московского Патриархата — 15 епархий, 11 мужских и 24 женских монастыря, более 1600 приходов; в Белорусском Экзархате 1676 священников, 192 ди­акона. Совершают служение 15 епархиальных и 2 викарных архипастыря, 2 архипастыря пребывают на покое; священнослужителей, церковных работников и преподавателей для духовных школ готовят Минская духовная академия и семинария, Витебская духовная семинария, Институт теологии при БГУ, Минское, Оршанское и Слонимское духовные училища; на территории Беларуси официально действует 22 православных СМИ. Беседовал Алексей Реутский «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/5579955.ht...

174 . Иларион (Алфеев) , иеромонах. Антиэкуменизм стал средством борьбы с церковной иерархией//НГ-Религии. 18 февраля 1998 года С. 5. 175 . Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы//Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк-Москва. 1992, 166, С. 243–260. 176 . Иустии (Попович), архимандрит. По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви»//Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк-Москва. 1977. 122. С. 16–29. 177 . Калоев Б.А. Осетины//СИЭ. 1967. Т. 10. С. 641–642. 178 . Киридон А.М. Украïньська Православна Церква (1930–1936 pp.)//Украïньський icmopiчhiй журнал, 2005. 3. С. 143–159. 179 . Кирилл (Гундяев), митрополит. Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан// Церковь и время. 1998, 2(5). С. 3–8. 180 . Кирилл (Гундяев), митрополит. Православный взгляд на проблемы современного экуменизма/Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1999. С. 462–471. 181 . Кобахидзе Василий, протоиерей, Выход Грузинской Православной Церкви из экуменического движения// Церковь и время. 1998. 1(4). С. 55–64. 182 . Кравченко И.К. Политическая мифология: вечность и современность//Вопросы философии. 1999. 1. С. 3–17. 183 . Крылов Б.А. Абхазия: традиционная религия в политической и социальной жизни современного непризнанного государства/Неоязычество на просторах Евразии. М., 1999. С. 114–129. 184 . К юбилею преосвященного Серафима, архиепископа Чикаго-Детройтского и Среднеамериканского//Православная Русь. 1986. 14. С. 3–4. 185 . Лосский Н.О. О новом стиле в церковной жизни//Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк. 1959. 54. С. 40–41. 186 . Мейендорф Иоанн , протоиерей. О расколе//Новая Европа. 1993. 4. С. 65–70. 187 . Митрополит Валентин рукоположил священника для общин РПАЦ в Болгарии//Суздальские Епархиальные Ведомости. Орган Суздальского Епархиального Управления Российской Православной Церкви. 2005. 20. С. 8. 188 . На заседании Святого Синода Белорусского Экзархата//Минские Епархиальные Ведомости, 2001. 4 (59). С. 5–7. 189 . Николаев К.Н. Положение Православной Церкви после войны/Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 года в Сремских Карловнах в Югославии. Белград, 1939. С. 423–467.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

наиболее активно развивается в епархиях РПЦ на Украине, в Белоруссии и Литве. На Украине Б. п. стали форпостом борьбы с расколом, католич. и униатским прозелитизмом. Одновременно они заняли жесткую позицию по отношению к гос. церковной политике, направленной на ущемление прав УПЦ МП и создание автокефальной УПЦ. В 1992 г. возник Союз православных братств Украины (с 1996 Всеукраинское православное братство УПЦ МП), объединивший ок. 40 братств. Союз издает «Вестник Союза православных братств Украины». В Белорусском Экзархате к 1995 г. действовало 14 Б. п. и 10 сестричеств, к 1 янв. 2003 г.- 27 Б. п. и 61 сестричество, крупнейшими являются братства во имя мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и Михаило-Архангельское (созданы в 1992). В белорус. братствах активно участвует молодежь, стали традиционными слеты правосл. молодежи (последний состоялся 29 июля - 1 авг. 2002 в Столбцовском р-не Минской обл.). В кон. 2002 г. в Минске при Экзархате учреждено Братство церковных звонарей. Осенью 1995 г. по инициативе представителей правосл. приходов Литовской епархии и по благословению архиеп. (впосл. митр.) Виленского Хризостома (Мартишкина) в Вильнюсе было создано Православное братство Литвы, к-рое поставило своей целью служение правосл. людям, живущим в Литве. Братство активно работает с детьми и молодежью, для к-рых с 1996 г. ежегодно устраиваются летние лагеря. В праздник перенесения мощей мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в вильнюсский в честь сошествия Св. Духа на апостолов мужской монастырь (26 июля) при участии братства организуется крестный ход по маршруту Каунас-Вевис-Тракай-Вильнюс. Лит.: Машанов М. А. Обзор деятельности братства св. Гурия за 25 лет его существования, 1867-1892. Каз., 1892; Папков А. А. Церковные братства: Кр. стат. очерк о положении церк. братств к нач. 1893 г. СПб., 1893; Первое десятилетие Прибалтийского правосл. братства с 22 сент. 1882 г. по 22 сент. 1892 г.: Кр. обзор. СПб., 1893; Цветков П. Братство прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам МДА в первое 25-летие (1880-1905).

http://pravenc.ru/text/153359.html

Arhiva Ziua Tineretului Ortodox se srbtorete în toate eparhiile Bisericii Ortodoxe Ruse 15 februarie 2012 12:50 15 февраля 2012 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в рамках Всемирного дня православной молодежи во всех епархиях Русской Православной Церкви проходят несколько сот различных мероприятий — сретенские балы, встречи молодежи с духовенством, просветительские и миссионерские акции и многое другое, сообщает «Церковный вестник» . 16 февраля в Москве начнутся VI Сретенские встречи православной молодежи . Мероприятия проводятся в формате диалога молодых людей со священноначалием, руководителями и представителями синодальных отделов Русской Православной Церкви. Ожидается, что с активистами православных молодежных движений встретятся председатель Синодального отдела по делам молодежи   епископ Бронницкий Игнатий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда  и заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) . На форуме планируется обсудить актуальные вопросы преобразований в Церкви — создание новых епархий и митрополий, назначение епископов, принятие документов по миссионерской, катехизаторской, социальной и молодежной работе. Завершатся Сретенские встречи Божественной литургией, которая будет совершена 19 февраля в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова ставропигиального монастыря . 18 февраля в подмосковных Люберцах пройдет VI День православной молодежи Московской области. Помимо торжественной части в программу дня войдут традиционная фотовыставка-конкурс «Подмосковье Православное» и спортивные соревнования среди команд молодежи из благочиний Московской епархии . Некоторые из мероприятий, посвященных Дню православной молодежи, прошли накануне праздника. Одним из них стал Х юбилейный слет Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви . В нем приняли участие около 200 представителей из различных епархий Белорусского экзархата, а также гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Вильнюса. С посланием по случаю празднования Дня православной молодежи к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Всемирный день православной молодежи отмечается с 1953 года. В России по благословению Святейшего Патриарха Алексия II он учрежден в 2002 году. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2019467...

Лауреат Патриаршей премии по литературе будет выбран тайным голосованием во время церемонии награждения, которая пройдет 26 мая в храме Христа Спасителя в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры. 4 мая. ПРАВМИР. Короткий список кандидатов в лауреаты Патриаршей литературной премии им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия 2012 года был обнародован во вторник на заседании Палаты попечителей премии, сообщает Церковный вестник . В список вошли: В.А. Бахревский — от Издательства Московской Патриархии; протоиерей Артемий Владимиров — от журнала «Москва»; Б.П. Екимов — от журнала «Новый мир»; В.Н. Николаев — от Екатеринбургской епархии; О.А. Николаева — от журнала «Знамя»; А.Ю. Сегень — от журнала «Наш современник» и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; А.А. Солоницын — от Самарской областной писательской организации; И.А. Чарота — от Белорусского экзархата; С.А. Щербаков — от журнала «Молодая гвардия»; А.И. Яковлев — от Троице-Сергиевой лавры. Лауреат Патриаршей премии по литературе будет выбран тайным голосованием во время церемонии награждения, которая пройдет 26 мая в храме Христа Спасителя в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры. Святейший Патриарх Кирилл, выступая на заседании Палаты попечителей премии, отметил, что накануне он получил письмо от членов экспертного совета премии с просьбой провести голосование в день награждения за час до официальной церемонии. Патриарх выступил со встречным предложением выбрать победителя непосредственно в ходе церемонии. «Будет еще большая интрига и абсолютно прозрачный процесс. Во-первых, мы публично знакомимся с кандидатами… Показывается видеофильм об этом человеке, дается характеристика его творчества, он выступает. Потом — голосование»,- заявил Святейший Владыка. В заключении Предстоятель выразил надежду, что премия станет «одной из важнейших площадок для взаимодействия Русской православной церкви и всех, кто своим литературным творчеством укрепляет христианские начала в нашей жизни».

http://pravmir.ru/obnarodovan-spisok-kan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010