Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ [англ. Westminster Assembly], синод протест. богословов, созванный англ. Долгим парламентом для реформирования Церкви Англии в 1643-1649 гг. Результатом ее работы стало создание т. н. Вестминстерских стандартов: Вестминстерского исповедания (Westminster Confession), Полного вестминстерского катехизиса (Larger Westminster Catechism), Краткого вестминстерского катехизиса (Shorter Westminster Catechism), Руководства по богослужению (Directory of Public Worship of God ) и церковному устройству (Form of Church Government). В В. а. приняли участие 20 делегатов от палаты общин и 10 - от палаты лордов, представители от англ. духовенства (от каждого графства) и от пресвитерианской церкви Шотландии, к-рые присоединились к ассамблее с правом совещательного голоса после подписания в сент. 1643 г. «Торжественной лиги и завета». Заседания В. а. начались 1 июля 1643 г. в Вестминстерском аббатстве и регулярно продолжались до 22 февр. 1649 г. (всего 1163 заседания), затем проходили время от времени до роспуска Долгого парламента в 1653 г. Официально В. а. так и не была закрыта. Перед ассамблеей стояла задача создания на Британских о-вах единой реформатской (пресвитерианской) церкви, но окончательное решение парламент оставил за собой, сведя ассамблею до уровня консультативного органа. В «Тридцати девяти статьях» (ст. 21) запрещался созыв такого рода синодов без «разрешения и изволения государей», т. е. парламент, открыв В. а., воспользовался привилегией, принадлежавшей только королю. Кор. Карл I специальным постановлением запретил ассамблею, что сделало практически невозможным участие в В. а. англикан. епископов. Первые 3 месяца в соответствии с указом парламента от 5 июля 1643 г. В. а. занималась пересмотром «Тридцати девяти статей» (15 из них). После подписания «Торжественной лиги и завета», т. е. заключения гражданско-религ. союза между Англией и Шотландией, парламент потребовал от В. а. приступить к работе над новыми документами - руководством по богослужению, к-рое заменило бы англикан. «Книгу общих молитв», и исповеданием веры для церквей Англии, Шотландии и Ирландии (окт. 1643). Большинство делегатов В. а. были кальвинистами, поэтому догматические вопросы не вызывали продолжительных споров. Самые длительные и жаркие дискуссии в 1643-1644 гг. были посвящены вопросам церковного устройства, напр., дискуссия «о божественном праве пресвитерий» продолжалась 30 дней (получила название «долгая дискуссия»).

http://pravenc.ru/text/158238.html

Как известно, с восшествием Якова I на английский престол число его проповедей продолжало расти. Важный момент, который следует помнить в связи с примирением этих двух людей, вновь касается духовного руководства в целом и исповедив частности. «Господин секретарь» – сэр Роберт Сейсил, пришедший в1598 г. на смену своему отцу лорду Уильяму Бурлею, наверное, был доволен толкованиями Андруза, поскольку в 1601 г. он предложил его деканом Вестминстерского аббатства в Лондоне. В этом качестве Андрузу, который все еще носил титул «аббата» Вестминстера (коронация Якова Стюарта впервые проходила на английском языке, и титул по-прежнему использовался), пришлось играть заметную рольне только на похоронах королевы Елизаветы, но и на коронации Якова I. Одна из традиционных обязанностей декана Вестминстера – выступать в качестве духовного наставника нового монарха во время бдения накануне коронации. Это время молитвы, раздумий, самоанализа и подготовки к несению тяжелых обязанностей по управлению страной. Андруз и король почти всю ночь провели в молитве и размышлениях. Мы не знаем, о чем именно они говорили. Однако нам известно, что Андруз всерьез относился к исповеди и духовному руководству. Из его проповедей, обращенных к Елизавете и королю Якову, мы также знаем, что он очень серьезно относился к обязанностям монарха, считая это его долгом, который должен исполняться под руководством Святого Духа. Начиная с этого дня, Яков, который и раньше восторгался Андрузом как, пожалуй, наиболее выдающимся английским богословом, проникся чувством глубокого уважения к духовному отцу, который и стал его исповедником. Современники единогласно свидетельствуют о том, что всякий раз, когда епископ Ланселот Андруз появлялся при дворе, который, как известно, славился дурной репутацией, грубостью речи и вульгарным поведением, все немедленно брали себя в руки и в присутствии праведника старались вести себя прилично. Однако после его ухода все, естественно, возвращалось на круги своя. Широко известен тот факт, что будучи деканом Вестминстерского монастыря, Андруз особо заботился о наиболее одаренных учениках Вестминстерской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Они видят Вестминстерское аббатство и Стратфорд-он-Эйвон, но не видят самой Англии . Англия так и останется для них неведомой Атлантидой. Они видят пирамиды, дольмены, покосившиеся башни, великие стены, висячие сады, катакомбы, колоссальные статуи, но им ни разу не довелось увидеть то самое чудо, по сравнению с которым все эти достопримечательности — ничто. Они видели семь чудес света, но самого света так и не видали. Сразу же хочу оговориться: я отнюдь не разделяю того презрения, которое иногда испытывают к путешественникам унылые домоседы. Я сожалею не о том, что люди с энтузиазмом едут в Драхенфельс, а о том, что они не проявляют энтузиазма ко всему остальному. Наша главная беда в том, что мы осматриваем достопримечательности в отрыве от всего, что их окружает, и превозносим их как исконную цель нашего путешествия. Всякий наделенный воображением человек многое почерпнет из путешествия по Франции или Германии. Хочу лишь заметить, что он почерпнет ничуть не меньше, если никогда не побывает в тех местах, куда повсеместно и методично возят туристов. Если бы человек мог очутиться в этих местах самым неожиданным и естественным образом, эффект был бы совсем иным. Тогда бы статуи и соборы подстерегали его, как нечаянно распустившийся цветок в живой изгороди или облако, неожиданно принявшее прихотливые очертания. Бродить среди великолепных холмов Суссекса, внезапно увидеть грозную крепость, за которой простирается безбрежный лес, и узнать, что это и есть замок Ховардов; идти по песчаному побережью в Нормандии, увидеть деревушку, прилепившуюся к скале, и выяснить, что это аббатство Сен-Мишель, — вот что значит путешествовать с толком. Ведь в этом случае самое прекрасное зрелище предстанет кульминацией в ряду пусть и менее значительных, но также привлекательных зрелищ. Тот, кто не наслаждался видом Суссекских круч, не получит истинного удовольствия и от Арундельского замка . Того, кто останется равнодушным к морю и песку, вряд ли поразит и страшный утес Архангела. Однако современному туристу свойственно рассматривать эти достопримечательности сами по себе, представлять их чудесами природы, единственными в своем роде.

http://azbyka.ru/fiction/esse/?full_text...

И площадь, на которой стоит Аббатство, и самое здание были неузнаваемы: многое было пристроено и надстроено, галереи шли вокруг Храма и окружали его со всех сторон.  Всё было убрано и празднично — и предметы, и люди — несмотря на дождь; так очевидно было, что сошлись люди не только ради зрелища, а ради торжественного, радостного события, на свой праздник! Изнутри Аббатство не меньше изменилось, нежели снаружи: от пола до самого потолка поднимались галереи, прочные и убранные, обшитые материей с вензелями и шифром Королевы Елизаветы: позже я узнал, что 7500 человек незаметно уместилось в Храме — Памятнике Великобританской славы. Но когда я прибыл туда, народа собралось еще немного; я воспользовался этим, чтобы осмотреть то, что непременно должны были закрыть собой мои соседи: именно — Алтарь с Престолом, разукрашенный богатствами Вестминстерской ризницы; много было поставлено прекрасного, но я скорее пожалел об этом: обычный, строгий вид его мне дороже. Место мое находилось на первом ярусе галерей, почти у скрещения северного трансепта и Алтарного придела, от которого меня отделял столп; обращено оно было на запад, то есть в сторону, откуда должна была войти Королева, и по своему расположению позволяло видеть каждое из входящих лиц с момента появления до того, как оно занимало свое место; налево от меня на возвышении стоял Трон, так что всё происходившее впоследствии вокруг него было видно отлично. Постепенно Храм стал заполняться: пестрое разнообразие костюмов, живость великолепной поистине картины, сдержанную, наряженную, торжественную оживленность всех, радость каждого, кто участвовал в торжестве и радовался и своему счастью и радости всех, я не берусь описать; мне только жаль тех, кто не смог ее видеть или не сумел пережить ее. Но для тех, кто видел и кто понял, старый Храм Вестминстерский, который так часто критикуют туристы, явил все свое величие, всю свою вековую славу и стал дорог, как только может быть дорого Знамя или Храмовая Хоругвь! Оставляя теперь в стороне все прочее, остановлюсь на тех впечатлениях, которые непосредственно связаны с Королевой.

http://pravmir.ru/koroleva-ne-na-slavu-a...

Прах Стивена Хокинга захоронят в Вестминстерском аббатстве рядом с Ньютоном и Дарвином 21 марта, 2018. Новостная служба «Важно, чтобы наука и религия работали вместе, стремясь ответить на великие вопросы жизни и Вселенной» 21 марта. ПРАВМИР. Прах британского ученого Стивена Хокинга будет погребен в Вестминстерском аббатстве. Его похоронят рядом с могилами физика и математика Исаака Ньютона, автора теории эволюции животных Чарльза Дарвина, «отца» ядерной физики Эрнеста Резерфорда и лауреата Нобелевской премии по физике Джозефа Джона Томсона, сообщается на с айте аббатства. «Абсолютно логично, что останки профессора Стивена Хокинга будут похоронены в аббатстве, рядом с другими выдающимися учеными… Мы считаем важным, чтобы наука и религия работали вместе, стремясь ответить на великие вопросы и тайны жизни и Вселенной», – отметил настоятель Вестминстерского аббатства Джон Холл. Дата церемонии прощания пока неизвестна. Близкие ученого простятся с ним на закрытой церемонии в университетской церкви в Кембридже 31 марта. Британский физик-теоретик, популяризатор науки, писатель и общественный деятель Стивен Хокинг  скончался 14 марта . Знаменитый ученый ушел из жизни в возрасте 76 лет. Стивен Хокинг занимался научными изысканиями в области космологии и квантовой гравитации. Он стал автором теории «испарения» черных дыр за счет радиации – явление получило название «излучение Хокинга».  Ученого считают одним из основоположников квантовой космологи. Стивен Хокинг всю жизнь занимался наукой, несмотря на то, что был полностью парализован. Он не только делал научные открытия, но также писал книги, занимался популяризацией науки, выступал с докладами и участвовал в общественной деятельности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 мая, 2020

http://pravmir.ru/prah-stivena-hokinga-z...

Странно, что в Лондоне возбудила негодование не сама религия, основанная на таком грубом обмане и что печать восстала не против этого вероучения вообще, а только против одного из его догматов – многожёнства. И на самих мормонских миссионеров, давно уже хозяйничавших в столице, обратили внимание только после того, как они начали особенно усердно втираться в семейства, где были дочери. Только тогда обеспокоенная печать отметила и то обстоятельство, что общественное управление предместья Финсбери предоставило в их распоряжение зал ратуши для публичной проповеди. Есть, однако, причины опасаться, что шум, поднятый прессой, только улучшит дела опасной секты и увеличит число любопытных, стекающихся на мормонские собрания, потому что нездоровое стремление ко всему необычайному, замечаемое во всей Англии, особенно сильно в Лондоне, где число неврастеников день-ото-дня увеличивается. Замечательно, что с усилением мормонской пропаганды, усилилось одновременно и движение в пользу магометанства, и при том в такой степени, что английские магометане уже подумывают о построении в Лондоне мечети. Говорят, что поклонники пророка уже облюбовали место для нового храма по соседству с Вестминстерским аббатством и с великолепным католическим собором. Мечеть будет облицована в славу пророка зелёным кирпичом и украшена внутри роскошной мозаикой, т. ч. не уступит в великолепии христианским храмам. И так, ещё недолго – и с минарета этой мечети раздастся в Лондоне среди грохота экипажей и свиста моторов: Ля ил Алла, расул Алла! Одна индийская газета рассказывает, что в минувшем сентябре, в городе Бельгауме, Бомбейского округа, происходило необычайное религиозное торжество-процессия в честь богини Дурги – супруги Шивы. Богиня помещалась на великолепной 12-и этажной колеснице в 64 фута высоты, везомой многими сотнями её верных поклонников; празднество длилось 12 дней, в течение которых богине было принесено в жертву множество быков, козлов и баранов. Торжество происходит через каждые 12 лет, но на этот раз оно отлагалось из-за чумы, и со времени последней процессии прошло 17 лет. Огромные толпы народа стеклись из окрестностей, чтобы принять участие в торжестве и принести богине свои дары. Во время следования процессии по узким улицам города, пришлось снести балконы и галлереи многих домов, мешавших прохождению колоссальной колесницы. Хозяева этих домов видели в этом особую милость к ним богини, не только спасающей от холеры, чумы и оспы, но и дарующей долгую жизнь, богатство, доброе имя и многих сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В духовном смысле телеологическое учение Вернадского о человеке как геологическом факторе, призванном построить ноосферу, является не просто без божным (как дарвинизм), но анти христианским. Развитие мipa определяет не Бог, но «объективный», научно установленный Закон эволюционного развития, которому подчиняется всё – и космос, и биосфера, и сам человек. Закон эволюции и есть Абсолют. Выше него невозможно поставить никакого «бога», имеющего хоть малейшую волю, отличную от великого и неумолимого Закона эволюции. В таком мipoboззpehuu эволюция затмевает Бога и полностью занимает Его место. Вернадский рассматривал жизнь на Земле и человеческую цивилизацию как факторы геологические. Признание эволюции с логической неизбежностью приводит к отрицанию Живого Бога, Которому просто негде становится проявить Свою волю – ни в природной, ни в социальной сферах. Живя в обществе, где господствовали христианские понятия, Дарвин, даже когда окончательно потерял веру в Творца, не заявлял во всеуслышание о безбожном содержании своей «теории» ни в кругу семьи, ни перед журналистами, ни в научной академической среде. В итоге, несмотря на свои далеко не христианские убеждения, Чарльз Дарвин был с честью погребён в Вестминстерском аббатстве. Вернадский же, напротив, не скрывал атеистического содержания своего мipoboззpehuя. Отчасти, быть может, этому способствовало общее негативное отношение к религии в Советском Союзе после 1917 года. Академик Вернадский идеально соответствовал запросу социалистического государства на создание новой науки, призванной всё объяснить «без Бога». Его именем назван проспект вблизи Московского Государственного Университета. Глава 10. Атеистический эволюционизм Вернадского и «христианский» эволюционизм Тейяра де Шардена. Две телеологии Вернадский является первым и главным создателем учения о ноосфере. При этом он пишет скромно, уступая честь и приоритеты своим более молодым последователям: «Французский учёный – математик и философ Э. Леруа и палеонтолог-геолог Тейяр де Шарден, исходя из представления о биосфере, как об особой геологической оболочке Земли, пришли к заключению, что биосфера в наш исторический момент геологически быстро переходит в новое состояние – в ноосферу , то есть в такого рода состояние, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая небывалая на планете геологическая сила» сс. 204–205].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

На закате Средневековья формируется жанр церковной истории, представляемой в последовательности преемственных понтификатов, ведущий (в определенной степени) свое происхождение от Liber pontificalis. Одним из родоначальников этого жанра стал профессор канонического права в Коллеж де Франс Этьен Балюз, известный также как Stephanus Baluzius (1630–1718) 201 . Свою научную карьеру он начал как публикатор комментированных документов по каноническому праву (в том числе нигде ранее не публиковавшихся) и ряда источников, связанных с папой Иннокентием III 202 . Одним из значимых его произведений стала «История Авиньонских пап», опубликованная в 1693 г. 203 , в которой обосновывались преимущества авиньонского папского престола перед римским. Среди продолжателей этой историографической традиции можно выделить «История пап» одного из основателей современной методологии исторической науки – берлинского профессора Леопольда фон Ранке (1795–1886) 204 , исполнявшего с 1841 г. по назначению короля Фридриха Вильгельма IV обязанности официального историографа Прусского государства. Ранке – историк международного класса, стоящий рядом с такими крупными фигурами, как француз Жюль Мишле (1798–1874), который, помимо монументальной «Истории Франции», известен также своим исследованием процесса тамплиеров 205 и рядом других работ, связанных с историей Церкви, или покоящийся в Вестминстерском аббатстве британец Томас Бабингтон, первый (и единственный) барон Маколей (1800–1859), пэр Англии, перу которого принадлежит незаконченная 5-томная «История Англии с восшествия на престол Якова II», где он развил т.н. виговскую историческую концепцию, исходившую из идеи о том, что драма исторического развития английского государства представляла собой последовательное избавление от суеверий, самодержавия и политических неурядиц для создания общества, организованного на основаниях сбалансированной конституции и в соответствии с принципами свободы убеждений и их публичного выражения (надо сказать, эта концепция подверглась впоследствии суровой критике за односторонность, a К. Маркс назвал Маколея «систематическим фальсификатором истории» 206 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из опубликованных впосл. сочинений Д. наиболее известны: 4-томный труд о систематике и морфологии усоногих раков (1851-1854), «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) и «Насекомоядные растения» (1875). 2-е послужило основой для выделения новой науки (этологии), занимающейся поведением животных. В знак признания его заслуг Д. был похоронен рядом с И. Ньютоном в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Создание теории происхождения видов За время плавания на «Бигле» Д. удалось собрать большое количество биологических, геологических и палеонтологических материалов, классификацией и подробным изучением которых он занимался много лет. Во время путешествия Д. впервые серьезно задумался о роли пространственной изоляции в эволюции. На эту идею его натолкнуло изучение фауны Юж. Америки, явно возникшей в 2 этапа, причем древняя, раннетретичная, фауна по характеру эволюции отличалась от более поздней. Это позволило Д. предположить, что материки Сев. и Юж. Америка были долгое время изолированы друг от друга. В еще более яркой форме о роли пространственной изоляции в эволюции свидетельствовали наблюдения Д., сделанные им на Галапагосских о-вах, где он подробно исследовал дивергенцию «дарвиновских вьюрков», а также гигантских сухопутных черепах. Помимо установления роли пространственной изоляции в эволюции Д. во время раскопок нашел интереснейшие данные об эволюции, реально имевшей место во времени. Анализ палеонтологических материалов, собранных в Андах и Уругвае, в частности останков вымерших гигантских ленивцев и нек-рых ископаемых беспозвоночных, обнаруженных в меловых отложениях, окончательно убедили Д. в том, что эволюция действительно имела место. Представления об эволюции неоднократно высказывались и до Д. Наиболее четко они были сформулированы франц. натуралистом и философом Ж. Б. Ламарком. Его труд «Философия зоологии», содержащий в целостной форме представления автора об эволюции, вышел в свет в 1809 г., в год рождения Д. Поэтому основная заслуга Д. состояла не в развитии им эволюционной концепции, а в том, что он впервые серьезно задумался над главными факторами, к-рые движут эволюцией живых существ.

http://pravenc.ru/text/171374.html

2224 Ср. Bauckham 1993с, 153: «воскресение кажется неприемлемым нарушением тварного порядка, только если творение по–деистически предоставлено своим собственным имманентным возможностям». 2226 Я в некоторой степени следую параллельно весьма воодушевляющему эссе Watson 1994, а также, с некоторыми существенными отличиями, Coakley 2002, гл. 8. 2227 Коукли (Coakley 2002, 134) создает неверное впечатление, предполагая, что эта традиция в искусстве восходит к «уже представителю Нового времени Караваджо»: на многих средневековых иконах и фресках, в числе которых фреска на южном трансепте Вестминстерского Аббатства, изображен Фома, который прикасается к воскресшему Иисусу. 2233 Об умозаключениях в науке, а также о ее параллелях и связях с богословием, см., например, Polkinghorne 1994, гл. 2. 2234 Sanford 1995, 407сл., резюмирующий Harman 1965 и подобные труды. См. также, например, Thagard 1978. 2235 Полный обзор обычных типов аргументации предложен в различных работах Гари Хабермаса, например, 2001. 2238 Желающие узнать больше про разнообразные сложности понятия «смысл» могут обратиться, например, к Thiselton 1992, 13, и многим другим местам (указатель поможет выявить различные значения); также, например, Moore 1993. 2239 Именно этот вызов и изменение, похоже, отвергает Карнли (Carnley 1987, 93–95), когда пытается критиковать Westcott and Pannenberg. 2241 Вполне может быть, что истории о воскресении Иисуса изначально по замыслу авторов имели открытое окончание, чтобы их не использовала та или другая сторона ради того или иного интереса, сколь бы важными эти стороны и интересы ни были; это основное положение в Williams 2000, гл. 12. 2244 Этот довод иногда переворачивают: раз вы способны его познать, значит, он жив и был воскрешен. См., например, Lampe 1977, 150. 2248 Вот почему, как я объяснял в NTPG xiv–xv, я регулярно пользовался маленькой буквой «g», чтобы это предупредить (при переводе этот принцип не проводится. – Прим. пер.). 2250 См. краткое рассмотрение вопроса, например, в Merklein 1981, Perkins 1984. Об истории вопроса см. особенно Hengel 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010