По переписи 1662 г. в с. Тишках 70 черкасов. Указом 21 июня 1672 г. постановлено состоять боярским детям на службе в двух местах Харьковского полка: в Харькове – 87 человек, в Салтове – 129 человек (Собр. зак. Т. 1. 522). Но при ревизии 1724 г. оказалось в Харьковском полку однодворцев: а) служащих наравне с черкасами, в казаках и подпомощниках 890 человек (в том числе в Черкасских Тишках – 39 человек, в Русских Тишках – 82 человека, в Борщевой – 87, в Колупаевке – 123 человека); б) платящих подушный оклад 892 человека (в Русских Тишках – 263 человека, в Борщевой – 184 человека, в Колупаевке – 130 человек). Последних в 1732 г. назначено было перевести в состав Ландмилицкого корпуса. Мо было ли это исполнено? Ме видно. С том, что боярские дети, жившие в Тишках, Борщевом, отправляли службу в Харькове, говорят акты, например, межевая выписка в 1697 г.; «Харьковцу солдату Кузме Мелехову – села Тишков поступное поместье – от устья р. Мурома вверх по Мурому. – Ст Грачевой Яруги на Долгий курган, на большой высокий курган... С того по­местья он Кузма солдатскую службу служит». Другой акт: «с. Борщеваго боярский сын Мина Сбернихин Харьковец» в 1672 г. продал харьковцу Санину «Государево жалованье 40 четв. пашни и двор в с. Борщевом». РУССКАЯ И ЧЕРКАССКАЯ ЛОЗОВАЯ Первая при вершине р. Лозовой, в 20 верстах от Харькова, вторая на той же реке в 15 верстах. В межевой книге 1663 г. говорится: «А рус­ские помещики поселились на Лозовом колодезе и там живут и землею и сенными покосы и всякими угодьи владеют»; по делу 1757 г. с. Русская Лозовая, как и Проходы, Коренского стана Белогородского уезда и в ней при Николаевском храме священник Антоний. Метрики сего храма начинаются с 1759 г. Известен и антиминс, выданный в 1761 г. в Николаевский храм Русской Лозовой. Черкасская Лозовая с именем села упоминается в делах 1684 г., и, вероятно, что первый храм основался здесь не позже 1663 г. Священник Иоанн Калинин в своем прошении 1737 г. пи­сал, что он посвящен к Крестовоздвиженской церкви с. Лозового в 1717 г., а по делам 1725 г. видим в Лозовой двух священников. Иконы нынешнего Крестного храма, построенного в 1791 г., украшены серебряными ризами – это дары усердия гг. Квиток, которых предок полковой судья Семен Афанасьевич получил царскую грамоту на землю в Лозовой и на по­селение на ней 50 вольных черкасов. БОЛЬШИЕ ПРОХОДЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Удаление Преподобного Александра из Валаамского монастыря и поселение его на берегах реки Свири относится к 1485 году. С этого-то времени, собственно, и начинается история Свирского монастыря. Обстоятельства этого переселения, как передается в «житии», были следующие: однажды ночью Пр. Александр молился Богу, чтобы Он указал ему путь спасения. Вдруг слышится голос: «выйди отсюда на место, которое было показано тебе, и там спасешься». А показанное место было именно те Свирские леса, где Александр ночевал на пути в монастырь и где ему было видение. Богу угодно было, чтобы эта пустыня сделалась вселением в него святого человека, истинного подвижника и столпа благочестия, сделавшегося потом светилом христианской жизни для всего Олонецкого края. Придя на указанное Богом место, Пр. Александр устроил для своего жилища убогую хижину в 6 верстах от р. Свири, вблизи двух озер, из коих одно называлось Рощинским, а другое впоследствии названо было Святым. Это то самое место, на котором стоит теперь Александро-Свирский монастырь. В 9 верстах от этого места, где Пр. Александр устроил свою келью, жил в своем поместье боярин Андрей Завалишин. Отправившись однажды на охоту, Андрей увидел в лесу убогую хижину и решился зайти в нее отдохнуть. Эта хижина была келья Пр. Александра. Андрей рассказал случай, по которому он был в этой пустыне и нашел его хижину, не скрыл и того, что он боярин, присланный туда Великим Кн. Иоанном Васильевичем III. Пр. Александр с своей стороны, передал Андрею историю своей жизни на Валааме и в Свирской пустыне и просил его никому об этом не сказывать. Но Андрей не замедлил разгласить повсюду о дивном пустынножителе. Когда слух этот распространился, родной брат Пр. Александра Иоанн пришел к нему в пустыню и оба они стали подвизаться вместе. Затем, мало по малу, стали приходить сюда и другие, ищущие спасения. Пустыня стала населяться, число братии увеличиваться и явилась необходимость заниматься земледелием и прочим, необходимым для жизни; нужно было строить кельи для помещения братии, церковь и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Примечательно, что почти все осужденные проживали в Ковровском районе. Данный процесс проходил в самом начале второй пятилетки. Можно предположить, что он являлся частью практической реализации планов проведения безбожной пятилетки: ликвидация черного духовенства было одной из первых задач по времени осуществления. Вероятно, власти считали, что ликвидация черного духовенства пройдет для верующих более незаметно. Начинать борьбу с Церковью масштабной ликвидацией приходского духовенства для государства было нежелательно, т.к. верующие, оставшись без пастыря, утвержденного местными органами власти, могли попасть под влияние нелегально действующего духовенства; это в лучшем случае, в худшем же - в секты. В свою очередь, борьба с монахами являлась борьбой, во-первых, с тем самым нелегально действующим духовенством, во-вторых, с наиболее религиозной часть населения страны, показывавшей остальным верующим пример правильной духовной жизни; но в то же время отсутствие черного духовенства не создавало верующим трудностей с отправлением религиозных потребностей. Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. 322 с. С. 171-174. Село Эдемское, при пруде, отъ уезднаго города находится въ 17 верстахъ, а отъ губернскаго города въ 49 верстахъ. Село принадлежало помещику окольничему Никите Ивановичу Акинфову. Род Акинфовых известен с давних пор. Прадед Никиты Ивановича — Петр Чудинов Акинфов — был дмитровским помещиком во времена Ивана Грозного; дед — Федор Петрович — служил воеводой при Борисе Годунове и в годы Смуты; отец — Иван Федорович — состоял при царском дворе в Москве и умер в 1678 году. Сам Никита Иванович начинал службу также при дворе — стольником, затем возвысился до думного дворянина, а около 1689 г. стал окольничим. За многолетнюю верную службу московские государи жаловали Акинфовых поместьями, одним из которых и оказалось Эдемское (другое название — Введенское).

http://sobory.ru/article/?object=02467

Раскулицы, урочище. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Урочище Раскулицы (нежилое), Преображенская церковь. Построена в 1861 г., в усадьбе Врангелей. Раскулицы, усадьба (нежилое урочище вблизи деревни Черенковицы, Волосовский район Ленинградской области). С 1773 усадьба Раскулицы принадлежала семье Вахтиных. В 1853 генерал-лейтенант артиллерии Н.В. Вахтин продал имение Е.Д. Корф, которая занялась благоустройством усадьбы. Были построены деревянный господский дом, швейцарский домик и службы, окружавшие парадный двор. Около пруда разбит пейзажный парк, в центре которого устроен островок. На средства Евгении Дмитриевны Корф на месте деревянной, перенесенной сюда в 1778 г. из соседнего села Черенковичи (построена в 1720 г.) церкви построена в 1858-1861 гг. каменная церковь. На церковном кладбище похоронены представители семей Вахтиных и Корфов, владевших в разные года усадьбой, а также барон Георгий Ермолаевич Врангель - последний владелец усадьбы Раскулицы. В настоящее время от церкви сохранились руины, впрочем, не в самом пока плачевном состоянии. В притворе сооружено кирпичное строение (похожее на кинобудку), перегораживающее почти весь вход в церковь. Раскулицкая Преображенская церковь находится в имении баронессы Корф, на мызе Раскулицы, в 12 верстах от Волосова… Церковь, сперва, находилась в деревне Черенковицы, в 3-х верстах от Раскулиц, а в Раскулицах построена в 1778 г. надворным советником Федором Григорьевичем Вахтиным. Она была деревянная, во имя Преображения, с приделом Федора Стратилата. В 1861 г. она, по ветхости, разрушена. Нынешняя каменная, теплая, освящена 17 сентября 1861 г. благочинным Ямбургского собора священником Иоанном Аландским. Она построена на средства баронессы Евгении Дмитриевны Корф, по плану архитектора Буланова. Антиминс в церкви старый, освященный 1778 г. 28 мая митроп. Гавриилом. Длина храма 8 саж., ширина 4 саж. высота 4 саж, высота колокольни 6 саж. Церковные документы хранятся с 1810 г. Причт состоял из священника и дьячка. 1857 г. июня 28 дня указом Синода, Раскулицкая церковь приписана к Чирковицкой и туда переведен Раскулицкий причт. Ныне здесь служит Чирковицкий причт, получая за это от баронессы Корф около 100 руб. в год. Поместье в приходе одно - баронессы Корф, деревень 4: Черенковицы, Поддубье, Худанка и Плещевицы. Прихожан муж. пола 135, жен. – 158. /Священник Василий Копьев./ «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01259

В конце октября - начале ноября 1937 г. в Ковровском районе было арестовано несколько священников: Смирнов Николай Алексеевич (с. Русино), Доброцветов Николай Иванович (с. Любец), Хваленский Валентин Константинович (с. Марьино), Лекторский Афанасий Сергеевич (с. Крутово). Следствие утверждало, что они, «являясь участниками контрреволюционной группы церковников в сельской местности Ковровского района, на протяжении ряда лет вели среди населения Крутовского, Дмитриевского и Бельковского с/с. контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв Советской власти»: «на протяжении длительного времени вели среди колхозного населения контрреволюционную агитацию, оказывая сопротивление организации колхозов, агитировали колхозников не работать во время религиозных праздников, агитировали за выход из колхоза, чем срывали работу в колхозах. Занимались вымогательством материальных средств у населения на укрепление Церкви и духовенства. В целях более организованной работы устраивали между собой нелегальные сборища под видом приезда друг к другу в гости, где договаривались о совместной контрреволюционной работе среди населения, клеветали на экономическое положение Советского Союза». Смирнов якобы возглавлял эту организацию. Все четверо обвиняемых были расстреляны. (Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 202-203. Село Крутово при речке Нерехте находится в полуверсте от села Марьина, в 20 верстах от уездного города Коврова и в 60 верстах от Владимира. Церковь в селе издавна существует в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 1628 г. она записана так: «церковь Благовещенье Пречистой Богородицы в селе Крутце в поместье Петра Нефедьева сына Садыкова Сталпова…» До 1780 г. церковь в селе была деревянная, а в означенном году усердием прихожан построена каменная церковь с таковою же колокольнею; в 1814 г. в ней устроен придел и освящен во имя св. вмц. Параскевы. В 1852 г. церковь покрыта железом, вместо обветшавшего теса; в 1864 г. над главным престолом устроена сень. Престолов в ней два: в холодной – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в теплом приделе – во имя св. вмц. Параскевы. В церкви хранятся два старинных Евангелия: одно печати 1774 г. и другое – печати 1803 г.

http://sobory.ru/article/?object=02712

Каложицы. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1850 и 1859. Ссылки:   Адрес: 188440, Ленинградская область, Волосовский район, п. Каложицы Координаты: 59.421076, 29.046206 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каложицы, Екатерининская церковь. Построена в 1859 г., закрыта в 1938. Здание используется под клуб. Церковь Святой Великомученицы Екатерины находится на территории поселка Каложицы Волосовского района Ленинградской области. Построена на деньги местного помещика, который был хозяином поместья, Долгорукова Дмитрия Николаевича в 1859 году. Здание храма каменное. В 1938 году церковь закрыли. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1945 г.) власти разрешали вести службы, потом храм был переделан под клуб, благодаря чему здание более или менее сохранилось. Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Каложицах построена в стиле классицизма. Внутри разделена на три объема. Вход находится в торце здания без козырька и крыльца. Украшения практически отсутствуют, кроме оконных проемов. Окна высокие, оконные проемы оформлены в форме арок, наверху которых лепные украшения, отделанные металлической полосой в виде куполов. Крыша покрыта шифером. В 2005 году в церкви возобновились богослужения. В настоящее время ведутся ремонтные работы. Село Каложицы (Коложицы)находится в 100 верстах от Петербурга и в 30 верстах от Ямбурга. Церковь построил здешний помещик, полковник гвардии Димитрий Николаевич Долгоруков в 1859 г. За постройкой наблюдал управляющий его Яков Васильевич Крупеничин. 20 июня 1859 г. церковь освящали Ильешские священники Федор Орлов и Михаил Тихомиров с соседними священниками. Антиминс освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 8.

http://sobory.ru/article/?object=01264

Не откажите мне, Владыко Святый, в ваших святительских молитвах, – я крайне в них теперь нуждаюсь»... 28 числа в 1 часу пополуночи выехал по железной Николаевской дороге и, доехавши до станции Бологое, перешел на Рыбинско-Бологовскую дорогу. Остановившись на станции Эваново, осмотрел церковь , посетил дом священника, который предложил мне чай, а у помещика, тут ­же живущего, А. Н. Ресина имел завтрак. На эту станцию высланы были для меня и моей свиты экипажи от Предводителя Вышневолоцкого дворянства, отставного полковника гвардии, Александра Феодоровича Лодыгина, который пригласил меня освятить вновь построенную в его имении – село Отрадное (Алексейское тож) каменную церковь . Село это от станции Эваново в 40 верстах. По пути в Отрадное я осмотрел две церкви: в погосте Дубровском и в селе Косткове. В Дубровском церковь деревянная, очень убогая. Вблизи ее сооружается новая каменная церковь . В селе Косткове церковь довольно благолепная. Здесь встретило меня довольно много народа и несколько из окрестных помещиков, между прочим, князь Путятин, двоюродный брат Лодыгина. Мой путь лежал мимо поместья князя по живописной местности. Около 4 часов пополудни я прибыл в село Отрадное, подъехал к новосооруженной церкви, где приходский священник Флоренский встретил меня речью, в которой, между прочим, изъяснил, что в этой местности епархиальные архиереи никогда не бывали. Тут ­же находился и строитель храма с своею благочестивою супругою Варварою Александровною, по желанию коей собственно и воздвигнут был храм. Церковь небольших размеров, но красивой архитектуры. Особенное украшение ее составляют изящный иконостас из черного дуба с красным и ореховым деревом и по местам с позолотою; иконы в иконостасе, в фряжском стиле, очень тщательной кисти. От церкви приведен я был в назначенное мне помещение и затем приглашен был к обеденному столу. В 6 часов слушал у себя в квартире всенощную праздничную службу в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 29­ числа, в 9 часов утра, отправился, вместе с помещиком, в село Сорогожское, верстах в 3–4-х от Отрадного, к литургии. Церковь переполнена была народом. Служба шла довольно порядочно. После литургии зашли в дом священника Флоренского и напились чаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Всё это было утрачено при разорении церквей с приходом Советской власти. Последним известным священником села Овсянниково стал Михаил Ефимович Белороссов. В начале 1930-х гг. он уже священствовал в Казанском и Никольском храмах Овсянниково и Кувезино. Перед Рождеством 1933 года – 6 января – о. Михаил был арестован и осужден на 3 года лишения свободы. Дальнейшая судьба священника неизвестна. Одной из причин ликвидации обоих храмов стало как раз отсутствие священнослужителя при них. Решением Ивановского облисполкома от 15 апреля 1939 года была официально закрыта Казанская церковь. Примерно в это же время была закрыта и Никольская кувезинская церковь. Оба храма были обращены в складские помещения. Как уже говорилось выше, церковь в Овсянниково сохранилась довольно неплохо, потеряв лишь обитый железом деревянный шпиль на колокольне, да пять глав. Была разобрана и церковная ограда со Святыми воротами. Храму в Кувезино «повезло» гораздо меньше: его колокольня полностью разобрана, придел без кровли обвалился, а местные жители у его стен нашли идеальное место для свалки мусора. Отдалённость Никольской церкви и её аварийное состояние с каждым годом оставляют всё меньше надежд на восстановление. А в Казанском храме села Овсянниково снова зазвучал голос священника и люди собираются на праздничные богослужения. Из церкви вынесен весь мусор, каменный пол выметен и осталось совсем немного времени, когда старый храм со вновь возведённым шпилем и маковками, с залатанными дырами в стенах и побеленными колоннами вновь предстанет во всей своей первозданной красе. Село Овсянниково находится в 28 верстах от уездного города Коврова и в 90 верстах от Владимира. В начале XVII ст. церковь в селе существовала в честь св. и чудотв. Николая и значится в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1644 г.: «церковь Николы чудотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в сельце Овсянникове…», а под 1672 г. показано: «отдана Суздальскому архиепископу…» В 1826 г. вместо бывшей деревянной Николаевской церкви усердием прихожан сооружена каменная пятиглавая церковь с каменною же колокольнею; в 1872 г. усердием тех же прихожан при церкви построена каменная ограда. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери и в теплой трапезе: на южной стороне - во имя Иоанна Предтечи и на северной - во имя св. и чудотв. Николая. В церкви имеются старинные иконы св. и чудотв. Николая и Казанской Божией Матери. К Казанской церкви приписана Николаевская села Кувезина Вязниковского уезда церковь.

http://sobory.ru/article/?object=03795

Церковь чтит преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия Радонежского 11 октября, 2015. Новостная служба Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Тому же они научили своих детей 11 октября Православная Церковь празднует память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского В четырех верстах от Ростова Великого находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (вторая половина XIII века – 1339 год). До нашего времени дошло очень мало сведений о жизни благочестивой четы, но дарованный им сын –Преподобный Сергий, игумен Радонежский, – лучше всяких похвал показал «доброту благословенного древа». Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и тогда семейство поселилось в селе Радонеж близ церкви Рождества Христова. Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Тому же они научили своих детей – Стефана, Варфоломея и Петра. Когда Варфоломей (будущий игумен Радонежский) попросил у родителей благословения на иноческую жизнь, родители уговорили сына послужить им в старости и испытать твердость его намерения. Сын согласился, чтобы не ослушаться и сохранить родительское благословение. Со временем дух иночества сообщился от сына и родителям. По обычаю тех времен, благочестивые супруги, вырастив детей и состарившись, принимали иноческий постриг и уходили в монастырь, чтобы провести остаток своей земной жизни в подвиге покаяния и молитвы. Бояре Кирилл и Мария приняли иноческий постриг и поселились в Хотьковом монастыре, что в трех верстах от Радонежа. Но недолго потрудились бояре-схимники в иноческом звании: не позже 1339 года они с миром отошли ко Господу.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-prepodob...

Гнездилово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1801. (дата переноса церкви из с. Хотетово в Гнездилово). Год утраты:Не установлен. Адрес: 303161 Орловская обл., Болховский р-н, Гнездиловский с/с, с. Гнездилово Координаты: 53.52863, 35.91685 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная однопрестольная церковь, перенесенная в село в 1801 г. из Хотетово. Разрушена в ХХ в. Уцелели кирпичные церковные дома (возможно — фрагменты недостроенной кирпичной церкви) нач. ХХ в. http://www.bolhov.ru/ Село Ближнее Гнездилово расположено в 60 верстах от епархиального города Орла и в 8 верстах от Болхова. Село раскинулось по сторонам большого оврага; через село проходит старая большая дорога из Болхова на Сухиничи. Жители по преимуществу земледельцы, прихожан 596 душ муж. и жен. пола. Почва глинистая с примесью чернозема и дает нередко обильные урожаи. Помимо земледелия крестьяне живут отхожими промыслами, уходя преимущественно на каменные и штукатурные работы. Приход села Гнездилова имеет длинную историю. Он существовал еще в XV ст. и некогда составлял, по свидетельству церковной летописи, отдельную княжескую вотчину; позднее Гнездилово пришло в упадок. В начале XVII ст., как гласит местное предание, население его занималось разбоем; после одной неудачной попытки все жители во главе со своим помещиком были сосланы. По всей вероятности на этот период в истории села указывает название его Гнездиловым, так как там было разбойничье гнездо. Ближним же оно названо в отличие от другого соименного села Болховского уезда – Дальнего Гнездилова. Село перешло к новому владельцу, и он заселил его своими крепостными из поместья в Кромском уезде. В 1749 г. в Гнездилове числилось не более 30 дворов. В 1837 г. Гнездиловский приход был закрыт совсем и состоял приписным к церкви села Шумова до 1847 г. Вновь открытый он просуществовал самостоятельным до 1876 г. В период 1876-85 гг. вместе с Хотетовым входил в состав прихода села Кривчего. В 1885 г. с восстановлением Хотетовского прихода снова был отчислен к Шумову, пока наконец в 1900 г. не получил теперешнего вида.

http://sobory.ru/article/?object=14942

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010