Но с завоеванием Казанского царства, по мере передвижки передовых оборонительных линий в глубь безлюдных, хотя и плодородных степей, оба этих удобства совмещались все реже, и испомещение все более затруднялось: на земле, нуждавшейся и в ратнике, и в сельском хозяине, приходилось сажать массу помещиков, которым было не до сельского хозяйства. К этому прибавилось новое неудобство, созданное тем же расширением государственной территории на юг и юго-восток. С половины XVI в. обнаруживается усиленный отлив сельского населения с центрального суглинка на южный донской, верхнедонецкий и средневолжский чернозем. Этот отлив сулил хозяйственную опору служилым людям, там испомещавшимся, но при первой встрече на диком степном поле и крестьянин-новосел и помещик-переведенец, одинаково нуждаясь друг в друге, не могли сразу сладиться один с другим в отношениях землевладельца и оброчника-арендатора. Мы сейчас увидим, как они устроились. Этот же отлив расширил площадь пустопорожних земель в центральных, сравнительно густо населенных уездах. Но такие необорудованные земли неохотно разбирались в поместья: они требовали капитала, охоты и уменья их разработать; всего этого недоставало служилым людям того времени. Вот почему поместные дачи редко равнялись окладам, и потому же в документах второй половины XVI в. встречаем множество новиков, которые исправно служили по нескольку лет, но оставались беспоместными, не могли приискать или получить удобных поместий. Одно сопоставление наглядно укажет, насколько потребность в удобной для испомещения земле превышала ее наличность. При разборе, верстанье и раздаче денежного жалованья составлялись книги или списки уездных служилых людей, называвшиеся десятнями, с разделением служилых людей на чины и статьи, разряды, и с обозначением их поместных и денежных окладов, а также их службы (вооружения, походных слуг и коней). По коломенской десятне 1577 г., назначено было дворянами детям боярским Коломенского уезда окладного поместного надела 84 тысячи десятин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Значит, без поместной системы, путем естественного народнохозяйственного оборота у нас не образовалось бы столько частных земельных собственников, сколько их оказалось в XVIII в. В этом отношении поместная система имела для русского дворянства то же значение, какое получило для крестьян Положение 19 февраля 1861 г.: этим Положением искусственно, при содействии государства, создано крестьянское землевладение, т. е. огромное количество земли на правах собственности передано крестьянским обществам. УЕЗДНЫЕ ДВОРЯНСКИЕ ОБЩЕСТВА. III. Развитие поместного землевладения создало уездные дворянские общества - местные землевладельческие корпорации. Напрасно образование Таких обществ считают делом законодательства XVIII в., императрицы Екатерины II преимущественно. Местные дворянские общества были уже готовы в XVI в. Когда надобно было " разобрать " дворян и детей боярских известного города, т. е. сделать им смотр, поверстать их поместными окладами или раздать им денежное жалованье, и если это происходило на месте, а не на стороне, не в Москве и не в другом сборном пункте, городовые служилые люди съезжались в свой уездный город. Здесь они выбирали из своей среды окладчиков - людей надежных и сведущих, человек по 10, по 20 и более на уезд и приводили их ко кресту на том, что им про своих товарищей сказывать производившим разбор или верстанье командирам или уполномоченным обо всем вправду. Эти присяжные окладчики показывали об уездных служилых людях, кто каков отечеством и службою, каковы за кем поместья и вотчины, к какой кто годен службе, к полковой, походной, конной или к городовой, осадной, пешей, сколько у кого детей и сколь они велики, как кто служит, является ли в поход с надлежащим служебным нарядом, т. е. с положенным количеством ратных людей и коней и в узаконенном вооружении, " кто к службам ленив за бедностью и кто ленив без бедности " , и т. п. При получении денежного жалованья служилые люди уезда связывались между собою порукой. Обыкновенно за каждого ручался " в службе и в деньгах " кто-либо из окладчиков, так что у каждого окладчика подбирался отряд, связанный его поручительством, как бы его взвод.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

е. ведомстве, служило больше 200 человек сокольников и кречетников. В конюшенном ведомстве числилось свыше 40 тысяч лошадей, к которым приставлено было чиновных, людей, столповых приказчиков, конюхов стремянных, задворных, стряпчих, стадных и разных ремесленников больше 600 человек. Это были большею частью все люди породою " честные " , не простые, были пожалованы денежным жалованьем и платьем погодно и поместьями и вотчинами, " пили и ели царское " . Со смерти царя Алексея в этих ведомствах осталось мало дела или не стало никакого: больным царю Федору и царевичу Ивану было трудно выезжать из дворца часто, а царевнам некуда и непристойно; Петр терпеть не мог соколиной охоты и любил бегать пешком или ездить запросто, на чем ни попало. Этому праздному придворному и дворцовому люду Петр и задал более серьезную работу. Он начал верстать в свою службу молодежь из своих спальников и дворовых конюхов, а потом сокольников и кречетников, образовав из них две роты, которые прибором охотников из дворян и других чинов, даже из боярских холопов, развились в два батальона, человек по 300 в каждом. Они и получили название потешных. Не думайте, что это были игрушечные, шуточные солдаты. Играл в солдаты царь, а товарищи его игр служили и за свою потешную службу получали жалованье, как настоящие служилые люди. Звание потешного стало особым чином. " Пожалован я, - читаем в одной челобитной, - в ваш великих государей чин, в потешные конюхи " . Набор потешных производился официальным, канцелярским порядком: так, в 1686 г. Конюшенному приказу предписано было выслать к Петру в Преображенское 7 придворных конюхов для записи в потешные пушкари. В числе этих потешных рано является и Александр Данилович Меншиков, сын придворного конюха, " породы самой низкой, ниже шляхетства " , по замечанию князя Б. Куракина. Впрочем, потом в потешные стала поступать и знатная молодежь: так, в 1687 г. с толпой конюхов поступили И. И. Бутурлин и князь М. М. Голицын, будущий фельдмаршал, который за малолетством записался в " барабанную науку " , как говорит дворцовая запись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Государство за их службу давало им поместья, которые не составляли собственности их владельцев, данных поместий нельзя было ни продать, ни заложить, ни отдать по душе; помещик имел только право пользования, да и то на время службы. По смерти служилого человека, часть бывшего за ним поместья отдавалась его жене и дочерям до их смерти, или до выхода замуж, или до пострижения; остальное же отдавалось находящемуся на службе, но еще не верстанному особым поместьем сыну покойного; впрочем, если все дети умершего были еще очень малы для службы, то выросши и поступивши на государеву службу, они могли просить, чтобы их поверстали отцовским поместьем; за неимением же в потомстве умершего лиц, годных на службу, поместье отписывалось на государя; точно также имение отписывалось на государя и в том случае, если помещик не являлся на службу и не мог объяснить своей неявки достаточными причинами. Понятно, что дети боярские, получавшие поместья только в пожизненное владение и имевшие в них единственный источник содержания, находились всегда в безусловной зависимости от государства, и только исправною службою и тщательным исполнением всех предписаний правительства могли оградить себя от потери жалованного им поместья. Сказанное нами о княжеских и царских детях боярских имеет всю свою силу и относительно архиерейских детей боярских. Мы говорили, что к архиереям поступали на службу свободные служилые люди, из которых многие, нанявшись служить одному архиерею, оставались на службе и при его преемниках со всем своим потомством, так что у архиереев явились с течением времени целые роды служилых людей. Когда же государство название боярина стало усвоять только самым высшим должностным лицам при дворе князя, то и у архиереев все должностные и служилые лица, за исключением самых высших, получили название детей боярских, которые строго отличались от бояр. При московских митрополитах мы встречаем целые роды детей боярских уже в XV веке, некоторые из них затем встречаются и в списках патриарших служилых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Кроме указанного деления детей боярских по их происхождению на изстаринных и вновь принятых, Уложение разделяет их еще, по их государственному положению, на три статьи, и за безчестие каждой из них полагает особую плату, именно: за безчестье первой статьи 15, второй 10 и третьей 5 рублей. Патриарших детей боярских Уложение ставит ниже детей боярских царских; митрополичьих, архиепископьих и епископьих – ниже патриарших, так как за безчестье детей боярских царских полагается безчестье же, патриарших – указанная нами выше денежная пеня, за безчестье же детей боярских митрополичьих, архиепископьих и епископьих тоже денежная пеня, но ниже, чем за оскорбление патриарших детей боярских, именно: за безчестье первой статьи 10, второй 7 и третьей 5 рублей 168 . Петр Великий прекратил существование архиерейских детей боярских, как отдельного сословия, зачислив их, по большой части, в военную службу. Так, указом 1705 года повелевается: «патриарших дворян и архиерейских детей боярских и монастырских слуг и служебников и всяких чинов людей и их детей, которые в службу годятся... выслать с стряпчими в Новгород тотчас, без всякаго мотчания и явить кому надлежит; а в патриарших и архиерейских домех и монастырях оставить самых старых, которые на лошадях сидеть не могут» и пр. 169 . Архиерейские дети боярские обязаны были архиереям службою, в награду за что они получали от архиереев поместья 170 и разные доходные должности по епархиальному управлению 171 . Поместные земли давались архиереями их боярским детям как жалованье за их службу, почему в поместных архиерейских грамотах употребляются обычные формулы выражения: «а как мы своих детей боярских, своим жалованьем, поместьи, учнем верстати», или: повелеваем, говорится в другой грамоте, кормить и поить сестер «с того нашего жалованья, с своего поместья» 172 . Поместная система, принятая архиереями, ничем не отличалась от государственной, так что основания для раздачи земель архиереями и самые условия этой раздачи были те же, что и в государственной поместной системе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

слоёв общества выходили люди, по своему имущественному положению становившиеся в уровень с боярством. Они так же, как и бояре, делались обладателями значительных земельных владений и капиталов – но не могли быть за недостатком специального закона включены в круг бояр. Это „житьи люди“. Чувствуя, что в этом сопоставлении бояр с „житьими людьми“ не всё благополучно, автор далее (86) прибавляет: „Конечно, в общем своём большинстве житьи люди всё же не так были богаты, как бояре, образ жизни их был менее аристократичен. Житьи люди – класс, значение которого, действительно, остаётся до сих пор неразъяснённым. Позволим себе привести некоторые наши соображения по этому поводу. В Новгородской 1-й летописи можно указать места, где перечисляются новгородские общественные классы и где за классом „огнищан“ следует класс гридей, за которыми идут в свою очередь купцы. Так под 1166 г. читаем: „В то же лето на зиму приде Ростислав ис Кыева на Лукы и позва Новгородьце на поряд: огнищане, гридь, купце вячшее“. Под 1195 г.: „Позва Всеволод Новгородьце на Чьрнигов, на Ярослава... и Новгородьци не отпьрещася ему: идоша с княземь Ярославьмь огнищане и гридьба и купци“. Впоследствии при таких же перечислениях новгородских общественных классов и в летописях и в новгородских актах место огнищан занимают бояре, а термины гридь и гридьба заменяются словами „житьи люди“. Можно поэтому думать, что термины эти совпадают. Ср. также Пск. лет. I 1468 г.: „огнищане, гридьба и кто купець“ (260). Но гриди, гридьба, как мы знаем, – младшие дружинники, военные люди. Замечательно, что когда при Иване III Новгородцев массами переселяли в пределы московского государства, то „житьих людей“ селили не в городах, как купцов, а верстали поместьями, вдвигали их в состав московского военно-служилого класса. Нельзя ли из всего этого заключить, что „житьими людьми“ назывался в Новгороде военно-землевладельческий класс, не чуждый в последние века новгородской истории также и торговли, наложившей в Новгороде свой отпечаток на всё новгородское общество?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем по пересылке взаимных охранных проезжих грамот послам для договоров о мире, прибыли в назначенное место в начале декабря и царские послы, дворянин и кашинский наместник князь Димитрий Петрович Елецкой, дворянин и козельский наместник Роман Васильевич Олферьев и дьяк Николай Басенок Верещагин 4 . Посредником же между обосторонними послами был вышеупомянутый папский посланник иезуит Антоний Поссевин. Но поскольку назначенное для съезда место Запольский стан казаками тогда был большей частью выжжен, то и не могли все в оном поместиться. И так остались там только русские; польские же послы остановились в селе Пожеревище, оттуда в 15 верстах, а Поссевин в деревне Киверове Горке, где и первый съезд их был 13 декабря. По двадцати съездах и по многих переговорах и спорах об императорском цесарском и царском титуле 5 , об уступке лифляндеких городов, о возвращении завоеванных русских, о размене пленных и проч., наконец 15 января 1582 года, подписано было перемирие на 10 лет; уступлены польскому королю все лифляндские города и замки числом 34, а по сказанию Гейденштейна только 18, в том числе Дерпт, 24 года бывший в полном владении российском и одними русскими уже населенный, хотя царь возвратить его весьма не хотел, и соглашался лучше уступить Великие Луки, Заволочь и другие некоторые города; положено выпустить из всех лифляндских мест русских жильцов, церковную утварь, духовенство и артиллерию, в прибавок тому отдать Польше Торопец к Смоленску, а Полоцк и Велиж к Литве. Со своей стороны польские послы согласились возвратить России все завоеванные города от Невеля и Великих Лук до Пскова и Новгорода. О лифляндеких пленниках, коих в России было множество из знатных, ничего не положено, либо потому, что царь надеялся через них со временем опять иметь влияние на Лифляндию, либо, как лифляндские историки пишут, потому, что польский король хотел разделить сию область в поместья своим племянникам и служащим у него венгерцам, а Поссевин не счел де за нужное ходатайствовать за лифляндских лютеран. По сей причине почти все сии пленники остались в России, а многие и к греко-российской церкви обратились. Уже царь Борис Годунов при вступлении на престол всех их отпустил с наградой. Шведский король выключен был из мирного договора и даже, как пишет Далин, в мирных между Россией и Польшей статьях положено: «Нарве оставаться за тем, кто прежде оную отымет у шведов и потом наилучше защищать возможет, против кого бы то ни было, не нарушая однако тем мира». Польские историки считают в сию войну потерю России убитыми якобы до 300 тысяч человек и пленными до 400 тысяч. Но их столько и во всех завоеванных местах едва ли было. Столь же ложно их сказание, что будто они тогда завоевали русские города от Стародуба до Чернигова, от Двины до Старицы и от Новгорода до Ладожского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Чтобы разобраться во взаимных обвинениях, Шестому Олешеву и Петру Васильевичу Брянчанинову была назначена очная ставка, на которую Петр Васильевич представил «Письменные речи», им самим и зачитанные. Обращает на себя внимание, как грамотно и ясно изложена в них суть дела: «…A он Шестой ныне годов в 50, и на государеве службе по ся места нигде не объявливался, а до розбору и помесным окладом не верстан, а своею долею поместья владеет, што ему досталось после отца ево, и ныне; а в челобитье своем написал беспоместен, хотячи нас государю неслугами зделать, таковым же, как сам», в конце приписано: «Дал се речи на очной ставке Петр Брянчанинов, а сказал, что се речи писмо рука ево Петра». Дело это было решено в пользу Петра Васильевича; упоминаемая в его челобитной деревня Кривудино (Криводино) находилась во владении Брянчаниновых вплоть до 1917 года. К концу жизни Петр Васильевич имел по окладу 450 четей и в дачах — 310 четей. Из Писцовой книги по г. Вологде видно также, что «имел Петр Васильевич Брянчанинов за соборною церковью к Ильинским воротам двор в длину 16 сажень попереч 10 сажень с полусаженью». В 1629 г. Петр Васильевич скончался. После его смерти Шестунка Олешев начал снова тяжбу. Но тут против него с челобитной от 14 января 1630 г. выступили беспоместные братья Петра Васильевича: Федор, Борис, Богдан и Семен — Васильевы дети, а 15 марта 1630 г. к Государю обратился также самый младший их брат, Иван, прося отдать ему пустошь Княгинино: «а та пустошь Княгинино родственная брата моего родного Петра». Это дело также было решено в пользу Брянчаниновых — вдовы Петра Васильевича Маврицы с детьми Константином и Марьей и его братьев. По крайней мере три брата Петра Васильевича пережили его на много лет. Так, Федор и Семен Васильевичи занимались меной своих поместий с двоюродными племянниками еще в 1663 году. А о Богдане Васильевиче известно из челобитной его жены Авдотьи Михайловны, что он скончался в 1657 году. О потомстве пятерых братьев Петра Васильевича, однако, ничего не известно. Сын же его самого, Константин Петрович Брянчанинов (р. 1620) в 1664 г. был воеводой в Лихвине и скончался около 1670 г., оставив после себя троих детей: Петра, Арину и малолетнего Степана. Однако уже к 1682 г. из двух сыновей в живых оставался только Степан, умерший около 1700 г. без потомства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Описи многих монастырей сообщают часто неточные сведения о монастырских земельных владениях, кроме того, хотя монастырские власти заботились о сохранении списков с писцовых книг, все же во многих монастырях они пропадали. Лишь обобщая сведения из разных источников, что вынуждены были делать, например, Рожков, Ю. Готье и др., можно составить целостную картину по некоторым областям страны. Иностранцы, которые посещали Москву в XVI или XVII в., свои оценки строили больше на высказываниях разных лиц, чем на знании приказных документов. И все же эти оценки можно принять без особой критики, ибо они более или менее соответствовали действительности. Слова некоего Климента Адамса, посетившего Москву в 1553 г., о том, что «tertiam fundorum partem totius imperii tenent monachi» [третья часть земли всего царства принадлежит монахам], подтверждаются замечаниями других иностранцев. Англичанин Джером Горсей, который безвыездно жил в Москве с 1572 по 1590 г., ссылается на слова царя Ивана IV, сказанные им на Соборе 1580 г., о том, что русское духовенство «владеет третьей частью всего царства». То же самое говорил и швед Петер Петрей, посетивший Москву в конце XVI и начале XVII в. и в 1615 г. опубликовавший путевые заметки о Московском государстве  . С. Ф. Платонов в своих превосходных «Лекциях по русской истории» считает вполне достоверным, что в конце XVI столетия в руках духовенства, митрополита, архиерейских кафедр и монастырей находилось до 37% всей пашни  , а еще — леса и покосы. В пяти уездах Московского центра одни только монастыри владели 230721,8 четверти (=115360,9 десятины) земли  . И в Новгородской земле владения монастырей в XVI в. были очень велики  . Монастырские владения в Поморье (уезды Устюжский, Сольвычегодский, Двинский, Тотемский, Архангельский) и в Вятской земле в XVII в. были огромными  . О Понизовье мы уже говорили. Невелики были монастырские владения лишь на западе (за исключением новгородских монастырей) и на юге, на границе со степью, где правительство очень бережливо относилось к земле, которую оно верстало служилым людям в поместья  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Злоупотребления со стороны воевод продолжались по-прежнему; а жалобы на них со стороны народа были часто не безопасны и навлекали на народ новые бедствия. Поступит на воеводу к царю челобитная, пошлется по этой челобитной следователь: он запутает жителей в дело; начнутся правежи, сажание в тюрьмы и всякого рода притеснения Строже всяких злоупотреблений по управлению, верховная власть наказывала малейший, хотя бы непреднамеренный, недостаток уважения к царской особе. В 1641 году кузнецкий подьячий, в отписке от имени воеводы о посылке мехов, сделал какую-то незначительную описку в царском титуле. Подьячего за это велено было высечь батогами, заключить на неделю в тюрьму и отставить от службы, а сам воевода за недосмотр получил строгий выговор. В видах защиты государства правительство старалось удержать служилых людей в своем звании, чтобы всегда иметь готовую силу. С этою целью в 1640 году запрещено вступать в холопы не только дворянам и детям боярским, находившимся на службе, но и родственникам их, еще не верстанным на службу, и таким образом этому сословию пресечен был путь терять свои права по рождению и поступать в рабское состояние. Убегая от тяжести военной службы, служилые люди женились на крепостных женщинах, но теперь таких ведено было возвращать в служилое сословие и давать им поместья. Так уничтожился древнейший русский обычай, по которому женившийся на рабе сам становился рабом. Опасность набегов татар вызывала необходимость постройки новых городов на юге России и укрепления старых, Деятельность этого рода заметно усиливается с 1635 года. В этом году был построен Тамбов (Танбов). По царскому приказанию велено было набрать служилых людей на житье в этот город из Москвы, а также из некоторых южных городов. Самые деятельные меры к обороне юга происходили в 1637-38 гг. В предшествовавшие годы татары делали несколько набегов, с одной стороны на ряжские, рязанские и шацкие, а с другой-на ливенские, елецкие, чернские, новосильские и мцен-ские места, перебили многих людей, жгли селения и подгородные слободы, погнали множество пленных обоего пола и всякого возраста.

http://sedmitza.ru/lib/text/435645/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010