По выражению апостола, благодатная вера дается Духом 64 в святых таинствах Церкви, но действенно открывается в верующем не всегда тотчас после таинств, чаще всего он должен предварительно много потрудиться в борьбе с личными страстями и показать опыты верного исполнения Божией воли, лишь тогда в нем начинают обнаруживаться признаки необычайной силы веры. При этом уверенность его в Божией любви, небесном Промысле лично над ним и в Божием содействии ему делается какой-то удивительно крепкой, дерзновенной и, если можно так выразиться, сыновне смелой пред Богом. Означенная сверхъестественная и богоданная сила уверенности в Боге есть наиболее яркий признак чудотворной веры, которую Спаситель назвал верой с горчичное зерно 65 . Она – плод Святого Духа и делает слова и действия человека чудесными. От сердца благодатно верующего через слова веры истекают реки силы Божией, или воды живой, и окружающие чудотворца воочию видят славу Божию 66 , дознают верность его ясновидения 67 Бога и чудес. Духодвижимая вера – изгонительница бесов, врач больных, властительница над явлениями видимой природы и сверхъестественный путь к научению новым языкам 68 . Ей, как сорастворенной с Божией силой, подчинены самые законы окружающей нас природы. Она может приостанавливать их действия, направлять по своей воле и изменять. Носителям чудотворной веры за их безграничную преданность Богу Господь как бы уделяет часть Своей Божественной власти и силы, чтобы они по своему усмотрению применяли ее к нравственной пользе тех или иных людей. Призывая апостолов к такой вере, Спаситель сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» 69 . Благодатная сила, неотлучная от свято живущих, сообщает их вере непоколебимость, пламенность и христоподражательную действенность. Так, апостол Петр в Иерусалимском храме чудесно исцелил некогда хромого от чрева матери. Объясняя происхождение упомянутого чуда, он сказал народу, собравшемуся около исцеленного: «Сего (человека] укрепило имя Иисуса Христа ради веры во имя Христово... Вера, которая от Иисуса Христа, даровала ему исцеление это пред всеми вами« 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Поистине велик и силен верою в непреложность божественного обетования о назначении избранного народа был человек, который один, среди всеобщего уныния и подавленности, осмелился выступить против жестоких угнетателей. И это было в такую мрачную пору нравственного падения, когда даже колено Иудино совершенно пало духом и готово было выдать израильского героя его смертельным врагам, делая ему оскорбительный укор. «Разве ты не знаешь, говорили ему раболепные и малодушные собратья, что филистимляне господствуют над нами? Что ты сделал нам, навлекая месть филистимлян?» Народ уже примирился с своим тяжелым положением и согласен был жить в рабстве у идолопоклонников, и за такой-то народ Самсон, не имея никакой поддержки от него, должен был вести отчаянную борьбу с врагами. Он и сам тяжко и часто падал нравственно, – но, несмотря на все эти падения, сохранял самую трогательную верность Иегове, которая еще более окрепла в нем под влиянием тяжких испытаний последующей жизни. Несмотря на кажущееся оставление его Богом отцов, когда он находился в плену у филистимлян и, ослепленный, осужден был на каторжную работу, вера его не ослабевала и там, и ее-то он неопровержимо доказал, когда потряс столбы здания, в котором веселились идолопоклонники, торжествовавшие победу своего бога Дагона над поборником Иеговы. И неудивительно, что память о нем свято сохранилась из века в век, и в этой памяти народ черпал новое мужество и новые жизненные силы. Но кроме личного величия, история Самсона имела глубоко поучительный характер и для всего народа. Весь смысл ее заключается в том, что он был назорей. Своею необычайною силою он обязан был своему назорейству, как посвящению Богу; но слабость его заключалась в преданности чувственным и плотским похотям, предаваясь которым, он нарушал свой обет. В обоих отношениях он был не только типом своего народа, но и зеркалом, в котором Израиль воочию мог видеть и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непреоборим в своей силе, но когда он нарушал этот завет, предавался чувственности и грязному идолопоклонству, этому духовному прелюбодейству, то сила его ослабевала, он делался жалким рабом и повергался в бездну духовного и гражданского падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Поможем же тем, кто страдает теперь за верность Христу и за преданность Святой Церкви Его. Нам, быть может, не придется побывать в Святой земле и поклониться святым местам, – поможем же по силам нашим тем, кого Господь удостоит исполнить это святое дело. Сотворим, православные, милостыню Христа ради – ради святого града Иерусалима, ради Гроба Господня, ради святых мест, где совершено наше спасение драгоценнейшей кровью Спасителя нашего Господа Иисуса Христа; не умолкнем и мы Сиона ради и не успокоимся мы ради Иерусалима ( Ис.62:1 ), доколе снова воссияет там благочестие и доколе для православных христиан всех племен, так же как и для русского народа, не станет Святая земля как бы своей родной землей, в которую одни могли бы ходить без печали, а другие жить там, как во дни Давида и во времена благочестивых православных царей, во всяком благочестии, мире и довольстве, доколе не кончатся для Иерусалима времена языков и воцарится Господь вовек и Бог нового Сиона в род и род. Беседа, сказанная в зале церковной школы, что на Галерной Гавани в Санкт-Петербурге, перед открытием внебогослужебного чтения В книге псалмов Давидовых первое место занимает псалом, который начинается такими словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь ( Пс.1:1–2 ). Это значит: счастлив тот человек, который не ходил туда, где собираются нечестивцы и советуются о делах нечестия. Кто это нечестивцы и какие дела их? Это люди, которые потеряли честь, которые Бога не боятся и людей не стыдятся. Это люди, готовые на всякое беззаконие; украсть, ограбить, обмануть, блудодействовать, пьянствовать – вот их дела. Счастлив тот, кто не ходит на собрания этих развратников; блажен, кто не слушает разговоров их. А у кого все желание в законе Господнем, кто поучается в законе Господнем день и ночь, тот блажен: он будет как дерево, посаженное при потоках вод: оно даст плод свой в свое время, лист его не отпадет ( Пс.1:3 ). Это значит, что такой человек стоит твердо; несчастья не сокрушат его; во всем, что он делает, имеет успех, потому что над ним почивает благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

После этого события Исаак еще прожил сорок три года, но он уже ничем не заявлял о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он однако же избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостью можно так же угодить Богу, как и жизнью, исполненною великих подвигов и тяжелых испытаний. Беспрекословное повиновение отцу, даже до заклания самой жизни; нежная привязанность к матери, в потере которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда обычно было многоженство; терпеливое перенесение домашних испытаний, причинявшихся ему со стороны жены и сыновей; малоподвижность самой жизни, в течение которой он никогда не удалялся более чем на сорок верст от места своей родины (Вирсавии) – все это вместе рисует пред нами образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем внутренним духовным миром, который невидим для людей, но который тем ярче Сияет пред Отцом Небесным, тою непреоборимою верою в Промысл Божий, которая всю жизнь его делала воплощением надежды, смирения и любви. После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, к которому перешло все наследственное благословение и обетование рода Авраамова. Глава 21. И а к о в Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день, очевидно гонимый опасением своего свирепого брата, прошел более шестидесяти верст, и дойдя до местечка Луз, остановился там переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев нисколько камней, быть может остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от крайнего утомления заснул глубокими сном. И вот под влиянием только что пережитых событий они видит чудесный сон: видит лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Этот чудесный символ божественного промышления о земле заключился явлением ему Господа, который повторил ему обетование Авраамово: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной, и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Столь дивное видение пробудило Иакова и он устрашился присутствия Божества на этом святом месте, поставил здесь памятник из камня, на котором спал, сделал на нем возлияние елея и назвал это место Вефилем, т.е. «домом Божиим», каковое название и заменило навсегда прежнее название Луз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Почему? Потому что кто познал Бога, уверовал в Него и живет в общении с Ним и по Его заповедям, тот и мудр и силен, и богат. А без Бога наука ходит во тьме, внешняя сила не имеет опоры, богатство ведет к разврату и нищете...    22    «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10). У каждого из нас есть свой отличительный дар, полученный нами от Бога. Иной имеет твердый характер, другой – мягкий; один быстрый в своих делах, решительный, иной – осторожный, вдумчивый; у того искусство красноречие, у другого – способность научная, третий – опытный в управлении, а иной имеет пастырское сострадание и ревность особенную... Зачем же распределение труда? Почему не у одного человека понемногу разных талантов для того, чтобы человек не обособился, и не возгордился... Талантливый в одной области человек, – в другой – бессилен. Этим он смиряется и понимает, что жить без других не может. А взаимная помощь друг другу, зависимость общая – сближает людей, воспитывая в них чувство взаимной любви и преданности...    23    «И поставлю Себе священника верного», Он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей» (1 Ц.П.35). В чем верность пастыря Церкви Божией? – В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразуя ее с веяньем людским – а по заповедям Божиим. Евангелие, и вообще вся св. Библия, канон и постановления Церкви Христовой – вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиною, или действует по своей гордой воле – (Илиодор Труфанов), Григорий Петров, Антонин Грановский и др. – те уж перестали быть верными служителями Божиими, а стали изменниками...    24    «Не воинством и не силою, но духом Моим, говорит Господь Саваоф (Захар. 4:6). Велика сила вооружений и войск, но это ничто перед силою Божиею. На это уповают многие современные народы, обращающие все свое внимание на вооружение и количество войска. Это все, конечно, нужно, ибо люди таковы...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому не будем пенять на то, что мы немощные, ничего не значащие люди и потому от нас мало что зависит. Не нужно думать о великих делах и событиях, считая, что при нашем положении в обществе мы ничего изменить не можем. Будем думать о своей душе, о своем спасении. И, как знать, может быть, кто-то из нас промыслительно (по воле Божией, а не по своему желанию и пониманию) совершит поступки, которые принесут пользу не только ему самому, но и многим другим людям. Думали ли Иосиф и Никодим, какое дело они совершают, когда погребали Спасителя? Скорее всего, и они тогда, как и прочие ученики Спасителя, потеряли веру в Господа Иисуса Христа именно как во Христа, Мессию. Но, действуя более по влечению сердца, чем по указанию разума, они проявили человеческую преданность, верность своему Учителю. Они сохранили к Нему любовь, хотя и разочаровались в Нем как в Мессии и посланнике Божием. Совершив этот поступок, идущий от сердца, а не от ума, они, сами того не понимая, сделали великое дело. Не будем и мы оправдывать себя тем, что мы немощны и ничтожны, но понудим себя к тому, к чему нас обязывает совесть. Божественное Евангелие повествует о погребении Спасителя так: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» (ст. 43). Заметьте слова: «Осмелился войти к Пилату». В то время когда ученики Господа Иисуса Христа, сбежав, скрывали, что имеют отношение к Нему, а апостол Петр даже трижды от Него отрекся, — Иосиф осмелился войти к Пилату, который одним приказанием мог предать его позору и смерти, к тому, кто приговорил к смертной казни его Учителя. Эти краткие слова говорят о мужестве Иосифа, о его решимости послужить своему Наставнику, чтобы отдать Ему последний долг. «Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (ст. 44–45). Надо полагать, что за то время, пока звали сотника, пока его допрашивали (пусть кратко, как это было свойственно римлянам), прошла не одна минута и не несколько мгновений. Все это время, до тех пор пока не прозвучало приказание отдать тело, Иосиф не знал, что с ним будет, — ведь он не мог предположить, что скажет Пилат. Он был только свидетелем этого допроса и по-человечески мог опасаться, что за этим последует другое указание: не только не отдавать тело Иисуса, а еще и подвергнуть Иосифа аресту. Но он не убоялся и проявил твердость.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Прошло после того около часа времени ( Лк.22:59 ), о Петре забыли; и он опять вошел во двор и уселся у костра, прислушиваясь внимательно ко всему, что говорили об Иисусе. Вероятно, напряженное внимание его ко всякому слову, сказанному об Иисусе, его нервность и галилейское наречие выдали его: все, сидевшие вокруг костра, посмотрели на него подозрительно, а один из них сказал: «Точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин» ( Лк.22:59 ). Петр, по-видимому, хотел что-то возразить, потому что стоявшие тут же сказали ему: «Точно, и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Ввиду этой новой улики, Петр начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух ( Мф.26:73–74 ); а Господь, выведенный к этому времени из судилища, взглянул на Петра. Петр увидел Господа и тут только вспомнил сказанное ему несколько часов назад: «Прежде, нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня» ( Лк.22:61 ; Мк.14:72 ). И вышел Петр со двора и горько заплакал ( Лк.22:62 ). Да, наиболее ревностный из всех Апостолов, пылкий Петр, любивший своего Учителя всеми силами своей души, отрекся от Него, клялся и божился, что даже не знает Его. И горько заплакал Петр 7 сознавая свой грех; но, однако, и после этого он не объявил себя ближайшим последователем и учеником Иисуса, не захотел разделить с Ним Его участь, отрекся и от слов своих, так недавно сказанных Ему: «Господи! я душу мою положу за Тебя»( Ин.13:37 ); «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» ( Лк.22:33 ); «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ); «хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя!» ( Мк.14:31 ). Прошло всего часа четыре с тех пор, как Петр этими словами хотел уверить Господа в своей верности и преданности Ему. Неужели же Петр так скоро забыл их? Нет, не мог он забыть их; а отрекся он от своих слов, надо полагать, потому что утратил веру в Иисуса, как в Мессию, т.е. еврейского царя-завоевателя. Иисус – чудный Человек, Пророк, особенно любимый Богом, но не Мессия, не Тот, Кому даны были эти уверения. Так мог думать Петр, и такие мрачные думы могли довести его до отречения от Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Прощаясь с ефесскими пресвитерами в Мелите, Апостол Павел говорил им: «Вы знаете, как с первого дня пребывания в Азии я работал со всяким смиренномудрием, со многими слезами, среди искушений от злоумышленных иудеев… Ни на что не взирая и не дорожа своей жизнью, с радостью совершал поприще мое и служение… Уча всенародно и по домам, не упускал возвещать вам всю волю Божию» ( Деян. 20,18–27 ). Высшего предела пастырская душепопечительность достигла у Апостолов, когда они терпели страдания, невзгоды, раны, мучения и угрозы смертью за благовестие Евангелия и за любовь к своим чадам. Об этом так говорит Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам: «Был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти». И далее подробно описывает то, что претерпел за имя Божие, благовестие, за любовь к возлюбленным чадам ( 2Кор. 11, 23–32 ). Тайна любви апостольской к людям заключалась в тайне их любви ко Христу, в их непреодолимом желании, чтобы и в них изобразился Христос. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4,19 ). Для Апостолов «во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 11,3 ) и сама жизнь. Просвещая и наставляя верующих, апостолы призывали их к развитию в себе внутренней, духовно – сознательной, благодатной жизни, чтобы жить во Христе и со Христом. «Испытывайте самих себя, что Иисус Христос в вас» ( 2Кор. 13, 5 ). Тайной, «сокрытой от веков и народов», и открытой в последние дни, является тайна о том, что «Христос есть в вас» ( Кол. 1,27 ) и «вы Христовы» ( 1Кор. 3, 23 ). Апостолы указывают также и на тайну будущего, ожидающего всех, живущих во Христе: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 7–9 ). Какая великая милость дается человеку в этой земной жизни и какие неизреченные радости ожидают его в будущей жизни, если он сохранит верность и преданность Христу. Ради этих чрезвычайных обетований следует оставить соблазны и «дела плоти» и пленять всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Разделы портала «Азбука веры» Человеку свойственно заботиться о братьях своих меньших. Но нет-нет да и спросит кто-нибудь: есть ли специальные часовни, где можно молиться о наших верных друзьях — животных? Они, мол, всю свою жизнь посвятили, служа нам своей верностью и добротой. Тут можно бы ответить кратко, дескать, таких часовен, где можно «помянуть» животных, нет. Но сама постановка вопроса заставляет задуматься: а что стоит за столь неверным пониманием предназначения животных для человека? Вина и долг владыки твари Библия сообщает, что Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку ( Быт.2:19 ). Да, особое место в природе занимает животный мир. Животные, по Священному Писанию, имеют, как и человек, душу, хотя и отличную от человеческой ( Быт.1:30 ). И Бог заботится о них: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» ( Лк.12:6 ), — говорил Христос. В статье «Животный мир» богослов и историк Николай Пестов пишет, что в животных вложена своя доля разума. А у высших животных, как, например, у собаки, имеются и такие свойства души, как самоотверженная любовь и такая преданность человеку, которая не останавливается перед тем, чтобы отдать жизнь за человека. Животные были созданы как близкие друзья человека. В раю Господь «привел к человеку (всех животных), чтобы видеть, как он назовет их» ( Быт.2:19 ). Человек поставлен был «владыкою» ( Быт.1:26 ) над животными, но владыкою добрым, который не истреблял их и не употреблял в пищу ( Быт. 1:29 ). Также не было тогда на земле и взаимного истребления животных, и пищей их была лишь «зелень травная» ( Быт.1:30 ). У человека и животных тогда был общий язык и полнота взаимного понимания. Грехопадение Адама не могло не отра­зиться и на подчиненном ему животном царстве. Началось и употребление в пищу одних животных другими, чего не было до грехопадения ( Быт.1:30 и 9:3). Апостол Павел пишет: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:19–22 ) .

http://azbyka.ru/blazhen-izhe-i-skoty-mi...

Ранее этот вопрос подробно обсуждался на сайтах " Благодатного Огня " и Русской Народной Линии: http://www.blagogon.ru/digest/362/ http://www.blagogon.ru/digest/400/ http://goo.gl/F7WJY БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Николай 28 мая 2013, 16:30 Инок Алексий, Вы хотите аргументов из Писания или Предания относительно важности патриотизма? Давайте попробуем взять несколько цитат и из них составить аргумент... Сперва - вроде как якобы совсем против патриотизма - послание ап. Павла Филиппийцам, 3:20 " Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа " Но сопоставим стремление к Небесному Отечеству вот с этими словами: 1-е Послание ап. Иоанна, 4:20-21 " Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. " Ну и как Вы собираетесь возлюбить Отечество Небесное, не потренировавшись на Родине земной? Быть может, наша земная Родина - один из данных нам талантов, за правильное обращение с которым хочется услышать: " хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. " (Евангелие от Матфея, 25:21). о. Димитрию - спасибо за статью! Владислав 28 мая 2013, 16:07 Мне статья понравилась. Тимур Давлетшин 28 мая 2013, 15:25 По поводу дилеммы перед православным американцем и т.п. Св. Николай Японский во время русско-японской войны говорил японцам, что они должны сражаться за свое Отечество, Японию. При этом сам он оставался русским патриотом, о чем открыто заявил. Он писал в окружном послании православным японцам: " ...Как ваш брат по вере, русский Император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему Императору... Не ясно ли как день, что Православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а, напротив, возвышает, освящает и тем усиливает его? " http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

http://pravoslavie.ru/61767.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010