А теперь будем внимательны! Это был исключительный случай испытания Богом человеческой верности. Авраам дорожил сыном, но верил Богу и знал, что Господь не пожелает человеку плохого. Исаак был молод и силен, но он не сопротивлялся. (Его смирение предуказывало на смирение грядущего Искупителя, Который добровольно примет смерть за грехи людей). И когда Авраам был готов к жертвоприношению, то Господь не допустил смерти отрока: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего... Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря... и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быт. 22:12, 15–18 ). С Авраама ведет начало богоизбранный народ, который должен был хранить благочестие среди всеобщего духовного растления, свидетельствовать миру о Боге и грядущем Христе. Истоки богоизбранного народа Истоки богоизбранного народа, как вы видите, покоятся на глубокой вере и верности Богу. Потому что вера в Бога созидает жизнь, а безверие разрушает. Когда вы будете читать в Ветхом Завете историю избранного народа – потомства Авраамова, то заметите чередование либо искренней преданности этого народа Господу и ниспосылаемого от Него за это благоденствия, либо отступления от веры и вразумительных затем наказаний. Благословение Божие напрямую связано с верностью Ему. В этом смысле будет показателен такой случай, происшедший уже в нашей стране в конце XIX века. В Орловской губернии стояла страшная засуха. Жители Евтинского селения решили совершить на полях молебен о ниспослании дождя. Для этого собрали деньги, но молодежь решила пропить собранное с той мыслью, что силой у Бога дождя не возьмешь. Когда средства были растрачены, то брызнул маленький дождик, и все остались довольны своим поступком. Но на другой день, когда предполагался молебен, при совершенно ясном небе, над селением появилось небольшое облако. Со страшным вихрем из него пошел град, который уничтожил в поле рожь и выбил в домах окна. Гонимый ветром град завернул на яровое поле, где также ничего не оставил. При этом ни одно соседнее селение не было задето.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В Священном Писании к человеческому браку приложено высочайшее уподобление — образ союза Христа и Церкви. В свете этого образа становится понятно различие брачных призваний мужчины и женщины, ведущее к семейной гармонии. Муж — духовный глава, кормилец и податель благ, защитник от злобы внешнего мира; жена — устроительница домашнего очага и воспитательница детей: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви ( Еф.5:23 ) — в этой евангельской заповеди нет ничего унизительного для женщины. Не унижает ведь изящного оленя сознание того, что он не могучий лев. Не в битвах и на торжищах, а в нежности супружеской и величии материнства раскрывается вся красота женской души. Недаром в первохристианские времена даже язычники изумленно восклицали: “Какие женщины у христиан!” Целомудрие и милосердие, верность призваниям жены и матери были той проповедью, которую женщины-христианки обращали к миру. Нарушение заповеданной Богом семейной иерархии — стремление жены главенствовать (стать, по сути, мужеподобной) и попустительство этому со стороны мужа (его женоподобие) извращают брак. Мужчина сотворен более сильным, и он должен править семьей, но не насилием, а снисхождением и самоотверженной любовью — подобно тому, как Спаситель принял Крест ради утверждения Церкви. И ту же верность и преданность, какой проникнута Святая Церковь ко Христу Господу, должна питать жена к своему супругу. Так мощь и разум мужской природы сочетаются с изяществом и нежностью природы женской, сливаясь в дивное брачное единство воплощение Божественного Домостроительства, предназначившего мужчину и женщину друг для друга. Так в человеческом союзе двух любящих начинают сиять черты союза богочеловеческого. Полноту жизни и радости дарует супружество, благословенное Всевышним. “Песнь песней” — ликующий гимн человеческой любви в Библии — стал образом любви Небесной: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень… Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее ( Песн. 1:14–15, 6:3, 8:7 ).

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

И вот спустя столько столетий мы слушаем в пасхальные дни этот рассказ, и уходит, растворяется оглушительный шум внешнего, в котором мы живем. Победы, достижения, успехи – что значат они в сравнении с этим рассказом, с этой солнцем освещенной встречей любви? Есть ли на свете большая радость, большее счастье, чем пережитые в то мгновение, когда они, подняв свой горестный взор, увидели свет и услышали голос, с которым вошла в них эта радость первой Пасхи? Где еще искать большего счастья, большей радости, большего смысла? Нам все твердят о каком-то туманном будущем, когда наступит наконец всеобщее и обязательное, на материальном базисе построенное счастье. Но вот появилось в жизни чуть больше внешних достижений, еще меньше осталось в ней внутреннего, а все нет его, счастья, и все серее, тоскливее и страшнее становится мир. Но ведь все случившееся тогда, в то утро, может случиться и с нами, стоит только открыть в себе мир любви, заботы, служения, преданности. Стоит только открыть в себе жажду встречи с главным, как тотчас приходит к нам это Радуйтесь!, и снова открывается мир невозможных возможностей, счастья подлинного и неистребимого. Просто верность 156 Каждый раз, когда на Страстной неделе мы слушаем рассказ о страданиях Христа, о Его распятии и смерти, нас не может не поразить одна подробность: верность Христу до конца лишь немногих и главным образом женщин, о которых почти ничего другого и не сказано в Евангелии. Про учеников Христа говорится, что все они, оставив Его, бежали ( Мф. 26:56 ), про Петра подробно рассказано, как он трижды отрекся, про Иуду – как предал. Толпы, которые ходили за Иисусом в ожидании чудес и исцелений, требовали теперь Его смерти, крича Пилату: Распни, распни Его! ( Лк. 23:21 ). Но вот в час страха, измены, бегства, в час одиночества, страшных мучений и смерти Христа видим мы этих немногих. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых ( Мф. 27:55–56 ). А потом, после смерти Иисуса, когда... настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился ( Мф. 27:57–60 ). И наконец, через день, по прошествии субботы, на рассвете третьего дня, те же женщины: Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия – пришли ко гробу, чтобы по обычаю того времени помазать мертвое тело ароматами. И именно им первым явился Христос воскресший, они первые услышали от него то Радуйтесь, которое на все века составляет и сущность, и радость христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Мы рассмотрим сейчас семью под влиянием веры и неверия, во-первых, в ее происхождении и состоянии и, во-вторых, в ее деятельности. 1 . 1) Семья имеет свое начало в браке, а христианская семья, следовательно, в христианском браке, который установил Христос как Таинство Своей Церкви. Говоря об обязанностях супругов и желая расположить их к верному исполнению их, апостол Павел замечает: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Это положено было в основание и высказано было при учреждении Богом брака еще в колыбели человеческого рода. Когда Господь Бог привел к Адаму жену, то этот в божественном озарений сказал: оставит человек отца своего и мать свою и прилепит ся к жене своей; и будут одна плоть ( Быт.2:24 ). В этих словах выражается всё, что составляет сущность брака, – выражается любовь, ибо ради жены человек оставляет отца и мать, выражается единство, ибо один только муж и одна только жена составляют брачную чету, выражается и нерасторжимость брака, ибо муж и жена так тесно связаны, что составляют как бы одну плоть, одно тело, одно лицо. После ужасного извращения брака в язычестве, после того, как за жестокосердие неискупленного человечества Бог не дал познать истинное значение брака даже и иудеям, Спаситель наш снова возвратил его к первоначальной своей чистоте и святости. Он возвел его на высокую степень святого Таинства и утвердил Своею благодатью. Христианский брак должен быть отображением исполненного любви, неразрывного союза Христа с Его земной невестой – Церковью и той искренней преданности последней, с какой она должна относиться к Нему, как невеста к своему жениху. Для сего брак должен быть запечатлен той благодатью, которая истекла из ран Господа и Его открытого сердца. Этой благодатью брак освящается во всем своем существе. Благодать эта освящает и естественную любовь, соединяющую супругов, так что Апостол мог сказать мужьям: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ), а женам: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу ( Еф.5:22 ), а тем и другим вместе: повинуйтесь друг другу в страхе Божием ( Еф.5:21 ). Эта благодать освящает единство брака, так чтобы верность супругов друг другу не нарушалась не только делом, но и помышлением сердца. Почему Господь говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:27–28 ). Благодать Таинства закрепляет, наконец, нерасторжимость брака, без которой немыслима никакая истинная любовь и верность, невозможно достижение цели, для которой установлен Богом брак, невозможно освящение супругов и детей: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Почему Царство Небесное в этой притче уподобляется девам? Потому, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – что они отдали Богу самое «великое» из того, что имели: девственность, целомудрие, чистоту, верность и преданность. Все эти качества и есть те «светильники» 90 . Но мало отдать себя на служение Богу, нужно ещё горение, пламенность в этом служении. Масло в светильнике – это любовь к Богу, это человеколюбие, милосердие, добрые дела. Зажжённый светильник – это и есть горение любви к Богу и людям, это и есть свет, сияние этой любви. У мудрых дев было достаточно любви для встречи Жениха. Они имели то «малое и верное», что поставило их «над многим»: позволило войти в Чертог Жениха. У немудрых дев не оказалось достатка в любви «верности» в малом, и они оказались вне Чертога Божия, то есть Царства Небесного. Притча эта, братия и сестры, ярко показывает, каким девам и в чём мы должны подражать, чтобы не услышать на грядущем суде Божием это горькое: Не знаю вас. И наконец, на эту же тему – о подготовке душ и сердец наших ко второму пришествию Сына Божия, – Иисус Христос рассказал третью притчу – о талантах. Отправляясь на долгое время в чужую страну, Господин призвал рабов Своих и поручил им имение Своё, дав каждому по силе его: одному пять талантов, другому – два, и третьему один. Прошло много времени, как уехал Господин тот. За это время, получивший пять талантов, приобрёл другие пять, получивший два – другие два. Получивший же один талант, закопал его в землю, же дав ему никакого приращения. И вот, наконец, возвращается Господин тот и требует отчёта от рабов Своих. Получивший пять талантов, придя, говорит ему: Господин! Ты дал мне пять талантов, вот другие пять я приобрёл на них. Господин ответил ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего ( Мф. 25:21 ). Такой отчёт последовал и со стороны получившего два таланта и такой же ответ был дан ему со стороны Господина. Подошёл с отчётом своим и получивший один талант и сказал: Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в землю, вот тебе твоё ( Мф. 25:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Псалом 149 Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения (1–5). Да будут уста Израиля всегда полны славословия Богу, а руки да готовят меч, чтобы совершить над народами «суд писанный» (6–9). Пс.149:1 .  Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. Во время вавилонского плена песни евреев, соответственно их покаянному настроению и внешне тяжелому и бесправному положению, носили характер грустный. Теперь же, по возвращении из плена и восстановлении Иерусалима, их положение изменилось; изменились и песни – вместо печальных они стали торжественно-хвалебными и радостными. «Собрание святых» – собрание евреев в храме. Пс.149:3 .  да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, «Хвалить... с ликами» – хвалить хором. Пс.149:4 .  ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. «Смиренные» – евреи во время плена, который они переносили в покаянном настроении, с полным пониманием его заслуженности и в смирении (см. кн. пророка Варуха), за что и было даровано им от Господа «спасение...» и освобождение. Пс.149:5 .  Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Пусть имя евреев сделается славным в глазах всех народов, да торжествуют первые над последними, да будет жизнь их мирной и покойной, чтобы они могли в безопасности предаваться отдыху ( «на ложах своих»). Пс.149:6 .  Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, Пс.149:7 .  для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, Пс.149:8 .  заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, Пс.149:9 .  производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия. «Да будут славословия Богу в устах их», т. е. да останутся евреи всегда первыми чтителями своего Господа. В этом – основное условие их земного величия, силы и непобедимости. Тогда меч в их руках будет грозным для их врагов, языческих народов, которые не устоят пред ними, но будут побеждены и обращены в рабов. Под условием верности и преданности Иегове евреи явятся орудиями в руках Господа для совершения того суда над народами, который написан в книгах закона и возвещен через Моисея ( Втор. 32:35 ). Эта честь – быть судьей над язычниками – принадлежит всем «святым Его», т. е. евреям, под указанным условием. Но, как известно, еврейский народ не сохранил верности своему Господу, чем и лишил себя этого права и чести, которые перешли и осуществляются уже новым Израилем – христианами, и не в форме грубого, военного преобладания, а в виде отсечения и уничтожения среди язычников их ложных верований и грубочувственного строения жизни. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таинство Брака Семья – это основная «клеточка» человеческого общества. Если семьи начинают распадаться, то с ними распадается и государство. С точки зрения христианства, каждая семья – это «малая церковь », в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Поэтому вполне понятно, какое большое внимание апостолы и их преемники всегда уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости. Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт. 1:28 ). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт. 2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:4–6 ). Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, добавляет: «Тайна сия велика», и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью ( Еф. 5:31–32 ). Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. Поэтому муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя семьи. «Мужья – говорит апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:22–23 ). Поэтому супруги обязаны хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа не только общества, но и Церкви Христовой. В здоровой семье формируются будущие члены общества и верующие благочестивые христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Эндрю Дэвис, рассматривая клятву верности, приходит к неоднозначному выводу. Он, как и некоторые другие библеисты, видит здесь напряжение в отношениях Руфи и Ноемини. После произнесения такой пространной и полной верности клятвы, Ноеминь должна была ответить на неё симметричными обещаниями или, как минимум, выразить своё согласие. Но её ответом на это выражение преданности было лишь молчание: «Ноеминь, видя, что она твёрдо решилась идти с нею, перестала уговаривать её» ( Руф. 1:18 ). Отсюда можно предположить некоторый дисбаланс в отношениях снохи и свекрови 66 . Квир комментаторы трактуют и используют этот отрывок в своих целях. Так Ребекка Альперт видит в этом отрывке любовную связь между Ноеминью и Руфью. По её мнению, сноха показывает свою романтическую любовь к свекрови и обещает быть преданной ей на всю жизнь. В доказательство своих слов автор приводит отрывок из семнадцатого стиха первой главы 67 . Такой подход полностью противоречит морали и общему духу Священного Писания, и не имеет места в действительно христианской или ортодоксальной иудейской традиции. Руфь 1:20–21 «Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?» Впервые голос Ноемини мы слышим в этих стихах. Эндрю Дэвис, изучая стилистику, обнаруживает неровность её речи и делает вывод, что она пребывает в расстроенном состоянии. Как отмечали многие учёные, еврейское библейское повествование скупо в своём описании духовной жизни персонажей, поэтому доступ к их внутреннему миру часто приходится искать в тонких намеках внутри истории. Автор считает, что на тот момент чувства Ноемини находятся во внутреннем смятении после потери мужа и сыновей. Такое душевное состояние отражается на её внешнем облике. В коллективном удивлении жителей города «Это Ноеминь?» ( Руф. 1:19 ) автор видит подтверждение своих выводов 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

125 То, что Навуходоносору приписывали божественное достоинство, видно из слов вавилонского военачальника Олоферна: «Кто же Бог, как не Навуходоносор?» (Иудифь 6, 2)  Если же кто отказывался поклоняться, то таковой предавался смерти как государственный преступник. Позднее подобное отчасти имело место в Римской империи. Все это для нас суть прообразы того, что будет происходить в конце времен. 16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.  «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» – из этих слов некоторые заключали, что социальное неравенство сохранится в мире до самой его кончины.  «начертание» – в Древнем Риме иногда клеймили рабов в знак их принадлежности хозяину. Также бывало, что воины наносили себе на тело клеймо с именем полководца в знак преданности и верности. Кроме того, печати ставились на договорах купли-продажи, что означало принятие данного документа. Также античные люди нередко делали себе татуировки с изображением почитаемых ими богов. В Индии по сей день поклонники языческого бога Шивы ставят себе на лбу его знак – три горизонтальные белые линии, а поклонники Вишну – две вертикальные линии. Следовательно, «начертание» означает здесь принадлежность зверю, принятие его власти и, кроме того, его религиозное почитание.  «Начертанием» же в практическом смысле, с учетом вышесказанного, может являться вживленное в тело человека некоторое электронное устройство, типа нашей сим-карты, где будут записаны базовые данные о ее носителе. Вероятно, именно через это устройство будет осуществляться связь мозга с компьютерной сетью. Тот, кто не имеет такой сим-карты, окажется выключенным из сети. Это означает, что не имеющий начертания человек будет изгоем, исключенным из общества: он не сможет ни покупать, ни продавать, ни работать, ни жить, ни вообще чем-либо заниматься в глобальном государстве антихриста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1) Кто имеет в душе истинную христианскую надежду, тот имеет твердую и живую веру в те свойства Божии, которые служат основанием нашей надежды, ка­ковы: всемогущество, благость, праведность, верность в обетованиях; – тот несомненно верует в Божествен­ные обетования и беспредельные заслуги Христа Спаси­теля. Кто носит в своей душе истинную христианскую на­дежду, тот, памятуя о благах духовных, всегда стре­мится к ним ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), и с сы­новнею преданностью и упованием молит о них Господа Бога, надеясь, что Господь не лишит его просимых благ, как говорит апостол Иоанн: сие есть дерзновение еже имамы к Нему (Сыну Божию), яко аще чесо просим по воли Его послушает нас. И аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него. «Вот какое дерзновение имеем мы к Нему, что когда мы просим чего по воле Его, то Он послушает нас. А когда мы знаем, что Он нас слушает во всем, чего бы мы ни просили: знаем и то, что получаем просимое от Него» ( 1Ин.5:14,15 ). Кто питает в своей душе истинную надежду во Христе, тот старается хранить совесть свою в чисто­те, по слову апостола Иоанна: всяк имеяй надежду сию на-Нь, очищает себе, яко же Он чист есть. «Всякий имеющий Сию надежду на Него (т. е. надеющийся вечной блаженной жизни в обителях небесных) очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ), и потому удаляется всяких грехов; а если по немощи человеческой подвер­гается грехам, спешит очиститься от них искренним покаянием и исповедью пред отцом духовным. Патриарх Авраам, родоначальник избранного народа еврейского, представляет собою поучительный пример веры и надежды: ибо Авраам веровал всем словам Божиим, и повиновался им непоколебимо, надеясь на обетования Божии и на покров Божий. Бог сказал Аврааму: изыди от земли твоея, и от рода, твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен ( Быт.12:1,2 ). И Авраам, оставив свое отечество и род свой, пошел в неизвест­ную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010