Какие черты характера свойственны этому патриарху? Помните, как Авраам ведет его на заклание? Исаак проявляет безусловное, полное повиновение отцу — это первое. Второе — нежная привязанность к матери.Он оплакивал мать до тех пор, пока не женился. Третье — преданность своей жене, хотя она была долгое время бесплодной. Он не взял ни служанок, ни наложниц, а соблюдая верность, показал веру в обетование Божие. Четвертое — с терпением выносил испытания, которые посылал ему Господь через его сыновей. И пятый характерный штрих — малоподвижный образ жизни. Современные исследователи Библии (Лопухин и ряд других) говорят, что Исаак почти всю жизнь провел почти в одном месте, а если уходил, то не дальше, чем на 100 километров. И тем не менее перед нами патриарх, который был велик не громкими подвигами, а богатым духовным миром. Он был богат верой в Промысл Божий, которая всю его жизнь делала воплощением смирения, надежды и любви. Перед нами следующий патриарх — Иаков. Господь заключает с ним тот же завет, что и с Авраамом и Исааком. Не случайно Господь говорил, обращаясь к народу израильскому: «Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова», т.е. обетование Божие почило полностью на Иакове. И сказал ему Господь: «[Не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной» (28:13-14) Эти слова были произнесены в величайший момент истории, когда Иаков пошел в Харран. «И пришел на одно место, и остался там ночевать», и видит сон. Глава 28 с 10-го стиха до конца. Я думаю, что вы прекрасно знаете это место Священного Писания. Часто художники изображают спящего Иакова, в изголовье его лежит камень, и он видит лествицу, сходящую с небес, по которой Ангелы Божии нисходят и восходят. Лествица символизирует Божию Матерь: через Нее благодать Божия сошла на землю. Господь сделался человеком, чтобы приблизить к себе человека. Именно Иаков пробуждается от сна и говорит, что страшно место сие: «это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». И взял камень, который был в его изголовье, и поставил памятником, и возлил на него елей и нарек имя этому месту Вефиль, что означает «дом Божий».

http://sedmitza.ru/lib/text/432090/

Кана Галилейская и Голгофа. Дом вина и Дом вина. Первый и последний. А между ними – скорбный путь. Долгий, тяжкий, узкий. Терниями и волчцами устланный. Влеки меня, мы побежим за Тобою (1:3) – взывает Пречистая Дева Сыну Своему и Богу. Дева бежит за Сыном скорбным путем. Скорбным путем Ее Сына и скорбным путем собственным. Сын шел на Голгофу. А Она вместе с дочерями Иерусалимскими бежала за Ним ( Лк. 23:27 ). Идя на Голгофу, Сын ронял капли пота и крови. Устремляясь за Ним, влекомые Им, Дева и прочие дочери Иерусалимские роняли слезы. «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» ( Лк. 23:28–31 ) – так сказал Иисус, обратившись к женам, идущим за Ним скорбным путем и рыдающим. Преданности и верности нет пределов. Ты только позови, влеки меня – взывает Дева – и не только Я, но мы все, любящие Тебя, побежим за Тобою! И неодолимая сила небесного Жениха и Жениха крови влекла за Собой. И они побежали за Ним. Когда разбежались в страхе ученики, когда отрекся Петр, когда предал Иуда, когда безумствовала и смеялась толпа, даже тогда они бежали за Ним. Пречистая Дева-Матерь встретила Сына Своего на скорбном пути. По Преданию, подала платок для отирания пота Вероника. И все они, рыдая и плача, шли и бежали за Ним. Влеки меня, мы побежим за Тобою скорбным путем, – так взывала Дева. И Царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою... достойно любят тебя! Страждущий, распинаемый Царь Иудейский ввел меня , Деву и Матерь Свою, в чертоги Свои , в чертоги божественных страданий Своих . Она была введена в чертог Голгофы, в Дом вина , в дом страшного пира. И знамя Креста Его было над Нею – любовь (2:4). Влеки меня, мы побежим за Тобою. Скорбным путем, вводящим в дом пира . Они плакали, когда бежали за Ним скорбным путем. Он не велел им плакать о Себе. И вот, они уже восклицают Ему: будем восхищаться и радоваться Тобою неземною радостью. И та радость будет светиться в наших слезах, слезах о себе и детях наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда какой-нибудь человек или какое-нибудь учреждение празднует годовщину своей жизни или деятельности, ему естественно и даже необходимо оглянуться в этот день назад, на пройденный им жизненный путь, и отдать себе отчет в том, как он жил, какими идеалами он одушевлялся, какими правилами руководился в своей жизни, и произвести им проверку и оценку и пригодность их для руководствования ими и в будущем. И тогда невольно вспомнятся слова Спасителя: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф. 7:24–27 ). Мы все, начальствующие, учащие и воспитывающие здесь, являемся также строителями. В продолжение 68 лет строится здесь нашими предшественниками и нами духовное здание из живых кирпичей – юных душ человеческих. Это здание строится в память великого Строителя Земли Русской, на полях Полтавских заложившего фундамент новой жизни нашего Отечества, строится по планам, начертанным Державными Потомками этого великого Строителя. На каком же основании строилось и строится нами это духовное здание, воспитание и образование тех тысяч юношей, которые здесь подготавливаются к служению Царю и Родине? Основания эти известны. Во все годы существования Корпуса они были одни и те же. Они предуказаны были еще Великим Петром, сказавшим: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, была бы только Россия славна и благополучна!». Они предуказаны воинами, здесь, на Полтавских полях, «за благочестие кровью венчавшимися». Эти основания нашего воспитания и нашей жизни заключаются в простой, бесхитростной, чистосердечной и глубокой вере в Бога, в преданности родному Православию, в любви и верности Царю и Родине. Вот немногие и совершенно ясные основания нашей жизни, нашего воспитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Лк.22:31 . Речé же Госпóдь: Симоне, Симоне, сé сатанá прóсит вáс, да бы сеял, яко пшеницу: Лк.22:32 . áз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обрáщься утверди брáтию твою. (И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.) Се сатана просит (просил) и пр. Здесь Господь указывает, что Апостолам, особенно же отличающемуся пылкостию и самонадеянностию, Петру предстоят великие козни со стороны злого духа, о которых Он прежде не говорил им. Просил. Так точно просил сатана относительно многострадального Иова (гл. 1 и 2). Дабы сеял вас, (как) пшеницу, т. е. волновал, мутил своими кознями: и прельщениями, и бедствиямн, и смущениями и т. п. Обыкновенно, когда сеют или очищают пшеницу в решете, то она тут кружится, как бы волнуется; таким образом под сеянием здесь изображается искушение, которому диавол намерен подвергнуть веру или вообще религиозно-нравственное состояние Апостолов, а это грозило им большею нравственною опасностию. Аз же молихся о тебе (о Петре) и пр. Господь сказав о предстоящих Апостолам искушениях, в то же время успокоивает их, – говорит, что Он сохранит их среди искушений Своею всесильною молитвою. Хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь говорит, что Он молился о Петре, как равно и с самым предсказанием об искушении Он обратился к Петру: Симоне, Симоне и пр. Это – потому, что так как апостол Петр был более пылкий и решительный, то ему более всех других грозила опасность, и Господь предвидел, что он падет – отречется от Него, но, падши, и востанет и сделается крепче в вере, так что и других будет удерживать и укреплять в ней. Да не оскудеет вера твоя. Тут разумеется и религиозная вера, – эта основа всей нравственной устойчивости человека, и верность, преданность Апостола, как ученика своему Учителю. В этой вере содержится сила противостоять всякому искушению и всякому испытанию со стороны духа злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На вопрос иудейского книжника, какая важнейшая заповедь в законе, Христос Спаситель сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя». В этих двух заповедях состоит сущность всего закона Божия в учения пророков ( Мф. 22:35–40 ). «Исполняй это, – сказал Господь, – и получишь жизнь вечную» ( Лк. 10:28 ). В настроении и состоянии истинной любви заключается истинная христианская жизнь. Истинная христианская жизнь со стороны своего внутреннего содержания характеризуется как всецелое и безраздельное настроение любви к Богу во Христе Иисусе, которая непременно и обязательно включает в себя и любовь ко воем людям. Начала любви заключаются уже в христианской вере, этой матери всех добродетелей; ибо истинная или богоугодная вера соединяется с доверием и верностью и содержит уже в себе зерна преданности и упования на Бога, что необходимо возгревает любовь к Богу. И, наоборот, любовь к Богу с необходимостью ведет к надежде и упованию, что неполное осуществление любви к Богу здесь, в земной жизни, исполнится в будущем, когда все небесное и земное соединится под главою – Христом ( Еф. 1:10 ). Св. Максим Исповедник показывает следующую взаимную связь любви, надежды и веры и способ приобретения любви к Богу: «Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования (и надежды) на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх – от веры в Господа». «Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование за Бога. Упование за Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу» (св. Максим Исповедник . О любви, первая сотеница, §§2, 3. Добротолюбие, т. III, русск. пер., стр. 164). «Любовь, – говорит преп. Максим Исповедник , – есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога» (там же, §1), не имея пристрастия к чему-либо земному.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Назвал Он другом Своим и Лазаря ( Ин. 11:11 ). Известна дружба между Давидом и Ионафаном, ап. Павлом и Тимофеем, великими отцами и учителями церкви Василием Вел. и Григорием Богословом . Истинная дружба имеет немаловажное нравственное значение: истинный друг есть как бы зеркало, или воплощенная наша совесть. В ней отражается и ясно видится, как все хорошее в наших мыслях, намерениях и действиях, так и все дурное. Не напрасно премудрый Сирах сказал: Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его ( Сир. 6:16 ). В то же время дружба есть, после семейных отношений, самая первая и самая простая форма любви, посредством которой мы можем учиться любви вообще. Для истинной дружбы требуются одинаковое воззрение на жизнь и одинаковые общие убеждения, взаимная откровенность, доверие, преданность, готовность оказать личную помощь другу и жертвовать собой ради него, неизменная верность. Есть немало неистинных друзей. Подлинная дружба далеко незаурядное явление. Приобретай друга по испытании и не скоро доверяйся ему ( Сир. 6:7 ). В. Отношение к государству Семьи не должны замыкаться в самих себе; они должны иметь общение с другими семьями и посторонними лицами. В этом случае возникают общежительные отношения и обязанности, именно – гостеприимства и дружбы. Высокий образец гостеприимства видим в лице Авраама (Быт. 18и д.). Ап. Павел говорит: страннолюбия не забывайте ( Евр. 13:2 ). На страшном суде Господь скажет праведным: был странником, и вы приняли Меня ( Матф. 25:35 ). А насчет дружбы хотя нет прямых заповедей в Свящ. Писании, так как дружба в первые времена была включена в общее отношение христианского братолюбия, однако мы знаем, что Господь Спаситель на тайной вечери назвал учеников Своих друзьями: вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:14–15 ). Назвал Он другом Своим и Лазаря ( Ин. 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Нас не должно удивлять то, что один из диаконов мог оказаться родоначальником ереси. Если из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом, нашелся один предатель, то почему же из семи диаконов, которые были избраны даже не апостолами, а народом, не найтись родоначальнику ереси? Все были избраны, все удостоились доверия верующих, но кто-то отличился не только своей правильной деятельностью при раздаче милостыни, но и проповедью и мученичеством, а кто-то ниспал в разряд ересеначальников, ересиархов, что, конечно, страшно, потому что он не только сам погиб, но и других увлек за собой в погибель. Вернемся к повествованию Деяний апостольских: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (ст. 6–7). Конечно, речь идет о ветхозаветных священниках из колена Левиина — из тех, кто служил в храме Соломоновом. Мы не знаем, имели ли они священный сан в христианской Церкви, — может быть, они были рядовыми верующими, однако в то же самое время они совершали служение в храме иудейском по той причине, что тогда еще не была полностью разорвана связь между иудеями и христианами и первые христиане участвовали в храмовых богослужениях. Итак, повседневные обязанности не мешают людям преуспевать в духовном отношении, если они сами того желают. Когда побивали камнями святого апостола Стефана, он увидел небо разверстым и Сына Человеческого, Господа Иисуса Христа, сидящего одесную славы Божией, то есть одесную Бога Отца (см. Деян.7:55–56 ), — немногие сподобились такого видения. Он молился о своих убийцах: «Господи! не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). А его обыкновенным занятием были хозяйственные дела, подсчет и раздача продуктов. Помешали они ему преуспеть? Не помешали. Помешало ли святым женам-мироносицам то, что они служили Господу своим имением, покупали, может быть, продукты, готовили пищу, заботились об иных нуждах? Вероятно, мои слова покажутся вам приземленными, не соответствующими возвышенному духу Евангелия, но ведь в нем не рассказывается обо всем, не рассказывается о быте, который имеет место всегда, во все времена. И во времена Спасителя одежду нужно было приводить в должный порядок — она нуждалась в чистке и стирке, как и современная. Может быть, всем этим занимались жены-мироносицы. Стоя у Креста (и тем проявив свою преданность и верность Христу), они также имели практическую цель: наблюдали, где похоронят Спасителя, чтобы потом прийти и довершить обряд по полному чину, то есть помазать тело благовониями (см. Лк.23:55–56 ). Эти люди — хозяйственные, практичные, заботящиеся как будто бы о телесном — оказались первыми свидетелями Воскресения.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

«Не думай, ублажающая Меня женщина», – как бы так говорил Он, – «что счастье в детях дается матерям без соответствующего, со стороны последних, воспитания для своего материнства. Наоборот, если где, так, именно, в этом деле требуется религиозное воспитание. И, действительно, Моя Мать приготовлялась к Своему материнству в храме Божием, в котором Она не только слышала Слово Божие, но так же и исполняла его. А, затем, и Меня учила тому же. Сын Божий по Своему Отцу, Я, по Матери, – Сын Человеческий, под Её непосредственным руководством «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей» ( Лk. II, 52 ). Разумеется, не малое участие принимает и отец в деле воспитания своих детей, особенно, в позднейшем периоде их развития; но бесспорно, первый посев веры и нравственности принадлежит матери. А кому не известно, что характером первоначальных младенческих впечатлений на душу ребенка определяется весь будущий человек! «Нисходил ли ты в глубину моря?», – читается в книге прав. Иова, – «обозрел ли широту земли? Объясни, если знаешь, все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы возбуждать травные зародыши к возрастанию?» ( Иов.38:16, 28 ). Так и в настоящем случае можно спросить иного: знаешь ли ты сокровенные пути, по которым религия благочестивой матери изливается в сердца её малюток? Ведомо ли тебе, как она учит их вере в Бога, благодарности к Нему и безропотной преданности Его святой воле? Одни ли молитвы и благочестивые рассказы из священной истории произвели на свет эту детскую веру? Да, но только под непременным условием, что эта, именно, мать сообщает божественное наставление этим, именно, детям, ибо влагает в дело воспитания все свое сердце и всей своей жизнью оправдывает истинность преподаваемого. Здесь уж никак не одни слова. Верность, с какой любящая мать оберегает младенческую колыбель, бессонные ночи, проводимые матерью у одра больных детей, её безмерная радость при их преуспеянии, – вся эта внутренняя, вполне искренняя и чистая, жизнь матери, посредством тысячи незримых каналов, устремляется в детские сердца и пробуждает в них соответствующее настроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Незлобивии и правии – те, кто ищет единства с Творцом. Они поняли, в чём состоит смысл жизни. Увидели свет – и потянулись к нему. Давид был терпелив и благодарен Богу: яко потерпех Тя, Господи. Слава Богу за всё! Гонят ли нас, не понимают, оскорбляют. И в конце псалма великий пророк и царь Давид молится за весь народ Божий, за нас с вами: Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его (22). Двадцать четвёртый псалом – это живая беседа человеческой души с Богом. Молитва , исповедь, покаяние. Обычно в разговоре с кем-то мы стараемся быть открытыми и уравновешенными, давать той и другой стороне проявить себя. Пророк Давид произносит слова молитвенные, доверительные. Они свидетельствуют о его самом добром отношении к Богу. И Господь отвечает ему богатыми милостями. Спаситель Христос сказал ученикам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ). Здесь открыта тайна отношений с друзьями. И Друг пишется с большой буквы: это Сам Господь. Псалом двадцать пятый Этот псалом Давида – тайноводческий. Он сокровенно вводит в тайну богослужения того, кто должен его совершить. У нас в Православной Церкви перед литургией священник читает последование, установленное апостолами и святыми отцами: псалмы, каноны, правило ко Святому Причащению. Через молитвы он готовится к совершению таинства, настраивает сердце, мысли. Если у священника лежит грех на душе, он должен его снять: поисповедоваться у собрата-священнослужителя или обратиться к Богу в тайной покаянной молитве. И лишь тогда приступать к Божественной литургии. Царь Давид был пророком. Он приносил жертву Господу – за себя, народ, всех людей. И когда я читаю двадцать пятый псалом, чувствую: так это же исповедь! Суди мя, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу (1). Он исповедуется: суди меня, Господи, ибо я ходил в незлобии, и, уповая на Господа, не изнемогу. У христиан Исповедь – отдельное таинство. Накануне него мы углубляемся в себя, стараемся увидеть свои недостатки. А псалмопевец исповедуется в верности Богу, глубокой преданности Ему. И в то же время свидетельствует: суди мя, Господи. Он отдаёт себя на суд, ибо жертвоприношение – это суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Ни один человек не сможет уверовать в Бога, если Бог Сам не откроется ему — или в непосредственном духовном опыте или через посредство других людей. Но Бог не принуждает человека к вере, а призывает его к свободному духовному поиску. Люди приходят к вере в Бога разными путями. Встреча с Богом может быть внезапной и неожиданной, а может быть предуготовлена долгим путем исканий, сомнений и разочарований. Во многих случаях человек становится на путь веры благодаря другим людям — как тем, которых он встречает на своем жизненном пути (родители, друзья, учителя, проповедники), так и тем, которые жили до него и оставили свидетельства о собственном религиозном опыте. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия», ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» ( Рим 10:17,14 ). Священное Писание учит: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр 11:6 ). Созданный по образу человек находит свой Первообраз ценой личных духовных усилий, в результате которых он открывается Богу и воспринимает от Него дар веры. Вера не является собственным достижением человека. «Никто не может прийти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин 6:44 ). Религиозная вера включает в себя доверие Богу, ее следствием является верность Богу в исполнении Его воли. Примером несокрушимой веры в Бога является Авраам, которого апостол Павел называет «отцом всех верующих» ( Рим 4:11 ). Господь обещал престарелому и бездетному Аврааму, что у него будет столько потомков, сколько звезд на небе ( Быт 15:5 ). Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт 15:6 ). После долгого ожидания у Авраама родился сын — Исаак. Но Бог решил испытать веру Авраама и повелел ему принести единственного сына в жертву. Авраам приготовил все необходимое для жертвоприношения и уже занес нож над собственным сыном, но в последний момент был остановлен Ангелом Господним, который сказал ему: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт 22:16–17 ). Таким образом, Авраам показал абсолютную преданность Богу, беспрекословно исполнив Его волю.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010