Но, по-видимому, эти слова надо трактовать не в большей степени буквально, чем призыв вырывать себе глаз, когда увидишь нечто соблазнительное ( Мф 5:29 ). Оскопивший себя ради Царствия при таком понимании – это человек, добровольно отказавшийся от радостей семейной жизни, чтобы служить Богу. Обратим внимание, что Христос вовсе не принижает брака, вовсе не называет тех, кто от него не отказывается, какими-то второсортными людьми, негодными для духовной жизни: наоборот, это они «вмещают» заповедь о нерасторжимости брака. Отказ от брака подобен временному отказу от пищи, т.е. посту: в пище нет ничего дурного, она тоже дар Божий людям, но в определенной ситуации человек смиряет себя, отказывая себе в самом необходимом, чтобы подчеркнуть свою всецелую преданность Богу и зависимость от Него. Позднее эту мысль развил апостол Павел. Он сам оставался холостым, да и какая семья выдержала бы такие странствия и опасности, через которые довелось ему пройти! Он объяснял это так: «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор 7:32–33 ) – и потому советовал тем, кто хочет всецело посвятить себя служению Богу, оставаться холостыми. Впрочем, для него и епископ мог быть женатым, лишь бы только это был «муж одной жены» ( Тит 1:5–6 ), т.е. человек, проявивший верность в браке. Последние полтора тысячелетия, правда, епископы избираются из числа монахов, как раз решивших стать «скопцами ради Царствия». Брак и для Павла есть образ отношений Бога и человека. Ему принадлежат удивительные слова, над полным смыслом которых мы редко задумываемся: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Ефес 5:22–25 ). Да, с одной стороны, Павел говорит о подчиненном положении жены (что в том обществе было совершенно естественно), но с другой – указывает на источник этой внутрисемейной иерархии. Она отражает отношения между Богом и Церковью, а главное, мужьям вовсе не дозволяется самодурствовать и пользоваться своей властью для самоуслаждения. Они призваны любить своих жен, и не только так, как жених любит невесту, но и той любовью, которую на Кресте явил Сам Христос. Прочитав такие слова, поневоле придешь к выводу, что роль мужей в семье Павел описывает куда строже, чем роль женщин: повиноваться не так уж и трудно, а вот повторить подвиг любви, явленный на Кресте…

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Но что за «тайные знания» мог искуситель предложить первым людям? Не здесь ли подвох? Ведь уже изначально человек был призван Богом к высшему и совершеннейшему из венцов - к богоподобию. Кроме того, первозданным людям Бог и так дал совершенную власть над миром земным: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: ...наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28). Однако сохранять эту власть и подлинное царское достоинство было возможно лишь на пути единения с Богом через заповеданное: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37-40). Соответственно, для осуществления задуманного обожения человека, от последнего требовалось личное желание возлюбить Бога, некое усилие, определенный труд ради стяжания заповеданной любви - именно для этого человеку, как высшему творению, и была дана свободная воля, посредством которой он был способен к сознательному личному творческому акту совершенствования своего сердца (не в наличии ли свободной воли, дарованной человеку Богом, явилось предельное уважение Творца к своей твари, изначально исключающее всякое рабство?). Однако что за труд - любить Творца?! Разумеем ли мы, что это был за блаженный труд, являющийся по своей сути никаким не трудом вовсе, но бесценным даром Творца своему возлюбленному творению?! А разумеем ли мы, что это был за запрет - не вкушать плода от древа познания? Сколько непостижимой любви сокрыто в этом премудром запрете, не утверждающем власть рабовладельца над своими рабами, но напротив, дарующем возможность через послушание Богу доказывать Ему свою сыновнюю любовь, свою верность и безграничную преданность. Конечно же, говоря, что есть иной способ обожения, сатана просто напросто лгал. Он внушил Еве, будто плоды, сами по себе обладают сверхъестественной силой, способной сделать человека равным Богу, что усилий к стяжанию блаженной любви прилагать вовсе не нужно, но следует только лишь получить удовольствие от вкушения запретного и... «тайные знания» в кармане. Совершенно очевидно, что своим обманом искуситель покушался не на что-то, но на святая святых - богодарованную человеку способность любить, а значит, быть истинно подобным Богу. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3: 6).

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/13/...

Обратим внимание на слова Христа в Откр. 3:5 : «и не изглажу имени... из книги жизни». «Изглаживание» из книги упоминается в ряде ветхозаветных мест – Исх. 32:32 ; Пс. 68:28–29 – и означает отлучение от народа Божия. С одной стороны, стих Откр. 3:5 можно считать параллелью упоминаемым ветхозаветным местам. Возможность «изглаживания» имени служит предостережением христианам от впадения в грехи – призвание к спасению может быть отвергнуто человеком и утрачено (ср. Мф. 20:16; 22:14 ). С другой стороны, нужно отметить, что образ изглаживания в Апокалипсисе возникает в контексте «обетования побеждающему». Тем самым, слова «и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» получают характер обетования о спасении: так выражается мысль, что имена верных христиан пребудут в книге жизни навсегда. Итак, пребывание имен в книге жизни основано на искупительной смерти Христа и также зависит от верности и преданности Христу каждого верующего. В образе книги жизни, прежде всего, акцентируются милость Божия к людям, Божие владычество и Его всеведение. Книга людских деяний В описании эсхатологического суда Божия в Откр. 20:12 , вместе с книгой жизни упоминается иной образ небесной книги: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Это единственное появление книги людских деяний в тексте Апокалипсиса. На основании стиха Откр. 20:12 можно утверждать, что книга людских деяний содержит записи о всех делах, от века совершенных людьми. Пред Богом открыты все дела людей, на их основании осуществится суд над каждым, и таким образом будет определена вечная участь человека. Образ книги людских деяний выражает мысль о справедливости суда Божия. Взаимное отношение книги жизни и книги людских деяний Из стиха Откр. 20:12 явственно видно, что книга жизни и книга людских деяний связаны между собой. Связь этих двух небесных книг, является характерной для иудейской межзаветной традиции 339 . Попытаемся сформулировать, как книга жизни и книга людских деяний соотносятся друг с другом, согласно тексту Апокалипсиса. Имена наследующих жизнь вечную, по всеведению Божию, записываются в книгу жизни от начала мира, а книга людских деяний пишется на протяжении всей истории человечества, и можно сказать, что каждый человек является «автором» записей о себе в этой книге. Записываемая книга людских деяний оказывает влияние на книгу жизни: совершенные неправедные дела могут привести к изглаживанию некоторых имен (ср. Откр. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Обычное у западных комментаторов 244 объяснение его в значении «священного места» около Сихема, ознаменованного сооружением на нем жертвенников Господу в патриархальные времена (см. объясн. к Нав.24:1 ) неправдоподобно потому, что ни в одном из других мест Библии это место не названо «святилищем» или «священным», а некоторые из доказательств, приводимых в подтверждение такого его значения, возбуждают даже недоумение 245 . При вышеприведенном предположении, что в Сихеме во время народного собрания находилась Скиния Господня, упоминание о «святилище», около которого поставлен был памятник, делается более понятным, но, помимо необоснованности самого предположения, против понимания «святилища» в смысле «Скинии Господней» говорит особенно то, что при этом Скинии назначается место, несогласное с законом, она оказывается поставленной около дуба или теревинфа, против чего направлены слова Второзакония ( Втор.16:21 ) «не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа Бога». Неподдающееся, таким образом, удовлетворительному объяснению название «святилище Господне», читаемое в данном месте по нынешнему еврейскому тексту, располагает к сомнению в верности последнего и к признанию того чтения, которое передано в переводе LXX, за первоначальное. Смысл слов библейского текста по этому переводу «и поставил его (т.е. большой камень) там пред Господом» состоит в том, что Иисус Навин поставил этот памятник во имя Господа, по внушению веры в Бога и преданности Ему, а не для увековечения своего имени. Нав.24:30 .  После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с Первосвященником. О месте погребения Иисуса Навина и дополнении к библейскому тексту, сделанном здесь греческими переводчиками, см. Нав.19:50,21:42 . Нав.24:31 .  И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он не говорит, что супруги должны воздерживаться друг от друга и сходиться вместе только для зачатия ребёнка, наоборот, они должны «быть вместе», воздерживаясь только «по согласию, на время», и то для того, чтобы посвятить себя молитве. Слова «по согласию» являются ключевыми в этом совете, ибо каждый из супругов должен жить, принадлежа полностью другому.Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. ( Тит. 1.15–16 ) К сожалению, есть такие люди, что хотя они и повенчаны и их отношения, как теперь говорят, «правомочны», тем не менее они могут быть безбожны и нечисты. Тот факт, что пара «юридически» или даже «церковно» находится в браке, не делает их супружескую жизнь автоматически свободной от греховной страсти, извращения и вожделения. И, напротив, как сказал св. Иоанн Златоуст , даже языческий брак бывает свят и чист, если в нём присутствует подлинная любовь и супруги навечно отданы друг другу в нескончаемой верности и взаимном поклонении. Ибо где присутствует такая любовь, там присутствует Бог. Семья По обряду венчания, рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. В этом смысле брак становится человеческим выражением творческой и заботливой Божьей любви. Люди, не любящие детей и отказывающие им в опеке, не могут иметь истинной любви в своём браке. Конечно, бывают пары, чьи супружества остаются бездетными по какой-либо посторонней причине. В этом случае их подлинная христианская жизнь и взаимная преданность должны принять другие формы, например, в усыновлении детей, или в каком-нибудь ином служении ближним. Бездетный же брак, превращённый в самоублажение и самоудовлетворение супругов, не может считаться христианским духовным союзом, каковы бы ни были причины их бездетности, – он никоим образом не совместим с библейским, нравственным и богослужебным учением Православной Церкви о смысле жизни, любви и брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию. Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5). Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты: 1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества. 2. Болезнь как наказание и кара за грех. 3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни. 4. Болезнь как испытание в верности. 5. Болезнь как искупительная жертва. Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова. Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

http://pravoslavie.ru/37490.html

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием: Господь попускает ее как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни, сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию. Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исаия — предвозвещая в 53-й главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания как искупительной жертвы за грехи мира: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты: Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества. Болезнь как наказание и кара за грех. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни. Болезнь как испытание в верности. Болезнь как искупительная жертва. Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя, рассмотрение которых выходит за рамки нашей темы. И все же необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая свою болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, то есть добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова. Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу (Мф 25:31–46). В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

http://pravmir.ru/bibleyskiy-vzglyad-na-...

Патриарх Кирилл направил поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию с 70-летием со дня рождения 5 ноября, 2014. Новостная служба Ответственное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви, возложенное на Вас в очень сложное для канонического Православия на Украине время, требует особой жертвенности, мужества и самоотдачи. 5 ноября. ПРАВМИР. В своем поздравлении Патриарх Кирилл отметил, что год 70-летия митрополита Онуфрия стал для него временем призвания к новому высокому подвигу. Его Блаженству, Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Сердечно рад поздравить Вас с 70-летием со дня рождения. Еще в ранней юности Вы решили посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. С тех пор до нынешних зрелых лет Вы с мужеством и терпением следуете за Христом, храня верность своему призванию и непоколебимую преданность всеблагой воле Небесного Владыки. В Вашей жизни исполняется обетование Спасителя: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать… ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). На всех путях Вашего служения Господь неизменно укреплял и благословлял Вас. За минувшие годы Вы стяжали высокий духовный авторитет, мудрость и богатый пастырский опыт, которым Вы щедро делитесь с собратьями-архипастырями, клиром и верными чадами Церкви. Год 70-летия Вашего Блаженства стал для Вас временем призвания к новому высокому подвигу. Нелегок он, но надлежало сбыться слову Евангельскому: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). В Вашем избрании на древнюю и славную кафедру Митрополитов Киевских, как и во всей Вашей жизни, проходившей в монашеском делании и смиренном послушании Матери-Церкви, усматривается назидательное действие Промысла Божия, который возводит христианина от силы в силу (Пс. 83:8) и в каждом из нас возгревает огнь веры, столь необходимый для нашего возрастания «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-naprav...

Патриаршее поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию с 70-летием со дня рождения 5 ноября 2014 г. 09:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия с 70-летием со дня рождения. Его Блаженству, Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Сердечно рад поздравить Вас с 70-летием со дня рождения. Еще в ранней юности Вы решили посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. С тех пор до нынешних зрелых лет Вы с мужеством и терпением следуете за Христом, храня верность своему призванию и непоколебимую преданность всеблагой воле Небесного Владыки. В Вашей жизни исполняется обетование Спасителя: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). На всех путях Вашего служения Господь неизменно укреплял и благословлял Вас. За минувшие годы Вы стяжали высокий духовный авторитет, мудрость и богатый пастырский опыт, которым Вы щедро делитесь с собратьями-архипастырями, клиром и верными чадами Церкви. Год 70-летия Вашего Блаженства стал для Вас временем призвания к новому высокому подвигу. Нелегок он, но надлежало сбыться слову Евангельскому: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). В Вашем избрании на древнюю и славную кафедру Митрополитов Киевских, как и во всей Вашей жизни, проходившей в монашеском делании и смиренном послушании Матери-Церкви, усматривается назидательное действие Промысла Божия, который возводит христианина от силы в силу (Пс. 83:8) и в каждом из нас возгревает огнь веры, столь необходимый для нашего возрастания «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Ответственное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви, возложенное на Вас в очень сложное для канонического Православия на Украине время, требует особой жертвенности, мужества и самоотдачи. Не властолюбие и не тщеславие века сего возвели Вас на эту высокую кафедру, но кротость, с какой Вы подражали примеру нашего Подвигоположника Христа, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20). Верю, что эта кротость и всепобеждающая любовь о Христе дадут Вам силы для непреткновенного несения нелегкого Предстоятельского креста, да исполнится слово святого апостола: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» (1 Ин. 2:16).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Писании как одно из бедствий, приравниваемое к сильнейшим и великим стихийным бедствиям, как «мор, глад, землетрясения», и потому война для бытия – жизни народа, по Св. Писанию, есть одна «из болезней» ( Мф.24:6–8 – См. наше соч. «Добро и Зло»… XVI-238–240); с другой стороны, война всегда священна для каждого члена своего народа, т. е. для члена каждой воюющей стороны, и потому положить жизнь свою на войне значит принять доблестную смерть «за други своя». Понятно поэтому, почему «имя воин в Св. Писании не только не тождественно с словом «убийца», но и выражает собою почетнейший, славнейший и благороднейший титул для обозначения высоких добродетелей: безусловного повиновения, твердости воли, самозабвения, верности своему долгу, преданности идее служения других и прочее» ( 2Тим.2:3–4 ; 1Тим.1:18 ; 1Кор.9:7 ; ibid), – и почему также в Св. Писании возникновение войн между народами рассматривается не как преступление и не как злодейство в племенах и народах по отношению их друг к другу, а именно как одна «из болезней» бытия и жизни «в веке сем и в мире сем» сынов человеческих, стоящих на «суде» своем в племенах, коленах и народах. Другое дело – «неумеренное и жестокое пользование победителя якобы своим правом над побужденными: здесь Св. Писание прямо и положительно вменяет в преступление такое пользование, считая оное крайним обнаружением злой воли победителя. В сем случае закон общечеловеческой справедливости и долг снисходительного милосердия обязательны и для победителя в его отношении к участи побежденных: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона, – говорит Господь, сиди на земле…, сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев: ибо впредь не будут называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое, и предал их в руки твои, а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжелое иго твое. И ты говорила: вечно буду госпожею» ( Ис.47:1–7 ; ibid). Но вот и на «Вавилон посылаются веятели, развевают его и опустошают землю его» ( Иер.51:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010