Если же в деле религиозной проповеди решительное значение принадлежит личному соприкосновению, то и учение, каким бы жизненным ни было оно, представляет собою только один из многих покровов, под прикрытием которых распространяется религия. Ибо разнообразными способами жизнь возгорается от жизни, и на человеческом языке еще нет слов для выражения сокрытых даже от самых проницательных умов первых моментов воспламенения последней. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?, – читается в кн. Иова. – Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь, все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы возбуждать травные зародыши к возрастанию? ( Иов.38:16, 18–19, 24–27 ). Так и в данном случае можно спросить иного: знаешь ли ты сокровенные пути, по которым религия благочестивой матери изливается в сердца ее малюток? Ведомо ли тебе, как она учит своих детей вере в Бога, благодарности к Нему и безропотной преданности Его воле? Одни ли молитвы или священные истории произвели на свет эту детскую веру? Да, но только под непременным условием, что эта именно мать сообщает божественное наставление именно этим детям, ибо она влагает в дело воспитания все свое сердце и всею своею жизнью оправдывает истинность преподаваемого. Здесь уже никак не одни слова. Верность, с какою она оберегает младенческую колыбель, материнские заботы у одра больных детей, ее невыразимая радость об их преуспевании, вся эта внутренняя жизнь, в которой нет ничего деланного, но во всем видна искренность, посредством тысячи незримых каналов устремляется в детские сердца и пробуждает в них такое же настроение. Где дала росток истинная жизнь, там она не остается в бездействии. Бесчисленное множество мужей, неверовавших Евангелию, житием жен своих без слова приобретаемы были ( 1Пет.3:1 .) Окрепнувшее религиозное настроение привлекает к себе не только случайно собравшихся и внемлющих ему, но и будущие поколения, силою истины препобеждая упорное сопротивление. Не одно христианское учение сделало из фанатического Савла первоверховного апостола. Но, когда он созерцал мученическую кончину Стефана, когда он слышал его предсмертное моление к Господу Иисусу, тогда, быть может, впервые запала в его душу искра христианской веры. Она пока тлела, и Савл никакими усилиями не мог погасить ее; но затем возгоралась ярким пламенем, благодаря личному соприкосновению гонителя с Тем, Которому и Стефан был обязан своей благочестивой жизнью. В свою очередь и дух Павла многих возродил к истинной жизни. Так от одного христианина свет веры переходит к другому. Глава вторая

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Если же и оный «голос крови» не откроет «дверей Божией совести» у людей того или другого племени, или колена, – то во всяком случае откроет «помышления сердец» сынов человеческих в том племени, или в том колене и для «суда абсолютной правды Божией», и для «суда» самих сынов человеческих о себе пред абсолютной правдою Божиею. Наконец, в-третьих, момент наивеличайшего, – в последних степенях и в высшей силе, – свидетельства славы Божией в человеках и славы самих человеков в Боге; этот же «момент свидетельства славы Божией в человеках и славы самих человеков в Боге» есть до конца момент исполнения «человеком Божиим» своего служения «делу Божию» в людях, т. е. восприятию людьми благовестия о Царстве Божием и принятию самого «Царствия Божия, пришедшего в силе» ( Мк.9:1 ): «вот дело Божие, – говорил Иисус Христос иудеям, – чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ); в рассуждении же самой сей веры в людях Иисус Христос сказал Своим ученикам: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод вам пребывал» ( Ин.15:16 ). Где же, спрашивается, имел «пребывать плод», или в ком? Всюду – «во всем мире», где Царство Божие имело утвердиться, утвердилось, утверждается и будет утверждаться, «и есть плодоносно и растимо» ( Кол.1:6 ). В сем отношении Апостолы и пророки, как служители «зиждительству и утверждению» Церкви Божией в мире, и именуются в Св. Писании вторыми основаниями Церкви на Краеугольном Камне, т. е. на Христе, Спасителе мира: во Христе, – говорит Ап. Павел, – мы имеем доступ к Отцу, в одном Духе…, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:18–20 ). Поэтому слава Иисуса Христа, как Бога-Спасителя рода человеческого, простирается, так сказать, и на Апостолов, а равно на всех тех «равноапостольных» мужей и жен, которые, в деле служения Царству Божию на земле, не знают пределов верности, преданности и личного самоотвержения даже до подвига – «положить душу свою за Христа ( Ин.13:37–38 ), а в «пастырстве – за своя овцы» ( Ин.10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Жених – мужчина, сговоривший себе невесту, или сговорённый с невестою; «суженый, зарученный, иногда и обрученный» 125 . В. Даль говорит о невесте: «...девица, вдова или разводка, сговоренная замуж; обычно разумеют девицу» 126 . Русское народное творчество называет невесту княгиней «первобрачной» 127 , а жениха – «первобрачным» князем 128 . Невестить девицу, значит сватать её; невеститься – молодиться, красоваться. «Всякая невеста для своего жениха родится... Кому невеста годится, для того она и родится» 129 . Эту народную мудрость можно выразить богословским языком. Господь, создавший первую супружескую пару в раю, в дальнейшем устанавливает, можно сказать, «закон, что и во все последующие века вселенной для одного мужчины таинственно творится Промыслителем жизни – Богом одна женщина» 130 . В.И. Даль, составитель Словаря, отмечает: «В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья крестные родители жениха, или дядя и тетка, они и сватают» 131 молодых. «Велика роль сватов в свадебном обряде. Сватами посылали самых уважаемых людей: «Холостова сватать не посылают» 132 . Сват, сватья – «родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сватами». Есть такая поговорка: «Кто на Казанской женится, счастлив будет. 22 октб.» 133 . Главная добродетель благоверных супругов – сохранение благой верности и преданности друг другу до гроба. Господь говорит о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Единство мужа и жены подобно единению Христа и Церкви, как об этом говорится в Апостольском чтении в Таинстве венчания ( Еф.5:20–33 ). В преддверии свадьбы «родители особенно много молятся и вместе с детьми и отдельно о счастливом браке, о благословении Божием» 134 . В Библии говорится, как Рагуил, отпуская свою дочь, вышедшую замуж за Товию, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Жир и кровь – в большом количестве, вот что было достойной и довольной жертвой Богу, по мнению народа, извратившего истинное понятие о Боге. Но Дух Божий не питается веществом и не требует вещественных благ ( Пс.15:2 ). Плотские склонности и наслаждения народа и его представителей убили в них мысль ту, что Богу угодны, приятны и дороги чистые, искренние, постоянные чувства преданности, верности, любви, знаками которых, только внешними знаками служат вещественные жертвы во всех видах. Потребно не количество, а качество, приятно не вещественное, а духовное. А этого в плотском, языческом Израиле не было... 12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? (Ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? Ходити по двору моему не приложите). Покорный своему Господу и верный Его закону, Израиль должен был от времени до времени являться пред Его лице, т.е. приходить в храм – на место особенного присутствия Божия и приносить сюда на жертвенник Божий начатки плодов и дары от трудов своих, благословенных Господом, в знак благоговения пред Ним, благодарности и любви к Нему. Но Израиль омрачил свой ум, и огрубело сердце его: он уже не понимал значений тех жертв, какие приносил по привычке или по чувству рабского страха. Страсти и невежество, вот что сопровождало его в храм, грешным и жалким являлся он здесь пред лицом Божиим. И Господь обличает его неверие и невежество, повелевает ему прекратить свое привычное, но бесцельное посещение храма: его сбивчивые понятия и страстные склонности только оскверняют святое место, посетители, как праздношатающиеся бездельники, принося на своих ногах сор и грязь, только портят чистый двор, где они должны бы стоять с чувством глубочайшего благоговения, с непокрытой головой и босыми ногами ( Исх.3:4–5 ). А иное поведение народа совершенно нежелательно. 13–14. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. (И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть. Новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю: поста и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа моя: бысте ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Здесь мы впервые слышим о религиозной жизни в семьях сыновей Елимелеха. Оказывается, Орфа, возвращаясь в дом матери, возвращается и к своим богам. Значит, поселившись в доме одного из сыновей Ноемини, она ушла от своих богов, прилепилась к Богу Израиля, и теперь оставляет Его. Святитель Павлин Ноланский замечает: Руфь идет за свекровью, которую Орфа бросает, — в одной вероломство, в другой изобилует вера: первой родина более жизни, второй — более Бог. Хотя последнее утверждение, скорее, поэтическое преувеличение: изначально Руфь стремилась не к Богу, она принимает решение идти в Израиль, не желая расставаться с Ноеминью. И в этой преданности чувствуется решимость Руфи разделить со свекровью все — от крова до Бога Небесного. И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя (Руфь 1:19–22). По тому эффекту, который произвело возвращение в Вифлеем Ноемини с невесткой, можно предположить, что семья Елимелеха была в городе не из последних. Но по удивленным возгласам — это Ноеминь? — можно понять, что та Ноеминь, которая предстала перед горожанами, мало похожа на их прежнюю знакомую. Да и сама она так считает — действительно, это уже почти не она, слишком много несчастий ей пришлось пережить за последние годы. Я вышла отсюда с достатком — имеется в виду как достаток финансовый, так и полнота семьи, но Бог вернул ее обратно пустой. Неслучайно ее невестку зовут Руфь — «наполненная»; Ноеминь пока не видит, не замечает, что совсем не пустой и не на посмешище вернул ее Бог в родной город, но желая вновь наполнить жизнью.

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ru...

И Архангел возвещает то необыкновенное, что Ей уготовано: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». От Нее родится Тот, Кого Сама же Она, вместе со Своим народом, с нетерпением ожидает. Но Она задает странный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? И Архангел признал законность этого вопроса. Он не стал объяснять, что, дескать, ты же для того и вступила в брак, чтобы познать мужа. Из этого ясно, что, во-первых, Мария знала, что значит «знать мужа», а во-вторых, что Она не собиралась этого делать даже ради рождения такого Сына! Архангел не укорил Ее, как укорил Захарию, но – объяснил, каким образом Мария соединит девство с рождеством: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим». То, что услышала Мария, было удивительным и непонятным. Но для Нее главное – что не придется нарушить данного Богу обета. И теперь Она с легким сердцем сказала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И вот – путь святости, путь простой веры и преданности Богу. Бог совершит все свои великие дела. Он знает, как это сделать. От нас же требуется верность Богу в том, что в наших силах. А Господь, в частности, говорит: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно выполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех… Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему» ( Втор.23:21–23 ). От нас требуется глубокое погружение в Слово Божие, во все то, что Бог Сам открыл о Себе; от нас требуется выполнения заповедей Его; и от нас требуется благоразумное и мудрое молчание, когда нам нечего сказать, и когда требуется показать свое сердечное доверие Божьему о нас промыслу. Читать далее Источник: Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения/Протоиерей Вячеслав Резников. – Изд. 2-е испр. - Москва : Изд. Держава XXI век, 2011. - 606 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И вот представьте себе, что Господь, явившись во плоти людям, в ответ на их высокие чувства говорит: Я милости хочу, а не жертвы . — Другими словами: не нужны ни жертвенные животные, ни сложные обряды и ритуалы, связанные с их закланием и сожжением, ни все прочее из того, что представляется людям таким важным и значительным и что освящено в их жизни отеческой религиозной традицией. Однако невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10, 4). И значит, вместо их заклания от человека требуется всего одно, внешне такое простое, но такое трудноисполнимое служение — милость к ближнему. Господь хотел для людей именно той милости, которая сопрягалась бы с преданностью и верностью Ему. Эта связь милосердия к людям с верностью и преданностью Богу прослеживается и в иных писаниях Ветхого Завета, особенно в книге пророка Исаии и в книге Иова. В первой из них милосердие прямо связывается с постом: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте… Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякой ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; жда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58,4, 6–7). А в Новом Завете Господь являет Собой особое, воплощенное милосердие: вся жизнь Его наполнена милостью к падшим, больным, чающим исцеления, нуждающимся в помощи и заботе. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), — призывает нас Господь, уча тому, что есть милосердие и какова его Божественная природа, ибо милосердие — это одно из качеств Самого Бога. А теперь задумаемся над тем, почему милосердие связано именно с преданностью и верностью. Достаточно вспомнить столь много говорящую нашему сердцу притчу о милосердном самарянине, чтобы понять, каким образом милосердие, преданность и верность оказались связаны воедино. Рассказав притчу, Господь обращается к искушавшему Его законнику с вопросом: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Тот ответил: . ..оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай также (Лк. 10, 36–37).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

И когда прибавляет к сказанному: возлюби ближнего твоего, как самого себя  (Мф 22:39), — употребляет тот же самый глагол. В обоих случаях речь не о чувствах, а о доказательствах преданности. Кстати, когда апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть любовь , он тоже имеет в виду «агáпэ» — любовь как доверие и преданность. Тезис 2. Любить Бога — значит отвергнуться себя, то есть пожертвовать своеволием. Дать определение любви очень сложно — так же, как и целому ряду других основополагающих понятий, на которые опирается человек. Попробуйте, например, объяснить, что такое жизнь, не используя самого этого слова. А дружба? А добро?.. В этом смысле любовь подобна истине, о которой знаменитый богослов ХХ века священник Павел Флоренский сказал, что она «не доказуется, а показуется». И, тем не менее, Христос дает замечательное определение любви! Он говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих  (Ин 15:13). Есть и другие созвучные с этими слова: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною  (Мф 16:24). Любить — значит отвергаться себя, жертвовать собой, своими интересами и выгодами вплоть до того, чтобы положить душу свою за друзей своих . Сам Бог потому и есть любовь, что Он жертвует Собой ради нас (которых как раз и называет друзьями; см. Ин 15:14). Значит, и для нас любить Бога тоже значит чем-то жертвовать ради Него. Чем же мы можем пожертвовать? В первую очередь — нашим своеволием. Если мы испытываем по отношению к Богу ту самую «агáпэ» — любовь-доверие, любовь-преданность, то, конечно, постараемся учитывать в первую очередь Его волю и действовать согласно с ней. Тем более что воля Божия вовсе не какая-то тайна за семью печатями, она открыта в Его заповедях. Христос говорит: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя  (Ин 14:21); в Синодальном переводе, с несколько сглаженным смысловым акцентом: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Кстати, и в данном случае Господь вновь использует глагол, образованный от слова агáпэ . Меня. Почему исполнение заповедей — это свидетельство любви к Богу? Именно потому, что, живя согласно Его воле о нас, мы выражаем Ему свое доверие и верность.

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

«И погребен на долине в земле Моавитской против Веф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор, 34:6). Израильтяне оплакивали Моисея на равнинах Моавитских тридцать дней, но погребение это не сопровождалось никакими погребальными обрядами и церемониями, и над самой могилой не воздвигнуто было никакого памятника, и вследствие этого не могло возникнуть впоследствии никакого паломничества к месту его могилы, а вместе с тем и не могло явиться никаких суеверий. Гробница на горе Нево была навсегда окутана глубоким мраком и таинственностью, так что навсегда осталась в неизвестности. Как личность, Моисей, по своему духовному качеству, высоко вздымается среди других величайших ветхозаветных патриархов, нося на себе яркий отпечаток самобытного характера. Как Авраам получил в Библии особый титул «друга Божия», так Моисей носит присвоенный ему титул «служителя Божия» 564 . Этим титулом обозначалась его непоколебимая верность, та безусловная преданность Богу, которою он отличался в течение всей своей жизни, как в Илиополе, где он ежедневно покланялся Богу вне стен этого города, обращаясь к солнечному восходу, – в земле Мадиамской, где он самым именем своего сына исповедал, что «Бог был ему помощником» ( Исх. 18:4 ), так и в своей борьбе с фараоном, где он от начала до конца в точности следовал всем указаниям, дававшимся ему Богом, и в своем водительстве народа, которое почти всецело состояло из постоянных наставлений о том, что народ Израильский избран Богом, который поэтому и может как благословлять его, так и наказывать. Моисей был «верен Богу во всем доме своем» ( Евр. 3:5 ), то есть во всем управлении, которое вверено было ему в течение сорока лет над Израилем, этим домом Божиим. Он должен был постоянно свидетельствовать своему народу о соприсутствии с ним Бога. При всяком выдающемся событии во время их исхода из Египта и странствования по пустыне, Моисей постоянно указывал на то, как Господь избавлял их от неминуемой опасности, питал и поил их в пустыне, и при всяком случае внедрял в народ сознание, что вся его судьба находится во власти Божией. Даже и в последние годы странствования по пустыне, когда всевозможные труды и лишения по-видимому поколебали некогда светлую надежду самого Моисея, даже в известном случае при водах Меривы, Моисей не проявил какого-либо недоверия к Богу. Он был утомлен, выказал некоторое нетерпение и обратился к мятежникам с укорительным словом, говоря, что неужели он должен источить им воду из скалы. Это не значит, что он потерял доверие к Богу, но значит только, что в этот момент, под ужасающею тяжестью своего положения, он на момент забыл о соприсутствии Бога, и поэтому как бы подумал, что ему самому лично приходится совершать столь великое чудо, наказание за что он и должен был понести в той форме, которая могла быть особенно тяжелою для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И поэтому, когда мы читаем Ветхий Завет , особенно псалмы или пророков, мы часто замечаем ту огромную душевную тугу, колоссальное душевное напряжение, с которым древние праведники ищут Бога и всматриваются в будущее. Псалмопевец постоянно кричит, взывает, вопит ко Господу, умоляет Его ответить ему. Он говорит, что всю ночь напролет он простирает к Нему свои руки, и душа его не находит покоя. «Вспоминаю о Боге и трепещу, помышляю, и изнемогает дух мой. Ты не даешь мне сомкнуть очей моих, я потрясен и не могу говорить» ( Пс. 76:4–6 ). Или праведный Иов Многострадальный, которому посвящен наш храм. Он смотрит на мирозданье, и поражается величию Творца, Который «повесил землю ни на чем», Который «заключает воды в облаках Своих», Который «силою Своею волнует море, и разумом Своим сдерживает его дерзость», и он говорит: но «как мало мы слышали о Нем» (см. Иов 26:7–14 ). Как много открыто нам и как мало – им. Но вот, что удивительно: с какой решительностью, как крепко они держат то малое, что им дано. Как твердо они хранят свою веру, преодолевая все невзгоды и лишения. И если они в малом находили для себя опору и поддержку, если столь малое вдохновляло их неотступно ходить перед лицом Божиим и служить Ему с неиссякаемой ревностью, то какова должна быть наша вера и наша преданность Богу сегодня, во времена, которые оглашены и освящены христианским Благовестием. Аминь! Дорогие братья и сестры! За две недели до Рождества Церковь совершает память святых праотец. Т.е. всех ветхозаветных праведников, которые жили задолго до рождения Христа. Бог приоткрывался им, и они жили надеждой, что наступит такой день, когда Бог будет ближе, когда «Он будет обитать среди людей», когда «Он будет говорить с ними лицом к лицу», когда «Он изольет Свой дух на всякую плоть»; они надеялись, что если не они сами, то хотя бы их потомки смогут увидеть этот день, и ради этого они сохраняли свою верность Богу. И каждый из них стал примером той или иной добродетели. Ной был единственным праведником в своем поколении. Как сложно быть другим, не таким как все. Как сложно противостоять всему миру. Но Ной смог в одиночку отстоять свои ценности, и в окружении грешников ходить в чистоте и непорочности перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010