День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских 20 июня, 2012 Содержание статьи В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Светлана Медведева о новом празднике: О преданности, семье и настоящей любви Почему именно Петр и Феврония выбраны святыми покровителями этого праздника? Правду ли расказывает житие Петра и Февронии? Петр и Феврония Муромские Заметка Анны Архангельской Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость. «Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это  не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей. Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

http://pravmir.ru/den-semi/

Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу. «Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас»  ( Иоан. 16, 22 ). «Веселимся Божественне... Христос бо воста – веселие вечное»  (Канон Пасхи). Наша православная христианская вера – это никогда не престающая, вечно живущая в сердцах наших радость.  Это – радость о Воскресшем Господе, радость Воскресения, радость пасхальная. Не без особого глубокого значения, как свидетельствует об этом великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст , в пасхальную ночь, а затем и в течение всего пасхального периода читается в храмах наших боговдохновенная книга Деяний Апостольских. Она, как никакая другая книга, живо и ярко говорит нам о величайшей истине христианства – о Воскресении Христовом и «содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения» (Творения св. Иоанна Златоуста , том IX стр. 5–8). Из нее мы узнаем, что свв. Апостолы, проповедуя евангельское учение, благовествовали прежде всего о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, и эта именно проповедь оказывала такое могущественное действие на слушателей, пленяя тысячи сердец в послушание Христово. Это и понятно, ибо ничего так не жаждет человечество, как избавления от многообразных скорбей, неизбежно сопряженных с «оброком греха» – смертью ( Рим. 6, 23 ). Воскресением Христовым побеждена смерть, попрана адская сила греха, и потому Пасха торжественно прославляется нами, как «избавление скорби»   (см. стихиры Пасхи). Вот почему так чутко и восприимчиво сердце человека к светлой пасхальной радости! Но вся полнота пасхальной радости доступна нам лишь при хранении нами безусловной  верности Христу Воскресшему, всецелой преданности Ему, как Богу и Спасителю нашему, и полной непримиримости к врагам Его. Не случайно в дни св. Пасхи, в течение всей Светлой седмицы, за Божественной литургией, вместо Трисвятого, поется ликующе-радостное песнопение:  «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа»,  являющееся составной частью великого таинства Крещения. Это не потому только, что ко дню св. Пасхи, в день Великой Субботы, принимало св. крещение множество оглашенных. В этом есть и свой особый глубокий таинственный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 1 1. Божественное повеление Иисусу Навину перейти через Иордан. 3. Границы будущей израильской земли. 5. Обетование Иисусу Навину божественной помощи. 8. Условия к выполнению этого обетования. 10. Приготовление народа к переходу через Иордан. 12. Напоминание двум с половиною коленам об их обещании. 16. Ответ на это напоминание. Нав.1:1–9 . Книга Иисуса Навина начинается непосредственным откровением ему Господа как назначенному уже Моисеем его преемнику ( Чис.27:15–23 ). Перед самым выступлением на поприще деятельности он удостаивается особого откровения для того, чтобы побудить его к выполнению возложенного на него великого дела и обетованием божественной помощи укрепить его мужество. Это откровение особенно нужно было в начале трудного дела, вызывающем обыкновенно колебания и нерешительность. Такого откровения не могло заменить откровение через первосвященнический Урим, на который указал Моисей Иисусу Навину ( Чис.27:21 ), так как через последний получался только краткий ответ на предлагавшийся вопрос при трудных обстоятельствах ( 1Цар.23:11,30:8 ). С таким вопросом Иисус Навин не обращался к Господу, как знавший Его волю о своем назначении и предстоявшем деле. Непосредственное откровение ему Господа свидетельствовало также о том, что он, заступивши место Моисея по предводительству народом, имеет непосредственную близость к Богу. Нав.1:1 .  По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: «По смерти Моисея», т.е. по прошествии тридцатидневного оплакивания его народом ( Втор. 34:8 ). «Раба Господня» – это почетный титул (или прозвище) Моисея, указывающий на полную преданность и верность его Господу, а вместе с этим и на особую близость Господа к нему (он употреблен в Чис.12:7 , Втор.34:5 , 3Цар.8:56 , Пс.104:26 и др.). «Иисус сын Навина» – один из главных, или князей, Ефремова колена ( Чис.13:3–4,9 ) – назван служителем Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол «служить» («шарат»), от которого происходит слово «служитель» («мешарет»), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности – служения Господу ( 1Цар.2:11 и др. м.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Три проповеди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 20 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 I. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Раз за разом мне случается проповедовать на притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее, и каждый раз я замечаю, как легко мне — о, не на практике, не в действительности, а воображением — отождествиться с грешником, нашедшим свой путь обратно к Богу; с мытарем, который в сердечном сокрушении стоял у врат церкви, не в состоянии вступить в святое Божие место, или с блудным сыном, который, несмотря на свою невероятную бесчувственность, жестокость, все же нашел свой путь домой. И как редко меня задевала за живое судьба фарисея, судьба старшего сына: да, Бог не осудил ни того, ни другого. О мытаре Он сказал: этот человек ушел более прощенным, более освященным, чем тот… Бог не сказал, что фарисей отошел без сопровождающей его любви Божией, что Бог не помнит его верности, его исполнительности. Мы стоим сегодня и перед образом старшего сына тоже. Всю свою жизнь он прожил бок о бок с отцом, вся его жизнь была попечением о том, что составляло интерес его отца: он работал усердно, преданно, самозабвенно, не обращая внимания на усталость, не требуя вознаграждения, потому что чувствовал, что, поступая так, он ведет себя правильно; одного ему не хватало: тепла, ласки, радости о своем отце. Но было что-то, что так поражает в нем: его преданность. Несмотря на то, что сердце его не горело, он оставался верным; несмотря на то, что он не получал видимого вознаграждения или признания, он оставался верным, он работал; как он говорит, “был рабом”. И как мы бываем жестоки, думая, что он не заслуживает нашего сочувствия; и как редко кто из нас способен быть настолько преданным, настолько же совершенно и неуклонно послушным зову долга, как был он, когда не встречаем признания, не слышим одобрения, не получаем ни малейшего вознаграждения. Потому что подобно тому, как отец поступил по отношению к старшему сыну, те, кто окружает нас, те, кому мы служим, на кого мы, может быть, работаем, трудимся, те, чьи интересы составляют сердцевину нашей жизни, принимают это как должное: разве это не естественно? Ведь он мне сын! Ведь он мне отец! Ведь он мне брат! Ведь он мне муж, жена! Не друг ли он мой? Не предполагает ли это полную, безграничную преданность, которая и есть свое собственное вознаграждение?..

http://pravmir.ru/tri-propovedi/

Закрыть itemscope itemtype="" > Моя семья будет жить вечно, потому что браки совершаются на небесах Виктория Гусакова о семинаре «Семья как базовая национальная ценность», прошедшем в Санкт-Петербургском суворовском военном училище 21.11.2014 475 Время на чтение 3 минуты 20 ноября в рамках реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию кадет в Санкт-Петербургском суворовском военном училище МО РФ состоялся семинар по теме «Семья как базовая национальная ценность». В нем приняли участие разные поколения: суворовцы 1 курса (5 класс), обучающиеся в клубе «Летописец», и магистранты кафедры педагогика РГПУ имени А.И. Герцена, в числе которых были и молодые специалисты, и уже имеющие большой жизненный опыт учителя, и многодетные родители. Семинар проходил накануне празднования Дня матери, и потому закономерным стал разговор о взаимоотношениях жены и мужа, отца и отца, родителей и детей. В первой части семинара магистранты провели с суворовцами беседу о семьях, которые причислены Русской православной церковью к лику святых. Среди них – святые Петр и Феврония Муромские, чья память празднуется 8 июля, в день, который сейчас считается праздником любви и верности в браке. Юные суворовцы узнали, что этот праздник – достойная альтернатива дню святого Валентина – западному торжеству «свободной псевдолюбви», поправшему такие духовно-нравственные понятия как верность, честность, преданность. Затем речь шла о святых княгине Анне Кашинской и князе Михаиле Черниговском, который добровольно принял смерть в Орде во имя сохранения своего народа. С большим интересом суворовцы прослушали рассказ об основании города Кашина, где провела свои последние годы вдова Анна. В основу планировки Кашина был положен крест и сердце, напоминавшие о любви и верности супругов. В беседе о святых Дмитрии Донском и Евдокии Московской акцент был сделан на воспитании 12 детей, а в разговоре о последнем русском императоре Николае II и его семье – на духовном единении всех членов и их единодушном радении о России.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/21/mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > О добродетели, искаженной до неузнаваемости 06.10.2017 769 Время на чтение 5 минут Михаил Нестеров. Жены-мироносицы (1889) - Отче, что Священное Писание говорит о верности и преданности? - Через таинственную книгу Апокалипсис Господь обращается к каждому христианину с призывом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). В Евангелии же Христос указывает путь к такой верности до смерти: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). То есть если христианин, несмотря на угрозу своей жизни, сохраняет верность Богу, не погрешает против своей совести, то он обретает вечную жизнь. Тысячи мучеников и исповедников, память которых почти ежедневно празднует Святая Церковь, - яркое тому свидетельство. Если же верующий человек постоянно, пусть даже в мелочах, погрешает, например, ради шутки периодически врет или, находясь на государственной службе, недоброкачественно выполняет порученную ему работу, или, оправдывая себя занятостью и усталостью, привык ежедневно сокращать либо полностью пропускать молитвенное правило, то в конце концов он приходит к большой неправде и нескрываемому злу. - Есть ли разница между верностью и преданностью или это слова-синонимы? - В современном мире содержание этих слов смешалось и они употребляются как синонимы, но в библейских и святоотеческих текстах между ними есть существенная разница. Верность, как и однокоренное с ним слово «вера», обычно носит сакральный смысл и употребляется в отношении человека к Богу и наоборот. Это мы видим в текстах Священного Писания. Слово «преданность» больше используется в отношении человека к человеку или животного к человеку. Например, говорят: «Он предан Ивану Ивановичу как собака», и вряд ли будет уместно, даже в секулярном обществе, заменять слово предан на слово верен. Правда, в отдельных случаях слово «верность» может употребляться и для обозначения отношений между людьми. Например, говорят: «Жена верна своему мужу», или «Солдат верен долгу служения перед Отечеством», или «Этот человек верен своему слову». Но, опять же, эти отношения носят не простой, а сакральный характер. Без сакральности отношений верность, как правило, исчезает или носит корыстный характер.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/6/o_...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XVI. Царица Феодора. Восстановление Православия. Михаил III Ф. И. Успенский. История Византийской империи Смерть Феофила не была полной неожиданностью и не застала правительство в неготовности. Можно думать, что регентство за малолетством наследника престола Михаила III назначено было самим императором. Оно состояло из царицы Феодоры, ее дочери Феклы, патрикия Феоктиста и протомагистра Мануила, дяди царицы . Довольно влиятельное значение имел и брат царицы, патрикий Варда, который с течением времени становится самым важным государственным мужем в империи. Вообще, следует сказать, что в это время первые роли принадлежали лицам армянского происхождения, прибывшим вместе с Феодорой. Кроме ее матери Феоктисты и трех незамужних сестер, сделавших потом хорошие партии посредством браков с лицами из знатных фамилий, важным значением пользовались дядя ее Мануил и братья Варда и Петрова. Пять дочерей Феофила и Феодоры избрали монашескую жизнь, за исключением Марии, вышедшей замуж за Алексея Муселе, тоже армянского происхождения. Итак, люди восточного происхождения держали в своих руках правительство в малолетство Михаила III, и тем любопытней, что это правительство прежде всего считало для себя обязательным изменить церковную политику и восстановить православие, которое в первый период иконоборчества имело на Востоке самых ожесточенных врагов. Посмотрим на политику регентства и на внешние отношения империи в малолетство Михаила, оставшегося по смерти отца 4-летним ребенком. Первым лицом в регентстве был логофет Феоктист. Ему доверяла Феодора не потому, что он отличался большими способностями государственного мужа, но более потому, что он был хорошим исполнителем ее предначертаний и верным истолкователем ее воли. Не имея удачи во внешних войнах и потерпев неоднократно поражение от врагов, Феоктист, тем не менее, постоянно находил защиту в Феодоре и платил ей преданностью и верностью. Положительным его качеством было то, что он держал в порядке государственное хозяйство и обогащал казну сбережениями. Дядя царицы Мануил имел больше значения при Феофиле, чем во время регентства. Прежде он заставлял о себе говорить как о способном генерале, ведшем удачные войны с мусульманами, во время регентства Мануил мало принимал участия в государственных делах и вел частную жизнь в своем удаленном от центра дворце.

http://sedmitza.ru/lib/text/442877/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О немецких чиновниках, купцах и ремесленниках, проживающих в Москве Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. Преименитый господин Франц Яковлевич Лефорт, первого выборного Московского полка генерал, флота адмирал, родом женевец, лет двадцать тому назад, отыскивая счастье, с двумя товарищами приплыл по Белому морю в Московию и нашел то, что искал. В восемьдесят восьмом году, во время возмущения стрелковых воинов, иначе называемых стрельцами, когда эти люди в их кровожадной ярости, ниспровергнув общественный порядок, не только без разбору неистовствовали над всеми боярами, нимало не уважая ни справедливости, ни доблестей некоторых из них, но жаждали еще и царской крови молодых государей, последние принуждены были скрыться от мятежников в Троицкий монастырь. В столь опасное время, когда большая часть лиц, не зная, чем кончится возникшая буря, и смущаясь угрожавшими опасностями, колебались в верности и раздумывали, на чью сторону преклониться, в то время, когда, казалось, сама судьба в недоумении решала еще, кому владеть столь обширным государством, вышеупомянутый господин Лефорт хотя и был поставлен этим ужасным временем в критическое положение, но, предупреждая своим решением приговор судьбы, а не следуя за оным, поспешил к Троице с небольшим числом своих солдат. За такую преданность, нимало не поколебленную предстоявшими опасностями, Лефорт поднялся на ту степень царской милости, достойным которой принуждены признать его и несправедливейшие из его противников Колесо счастья низринуло с себя большую часть тех, кто пользовался благодаря царскому благоволению блестящим положением. Изменчивая фортуна насылала иногда и на Лефорта бури и ураганы, тем не менее, однако, мы видели, что царь даже и после смерти этого мужа сохранил, к зависти всех туземцев, высокое уважение к памяти Лефорта. За четыре года до своей смерти Лефорт послал единственного своего сына в Женеву для образования его ума занятиями в изящных науках. Когда уезжал молодой Лефорт, сам государь с главными министрами изволил проводить его несколько миль; затем, когда племянник Лефорта приехал в Московию, царь выехал к нему навстречу почти за три мили и подарил прибывшему свою собственную дорогую одежду. Быть может, генерал Лефорт был бы еще довольнее, если бы царь выразил ему свое благорасположение и милость иным образом, но, поистине, генерал Лефорт не мог бы даже желать более искреннего изъявления царского благоволения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439290/

II. ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕСТОЛА I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Вечернее свидание цесаревны с Анной Леопольдовной. - Предостережение принца Антона-Ульриха. - Лесток в трактире. - Осмотр окон в Зимнем дворце и в палатах вельмож. - Сборы приверженцев Елисаветы в ее дворце. -Поезд к Спасским казармам. - Шествие к Зимнему дворцу. - Арестование брауншвейгской фамилии. - Арестование вельмож. - Признание Елисаветы императрицей. - Милости новой государыни. - Суд и расправа над Остерманом, Минихом и другими приверженцами брауншвейгской династии. 23-го ноября цесаревна отправилась в Зимний дворец в гости к правительнице. Был куртаг. Вечером гости уселись за карточные столы; цесаревна тоже стала играть в карты. Вдруг Анна Леопольдовна вызвала Елисавету Петровну из-за карточного стола, пригласила в другую комнату, сказала, что получила из Бреславля письмо: ее предостерегают, извещая, что цесаревна со своим лейб-хирургом Лестоком, при содействии французского посланника, замышляет произвести переворот; ей советуют немедленно арестовать Лестока. Цесаревна показывает вид изумления, уверяет, что ей в голову не приходило ничего подобного, что она ни за что не нарушит клятвы в верности, данной малолетнему императору, что Лесток ни разу не бывал у французского посланника, что, если угодно, могут его арестовать, и через то уяснится только ее невинность. Цесаревна расплакалась, бросилась к правительнице в объятия; Анна Леопольдовна, по своему добродушию, расплакалась сама и рассталась с цесаревною при взаимных уверениях любви и преданности Утром 24-го ноября, в 10 часов, явился Лесток к Елисавете Петровне и застал ее за туалетом. Он показал ей два сделанных им карандашом рисунка; на одном представлена была цесаревна с короною на голове, на другом - та же цесаревна в монашеской рясе, а кругом нее - орудия казни. " Желаете ли, - спросил он, - быть на престоле самодержавною императрицею, или сидеть в монашеской келье, а друзей и приверженцев ваших видеть на плахах? "

http://sedmitza.ru/lib/text/537264/

V. Шаткость Бориса на престоле Почему же так медлил Борис венчаться на царство? Почему патриарх так много раз созывал собор и не распускал его с февраля до подписания соборной грамоты в августе? Почему нужны были эти многократные приглашения крепко держаться крестного целования Борису и эти ответные уверения в верности? „Столько слёз было пролито при челобитьях и встречах!» – справедливо заметил историк. Кажется, можно было бы увериться в преданности народа избранному царю; но, видно, царь и патриарх были ещё далеки от этой уверенности. Всё это нужно было потому, что сам избранный царь Борис не верил в прочность своего положения на высоком престоле Русского царства. Ему, потомку татарского мурзы и недавнему боярину, не по плечу было царское место на троне величайших, природных наших государей, собирателей, объединителей и создателей могучего государства: Равноапостольного Владимира, Ярослава Мудрого, Мономаха, Боголюбского, Невского, Калиты, Гордого, Донского, Uoahha III , Грозного!.. В этом ряду славных и великих имён он был и неравным, и чужим человеком... Годунов понял всю тяжесть и всю шаткость своего нового положения, и с первых же дней своего воцарения не верил ни искренности своих избирателей, ни своему превосходству перед возможными другими избранниками. И вот его начинают снедать неуверенность в самом себе и в окружающих, страх пред низостью своего происхождения и крайняя, доходящая до ничтожнейших мелочей подозрительность. Борис боялся, что ему все желают зла, что его изведут отравой, что его испортят колдовством. Чтоб избежать беды и успокоить свои расстроенные чувства, он вздумал связать совесть своих подданных крестным целованием и заставил их присягнуть на всём, что только могло подсказать ему болезненно возбуждённое воображение. Присяжный лист, по которому вся Россия присягала на верность царю Борису Годунову, выдал неуверенность Борисову, оскорбительную и для его высочайшего сана, и для его верноподданных. Каждый, целовавший крест Борису, между прочим, клялся:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010