а) Должны оказывать господам своим искреннее уважение и преданность, и свидетельствовать это своими делами при каждом случае. Апостол учит: елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение ( 1Тим.6:1 ; 1Пет.2:16 ). б) Должны оказывать повиновение, без ропота и с усердием исполняя приказания их, служа в лице господ самому Богу, яко Царю царей и Господу господей. Раби, учит апостол, послушайте по всему плотских господий ваших, не пред очима точию работающе, аки человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога. И всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком ( Кол.3:22 ; Тит.2:9 ). в) Должны быть верны своим господам во всех поручениях, какие делаются им, и не только сами не должны причинять им убыток, но со всем усердием должны охранять имущество господ от всякого расхищения и содействовать к умножению его. Рабов увещевай, пишет св. Павел, не красть, но оказывать всю надлежащую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога ( Тит.2:9–10 ). г) Должны быть довольны своим состоянием. благодушно перенося неприятности, встречаемые в прохождении своего служения, терпением и кротостью покрывая недостатки, замечаемые в господах своих. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит, кто скорби, стражда без правды ( 1Пет.2:18–19 ). д) Должны строго хранить, как тайну, все, что происходит в доме господина и к нему относится, и отнюдь не разглашать вне оного, особенно если нарушение сего долга может причинить вред господам их, за исключением тех случаев, когда высшие обязанности требуют противного. е) Слуги вообще должны стараться о том, чтобы не причинять никакого вреда господам своим ни своим нерадением, ни поведением или недостойным обращением с детьми их, ни нескромными словами в глазах их или заочно, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души: со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком. Ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь ( Еф.6:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аминь. Любовь плотская и любовь Божия (На Пассии) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Хотя бы мне и надлежало умереть, я не отвергаусь от Тебя». Так заявил, возлюбленные братья и сестры, св. ап. Петр Христу Спасителю на Тайной Вечери. Да, ап. Петр был убежден в своей преданности Христу, в своей любви к Нему. Но посмотрим, что же случилось на деле. Вот двор Анны и Каиафы. Здесь собрались первосвященники и старейшины иудейские, чтобы произвести суд над Христом. Во дворе находились и другие люди: прислужники, рабы. Было холодно, и они развели во дворе костры, греясь вокруг них. Ап. Петр также находился у костра. Здесь-то подошла к нему одна рабыня, всмотрелась в него и сказала: «И этот от них». Но Петр ответил: «Нет, я не знаю Сего Человека». Прошел час. И снова некий служитель, обратив свой взор на ап. Петра, сказал, что он из учеников Христовых. Но ап. Петр вновь с клятвою отвергся Христа. Через некоторое время третий человек стал настоятельно убеждать окружающих, что и Петр был с Иисусом, что он галилеянин, что даже речь его обличает в этом. Устрашившись этих слов, ап. Петр принялся еще более усердно клясться и божиться, что он не знает Сего Человека. И как только он произнес последнее свое отречение, запел петух. Христос Спаситель обратил Свой взор на ап. Петра, и вспомнил тот предсказание своего Божественного Учителя: «Прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» И так ему стало тяжко от своего отречения, что он горько, горько заплакал и вышел со двора. Да, возлюбленные братья и сестры, не устоял ап. Петр в любви ко Христу. Но не ложно было и другое обетование Господа. «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя,— говорил он Петру, прозирая его грядущее отречение.— И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». И, по слову Господа, после отречения вновь пришло обращение. После воскресения Христова, после того, как Дух Божественный сошел на апостолов, малодушие было устранено из сердца ап. Петра и он доказал свою любовь и верность Спасителю мученической кончиной, предав сам себя на распятие вверх ногами.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками Расслабленный, конечно, знал это правило, но для него, как человека благодарного своему Исцелителю, высшей правдой является исполнить без прекословия и лукавства слово Христа: «Встань, возьми постель твою и ходи». И берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками и блюстителями благочестия. Но для старейшин и мудрецов исцеленный расслабленный был слишком ничтожным и рассматривался только как одно из многих средств для причинения боли и вреда Господу Иисусу Христу; он для мудрецов представитель того народа, который «невежда в законе, проклят он» (Ин. 7: 49). И ждали они, что исцеленный расслабленный остался расслабленным душой, таким же, какими были и они; что он за 38 лет озлобился на равнодушных и жестоких людей и уже не будет доверять им, уважать и любить их, не будет вести себя благородно. Не знали мудрецы иудейские, что в горниле скорбей, во время болезни в душе человека «рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий» . Скорбь рождает «терпение, от терпения [происходит] опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5). И человек, познавший любовь Божию, перенесет ее и на людей, и не будет памятозлобства в его сердце, а будет умиление и тихая радость. Умиление, дорогие братия и сестры, всегда является первым признаком выздоровления от душевного расслабления, от паралича души. Это «ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти» . На вопрос же иудеев: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: “возьми постель твою и ходи”?» – исцеленный расслабленный не дает ответа, потому что «не знал, кто Он» был (Ин. 5: 12–13). Господь, скрывшийся в народе, затем снова встречает исцеленного и дает ему совет-заповедь: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). И только тогда расслабленный понимает, Кто исцелил его, и он, взявший еще раньше свою постель в субботу как крест, как знак верности Богу и преданности, готовности служить Ему, невзирая на сложности и опасности, идет к иудейским старцам.

http://pravoslavie.ru/112610.html

Беспрекословное повиновение отцу, даже до заклания самой жизни, нежная привязанность к матери, в потери которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда обычно было многоженство; терпеливое перенесение домашних испытаний, причинявшихся ему со стороны жены и сыновей; малоподвижность самой жизни, в течение которой он никогда не удалялся более чем на сорок верст от места своей родины (Вирсавии) – все это вместе рисует пред нами образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем внутренним духовным миром, который невидим для людей, но который тем ярче сияет пред Отцем Небесным, – тою непреоборимою верою в Промысл Божий, которая всю жизнь его делала воплощением смирения, надежды и любви. После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, к которому перешло все наследственное благословение и обетование рода Авраамова. X. Иаков 45 Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день, очевидно, гонимый опасением своего свирепого брата, прошел более шестидесяти верст, и дойдя до местечка Луз, остановился там переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от крайнего утомления заснул глубоким сном 46 . И вот, под влиянием только что пережитых событий он видит чудесный сон: видит лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Этот чудесный символ божественного промышления о земле заключился явлением ему Господа, который повторил ему обетование Авраамово: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства! Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства - сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения - воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнедавцу, Победителю ада и смерти. «Если кто Церковь послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18: 17). Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в читанном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего - правильно понимать их смысл и значение. Почему это так? Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Иоан. 14:16)... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13)... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26). Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный «Утешитель» - Дух Святый - «Дух Истины» сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк 9:1), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Церковь Христова - это Царство Духа Божия, это - сокровищница благодати Духа Святого, а вместе с тем - это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть «Дух Истины.» Вот почему и великий Апостол языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: «Церковь Бога живого - столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

в) Заклинаю (тебя, Тимофей) пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых… Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:1–2 ). Ибо будет время, когда здравого учения признавать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух и обратятся к басням… Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое ( 2Тим. 4:3–5 ). Далее святой апостол Павел говорит, что он уже становится ЖЕРТВОЙ, и время его отшествия близко… И как бы жалуясь Тимофею на некоторых неверных учеников, печально сообщает, что Димас оставил его, возлюбив нынешний век. Крискент тоже оставил, и Тит. Один Лука остался с ним. «При первом моем ответе (перед кесарем) никого (своих) не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня… И я избавился от львиных челюстей… И избавит меня Господь от всякого злого духа… Ему слава во веки веков. Аминь». ПОСЛАНИЕ К ТИТУ Еретика, после первого и второго вразумлення, отвращайся ( Тит. 3:10 .) Тит тоже был ученик святого апостола Павла. Апостол поставил его епископом о. Крита. И так как Тит был молодым и неопытным, то святой Павел пишет и ему, как и Тимофею, свое Пастырское послание. По содержанию это послание сходно с первыми двумя. Сущность вопросов и наставлений почти одинаковы. Каким должен быть епископ (также и священник), диакон и их жены, дети. Чтобы пастыри были бдительны, бесстрашны, прямолинейны. Чтобы они сильны были наставлять и противящихся обличать. Ибо есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных… Каковым должно заграждать уста, они развращают целые домы, уча чему не должно, из постоянной корысти ( Тит. 1:10–11 ). Глупых же состязаний и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны ( Тит. 3:9 ). Благодать со всеми вами. Аминь. Читая эти пастырские Послания (к Тимофею и Титу), отец Лаврентий и белел, и краснел, и холодел от внутреннего душевного напряжения. Ему было и стыдно, и больно, и обидно, и страшно. Какие высокие требования к пастырям! А какое высокое служение – ПАСТЫРСТВО! «Как же мы теперь далеки от этого пастырского идеала! – думал с горечью о. Лаврентий. – И что мы теперь выполняем из апостольского Предания?! О, горе, горе нам, горе великое и страшное!.. Где у нас апостольская вера, где любовь, где надежда? Где верность Евангелию, за которое они страдали и умирали? Где преданность Христу Спасителю, Которому Одному они служили и больше никому другому?.. О, времена! О, времена!.. Растлились нравы, поблекли идеалы!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В своей статье Моника рассматривает роль Руфи как женщины, находящейся в качестве просителя убежища. Стремясь показать жизнь библейской героини как путь освободительной борьбы, финалом которого была ассимиляция в обществе избранного народа и дарование ей высокого статуса предка великого царя. Профессор Меланхтон также отмечает, что азиатская феминистская интерпретация Библии имеет освободительную ориентацию. Таким образом, одна из её целей состоит в том, чтобы преобразовать себя и общество, в котором она находится 21 . Прямым следствием сексуальной революции является подъём движения квир. В Соединённых Штатах Америки началась тенденция переосмысления сексуальности в христианских общинах протестантского толка. Организация «Объединение церквей во Христе», в которую входят модернистские протестантские церкви, активно принимает и благословляет однополые браки. Такие тенденции можно наблюдать не только среди христианских групп. Существуют также реформистские группы, исповедующие иудаизм и придерживающиеся нетрадиционных взглядов в вопросах брака и гендерной идентификации. В 1972 году была основана первая в истории община евреев – гомосексуалистов в Лос-Анджелесе, в 1973 году подобная община была основана в Нью-Йорке 22 . Ярким представителем модернистского иудаизма является Ребекка Альперт, в своей статье «В поисках нашего прошлого: лесбийская интерпретация книги Руфь» она приводит данные о современном положении дел в среде представителей нетрадиционной ориентации, исповедующих иудаизм. Из краткого экскурса в современное положение дел внутри общины можно сделать вывод, что данное сообщество изменяет традиции и создает новые, интерпретируя тексты Священного Писания согласно своему мировоззрению. Примером является свадебная клятва для женщин из квир сообщества. Они используют отрывок из книги Руфь: «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом» ( Руф. 1:16 ) – в качестве клятвы верности своей партнерше. Такое видение коренится в переосмыслении классического понимания этого стиха как манифеста о преданности Руфи Богу Израиля. Новое прочтение предполагает, что это больше относится к межличностным отношениям Руфи и Ноемини 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В тех случаях, когда ситуация не требует остро выраженной преданности, оценить как в самом себе, так и в других людях наличие и степень верности труднее, чем в кризисных положениях; – особенно, если исторически церковная обстановка относительно благоприятна. Требуются значительные нравственные и духовные личные усилия, для того, чтобы утверждать свою верность Богу в обстановке религиозной индифферентности в обществе. Болото индифферентизма затягивает гораздо опасней, чем действие механизма прямых гонений. Иисус Христос говорит: “как во дни перед потопом “ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится 21 ( Лк. 17,27–30 ). И это означает, что наиболее кризисно-катастрофические ситуации в истории становятся возможными именно потому, что им предшествуют времена скрытой неверности. Прямую безрелигиозность легче всегда увидеть как грех и позор и попытаться покаянно преодолеть ее, чем такую ползучую трясинную неверность. С другой стороны, в заурядном некатастрофическом бытии, когда к тому же со стороны Бога не так легко увидеть какой-либо призыв к особенному служению, не просто и осознать, в чем можно осуществить верность Богу и как ее оценить. В обыденности текущих дней в стандартных неизменных ситуациях верность как выражение религиозной веры проявляется в строгой стабильности духовно-нравственных состояний, ничем особенно не смущаемых, с осторожностью относящихся и к экзальтационным порывам и к депрессивным переживаниям. Душе верной свойственно в обычном течении жизни стремиться для себя выявить волю Божию, а выявив – исполнять ее, какой бы экзотичной она ни казалась с первого взгляда. Душа, верная Богу, обычно проявляет свою верность и к близким – к семье, к друзьям – не по причине психологического устройства, а по религиозно-нравственной твердости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В течение года прочитывается все Евангелие, поэтому, постоянно ходя в церковь и мысленно следуя за Господом, мы постепенно начинаем приобретать образ учеников Христовых, учиться самоотречению, молитве, терпению – потому что много надо терпения, чтобы в церковь ходить. Для этого всю жизнь нам придется перестроить, очень многое придется бросить, потому что некогда будет ни в гости ходить, ни на концерты. Ведь нельзя же одновременно было Петру и рыбу ловить, и за Господом ходить. Пришлось что-то оставить, и он оставил ловлю рыб, потому что счел, что Царствие Небесное для него важней. Вот так и для всех нас: если мы хотим приблизиться к Богу, то мы должны начать ходить за Господом. И когда Господь увидит нашу преданность, тогда Он и даст нам Духа Святого. Это посещение человека Духом Святым называется благодатью, потому что всегда дается даром. Заслужить благодать невозможно. Что бы человек ни сделал, даже если он исполнит все-все заповеди, этого все равно недостаточно, потому что то, что он получает, когда его касается благодать Божия, несоизмеримо выше всех человеческих подвигов. Поэтому это всегда дается даром, но за усердие, за отречение от греха, которым мы являем Богу нашу верность, нашу любовь. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». И эту любовь надо явить, только не на словах, как мы все. Некоторые так и подходят к Чаше: раб Божий такой-то. Прямо так и заявляет, что он раб Божий. А посмотри на жизнь этого раба – и увидишь, что он, оказывается, ни в чем Господу-то и не подчиняется, а живет по своим похотям. Поэтому до раба Божия надо еще очень много сандалий стоптать. И надо нам жить, не смотря по сторонам, и не спасая никого, и не думая: а что этот, а что тот? Апостол Павел сказал: каждый «перед своим Господом стоит или падает». Какое тебе дело? Твоя душа в огне, ты в аду, ты в грехе – очищай свою душу. Потому что когда ты вынешь «бревно из твоего глаза; тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего», тогда тебе станет это понятным. А мы: этот такой, этот сякой, все кругом плохие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010