Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Константин (Зайцев). Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Зайцев Кирилл Иосифович; 28.03.1887, С.-Петербург - 26.11.1975, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США), архим., богослов, духовный писатель. Из семьи крещеных евреев. В 1905 г., по окончании гимназии, изучал юриспруденцию в Гейдельбергском ун-те (Германия), затем учился на экономическом отделении С.-Петербургского политехнического ин-та. В 1912 г. окончил ин-т; после стажировки в Гейдельберге в 1913 г. сдал экстерном экзамены на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та и был оставлен на кафедре адм. права. Через короткое время оставил ун-т и поступил на гос. службу в Сенат. Работал в 3-й экспедиции 1-го департамента, ведавшей местным самоуправлением. Вскоре перешел в Главное управление землеустройства и земледелия. Во время первой мировой войны участвовал в работе Особого совещания по продовольствию. Не принял октябрьский переворот 1917 г., выехал из Петрограда в Москву, затем на юг России, где примкнул к Белому движению. В нояб. 1920 г. эвакуировался из Крыма с войсками ген. П. Н. Врангеля. В нач. 20-х гг. проживал в Чехословакии, являлся приват-доцентом русского юридического фак-та Карлова университета, вел семинар по проблемам совр. правового гос-ва и читал курс лекций по адм. праву (опубл. в Праге в 1923). Совместно с Г. В. Вернадским руководил сводным семинаром по истории рус. и адм. права, эволюции сословий и правовых учреждений России XVIII и XIX вв. Одновременно состоял профессором пражского Русского ин-та сельскохозяйственной кооперации. Выступал с докладами на заседаниях экономического семинара П. Б. Струве , в частности о советском крестьянском законодательстве. 20 янв. 1924 г. в Праге выступил на открытом заседании Русского студенческого национального объединения, где говорил, что нельзя признавать советскую власть, к-рую воспринимал как «абсолютное зло», но одновременно подчеркивал, что борьба с этим злом «может быть выражена лишь религиозными красками».

http://pravenc.ru/text/2057004.html

Путивль. Свято-Духов монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1617. Адрес: Украина, Сумская обл., г. Путивль, ул. Соборная, д. 45 Координаты: 51.339817, 33.866862 Изменить описание Добавить фотографии Панорама с северо-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Духов Девич монастырь находился на территории нынешнего городского Преображенского собора, который строился как главный храм этой обители. В документах он известен как «Духов, при острожском большом рву, в одной версте от города», то есть современного «Городка». Документов, свидетельствующих о времени основания этого монастыря, не сохранилось. Первый историк Курско-Белгородской епархии Н.П.Сенаторский связывал его возникновение с началом массового бегства православного населения Украины и Белоруссии, спасавшегося от национально-религиозного гнета Речи Посполитой. В частности, он писал следующее: «Известно, что берега Десны, Сейма, Псла с притоками были усеяны пустынниками, выходцами из-за Днепра, спасавшими свою жизнь и веру от притеснений унии. Тогда же были основаны, в большинстве своем на средства казны, Белогорский Миропольский, Ахтырский Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри». Отец Иаков Левитский в своем труде утверждал, что «Духов девичь монастырь уже существовал в 1595 году, при Феодоре Ивановиче, сыне Грозного царя. В том 1595 году выдана была подтвердительная грамата относительно принадлежности монастырю Псельской мельницы, а в 1597 году выдана была другая грамата о том, чтобы не брать на городскую работу крестьян этого монастыря. В смутное время самозванцев (1604-1613 гг.), по причине разорений Путивля, монастырь пришел в упадок». В грамоте царя Михаила Феодоровича от 1621 г.

http://sobory.ru/article/?object=21039

Акции Общественного Комитета " За нравственное возрождение Отечества " На главную страницу   Акция протеста против непристойной метрорекламы   Как стало известно, что в настоящее время в вагонах (Кольцевая, Сокольническая линии) и на станциях Московского метрополитена (м. Юго-Западная, м. Проспект Вернадского) распространена реклама Red Devil. Плакаты с этой рекламой содержат изображение Сатаны с надписью " Повелитель Энергии. Energy Forever " (энергия навсегда.- англ.). В вагонах Кольцевой и Сокольнической веток помещены также плакаты фирмы Camelot с изображением сцены сексуального насилия (с изображением полуобнажённой девушки дерущейся с мужчиной, лицо которого измазано губной помадой). Мы призываем протестовать против этих аморальных, безнравственных плакатов. Мы с вами в праве протестовать против такой кощунственной, безнравственной рекламы, которая оскорбляет православных верующих нашей страны. В соответствии с действующим законодательством (Статья 8 закона РФ О рекламе, гл. 1., пункт. 1.) реклама, содержащая информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и гуманности путём употребления оскорбительных слов, образов в отношении религиозных убеждений, не допускается. Просим всех, кому небезразлична судьба нашего общества и наших детей, кто ещё готов бороться против загнивания нашей страны, отправить заявление с протестом по поводу рекламы Camelot и Red Devil на имя руководителя территориального управления по Москве и Московской области МАП России Ткачёвой Т.Н. В заявлении следует указать: 1) место, где была обнаружена реклама (станция, вагон метро; адрес в случае рекламных щитов на улице) 2) название и содержание рекламного плаката/щита, необходимо обязательно приложить фотографию или копию рекламы 3) данные рекламируемой фирмы (название, адрес, телефон). 4) данные фирмы-рекламораспространителя (название, адрес, телефон). 5) фамилия, имя и отчество заявителя; 6) место жительства заявителя (телефон); Заявления лучше передавать лично в Территориальное Управление по Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике (109017 Москва, Пыжевский переулок, дом 6, каб. 222, м. Третьяковская ), или отправлять заказным письмом с уведомлением по указанному адресу.

http://moral.ru/Metro_reclam.htm

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Собор и колокольня. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженский монастырь основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских войск над шведскими. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским. Основан в 1650 году как мужской общежительный с благословения Киевского Митрополита Сильвестра (Коссова) игуменом Лубенского Мгарского монастыря Калистратом при содействии Полтавского полковника Мартына Пушкаря, других казацких старшин и мещан. Монастырь в 1695 году был разграблен татарами, в 1709-ом – шведами, в 1822-ом – очень пострадал от бури. После революции 1917 года большая часть имущества монастыря была конфискована и разграблена бандами. После закрытия монастыря в 1923 году в его помещениях был устроен клуб железнодорожников, позже архив Полтавского губернского архивного управления. С 1933 года в монастырских корпусах размещалась детская трудовая колония НКВД. В конце 1930-х годов здания передали Полтавскому пединституту под общежития и столовую. В 1942 году, во время оккупации, община монахинь через возобновленное епархиальное управление попросила разрешения открыть в уцелевших помещениях бывшего Крестовоздвиженского мужского монастыря женскую обитель. В том же году и начал свою деятельность женский монастырь на Монастырской горе. В годы Великой Отечественной войны от бомбежек и обстрелов помещения монастыря в значительной мере были разрушены, в том числе и главный собор, который очень пострадал и лежал в руинах вплоть до его восстановления в 1956 году.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Воронеж. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Добавить фотографии Рельеф «Апостол Андрей». Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Николаевича Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Рельеф «Борьба архангела Михаила с Сатаной». Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Николаевича Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1776—1781 гг. Построена, как предполагают, по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского. По плану близка к сооруженной им Покровской церкви на Подоле в Киеве. Возведена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, двухъярусная, одноку-польная, со своеобразным планом, который складывается из квадратной центральной части с полукруглыми апсидами с севера и юга, с прилегающими слегка вытянутой алтарной частью с полукруглой апсидой, фланкированной по сторонам ризницей и диаконником, и квадратного в плане притвора. С западной стороны расположена колокольня, построенная в начале XX в. и соединенная с церковью граненым переходом. Северный и южный входы — с двухъярусными крытыми папертями. План верхнего яруса полностью повторяет план нижнего. Нижние помещения перекрыты системой полуциркульных сводов с распалубками, а в закругленных частях — конховыми. Верхний ярус сооружения перекрыт куполом на высоком восьмигранном барабане и системой полуциркульных и конховых сводов. Сооружение отличается хорошо найденными пропорциями, композицией масс и гармоничным единством архитектурного и скульптурного декора. В декоре фасадов преобладают пилястры, членящие стены и барабан купола. Капители пилястр — ионического ордера, усложненного гирляндой между волютами. На углах пилястры раскрепо-ваны и имеют заглубленные панели — это создает дополнительную светотеневую игру. Объемы пониженных ризницы, диаконника и папертей создают дополнительную живописность расчлененного массива сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=29006

Путивль. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Вид с запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 марта 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре города, на историческом «торгу», стояла Воскресенская церковь. Первое документальное упоминание о ней находится в выписи 1625 г. из «документов Московского Архива Министерства Юстиции за 502». Выпись гласит: «На площади посторонь сапожного ряду церковь Воскресение Христово древен (т.е. деревянная, а не древняя), а в ней образы и книги, и колоколы, и ризы, и всякое строенье, попа Василия место церковное, что был теплый храм Рождества Христова да колокольничное место в сапожном ряду между лавками Ондрея Кушинникова, да Герасима» 41]. Следовательно, предшественницей Воскресенской была теплая Рождественская церковь. Неподалеку от Воскресенского храма, к северу от нее, находилась церковь в честь великомученика Георгия Победоносца. В древности в Путивле было три храма с таким наименованием. Об одном из них, «что в торгу», мы писали выше, в повествовании о Борисоглебском монастыре. В 1752 г. эта церковь сгорела, и ее священник Григорий Яковлев был направлен для совершения богослужений в монастыре Бориса и Глеба. Приход сгоревшего храма присоединили к соседней церкви в честь Воскресения. Прослужив 5 лет в обители, о. Григорий заявил в Московскую Духовную Консисторию, что больше не хочет быть при монастыре, а желает своими силами восстановить сгоревший храм и что «к построению-де вышеписанной Георгиевской церкви подлежащие каменный и железный материал в готовности, и просил, чтоб ему, попу Григорью, быть при оной Георгиевской церкви по-прежнему, а для сбора от доброхотнодателей подаяния дать ему книгу» 176]. 15 февраля 1758 г. из Консистории последовал указ, в которым предписывалось «объявленному попу Григорью … быть по прежнему при показанной Георгиевской церкви, в которой он посвящен и рачение иметь будет» 177].

http://sobory.ru/article/?object=34648

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1786. Адрес: Украина, г. Полтава, ул. Паисия Величковского, 2а Координаты: 49.596112, 34.576566 Изменить описание объекта Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты Колокольня Крестовоздвиженского монастыря была построена в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки и имела высоту около 45 метров. Своим величественным видом эта колокольня напоминает колокольню Киево-Печерской лавры. В среднем ярусе колокольни был устроен престол во имя Печерской иконы Божьей Матери. Самый большой из ее колоколов весил 400 пудов и был отлит в 1797 году. На колоколе была надпись: " Божиею помощью при державе Благочестивейшия Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсониса-Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года июля 15 дня " . Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки. Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 м). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов. И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 т). http://www.shukach.com/ru/node/942 Сооружение кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, четырехъярусное, завершается полусферическим куполом с главкой. Первый ярус квадратный, с закругленными углами, остальные - круглые, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. Оформлена разнообразными лепными элементами, фасады первого яруса украшены четырехколонными тосканскими портиками, второго и третьего ярусов - спаренными колоннами соответственно ионического и коринфского ордеров. Во втором и третьем ярусах находились колокола, в четвертом - часовой механизм с курантами. Нижний ярус по оси прорезан проходом, служившим главным входом на территорию Успенского собора. Фасады решены в ордерной системе (ионический ордер), западный украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=43159

Путивль. Свято-Духов монастырь. Церковь Воздвижения креста Господня. Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1693. Адрес: Украина, Сумская обл., г. Путивль, ул. Карла Маркса, д.45 Координаты: 51.339334, 33.866741 Изменить описание Добавить фотографии Общий вид с юга. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 января 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Находящаяся к югу от собора Крестовоздвиженская церковь была построена в 1693 г. в качестве надвратного храма Святодуховской обители. Храм трехъярусный: в первом размещена арка святых врат, к востоку от которой – легендарная келья царевны Софьи, к западу – большое сводчатое помещение; второй ярус занимает собственно трехчастный храм с притвором, а на третьем находится колокольня. Для этой церкви «характерны простота и величавость форм. Она лишена мелочных украшений; ее образ формируется на совмещении лапидарных объемов и плоскостей. Лаконичная, даже несколько грубоватая архитектура надвратной церкви-колокольни – разительный контраст относительно утонченных архитектурных форм собора. Но если собор статичен в своем кристальном совершенстве, то надвратная церковь характеризуется выразительной динамикой: архитектурные формы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой крышей и декоративной маковкой до арочного восьмерика колокольни». На протяжении XIX – в начале ХХ веков в России наблюдался процесс повсеместной перестройки старых храмов в соответствии со вкусами нового времени: уничтожались древние иконостасы, пристраивались всевозможные приделы, растесывались и закладывались старые, пробивались новые окна, изменялась конфигурация завершений храмов… В конце 80-х гг. XIX в. причет и прихожане соборного храма захотели перестроить свою колокольню, надстроив ее еще двумя ярусами. С этой целью в Путивль был приглашен епархиальный архитектор И.Ф. Дворжецкий. 12 августа 1889 г. он вместе с настоятелем собора священником Василием Романовым и старостой Н.А. Покровским осматривал колокольню и заключил, что «…по ветхости как колокольни так и купола этой церкви всю верхнюю часть их необходимо сломать вплоть до второго этажа и на место их над самыми святыми воротами выстроить новую колокольню согласно представленного проекта». К счастью, этот варварский проект не был осуществлен, и мы и поныне можем любоваться неискаженным обликом красивого в своей простоте Воздвиженского храма.

http://sobory.ru/article/?object=16272

Путивль. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы Каменного, Церковь Николая Великорецкого Добавить фотографии Вид с юга. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская. Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770 г. Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным. Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре. Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа. Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками, в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом. Интерьер нижнего этажа очень скромен и малоосвещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно раскрытое пространство и очень светлый. В памятнике сохранилась орнаментальная роспись. Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины.

http://sobory.ru/article/?object=14224

Гамалиевка. Гамалеевский Харлампиев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Вход северного фасада, надгробие Третьяковой (1819 г.). Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Вид с северо-востока. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Рождества Богородицы прямоугольный в плане, с пятигранным выступом центрального и срезанными внешними углами боковых нефов с восточной стороны. Трехнефный, шестистолпный, пятиугольный. Центральная часть перекрыта большим куполом на восьмерике, опирающимся на паруса, ветви трансепта, восточная и западная центрального нефа - малыми куполами на восьмериках, опирающихся на срезанные сомкнутые своды, остальные части сооружения - системой крестовых, лотковых и лучковых сводов. Фасады расчленены лопатками, главный и боковые входы украшены барочными порталами, главный вход фланкирован мощными пилонами, между которыми перекинута полуциркульная арка. Сооружение создано на основе переработки древнерусского трехнефного шестистолпного храма. Различие состоит в том, что центральный неф и трансепт больше выявлены не в плане, а в объемах, так как боковые нефы вполовину ниже их. Кроме того, на ветвях центрального нефа и трансепта поставлены четыре купола. Поэтому в его внешнем облике как бы соединились два типа храмов - крестовый пятиугольный и базиликальный с трансептом.

http://sobory.ru/article/?object=43228

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010