Приезжал на несколько часов Христофоров, за вещами. Он был тих и молчалив. Обедали довольно сумрачно. Когда случайно разговор коснулся Анатоля Франса, Антон сказал, обращаясь к Наталье Григорьевне: - Ваш Анатоль Франс просто французский разговорщик. От него волосы на голове не шевелятся. Наталья Григорьевна возразила, что кроме волос на голове - есть еще стиль, изящество и философия; ирония и доброта; есть, наконец, гений многовековой латинской культуры. Но Антон не возражал, и разговор вообще не поддержался. Верно, все были заняты другим. Вечером, когда Христофоров уехал, у Машуры с Антоном было объяснение. Оно не выяснило ничего. Антон волновался, почти грубил. Машура расплакалась и убежала в свою комнату. Ночью оба не спали. А наутро он уехал, оставив записку, что так больше жить не может. Он отправляется до осени на урок. Машура прочла, разорвала бумажку и решила, что пусть будет, как будет. Отныне просто одна она станет заниматься жизнью, маленькими своими делами, ни о ком не думая. И правда, этот последний месяц провела в деревне, в одиночестве - полторы недели даже совсем одна - Наталья Григорьевна уезжала в Петербург. Это время осталось в ее памяти, как полоска жизни чистой, покойной и немного грустной. Можно было гулять одной ясными августовскими вечерами, когда овес смутно белеет и шуршит в сумерках, полынь горкнет на межах, и красноватый диск встает на лиловом горизонте. Казалось, что она свободна от всего и всех. Можно было мечтать об одинокой жизни среди полей, под звездами. Но вернулась Наталья Григорьевна, все стало на свои места. И, как полагалось, в первых числах сентября водворились уже Вернадские на зимние квартиры, совершая непрестанный круговорот, называющийся бытием. Как всегда, Машура возвращалась к старому пепелищу освеженная, как бы ободренная. Предстояла зима, полная нового: впечатлений, занятий, выездов, книг. Жизнь осенью, в Москве, бывает иногда хороша. И Машура с живостью и возбуждением устраивалась на Поварской. К ней наверх вела узенькая лестница. Небольшая первая комната - как бы приемная; во второй, большой, разделенной пополам портьерой, вдоль которой длинный диван, жила Машура. Окна смотрят на юг. Солнце чисто и приветливо сияет в безукоризненном паркете, отсвечивает в ризах икон в киоте, золотит клавиши пианино; освещает на стене итальянский примитив - старинную копию; блестит в ручках качалки с накинутым вышиванием, в книжках, фотографиях, тетрадках, где можно встретить стихи Блока и портрет Бальмонта, во всех тех маленьких пустяках, что составляют обстановку и уют московской барышни из образованной семьи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

- Сна я не умею объяснить,- ответил Христофоров.- Но вполне понимаю, что для вас он может быть неприятен. Никодимов вздохнул. - Я все думаю, что этого швейцара с лифтом встречу. Расставаясь, Никодимов подал ему руку, улыбнулся и сказал: - Что же, завтра на бега? - Может быть. Христофоров зашагал по Поварской. Он не ясно сознавал, почему это делает, и, лишь дойдя до дома Вернадских, поймал себя на том, что просто ему приятно пройти мимо него. На улицу выходил особняк с антресолями, со старинными, зеркальными стеклами, чуть отливавшими фиолетовым. Были спущены синеватые шелковые шторы, в складках; деревья затеняли крышу, открыты настежь ворота, двор полузарос травой, у колодца, посреди, бродят сизые голуби. И лишь крепко заперт каретный. " О, святая простота! - восклицание, приписываемое Яну Гусу, увидевшему, как старуха подбрасывает дрова в костер, на котором его сжигали (лат.). Христофоров остановился на другой стороне улицы, в свежей тени ясного утра, смотрел на антресоли Машуры, потом улыбнулся, повернулся на одной ноге и пошел домой. Прислуга удивилась, увидав его. Он поздоровался с хозяйкой, старушкой в седых локонах - г-жою Самба; когда-то была она замужем за французом; сохранила манеру аккуратно одеваться, завивать букли; в остальном была старинная московская дама; в комнатах ее пели канарейки, лежали чистые половички, свечи сияли перед иконами; стояло много пустячных статуэток, фотографий - все в безукоризненной чистоте. Сейчас она пила утренний кофе и тоже удивилась Христофорову. Раньше августа она его не ждала. Христофоров прошел наверх. Комната казалась пустоватой, все имело уже нежилой дух. Фотографии на стенах обернуты газетами. Он сел на подоконник, растворил окно. Зеленый тополь шелестел, серебристо отблескивая листиками. Дальше был садик с яблонями, дровяной сарай. Ему представилось, что сейчас Машура встала и работает своим скребком или лежит в гамаке, а голубое утро опрокидывает над нею свою чашу. Отсюда, издали, даже лучше он ее чувствовал. Хорошо или плохо, что уехал?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В настоящее время в библиотеке Лавры хранятся практически только современные издания. В предлагаемом издании использованы данные Государственного архива Тульской области (ГАТО), Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина, Российской Национальной библиотеки, Национальной библиотеки Украины им, В.И.Вернадского (НБУВ), Новгородского государственного музея- заповедника и Церковно-археологического кабинета (ЦАК) Московской Духовной Академии (МДА). Были найдены архивные и печатные материалы, дополняющие и уточняющие «Сказание о жизни и подвигах старца иеросхимонаха Киево-Печерекой Лавры». В частности, год рождения преподобного Парфения, 1790-й, указанный в «Сказании.,,», а поэтому и во всех последующих публикациях его жизнеописания и в житии новопрославленных святых, не согласуется с тем, что его облекли в схиму в 1838 году, на сорок шестом году от рождения, так как, если он родился в 1790 году, ему должно было быть 48 лет. В ГАТО был уточнен год рождения преподобного Парфения. Он родился в 1792 году, а его старший брат Василий – в 1790 году 10 . Большая просьба к читателю отнестись к исправлению этой и некоторых других неточностей указания времени происходящих событий, описываемых в «Сказании...», не как к ошибкам, допущенным архимандритом Антонием по небрежности, а просто как к маленьким неточностям, возникшим во время быстрого написания этого замечательного «Сказания...», В настоящем издании также отмечены те моменты в жизни преподобного Парфения и те события, происходящие в Киево-Печерской Лавре, которые могли бы повлиять на его духовное становление, но которые не были указаны в «Сказании,,.». Иллюстрационный материал настоящей книги служит дополнением к тексту. Литографии, гравюры и фотографии найдены в печатных изданиях XIX века и в указанных выше архивах. Многие из них не печатались более ста пятидесяти лет, а некоторые печатаются впервые. В заключение хотелось бы сказать, что можно еще искать и найти много нового, касающегося преподобного Парфения, Так, любимый учечник и духовный сын преподобного Парфения архимандрит Лаврентий 11 в апреле 1855 года, уже после кончины преподобного, в письме к Т А.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

А это так и есть. Вот ему исполняется 142 года, но он не воспринимается еще как представитель истории литературы. Он до сих пор живой писатель, который участвует в нашем времени. В его дневниках, в его фотографиях есть современный заряд. Как каждый большой писатель, своими мыслями он забежал вперед. Только сегодня становится актуально то, о чем он говорил. Да, плохо, что дневник его долго лежал и не печатался. Но, может быть, мы только сейчас и доживаем до смысла, о чем Пришвин говорил в дневнике. Яна: Пришвин вообще фигура еще культурно не освоенная. Когда к нам приходят в музей, то одни удивляются: да, он так давно умер?! А другие говорят: «Мы вообще думали, что он из XIX века». А как-то давно пришел к нам парень с философского факультета и сказал, что «Осударева дорога» – гениальный роман и что он «вынул» из петли его друга. – Будучи крупным писателем, он наверняка что-то напророчил. Лилия: Ну, например, он предсказал, что возникнет «вторая природа», которая будет создана руками человека. Об этом его поэма «Жень-шень». Уничтожив девственную природу, человек начнет сажать новые деревья, чтобы просто выжить. «Наша родина начинает лысеть» – писал он 100 лет назад. У него есть целый сборник статей о защите природы, в которых заложены основы современного экологического сознания. И сегодня многие ставят Пришвина в один ряд с Вернадским, физиологом Ухтомским, то есть с теми людьми, которые глобально обсуждали проблему человек – Земля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 февраля, 2013 11 декабря, 2015 5 марта, 2024 2 февраля, 2024 29 ноября, 2021 1 сентября, 2020 30 октября, 2019 4 июля, 2019 11 февраля, 2019 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/mihail-prishvin-predsk...

Отец Юлии Николаевны – выпускник Санкт-Петербургского университета, видный экономист, дружил с Вернадским, князем Оболенским, другими русскими знаменитостями, человек либеральных взглядов, часто ездил за границу, увлекался русской зарубежной философией, был любителем музыки, ценителем изобразительного искусства. Мать – воспитанница Смольного института, поклонница Ушинского. Своих детей воспитывала в простоте, чистоте, дисциплине, честности и порядочности, приобщала к искусству, музыке, литературе и живописи. Для Юлии мама была самым большим авторитетом, самым близким и любимым человеком. Она вспоминала: «С раннего детства полное отсутствие баловства и при этом свобода». Сестры Рейтлингер в Ялте. 1914 В семье было четыре девочки, то есть у Юлии было три сестры. Вот на фотографии они все: Мария, Лидия, Юлия и младшая Екатерина. Все они были удивительны, воспитаны своей матерью в жертвенной, высокой традиции. Мы потом увидим, на их судьбах это сильно отразится. Но самое большое влияние оказал на сестру Иоанну отец Сергий Булгаков, с ним будет связана большая часть жизни Юлии Николаевны. Встретились они в Крыму, куда в 17-м году переехала вся ее семья. Нужно сказать, что родители девочек воспитывали в свободе и в любви к искусству. Юлию отдали в школу Общества поощрения художников. У нее были большие способности, еще в гимназии ее называли художницей, называли даже с некоторым пренебрежением или иронией, потому что всеми остальными предметами она пренебрегала ради рисования. Когда семья переехала в Крым – это было начало бедствий, незадолго до революции. Врач нашел в легких, как пишет Юлия Николаевна, «небольшие непорядки», и по настоянию матери вся семья переезжает в Крым в имение Саяни. И там их застает революция и гражданская война, так что в Санкт-Петербург семья уже не вернулась. Сестры Маня и Лида пошли сестрами милосердия в добровольческую армию. Я говорила, что девочек воспитывали в духе героическом, самоотверженном – это было принято в аристократических семьях начала ХХ века. Все они, такие молоденькие и юные девушки, шли сестрами милосердия еще в войну 14-го года, мы это знаем по царской семье и по другим дворянским родам. И здесь тоже – старшие сестры Юлии пошли в добровольческую армию. В марте 20-го года они умирают от тифа, отказавшись покинуть санитарный поезд. Собственно говоря, они совершали подвиг. Это было примером для Юлии Николаевны, потому что и она сама всю жизнь стремилась к подвигу. Встреча с отцом Сергием Булгаковым

http://pravmir.ru/most-mezhdu-mirami-lek...

Мелким шрифтом добавлено: " без цензуры " , крупным шрифтом написан: " Хочешь - приходи " , и для непонятливых еще 911 проставлено, как намек на то, что это служба спасения для застенчивых мужиков. Второй такой щит был установлен на углу улицы Косыгина и проспекта Вернадского, прямехонько у дверей городского Дворца детского творчества. А сам эротический клуб находится на той же улице Косыгина, дом 15, в гостинице " Орленок " . Не правда ли, очень символично! Кто не верит, тому могу продемонстрировать фотографии этих щитов. Их теперь там нет. Возмущенный " обыватель " написал на них, что он по этому поводу думает, и щиты убрали. Но теперь аналогичная реклама перебралась на Ломоносовский проспект, почти напротив театра Джигирханяна. Сюжет несколько смягчен: на девице мини-трусики и макси-сапоги, и название клуба написано латинскими буквами: " Erotic club " , это значит, чтобы обыватель темный не догадался и наглядное пособие не испортил. Итак, совершенно официальный эротический клуб, который исправно платит налоги (думаю - огромные!), совершенно официальные девушки, которых раскрепостили при помощи телепрограмм вроде " За стеклом " , коммерческий секс, приносящий немалый доход, как его участницам, так и городу. А мне следует говорить " большое спасибо " этим трудолюбивым девушкам, которые своим телом обеспечивают мне мою пенсию? Что же, мы, бабки, растим своих внучек для того, чтобы они разрешали сексуальные проблемы миллионов застенчивых мужиков, которые, наконец, смогут решиться пойти в эти самые эротические клубы, сиречь, дома коммерческого секса? Вице-спикер Государственной Думы Владимир Жириновский удостоил своим посещением обитателей стеклянной квартиры. Речи господина Жириновского цитирую по статье Юрия Богомолова " Играем в слабое звено " ( " Известия " 24.11.01): " Вот проститутка, - рассуждал вице-спикер, - она продает свое тело, чтобы накормить ребенка, дать ему хорошее образование, купить ему хорошую одежду... Чем ее можно попрекнуть?- Макс, Жанна, Марго и Толик согласно кивали " . Между прочим, вице-спикер Думы это - заместитель председателя Парламента, высшего законодательного органа нашего государства. И когда господин Жириновский выступает, он озвучивает общее мнение депутатов Нижней палаты. Тем самым он подтверждает, что Государственная Дума признает за проститутками их конституционное право на избранный ими труд. Что ж, казна пополняется налоговыми сборами, государство богатеет, благосостояние трудящихся растет! А я продолжаю задавать себе вопрос: " Зачем я ходила защищать Белый Дом в ту роковую ночь в августе 1991 года? Зачем мы съели эту жабу?! " Глубокоуважаемая редакция! Я понимаю, что это - большое нахальство с моей стороны, но, очень прошу, опубликуйте это мое послание к Вам! Мне очень хочется, чтобы было услышано властями мнение простой, среднестатистической, постсоветской бабки! Может быть, страничку в Вашей газете такую завести: " Мнение простого обывателя " ?   С уважением,

http://moral.ru/l25.htm

В это время что-нибудь вычисляю, иногда удается немного почитать. Обычно сижу до 4–5 часов. Но нередко, когда заснешь, приходит сменный рабочий с каким-нибудь недоразумением. Такая жизнь не дает делать что-нибудь творческое, но зато не дает и думать о том, что привело бы в уныние. – Мои ответы получаются тобою так поздно, что утрачивают свое значение. Но на всякий случай сообщаю, что при слишком крепкой смазке йодом, как и при йодовых пятнах на тканях и т.п., надо обмывать раствором гипосульфита, т.е. фотографическим фиксажем, но не смазывать маслом. Гипосульфит натрия служит также средством от отравления угарным газом (СО) в 10%-ном растворе; дается отравленному 8–20 г этого раствора в течение 24 час, а в ответственных случаях сразу до 20 г; признаки отравления исчезают через 6–10 час, а в серьезных случаях – через 24 часа. Это очень важное сведение, его необходимо иметь в виду и твердо помнить. – Имя, которое намечают Вася и Наташа, 122 никак не могу одобрить: оно дает блеск, подобный мыльному пузырю, много шуму – и ничего положительного в конечном итоге, вообще не полновесное имя. – Относительно работы по вычислению механической прочности мерзлоты: Нико-лай Иванович 123 не понимает моих условий: у меня же нет ни книг, ни времени, я весь в производственных, и некогда даже подумать над прямыми предметами моей работы, так все спешит и кипятится в своем соку. Если можно, пусть печатает так как есть и то, что есть, иначе пропадут и эти работы, как пропало бесчисленное множество других в ожидании какой-то полноты. Пока я тут, на меня рассчитывать нечего, так ему и скажи, – несмотря на то, что мерзлота – единственное, что меня действительно занимает внутренно. Крепко целую тебя, дорогая Аннуля, будь спокойнее. 10–11 марта 1936 г., Кремль, быв. Кожевенный завод 1936 .III.10–11. Соловки. Дорогая Аннуля, сегодня получил твое 9 от 23.II.1936, открытку Алексея Ивановича и печатное (брошюру Вернадского) от Мика. Спрашиваешь о моем Это письмо, как 42, 49 – маме. Напрасно ты думаешь, что твои письма раздражают меня, наоборот, но мне мучительно думать о твоих неприятностях и отсутствии радостей, потому и стараюсь внушить тебе лучшее использование жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Акции Общественного Комитета " За нравственное возрождение Отечества " На главную страницу   Акция протеста против непристойной метрорекламы   Как стало известно, что в настоящее время в вагонах (Кольцевая, Сокольническая линии) и на станциях Московского метрополитена (м. Юго-Западная, м. Проспект Вернадского) распространена реклама Red Devil. Плакаты с этой рекламой содержат изображение Сатаны с надписью " Повелитель Энергии. Energy Forever " (энергия навсегда.- англ.). В вагонах Кольцевой и Сокольнической веток помещены также плакаты фирмы Camelot с изображением сцены сексуального насилия (с изображением полуобнажённой девушки дерущейся с мужчиной, лицо которого измазано губной помадой). Мы призываем протестовать против этих аморальных, безнравственных плакатов. Мы с вами в праве протестовать против такой кощунственной, безнравственной рекламы, которая оскорбляет православных верующих нашей страны. В соответствии с действующим законодательством (Статья 8 закона РФ О рекламе, гл. 1., пункт. 1.) реклама, содержащая информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и гуманности путём употребления оскорбительных слов, образов в отношении религиозных убеждений, не допускается. Просим всех, кому небезразлична судьба нашего общества и наших детей, кто ещё готов бороться против загнивания нашей страны, отправить заявление с протестом по поводу рекламы Camelot и Red Devil на имя руководителя территориального управления по Москве и Московской области МАП России Ткачёвой Т.Н. В заявлении следует указать: 1) место, где была обнаружена реклама (станция, вагон метро; адрес в случае рекламных щитов на улице) 2) название и содержание рекламного плаката/щита, необходимо обязательно приложить фотографию или копию рекламы 3) данные рекламируемой фирмы (название, адрес, телефон). 4) данные фирмы-рекламораспространителя (название, адрес, телефон). 5) фамилия, имя и отчество заявителя; 6) место жительства заявителя (телефон); Заявления лучше передавать лично в Территориальное Управление по Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике (109017 Москва, Пыжевский переулок, дом 6, каб. 222, м. Третьяковская ), или отправлять заказным письмом с уведомлением по указанному адресу.

http://moral.ru/Metro_reclam.htm

Елена Григорьева 1 июня 1932 Детали фасада, вход. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Интерьер. Завершение иконостаса. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Интерьер. Иконостас. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Интерьер. Иконостас. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты Монастырский семикупольный Крестовоздвиженский собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Это единственный в Украине семиглавый храм в этом стиле, который сохранился до наших дней. Возведен в 1689-1709 годах. В плане трехнефный, с шестью опорными столбами, несущими систему сводов и семь куполов: пять расположены над трехнефным объемом (один - в центре и четыре - на ветвях креста, образованного главными продольным и поперечным нефами), два венчают башни над притвором. Собор не имеет главного фасада, три его стороны одинаковы с точки зрения архитектуры. Длина храма 30 м, высота до зенита купола в интерьере 28 м, площадь 366 кв. м. Внутреннее оформление собора создавали во второй половине XVIII века. Первый иконостас собора выполнял известный мастер XVIII в. Василий Реклинский. А второй — четырехъярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко — выполнил в 1772 году русский и украинский резчик-предприниматель, выходец из русского города Осташкова Сисой Зотович Шалматов. С 1752 года он поселился в городке Ахтырке на Сумщине, открыл там свою мастерскую и вместе с своими помощниками-подмастерьями изготовил замечательные резные иконостасы для ряда соборов Курска, Воронежа и Украины, в том числе для Лубенского Мгарского монастыря (1762–1765 гг.), для Лохвицкого собора (1765–1770 гг.), резной иконостас и статуи для Покровской церкви в Ромнах (1768–1773 гг.), сооруженной по заказу последнего гетмана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Эта церковь в начале XX в. была перенесена в Полтаву и сожжена в годы ВОВ. А замечательный иконостас собора Крестовоздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Гамалиевка. Гамалеевский Харлампиев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Вход северного фасада, надгробие Третьяковой (1819 г.). Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Вид с северо-востока. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Рождества Богородицы прямоугольный в плане, с пятигранным выступом центрального и срезанными внешними углами боковых нефов с восточной стороны. Трехнефный, шестистолпный, пятиугольный. Центральная часть перекрыта большим куполом на восьмерике, опирающимся на паруса, ветви трансепта, восточная и западная центрального нефа - малыми куполами на восьмериках, опирающихся на срезанные сомкнутые своды, остальные части сооружения - системой крестовых, лотковых и лучковых сводов. Фасады расчленены лопатками, главный и боковые входы украшены барочными порталами, главный вход фланкирован мощными пилонами, между которыми перекинута полуциркульная арка. Сооружение создано на основе переработки древнерусского трехнефного шестистолпного храма. Различие состоит в том, что центральный неф и трансепт больше выявлены не в плане, а в объемах, так как боковые нефы вполовину ниже их. Кроме того, на ветвях центрального нефа и трансепта поставлены четыре купола. Поэтому в его внешнем облике как бы соединились два типа храмов - крестовый пятиугольный и базиликальный с трансептом.

http://sobory.ru/article/?object=43228

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010