Полтава. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1706. Деревянная церковь надстроена каменной в 1845г., архитектор А.А. Тон. Адрес: Украина, г.Полтава, ул.Соборности, 10 Координаты: 49.584342, 34.56415 Изменить описание объекта Спасская церковь с колокольней. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Спасская церковь. Самое старое здание в городе. Она построена ещё в допетровские времена, и в ней служили молебен после победы в Полтавской битве. На самом деле она деревянная, а то, что снаружи - каменный чехол, чтобы защит Сергей Ковров ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Настоящей архитектурной жемчужиной, одним из самых выдающихся памятников прошлого и украшением сегодняшней Полтавы является Спасская церковь, которая была свидетелем героической обороны Полтавской крепости в 1709 году. В 1705 году вблизи Куриловских врат Полтавской крепости сгорела церковь Спаса Преображения. В 1706 году настоятель сгоревшего храма Иоанн Светайло обратился за помощью к Полтавскому полковнику Ивану Искре, и вскоре на месте Спасо-Преображенской святыни появилась небольшая деревянная церквушка, которая получила название Спасской и должна была быть временной. Однако после Полтавской битвы скромная Спасская церковь стала историческим зданием, поскольку была причастной к большой победе российского царя Петра над шведами. По легенде, возле Спасской церкви комендант осажденной шведами крепости полковник А.С. Келин читал полтавчанам письмо Петра, в котором царь благодарил защитников Полтавы за мужество и отвагу и просил их продержаться до прихода главных сил армии. Жители города поклялись умереть, но крепость врагу не сдать, и они остались верны своей клятве: шведы в крепость не вошли. В этой церкви после Полтавской битвы царь молился за посланную ему победу; здесь был отслужен благодарственный молебен, на котором присутствовал самодержец, а на площади возле церкви похоронили погибших защитников крепости. Итак, маленькая Спасская церковь вошла в историю и было необходимо ее сохранить для потомков. В 1837 году Полтаву посетил цесаревич Александр (будущий российский император Александра который, осмотрев памятник славного прошлого, предписал сохранить церковь для истории. По проекту известного харьковского архитектора А.А.Тона в 1845 году над деревянным зданием был возведен каменный футляр в виде однокупольной церкви. 27 июня 1845 года Спасский храм был снова освящен. В течение 1847 года перед западным входом в храм построили и 4 сентября того же года освятили каменную трехъярусную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=12157

Фото www.101km.org В годы Первой мировой унтер-офицер Михаил Шик на фронте не был — служил в хозчастях. А принять решение креститься ему помогла революция: когда начались гонения на Церковь, его, иудея, уже никто не мог заподозрить в корыстных интересах. И в 1918 году он крестился, получив наконец возможность обвенчаться с любовью всей его жизни — Натальей Шаховской. «Искалка неугомонная» Наталья была младше мужа на три года. Ее прадед — декабрист Федор Шаховской, дед — генерал от инфантерии Иван Шаховской, отец — министр государственного призрения Временного правительства Дмитрий Шаховской... Отец гордился дочерью, называл «искалкой неугомонной». Фото 1905 года. Стоит Илья, старший брат Наталии Дмитриевны, сидит ее старшая сестра Анна, стоит слева – Наташа. Фотография сделана во время путешествия в Швейцарию. Фото из семейного архива Шиков-Шаховских Она была самой способной из его детей. Ярославскую женскую гимназию закончила с золотой медалью, поступила на высшие женские курсы, работала в издательстве Некрасова. Ей прочили научную карьеру. Гимназисткой она и сама грезила о славе и подвигах во имя прогресса. А потом поняла: человеку не нужно кардинально менять мир — это дело Бога; а человек должен менять только самого себя. Княгиня Анна Николаевна Шаховская  и княжна Наталья Дмитриевна Шаховская, 1912 (?) Фото из семейного архива Шиков-Шаховских В издательстве Некрасова вышли ее первые научные работы — исторические очерки о Данииле Галицком, о Сергии Радонежском, исследование о сыске посадских тяглецов в XVII веке, биография Короленко, статьи о Чехове. С Михаилом Шиком они впервые встретились у Георгия Вернадского. Наташе было 18. Она сразу влюбилась. Но у него была другая возлюбленная. Только через пять лет он ответил на ее чувство. И еще пять лет они не могли повенчаться, потому что Михаил был иудеем, а официального гражданского брака до революции не существовало. «Я пережила большой внутренний переворот» И вот наступил судьбоносный для Натальи и Михаила 1918 год. В этом году Михаил крестился. Крестным стал его одноклассник, художник Владимир Фаворский, крестной… его прежняя любовь Варвара Мирович. А небесным покровителем Шик выбрал святого князя-мученика Михаила Черниговского — словно предчувствовал свою судьбу.

http://foma.ru/ego-ubili-a-ona-prodolzha...

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Монастырская церковь Внешний вид с северо-востока. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1750 году, расширена в 1864-м. Приделы: правый – в честь Собора Архистратига Михаила и других Небесных Сил Бесплотных; левый – в честь святой великомученицы Варвары. Свято-Троицкая церковь полностью разрушена в годы войны, с 1994 года заново восстановлена на прежнем месте. Вторая церковь Крестовоздвиженского монастыря — Троицкая, или во имя Святой Троицы, была сооружена в 50 шагах от соборной в 1750 году. Она каменная, одноярусная, однокупольная. Считалась трапезной. В 1864 году её перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны — великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону — во имя Архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку — помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой. http://www.shukach.com/ru/node/942 Немногим более километра от центра города на живописной Монастырской горе, на берегу реки Ворсклы, находится Крестовоздвиженский монастырь. Он был основан в 1650 году по инициативе и на средства полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также представителей казацкой старшины и горожан, по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова), игуменом Лубенского Мгарского монастыря Каллистратом. Полтава стояла на пути частых набегов крымских татар на Русскую землю. Во время одного из таких набегов в 1695 году и был разорён монастырь. Лишь в самом начале XVIII века началось восстановление духовной обители усилиями полтавского полковника Василия Кочубея, сына казнённого в 1708 году генерального судьи Левобережной Украины Василия Леонтьевича Кочубея.

http://sobory.ru/article/?object=14196

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Константин (Зайцев). Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Зайцев Кирилл Иосифович; 28.03.1887, С.-Петербург - 26.11.1975, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США), архим., богослов, духовный писатель. Из семьи крещеных евреев. В 1905 г., по окончании гимназии, изучал юриспруденцию в Гейдельбергском ун-те (Германия), затем учился на экономическом отделении С.-Петербургского политехнического ин-та. В 1912 г. окончил ин-т; после стажировки в Гейдельберге в 1913 г. сдал экстерном экзамены на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та и был оставлен на кафедре адм. права. Через короткое время оставил ун-т и поступил на гос. службу в Сенат. Работал в 3-й экспедиции 1-го департамента, ведавшей местным самоуправлением. Вскоре перешел в Главное управление землеустройства и земледелия. Во время первой мировой войны участвовал в работе Особого совещания по продовольствию. Не принял октябрьский переворот 1917 г., выехал из Петрограда в Москву, затем на юг России, где примкнул к Белому движению. В нояб. 1920 г. эвакуировался из Крыма с войсками ген. П. Н. Врангеля. В нач. 20-х гг. проживал в Чехословакии, являлся приват-доцентом русского юридического фак-та Карлова университета, вел семинар по проблемам совр. правового гос-ва и читал курс лекций по адм. праву (опубл. в Праге в 1923). Совместно с Г. В. Вернадским руководил сводным семинаром по истории рус. и адм. права, эволюции сословий и правовых учреждений России XVIII и XIX вв. Одновременно состоял профессором пражского Русского ин-та сельскохозяйственной кооперации. Выступал с докладами на заседаниях экономического семинара П. Б. Струве , в частности о советском крестьянском законодательстве. 20 янв. 1924 г. в Праге выступил на открытом заседании Русского студенческого национального объединения, где говорил, что нельзя признавать советскую власть, к-рую воспринимал как «абсолютное зло», но одновременно подчеркивал, что борьба с этим злом «может быть выражена лишь религиозными красками».

http://pravenc.ru/text/2057004.html

Путивль. Свято-Духов монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1617. Адрес: Украина, Сумская обл., г. Путивль, ул. Соборная, д. 45 Координаты: 51.339817, 33.866862 Изменить описание Добавить фотографии Панорама с северо-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Духов Девич монастырь находился на территории нынешнего городского Преображенского собора, который строился как главный храм этой обители. В документах он известен как «Духов, при острожском большом рву, в одной версте от города», то есть современного «Городка». Документов, свидетельствующих о времени основания этого монастыря, не сохранилось. Первый историк Курско-Белгородской епархии Н.П.Сенаторский связывал его возникновение с началом массового бегства православного населения Украины и Белоруссии, спасавшегося от национально-религиозного гнета Речи Посполитой. В частности, он писал следующее: «Известно, что берега Десны, Сейма, Псла с притоками были усеяны пустынниками, выходцами из-за Днепра, спасавшими свою жизнь и веру от притеснений унии. Тогда же были основаны, в большинстве своем на средства казны, Белогорский Миропольский, Ахтырский Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри». Отец Иаков Левитский в своем труде утверждал, что «Духов девичь монастырь уже существовал в 1595 году, при Феодоре Ивановиче, сыне Грозного царя. В том 1595 году выдана была подтвердительная грамата относительно принадлежности монастырю Псельской мельницы, а в 1597 году выдана была другая грамата о том, чтобы не брать на городскую работу крестьян этого монастыря. В смутное время самозванцев (1604-1613 гг.), по причине разорений Путивля, монастырь пришел в упадок». В грамоте царя Михаила Феодоровича от 1621 г.

http://sobory.ru/article/?object=21039

Глухов. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1765. Архитектор:А.В. Квасов Адрес: Украина, Сумская область, город Глухов, улица Спасская, д. 4. Координаты: 51.675409, 33.913226 Проезд:любым общественным транспортом следующий в Глухов и через Глухов, виходить на автостанции Глухов Изменить описание Добавить фотографии Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная однобанная церковь - одна из архитектурных доминант города. Построена в 1765 г. по проекту глуховского архитектора В.Квасова на месте деревянной " Заградской " церкви XVII в., находившейся в те времена за пределами городских укреплений. Образцом послужили Трехсвятительская церковь в Лемешах и Вознесенская церковь в Коропе. В советские времена была закрыта, однако в 1980-х гг. проведена реставрация, и в 1989 г. храм возвратили верующим. На стенах алтаря обнаружена уникальная роспись XVIII в. - фрагмент " Тайной вечери " . Источник информации - Путеводитель по Украине СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1765 г. Несет на себе следы влияния творчества архитектора И.Г. Григоровича-Барского, повторяя по плану и по объемно-пространственному решению построенную им Трехсвятительскую церковь (1755 г.) в с. Лемеши. Церковь построена в переходном стиле от барокко к классицизму. Первоначально была тетраконхового типа, на месте западной апсиды в XIX в. пристроен обширный, прямоугольный в плане притвор. Кирпичная, оштукатуренная. Массы здания нарастают уступами. За невысокими апсидами поднимается круто вверх четверик, увенчанный барочной главой на восьмерике барабана, перекрытого сомкнутым сводом. Перекрытия притвора плоские, апсиды — конховое. Фасады четверика, в пластичной обработке которых преобладают горизонтальные членения, имеют своеобразное треугольное завершение.

http://sobory.ru/article/?object=14221

Путивль. Свято-Духов монастырь. Церковь Воздвижения креста Господня. Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1693. Адрес: Украина, Сумская обл., г. Путивль, ул. Карла Маркса, д.45 Координаты: 51.339334, 33.866741 Изменить описание Добавить фотографии Общий вид с юга. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 января 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Находящаяся к югу от собора Крестовоздвиженская церковь была построена в 1693 г. в качестве надвратного храма Святодуховской обители. Храм трехъярусный: в первом размещена арка святых врат, к востоку от которой – легендарная келья царевны Софьи, к западу – большое сводчатое помещение; второй ярус занимает собственно трехчастный храм с притвором, а на третьем находится колокольня. Для этой церкви «характерны простота и величавость форм. Она лишена мелочных украшений; ее образ формируется на совмещении лапидарных объемов и плоскостей. Лаконичная, даже несколько грубоватая архитектура надвратной церкви-колокольни – разительный контраст относительно утонченных архитектурных форм собора. Но если собор статичен в своем кристальном совершенстве, то надвратная церковь характеризуется выразительной динамикой: архитектурные формы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой крышей и декоративной маковкой до арочного восьмерика колокольни». На протяжении XIX – в начале ХХ веков в России наблюдался процесс повсеместной перестройки старых храмов в соответствии со вкусами нового времени: уничтожались древние иконостасы, пристраивались всевозможные приделы, растесывались и закладывались старые, пробивались новые окна, изменялась конфигурация завершений храмов… В конце 80-х гг. XIX в. причет и прихожане соборного храма захотели перестроить свою колокольню, надстроив ее еще двумя ярусами. С этой целью в Путивль был приглашен епархиальный архитектор И.Ф. Дворжецкий. 12 августа 1889 г. он вместе с настоятелем собора священником Василием Романовым и старостой Н.А. Покровским осматривал колокольню и заключил, что «…по ветхости как колокольни так и купола этой церкви всю верхнюю часть их необходимо сломать вплоть до второго этажа и на место их над самыми святыми воротами выстроить новую колокольню согласно представленного проекта». К счастью, этот варварский проект не был осуществлен, и мы и поныне можем любоваться неискаженным обликом красивого в своей простоте Воздвиженского храма.

http://sobory.ru/article/?object=16272

Вторая половина жизни Б. связана с попытками продолжения работы над накопленным материалом в крайне неблагоприятных условиях советской действительности. Материала было собрано ученым столько, что, по его собственным словам, работы хватило бы целому ин-ту на много лет. Б. предполагал постепенное научное издание всех значительных памятников визант., слав. и рус. права до XVIII в., т. е. создание корпуса юридических текстов с их параллельным исследованием. Осуществить свой проект он планировал в 30-40-х гг. ХХ в., но нек-рые из готовившихся им к публикации произведений увидели свет только в 70-90-х гг., др. до сих пор не имеют критических изданий. Б. был помощником секретаря Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , и под его редакцией было издано неск. томов журналов заседаний Собора. С 20-х гг. он участвовал в работе Русско-византийской комиссии при АН как товарищ председателя акад. Ф. И. Успенского и затем ученый секретарь. С 1925 г. работал в ОР Публичной б-ки, занимаясь описанием греч. рукописей и изучением палимпсестов. Среди его учеников были А. В. Банк и Е. Э. Гранстрем . В 1927 г. Б. находился в трехмесячной командировке в Берлине, Лейпциге, Мюнхене, Париже и Риме с целью подготовки нового издания «Греческого глоссария» Ш. Дюканжа, поисков оригинала «Записки готского топарха» и знакомства с новейшей техникой фотографирования палимпсестов. В 20-30-х гг. XX в. советская репрессивная система постепенно вытесняла Б. из науки и из жизни: византиноведение, история права, и особенно церковного права, оказались запретными темами. Впервые он был арестован в 1922 г. по обвинению в сокрытии церковных ценностей, проходил как обвиняемый на процессе сщмч. Вениамина (см. Петроградский процесс 1922 г. ), но был оправдан. Вторично был арестован в 1928 г. по обвинению в подготовке унии Православной Церкви с Римом, сослан на Соловки, в 1930 г. обвинен по делу акад. С. Ф. Платонова как кандидат в министры вероисповеданий и находился в ссылке в Ухте, в 1933 г. после досрочного освобождения по ходатайству В. Д. Бонч-Бруевича вернулся в Ленинград. В 1933-1937 гг. преподавал на кафедре истории ср. веков в ЛГУ и работал в Публичной б-ке. Среди ученых, выступавших в 20-30-х гг. в защиту Б., были Ф. Нансен, А. Эйнштейн , В. И. Вернадский , Бонч-Бруевич и др. В 1935 г. Б. заочно участвовал в IV Международном конгрессе византинистов, представив по приглашению В. Н. Златарского свой доклад «Корпус источников греко-римского церковного и светского права». Он получил приглашения занять университетские кафедры в Праге, Салониках, Софии, Белграде, но предпочел остаться в России. В 1937 г. в Мюнхене был опубликован его многолетний труд по изданию текста Сборника в 50 титулах, что привело к его увольнению с работы, исключению из АН СССР, третьему аресту 27 нояб. 1937 г. и гибели. Почти одновременно с Б. были расстреляны его сыновья, физик Георгий и инженер Дмитрий, и брат Д. Н. Бенешевич.

http://pravenc.ru/text/78078.html

Новый Ропск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Надпись, вырезанная на косяках западной двери, свидетельствует о времени постройки церкви: «за державу имп. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясневельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в м. Ропску, року 1732». Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1916 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца построена в 1732 г. на средства гетмана Д. Апостола. Стены рублены из сосновых брёвен, цоколь кирпичный. Выдающийся памятник в стиле украинского барокко. Храм не закрывался. В интерьерах сохранились росписи XVIII в., иконостас 1-й пол. XX в. с иконами XVIII-XX вв. Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1732 г. на средства гетмана Д. Апостола, о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне дверного косяка главного входа. Стены рублены из сосновых бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Выдающийся памятник деревянного зодчества Брянщины в стиле украинского барокко, характерном для юго-западных районов области. Высокий пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины кон. 17-18 в. Центральный четверик со сплюснутой грушевидной восьмигранной кровлей выделен большими размерами; его венчает световой восьмерик с граненым куполом и заостренной луковичной главой на восьмигранном световом барабанчике. Примыкающие к нему пониженные пятигранные объемы более узкие, с суженными диагональными гранями и аналогичными купольными кровлями и главами. При этом северный и южный боковые объемы (приделы Троицы и Дмитрия Солунского) меньше западного (бабинца) и восточного (алтаря) и поставлены не совсем обычно - выдвинуты на одну линию с восточной стеной основного четверика. В углы между ними и алтарем встроены невысокие прирубы ризницы и пономарской с односкатными кровлями. Вся эта сложная объемно-пространственная композиция объединена внизу своеобразной закрытой обходной галереей - опасанием. Главный, западный вход оформлен широким крыльцом, возникшим, очевидно, в 19 в.; кроме него, есть еще четыре боковых входа с маленькими крылечками.

http://sobory.ru/article/?object=01634

Украинская научно-исследовательская станция " Академик Вернадский " на острове Галиндез. Часовня Владимира равноапостольного. /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Владимира равноапостольного Год постройки:2011. Адрес: Украинская научно-исследовательская станция " Академик Вернадский " на острове Галиндез Координаты: -65.245699, -64.257494 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=48683

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010