Гамалиевка. Гамалеевский Харлампиев монастырь. Церковь Харалампия Магнезийского. Харалампиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Харалампия, епископа Магнезийского Год постройки:1714. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Гамалиевка Координаты: 51.843562, 33.574239 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Гамалиевку или в Гамалиевку, выходить на остановке " Гамалиевка " Изменить описание Добавить фотографии Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь основан в 1702 г. как скит при деревянной церкви Св. Харлампия. Вскоре построена небольшая каменная церковь Харлампия. В 1713 г. гетман Украины И. Скоропадский издал универсал и выделил средства на сооружение женского монастыря. Здесь же он был похоронен в родовом склепе Харлампиевской церкви (сохранились белокаменные надгробия), а монастырь фактически стал родовой усыпальницей. . В 1961 г. на территории была основана исправительно-трудовая колония строгого режима 66, склепы Скоропадских в Харлампиевской церкви замурованы, могилы монахов срыты. Только в 1994 г. была проведена реставрация Харлампиевой церкви, в ней начали проводить богослужения для заключённых. В советское время православную святыню использовали как дом престарелых, детский приют, сельхозартель. А в 1961 г. тут открыли исправительную колонию. 2 марта 2011 г. часть архитектурного ансамбля Гамалеевского монастыря была освобождена из-за колючей проволоки. Храм Священномученика Харлампия передали Украинской Православной Церкви. Харлампиевская церковь размещена в северо-западном углу монастырского подворья, примыкает к южной стене. Зального типа, прямоугольная в плане, с пятигранной апсидой, перекрытой полусферическим куполом на высоком восьмерике. С южной стороны пристроен придел, повторяющий план церкви, с декоративной главкой над апсидой.

http://sobory.ru/article/?object=45394

Бакировка. Церковь Параскевы Пятницы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Параскевы Иконийской Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:приблизительно 1890 - 1903. Год утраты:2015 (сгорела) Архитектор:В.Н. Покровский Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, село Бакировка, ул. Набережная 99 Координаты: 50.388592, 35.025522 Проезд:Из Ахтырки маршруткой в село Бакировка Изменить описание Добавить фотографии За свою долгую историю церковь пережила не одну перестройку, восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903 г.г.). Вид с северо-запада. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1927 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы основана 1685 году. За свою долгую историю пережила не одно восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903 гг.). Пятницкая церковь построена в конце XIX века, согласно справочнику " Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР " (ПГА, т.4, с.17-18), по другим источникам - в 1903 году. Деревянная, на кирпичном основании, внутри оштукатурена, крестовая в плане, пятисрубная одноглавая, с пристроенной с запада колокольней и помещениями по сторонам. Переход о четверика центрального сруба к восьмерику перекрытому высоким шатром с луковичной главкой, при помощи парусов. Одной из особенностей памятника являются пятигранные окна в основном объеме и прямоугольные трехстворчатые в каждой из граней восьмерика. Высокая двухъярусная колокольня напоминает северные русские шатровые храмы. Храм построен по проекту Владимира Николаевича Покровского (1864-1924), епархиального архитектора Варшавско-Холмской и Харьковской епархий. За свою жизнь построил больше 60 храмов, за что был удостоен высоких наград от Императора Николая II. Деревянные храмы В.Н. Покровского совершенно уникальны по своей архитектуре. При однотипном планировочном решении, каждая из его деревянных церквей отличалась деталями и на первый взгляд они как будто похожи, однако при более тщательном рассмотрении видно, что каждая из них несет в себе своеобразие и неповторимость.

http://sobory.ru/article/?object=33266

Нежин. Нежинский мужской Благовещенский монастырь. Благовещенский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1700. Ссылки:   Адрес: Украина, Черниговская обл., г. Нежин, ул. Стефана Яворского, д. 2. Координаты: 51.047983, 31.884287 Изменить описание Добавить фотографии Кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенский монастырь, называемый Назарет, 2 класса, в городе Нежине. Основан в 1716 году при церкви, заложенной в 1702 году на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. В монастыре находится свято чтимая икона Всех скорбящих Радость и замечателен образ Успения Божией Матери, писанный в Риме в 1435 году, а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митрополитом Михаилом Зборовским. При монастыре школа для мальчиков-сирот. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основатель обители – митрополит Стефан (Яворский), уроженец Правобережной Украины (1658), откуда его родители переехали в с. Красиловку в округе Нежина (ради верности Православию – в обстановке, когда после Хмельниччины и Руины власть католической Польши была вновь утверждена над Правобережьем), затем – слушатель Киево-Могилянской Академии и католических школ, постриженник Киево-Печерской Лавры, учитель в родной Академии и настоятель Николо-Пустынного монастыря в Киеве, участник посольства Киевского митрополита к Российскому патриарху, талантливый проповедник, автор ряда известных богословских трудов, с 1700 г. правящий архиерей Рязанской епархии и местоблюститель патриаршего престола (†1722) при замене царем Петром I патриаршества в Русской Церкви на синодальное управление (существовавшее до 1917 г.). Желая употребить жертвуемые ему по разным поводам средства на богоугодное дело, владыка Стефан решил построить каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нежине, где настоятелем Свято-Николаевского собора служил в 1702-1730 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=03858

Соловецкий монастырь. Состав Соловецкой железной дороги. Сплав леса по каналу. Фотографии из альбома УСЛОН ОГПУ Это была последняя из созданных Павлом Флоренским наук — наука расставанья. И эта наука — самая понятная для всех нас. Она о том, как, находясь в разлуке с детьми (а это, увы, случается и в наше время), можно чувствовать их рост, влиять на их устремления, питать их ум и душу, имея в распоряжении лишь клочок бумаги, карандаш и любящее сердце. Очевидно, что эта наука, выросшая из несчастных обстоятельств, только в России и могла возникнуть. Только в стране, где в ХХ веке редкая семья не испытывала хронической насильственной разлуки, могла родиться эта столь же экстремальная, сколь и обыденная педагогика в разлуке. Письма Флоренского семье — как спутники, запущенные им на недосягаемую для конвоя высоту. Они доносят его любовь поверх колючей проволоки, транслируют его мысли и каждой строчкой побеждают смерть. Приговор «тройки» УНКВД в отношении отца Павла Флоренского приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Фото из архива ИТАР-ТАСС С момента ареста в 1933 году за отца Павла ходатайствуют ученые, и среди них — великий В. И. Вернадский. С просьбой освободить Флоренского и предоставить ему возможность уехать с семьей за границу, где он мог бы продолжить научную работу, к советскому правительству обращается президент Чехии Томаш Масарик. Из Москвы в лагерь приходит распоряжение сообщить «не снявшему сана» Флоренскому о том, какой шанс ему предоставляется. Павел Александрович отказывается от освобождения и остается в лагере, чтобы разделить судьбу товарищей по несчастью. История ГУЛАГа не знает других случаев отказа заключенного от освобождения... Последнее письмо домой было написано отцом Павлом 19 июня 1937 года. И только в 1989 году семья узнала, что Павел Александрович Флоренский был расстрелян в том же году, 8 декабря. Из завещания отца Павла детям: «Самое главное, о чем я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю все, что имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное». цитируются по изданию: Священник Павел Флоренский. Все думы — о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933–1937 гг. СПб., «Сатисъ», 2004. — Ред. вышла в свет  мемуарная книга П. В. Флоренского «Петрограф» на всю жизнь», М., 2008 — 296 с. Первая глава книги посвящена годам студенчества отца Павла Флоренского — Ред. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/vstrecha-pronizannaya-raz...

поиск:   разделы   рассылка Храм при МГИМО будет предназначен для всех жителей района С завтрашнего дня в Москве можно будет узнать о проекте храма при МГИМО. Накануне общественных слушаний по поводу строительства храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО в районной управе Проспект Вернадского (ул. Лобачевского, дом 66А; тел. 8(499)432-98-68) можно будет увидеть информационный стенд о Храме с фотографиями и макетом и оставить запись в книге отзывов. Как сообщил порталу Religare декан факультета журналистики МГИМО Ярослав Скворцов, столь тщательная подготовка к слушаниям продиктована желанием рассказать о храме как можно большему числу жителей района: " Не хотелось бы потом услышать: " Тут храм строят? А как, а что? Почему никому ничего не сказали? " . Поэтому специально говорю: с 1 февраля в здании районной Управы все желающие смогут найти информацию о будущем строительстве и оставить запись в книге отзывов. СМИ окажут нам неоценимую услугу, если проинформируют об этом своих читателей " . Ярослав Скворцов также рассказал, почему храм при МГИМО будет носить имя Александра Невского: " Выбор названия для храма очевиден: ведь Александр Невский – это покровитель воинства российского и российской дипломатии. Люди, интересующиеся историей, прекрасно об этом знают. Российская империя была светским государством, но при посольствах и представительствах часто возводили храмы – домовые, приписные... " . Декан факультета журналистики МГИМО подчеркнул, что инициаторами строительства храма является не МГИМО, как университет, а преподаватели и студенты: " Вопрос о строительстве на территории МГИМО никогда и не рассматривался. Реально оно пройдет в 200 метрах от Университета, а не на его территории. Инициатором является не МГИМО как юридическое лицо, а группа преподавателей и студентов-выпускников, православная общественность. И их желание не вызывает возражений " . Подобное расположение будущего храма связано с тем, что по закону образовательное учреждение не имеет права на создание собственных религиозных организаций и строительство храмов на своей территории. По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_92172.html

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1786. Адрес: Украина, г. Полтава, ул. Паисия Величковского, 2а Координаты: 49.596112, 34.576566 Изменить описание объекта Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты Колокольня Крестовоздвиженского монастыря была построена в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки и имела высоту около 45 метров. Своим величественным видом эта колокольня напоминает колокольню Киево-Печерской лавры. В среднем ярусе колокольни был устроен престол во имя Печерской иконы Божьей Матери. Самый большой из ее колоколов весил 400 пудов и был отлит в 1797 году. На колоколе была надпись: " Божиею помощью при державе Благочестивейшия Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсониса-Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года июля 15 дня " . Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки. Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 м). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов. И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 т). http://www.shukach.com/ru/node/942 Сооружение кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, четырехъярусное, завершается полусферическим куполом с главкой. Первый ярус квадратный, с закругленными углами, остальные - круглые, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. Оформлена разнообразными лепными элементами, фасады первого яруса украшены четырехколонными тосканскими портиками, второго и третьего ярусов - спаренными колоннами соответственно ионического и коринфского ордеров. Во втором и третьем ярусах находились колокола, в четвертом - часовой механизм с курантами. Нижний ярус по оси прорезан проходом, служившим главным входом на территорию Успенского собора. Фасады решены в ордерной системе (ионический ордер), западный украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=43159

Лебедин. Храмовый комплекс. Старая и новая церкви Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1782 и 1892. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, город Лебедин, улица Будильская, дом 5 Координаты: 50.577879, 34.47286 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция " Лебедин " Изменить описание Добавить фотографии Панорама города с двумя церквями св. Николая. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1915 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского Елена Григорьева 1 января 1915 Карта и ближайшие объекты Добавить статью К древним храмам Лебедина относится существующий храм Св. Николая. В своем фундаментальном труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский пишет, что построен этот храм был из колотого, а не распиленного леса, как видно и ныне на стенах храма, хотя он в 1761 г. перестраивался. Первые его прихожане привезли с собой из-за Днепра священника Чижевского, который впоследствии оканчивал жизнь иноком в Предтеченской пустыни, находившейся между Михайловкой и Межиричем. Николаевский колокол был лит в 1660 году. Впоследствии храм перестраивался уже в 1872 г. стараниями прихожан. Храм деревянный, однопрестольный. Предметом особого благоговения для прихожан с давних времен была икона Святителя Николая, едва ли также не перенесенная из-за Днепра первыми поселенцами Лебедина. Иконопись ее очень древняя и серебряная риза старинной отделки. После многолетней реставрации Чудотворный образ Св. Николая вновь возвращен в храм. В архиве храма хранился акт пожертвования одного мельничного постава вдовой Анной Юрчихою в пользу Николаевского храма, написанный в 1707 г. Метрики начинаются с 1742 г. По Справочной книге Харьковской епархии 1904 г. Ивана Самойловича, Николаевскому храму принадлежала усадебная земля. Прихожан было м. п. 476 и ж. п. 464. Церковный капитал составлял 6741 р. 59 коп. и причтовый - 3101 р. 73 коп. По штату был положен причт: священник и псаломщик. При храме была церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=59938

Я намного позже узнала, что он был не просто священник, а тайный монах, в постриге — Даниил, но мы все его называли отец Александр. Он вынужден был постоянно менять места жительства, жил то у одних своих духовных чад, то у других, а к нам приезжал на неделю-две, и тогда служил в папиной комнатке. С ним приезжала его келейница Лида, которая зарабатывала тем, что вышивала. Она пела на богослужениях. Никакие фотографии мама не уничтожала, она рассказывала нам о своей молодости, о папе. Мы его все время ждали, думали: вот еще немного, и он вернется. Нам сказали, что папе дали десять лет, но казалось, что они быстро пройдут. Сведений-то никаких не было. Мама писала в разные лагеря, ей ответили, что папа выслан в дальний лагерь без права переписки. То есть и до этого мы знали про десять лет, но об этом «без права переписки» написали маме прямо на записке. Только от Солженицына мы узнали, что такое «без права переписки». В 1944-м году академик Вернадский, который был большим другом дедушки Дмитрия Ивановича Шаховского, маминого отца, написал запрос Калинину о судьбе Михаила Владимировича, ему ответили по телефону, не письменно, что он умер в начале 1944-го, в дальнем лагере, вскоре после прибытия туда от какой-то сердечной болезни. Число было названо неправильное, дата стояла неправильная. Это очень было распространено, потому что настолько много было расстреляно в 1937-м году, что статистика не афишировалась. Разносили по разным годам истинную дату смерти, когда все-таки сообщали о ней. Иногда не сообщали. Например, о владыке Серафиме (Звездинском), когда он был расстрелян, пришел ответ, что отправлен в Магадан. Туда писали, посылали посылки, но все возвращалось, естественно. Все время была вот такая вот ложь. Конспирация до 1937 Конспирация в доме была, потому что в городе, кроме семьи Бруни и одного еврея, которого папа обратил в православие, больше никто не приходил на домашние службы и не знал о них. Окна занавешивались. Да с улицы и ничего не было видно: маленькая комнатка выходила окнами во двор, а пристройка, в которой папа служил позднее – в сад.

http://pravmir.ru/elizaveta-shik-doch-sv...

Храм Архангела Михаила в Тропареве. После войны Изначально храм назывался так: во имя Чуда Архистратига Божия Михаила, что на Тропаревском овраге. Раньше там действительно был овраг (сохранилась даже фотография годов 1950-х, сделанная каким-то иностранным фоторепортером: там видно, как от храма вниз, в глубину оврага, спускается какая-то старушка). По дну оврага протекала речка Очаковка, потом ее заключили в трубы, овраг засыпали... Все при советской власти переделать пытались, чтобы прошлое изгладить из памяти народной Все при советской власти переделать пытались, чтобы прошлое изгладить из памяти народной. Но чудом как-то сведения сохранялись. От местных жителей, помню, мне также удалось узнать, что церковь ранее делилась на две части: передняя, там, где главный придел, – была летним храмом во имя Архистратига Божия Михаила; а при входе, где два боковых придела (левый – Священномученика Харалампия и правый – Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) – был зимний храм. Храм Архангела Михаила в Тропареве. 1947 год Как здесь появился придел священномученика Харалампия Господь меня сподобил знать одну старенькую монахиню в Новодевичьем монастыре – матушку Евпраксию, она была алтарницей, в миру ее звали Елена Степановна. Она, узнав, что я живу в Тропареве, рассказала: когда она была еще в миру и был жив ее муж, они жили в том месте, где потом была построена станция метро «Проспект Вернадского». Муж ее тяжело болел, ему требовалось молоко. А за молоком она ходила как раз в село Тропарево. Там старушка-молочница поведала ей историю о том, как в храме появился придел Священномученика Харалампия. Огороды в Тропареве. 1978 год Раньше в этом селе было очень много огородов. Земли были плодородными, и чего там только ни выращивали: капусту, морковь, свеклу… В один год завелись в округе слизни, которые стали пожирать капусту. Они настолько расплодились, что каждый день с утра их ведрами собирали, топили в речке Очаковке, а на следующее утро опять все уже этими улитками залеплено. Одной богомольной женщине было видение благообразного старца, он ей и говорит:

http://pravoslavie.ru/119847.html

Путивль. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы Каменного, Церковь Николая Великорецкого Добавить фотографии Вид с юга. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская. Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770 г. Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным. Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре. Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа. Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками, в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом. Интерьер нижнего этажа очень скромен и малоосвещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно раскрытое пространство и очень светлый. В памятнике сохранилась орнаментальная роспись. Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=14224

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010