За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. Евангелие от Иоанна Таинство, на котором стоит Церковь Христова, это – Таинство Евхаристии. Причастие соединяет человека с Богом, приобщает Воскресшему Телу Иисуса Христа, вводит в Вечность и Тайну Пресвятой Троицы. И в каждом принимающем Господа течет частичка Крови, пролитой на Кресте. И именно поэтому ненависть к братьям – не просто безумие; это само- и Богоубийство. Христианские аргументы не для высшего общества, и Бетховен здесь же, в рейнской деревушке, пишет Шестую Пасторальную симфонию, тонко отсылая слушателя к «Пастушеским песням» Вергилия, к его трагическим отношениям с императором, и к мысли о том, что Богочеловечество Христа и человекобожие августов-наполеонов несовместимы. 22 декабря 1808 года в нетопленом полупустом зале венского театра ан дер Вин состоялся грандиозный четырехчасовой концерт, на котором Бетховен впервые исполнил Пятую симфонию и Пасторальную, а вслед за ними – Мессу до-мажор, после которой прозвучала фантазия для фортепиано, хора и оркестра – будущая тема Радости из Девятой симфонии. Сбор был невелик, но Людвиг был счастлив – после долгих терзаний совесть наградила его сладким чувством выполненного долга. Ранней весной в Австрии, Италии, Польше и Баварии вспыхнула партизанская война. Люди долго терпели развязность французов и бесконечные рекрутские наборы в их войска, но чашу народно терпения переполнил насаждаемый иноземцами атеизм. Император Франц, видимо, был не прочь отделаться от Наполеона, но своих подданных он боялся еще больше. Когда французы разбили ополчение, а Вена после восемнадцатичасового артобстрела выбросила белый флаг, хозяин Хоффбурга умиротворенно произнес: «Ну вот, разве я раньше не говорил, что все так и случится? А теперь все мы можем отправляться по домам». Высший свет покинул столицу. Из всех его друзей и знакомых Бетховен остался в оцепленном городе почти один и пробыл в нем до конца войны. Едва ли ни с детства влюбленный в Гёте, все это время он увлекается его философией, пишет песни на его стихи и музыку к «Эгмонту». Мечтает взяться за «Фауста», но поэт его еще не окончил. И вот, как это ни парадоксально, главную мысль бессмертной трагедии Людвиг высказывает раньше автора: Царство Божие – есть Царство свободы и единения, и Оно нудится, как говорит Христос, – завоёвывается людьми.

http://pravmir.ru/xleb-zhizni-lyudvig-va...

Завершается апостольское чтение заверением в истинности пророческих слов Писания о грядущем в славе и силе Сыне Человеческом. Это произойдет, когда рассеется мрак века сего и настанет светлый День Второго пришествия Того, Кто взойдет как Утренняя звезда, согласно древнему пророчеству: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» ( Числ.24:17 ). Радостным предвестием этого грядущего Дня Господа и является день Его славного Преображения. Рождество Христово, 7 января 2008 г. ( Гал.4:4-7 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление. 6 А поскольку вы – сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!». 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник – благодаря Богу. «Полнота времени», о которой говорит Апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. Равноапостольный Константин Великий , первый христианский кесарь Римской империи, созвав Первый Вселенский собор, процитировал собравшимся отцам Церкви пророчество римского поэта Вергилия, написанное за несколько десятилетий до Рождества: «Возраст последний настал… Новых великих веков чреда зарождается ныне…». И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» ( Мк.1:15 ). Положенная Творцом мера времени была достигнута. Мир и время подошли к концу, к своей цели, настали «новые великие века». Когда пришла эта «полнота времен», когда все небесное и земное соединилось во Христе (ср. Еф.1:10 ), тогда наступило время «Нового Завета». Но, произнося привычное словосочетание «Новый Завет», ощущаем ли мы всю необычность, всю значимость этого выражения? Все народы земли во все времена хвалились древностью своих традиций, священных установлений и книг. И вдруг: «Древнее прошло, теперь всё новое!» ( 2Кор.5:17 ). В чем же новизна?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Изумленные царицы, наложницы и девицы восклицают: Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? Давно ли дочери Иерусалимские иронизировали над Суламифью (5:9)? Теперь им не до иронии. Теперь они видят не слабый и поверженный Израиль, не малый народ, не малозначащую провинцию великих царств (Халдейского, Персидского, Македонского, Римского), а некое духовное чудо, и восклицают: Кто сия?! Древнему миру явилось блистание зари нового грядущего дня вселенной. Виргилий Вергилий: «Уже является последний век Сивиллы Кумейской, снова начинается круговорот веков, возвращается царство Сатурна, и новое поколение нисходит с неба на землю. Обозри громаду Вселенной и посмотри, как все радуется имеющему наступить отрадному веку» (4 эклога «Буколик»). Светоний (римский историк): «По всему Востоку распространено древнее и твердое мнение, будто судьбою определено, что в тогдашнее время из Иудеи должны выдти те, которые приобретут себе владычество над миром». Прекрасная, как луна. В ночи всемирного язычества и идолопоклонства одиноко сияла луна Израиля, ведающего истинного Бога. Светлая, как солнце верою в грядущего обетованного Мессию, которому надлежит взойти, как Солнцу правды ( Мал. 4:2 ). Грозная, как полки со знаменами . «Бог вывел его (Израиля) из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага» ( Чис. 24:8 ). Таков был Израиль, как мы уже отмечали (см. 6:4), когда при Иисусе Навине покорял Ханаанскую землю, а также в священных войнах царя Давида. Сравнение с зарей, луной, солнцем и грозными полками со знаменами напоминает битву Израиля в Гаваоне, когда по воззванию Иисуса Навина солнце остановилось над Гаваоном, а луна над долиной Аиалонской. Тогда Господь сражался за Израиля и грозные полки его поражали врагов ( Нав. 10:8–14 ). Будучи воспета своим чудным Женихом и дщерями Иерусалимскими, Суламифь говорит: 6:10–11 В вертоград орехов снидох видети в плодех потока, видети, аще процвете виноград и возросташа шипки. Тамо дам сосца моя тебе: не разуме душа моя, положи мя на колеснице Аминадавли.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как видим, разница между двумя повествованиями заключается прежде всего в добавлении у Матфея дополнительного вопроса Пилата и ответа иудеев. По-разному сформулирован следующий вопрос: у Марка Пилат утверждает, что иудеи называют Иисуса Царем Иудейским, хотя, конечно, они Его так не называли, а, скорее, обвиняли в том, что Он выдает себя за Царя Иудейского. Требование народа также передано в двух разных формах: да будет распят (σταυρωθτω) и распни Его (σταρωσαν ατν). У Луки народ кричал: распни, распни Его (σταρου, σταρου ατν). У Марка рассказ о суде Пилата завершается словами: Тогда Пилат, желая сделать угодное народу отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие ( Мк.15:15 ). Матфей, однако, добавляет еще несколько выразительных подробностей – умовение рук Пилата, его последние обращение к народу и ответный возглас народа: Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие ( Мф.27:24–26 ). Умовение рук в знак невинности или очищения от крови – широко распространенный в древности жест. В Псалтири говорится: Буду омывать в невинности руки мои ( Пс.25:6 ); так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои? ( Пс.72:13 ). Вергилий упоминает омовение после битвы в знак очищения от пролитой крови. 407 Геродот повествует об очистительном обряде, распространенном у лидийцев и эллинов, для лиц, запятнавших себя кровью. 408 Ученые упоминают и ряд других параллелей. 409 Жест Пилата может быть сравнен с жестом Иуды, возвращающего деньги первосвященникам со словами: согрешил я, предав кровь невинную. Иуда, по свидетельству Матфея, бросает деньги в храме ( Мф.27:3–5 ), а Пилат, по свидетельству того же евангелиста, умывает руки перед народом, сопровождая это словами о своей невиновности в крови Праведника. Параллелизм двух сцен очевиден.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кроме того, обидно было видеть, что в целом ряде статей уникальная, неповторимо–обаятельная личность Владыки укладывается в прокрустово ложе принятых «житийных» схем. Вскоре и это сошло на нет, а с течением времени стало создаваться впечатление, что имя Владыки вообще замалчивается. Все это вместе воскрешает в памяти горестное восклицание из «Энеиды» Вергилия: …Fuimús Troés, fuit ´Ili(on) et íngens Glória Téucrorúm!.. Но ведь были последние девять лет жизни Владыки, наполненные молитвой и трудами, протекшие незаметно для постороннего взгляда отчасти потому, что он сам в непритворном смирении избегал какой бы то ни было саморекламы, отчасти — увы! — по причине, которую тоже смиренно, но твердо указал апостол Павел во 2–м послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» Нам довелось издали наблюдать его расцвет в 80–е гг., и контраст между тем, что было, и что стало вокруг него, был разителен. Тем не менее были люди, которые не оставили его и в эти годы. К своим последним годам Владыка мог бы применить и другие слова апостола Павла: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Именно этот период мы застали. И начнем мы наши воспоминания строками его любимого поэта, дипломата и мыслителя Ф.И. Тютчева, из стихотворения, посвященного памяти другого замечательного русского поэта — В.А. Жуковского: Я видел вечер твой. Он был прекрасен! В последний раз прощаяся с тобой, Я любовался им: и тих, и ясен, И весь насквозь проникнут теплотой… О, как они и грели, и сияли – Твои, поэт, прощальные лучи… А между тем заметно выступали Уж звезды первые в его ночи. В нем не было ни лжи, ни раздвоенья – Он все в себе мирил и совмещал… Мы видели только «вечер» Владыки и будем говорить о нем таком, каким знали его сами. Если чья–то картина отличается от нашей, — тот может написать по–своему.

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

Кроме того, обидно было видеть, что в целом ряде статей уникальная, неповторимо–обаятельная личность Владыки укладывается в прокрустово ложе принятых «житийных» схем. Вскоре и это сошло на нет, а с течением времени стало создаваться впечатление, что имя Владыки вообще замалчивается. Все это вместе воскрешает в памяти горестное восклицание из «Энеиды» Вергилия:  …Fuimús Troés, fuit ´Ili(on) et íngens Но ведь были последние девять лет жизни Владыки, наполненные молитвой и трудами, протекшие незаметно для постороннего взгляда отчасти потому, что он сам в непритворном смирении избегал какой бы то ни было саморекламы, отчасти — увы! — по причине, которую тоже смиренно, но твердо указал апостол Павел во 2–м послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» Нам довелось издали наблюдать его расцвет в 80–е гг., и контраст между тем, что было, и что стало вокруг него, был разителен. Тем не менее были люди, которые не оставили его и в эти годы. К своим последним годам Владыка мог бы применить и другие слова апостола Павла: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Именно этот период мы застали. И начнем мы наши воспоминания строками его любимого поэта, дипломата и мыслителя Ф.И. Тютчева, из стихотворения, посвященного памяти другого замечательного русского поэта — В.А. Жуковского: Я видел вечер твой. Он был прекрасен! В последний раз прощаяся с тобой, Я любовался им: и тих, и ясен, И весь насквозь проникнут теплотой… О, как они и грели, и сияли – Твои, поэт, прощальные лучи… А между тем заметно выступали Уж звезды первые в его ночи. В нем не было ни лжи, ни раздвоенья – Он все в себе мирил и совмещал… Мы видели только «вечер» Владыки и будем говорить о нем таком, каким знали его сами. Если чья–то картина отличается от нашей, — тот может написать по–своему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Полнота времени Апостол на Рождество Христово. Послание к Галатам, глава 4, стихи 4-7 4 Братия, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление 6 А поскольку вы - сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!» 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник - благодаря Богу. Перевод архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева) «Полнота времени», о которой говорит Апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. Равноапостольный Константин Великий, первый христианский кесарь Римской империи, созвав Первый Вселенский собор, процитировал собравшимся отцам Церкви пророчество римского поэта Вергилия, написанное за несколько десятилетий до Рождества: «Возраст последний настал… Новых великих веков чреда зарождается ныне…» И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» (Мк. 1, 15). Положенная Творцом мера времени была достигнута. Мир и время подошли к концу, к своей цели, настали «новые великие века». Когда пришла эта «полнота времен», когда все небесное и земное соединилось во Христе (ср. Еф. 1, 10), тогда наступило время «Нового Завета». Но, произнося привычное словосочетание «Новый Завет», ощущаем ли мы всю необычность, всю значимость этого выражения? Все народы земли во все времена хвалились древностью своих традиций, священных установлений и книг. И вдруг: «Древнее прошло, теперь все новое!» (2 Кор. 5, 17). В чем же новизна? Новизна в том, что наступил исторический поворот: рабы стали свободными сынами. Бог сотворил новую ситуацию через послание Своего Сына, Который вошел в мир, как и все прочие люди: через рождение. Более того, как и прочие люди, Он поставил Себя в подчинение Закону. И все это ради того, чтобы все мы стали свободными и сынами Божиими.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

Летопись Русской Жизни Телеграмма министра Императорского Двора Курск. 12-го декабря Императорский поезд, следуя с Их Величествами и Августейшими детьми из Севастополя в Царское село, имел остановку на станции Белгород… Депутации имели счастье приветствовать Его величество хлебом-солью и поднести икону святителя Иоасафа. Ея Величество Государыня Императрица Александра Федоровна изволила принять букет от курского дворянства и иконы и рукоделия от белгородского женского монастыря и женских гимназий и ремесленного училища. Государь Император поблагодарил депутации за хлеб-соль и святые иконы, и с Августейшим семейством проследовал в Троицкий собор, где их Величество молилось у раки новопрославленного святителя Иоасафа, после чего изволили проследовать в Императорский поезд. Войска, учебные заведения и местное население восторженно приветствовало проезд Их Величеств по городу. 31 Петрозаводск, 25 декабря «Вот я возвещаю Вам великую радость, потому что сегодня родился Спаситель Mipa». Долго и напряженно ждали народы этой радости, ждали, «как иссохшие деревья ждут дождя». Истомились они от нравственных страданий и мук, нигде и ни в чем не находя «мира и утешения». Непроглядный мрак окутывал землю, и люди бродили словно в могильной темноте… Одно у них было утешение: вот придет «желаемый всеми народами, придет Спаситель и научит новой жизни». Лучшие люди верили, что Он «восстановит на земле золотой век», что Он «возвестит мир народам», и люди, под влиянием Его учения, перекуют свои мечи на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать (Npop.Ucaiя). «Смотри, как земной шар колеблется, земля и море и глубокое небо волнуются; смотри, как все восторгается перед наступлением новой эры!» (Вергилий) И вот эта новая эра наступила… Начались не новая страница, а новая жизнь и новая история жизни. Занялась заря новой жизни. Взошло солнце правды и осветило светом разума, светом любви и добра и красоты всю землю… Небожители приветствовали появление Его восторженною песнью: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Мы приветствуем, наклоняя голову; на Востоке же наклоняют всю верхнюю половину тела, начиная от пояса, и при этом кистью руки касаются последовательно груди на высоте сердца, рта и лба, что значит: «мое сердце, речь и ум к вашим услугам!» Такая же форма приветствия изображена на одном из египетских памятников. Из этого можно судить, насколько древняя на Востоке эта манера привета. При встрече мы пожимаем друг другу руки и, обнимаясь, целуемся в губы, на Востоке же, при особенно горячем приветствии, старший кладет свою голову лицом на левое плечо младшему и целует его в правую щеку, и потом, в обратном порядке, кладет голову на правое плечо и целует в левую щеку. Вероятно, именно таково было объятие, которым Исав встретил Иакова после долгой разлуки: «И побежал Исав к нему на встречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его и плакали оба» ( Быт.33:4 ). Также почти Библия описывает и свидание Иосифа с братьями. Кстати заметить еще одно характерное различие понятий Запада и Востока: Библия вовсе не считает плач унизительным для мужчины, как и всякое шумное проявление сильного чувства, будь то горе или радость. Исав, закаленный трудами охотник, узнав, что Иаков хитростью перебил у него благословение отца, «поднял громкий и весьма горький вопль» ( Быт.27:38 ). В пустыне Синайской «сыны Израилевы сидели и плакали», вспоминая мясо, которое они ели в Египте ( Чис.11:4 ). Узнав о смерти Амнона, Давид «и все слуги его плакали очень великим плачем» ( 2Цар.13:36 ), но тот же Давид, перенося Кивот Завета, с ликованием «скакал изо всей силы перед Господом» ( 2Цар.6:14 ). Подобно этому же герои Гомера плачут нередко, а Эней, которого Вергилий выставляет образцом мужества и силы, разливается в слезах и вовсе часто. Приветствуя высшего, у нас считается оскорблением остановить его и вообще прикоснуться к нему, на Востоке же, для выражения подчинения и уважения, целуют руку у высшего и потом подносят ее ко лбу. Если вы при этом отдернете руку, то феллах поцелует пальцы своей руки и коснется ими своего лба в знак того, что так он сделал бы с вашей рукой, если бы вы это ему дозволили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не убеждает! Значит, пора обратиться к источникам. — Откуда этот текст? — Книга Исаии. Тут целый ряд предсказаний, в которых говорится о Божественном Младенце. Самое знаменитое мы помним благодаря евангелисту Матфею, который цитирует седьмую главу пророчества: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1: 23). В книге Исаии не даётся расшифровки имени Еммануил, но оно снова звучит в следующей главе, где мы и встречаем восклицание «с нами Бог!» (Ис 8:10). А в девятой главе – тот самый текст, который поют на повечерии: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис 9:6-7). Исаия пророчествовал по конкретному поводу: Иерусалим находился под угрозой захвата и уничтожения со стороны царей, имена которых уже никому ничего не скажут. А вот имена, которыми называет пророк Младенца, точно свидетельствуют, что речь идёт не о наследнике престола или полководце, а о Боге Воплощённом и Его грядущем Царстве. Что это за Царство, которого так все ждут? Это царство покоя, мира и справедливости. Предсказание о наступлении этой эпохи были так важны, что сами по себе стали знаком Мессии. Вот почему пастухи на вифлеемском поле так легко и быстро поняли, о ком им говорят явившиеся ангелы, потому что малопонятный для нас гимн «Слава в вышних Богу» прославлял наступление Царства мира и безопасности, так что современный читатель может перевести его так: «Богу – хвала в небесах, а земле – покой, потому что людям Бог благоволит». Пророка Исаию многие знают благодаря его знаменитой фразе: «перекуют мечи на орала» (Ис 2:4) – это одно из предсказаний о грядущем Царстве Мессии, и я бы сказал, одно из изящнейших пророчеств, потому что книга Исаии это океан красоты и утешения. Одно из самых моих любимых мест этого шедевра тоже описывает Царство Спасителя: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком;

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010