По-настоящему, История является тогда, когда перед народом является впереди ясная цель. Цель же может явиться только, как новое указание богов, как их новый завет с людьми. Нам известны только две важнейшие манифестации такого рода: завет Авраама с Иеговой и завет Энея с богами. Мы сознательно упрощаем и упускаем некоторые моменты (например, весьма важную в этом контексте персидскую традицию), чтобы сосредоточиться на главном: История рождается в борьбе, прежде всего, Иудейского и Римского духа, иудейского и римского начал цивилизации. Ибо «всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее ». (Быт. 13:14-17) - таков завет Иеговы с Авраамом. «Я же могуществу их не кладу ни придела, ни срока, Дам им вечную власть... Римлянин! Ты научись народами править державно - В этом искусство твое! - налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войной непокорных - так старец Анхиз раскрывает волю богов спустившемуся в царство теней Энею. Или, вернее, так, «отец Запада», Вергилий («Энеида»), осмысливает цели Римской империи на заре ее зарождения. (Вергилий, по справедливому замечанию Т.Элиота, единственный, среди всех поэтов классической древности, для кого «мир построен разумно, обладает порядком, достоинством и для кого, кроме древнееврейских пророков ...история имеет смысл» ). Налицо прямое столкновение интересов: «дам землю тебе и детям твоим» , - говорит Иегова - иудеям... «ты научись народами править державно» , - говорят боги Рима римлянам. И здесь уже в полном смысле можно говорить о рождении двух векторов Истории и двух различных образов действия. Римская экспансия - это экспансия прямого военного захвата. Рим завоевывает и смиряет племена и народы, а затем приобщает их благам римской цивилизации и вводит местных богов в имперский пантеон. Стратегия Израиля совершенно иная. Это развернутая программа религиозного и культурного проникновения. Экспансия на уровне религиозного прозелитизма, центром которого становится Александрия 4-2вв. до Р.Х.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/31/...

129. Нибодер (Nyboder) — поселок, специально выстроенный в начале XVIII в. Карлом IV для семей офицеров королевского флота. В 1817 г. в Нибодере полностью сгорел сиротский дом; в огне погибло множество детей. 130. 91 См.: Вергилий. Энеида. 6.424–429. 131. См.: Исх 12,22–23: «…и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра./И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения». 132. Продолжение того же отрывка в Дневниках: «И все, что случилось вчера, кажется мне случившимся тысячу лет назад, ибо один день идет у меня за тысячу лет, и именно такой день я вставляю между сегодня и позавчера. Это забвение, не просто забывчивость, но крещение забвением на вечную жизнь. Я позабыл в нем обо всем конечном и вспоминаю только бесконечное, и там, наверху, я живу как Оссиан — весь в воспоминаних о прошедшем, среди прежних знакомцев. Будто седовласый старец, погруженный в задумчивость, сидит и повествует о прошлом тихим голосом, почти шепотом, а я слушаю его, — вот только старец этот — я сам». (Pap III В 179.70. [Без даты] 1841–1842 гг.). 133. В Дневниках Кьеркегора мы находим следующую запись относительно данного раздела (в связи с выбранным для него заголовком): «Верно то, что Гомер говорит о музыке, — «мы только слышим, но ничего не знаем» [Илиада, II. 486]. Ее слышишь, но не знаешь, не понимаешь» (Pap IV А 222. [Без даты] 1943 г.). 134. См. в Дневниках: «В первой части нельзя было использовать настоящий любовный роман, поскольку тот всегда затрагивает мужчину настолько глубоко, что он вступает в область этического. Я мог использовать тут лишь разнообразные эротические настроения. Я позволил им объединиться вокруг «Дон Жуана» Моцарта. По сути, они принадлежат миру фантазии и находят свое разрешение в музыке. В подобной ситуации девушка значит гак мало — именно потому, что она на деле означает бесконечно больше» (Pap IV А 223. [Без даты] 1843 г.).

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

1) Что ад существует, в этом убеждает нас, прежде всего, предание всех народов. Начиная от самых древних культурных народов – индийцев и египтян, и до самых диких племён Южного океана и внутренней Африки, все они, по свидетельству истории, веровали в существование вечных мучений. Но чему веруют все народы, это не может быть ложным. История свидетельствует далее, что величайшие умы древних эпох признавали и говорили именно о вечности адских мук. Так, например, Платон говорит: «Мёртвые все представлены будут своими гениями-хранителями пред лице Вечного Судии, как те, которые шли путём добродетели, так и те, которые шли путём различных пороков. Тех, состояние которых вследствие великости их преступлений будет признано непоправимым, заслуженная ими судьба ввергает в тартар (ад), из коего они никогда уже не выйдут». Не правда ли, что этот языческий философ как будто хотел многим из христиан, нетвёрдым в своей вере, сделать наставление об этой основной истине нашей религии? Подобно и поэт Лукреций, который в других случаях отрицал обыкновенно и богов, и загробную жизнь, свидетельствует в своих стихах, что вера в вечность ада была присуща всем вообще языческим народам. Равным образом и поэт Вергилий в своей Энеиде изображает нам ад как место, где отверженные должны день и ночь вечно мучиться. То, что, таким образом, присуще сознанию всех народов и прямо засвидетельствовано великими умами, есть несомненное учение Священного Писания. О существовании ада и вечности мучений в нём свидетельствует как Ветхий, так и Новый Завет . Так, например, у пророка Исаии говорится, что при конце мира огонь разрушит все царства и грешники пойдут в огонь вечный. И далее вслед за этим мы читаем у него: «не будет гаснуть (этот огонь) ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым его, земля будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» ( Ис.34:10 ). Здесь, таким образом, ясно высказано, что ад есть, и что он есть неугасимый огонь, и что поэтому никто вовеки не в состоянии будет пройти. В другом месте того же пророка речь идёт о волшебствах и чародействах, и именно он так говорит о них: «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» ( Ис.47:14 ). Таким образом, волшебники и чародеи разделяют участь соломы, когда они попадают в огонь от силы пламени, которого не будет спасения. У пророка Даниила говорится: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

XXIV:35); — но выражения «проходит, прейдут», по моему мнению, гораздо мягче, чем — «погибнут». Равным образом, и в послании апостола Петра, когда говорится о гибели потопленного водою, как оно некогда и случилось, мира, довольно ясным представляется как то, какая часть мира обозначается названием целого, так и то, в какой мере она называется погибшею, а равно и то, какие небеса содержатся для сбережения огню на день суда и погибели нечестивых людей (2Пет. III:6-7). И в словах, которые читаются у него несколько далее: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?» (2Пет. III:10-11) — под имеющими погибнуть небесами можно разуметь те, которые он назвал сберегаемыми для огня; а под сжигаемыми стихиями — те, которые находятся в этой самой низшей, бурной и мятущейся части мира, в которой, по словам его, содержатся и эти самые небеса, между тем как те высшие, на тверди которых установлены звезды, останутся целыми и неприкосновенными. Ибо и выражение Писания, что «звезды спадут с небес» (Мф. XXIV:29), независимо от того, что с большей вероятностью может быть понимаемо в другом смысле, скорее указывает на то, что последние (высшие) небеса останутся, если только лишь звезды упадут оттуда; хотя гораздо вероятнее, что это выражение образное, или совершится это в низшем небе, но, разумеется, — более удивительным образом, чем бывает теперь. Из этого неба и известная вергилиевская и скрылась в лесу Иды. Приведенное же мною место из псалма представляется не исключающим ни одного неба, о котором не было бы сказано, что оно погибнет. Ибо коль скоро говорится: «Небеса — дело Твоих рук. Они погибнут», то как ни одно из них не выделяется из числа дел Божиих, так ни одно не выделяется и из числа имеющих погибнуть. На то, чтобы для защиты еврейского благочестия, одобренного оракулами их богов, воспользоваться образом выражения апостола Петра, которого крайне ненавидят, они не решатся; тогда можно было бы полагать, что речь идет о гибели не всего мира; можно бы было полагать, что в выражении «они погибнут», между тем как погибнут только одни низшие небеса, целое употреблено для обозначения части точно так же, как употребляется целое для обозначения части в упомянутом апостольском послании, когда говорится, что от потопа погиб мир, между тем как погибла одна низшая его часть со своими небесами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Существует некоторый образ жизни, с одной стороны, не настолько дурной, чтобы для тех, которые живут так, в деле получения небесного царства не было никакой пользы от подаяния милостыни, которая служит поддержкой для праведников в их скудости и снискивает в лице их друзей, принимающих в вечные обители, но с другой — и не настолько добрый, чтобы для получения ими блаженства достаточно было одной милостыни, если только милостыня эта не споспешествуется заслугами тех, которых она делает друзьями. (Я часто удивляюсь, что и у Вергилия встречается мысль, выражаемая словами Господа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лyk.XVI:9), — мысль, которую весьма напоминает и следующее изречение: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. X:41). Так поэт, описывая Елисейские поля, в которых, как тогда думали, живут души блаженных, помещает в них не только тех, которые могли достигнуть тамошних обителей собственными заслугами, но и тех, Кто услугой другим их заставил себя вспоминать;    т. е. тех, которые делали услуги другим и этими услугами оставили у них о себе воспоминание. И тогда как будто то же самое говорили, что часто слышится из уст христианина, когда он с покорностью вверяется каждому святому и говорит: «Вспоминай обо мне», и чтобы это могло быть так, старается оказывать услуги.) Но какой именно этот образ жизни и какие это грехи, которые служат препятствием к достижению царства Божия, но по заслугам святых друзей встречают снисхождение, указать весьма трудно и крайне опасно. По крайней мере, как я ни старался, до настоящего времени определить их не смог. Возможно, что предмет этот для того и сокрыт, чтобы нас не оставляла забота остерегаться всяческих грехов. Ибо если бы было известно, за какие именно грехи остающиеся в них и не оказывающие преуспеяния в лучшей жизни должны искать и ожидать заступничества праведников, то человеческая лень беспечно оставалась бы в них и, погруженная в такое множество забот, нисколько бы не помышляла о преуспеянии в добродетели, а только старалась бы получить помилование ради заслуг других, коих она делала бы себе друзьями благодаря богатству неправедному путем раздачи милостыни. Между тем, в настоящее время, не зная рода простительной греховности, она и с большею тщательностью заботится о преуспеянии в добре путем неослабной молитвы, и не пренебрегает старанием сделать себе святых друзьями от мамоны неправды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§ 24. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался ( Ин.8:56 ). Авраам, конечно, был человеком; следовательно, человек может познавать божественные (предметы), как он познал будущее пришествие Мессии. Ибо тогда еще не было Писания, из которого Авраам мог узнать о Христе, Который должен родиться, поскольку первые книги были написаны Моисеем много времени спустя. Отвечаю. Авраам увидел, что Он (Христос) должен прийти, по откровению Божию и по обетования о Святом Святых, которое должно произойти из его чресл. И благословятся в семени твоем все народы земли ( Быт.22:18 ). Таково было обетование Божие, данное Аврааму. Увидел же он посредством веры, как видели другие, что объясняется в Евр.11:13 . Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, после того, как они были обещаны 14 , и принимали. Притом неважно, что Авраам научился не из Писания, которого еще не было, пусть бы только он узнал об этом не от себя самого, но от Бога, что и соответствовало бы нашему утверждению. Однако в настоящие времена Богословие следует изучать только из Писания, что мы покажем там, где (идет рассуждение) о необходимости Писания 15 . § 25. II . ПЛАТОН и его ученики преподали многое сходное с положениями Писания. Более того, и его речи упоминали о Боге. И древнейший из Египтян ученый МЕРКУРИЙ 16 Трисмегист, названный так из удивления перед его мудростью (это означает «трижды величайший»), некоторые писания которого существуют доселе и доступны нам, среди прочего так говорит о Боге: Единица родила единицу и на себя обратила пламя. Словно бы он сказал: Отец родил Сына и произвел Духа. Равным образом СИВИЛЛЫ прорекли многое о первом и втором пришествии Христа. Отсюда ВЕРГИЛИЙ, пускай он и не уразумел этого, и отнес к другому, однако на основании Кумской Сивиллы произнес истинное пророчество о Христе, грядущем родиться от Девы. Более того, на удивление тебе он приспособил это ко времени, так что то, о чем Сивилла предрекала как о будущем, он воспевает как уже наступившее, ведь Христос родился около тех времен. Отсюда строки в «Буколиках» (Эклога IV), где он воспевает связанный с Рождеством переворот:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

«Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа, ...16Мир и милость тем, кто последует этому правилу, и им, и всему Израилю Божьему!» ( Гал 1:3, 6:16) «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! .. Делайте то, что выучили, что переняли, что услышали, что узнали от меня, и Бог, источник мира, будет с вами». (Флп 1:2, 4:9) «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!» (Флм 3) «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! ...А потом соберите его с миром в дорогу, пусть возвращается ко мне». (1 Кор 1:3, 16:11) «Милость вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! ...живите в мире - и Бог, источник любви и мира, будет с вами!» (2 Кор 1:2, 13:11) «..благодать и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. ...20А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги. Милость Господа нашего Иисуса да будет с вами». (Рим 1:7, 16:20) Можем ли мы, таким образом, отличить мир Бога во Христе от мира в Римской империи в Кесаре, просто сославшись на эту фразу “благодать и мир”, как если бы христианский, а не Римский мир был харис (по-гречески), свободным подарком с небес? Это могло бы сработать в христианском монологе, но не в христиано-римском диалоге, проводимом посмертно, вообразите себе, между Павлом и Вергилием. Если " Илиада " Гомера была Ветхим Заветом Римско-имперского богословия, то " Энеида " Вергилия- Новым Заветом, опубликованным по распоряжению Августа после смерти поэта в 19 году до нашей эры. Судьба Рима началась на Небесах, когда верховный бог Юпитер сказал своей дочери богине Венере: «Я же могуществу их не кладу ни предела, ни срока, Дам им вечную власть (imperium). И упорная даже Юнона Страх пред которой гнетет и море, и землю, и небо, Помыслы все обратит им на благо, со мною лелея Римлян, мира владык, облаченное тогою племя. Так я peшuл(sic placitum)» (1.278–83). Этот божественный " указ” - просто еще один способ выражения Божественной " благодати " . В Галатах, например, Павел сказал, что Бог «призвал меня Своей благодатью» и «был рад открыть мне своего сына» (1:15-16). Любой компетентный Римский имперский богослов возразил бы, что Pax Romana был бесплатный и благодатный подарок от Юпитера, хотя, возможно, заслуженный и поддерживаемый постоянным религиозным благочестием. Например, богиня Виктория была крылатой, поэтому она могла пойти туда, куда ее любезно послали сверху.

http://predanie.ru/book/220156-pervyy-pa...

Быт. 1 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Животным вначале также была предназначена пища растительная. И будет время, говорит пророк Исайя, когда и вол и медведь вкупе пастися будут… и лев аки вол ясти будет плевы ( Ис. 11:7 ). Заметим ещё, что с словами Библии связуются и предания всех народов, что мы будем иметь случай встречать постоянно. Предание о золотом веке (сохранившееся у всех народов под формою сказания о богах и полубогах, с чудовищною хронологиею), помнит о том, что животные довольствовались растительною пищею. Вергилий говорит, что уже Юпитер, овладев миром, «praedarique lupos jussit pontumque moveri» – «велел волкам терзать и морю волноваться». Быт. 1 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Шестым днём заканчивается творение, произведение предметов новых. Бог одобрением, выраженным в этом стихе, устанавливает навечно законы природы, украшенной и возвышенной разумным деятелем – человеком, поэтому и самое выражение одобрения носит на себе характер высшего благоволения. Глава II. День субботний; Едем; древо познания добра и зла; творение жены; брак Быт. 2 Так совершены небо и земля и все воинство их. Прежде чем пойдём далее, остановимся пред делом совершившегося творения и пройдём мыслию священную повесть начала мира, начертанную Духом Божиим. Вначале сотворил Бог небо и землю. Небо с горними его обитателями, или духовный бесплотный мир, создан во времена, недоступные мысли человеческой; земля же, о которой повествует священная книга, была безвидна и пуста. Вначале из небытия вызваны были материалы, массы в хаотическом состоянии. Дух Божий, начало всякой жизни, носился над этой нестройною массою и живил своим присутствием элементы будущего прекрасного мира. Вместе с материей созданы и все присущие ей силы, которым вслед за тем повелено действовать. Первое проявление этих сил происходит по гласу Божию: да будет свет! Это первый день развития мира, начало притяжения, электричества магнетизма, химических соединений; это момент начала движения, при котором впервые блеснул свет как первое проявление первой жизни, первого движения в массе, законы развития которой в стройное целое были предначертаны Творцом до начала движения. Творение как мысль было делом мгновенным, но осуществление сей мысли совершилось в шесть дней, в продолжение которых Творцу угодно было заставить развиваться материю под влиянием разнообразных сил, многообразное сочетание и взаимное действие которых должно было выработать созданный мыслию наперёд план мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В дальнейшем, однако, настраивали народ против учивших там апостолов пришедшие туда из Иконии и Антиохии иудеи, и они именно убедили народ отстать от них и возбудили народ против них (19–20). 300 Здесь следовало бы вспомнить и о мессианских прозрениях в Сивиллинах и у Вергилия, если бы можно было признать достаточную аутентичность первых и конкретность вторых. 305 Справедливо замечает Swete: In the personal life of the Lord as it is revealed in His Ministry, the Holy Spirit is seen to inspire every movements of thought and will (Sweete, 1, c. 59) 306 Позволительно здесь в качестве аналогии привести пример преп. Серафима, который, всегда будучи духоносец, явил Мотовилову как бы свое преображение в Духе Св., показал ему Его ощутительно. 309 В этом смысле данное место совершенно подобно синоптической криптограмме о Духе Св. Мф. 18, 20 : «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их». Здесь посреди ν μσ, без сомнения, указует на Св. Духа, Который есть соединяющая сила Церкви. 311 Что означает это κατ θεν? Обычный перевод, и истолкование. передает это как «по воле Божией»; следов., по воле Бога – Отца. В таком случае общая мысль, здесь выраженная, состоит в том. что Дух Св., как открывающая ипостась, исполняет волю Отца в Своих предстательствах. Но эта же мысль может быть выражена и непосредственно: сам Дух Св. «как Бог», «соответственно Своему Божеству». 312 В прощальной беседе мы имеем два ряда текстов относительно ниспослания Духа Св. С одной стороны: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14,16 ); «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во Имя Мое» (26). С другой же стороны: «если пойду, то пошлю Его (Утешителя) к вам» ( Ин. 16, 7 ); «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (15, 26). Оба они соединяются в той мысли, что Дух Св. посылается Сыном или во Имя Его, но Сын при этом творит волю Отца, который «дает» или «посылает» Духа Св. от Сына. 314 Знаменательно то, что в Деян. 1, 2 и о воскресшем Христе, даже о дне Вознесения, говорится: «до того дня, в который Он вознесся, дав Духом Святым попечение апостолам, которых Он избрал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Внутри Римской империи продолжилось и усилилось то грандиозное круговращение идей, верований, искусства и торговли, которым характеризуется беспокойное время перед Пришествием Спасителя. Вслед за великой властью пришла великая тоска. Богов стало много, но сердце осталось неуспокоенным. Богатства стало много, но душа осталась голодной. Пессимизм в философии, разврат в быту и искреннее незнание, зачем жить, заняли своё господствующее место. И это тоже было делом Промысла. Радость спасения должна росой упасть на иссохшую душу. Иначе радость не воспримется и даже не ощутится. Прежде чем наполниться, нужно опустошиться. Успехи цивилизации родили в людях великую жажду, и множество душ почувствовали себя пустыми. Законы мудры, и армия сильна, но не для этого живёт человек. Зрелища кровавы, и хлеб бесплатен, но даже плебею этого мало, если в нём жива совесть. Без высшей идеи и подлинного смысла вся жизнь — труп без души. Мы не знаем, кто первый это сказал, но со временем взоры людей стали обращаться к Востоку. Оттуда стали ожидать Царя, Который вдохнёт в мир новую жизнь. В одной из эклог Вергилий воспел Младенца, Который сойдёт с неба и даст мир. Тогда лев утратит свирепость, а с вола снимут ярмо. Это было преломлённое в языческом поэтическом сознании, невесть как попавшее туда, пророчество Исаии о Младенце. Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6). Это при Нём волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком, и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя поведёт их (Ис. 11, 6). Вера в Мессию искала себе пути и, как вода, проникала в самые малые щёлки. Стрелки на незримых часах двигались к той черте, за которой Август отдаст приказ переписать подвластную вселенную, и среди прочих людей в путь отправятся Иосиф и Святая Дева. Она будет на последних днях беременности, и когда в Вифлееме Ей не хватит места, Она с мужем заночует в пещере. Там и родится от Неё «Отроча младо — Предвечный Бог». А рядом, над полем, которое сейчас называют полем пастушков, ангельский хор запоёт «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

http://pravmir.ru/mir-v-ozhidanii-rozhde...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010