16:1. Помазание елеем. Обычай помазывать царей на царство существовал у многих народов древнего Ближнего Востока. Египтяне и хетты считали, что помазание защищает человека от происков богов подземного мира. Большая часть сведений об этом ритуале содержится в хеттских документах, посвященных церемониям возведения на престол. О помазании царей в Месопотамии неизвестно. В Египте фараон не помазывался на царство, но мог помазывать своих царедворцев и вассалов. Эта церемония символизировала их подчинение фараону и была знаком его покровительства. В текстах из Амарны упоминается царь Нухасси (в совр. Сирии), помазанный фараоном. Возможно, это представление нашло отражение в помазании Давида как вассала Бога. Во 2Цар. 2Давид помазывается на царство народом. Такое помазание подразумевает некие договорные обязательства между Давидом и народом, которым ему предстояло править. В Нузи деловые партнеры помазывали друг друга при заключении сделки, а в Египте помазание елеем было элементом церемонии заключения брака. Информацию о венчании на царство см. в коммент. к 11:15. Благовония, необходимые для приготовления елея помазания, включали смирну, корицу, благовонный тростник и кассию (см. рецепт в Исх. 30:23–25 ). Елей символизировал дары Бога народу и ответственность, возлагаемую этой церемонией на предводителей народа. У израильтян помазание было знаком избранности и часто ассоциировалось с дарами Духа. Кроме того, в Древнем мире помазание повсюду означало повышение личного правового статуса. Возможно, помазание царя связано с идеей защиты и изменения статуса, ибо эта процедура обеспечивала защиту царя на престоле и определяла его принадлежность к священной сфере. 16:4. Вифлеем. Небольшой город Вифлеем находился в 6 милях к югу от Иерусалима, на границе плодородной земли Beit-Jalah и засушливого региона Boaz на окраине Иудейской пустыни. Возможно, Вифлеем упоминается в письме Авди-Хевы, царя Иерусалима, египетскому фараону (XIV в.). Он говорит о городе Bet-Ninurta, название которого, по мнению некоторых исследователей, может читаться как Bit-Lahama. Найденные в Вифлееме остатки материальной культуры железного века (XII-XI вв. до н. э.) очень незначительны и связаны, в основном, с Нижним городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1Цар.11:14–15 . 2Цар.5:3 . 4Цар.11:4:12 ); чрез богодухновенных Пророков или первосвященников ( 1Цар. 10:1; 11:15 . 3Цар.1:34,39 . 4Цар.11:12 ); в присутствии священников, левитов, воинских и гражданских чинов, народных старейшин и при радостном участии народа ( 2Цар.5:3 . 3Цар.1:39–40 . 4Цар.11:4–21 ). Среди этого священно–торжественного собрания на главу избранного, стоявшего на особо–благолепном месте возлагали царский венец ( 2Цар.1:10 . 2Пар.23:11 ), на плеча нарамницу или порфиру ( 2Цар.1:10 ), в руки скипетр, иначе называемый жезл крепости и правости ( Иез.19:11 . Пс.44:7 ). По сказанию Иосифа Флавия, Царь Ирод даже умерший был в багрянице, в венце и со скипетром 3 Венчание Царя или с еврейского воцарение запечатлевалось священным помазанием ( 1Цар.10:1 , 3Цар.1:39 ), которое совершалось на челе в виде круга. От священного помазания Цари в Писании называются христами Господними т. е. помазанниками Божиими ( 1Цар.24:7, 26:9, 11 . 2Цар.11:5 ). По совершении помазания и произнесении завета между Господем и между Царем и между людьми, яко быти им в люди Господни ( 4Цар.11:17 ), общее участие в торжестве венчания на царство выражалось радостными звуками труб ( 3Цар.1:39 ) и пением певцев ( 4Цар.11:14 ). Царь садился на трон; народ кланялся венчанному и приветствовал: да живет Царь ( 1Цар.10:24 . 2Пар.23:11 .). С приветствием соединяли иногда целование в знамение искреннего согласия, поздравления и радости ( 1Цар.10:1 . Мк.15:17–18 ). Помазаннику, согласно с Писанием, вручаема была первосвященником книга закона или свидения ( 4Цар.11:12 . 2Пар.23:11 ), да чтет ю во вся дни жития своего, да научится боятися Господа Бога своего, и хранити вся заповеди Его ( Втор. 17:19 ). Торжество Царского венчания оканчивалось жертвоприношением Богу ( 1Цар.11:15 ), дарами Царю от народа и угощением от Царя народу ( 1Цар.10:27 . 3Цар.1:25 ). Согласно с указаниями Божественного Откровения совершается венчание на Царство в Церкви Православной, и самый чин этого венчания сохраняется ею с древних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

57 Полн. Собр. Закон. Российск. Имп. том XLIII, 5836, парагр. 2-й – Ко­карда (cocarde) есть украшение на шляпе или другом головном уборе. Кокар­да надевалась первоначально для различия партий во время споров. В общее употребление кокарда вошла во Франции в XVIII веке во время войны за испанский престол и в семилетнюю войну. Еще кокарда в виде султанчика или пуч­ка перьев на головном уборе издавна носилась Кроатами и Мадьярами. Впоследствии кокарда делалась из ленты одного или нескольких цветов, или в виде банта из материи, наконец стала представляться металлическим кружком или овалом из красок государственных цветов. В Германии кокарду национальных цветов имеет право носить каждый неопороченный по суду гражданин. Лишение права носить национальную кокарду равносильно лишению чести... Республи­канскими же декретами во Франции предписывалось носить кокарду даже женщинам и арестовывать всякого, кто не носил кокарды, а за срывание кокарды пре­давали военному суду.... 58 2 Пол. Собр. Зак. Рос. Им. Т. XXXIII, кн. 3, изд. 1860 г. стр. 311. К 33. 289. – Энциклопедия военных и морских наук. Сост. под. глав. редак. проф. Акад. Леера. Изд. 1888 г. Т. II, вып. 2-й, стр. 297. 62 Венчание Руссхих Государей на Царство. Изд. Гоппе, 1883 г. стр. 119 и 88, 84, 107, 155 и проч. – В память Свящ. Коронования. Изд. Гоппе 1896 г. час. 2-я стр. 179 и проч., час. 1-я стр. 58, 59, 61, 54, 55 и проч. 63 Моск. Оружейн. Палата. Изд. 2-е I860 г. по Высочайшему соизволению. Отд. IV стр. 227. – Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе 1883 г. стр. 88 – 89. Дни Свящ. Коронования. Изд. Левенсон 1896 г. стр. 156. – Здесь рисунок 3. 64 В память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Изд. Гоппе 1896 г., час. 2-я, стр. 179. Сл. протопресвит. И.Л.. Янышева 12 мая 1896 года. Также церков. молитва при освящении знамени. – В изд. Левенсона 1896 г., стр.: 156–157. 65 Полное Собрание Законов Росс. Импер., собр.: второе, том XXXIII отдесение третье (книга 3) 1858 г. Приложение, Изд. 1860 г. Штаты и табели. Стран. 311. К 33289 – 1858 июня 11. Здесь рисунок 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Един Бог есть источник и начало света и истины для ума и сердца человеческого; и Он открывает ее тому, кто столько любит истину, что пламенно молит Его, Отца светов, о даровании просвещения. IX. Мысли и чувства русского народа в день миропомазания и венчания на царство Государя Императора По убеждению всех верноподданных сынов Отечества, какого бы происхождения и исповедания они ни были, – Царь православный венчается и помазуется на царство, как орудие власти Божией на земле. Прияв силу и власть от Бога в сем священнодействии, Он представляет собою образ Бога всеблагого и всемогущего, – под осенением всезиждительной и животворящей силы Божией, собирает во едино все разноплеменные народы, составляет из них обширнейшее, цветущее, царство, как одно благословенное семейство, – утверждает общее благоденствие на столпах предержащих властей, да все стремятся единодушно к одной цели – к общему благу, по гласу истины; – неусыпно бодрствует отеческим сердцем, над безопасностию всех и каждого, да и изобилующий дарами, счастия в великолепной храмине, и простой поселянин в скромной хижине в покое наслаждаются плодами трудов своих; соединяет души, воцаряет единомыслие мудрыми законами, ограждает добродетель от порока правосудием, объемлет любовию верность, поощряет наградами заслугу, состраждет бедности, строгость правосудия растворяет милосердием. Словом, Богом венчанный и превознесенный Царь является душою разнородных племен и языков, орудием истины, оплотом против нечестия и неправды, да не поколеблется, царство, да не торжествуют злоба и лукавство. Он есть верховный вождь и хранитель благоденствия – своего царства. Иначе и быть не должно. Еще в малом обществе, в домашнем семействе, открывается образ власти и подчинения; отец есть первый, необходимый и естественный властитель детей; и власть его, происшедшая от Бога, который сотворил его, независима от детей. Общество государственное составилось из семейств, разросшихся в народ, и есть единое обширнейшее, многосложное семейство, для управления которым Бог дает власти отеческой новый образ и новое имя, – поставляет единодержавного, независимого властителя – Царя – отца народа. И таким образом власть Царя, как и власть естественного отца, есть Божественное учреждение. Мною, говорит Господь, царие царствуют, – и наследственность сей верховной власти носит печать того же Божественного происхождения. Бог клянется помазаннику Своему – от плода чрева его посадит на престоле его ( Пс.131:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Как это убедительно продемонстрировал Б. Зиноговитц ( Sinogowitz В. Über das byzantinische Kaisertum nach dem Vierten Kreuzzuge (1204–1205)//BZ 45 (1952). S. 345–356), не Феодор, а его брат Константин Ласкарь был, согласно Никите Хониату (р. 756.2), 13 апреля 1204 г., после бегства Алексея V и непосредственно перед вступлением в Город крестоносцев, провозглашен императором в Св. Софии. Если ранее я следовал противоположному толкованию Дёльгера ( Dölger . Reg. Bd. HI. S. 1), то теперь я присоединяюсь (как это уже сделал и Дёльгер: Deutsche Literaturzeitung 74 (1953). S. 598) в этом пункте к мнению Зиноговитца, которое, впрочем, уже высказывалось некоторыми исследователями (ср. особенно: Андреева . Очерки. С. 5–6 и BS1 4 (1932). С. 178). В отличие от Дёльгера, я, однако, не могу согласиться с мнением Зиноговитца о том, что Константин Ласкарь, который, по Никите Хониату (р. 756.11), отклонил предложенную ему царскую власть, в 1204–1205 гг. действительно выполнял в Никее функции императора, а Феодор Ласкарь был провозглашен императором лишь в 1205 г., после того как его брат, предположительно, пал в битве с турками. О Константине Ласкаре греческие источники после падения Константинополя ничего не сообщают, однако Виллардуэн, единственный, кто вообще упоминает его в связи со сражениями в Малой Азии (ed. Faral. II. P. 130), говорит о нем только как о верном соратнике Феодора и как об «одном из лучших греков Романии» (ср.: Ibid. I. P. 168), что определенно не может означать императора. С другой стороны, из слов Акрополита (ed. Heisen-berg. S. 11,18) следует, что Феодор Ласкарь вплоть до своего венчания на царство в 1208 г. носил титул деспота и тем самым не был провозглашен императором уже в 1205 г., как это считает возможным заключить Зиноговитц на основе одной речи Никиты Хониата ( Σθας. M εσ. Βιβλ. 1. Σ. 113.22). Это, разумеется, не исключает того, что он уже до церемонии венчания фактически считался правителем, и вполне естественно, что тот же Акрополит (S. 31.22) говорит, что он правил 18 лет, считая, таким образом, началом его правления 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так было ли возрождение? Мы догоняли США по выплавке чугуна на душу населения – а надо было, как оказалось, следить за производительностью микропроцессоров. И сегодня естественно задать вопрос: вот этот «план по валу» крещений-венчаний-отпеваний не следовал ли той же самой модели? 5 октября, 2011 Мы догоняли США по выплавке чугуна на душу населения – а надо было, как оказалось, следить за производительностью микропроцессоров. И сегодня естественно задать вопрос: вот этот «план по валу» крещений-венчаний-отпеваний не следовал ли той же самой модели? Андрей Десницкий 20 лет свободы Церкви С чего началась свобода вероисповедания в СССР, я помню хорошо. Шел 1988 год, шумно отмечалось тысячелетие крещения Руси… Я служил тогда в армии, и однажды старшина конфисковал у меня карманный Новый Завет. Грозил всяческими карами, передал его замполиту батальона, тот – замполиту полка… А замполит полка запросто вернул его мне, сказал только два слова: «Теперь можно». Старшина был очень удивлен! Никогда не забуду и это удивительное ощущение от первых литургий в нашем храме в середине девяностых, еще в подвале, из которого и сам выносил вчера носилки с мусором… Всё было временным, зыбким, неустроенным – но Царство Небесное сияло сквозь эту разруху и нищету в каждом жесте и слове, в каждой улыбке. А потом всё постепенно наладилось… но и это ощущение невозможного чуда куда-то отошло, его место занял привычный распорядок. Это тоже естественно, как на смену первым свиданиям приходит проза семейной жизни. Рассуждать о глобальных общественных сдвигах очень сложно. Во-первых, каждый свидетель видит лишь свою часть картины. Во-вторых, тут неизбежны оценочные суждения: что одному покажется стабилизаций, другой назовет застоем, что для одного революция, для другого – смута. Ну, и слишком уж легко тут давать рецепты: а вот если бы тогда послушали, что я говорю теперь, и сделали всё наоборот… И так разговор уходит от реальности к каким-то резонерским конструкциям, которых никогда не было на свете, а может, и вовсе не могло быть.

http://pravmir.ru/tak-bylo-li-vozrozhden...

Предисловие Юстин Избрание на царство. Юстиниан. Прекращение раскола с римской церковью. Преследование монофизитов. Север и Юлиан. Преследование еретиков. Христианские мученики в Аравии Отношения империи к персидской державе. Колхида и Боспор Жизнь столицы. Общественные бедствия. Брак Юстиниана и венчание его на царство Юстиниан Царский свиток Агапита. Императрица Феодора. Двор и этикет. Церковное законодательство. События первых лет правления в Сирии и в придунайских областях Заботы об усилении восточной границы в Армении и Сирии. Сношения с арабами. Война с Персией. Смерть Кавада и вступление на царство Хосрова. Вечный мир Кодификация римского права Бунт Ника Святая София Разгром царства вандалов Падение остготского царства в Италии Дела на Востоке и война с Хосровом Дела в Африке Вторая война с остготами Дела на востоке. Война с персами в Лазике. Мирный договор с Персией Северная граница империи. Отношения к эрулам, гепидам и лангобардам. лавяне на Дунае. Гунны и их набеги Турки и сношения Юстиниана с аварами Церковные дела Законодательство Юстиниана в области государственного управления Финансы и финансовое управление при Юстиниане Армия и военное дело при Юстиниане Жизнь столицы. Общая оценка правления Юстиниана Юстин II Вступление на царство. Начало правления Разгром царства гепидов. Утверждение аваров в придунайских землях. Лангобарды в Италии. Дела в Африке и Испании Дипломатические сношения с персами и турками. Покорение Хосроем южной Аравии. Восстание в персидской Армении. Война с персами и взятие Дары Хосроем. Болезнь Юстина Церковные дела. Жизнь столицы Тиверий Провозглашение Тиверия кесарем. Семейные его отношения. Начало правления Дипломатические сношения с персами и возобновление войны. Смерть Хосрова и воцарение Ормузда. Ход войны под начальством Маврикия Дела на Балканском полуострове. Нашествие славян в придунайские области. Сношения с аварами. Утрата Сирмия. Сношения с турками. Дела в Италии и Африке Патриарх Евтихий. Эдикт Тиверия о еретиках. Дело о язычниках. Борьба в недрах монофизитской церкви. Царь Мундар. Смерть Евтихия. Смерть Тиверия Маврикий Семейные отношения Маврикия. Бракосочетание, консулат, рождение на­следника. Семейство императора. Сооружения Маврикия Дела на Востоке Отношения империи к аварам. Походы на славян за Дунаем Дела в Африке и Италии Церковные дела Низвержение Маврикия Дополнения Экскурс к критике сведений о восстании Бахрама-Чобина  

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

10:1. Помазание елеем. Обычай помазывать царей на царство существовал у многих народов древнего Ближнего Востока. Большая часть сведений содержится в хеттских документах, посвященных церемониям возведения на престол. О помазании царей в Месопотамии неизвестно. В Египте фараон не помазывался на царство, но мог помазывать своих царедворцев и вассалов. Эта церемония символизировала их подчинение фараону и была знаком его покровительства. Возможно, это представление нашло отражение в помазании Саула как вассала Бога. Однако во 2Цар. 2Давид помазывается на царство народом. Такое помазание подразумевает некие договорные обязательства между Давидом и народом, которым ему предстояло править. В Нузи деловые партнеры помазывали друг друга при заключении сделки, а в Египте помазание елеем составляло часть церемонии заключения брака. Информацию о венчании на царство см. в коммент. к 11:15. 10:2. Гробница Рахили в Целцахе. Установить местонахождение этого пункта чрезвычайно сложно. Кропотливые исследования, сделанные с учетом всех аргументов, позволяют остановиться на двух основных вариантах. Согласно первому варианту, гробницу Рахили следует поместить в окрестностях Кириафиарима (см. коммент. к 6:21). Кириафиарим находится примерно в 15 милях к юго-западу от родного города Самуила. Согласно второму варианту, гробница Рахили находилась у дороги, по которой Саул шел на восток из Рамы в Гиву. 10:3. Дубрава Фаворская. В Суд. 4:5 упоминается пальма, под которой жила и судила Девора, Авраам делал стоянку у дубравы Море (см. коммент. к Быт. 12:6 ). Высокие деревья служили ориентирами, в дубравах и рощах устраивали собрания и даже богослужения. В стране с жарким климатом деревья, дающие тень и прохладу, приобретали особую ценность. 10:3. Вефиль. На протяжении большей части истории Израиля Вефиль был важным религиозным центром. В период судей здесь некоторое время хранился ковчег (см. коммент. к Суд. 1:22,23; 20:26–28; 21:4 ). 10:3. Продукты для жертвоприношения. Козлята, хлебы и вино составляли основу жертвенной трапезы. Вручение Саулу священных хлебов снова демонстрирует отношение к нему, как к священнику (см. коммент, к 9:23) и уважаемой персоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В процессе же самого представления у него преобладает чисто средневековый топ восприятия. С повышенной эмоциональной реакцией он благоговейно ощущает происходящее театральное действие почти как реально совершающийся акт священной истории. Свои эмоции он выражает теми же оценками «дивно, чюдно, страшно видение», какие древнерусские книжники обычно использовали для обозначения сверхъестественных явлений, видений, знамений, чудес. Театральные представления на религиозные темы, увиденные русскими посланниками во Флоренции, были восприняты ими как творения мудрого искусства и без какой бы то ни было негативной оценки не в последнюю очередь и в силу того, что они происходили в храме, в день соответствующего религиозного праздника, то есть в русле средневековой церемониальной эстетики. На Руси она будет в какой–то мере осмыслена только в XVI в., но церемонии как церковные, так и светские и в рассматриваемый здесь период играли большую роль в жизни русского общества, а церемониальная эстетика занимала видное место в эстетическом сознании. В «Хождении Игнатия Смольнянина» и в «Пименовом хождении в Царь–град» достаточно подробно описана церемония венчания в 1392 г. Мануила на царство. Авторы подчеркивают ее неописуемую красоту, удивительную чинность, яркую зрелищность. Они подробно описывают роскошные одежды участников церемонии, их действия, процедуру облачения царя, торжественный ход процессии к храму, сам процесс венчания и т. п. Эстетический аспект выдвинут в этих «Хождениях» на первый план. Красота церемонии превосходит словесные возможности древнего книжника, и Игнатий с горечью и восхищением восклицает: «Кому есть мощно поведать красоты тоя!» Ему вторит и другой автор: «И тсшико бысть благочинно и чествование, и преукрашено, яко ум человеческий превозходя» (КХ107; 118). Русичи конца XIV—XV в. глубоко чувствовали красоту самых разных видов искусства, как отечественного, так и иноземного, понимали ее принципиальную непостижимость разумом и неописуемость словами, усматривали в этом ее глубокий смысл, выводящий человека на более высокие духовные уровни. Они не формулировали эти свои ощущения и эстетические прозрения в логических построениях, но прекрасно выразили в искусстве и отчасти в полу–эмоциональных, полуописательных оценках самих произведений искусства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Театральные представления на религиозные темы, увиденные русскими посланниками во Флоренции, были восприняты ими как творения мудрого искусства и без какой бы то ни было негативной оценки не в последнюю очередь и в силу того, что они происходили в храме, в день соответствующего религиозного праздника, т. е. в русле средневековой церемониальной эстетики. На Руси она будет в какой-то мере осмыслена только в XVI в., но и в рассматриваемый здесь период церемонии как церковные, так и светские играли большую роль в жизни русского общества, а церемониальная эстетика занимала видное место в эстетическом сознании. В «Хождении Игнатия Смольнянина» и в «Пименовом хождении в Царьград» достаточно подробно описана церемония венчания на царство Мануила в 1392 г. Авторы подчеркивают неописуемую красоту церемонии, ее удивительную чинность, яркую зрелищность. Они подробно описывают роскошные одежды участников церемонии, их действия, процедуру облачения царя, торжественный ход процессии к храму, сам церемониал венчания и т.п. Эстетический аспект действа выдвинут в этих описаниях на первый план. Красота церемонии превосходит словесные возможности древнего книжника, и Игнатий с горечью и восхищением восклицает: «Кому есть мощно поведать красоты тоя!» Ему вторит и другой автор: «И толико бысть благочинно и чествованно, и преукрашено, яко ум человеческый превозходя» (КХ 107; 118). Русичи конца XIV-XV в. глубоко чувствовали красоту самых разных видов искусства, как отечественного, так и иноземного, понимали ее принципиальную непостижимость разумом и неописуемость словами, усматривали в этом ее глубокий смысл, выводящий человека на более высокие духовные уровни. Они не формулировали эти свои ощущения и эстетические прозрения в логических построениях, но прекрасно выразили в своем искусстве и отчасти в своих полуэмоциональных, полуописательных оценках самих произведений искусства. Слово об иконе Восхищаясь церковной красотой, древнерусские писатели не забывали указать на живопись и прежде всего на иконы как на важнейший элемент этой красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010