25 Венчание Русских Государей на Царство Изд. Гоппе, 1883 г. стр. 119 и 88, 84, 101–155 и проч. – В память Свящ. Коронования. изд. Гоппе 1896 г. часть 2-я стр. 179 и проч., часть И-я стр. 58,59, 61, 54, 55 и проч. 26 Моск. Оружейн. Палата. Изд. 2-е 1860 г. по Высочайшему соизволению. Отд. IV стр. 227. – Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе 1883 г. стр. 88–89. Дни Свящ. Коронования. Изд. Левенсон 1896 г. стр. 156. 27 В память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Изд. Гоппе.1896 г., часть 2-я, стр. 179. Слова протопресвит. I. Л. Янышева 12 мая 1896 года. Также церков. молитва при освящении знамени. – В изд. Левенсона 1896 г., стр. 156–157. 28 Полное Собрание Законов Росс. Импер., собр. второе, том XXXIII отделение третье (книга 3) 1858 г. Приложения, Изд. 1860 г. Штаты и табели. Стран. 311. К 33289–1858 г. июня 11. – На Руси издавна существовали и знамена и флаги гербовые, или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между прочим следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ивановича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): «Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит): повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле писано разными красками. По ярлыку написано: «прапор боярина Никиты Ивановича Романова». (Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочайшему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224–225).– Этому же боярину Никите Ивановичу Романову принадлежал английского строения Ботик, который Император Петр I нашел сложенным в амбаре при вещах родича своего Никиты Ив. Романова. Петр 1 заинтересовался этим Ботиком, так как Тимерман объяснил ему, что такой Ботик может плавать и против ветра. Петр приказал исправить этот Ботик и впервые катался на нем по реке Яиз и на Переяславском озере. На этом-то Романовском Ботике впоследствии впервые развивался гербовой черно-желто-белый Императорский стандарт. Ботик получил название «Дедушка Русского флота»... (у Веселаго в Очер. Рус. Морской Истории, часть 1, стр. 75, 76 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Сказание о князьях владимирских Подготовка текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод Л. А. Дмитриева «Сказание о князьях владимирских» – литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе «Сказания» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой – якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входяшая в «Сказание», повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Время появления зтих легенд не установлено, и о существовании их до начала XVI в. ничего не известно. В 10-х гг. XVI в. (во всяком случае до 1523 г.) легенды были соединены в «Послании» церковно-публицистического писателя Спиридона-Саввы. На основании «Послания» примерно в это же время (не позднее 1527 г.) была составлена первая редакция «Сказания о князьях владимирских». Авторы «Сказания» преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства; идеи «Сказания» были использованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была привлечена составителями Воскресенской летописи, позднее она была помещена как вступительная статья к «Государеву родословцу» 1555 г., включена в «Степенную книгу». Текст «Сказания» был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась вторая редакция; рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был использован как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г. «Сказание о князьях владимирских» первой редакции, так же как и «Послание» Спиридона-Саввы, сопровождается дополнительной статьей – родословием литовских князей, в основу которого положена легенда о низком происхождении первого князя литовского Гедимина, чем подчеркивалось превосходство русской династии над правителями Литовского княжества. В 10–20-х гг. XVI в., когда велась упорная борьба с Литвой за пограничные земли, вторая часть произведения имела актуальное политическое значение. Однако эта легенда о происхождении литовских князей уже не была включена в великокняжескую Воскресенскую летопись, и Иван Грозный отвергал ее, говоря: «...безлепичники врут, что Витенец-служебник был тверских великих князей, а при нем был конюшец Гегиминик» (Послания Ивана Грозного, М.; Л., 1951. С. 260). Поэтому во второй редакции «Сказания о князьях владимирских» родословие литовских князей было исключено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сей-то обет наш слышал тогда Всеведущий, пред которым открыты все помышления сердца нашего, принял Всемогущий, который может погубить тело и душу в геенне огненной, утвердил и запечатлел Всеправедный Судья мира, Который воздает каждому не по емуже кто обещает, но по емуже аще сохранит обещанное. Да даст нам Господь Бог свято сохранить и исполнить священный обет наш! Положил помощь на сильного, говорит еще Слово Божие о Богоизбранном Царе. Ибо, хотя и превознесенный над всеми, но как человек, не изъятый от немощей человеческих, избранный в Царя тем большую имеет нужду в Божественной всемогущей помощи, чем тягчайшее бремя возлагается на рамена Его. Знамением сей-то Божественной помощи, осеняющей Богоизбранного Царя, служит весь священный чин венчания Его на Царство. И во-первых, после молитв и молений всей Церкви, на рамена Богоизбранного возлагается Порфира, как видимое знамение невидимого ограждения Его силою свыше. Сия-то сила Вышнего, осеняющая Богоизбранного, есть щит и ограждение и всего Царства, покров и прибежище Его подданных, защита и утешение скорбящих, радость и покой сынов царствия Его. На главу Богоизбранного, осененную благословением и молитвой Святительской, возлагается венец от камени честна. Это видимый образ того, что Его, как Главу народа, венчает невидимо Сам Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, чтобы Царствование Его было славно и могущественно, мирно и благоденственно, Богоблагодатно и спасительно. Наконец в десницу и левую руку Его вручается скипетр и держава, как видимое знамение данного Ему от Бога над народом Божиим Самодержавия, чтобы Он, как Богоизбранный Вождь, руководил народ свой по стезям правды и благочестия, указывал ему прямой и верный путь к истинному счастью, земному и небесному, управлял им к истинной его пользе и ко славе Пресвятого имени Божия. Так десница Всевышнего, через совершившийся ныне чин Священного Венчания на Царство Благочестивейшего Царя нашего, облекла Его силой свыше, честью и славой венчала Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Началась литургия. После «иже херувимы» Игнатий возложил на Марину мономахову цепь, а во время причастия помазал её св. миром и затем допустил до принятия св. тайн. Непосредственно после литургии благовещенским протопопом Феодором был совершён брак Лжедимитрия с Мариной 114 . Невольно поражаешься странным порядком торжеств 8 мая. Кажется, несомненно, естественнее был бы порядок обратный, т. е. не коронование Марины должно бы предшествовать браку её с Лжедимитрием, а совершенно напротив венчать на царство нужно было не невесту, а жену царя и если на деле вышло не так, то едва ли это произошло ненамеренно, случайно и без причины. По нашему мнению, такая своеобразная и оригинальная перестановка торжеств 8 мая была именно тем ловким манёвром, посредством которого и Лжедимитрий и Игнатий надеялись устроить присоединение Марины к православию через миропомазание прежде брака её с царём, не раздражая католиков обращением католички-невесты в схизму и не давая православным повода думать, что православный государь венчался с ненавистной латинкой. И указанная цель была достигнута. Принимая во внимание настойчивое требование католиков, чтобы Марина и на московском престоле оставалась паписткой, Лжедимитрий решил прикрыть её миропомазание венчанием на царство. Со времени принятия русскими государями (в первый раз это случилось при Иване IV) царского титула в чин царского венчания было включено и миропомазание. Положим, что Марина первая из женщин удостоилась чести быть коронованной; но в чинопоследовании по этому случаю не предполагалось никаких существенных изменений против венчания царей. В Польше, без сомнения, были знакомы с порядком венчания на царство русских государей и поэтому ничего не могли иметь против помазания Марины св. миром. Об этом действии, очень важном и существенном в чине коронования, Лжедимитрий и не упоминал в своих просьбах к Рангони и папе: оно предполагалось само собой. Самозванец выпрашивал лишь позволения Марине причаститься из рук русского патриарха в день венчания на царство. Едва ли бы он решился устроить коронование своей невесты без миропомазания, иначе как же бы он показал русскому народу, что будущая царица сделалась православной? А между тем, царский венец составлял излюбленную мечту и гордой, по пустой и тщеславной Марины, и слуг папы, которым было крайне приятно и в высшей степени важно в своих интересах видеть на московском престоле венчанную католичку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Этот-то закон на первых же порах был нарушен. В новоустроенном Царствии Божием открылся мятеж. Сперва он проявился в закрытой для нас области бесплотных духов. Один из высших светозарных Ангелов, с подчинённою ему частью низших духов, возмечтал быть равным Богу, и за гордость свою был низринут от лица Божия. Он пал безвозвратно. Вслед за тем ниспал из светлой области Царства Божия и человек, – человек малым чим умаленный от ангел, венчанный славою и честью, под нози, которого Господь покорил всю земную тварь ( Быт. 1–26, 28 . Евр. 2:7 ). Он утратил своё царственное достоинство, возмечтав, по наущению сатаны, стать независимым от Бога, самовластным распорядителем своей судьбы, уподобиться самодержавному Богу. Когда человек пал, Царство Божие взялось от земли, на ней водворилось иное царство,царство тьмы и греха, лжи и заблуждений, неправд и беззаконий царство бед и скорбей, страданий и смерти. Но так как человек нарушил основной закон Царства не по собственной инициативе, а был увлечён ко греху диаволом, и притом сознал свою виновность пред Богом: то Господь положил разрушить дело диавола ( 1Ин. 3:8 ), избавить от его власти человека, возстановить нарушенный грехом порядок в Его Царстве. Тотчас же после грехопадения первым людям дано было обетование о победоносном семени жены, имеющем сокрушить главу змия, т. е. упразднить власть диавола ( Быт. 3:15 ). Это обетование, по всей справедливости называемое первоевангелием, заключало в себе зерно всех дальнейших обетований и пророчеств о восстановлении на земле Царства Божия. С течением времени оно более и более выяснялось, определялось и восполнялось конкретными чертами. Прежде всего, в дальнейшем течении священной истории, семя жены более точным образом определяется, как семя Авраама, о нем же, сказано, благословятся вси языцы земнии ( Быт. 12:3; 18:18; 26:4; 28:14 ). Семя Авраама – это в ближайшем смысле, потомство Авраама, целый народ, произшедший, по благословению Бога, от Авраама. Народ этот, как известно, не отличался ни политическим могуществом, ни высотою культуры и гражданственности, ни развитием наук и искусств: тем не менее он имеет мировое, историческое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Таким образом, Лев никак не был " принцем крови " . Венчание Льва на царства произошло 7 февраля 457 года на Военном поле, и сама церемония описана так. - Когда сенат принял решение предоставить верховную власть Льву, на Военное поле собрались все высшие чи¬ны, патриарх Анатолий, придворные схолы и солдаты гарнизона. Войска опу¬стили знамена и пригнули их к земле. Из толпы начались возгласы: " Услыши Господи, Тебя молим! Услыши, о Боже! Жизнь Льва, услыши, о Боже! Лев будет царствовать! О Боже милостивый, государство требует Льва царем. Войска требуют Льва царем! Льва ждут законы! Льва ожидает дворец! Те самые мольбы двора! Те самые желания войска! Те самые мольбы синклита! Те самые мольбы народа! Льва ожидает мир! Льва принимает войско! Пусть придет Лев, общая краса! Пусть царствует Лев, общее благо! Услыши, Боже, Тебя молим! " Под эти крики был выведен Лев и взошел на трибунал. Кампидуктор Бусальг положил на его голову свою золотую шейную цепь, а другой кампидуктор, Олимпий, дал такую же цепь ему в руку. Тогда поднялись с земли все знамена и раздались крики: " Лев август, ты побеждаешь, ты благочестивый, ты севаст! Бог тебя дал, Бог тебя сохранит! Почитая Христа, ты всегда побеждаешь! Да царствует Лев много лет! Христианскую державу да хранит Бог! " - Тотчас кандидаты окружили Льва на трибунале, построившись черепахой. Лев облачился в императорскую одежду, надел диадему и показался всему собранию. Ему подали копье и щит. Все сановники по очереди и по рангу приветствовали его земным поклоном. Из толпы неслись крики: " Могущественный, победитель, август! В добрый час! Царствуй много лет! Да хранит Бог это царство! Христианское царство да сохранит Господь " и т. п. Затем Лев обратился к собранию через глашатая с таким словом: " Император кесарь Лев, победитель, всегда август. Всемогущий Бог и ваше суждение, храбрые боевые товарищи, избрали меня в добрый час им¬ператором римского государства " . В ответ раздались крики: " Лев август, да будет твоя победа! Избравший тебя сохранит тебя! Своего избранника Бог охраняет! Благочестивое царство Бог сохранит. Благочестивый и могущественный! " Император продолжал свою речь так: " Вы будете иметь во мне владыку-начальника, сослуживца-воина в ваших трудах, которые я научился выносить, отправляя службу вместе с вами " . Раздались крики: " В добрый час! Войско хочет тебя царем, победитель! Войско хочет тебя царем, счастливый! Тебя мы все желаем! " Император продолжал: " Я знаю, какие дары я должен дать войскам " . Все кричали: " Благочестивый, мощный, мудрейший! " Император сказал: " За достижение моего святого и благополучного царства я вам дам по пяти номизм и по фунту серебра на человека " . Толпа кричала: " Благочестивый и щедрый! От тебя исходят почести, от тебя имущества! Да пребудет твое счастливое царство золотые века! " Император положил конец этим крикам словами: " Да будет с вами Бог " .

http://sedmitza.ru/text/1202735.html

Помазанный св. миром Царь в отверстые царские врата вводится Первосвятителем внутрь святилища и там пред престолом от рук Первосвятительских, яко священное лице, в сонме Первосвятителей приемлет приобщение тела и крови Христовой. Так в священном чине Богослужения совершается священное венчание и священное помазание Царя на царство и запечатлевается приобщением тела и крови Христовой! Не веселится ли тогда, в полном смысле сего слова, силою Господа Царь? Не чувствует ли вполне сам в себе, что Он восприял силу от Господа, украсился царственною славою от Вышнего, облекся величием от Царя царствующих! Господи, ныне силою Твоею веселится Царь; велия слава Его спасением Твоим; Ты возвеселил Его радостию лица Твоего! Часть 2 Какое мы приемлем для себя назидание, какое наставление в общественной нашей жизни и деятельности из разсмотрения всеобщего торжества Церкви и царства о боговенчанном и Богом помазанном Царе нашем, Самодержце Всероссийском, Александре Николаевиче? Ныне Царь всего более веселится о Господе и в державе крепости Его. А мы первее всего должны веселиться о Царе нашем. Действительно, когда взираем мысленно на боговенчанного Царя нашего: то не должны ли исполняться радостию и веселием о благочестивейшем Государе нашем? Какой в великолепном венце Царя нашего первее сияет алмаз, какой блистает неоцененный бриллиант? Первее всего сияет неоцененный алмаз, христианское благоверие и благочестие, по которому Царь наш прежде всего именуется благочестивейшим и Христолюбивейшим, и это по существенной истине. Когда Царь наш, по торжественном произнесении исповедания православной веры, и в священном чине Богослужения с молитвенным благословением Церкви воспринял все знамения Царского величества, и принятие царственных знамений заключил коленопреклонною на самом троне молитвою, смиренно исповедуя себя рабом Господа и испрашивая себе у Него путеводительного света истины; потом, по принесении во время Божественной Литургии общих молитв с верными, запечатлел венчание Свое на царство свят, помазанием и приобщением тела и о крови Христовой, то какое еще может был для нас очевиднее и вкупе утешительнее свидетельство благочестия и благоговения Царя нашего к Царю царствующих, и какой может быть удостоверительнее залог, тверже основание нашего благоденствия, как не благочестие Царя который, всю силу и величие Свое приемля от Бога, и Себе и царству Своему и просит и ожидает благословения от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда Юстин почувствовал приближение смерти, он венчал Тиверия царским венцом. Это случилось 26 сентября 578 года. Современники не сохранили описания этого события, а лишь точную его дату. 890 Ввиду болезненного состояния государя, церемония совершилась в стенах дворца в упрощенной форме, как было то во время венчания на царство Юстиниана незадолго до кончины его дяди. После венчания Тиверия на царство Юстин прожил 9 дней и умер 4 октября. Так как планы Софии породниться с Тиверием не увенчались успехом, то по смерти мужа она собиралась покинуть царский дворец и переселиться в тот, в котором жила, когда Юстин состоял в сане куропалата. Но Тиверий удержал ее в главном дворце и сохранил за ней прежнее ее положение августы. 891 Он просил у нее разрешения перевезти во дворец свою супругу с дочерьми. София не могла этому противиться, тем более, что в это семейное дело вмешалось общественное мнение. Во время ристаний в присутствии императора раздались крики: «Да увижу я августу римлян». Тиверий ответил на это, что имя его жены то самое, что и церкви в банях Дагисфея. Народ стал кричать: «Анастасия августа, твоя победа! (tu vincas). Спаси Господи тех, кому повелено царствовать!» Немедленно было отправлено за новой императрицей посольство из сенаторов с префектом города во главе в Дафнудий, чтобы составить ей почетный кортеж при переезде в столицу. Но скромная жена Тиверия предпочла уклониться от этой чести и тайком от ожидавшей ее свиты проехала морем в Константинополь. Во дворец явились приветствовать ее патриарх, высшие чины, весь синклит. Ее облекли в царские одежды и провозгласили августой. Вслед затем состоялся выход в храм св. Софии, причем царицу несли на царских носилках. По дороге в храм димы возглашали имя новой августы, венеты величали ее Анастасией, а прасины – Еленой. Препирательство димов вызвало большие замешательства, напугавшие царицу. После совершения молений в храме шествие направилось обратно во дворец. 892 Обычный донатив солдатам по случаю восшествия на престол Тиверий выдал весьма щедро.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ираклий Первое десятилетие правления Ираклия. Избрание на царство. Династический принцип верховной власти. Общее состояние государства и правительства Казнь Фоки была заключительным моментом переворота. Его счастливый противник был первым кандидатом на освободившийся престол римского императора. Но Ираклий от имени своего отца заявил, что целью его похода было низвержение тирана, и предложил синклиту избрать на царство достойного, указав на Приска, а сам заявлял готовность вернуться к своему отцу. 85 Приск, скомпрометировавший себя изменой своему тестю, не мог явиться соперником сокрушителю тирана, и «в десятом часу» того же дня, когда был казнен Фока, патриарх Сергий, являвшийся единственным законным представителем пребывавшего в состоянии анархии государства, совершил венчание Ираклия на царство. Церемония состоялась внутри дворца в храме св. Стефана. 86 Одновременно с венчанием на царство патриарх совершил бракосочетание Ираклия с его невестой Фабией, которая приняла при этом царское имя Евдокии. Она была также увенчана царским венцом и приняла титул августы. На третий день нового царствования император справлял в первый раз игры на ипподроме, и завершение победы было ознаменовано особым зрелищем, характеризующим нравы того времени: голова Леонтия, труп которого был сожжен вместе с истерзанными останками Фоки на площади Тавра, была принесена на ипподром и сожжена на костре. На тот же костер брошена была статуя Фоки, которая некогда была водворена на ипподроме с подобающей торжественностью, а также и знамя дима венетов, которые являлись партией Фоки после его разрыва с прасинами. 87 По старой традиции Ираклий принял консульство на ближайший год. Но этот консулат был только титулярный и обошелся без торжественного выезда и без раздачи подарков чинам двора, синклиту и народу. 88 Очевидно, состояние государственного казначейства не позволяло обставить это торжество подобающей пышностью. Облекшись царской властью, Ираклий с первых годов своего правления придал своему положению династический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Венчание произошло 7 февраля 457 г. на Военном поле, куда прибыл патриарх Константинополя Анатолий, и где собрались все высшие чины, придворные схолы и солдаты гвардейских частей. Очевидно, людей собралось великое множество, поскольку император обращался к присутствующим через глашатая. Войска опустили знамёна, а из толпы послышались возгласы: «Услыши, Господи, Тебя молим! Услыши, о Боже! Жизнь Льва, слыши, о Боже! Лев будет царствовать! О Боже милостивый, государство требует Льва царем! Льва ждут законы! Льва ожидает дворец! Те самые мольбы двора! Те самые желания войска! Те самые желания синклита! Те самые мольбы народа! Льва ожидает мир! Льва принимает войско! Пусть придёт Лев, общая краса! Пусть царствует Лев, общее благо! Услыши, Боже, Тебя молим!» . Под эти крики св. Лев был выведен на трибуну, и кампидуктор (офицер, занимавшийся муштровкой солдат) Бусальг положил на его голову свою золотую шейную цепь (старый германский обычай, восходящий ещё к временам Юлиана Отступника), а второй кампидуктор, Олимпий, дал такую же цепь ему в руки. Тогда поднялись с земли все знамёна, и раздались крики: «Лев август, ты побеждаешь, ты благочестивый, ты севаст! Бог тебя сохранит! Почитая Христа, ты всегда побеждаешь! Да царствует Лев много лет! Христианскую державу да хранит Господь!» . Тотчас солдаты окружили св. Льва «черепахой» (вид воинского построения), а император надел на голову диадему, облачился в царскую одежду и показался всему собранию. Ему дали в руки копьё и щит, и все сановники по очереди приветствовали его земными поклонами. Отовсюду неслись крики: «Могущественный, победитель, август! В добрый час! Царствуй много лет! Да хранит Бог это царство! Христианское царство да сохранит Господь!» . Затем св. Лев обратился к присутствующим через глашатая с такими словами: «Император кесарь Лев, победитель, всего август. Всемогущий Бог и ваше суждение, храбрые боевые товарищи, избрали меня в добрый час императором Римского государства» . Его перебили крики: «Лев август, да будет твоя победа! Избравший тебя сохранит! Своего избранника Бог охраняет! Благочестивое царство Бог сохранит!» . Император продолжал: «Вы будете иметь во мне владыку – начальника, сослуживца – воина в ваших трудах, которые я научился выносить, отправляя службу вместе с вами» . Вновь раздались крики: «В добрый час! Войско хочет тебя царём, победитель!» . Когда они чуть стихли, император сказал: «Я знаю, какие дары я должен войскам. За достижение моего святого и благополучного царства я вам дам по 5 номизм и по фунту серебра на человека» . Все закричали: «Благочестивый, мощный, мудрейший! Благочестивый и щедрый! От тебя исходят почести, от тебя имущества! Да пребудет твоё счастливое царство золотые века!» . Император ответил: «Да будет с вами Бог»  840 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010