За все это Бог посылает благодать Свою и обещает хранить место их проживания. Поразмыслив над этим, невеста отвечает священнику: «Имею, честный отче. Не обещалась, честный отче». Вопросы и ответы эти нужны еще и потому, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное сожительство супругов, и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению. Тайносовершительный момент венчания Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие – быть данной супружеской чете родоначальниками потомства, преданного уставам Святой Церкви. «Плод чрева на пользу и восприятие благочадия» дает супругам родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ). Возложение венцов и слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)», – запечатлевают Таинство Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). Историческое формирование чина венчания второбрачных Таинство брака принимается всего раз в жизни (как в большинстве супружеств). Отсюда прекрасный обычай приступать к нему не иначе, как «натощак»; и действительно, грех не поститься в день свадьбы. Постится же из возрастных, желающий креститься, хоть и в первый раз еще слышит урок о христианском посте; тем более не пьют и не едят причастники здоровые и больные, а также, по возможности, и исповедники. Пощение перед свадьбою будет соответствовать духу усиленной молитвы, который выражается во всем последовании венчания.

http://azbyka.ru/semya/i-polozhil-esi-na...

И, завершая Таинство Крещения и Миропомазания, священник и новокрещеный (или восприемник, держа крещеного младенца) три раза совершают образ круга, то есть обходят кругом купели при пении стиха из апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («крестившиеся во Христа, во Христа облеклись», то есть в соединении с Ним стали подобными Ему – помазанниками Святого Духа). Круг знаменует всегда вечность, полноту и верность. Он соединяет навеки: священник при освящении делает круг вокруг престола, мужа и жену при венчании обводят вокруг аналоя и дают им кольца. Круг не имеет конца – он есть вечность. Крещение вводит человека в вечную жизнь, оно соединяет его навеки с Богом, оно призывает нас к верности Ему и зовет стремиться к полноте, то есть к совершенству. Апостол и Евангелие Прежде, когда крещение совершалось в пасхальную ночь или, во всяком случае, в начале литургии и в церковном собрании, немедленно после Таинства новокрещеные крестным ходом вступали в храм, для того чтобы впервые участвовать в Евхаристии и быть причастниками ее. Три Таинства эти неразрывно связаны: крещение – рождение, миропомазание – новая жизнь и Евхаристия как участие в этой жизни и «нетленная пища», которой мы живем. Об этом свидетельствует и приведенная выше молитва , в которой священник просит о даровании новокрещеному «животворящего помазания... и причащения Святого Тела и Крови...». И, конечно, теперь, когда крещение совершается обычно не в храме и в отрыве от литургии, совершенно необходимо новокрещеного младенца принести к литургии и сделать причастником в ближайший же день, ибо для этого он и крещен – «да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» ( Лк.22:30 ). Потому и Апостол и Евангелие, которыми теперь завершается Таинство, суть те же самые, что и в Великую Субботу, день крещения по преимуществу. Это Послание к римлянам ( Рим.6:3–11 ), приведенное в начале этого очерка, в котором раскрывается связь крещения со смертью и Воскресением Христовым, и Евангелие от Матфея ( Мф.28:18–20 ) – о явлении Воскресшего Господа апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Христос уже царствует, и Его Царство дано людям в Церкви: мы призваны всюду и всем нести Благую Весть о нем и всех вводить в него, ибо в нем Сам Господь пребывает с нами, а быть с Ним и есть смысл нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Итак Павел вышел из среды их, замечает книга Деяний Апостольских. Лишь некоторые мужи, пристав к нему, уверовали, и в числе этих уверовавших оказался даже один из членов ареопага Дионисий, и некая благородная женщина Дамарь ( Деян. 17:32, 33, 34 ). Чем объяснить столь слабое влияние на ученую афинскую среду вдохновенной апостольской проповеди, покорявшей Христу целые города и веси? Среди многих других причин та же священная книга Деяний Апостольских открывает нам одну следующую: Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (17:21). Этими словами обозначается некоторое мелкое и поверхностное направление умов, жаждущее не умственного труда, а только умственных развлечений и приятных раздражений любопытства одною только новизною речей, оригинальностию и смелостию суждений, – направление не умеющее и не любящее углубляться в многообемлющую сущность вещей и не привыкшее слушать истину, откуда бы она ни шла и чтобы ни говорила, хотя бы нечто горькое и совершенно не согласное с облюбленными мнениями, нажитыми вкусами и укоренившимися пристрастиями. Такое жалкое направление, совершенно несоответствующее характеру истинной, т. е. глубокой и многообъемлющей образованности, может образоваться от двух противоположных причин: либо от недостаточности, отрывочности и вообще скудости познаний у человека, не успевшего запастись ими в благоприятную и юную пору своего предварительного обучения и воспитания; либо наоборот – от умственного так сказать пресыщения, когда человек бывает подавлен массою разнородных знаний, льющихся отовсюду в его голову, но которых он надлежащим образом переварить и усвоить не может или по природному бессилию своего ума, или опять вследствие неблагоустроенности его предварительного воспитании, научившего его жить не всеми сторонами и силами душевными, а только одной какой-нибудь, напр. головной и умственной, когда при этом сердечная и практическая сторона остается у него в забытьи и заброшенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Итак, сколько же по Писанию – многие или немногие имеют войти в то, чаемое нами, Царство славы? В книге Апокалипсис мы видим, прежде всего, ряд указаний на принадлежащих к Небесной Церкви особых избранников Божиих: таковы пребывающие под жертвенником Божиим мученики, коим назначено покоиться там, «… пока и сотрудники, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополняют число» 815 . Таковы рабы Бога Живого, имущие печать Его на челах своих, 144 тысячи запечатленных, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израилевых 816 . И наконец, 144 тысячи иных, как бы гуслистов, поющих лишь им ведомую песнь новую Богу, «… искупленных от земли, как первенцы Богу и агнцы. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они – девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Но помимо них тайновидец Иоанн видел и других, стоящих перед престолом и перед Агнцем, в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, и прославлявших Бога вместе с ангелами. И было их «… великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков», – то единое стадо Единого Доброго Пастыря 817 , о котором предсказал в Евангелии Христос. И один из 24 сидевших на престолах и венчанных Богом старцев, объяснил Иоанну, что «… это те, которые пришли от великой скорби, они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» 818 , т. е., переводя на язык иных, более для нас понятных и более близких к жизни нашей, выражений, – кои сохранили в целости в делах своих одежду крещения и «терпением своим соблюли души свои» 819 , – старались провести земные свои дни в настроении христианском, исполняя Закон Христа о служении Богу и ближнему. Так и в последних, заключительных главах, описывая новый, святой Иерусалим, снисшедший, с неба для обитания верных, Тайнозритель говорит: «… спасенные народы будут ходить во свете его и цари земные принесут в него славу и честь свою и принесут в него славу и честь народов» 820 . И на призыв от небесного престола восхвалить Бога всем рабам Его, малым и великим (различие их, значит, будет и тогда,) он слышал как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: «… аллилуия, ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» 821 . Однако, туда, в этот славою Божиею освящаемый город великий, который есть в то же время и жена, невеста Агнца 822 , «… не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» 823 . Написаны же будут лишь те, кто воспримет в себя омытую и убеленную кровию Агнца одежду от Него, те, кто подвигом жизни своей победит соблазн и грех . «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» 824 . Глава XXVI. Страшный Суд

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Как-то пришла ко мне одна мать, хотевшая развестись, потому что больше не любила своего мужа и он ее не любил. И она мне сказала: – Не могу я жить с человеком, которого не люблю! – Хорошо, но что будет с твоими детьми? – Да ладно, с детьми! Со мной вот что будет? Как я буду жить в таком браке? Я ей ответил: – Но кто тебе сказал, что ты должна жить в браке? В брак ты вступаешь не для того, чтобы жить, а чтобы умереть. Брак – это твоя могила, в браке надо умереть, чтобы жить. Как когда становишься монахом, ты уходишь в монастырь не чтобы жить, а чтобы умереть. И когда мы крещаемся, то поем все: «Крестившиеся во Христа, мы в смерть Его крестились»: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6: 3–4). Христианская жизнь означает крест и смерть. Следовательно, весь наш путь, как христиан, лежит через смерть ветхого человека, чтобы ожил новый человек, и когда это произойдет, тогда мы увидим, что всё хорошо весьма. И ни один человек перед нами не виноват, даже бесы. Вы видите, что святые не хотели обижать даже бесов. Старец Паисий не называл беса диаволом, дабы не оскорбить его. Помню, когда мы называли диавола диаволом, он говорил нам: – Не называй его так, это же оскорбление ему! Не называй его так, жалко ведь его! – А как же нам его называть? – Давайте называть его тангалашкой. Как медвежонка какого-нибудь… – Он живьем нас съедает, а мы должны называть его тангалашкой?.. Старец, однако, не хотел называть его диаволом. Потому что считал, что так мы его оскорбляем, и говорил: – А тебе понравится, если я скажу тебе, что ты диавол? Ну хорошо, но он же диавол и есть! Но старец никогда этого не говорил и не считал злым ни одного человека. Когда человек очистит себя, улучшится и станет совершенным во Христе, тогда всё вокруг него меняется, и его брак, каким бы трудным он ни был, реально становится местом, где Бог являет Свое Царство. Поэтому в чинопоследовании венчания мы поем тропари мученикам: «Святии мученицы…» и т.д., возлагаем «мученические» венцы на головы молодоженам, и всё это показывает, что речь идет о мученическом пути через смерть (ветхого человека) в браке, ведущем к Царству Божию.

http://pravoslavie.ru/110558.html

Когда раскаявшийся сын приходит к отцу, он говорит ему то, что решил сказать: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Но этими словами он не сказал всего, что хотел. Еще хотел он сказать: прими меня в число наемников твоих. Но отец не дал ему закончить. Отец не позволил раскаявшемуся сыну унижаться и просить его принять в наемники, он перебил сына и обнял его, поцеловал и сказал рабам своим: принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк.15:11–32 ). Лучшая одежда символизирует все сокровища и всю красоту духовных даров Божиих. Это одежда святости и чистоты, в которую был облечен Адам до грехопадения и удаления от Бога в далекую землю. Эта одежда – Сам Христос, поэтому она названа лучшей, как говорит апостол: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ). Оголенная от добра душа обнажается полностью, ее ветхая, грязная и изорванная одежда сбрасывается, и она облекается в новую. Эта новая одежда символизирует нового человека, покаявшегося, перерожденного, прощенного и принятого Богом. Без этой новой одежды никто не может войти в Царство Божие, это ясно видно из притчи о свадьбе царского сына (см. Мф.22 ). Эта одежда, по словам апостола, состоит из милосердия, благости, смиренномудрия, кротости, долготерпения, более же всего из любви, которая есть совокупность совершенства (ср. Кол.3:12–14 , Еф.4:24 , Откр.7:14 , Зах.3:40 ). Перстень на руке означает венчание души с Христом. Кающийся расторгает свои блудные связи с этим миром, прилепляется душой к Христу и соединяется с Ним в нерасторжимом единстве. Такое обручение происходит только силой и благодатью Святого Духа, под печатью Которого находятся небесные дары. И обувь на ноги, – говорит отец своим рабам. Обувь символизирует силу воли, которая помогает человеку решительно пойти по пути Божию, без колебаний и без оглядки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Нынешние беспокойные, непризванные политики питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России, но они не понимают истории и характера Русского народа, который не может быть без царя самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии и злополучии, и на него одного после Бога и Царицы небесной, возлагает свои надежды. Он верит, что сердце царя в руке Божией и Он, Господь, направляет его, куда хочет ( Притч. 21:1 ), по слову писания. Один Бог на небе, один Царь в коренной России, как одна вера православная, одна Церковь святая, соборная и апостольская. Кроме обряда миропомазания над царем совершается обряд венчания на царство. Венец, как символ власти или доблести и подвигов человека для славы Божией и награды за них, есть должное и лепотное украшение царя, как повелителя народа, Богом поставленного и возвеличенного, и он должен внушать подданным благоговение и преданность к нему, как Божиему ставленнику и как бы Его наместнику на земле, особенно соблюдаемому и хранимому Богом. Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется, говорит царственный пророк. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его Ты не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего. Ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя. Ты истребишь плод их с земли и семя их из среды сынов человеческих. Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их ( Пс. 20:2–13 ). Итак, будем благоговеть пред Царем, как данным от Бога Самодержцем для блага России, будем молиться за Него, за Его державу и о благопоспешестве Его царствования, о державе, победе, пребывании, мире и здравии и спасении Его, и чтобы Господь Бог благопоспешил Ему во всем и покорил под ноги Его всякого врага и супостата. Аминь. Слово на день святой памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

От чего бы, впрочем, ни происходило такое умственное состояние и направление, как у Афинян в апостольские времена, это состояние в высшей степени неблагоприятно для насаждения и распространения истинных и здравых понятий преимущественно в религиозно-нравственной области. Детской простоты и веры и доброй восприемлемости ума для сверхопытных и небесных истин религии нельзя искать в людях с таким направлением; в них напротив всегда примечается наклонность к неверию, насмешливое и презрительное отношение ко всему духовному, и при этом масса самомнительности и кичения своими познаниями при действительной незрелости и даже умственном убожестве. Если еще при этом и сердце бывает засорено у таких людей разными греховными пристрастиями и похотями, то они поистине представляют из себя самую каменистую и поэтому самую неблагодарную почву для проповедников и сеятелей слова Божия. Это и доказали своим примером Афиняне с своею измельчавшею и поверхностною ученостию, то подвергавшие сомнению и отрицательной критике все умственные приобретения времен предшествующих, то оставя всякую философию – утопавшие в чувственных удовольствиях и в самом утонченном разврате, то предаваясь самому мрачному отчаянию – отвергавшие всякий смысл и цель самой жизни человеческой и проповедовавшие одно только бесстрастное и тупое терпение и даже самоубийство. Поэтому в слове Божием мудрость человеческая, всегда почти страждущая указанными недостатками, изображается как нечто суетное, малоценное и даже враждебное религиозной истине. Так апостол Павел говорит: никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны ( 1Кор. 3:18–20 ). А как случилось самое обновление мира, когда на помощь человечеству, погибавшему и в умственной и нравственной тьме, самолично явился на земле сам Сын Божий? Вот как: когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, говорит тот же богодухновенный апостол Павел, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1:21 ) а проповедь шла о Мессии и Богочеловеке распятом, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Получив от ангела истолкователя объяснение видения,  пророк слышит приказание Ангела Иеговы, обращенное к колесницам: «пойдите, пройдите землю, совершите, неся судный дух на себе, определенный Мною суд по всей земле – суд очищения, истребления зля и оживления и обновления человека». «И ходили они по земле», замечает при этом пророк. «Затем Ангел, говорит пророк, «кликнул меня», громко позвал меня и сказал: посмотри, пошедшие на землю северную упокоили, точнее опустили на землю для продолжительного как бы пребывания на этой земле «Мой дух», дух суда в земле северной». Божее определение совершить суд над землею северною вошло в действие и положило собою залог осуществления и остальных судных определений того же Господа. Ряд видений заключился для пророка символическим действием, стоящим по своему содержанию в самой тесной связи с видениями и предлагающим взору верующего общества, в утешение его духа и укрепление, образ такого Посредника спасения, Который как венчанный Первосвященник, как Первосвященник -Царь создаст царство Божие и приведет его к победному владычеству над всеми царствами этого мира. В тот же день, в который были показаны пророку видения, ему дается от Бога приказание идти в дом Иосии, сына Цефании и там у переселенцев Хелдая, Товии и Иедаи взять золото и серебро, принесенное ими как подарок храму от иудеев, оставшихся в Вавилоне. Из этого золота и серебра Захария должен сделать венцы, или собственно один великолепный венец, который, как печать особенного царского достоинства Лица, имеющего носить его, должен состоять из многих золотых и серебряных колец одно в другое ввитых или одно над другим возвышающихся ( Апок.19,12 ; Иов.31,36 ) и таким образом представлять собою как бы соединение в одно целое многих венцов. Этот венец пророк должен возложить на голову первосвященника.  «И было слово Иеговы ко мне», говорит пророк, «и сказано: возьми у переселенцев, у Хелдая, у Товии и у Иедаи, и поди ты в тот день (1,7), поди в дом Иосии, сына Цефании, куда они вошли (пришли) из Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Разделы портала «Азбука веры» Секс — это грех с точки зрения православного христианства? Похожие вопросы 6 Ответов Грех — это внебрачный или извращенный секс. С уважением, Церковь подчеркивает, что интимные отношения в браке благословлены Богом и именно здесь они находят свое истинное глубокое предназначение и место, потому что « становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания » ( Основы социальной концепции РПЦ . Х.6). Эти чистые и достойные по замыслу Божию отношения нельзя отделять « от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности » (Там же). «Если кто-либо осудит брак, или отвергнет и осудит женщину, которая является верующей и благочестивой, и спит со своим мужем, как если бы она не могла войти в Царство Небесное, да будет анафема», — гласит  первое правило Гангрского собора. Принципиальное отличие нормальных интимных отношений от греховных состоит в их законности или незаконности, а также в том, что они выражают и какое место занимают в жизни пары. См. подробнее Тема сексуальных отношений в документах учительства Церкви. Если бы это было грехом, то Бог не повелел бы Адаму с Евой плодиться  размножаться. Грехом являются лишь внебрачные интимные отношения. Без близости мужчины и женщины не было бы детей и не продолжалось бы человечество. Поэтому такая близость в браке грехом не является, если только супруги живут чисто, без извращений. Супруги должны воздерживаться в периоды женских очищений и беременности, а также ради поста и молитвы, по слову апостола: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. ( 1Кор.7:2–5 )

http://azbyka.ru/vopros/seks-eto-grex/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010