Параллельно с внеевхаристическим чином венчания, однако, вплоть до XV века сохраняются чины венчания, инкорпорированные в литургию. Связь между венчанием и литургией сохраняется и в современном чине венчания. Многие его элементы свидетельствуют о том, что изначально он был частью евхаристического богослужения. Чин венчания начинается литургическим возгласом «Благословенно Царство». Из литургии заимствована великая ектения. Структура чина венчания напоминает структуру Евхаристии. Подобно литургии, венчание включает в себя чтение Апостола и Евангелия. Как и на литургии перед причащением, на венчании перед общей чашей вина поется (или читается) молитва «Отче наш» Обручение Современное чинопоследование Таинства брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство брака напоминает Таинство крещения, также состоящего из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно крещения), и Евхаристию, включающую две части (литургию оглашенных и литургию верных). На практике обручение и венчание совершаются в один день, однако могут быть и разведены по времени, поскольку у этих священнодействий разный смысл. Обручение совершается в притворе храма, а венчание в самом храме. В Византии и Древней Руси обручение было самостоятельным обрядом, совершавшимся за несколько месяцев или даже лет до венчания. Однако уже в XV веке обручение становится частью Таинства венчания. Славянское слово «обручение» является переводом греческого («залог») и семантически связано со словом «обруч» (кольцо). Главным действием обручения является обмен кольцами, символизирующий обет взаимной верности будущих супругов. В отличие от венчания обручение начинается возгласом «Благословен Бог наш» (этим же возгласом начинаются богослужения вечерни, утрени, часов). Далее следует великая ектения, к которой добавляются прошения о сочетающихся браком – о том, чтобы им были дарованы дети, чтобы им была ниспослана «любовь совершенная, мирная и помощь Божия», чтобы они сохранили единомыслие и твердую веру, чтобы были благословлены в непорочной жизни, чтобы им был дарован «брак честен и ложе нескверно». Читаются две молитвы:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Отсюда понятно, что требуемое отношение царя к Богу и своей власти представляется следующим, и притом действующим на протяжении всей дальнейшей жизни царя, фактором после его воцарения, разумеется, уже избранного Богом и получившего от Него особое благословение в виде помазания его на царство. Следовательно, Свящ. Писание свидетельствует, что при установлении царской власти предметом особого благословения Божиего было не отношение царя к Богу и своей власти, а сам царь и его царская власть.    Об этом Свидетельствует Свящ. Писание и в своем повествовании о святом учреждении царской власти. Отсюда видно, что не отношения Саула к Богу и своей царской власти было предметом особого благословения Божиего — помазания св. елеем, а личность и царская власть его. А об отношении Саула к Богу в смысле Божественного указания, данного Моисею для будущего царя, Самуил говорил уже после сугубого помазания его на царство и притом в форме наставления для всего израильского народа, без особенного даже выделения из его среды Саула (1 Цар. 12:14—15. 20—21. 24).    Если бы при избрании и поставлении Саула на царство Господь имел в виду его к Себе отношение как царя, то не удостоил бы его особого Своего благословения, т.е. помазания его св.елеем, почему и сказал Самуилу: «раскаяхея, яко помазах Саула на царство, понеже отвратися от Мене и словес Моих не соблюде» (« Цар. 15:11).    Итак, при установлении царской власти было дано указание, чтобы царь в будущей своей царской деятельности имел, как и весь народ израильский, надлежащее отношение к Богу, т.е. исполнял волю Его. Но это отношение не могло быть предметом особого благословения Божиего, ибо оно имелось в виду как предстоящее исполнение священного долга, обязательного для царя и его, будущей царской деятельности. Это отношение могло быть только предметом особых молитв со стороны Самуила и израильского народа при поставлении и помазании Саула на царство.    Так дело обстояло при венчании Государя на царство и у нас в России, о чем свидетельствует чин коронования. Из этого чина видно, что помазывался св. миром от архипастыря сам царь, поэтому предметом особого благословения в таинстве святого миропомазания была царская личность, а не надлежащее отношение царя к Богу и к своей царской власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

Это дает основание выделить в тексте Формулярной редакции два пласта – повествовательный, связанный с актом поставления на царство 1547 года, и собственно формулярный, предусматривающий потенциально возможные ситуации. Мы можем более или менее точно определить время составления Формулярной редакции. Есть все основания утверждать, что она была составлена не ранее 1547 и не позднее 1560 года. Terminus post quem определяется датой поставления на царство Ивана IV (1547); terminus ante quem – смертью царицы Анастасии (1560), которая упоминается в поздравлении митрополита. Вместе с тем представляется возможным уточнить эту датировку, исходя из общих соображений. Формулярная редакция «возникла к моменту выхода на международную арену с требованием признать царский титул, то есть не ранее середины 1550-х годов» 689 . Можно предположить, что данная редакция была составлена перед отправлением в Константинополь архим. Феодорита (просветителя лопарей, известного под именем Феодорита Кольского) в 1557 году за благословением уже состоявшегося поставления Ивана IV 690 . Итак, составление Формулярной редакции чина поставления на царство Ивана IV можно с большой долей вероятности отнести к середине 50-х годов XVI века. Грамота Константинопольского патриарха Иоасафа (от декабря 1560 года), утверждающая царский титул Ивана IV, была привезена в Москву в 1561 году митрополитом Эврипским Иоасафом 691 . Признавая за Иваном IV царский сан, патриарх указывал, что ставить на царство могут лишь патриархи римский и константинопольский, и предлагал Ивану повторить над собою царское венчание через митрополита Эврипского как патриаршего экзарха 692 . Митрополит Эврипский привез в Москву книгу «Чин и устав о венчании и о поставлении царском», содержащую описание поставления на царство византийских императоров, которое весьма существенно отличалось от того, как был поставлен Иван IV. Эта книга дошла до нас в сборнике 1640-х годов 693 . Иван IV не принял этого предложения; последующие поставления русских царей основывались на Формулярной редакции поставления Ивана IV 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Впоследствии, с IX века, начало развиваться отдельное чинопоследование: обручения и венчания. Это было связано, во-первых, с ослаблением собственно евхаристической жизни, о котором мы уже говорили, а во-вторых с тем, что государство в это время передало Церкви функции формальной регистрации браков. Не будем вдаваться в подробности, скажем лишь, что это привело постепенно к затуманиванию церковного осознания брака как евхаристического созидания малой Церкви, к разрыву брака и Евхаристии. Само современное чинопоследование сохранило явные отсылки к Евхаристии: это и возглас, которым оно начинается – «Благословенно Царство…», и общая чаша, которую испивают супруги – то, что осталось в воспоминании о Евхаристической Чаше; и пение «Отче наш» перед этим, и проч., – но сознание людей по отношению к браку очень формализовалось, смысл брака стал усматриваться прежде всего в легитимизации, т.е. узаконению отношений, – земной смысл брачного союза стал выступать на первый план, заслоняя смысл христианский, собственно церковный; а после отнятия у Церкви регистрирующих функций венчание по большей части вообще скатывается к магизму или формализации (отголоски этого – в церковных спорах о «невенчаном браке»; даже многие пастыри считают его всего лишь блудным сожитием, хотя это противоречит и Ев. учению, и исторической практике Церкви). К сожалению, венчание сейчас – самое профанируемое Таинство: большинство венчающихся и не думают приступать к Чаше, созидать семью во Христе, воспринимая венчание как формально-магический обряд. Часто это служит людям в суд и осуждение, и вместо того, на что они надеются, приносит обратный плод: Бог поругаем не бывает. В связи с вышесказанным – что брак во Христе простирается в вечность, и являет собою абсолютное единение супругов, выражением чего являлось в древней Церкви совершение Таинства через совместное прежде всего причащение Св. Тайн, – встает вопрос о второбрачии и о разводах. Евангельский идеал совершенно ясен и отчетлив – брак может быть только один.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

работ (напр., изд. Законника), прославивших его царствование. Будучи на верху военного счастья, Душан мечтал уже заменить падавшую тогда Византию созданием на её развалинах нового царства, во главе которого он сам хотел стать царем не только сербов, но и ромеев (т. е. греков). Сдача сербам Сереса (1345 г.) была в этом отношении событием величайшей важности, за которым – по словам византийцев Григоры и Кантакузина – последовало обстоятельство провозглашения Сербского Королевства царством: «и вся страна до Христополя, кроме Солуня, пишет Григора, была порабощена имъ; стал принадлежать ему и Сересъ, этот большой и удивительный городъ, доведенный до добровольной сдачи двумя неустранимыми бедствиями – голодом и продолжительною осадою. Теперь-то краль, превзойдя самого себя и усвоив слишком неумеренную надменность, думалъ, что ужь ничто не остановит распространения его могущества и верховной власти над остальными греческими землями вплоть до самой Византии, и провозгласил себя царем ромеев и варварский образ жизни переменил на обычаи ромеев и торжественно возложил на себя тиару и все особенныя одежды, усвоенныя этому высокому достоинству, и пользуется ими до сих поръ» 19 . Событие венчания Душана на царство, происходившее в Скопии 16 апреля (в самый день св. Пасхи) 1346 г., тесно связано с другим выдающимся событием его царствования в сфере церковной – именно возведением архиепископа в сан Патриарха 20 . Мысль о Патриаршестве могла появиться у Душана еще ранее, настойчивее напрашивалась после объявления им себя царем, a бывшего своего Королевства – царством (после взятия в 1345 г. Сереса), ибо с понятием царства связывалась тогда мысль и о Патриаршестве. Так было у него на глазах в Византии, в соседней Болгарии, где также вместе с царем был тогда и Патриарх. Поэтому и для совершения обряда венчания своего на царство необходимо было еще возвысить высшее иерархическое лице страны –архиепископа в сан Патриарха, тем более, что на царство, по понятиям того времени, мог венчать Патриарх 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

11:7. Посланные части рассеченных волов. Параллель этой акции встречается в Суд. 19:29,30 , где не названный по имени левит рассек на двенадцать частей тело своей наложницы, призывая все колена объединиться в войне против Вениамина. Идея заключалась в том, что все, кто не примет участия в войне, подвергнутся такому же наказанию. В письме из Мари некий Бадилим просит, чтобы царь отрубил голову пленнику и послал ее в качестве предупреждения войскам, не желавшим принимать участия в сражении. 11:8. Численность войска. В древних версиях Ветхого Завета эта цифра значительно варьирует. Однако в позднейших текстах данные о численности войск Израиля и Иуды явно завышены. Археологи подсчитали, что в этот период численность всего населения Ханаана не была столь велика. Многие исследователи рассматривают древнееврейское слово «тысяча» как понятие, означающее отряд воинов, а не реальное число (см. коммент. к Нав. 8:3 ; Суд. 20:2 ). 11:9. Расстояние между Везеком и Иависом Галаадским. Если идентификация Везека и Иависа Галаадского современными археологами верна, то эти города отстояли друг от друга на 13–14 миль. Это расстояние вполне преодолимо для войск, выступивших из Везека вечером и завершивших свой поход в стане аммонитян в утренние часы. 11:12–15 Признание Саула царем 11:14,15. Утверждение царства в Галгале. Местоположение Галгала, религиозного центра в округе Самуила, не установлено, но многие считают, что он находился близ Иерихона (см. коммент. к 1Цар. 7:16 ). Избрание Галгала для венчания Саула на царство объясняется тем, что здесь действовало ближайшее к месту сражения святилище. Несмотря на то что Саул был назначен царем с помощью двух различных процедур, действительное венчание на царство произошло только теперь, когда он проявил себя в бою (не забывайте, что народ хотел царя, который способен возглавить войско). В тексте говорится не о подтверждении царского статуса Саула, а о том, что его поставили царем. В Месопотамии церемонии возведения на престол совершались ежегодно и приурочивались к празднованию Нового года. На древнем Ближнем Востоке венчание на царство обычно сопровождалось вручением царю царских регалий и помазанием. Одним из важнейших аспектов этой церемонии было утверждение законности царя верховным божеством. В данном случае помазание и подтверждение законности уже имели место.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Затем над heмvponoмaзahhымu совершается мvponoмaзahue по особому чину, и за литургией они приобщаются Св. Христовых Таин. Для совершения мvponoмaзahuя ставится в таких случаях среди храма стол, покрытый пеленой, и на нем полагаются Св. Евангелие и крест, поставляются две зажженных свечи, сосуд со cb. мvpoм, кладутся губа и сучец, ставится небольшой сосуд с теплой водой, в которой омокается губа для отирания мест, помазанных cb. мvpoм, и дается присоединяемому и его восприемнику по возжженной свече. Чин такого мvponoмaзahuя, совершаемого отдельно от крещения, начинается литургийным возгласом: « Благословенно царство…» Затем поется: « Царю Небесный», произносится великая ектения со особыми прошениями, читается молитва, вслед за которой совершается самое помазание, как обычно, после чего на мvponoмaзahhoro возлагается крест. После этого читается другая молитва, совершается отирание губой, омоченной в теплой воде, частей тела, помазанных св. миром произносится сугубая ектения и делается отпуст с крестом, который дается для целования новоприсоединенному и его восприемнику. Если кто из иноверцев пожелает перед смертью своею принять православное исповедание, такового, по указу Св. Синода, присоединять к нашей Церкви, в рассуждении краткости времени и слабости больного, при одной с возложением священнической руки, исповеди, а кто не помазан cb. мvpoм, то, помазав на челе оным и удостоив потом причастия Св. Таин, погребать по кончине по всему чиноположению нашей Церкви. При этом читаются только две молитвы: начальная просительная и конечная разрешительная. От всех присоединяемых к св. Православной Церкви требуется обычно подписка в том, что они совершенно добровольно принимают св. Православие и обещаются до смерти пребыть ему верными. О мvponoмaзahuu царей при венчании на царство По чиноположению св. Православной Церкви, таинство мvponoмaзahuя особым чином совершается над православными царями при венчании их на царство. Поэтому цари и именуются «Помазанниками Божиими». Это мvponoмaзahue, совершаемое над царями, не есть какое-то особое таинство: нельзя рассматривать его и как повторение таинства мvponoмaзahuя, ибо оно, как и крещение, неповторимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Затем над heмvponoмaзahhымu совершается Миропомазание по особому чину, и за литургией они приобщаются Св. Христовых Таин. Для совершения мvponoмaзahuя ставится в таких случаях среди храма стол, покрытый пеленой, и на нем полагаются Св. Евангелие и крест, поставляются две зажженных свечи, сосуд со св. мvpoм, кладутся губа и сучец, ставится небольшой сосуд с теплой водой, в которой омокается губа для отирания мест, помазанных св. мvpoм, и дается присоединяемому и его восприемнику по возжженной свече. Чин такого мvponoмaзahuя, совершаемого отдельно от крещения, начинается литургийным возгласом: «Благословенно царство…» Затем поется: «Царю Небесный», произносится великая ектения со особыми прошениями, читается молитва, вслед за которой совершается самое помазание, как обычно, после чего на мvponoмaзahhoro возлагается крест. После этого читается другая молитва, совершается отирание губой, омоченной в теплой воде, частей тела, помазанных св. миром произносится сугубая ектения и делается отпуст с крестом, который дается для целования новоприсоединенному и его восприемнику.    Если кто из иноверцев пожелает перед смертью своею принять православное исповедание, такового, по указу Св. Синода, присоединять к нашей Церкви, в рассуждении краткости времени и слабости больного, при одной с возложением священнической руки, исповеди, а кто не помазан св. мvpoм, то, помазав на челе оным и удостоив потом причастия Св. Таин, погребать по кончине по всему чиноположению нашей Церкви. При этом читаются только две молитвы: начальная просительная и конечная разрешительная.    От всех присоединяемых к св. Православной Церкви требуется обычно подписка в том, что они совершенно добровольно принимают св. Православие и обещаются до смерти пребыть ему верными. О мvponoмaзahuu царей при венчании на царство    По чиноположению св. Православной Церкви, таинство мvponoмaзahuя особым чином совершается над православными царями при венчании их на царство. Поэтому цари и именуются «Помазанниками Божиими».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В начале службы венчания молятся о том, чтобы Господь дал жениху и невесте мирную жизнь, долгие годы жизни, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира и неувядаемый венец славы вечной; молятся о том, чтобы благодать небесная сошла на них и превратила человеческие отношения в отношения — уже на земле — небесные. Человек верующий — это человек, в которого вошла вечная божественная жизнь. И вот об этой жизни мы и молим Бога, чтобы Он ее дал венчающимся: Сам, Владыко, теперь ниспосли руку Твою от святаго жилища Твоего, и сочетай (соедини) раба Твоего сего и рабу Твою сию, соедини их в единомудрии, венчай их в плоть едину, даруй им плод чрева (детей), благочадие.   Теперь мы подходим к самому венчанию. Венчание, так же как и обмен кольцами, не просто обряд, его надо понимать. В древности каждый раз, когда бывал праздник — самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник, — люди надевали венцы из цветов. Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые не носят, как мы, при венчании золоченые короны, а надевают венцы из живых цветов. Но кроме этого венцы имеют два других значения. В Древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князем и княгиней. Почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всем подвластен старшему в семье: отцу ли, деду ли. Только когда молодой человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых друг от друга, семей. Они были свободны решать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права. И вот в день, когда совершается венчание, устанавливается с точки зрения государственной в понимании древних новая единица, суверенная, свободная, полноправная — происходит в полном смысле венчание на царство. Но есть еще и другое значение в этих венцах. Как бы люди друг друга ни любили, они живут в среде, полной проблем, задач, трудностей, иногда опасностей, иногда горя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Границы должны быть ясными, но проницаемыми, не стоит превращаться в «осажденную крепость». Важно соблюдать баланс: с одной стороны, не изолироваться, обращаться за внешней помощью (в том числе за информацией), быть открытым миру. С другой — не позволять родственникам, авторитетам, психологам или духовным «гуру» устанавливать в доме свои порядки.  Хорошо, если муж для жены — больший авторитет, чем мама, папа, наставницы. Равно как жена для мужа. За время совместной жизни супругам время от времени нужно снова выбирать друг друга, снова говорить друг другу «да». Поэтому им важно договориться, какие внутрисемейные события и в какой степени допустимо обсуждать с внешними людьми.  Отношения с родителями  Митрополит Антоний Сурожский говорил , что венчание, помимо хорошо знакомых нам символов, имеет и такой:  «В Древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня, почему? — Потому, что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всем подвластен старшему в семье: отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых друг от друга, семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права. И вот в день, когда совершается венчание, устанавливается, с точки зрения государственной, в понимании древних, новая единица, суверенная, свободная, полноправная — происходит в полном смысле венчание на царство». Для укрепления наших собственных семей нам нужно внимательно относиться к распределению физических и духовных сил в отношениях с родителями. Будем готовы к тому, что хорошие решения часто будут наталкиваться на культурные табу и на упреки родителей (извне) и на чувство вины и стыда (изнутри). Придется научиться принимать такие решения, как наем сиделки, уборщицы, доставка продуктов, пользование услугами платных социальных институтов (курсы, кружки для пожилых), хосписа. 

http://pravmir.ru/deti-kapriznichayut-sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010