Четырнадцатый день. Поучение 5-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. (Значение священного венчания на царство). I. Вся земля Русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания на царство Благочестивейшего Государя нашего. В тесном союзе с великим народом русским возносят ныне моления о Государе и все другие народы и племена, по воле Вышняго, вошедшие в состав обширнейшего в мире царства русского. Но первое место на этом великом, всенародном празднестве принадлежит бесспорно тебе, православный русский народ, имеющий великое счастье быть единокровным и единоверным Государю. Остановим же наше внимание на этом особенном значении священного венчания на царство Государей для православного русского народа, чтобы достойным размышлением почтить настоящее торжество. Три момента священного обряда «венчания на царство русских Государей» производили всегда особенно сильное и глубокое впечатление на тех, кому Бог судил быть непосредственными свидетелями этого священного церковно-гражданского торжества: 1-й когда Государь, заняв место на возвышенном троне и готовясь к принятию прародительского венца, произносит торжественно, вслух всего народа, символ православной веры; 2-й когда Государь, увенчанный уже Императорской короной, смиренно преклоняет колена пред престолом Царя царей и, вручая сердце свое в руце Божии, молится о ниспослании ему духа премудрости и разума; 3-й когда Государь, по окончании Божественной литургии, приближается к царским вратам и, сняв с себя царский венец и все другие знамения царского величия и царской власти, благоговейно приступает к таинствам миропомазания и причащения св. Таин. II. Почему же эти действия производят особенно сильное и глубокое впечатление на душу православного русского человека? О чем они говорят уму и чувству его? Станем мысленно лицем к лицу пред этими величественно-трогательными моментами священного обряда и попытаемся дать посильные ответы на предложенные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора). I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться за святую церковь . Поистине, что глава для тела, то царь для государства. Посему-то святая церковь каждый день, каждую службу неоднократно влагает в уста чад своих молитвы и прошения о царе. Но в дни, для царя и царства особенно знаменательные, она усиливает свои моления о верховном представителе народа. К таким дням относится и настоящий день венчания на царство благочестивейшего Государя нашего. II. Между прошениями о помазаннике Божием, возносимыми церковию в настоящий день, наиболее останавливает на себе внимание по своей знаменательности сие прошение: «Неисчетный в милости, Боже наш! Подаждь рабу Твоему благочестивейшему Государю нашему благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову к славе имени Твоего», то есть святая церковь испрашивает у небесного Царя царей православному царю нашему все те лучшие качества, которые украшали правителей избранного Богом народа израильского. а) Обратите внимание на первое качество: благопоспешество Моисея. Моисей извел народ свой из земли египетской, не пролив ни одной капли крови его, так благопоспешно, что навел страх на окрестные народы. От чего зависело благопоспешество его в столь великом деле? От непосредственнаго, явного содействия Божия во многих знамениях и чудесах. Посему всю славу сего великого дела он единственно приписывал Всевышнему; тем не менее имя Моисея, как достойного посредника между Богом и Его народом, навсегда останется великим. Моисей, изведши народ свой из земли египетской, не только довел его до земли, текущей медом и млеком, но даровал ему новые законы, учредил для него и наилучшее управление, как залог будущего благоденствия. Итак благопоспешество Моисея зависело главным образом от непосредственной помощи Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

77. Слово в день священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 197 «Раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сего сделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11, 15 ). Вот конечная цель, к которой должно стремиться каждое царство земное и к которой мир после определенного времени придет, хотя бы не в целом своем составе, а по выделении плевел, то есть сынов лукавого, из пшеницы, то есть сынов Царствия: все царства мирские, по видению пророка Даниила, или сокрушатся под давлением Камня, наполнившего всю землю, то есть Христа, и уступят место Царству Христову, или преобразуются в Царство Христово, подобно тесту, преобразующемуся под действием закваски ( Мф. 13, 33, 38 ). Если так, то не простой обряд, имеющий государственное лишь значение, составляет священное помазание царей при венчании их на царство: оно есть сообщение даров благодати от Бога, делающей христианского царя слугою Божиим, который призывается к тому, чтобы данными ему силами и средствами не только устроять внешнее благосостояние государства, но призывается и к тому, чтобы царство мира преобразовать в Царство Христово. День венчания на царство должен быть днем усиленных молитв всех, составляющих тело государственное. Уже одно объединение всех частей его в тесное единство есть дело мудрости вышечеловеческой, быть же отцом для всех подданных это есть дело Самого Бога, общего Отца всех людей. Должны быть влиты в дух царя притоки великой высшей силы, которая давала бы ему способность исполнять великое дело устроения своей земли по воле Божией и подготовления путей для окончательного открытия на земле Царства Христова. Где же сокрыты эти силы более всего, как не в устроенном уже и созидающемся на земле Царстве Христовом, то есть Церкви, воинствующей с миром зла силою данной ей благодати? Какой союз людей на земле имеет в себе такую жизненность, как Церковь ? Не видим ли мы, что не обнимается она областью какого-либо одного государства, но доселе к ней прибегают за помощью и за исцелением все народы, как к виденному некогда Навуходоносором во сне древу? Этому древу, которое «высотою...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Обряд коронования Русских царей, как и многое другое, перешел к нам из Византии и долгое время сохранялся со всею строгостью придворного церемониала. Помимо некоторых изменений. Сделанных в нем в XVII веке, он в главных своих чертах удержался и до настоящего времени. Царь приказывал боярам собраться во дворец, где объявлял им свою волю – венчаться венцом предков, а митрополита или патриарха просил поставить в собор необходимые для венчания принадлежности: царское место, налой и вообще велел ему «устроить чин». В назначенный день в сопровождении свиты шел в церковь и, приветствуемый со стороны клира многолетием, молился и прикладывался к иконам чудотворцев. Затем митрополит или патриарх благословлял царя и начинал служить молебен, причем окольничие приводили толпы народа в порядок и водворяли тишину в храм. После молебна царь говорил речь к митрополиту, в которой он касался положения России при предшествовавшем царствовании и просил венчать его по древнему обычаю. Первоприсутствующий иерарх отвечал царю словом, в котором большею частью повторял за царем, затем благословлял его крестом и читал молитву. После этого он возлагал на царя венец вручал ему скипетр и «яблоко» и снова читал молитву. После провозглашения клиром многолетия венчанному государю предстоятель церкви поучал царя «о полезных», говорил ему о его обязанностях по отношению к Богу, церкви и духовенству, по отношению к царской власти и подданным. Совершение чина венчания на царство впервые мы видим в самом конце XV века, во время коронования Димитрия Ивановича, несчастного внука великого князя Ивана Васильевича (4-го февраля 1498 г.), но этот обряд очень краток и описание его дошло до нас лишь в списках. 1 Затем мы имеем чин венчания царя Ивана Васильевича (16 января 1546 г.) 2 , Феодора Ивановича (30-го июня 1584 г.) 3 , Михаила Феодоровича (11-го июля 1613 г.) 4 , Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича и т. д. Одной из необходимых принадлежностей этого чина было, как сейчас упомянуто, митрополичье и патриаршее слово, обращенное к венчанному, уже царю, которое также не подвергалось изменениям в продолжении многих лет. 5 Об этом-то «поучении» мы и намерены сделать одно не большое замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих мая 2015 Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года ( журнал 29 ).  Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих ЧИН ВЕНЧАНИЯ СУПРУГОВ, В ЛЕТЕХ МНОЗЕХ СУЩИХ Поставляется аналогий посреде церкве, и полагаются на нем Евангелие и Крест. Предстоят же в притворе: муж одесную, жена же ошуюю. Священник, облачен в фелонь, назнаменует главы супруг трижды, и дает им свещы возжженны. Таже соединяет руце их, и входят во храм, поющу священнику псалом 127, сице: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Людие же на кийждо стих глаголют: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Труды плодов твоих снеси. Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего. И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля. Таже глаголет священник слово вкратце. По скончании же слова, вопрошает иерей мужа глаголя: Имаши ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пребывати в законном браке с женою сею имярек, юже зде пред тобою видиши? И отвещает муж, глаголя: Имам, честный отче. Иерей паки: Не обещался ли еси иной жене? Муж: Не обещахся, честный отче. И абие иерей, зря к жене, вопрошает ю, глаголя: Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пребывати в законном браке с мужем сим имярек, егоже пред тобою зде видиши? И отвещает жена, глаголющи: Имам, честный отче. Иерей паки: Не обещалася ли еси иному мужу? И отвещает жена невеста : Не обещахся, честный отче. Таже глаголет диакон: Благослови, Владыко. И начинает иерей: Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. И абие ектения: Миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

http://mitropolia.spb.ru/docs/chin-vench...

Михаил Феодорович. Венчание на царство И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 21 июля, 2013 И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов. Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия — таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека. Венчание на царство — византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства — православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал. Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного — но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 — 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя — но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан! Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего — по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

http://pravmir.ru/mixail-feodorovich-ven...

Слово в день венчания на царство благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Печерской Лавре 22 августа 1832 г. «Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем» ( Пс. 67:25 ) Порфироносный певец Израилев среди пророческих восторгов и видений обратил некогда взор и на прошедшую судьбу своего отечества, – и светлое око его едва не поникло от множества и величия чудес, совершенных Промыслом во «славу людей своих Израиля " ( Лк. 2:32 ). Ему представилось дивное исшествие израильтян из Египта; еще более дивный переход Чермного моря; законодательство и чудеса при Синае; он видит, как Иегова, Господь сил, вселяется посреди людей Своих и предводит их столпом огненным и облачным по пустыни; как земля сотрясается и небеса тают «от лица Бога Синаина», – видит, и от полноты благодарного чувства восклицает: «Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем!» Настоящий день царственный призывает, слушатели, и нас обратить взор на судьбу нашего Отечества. Мы веруем, что Бог Израилев есть вместе Господь и наш, и отцов наших, что " царие наши Им царствуют, и сильные наши Им пишут правду» ( Притч. 8:15 ); веруем, что благочестивейшие государи наши, приемля видимое «помазание... от Святаго» ( 1Ин. 2:20 ), в то же время облекаются невидимою «силою свыше» ( Лк. 24:49 ), что Дух Божий «от того дне» носится над ними ( 1Цар. 16:13 ), наставляя их «на всяку истину» ( Ин. 16:13 ). Быть не может, чтобы благословенная вера сия не имела подтверждения в самой судьбе нашего Отечества, чтобы в священных скрижалях истории царей наших не находилось опытного свидетельства той великой истины, что «дана есть от Господа держава им и сила от Вышняго» ( Прем. 6:3 ). Когда же приличнее возвестить великую и радостную истину эту в слух всех и каждого, как не в настоящий день царственный, при воспоминании священного венчания на царство благочестивейшего государя нашего Николая Первого, – не по имени токмо, но и по делам?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Скачать epub pdf Союз Христа и Церкви Роспись церкви Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске 1679–1680 годы В современной православной богословской литературе при рассмотрении вопросов о содержании Таинства Брака или истории его чинопоследования за основу часто принимается следующая схема, изложенная выдающимся богословом и патрологом XX века протоиереем Иоанном Мейендорфом 1 : 1 . До IX века отдельного чинопоследования церковного брака в Православной Церкви не было; Таинство Брака сводилось к особому благословению брачующихся, преподававшемуся за Божественной литургией 2 . 2 . Изменения в византийском законодательстве, сделанные по инициативе императора Льва VI Мудрого (конец IX – начало X века), сделали церковное благословение обязательным при вступлении свободных людей в брак. 3 . Однако многие (в том числе и сам император Лев) вступали в брак не в полном соответствии с требованиями христианской морали, а таковым преподавать Евхаристию нельзя. 4 . Именно потому во времена императора Льва в Церкви и образовалось особое чинопоследование венчания, которое могло уже не содержать Причащения Святых Таин. 5 . Выделившись из Литургии, это чинопоследование все же сохранило следы первоначальной связи с Евхаристией: возглас «Благословенно Царство...», чтение Апостола и Евангелия по литургийному чину, литургийный порядок ектений, пение «Отче наш» и общую чашу. Последняя, собственно, и заменила собой Евхаристию. На первый взгляд схема выглядит логичной. Однако, как будет показано ниже, утверждения 1, 4 и 5, к которым, собственно, и сводится предложенная А. Завьяловым, а вслед за ним и протоиереем Иоанном Мейендорфом версия истории православного чина венчания, в корне неверны. Что мы и постараемся показать, рассмотрев свидетельства источников и предприняв попытку реконструировать на основе источников действительную историю развития православного чинопоследования Таинства Брака. Самые ранние данные о христианском браке содержатся в Новом Завете. Особое внимание вопросам, связанным с браком, уделяет Апостол Павел. Он подчеркивает Божественное происхождение брака, причем, что особенно важно, не только между христианами, но и между язычниками ( 1Кор. 7, 10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

161. Слово в день священнаго венчания и помазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича всея России (Говорено в Успенском Соборе Августа 22; напечатано отдельно, в Моск. Губ. Ведомостях и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1842 год Да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел, не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе. ( Евр. Х. 24–25 ). Праздник Царскаго помазания и Царскаго венца празднуем, сынове России. Достойно и праведно празднуем. Это праздник Государя, торжествуемый верностию и любовию подданных, и вместе праздник Государства, веселящагося о своем благе. Потому что, хотя Царское помазание и венец предоставлены единому Царю, но не для Него единаго. Не входя в испытание, каким образом с видимым помазанием соединено преподание даров духовных (потому что таинство должно всегда оставаться таинством, и следственно пребывать недоступным изъяснению); – можем однако позволить себе указание на ту символическую черту тайнодействия, что как от простаго помазания благовонною мастию одного человека, многим окружающим сообщается ощущение благоухания; так от таинственнаго миропомазания Царя животворное благоухание распространяется на все царство. Подобным образом и Царский венец не только главу Царя увенчавает, но увенчавает с тем вместе и благоустройство, и благосостояние, и благолепие царства. Так должно быть, по намерению Провидения: так и есть с нами, Россияне, по благости Провидения, и по доблести Благочестивейшаго самодержца. Но когда празднующая мысль приступает ближе к предмету празднования, чтобы возвеселиться созерцанием Его величия; когда разсматривает, как державный ум проходит по всему огромному составу Государства, объемлет вниманием и разнообразным попечением жизнь, безопасность, довольство, нравы, просвещение, верование миллионов народа, чтобы повсюду добро насаждать, возращать, охранять, зло пресекать, отвращать, предупреждать, необразованное образовать, несовершенное усовершать, поврежденное исправлять, и для сего по временам изрекает новые, или дополняет прежние законы, непрестанно движет многочисленныя пружины управления, бдит над правосудием, зиждет и одушевляет воинство; как Он проницательные и дальновидные взоры простирает далее пределов своего, в иныя царства, дабы отвсюду ограждать и утверждать мир, приобретать и поддерживать добрых союзников, подавлять семена раздоров, браней и крамол, обезоруживать зависть, высматривать обще-полезное, и усвоять, открывать вдали крадущееся влияние какой нибудь иноземной заразы, и преграждать ему стези: при таких помышлениях о подвигах Царя, к радости о Нем присоединяется и удивление, и забота любви. Сколько бремен, к облегчению всех нас, несут одне державныя рамена! О если бы и мы взаимно могли как нибудь споспешествовать облегчению оных!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

217. Слово в день торжественнаго венчания и помазания на Царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском соборе 22 авг.; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собр. 1861 г.) 1847 год Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. ( Пс. С. 6 ). Пророк и царь Давид хочет изобразить в псалме царя правосуднаго и милостиваго: «милость и суд воспою Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Не говорит прямо: воспою царя милостиваго и правосуднаго; потому что не позволяет смирение: поелику он воспеть желает свои собственныя расположения и чувствования. Но говорит: воспою милость и суд, или правосудие, как свойства, отдельно от лица разсматриваемыя, которыя он желает иметь и сохранить; которых не смеет себе решительно приписать, о которых потому молит Господа, почему и обращается к Нему: «воспою Тебе, Господи». Всмотритесь в некоторыя черты пророческаго изображения. «Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. – Творящия преступление возненавидех. – Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною» ( Пс.100:2–6 ). Какой прекрасный образ царя! В своем доме он обращается кротко и просто, как исполненный любви отец семейства. Вид преступления как бы невольно возбуждает в нем ненависть, по глубокому чувству правоты. Клевету и тайные наветы он гонит от себя, как заразу. Непрестанно простирает проницательные взоры на двор, на столицу, на царство, чтобы отыскивать верных, приближать их к себе, употреблять в дела, испытывая в меньших служениях приготовлять к важнейшим, и по мере заслуг, ободрять и утешать их своим благоволением. С утешением представляя вам, Россияне, написанный, древний, величественный образ царя, тогда как наши сердца наполняет живый образ Благочестивейшаго Самодержца нашего, с заботою от написаннаго Пророком простираюсь мыслию к тому, что им не дописано. «Очи» Царя «на верныя земли»: но довольно ли находит Он верных земли? Довольно ли они соответствуют Его желаниям и благу царства? Довольно ли плодами верности награждают Его за царские подвиги? Сию заботу о верности, как дар верности, приношу Царю в день Его славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010