С Тобою же слава, держава, честь и поклонение, Безначальному Твоему Отцу и Животворящему Твоему Духу, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Молитва 3: Боже Святый, создавый от персти человека, и от ребра его возсоздавый жену, и спрягий ему помощника по нему, за еже тако годно бысть Твоему Величеству, не единому быти человеку на земли: Сам и ныне, Владыко, низпосли руку Твою от святаго жилища Твоего, и сочетай раба Твоего сего, имярек, и рабу Твою сию, имярек, зане от Тебе сочетавается мужу жена. Сопрязи я в единомудрии и венчай я в плоть едину. Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. И по амине, прием священник венцы, венчает первее мужа, глаголя: Венчается раб Божий имярек рабе Божией имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Таже венчает и жену, глаголя: Венчается раба Божия имярек рабу Божию имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Таже благословляет я трижды, глаголя трижды: Господи Боже наш, славою и честию венчай я. И абие диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Людие: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Таже чтец прокимен Апостола, глас 8: Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им. Стих: Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицем Твоим. Диакон: Премудрость. И чтец: Ко Ефесеем послания святаго апостола Павла чтение. Диакон: Вонмем. Апостол ко Ефесеем [зачало 230]: Братие, благодаряще всегда о всех, о имени Господа нашего Иисуса Христа, Богу и Отцу: повинующеся друг другу в страсе Божии. Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да есть свята и непорочна. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь. Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе, а жена да боится своего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Своего спутника жизни мы должны выбирать не только для себя, но прежде всего — для Бога. С любимым человеком нам будет не только приятно жить и растить детей, но и легче проходить испытания, посланные Богом, служить Господу. Если человек живет по совести и на первом месте у него чистота души и воля Божия, то тогда он не будет смотреть на чисто человеческие стереотипы: рост, вес, внешность и так далее, а будет поступать по зову сердца, как и поступил в итоге святой благоверный князь Петр , женившись на деревенской девушке, будущей благоверной княгине Февронии. Рейтинг: 9.8 Голосов: 467 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии раб Божий Михаил 21 июля 2019, 22:49 Счастье между любящими друг друга людьми возможно только тогда, когда их любящие сердца обращены в первую очередь к Богу ))) Михаил 16 июля 2018, 00:22 Спасибо за статью))) " Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Евангелие от Марка 10:9) кирилл 20 декабря 2015, 23:37 " Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его " (Иов 37:7) " Печать " - это обручальные кольца, " дело Его " - это и есть брак, супружество(венчаное в церкви во Имя Господа). Доказательства: " полагает " (Он полагает печать...)- значит, может и не положить вообще- зависит от ситуации, момента, условия; " положил " - означает незыблемость, закономерность, неизбежность,- к примеру: " Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти… " (Деяния св. Апостолов 1:6,7) Ольга Королёва 3 сентября 2014, 01:40 Для ТаняСем.Умничка!У меня точно также. Николай Владимирович 21 июля 2014, 23:30 Александру Бутову. Есть такое предание,что император предлагал Синоду себя в качестве кандидатуры Патриарха,еще до Первой мировой. И это, по-слову прп.Серафима Саровского,был единственный шанс избежать кровавой истории 20 в. Разумеется перед этим должен был состояться постриг(супруги тоже,как практиковалось это в предшествующей истории Церкви,при избрании женатого кандидата). Однако,вмешалась нерешительность(а-ля соглядатаи Земли Обетованной) иерархов и гениальный момент был упущен... Многие из них впоследствии и пострадали,как страдаем и мы за свои упущения.

http://pravoslavie.ru/72075.html

Среди же массы верующих, посещающих храмы, у многих господствует убеждение, что быть христианином — это значит иногда посещать храм и соблюдать в какой-то мере обряды Церкви. И все. Многие ли из них знают о цели жизни христианина — стяжании Святого Духа Божия и развитии в себе всех христианских добродетелей? Как часто некоторые из иноков и мирских христиан стремятся спасти свою душу одними аскетическими подвигами, пренебрегая смирением, кротостью и Христовой любовью. И в этих случаях они часто впадают или в явную прелесть, или становятся ханжами и бывают жестоки, черствы, требовательны и суровы к ближним при отсутствии Христовой любви. По существу все такие также находятся в прелести (т. е. во власти темной силы), только менее явной: гордость, самомнение, самочиние, самоутверждение, самонадеянность — все это свидетельствует о глубоких пороках души. Как часто христианские родители, пренебрегая большой и трудной работой по духовному воспитанию детей, считают достаточным лишь крестить их, а с возрастом — заставлять ходить в Церковь для совершения обряда венчания. Они не понимают, что одно выполнение обрядов не спасет души их детей, если только они сами (родители) в течение всей своей жизни не жалели усилий, чтобы воспитать своих детей духовно. По существу, одно только наружное — внешнее — христианство есть то фарисейство, которое так резко обличал Господь, будучи на земле: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 25-28). Не надо думать, что книжники и фарисеи времени Христа были все какими-то явно порочными людьми. Сам Господь говорил об их праведности (Мф. 5, 20), однако считал ее совершенно недостаточной для вхождения в Его Царство. И действительно, многие из книжников и фарисеев были исполнены веры, исполняли законы Моисея и принятые обычаи, много молились в храме и дома, соблюдали посты, «отделяли десятины» от своего дохода на храм и нищих и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

«Церковь в лице главных на сей день спикеров – митрополита Илариона (Алфеева) и Владимира Легойды… извинилась. Приехали. Извинились – перед кем? Перед светским обществом, которому поставлен диагноз? Перед либералами?» – читаю я одну публикацию. «Не понимаю всей этой шумихи, батюшка троллит либеральное общество уже очень давно», – пишет у себя в блоге священник Николай Бабкин. И много, много подобного: – Либералы возмутились. – Либералы обиделись. – Отец-молодец, показал либералам кузькину мать! – Просить прощения у либералов?!?! Да вы с ума сошли! А почему бы, собственно, не попросить прощения? Я, честно говоря, вообще с трудом понимаю это внутрицерковное разделение на консерваторов, либералов и всяческих других «пород» наших православных христиан. Клеймом либерала припечатали в этом споре и меня. А уж консервативней меня, наверное, сложно найти. Для меня есть заповеди, есть Писание, есть традиции, я ношу юбки и платки, часто исповедуюсь и причащаюсь, батюшек и священноначалие чту, церковнославянский штудирую, посты соблюдаю, утреннее и вечернее правило читаю. Муж у меня один, детей пять, блуд не оправдываю. В чем либерализм? В том, что я усомнилась в необходимости такой грубости? Но это же смешно. На самом деле все это очень напоминает секту. «Мы, консерваторы, – богоизбранный народ! А вы, либералы, изыдите! И закройте дверь нашей Церкви с той стороны! А мы из-за этой закрытой двери будем вас троллить. А вам к нам доступа нет».   Но разве Христос говорил о каком-то подобном разделении? Разве Он закрывал перед чьим-то носом дверь? Разве не сказал Он: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Так зачем мы-то это делаем?   А ещё Он сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царствие Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Не так ли мы, «богоизбранные консерваторы», сейчас поступаем? Почему мы считаем, что это и не для нас тоже? – Не надейтесь. Я в законном и венчанном браке! – ответила мне одна поклонница отца Димитрия на вопрос, применяет ли она эти слова батюшки к себе.

http://pravmir.ru/prostitutki-obidelis-k...

Чрез воплощение Сына Божия мы обожены и вознесены на небо и спосажены с Сыном Божиим на престоле Божества, – как же мы должны вести себя, сколь свято жить, сколько удаляться всякой суеты и нечистоты! Как успевать в любви к Богу и друг к другу! Мы сделаны равны Ангелам и составляем одну с ними Церковь – поревнуем же ангельскому житию, разум вперим к высоте, а не долу. Приблизилось Царство Небесное [Mdþ. 4, 17]. О Тайна Тела и Крови Господней! Сколь ты велика, спасительна, непостижима! Как я должен благоговеть пред тобою! Но мы причащаемся недостойно, живем в чревоугодии, корыстолюбии, любостяжании, нечистоте. Одумаемся. Нищего мальчика в досаде и ярости вырвал за волосы. О, сколь бедные кротки, как агнцы, сколь жалки, сколь немощны. А я иногда как зверь напускаюсь на них! Ох я, дерзкий, пресыщенный, любостяжательный, жестокосердый, гордый, презорливый, строптивый, суровый, злой, завистливый, самолюбивый, блудный! О, как суетна, прелестна 58 земная, человеческая красота, увядающая и в прах обращающаяся, и все прелести мира: мягкие, дорогие и нарядные одежды, и богатство, и все привлекательные вещи! Всё это прелесть, дым, ничтожество, и кто привязывается к ним сердцем, тем, на пагубу его, играет сатана, омрачает, мучит, губит его, низлагает его в искушениях. Раб Божий должен стоять выше всех пристрастий мирских, быть совершенно равнодушным и холодным к вещам мира и к красоте увядающей, а к Богу должен прилепиться совершенно и стяжать к людям любовь духовную, искреннюю, нелицемерную, твердую, неизменную. Мне на пригожие лица (как вчера при венчании свадьбы) смотреть нельзя: сердце нечисто, блудно, земно. Сласти возрастили эту нечистоту, обильная, тучная пища и питье сладкое, вино приятное. 15 февраля. Благодарю Господа, чудно меня оживившего причащением Святых Таин, воскресившего меня от мертвых. Слава Тебе, Владыко живота. Что разумел Господь в словах: всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чудо показывает верующим силу заступничества за них, силу ходатайства Божией Матери: «Своим материнским влиянием Жена склонила Господа, как сына, к совершению чуда» 149 . Пресвятая Богородица, от начала «слагавшая в сердце» все, что происходило с Сыном, после свидетельства Предтечи и появления у Христа учеников обращается с просьбой о помощи, хотя никогда до этого времени Господь не творил чудес. Также видим, что Господь не спешит творить чудо и приступает к нему только после просьбы Матери, то есть чудо становится ответом на нужду в помощи Божией, а не совершается ради своего прославления или привлечения изумленных зрителей 150 . Это чудо характеризует новозаветное отношение к браку, с чем связано богослужебное использование этого фрагмента как апостольского чтения на венчании. Господь Своим присутствием освящает брак и начало человеческой жизни 151 . Кроме того, чудо на браке прикровенно указывает на образ отношений Христа и человечества (Церкви) как отношений Жениха (см.: Ин. 3: 29 ) и невесты, развитый апостолом Павлом в Послании к ефесянам ( Еф. 5: 23–27 ). «Слово Божие… сошло с небес для того, чтобы, подобно жениху, усвоив природу человеческую, заставить ее чревоносить духовные семена мудрости. Поэтому и человечество справедливо называется невестой, а Спаситель – Женихом» 152 . И, наконец, самое важное. Первое чудо предуказывает Крестный путь Христа, показывает, что служение Христово – это служение жертвенное и направленное на спасение людей через Его Смерть. И здесь отметим два момента: указание евангелиста на время совершения чуда: «На третий день был брак в Кане Галилейской» ( Ин. 2: 1 ) и введение Самим Христом понятия «час Мой». «Третий день» понимается некоторыми толкователями как указание на последнее время в истории человечества, когда Бог дает людям все средства для спасения, заключая с ними Новый Завет кровью Своего Сына, Иисуса Христа. Пророк Осия говорит: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас , и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6: 1–2 ). То есть образ трех дней дан как указание на всю историю человечества, и в этой истории третий день – это время от Боговоплощения до Второго Пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Является ли отречение царя Николая Александровича от престола в пользу наследника препятствием к канонизации его именно как царя-страстотерпца? Нет. Из библейской истории мы знаем, что царь Давид, находясь в старческой немощи, еще при жизни поставил вместо себя царем сына Соломона, однако все равно он остался в истории святым царем Давидом: И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды (3 Цар.1, 33 – 35). О связи между отречением от царя и отступлением от Православия – Скажите, батюшка, а есть ли прямая связь между народным отречением от царя и отречением народа от Церкви, которое последовало совсем скоро после ареста Николая II, и потом – после расстрела в доме Ипатьева? – Связь между отречением от царя и отступлением от Православия, веры и Церкви несомненна. Со святого равноапостольного Константина начинается христианская государственность. Преподобный Феодор Студит писал в 806 году императору Никифору: «Бог даровал христианам эти два дара – священство и царское достоинство; ими врачуется, ими украшается земное, как на небе. Поэтому, если одно из них будет недостойно, то и все вместе с тем неизбежно подвергается опасности» (Послание 16-е). При венчании на царство (коронации) православному царю торжественно вручаются символы его власти. Над ним также совершается таинство миропомазания, в котором государь получает дары Святого Духа. Поэтому цареубийство – не только тяжкое уголовное злодеяние, но и духовное преступление, которое, как правило, навлекает большие бедствия на страну. Тяжесть и продолжительность их зависит от отношения всего народа к этому преступлению, ибо можно быть причастным к этому тяжкому греху не только прямым участием, но и моральным соучастием. Последствия зависят и от того, на каких началах строится дальнейшая жизнь общества: на тех же духовно-нравственных принципах, по которым жил благочестивый христианский царь, или на тех, которые вводят в стране убийцы помазанника Божия? Святитель Иоанн (Максимович) так говорит о связи цареубийства с отступлением от веры и Церкви:

http://pravoslavie.ru/105167.html

46 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. М., 1883. C. X, XI. 47 Суворов Н.С. Девять глав о свободной Церкви доктора Фридриха Маасе-на//Временник Демидовского юридического лицея. Книга 29. Ярославль, 1882. C. XXVIII. 49 Суворов Н.С. Предисловие к книге Ф. Маасена «Девять глав о свободной Церкви и свободе совести». C. XV–XVI. 50 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. C. 432, 433. 52 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. C. XI. 53 «Донесение св. Собора благочестивейшим государям о низложении Не-стория»//«ДВС». Т. 1. C. 270. 54 «Прошение Евсевия, епископа Дорилейского, к императорам Валенти-ниану и Маркиану»//«ДВС». Т. 2. C. 67. 56 «Донесение святого Халкидонского Собора славной Пульхерии, Августе, об осуждении Диоскора, бывшего епископа Александрийского»//«ДВС». Т. 2. C. 299. 62 «Послание императрицы Лицинии Евдоксии Феодосию (о возмущении Церкви Кафолической)»//«ДВС». Т. 2. С. 43. 65 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. С. IX. 70 Феоктист (Попов), иеродиакон. Император Юстиниан и его заслуги в отношении к Церкви Христовой//Христианские императоры Рима. С. 100. 94 «Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений»//ДВС. Т. 3. С. 514. 96 Феоктист (Попов), иеродиакон. Император Юстиниан и его заслуги в отношении к Церкви Христовой. С. 87, 88, 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник возглашает: «Благословенно Царство». Далее — мирная ектенья (как и во время обручения). Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим). Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их» Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской). Краткая сугубая ектенья Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания. Просительная ектенья Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет. Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить - В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши — и евхаристическая, и общая. Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

http://foma.ru/tainstvo-venchaniya.html

1887. Ч. 252. C. 312–319. 699 В одной из летописей (Царственной книге) встречается редакторская помета, указывающая на необходимость упоминания о помазании; эта помета была сделана после поставления Ивана IV на царство и не имеет исторического значения (см.: Успенский. Царь и патриарх. С. 21–22. Прим. 17). То же относится и к описанию поставления Ивана IV на царство из сборника Погодинского собрания (Российская национальная библиотека. Погод. 1567), где сообщается, что Иван «преславно венчан был на царство всея Руси... по закону совершеннаго царьскаго поставления и всесвященнаго миропомазанием [sic!] на престоле древняго достояния отеческаго... благословением и рукоположением первосвятителя преосвященнаго митрополита всея Руси кир Макария... еже бысть в лето 7055-го генваря 20» [sic!]. В этом же описании упоминается о «Царском месте», то есть о царском троне в Успенском соборе, сооруженном в 1551 году, то есть оно было составлено задним числом (Забелин И. Археологическая находка: Решение вопроса о Царском месте, или так называемом Мономаховом троне (по рукописи Погодинского древлехранилища)//Москвитянин. 1850. 11. Кн. 1. Отд. 3. С. 55). Ср. еще в «Казанской истории» о поставлении Ивана IV: «...и воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочие православнии царие поставляхуся» (Казанская история/Подг. текста: Т. Ф. Волкова//Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. М., 1985. С. 360). Протограф «Казанской истории» датируют 1564–1565 годами, то есть тем временем, когда уже существовала Формулярная редакция чина поставления на царство Ивана IV; вместе с тем дошедшие до нас рукописи содержат следы авторской обработки конца XVI века в годы правления Федора Ивановича, который, как мы знаем, был помазан на царство. Таким образом, здесь отражаются позднейшие представления о порядке поставления на царство. Равным образом исторически недостоверно и сообщение Вологодской летописи о том, что в 1547 году Иван IV «царьствия ради помазася на царьство» (Полное собрание русских летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010