“ Этот фильм о человеке” . С этих огромных титров начинается картина. Это — самое главное; все остальное мелким шрифтом. По сравнению с этим все остальное незначительно, — и то, что Иоанн — царь, и то, что он объединил Россию, и все прочее. Вот первое, что нам сообщает Эйзенштейн об Иване Грозном. Это то, что он может позволить себе прямо сказать. А не прямо — помимо человека в фильме на всем его протяжении незримо присутствует Бог, и даже не совсем незримо — большинство сцен фильма проходит либо в церкви, либо на фоне икон или церквей. В основу фильма положено противостояние Бога и человека. Это фильм о человеке, который положил свою волю наравне с волей Бога. Это история падения, точнее, от-падения от Бога. Уже в первой сцене, с которой начинается фильм, в сцене венчания на царство, Иван Грозный сам себя коронует. В этом жесте, нарочито нарушающем чинопоследование, уже заложено отступление от Бога, это первый шаг. Далее мы видим продолжение этого пути в самой сильной сцене 1-й серии — у гроба Анастасии. Иван в тяжкой печали, слышит митрополита Пимена, читающего 68 псалом. И вот, в этом псалме очень определенно читаются одни стихи и опускаются другие: 2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. 3 Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня . 4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего (это не читается). 5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать . 6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. 7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил . И параллельно этому Малюта Скуратов читает список сбежавших и пойманных бояр. Понятно, что и Малюта, и Пимен — это олицетворения того, что происходит внутри самого Ивана; это два голоса, две личности, борющиеся внутри него и одновременно — дух светлый и дух темный. 21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу . И далее должен следовать стих покаяния и возложения упования на Бога: 30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня . Но вместо этого Иван вскакивает и кричит, обрывая чтеца: “Врешь, чернец! Не сокрушен еще московский царь!” 8 . Вот в этот момент происходит второй решительный шаг на пути от Бога.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-filme-s-...

А царь тем временем то и дело поднимал кубок «за здоровье кого-нибудь из сидящих за столом», и снова все вставали, кланялись и садились. Так продолжалось более трех часов. По окончании трапезы государь подзывал к себе по очереди послов, вручал каждому кубок с вином, послы же, отойдя на некоторое расстояние, низко, «по-турецки» , кланялись, молча выпивали вино, отдавали кубок царским слугам и уходили [Путешествие в Московию 1842: 17–20]. Трудно судить, насколько точно переданы Барберини детали царского пира: он, например, ничего не говорит о государевых чашах, то есть здравицах в честь государя [Орлов 1913: 22–29; Бурилина 1984]. Но несомненно, что его рассказ свидетельствует об одном: царь — возвышен над всеми, он полный хозяин всему, все происходит по его воле, и все беспрекословно и преклоненно подчиняются ему. Между прочим, очень похоже, что описанное Барберини действо, а именно раздача царем хлеба во время трапезы и вина по ее окончании, мыслилось в окружении Ивана Грозного как демонстрация идеи о его богоподобии в качестве наместника Иисуса Христа в подвластной ему земле. Не случайно же это действо внешне так напоминает свидетельства Нового завета о тайной вечере. Например: «И взяв хлеб и благодарив, (Иисус — В. К.) преломил и подал им (ученикам — В. К.), говоря: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 19-20). Ср.: «…Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание…» (1 Кор. 11: 23-25). То, что возможность такой идеологической параллели или аллюзии в сознании московского общества была весьма реальна, подтверждается в какой-то мере словами св. митрополита Московского Макария, венчавшего Ивана Васильевича на царство: «…Се отныне от Бога поставлен еси князь великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдержати скипетр царства Русскаго, и венчан еси царьским венцем по благодати Святаго Духа…» [Макарий 1547: 1093].

http://bogoslov.ru/article/6176826

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1; 28, 30-31, 35). БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ - пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ( " Благословенно царство... " ; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ( " Слава Святей... " ) и обычный ( " Благословен Бог наш... " ; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом " Мир всем " . БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим " . БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312; " Блаженны нищие духом... " ). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников. БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый. БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Таинстве браковенчания Церковь своими священнодействиями и молитвословиями низводит на брачующихся благодать. Благодать эта и возжигает ту любовь, о которой святитель Иоанн Златоуст сказал: «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает». Слова «любовь», «любить» употребляются во множестве значений. «Люблю грозу в начале мая…», «Какой же русский не любит быстрой езды…», «Я вас любил…», «Любите ли вы сыр?» Все это ближе к симпатии, расположению, очарованию, приятным ощущениям. Любовь же — дар Божий. «Потому что любовь от Бога», — говорит апостол Иоанн Богослов. Как и любой дар, этот дар Божий можно принять, а можно и отвергнуть, можно хранить, а можно и потерять. Иногда мне случается слышать недоуменные вопросы о распадении венчанных браков. Но венчание — не сертификат на любовь, на счастливую и безоблачную семейную жизнь. Так же, как Крещение — не пропуск в Царствие Небесное. Но подобно тому как «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ), так и земной рай — семья — даётся только беспрерывным усилием, ежедневным трудом. В словах апостола Павла, читаемых на браковенчании, заключено все, что можно порекомендовать брачующимся для принятия и сохранения этого дара Божия, дара любви. Слова эти хорошо бы знать и помнить всем семейным людям. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены мужьям во всем» ( Еф. 5:22-24 ). Единая плоть, в которую соединяются супруги, должна, естественно, иметь одну голову. Разумно, если эта глава — муж. Мужчина сотворён ранее женщины, сотворён как самостоятельное лицо, женщина же сотворена как помощница ему; «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2:18 ), — читаем в Священном Писании. Женщина никак не ниже мужчины достоинством, но она иная. Впервые проявив самостоятельность, послушав обольстителя змия, первая женщина совершила и первый грех. Ева нарушила Господню заповедь не есть «плодов дерева, которое среди рая» ( Быт. 3:3 ). Мало того, она склонила к греху и мужа: «Взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт. 3:6 ). Тем она навлекла проклятие на землю. За этот проступок Господь наказал ей, а в её лице и всем женщинам, вечное послушание мужу. На этом послушании жены и зиждется домашний мир.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Вспомнив об этом, сопоставим полное благоговения и покорности Богу отношение к браку израильтян с нынешней гражданской регистрацией. Что выходит из тех браков, которые чужды Божиему благословению? Как часто теперь побуждением к браку бывает только похоть, плотское стремление мужчины к женщине, без всяких нравственных обязанностей, без глубокого понимания значения брака. А ведь Господь Своим присутствием освятил брак в Кане Галилейской (см. Ин. 2, 1-11). И если Он Сам счел нужным так сделать, не надо ли всем нам свой брачный союз освящать великим Таинством Венчания? Однажды приступили к Господу фарисеи и спросили, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: " Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их " . И сказал: " Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф. 19,3-6). Вот что такое брачный союз в очах Господа. Он повелевает не разводиться, разве только в том случае, когда нарушена супружеская верность. А как много теперь среди нас несчастных прелюбодеев. Сколько стало безжалостных мужчин, которые, чтобы удовлетворять свою похоть с другой нечистой женщиной, бросают своих жен с детьми на произвол судьбы. И вы, несчастные прелюбодеи, дадите Богу страшный ответ за ту кровь, которой обливалось сердце вашей жены, покинутой ради прелюбодейки. Ведь вас же сочетал Бог с женами вашими. Вам невинные добрые девушки отдали все драгоценное, что имели, и прежде всего, свое девство, чистоту тела и сердца, свое стремление к любви, не только семейной, но и высшей любви Любви Божественной. Они ждали и ждут, чтобы вы были хранителями их, чтобы помогали им идти путем святости, целомудрия. С ними должны были вы всю жизнь идти вместе по трудной каменистой дороге, ведущей в Царство Божие. А вы пошли в дом блудницы. Неужели не слыхали никогда слов апостола Павла: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2031...

Глава 6 1–8. Видение восьмое – четырех колесниц. 9–15. Символическое действие, заключающее ряд ночных видений; венчание первосвященника Иисуса. Зах.6:1 .  И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. Пребывание Бога этим видением предполагается в Иерусалиме; следовательно, и выход колесниц от лица Божия Зах.6:5 следует предполагать в окрестностях Иерусалима, из окружающих его гор. Горы названы медными: это обозначает, по выражению Кейля, «непоколебимую крепость того места, где обитает Господь и где Он основал Свое Царство» (св., d. Kohl. Sach. 1–8, s. 5. 182). Зах.6:4 .  И, начав речь, я сказал Ангелу, говорив­шему со мною: что это, го­с­по­дин мой? Зах.6:5 .  И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые пред­стоят пред Го­с­по­дом всей земли. Содержание этого последнего видения стоит в близком соответствии с первым видением: там кони символических цветов, обошедшие всю землю с тем, чтобы узнать, в каком состоянии находятся царства и народы; здесь колесницы, запряженные конями тех же цветов и направляющиеся в различные страны земли для выполнения суда Божия над язычниками. Первую миссию выполняют кони (или всадники их); вторую могут выполнить вооруженные военные колесницы, поэтому только в последнем видении они и упомянуты. Прежде указывалось на угрожающие в неопределенно далеком будущем бедствия; а теперь исполнители воли Божией, названные в Зах.6:5 духами небесными, предстоящими пред Господом всей земли, – под образом боевых колесниц, уже несут бедствия войны, с ее последствиями, во все языческие страны. – Вместе с тем, восьмое видение не стоит и вне связи с непосредственно предшествующими ему видениями. В шестом и седьмом видениях изображено наказание грешников в св. земле и удаление нечестия в пределы язычества. Восьмое видение изображает суд Божий над всеми языческими народами за их безбожие и за нечестие, которому нашлось среди них место для долговременного пребывания. Этому суду подвергнутся все царства земли, во всех четырех странах света, на что указывает самое количество колесниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для того чтобы построить Третий Иерусалимский храм, израильтянам нужно избавиться от мусульман и их святынь. Это возможно только в том случае, если Израиль начнет реально контролировать весь Иерусалим, а не только его западную часть. Иудеи, не принявшие Иисуса Христа, продолжают ждать исполнения ветхозаветных пророчеств и своего мессию, стараясь их приблизить. Потому, конечно же, христиане с большой опаской смотрят на то, что сейчас происходит в Израиле. Если произойдет разрушение мечети, и евреи смогут приступить к возведению храма, тогда, конечно, события примут уже очевидный эсхатологический оттенок. Ведь, согласно Преданию Церкви, именно в нем будет венчан на царство антихрист. Но это будет служить и одним из признаков близости Второго пришествия Мессии-Христа. — Есть ощущение, Ваше Высокопреосвященство, что в мире происходит управляемая эскалация хаоса. Двойные стандарты Запада под руководством США привели к локальным войнам по всей Земле, грозя их объединить в одну. Третья мировая война и приход антихриста на пороге? — Православные христиане ждут Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, но прежде мы должны пройти тяжелые испытания. Похоже, антихрист из колена Данова спешит — слышен цокот копыт. Пророчество Иеремии гласит, что «от Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:16). Нынешняя мировая война охватывает все новые страны, приводя к многочисленным жертвам, сменам режимов и оккупации различных территорий. Всякая дипломатия рухнула, политика строится на гнусной лжи и цинизме. Убийства, насилие, восхваляемые всевозможные пороки — это орудия диавола, так готовится появление антихриста. Из «Откровения» святого Иоанна Богослова мы знаем, что антихрист станет главным политическим правителем мира и дана ему будет «власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7). Следует быть внимательными к происходящему, не отвлекаться от молитвы, приступать к Церковным Таинствам — это наша главная защита от всех страхов и соблазнов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/27/...

е. не религиозны? Если нужны наглядные доказательства и примеры то, не ходя за ними далеко, мы могли бы заимствовать их тысячи, – хотя бы из наших же национальных газет и журналов, – в доказательство того, как без религии самые разумные меры и благодетельные реформы правительственные не приносят ожидаемых благих плодов. То мешает им пьянство и невежество толпы народной то грубость и самовластие служащего чиновничества; то корыстолюбие и жадность людей, власть имеющих; то сластолюбие и изнеженность людей богатых; то разврат бедняков; то праздность и лень начальников; то недобросовестность и небрежность подчиненных, – словом, то одна, то другая, то третья какая-нибудь страсть людская. А это все что же, как не отсутствие или слабость религиозного чувства и упадок христианского благочестия? Не ясно ли, что где нет религии, или где она ослабла, – там все пропало, все ничтожно и ненадежно? Невольно вспоминаются по сему случаю знаменательные слова Писания, что телесное, т. е. светское, обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим. 4:8 ). Итак – братия, – заключим мы беседу свою словами Апостола: – стойте и держите предания, которым вы научены может быть из детства словом Божиим ( 2Фес. 2:15 ). Если же эти предания и научения религиозные забылись или ослабли от времени и суеты житейской; то воскресите их в своей памяти, перенесите в сердце, и по ним начните устроят свою жизнь. Подробные правила и приемы для этой великой и святой реформы легко найти вы можете в святых уставах церкви, которая молится ежедневно не только о нравственном, но и житейском преуспеянии своих чад православных. Эти же начала нравственно-христианской жизни положить нам следует и в основание воспитания своих детей. Этим мы подготовим лучшие и надежнейшие силы своему отечеству, самую крепкую защиту от зла и крамолы, самых верных подданных нашему великому Государю. Молитвою о нем, нашем возлюбленном монархе, заключим мы и слово наше. Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе ( Пс. 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. о том, что для Иудеев было прямым соблазном, а для ученых еллинов явным безумием. Что ж однако из всего этого вышло? То, что слово крестное возобладало над всем миром и его преобразовало: где же оказался мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие ( 1Кор. 1:20 ). Поистине так! И из мудрецов мирских оказалась лишь самая малая часть в числе спасаемых и верующих, так что св. апостол Павел имел полное право с грустию говорить своим ученикам: посмотрите, братия, кто вы призванные: немного из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее ( 1Кор. 1:26–28 . 1Кор. гл. 1). Сам Спаситель наш Иисус Христос славословил Отца своего небесного за то, что тайны принесенной с неба премудрости евангельской утаены были от премудрых и разумных, и открыты младенцам по сердцу и душе ( Лк. 10:21 ). Переходя теперь мыслию нашею от древних апостольских времен ко времени настоящему, и от народов иноплеменных к нашему собственному отечеству, нельзя с грустию не приметить, что и у нас есть великое число людей, то равнодушно, то насмешливо, а то и прямо враждебно относящихся к христианскому вероучению. Этим людям желалось бы научить нас всех чему-то новому, недавно ими открытому и, по их мнению, несравненно более разумному, чем все то, пред чем мы привыкли преклоняться и благоговеть, как пред высочайшей истиной. Как-нибудь урезонить этих мнимо-ученых и образованных людей и дать им почувствовать, что чем новее основные пункты их миросозерцания, тем они дальше от истины, и чем современнее их философия, тем она фальшивее, – сделать это почти нет никакой возможности. Гордо прикрываясь своею недосягаемою ученостию, и ссылаясь на выводы и открытия науки, они презрительно отвергают, как не заслуживающее вероятия, все несогласное с этими выводами, хотя они – эти выводы и открытия нередко бывают лишь предположительного и притом самого темного характера, и составляют еще предмет горячих споров между самыми учеными знаменитостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Евангелии: якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого, и тогда явится знамение Его на небеси ( Матф. 24, 27 – 30 ). Тогда терпеливо понесете крест свой, с верою в Распятого на нем, возрадуются радостью неизреченною, радостью вечною; а нечестивые, отвергавшие сие непобедимое оружие, поражены будут силою Его. Не одни иудеи, распявшие Христа, будут причислены к врагам Креста Его, но и все те, кои не веровали в Него, отвергали Его божественное учение и жили по похотям страстей своих, прилагая грех ко греху, беззаконие к беззаконию; для всех таковых Крест Христов будет страшным обличением и орудием вечной казни. Распятые по правую и левую сторону Сына Божия разбойники, оба одинаково страдали; но один из них наследовал царство небесное, а другой вечное мучение. Нередко и в мире видим, что иные одинаково страдают; но один говорит подобно благоразумному разбойнику: «достойно по делам своим я терплю», и просить милости Божией, и получает ее; а другой ропщет на Бога, наказание свое считает незаслуженным, и от временного страдания переходить к вечному; ибо незаконно – мученный не венчан будет, как говорит св. Апостол Павел. Каждый из нас, неся крест свой, должен мысленно взирать на Начальника жизни, понесшего безмерно тяжелый крест ради спасения нашего, и тем воодушевляться и укреплять себя в терпеливом несении креста своего. Крест – ходатай вечного блаженства; без него невозможно спасти душу, по слову Господню: кто не примет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоит ( Матф. 10, 38 ).    «Когда мы, возносясь духом горе, изображаем на себе св. Крест и как – бы концами его указываем на чело, грудь и рамена, то не ясно ли он научает нас, что Господу Богу должны быть посвящены: наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями и наши душевные и телесные силы со всею их деятельностью? Когда мы знаменуем себя св. Крестом, то он, по изъяснению св. Амвросия Медиоланского , является нам «печатью Христовою на челе, печатью на сердце, печатью на мышцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010