1050 Афонский распев – речь идет об афонском напеве. В старой церковно-певческой терминологии (до конца XIX в.) термины «распев» и «напев» не были строго разграничены и часто употреблялись один вместо другого. По современной терминологии: 1) распев – это система мелодий с определенными музыкальными законами определенного происхождения, имеющая свои методы согласования с текстом (в русской церковной музыке существует четыре основных распева, содержащих корпус напевов для песнопений различных жанров: стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов; это знаменный (или столповой), киевский, греческий и болгарский распевы); 2) напев – это: а) группа мелодий для определенных гимнографических групп песнопений (стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов); б) мелодия известного происхождения, местный, областной, монастырский вариант того или иного песнопения (например, московский напев, афонский напев, напев Валаамского монастыря). Наибольшее распространение к середине XIX в. получил так называемый «придворный напев», ставший обязательным для всех церквей, кроме тех, где всегда употреблялись древние распевы (Успенский собор Московского Кремля, собор св. Софии в Новгороде и др.). См.: Гарднер И.А. Указ. соч. Т. 1. С, 129. 1051 Речь идет о письме иеромонаха Викторина (Фролова) из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне от 16 декабря 1886 г. (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 253, Л. 1–2 об. Подлинник. Рукопись). 1052 Речь идет о Коневском Рождественском монастыре, расположенном на острове Коневец на Ладожском озере. 1053 Левитов Павел Васильевич (1877-?), выпускник МДА(1901), кандидат богословия. В 1899–1901 гг. состоял действительным членом студенческого философско-психологического кружка при МДА (см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 411–430). По окончании МДА преподавал греческий язык в Костромской ДС (1902). О П.В. Левитове см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп.4. Д. 2091. Личное дело студента МДА. 1054 Цветков Петр Иванович (1845–1914), профессор МДА по кафедре латинского языка и его словесности (1870–1908), доктор богословия (1891), автор статей о религиозной жизни Запада, Ближнего Востока и переводов с латинского языка. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1868), преподавал латинский язык в МДС (1869), и. д. доцента МДА по латинскому языку (1870–1871). Магистр богословия (1871). Доцент МДА (1871), также преподавал латинский язык в Сергиевской мужской прогимназии и историю с географией в частной женской прогимназии Д.Н. Тихомирова (1876–1878). Экстраординарный профессор МДА (1878); ординарный профессор (1891); член Правления МДА (1893); заслуженный ординарный профессор (1896); председатель Совета Братства прп. Сергия (1903–1905). Основал частную женскую прогимназию (1913). Докторская диссертация «Аврелий Пруденций Клемент» (М., 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Каждую ночь будто бы Стааль делал сообщение в заседании правительства. С своей стороны в показаниях будущей следственной комиссии по делу Корнилова Керенский утверждал, что он «держал Врем. Прав. в курсе» событий. Как будто бы это мало соответствовало действительности, если только под коалиционным правительством не подразумевать «триумвирата» и какие-то особые частные совещания «министров-социалистов», которые отмечали за эти дни газеты. Аресты были произведены в Петербурге, Москве, Киеве, где якобы происходили какие-то таинственные совещания лиц с «титулованными фамилиями», и в других городах. Арестовано было, по газетным сообщениям, около 30 лиц. Сведения об арестованных сообщались скупо: проскользнуло имя Пуришкевича, ген. Фролова (быв. командующего петербургским округом), матери фрейлины Хитрово, арестованной в Елатьме, ее братьев – гвардейских офицеров, ст. дамы Нарышкиной (не обер-гофмейстерины) и др. Реальная подоплека о «монархическом заговоре», поскольку она существовала, пока скрыта от нас. В свое время она держалась в «строжайшем секрете». И никакого официального объявления, как о том говорилось, не последовало – может быть, потому, что «дело Корнилова» совершенно заслонило «заговор», порожденный мыслью, направленной на «ложный путь». В воспоминаниях Демьянова, заменившего Зарудного в качестве временно управляющего министерством юстиции, дело изображается в следующем виде: «До правительства дошли слухи, что производится какой-то денежный сбор на освобождение Николая II, что существовала какая-то переписка по этому поводу, что ездила куда-то какая-то дама, которую посвятили в эту тайну и которая, испугавшись ответственности, эту тайну кому-то разгласила… Керенский поручил расследование… А. Ф. Стаалю… Выяснялось, что контрреволюционный сбор действительно производился, но что дело было чисто мошенническое, основанное на эксплуатации патриотических чувств приверженцев старого режима. Гора родила мышь и настолько маленькую, что прокурор Стааль был несколько сконфужен результатами расследования; ему казалось, что он допустил ошибку, приняв с самого начала шутовское дело за серьезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Узнав, что дядя его Александр Шилов находится в Риге, Иван Шилов начал с ним деятельную переписку отчасти чрез почту, но более всего при посредстве рижского купца Тимофея Артамонова. Следствием этой переписки было то, что Иван Шилов, подстрекаемый своим дядей, начал обширную пропаганду скопчества. Скоро скопчество появилось не только в Славянке, но и в других ближайших к ней местностях, как-то: в слободах Покровской и Большой, в Феодоровском посаде и в городе Павловске. В последнем, между прочим, увлечено было в скопчество семейство крестьянина Ивана Фролова, имевшего двух сыновей – Якова и Алексея, из которых Яков Фролов содержал моленную в Павловске, а Алексей– в Покровской слободе 272 . В 1791 году крестьянин мызы Славянки Герасим Тихонов донес писарю Максиму Привалову о происходящих в доме Ивана Шилова ночных собраниях. Привалов полюбопытствовал узнать, что происходит во время этих собраний и с этою целию в одну ночь неожиданно явился в избу Ивана Шилова. Самого Шилова он не застал дома, но к нему пришли уже три женщины. На вопрос Привалова последним: „зачем они ходят к Шилову?“ они отвечали: „нас Шилов учит доброму, как жить“. Между тем, послано было за Шиловым и когда последний явился, то Привалов спросил и его о цели собраний, происходящих в его доме, и получил тот же неопределенный ответ. Привалову, впрочем, удалось захватить несколько писем, адресованных на имя Ивана Шилова. Когда Привалов спросил у Шилова: кто писал эти письма, то последний, не придавая, по-видимому, никакого значения своим словам, открыл ему, что письма писаны крестьянином Александром Ивановым , что Александр Иванов – скопец, что он многих сделал скопцами, между прочим и его, Ивана Шилова, а делал все это для того, чтобы „скопить царствие Божие и тем угодить Богу“ 277 . Это показание Ивана Шилова дало повод начать судебные расследования прежде всего об Иване Шилове, а потом и о других, соприкосновенных к этому делу, лицах. Дело о самом Иване Шилове окончилось скоро; он, по предписанию императрицы, был отправлен в Соловецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

О, если бы в сегодняшнем небывалом отступлении наш народ отступал к нашим святыням, к той благодати и крепости, которая по-прежнему хранится в Православной Церкви! Тогда все бы чудесно изменилось. Мы обрели бы несокрушимое оружие, которое называется страхом Божиим. Потому что, где страх Божий, там вступает в действие и сила Божия. И тогда само наше отступление внезапно бы стало страшным для наших врагов. В самом отступлении открылась бы сила Господня, и оно стало бы для нас победоносным наступлением. В прошлое воскресение, в предпоследний день пребывания Пояса Пресвятой Богородицы, Господь сподобил меня вместе со священниками нашего Москворецкого благочиния совершать молебное пение с Акафистом в храме Христа Спасителя с двух до четырех часов ночи. Многие из нас были потрясены исключительной близостью Божией Матери к нам, грешным людям, сообщаемой этой Святыней. Это была Богородичная Пасха, праздник Покрова Божией Матери над Россией, превращение земли Содома на какое-то время снова в Дом Пресвятой Богородицы. Старые и юные, женщины и дети, и в основном молодежь, шли непрерывным потоком с серьезными взволнованными лицами. На них было написано одно желание — прикоснуться и исцелиться от этого ужаса, в котором они живут. Разумеется, вера у них была на разной глубине. Многие шли почти суеверно. Но это был всенародный вопль: Пресвятая Богородица, спаси нас! Злоба ненавистников Христа не вызывает у нас удивления. Наследники Маймонида, прославившегося знаменитым изречением: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назарета и всех Его последователей», не могли промолчать. Сила истины познается по силе противления истине. На сайт нашего комитета «За нравственное возрождение Отечества» прислали комментарий из «православного миссионерского» блога, озаглавленный «кстати, о Поясе Пресвятой Богородицы». Там есть такой пассаж: «Очередь в ХХС к " поясу пресвятой богородицы " представляет собой жутчайшее зрелище. Толпы нищих и калек, какие-то поющие женщины, несчастные замерзшие дети, отрешенные взгляды мучеников, простоявших часов десять на морозе. Скорые, увозящие тех, кто не выдержал. Говорят, что были люди, шедшие к поясу на коленях. Огромный сумасшедший дом и воскресший культ убожества». И далее — об «известных церковных миссионерах вроде Кураева или Фролова»: «Кураев хорошо понимает, что ничего пояс не лечит, как понимает, что " благодатный огонь " не более, чем поповский фокус. Я даже думаю, что люди вроде Кураева серьезно тяготятся нереформированностью православия и искренне завидуют католикам и особенно протестантам, которые свободны от подобных проявлений массового безумства» ( http://kirillfrolov.livejournal.com ).

http://moral.ru/poyas.html

Синицыной Поэтому вполне понятно, почему именно здесь получила юридический адрес региональная военно-патриотическая молодежная общественная организация «Гвардия», возглавляемая прихожанином «Церкви Божьей» Николаем Чупиным. 20 июля 2009 года, продолжая заданное сектантской «теологией процветания» направление на развитие «христианского бизнеса», по тому же юридическому адресу (г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 37/1, оф. 4) господин Чупин регистрирует еще одно коммерческое предприятие - ООО «Звезда-М», единственным учредителем и директором которого стал сам. Основным видом деятельности данная организация указала «Подготовку строительной площадки», а дополнительными видами деятельности - «Операции с недвижимым имуществом» и «Оптовую торговлю» Правда, бизнес, видимо, в дальнейшем не пошел, поскольку по итогам 2012 года фирма имела баланс всего в 27 000 рублей, из них 10 000 р. составлял уставной капитал, 3 000 р. - свободные денежные средства, 14 000 р. - некие «запасы». При этом дебиторская задолженность составляла 10 000 рублей Летом 2009 года, действуя через внутреннюю оппозицию в составе общественной организации ветеранов Чеченской войны «Защитник» в лице Виктора Фролова и Александра Дробякова, Н. Чупин добился смещения А. Палачева из председателей организации и назначения на эту должность лояльного ему Сергея Воронцова, которого вскоре сменил такой же дружественный Чупину новый руководитель Андрей Бушуев. Следом за потерей поста председателя организации Палачев был исключен из состава ее Правления и из членов организации После этого началось сближение чупинских организаций с «Защитником». Примечательно, что всего через три месяца после данных событий, 7 октября 2009 года, было зарегистрировано ООО «ВДВ-Автотехцентр», учредителями которого в равных долях (по 10 000 с человека) выступили герой сюжета Николай Николаевич Чупин, а также упомянутые выше Александр Викторович Дробяков и Виктор Николаевич Фролов. Организация была зарегистрирована по мелькавшему уже не раз выше юридическому адресу на квартире Н.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

5. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе 10 июня 1990 года. – 1994, 2, 52. 6. 65 лет Святейшему Патриарху Алексию II. – 1994, 3, 2. 3448. ПЯТАЯ годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1995, 6–8, 21. 3449. АЛЕКСИЙ II, патр. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. (Доклад на торжественном акте по случаю присвоения ему ученой степени доктора богословия “гонорис кауза” Тбилисской Духовной академии). – 1996, 8, 15. 3450. О.К. Тезоименитство Святейшего Патриарха Алексия. – 1998, 4, 24. 3451. ЮБИЛЕЙ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: 1. Кирьянова О. Церковное празднование юбилея Предстоятеля Русской Православной Церкви. – 1999, 3, 12. 2. В.С. Выставка в Московском Кремле. – 1999, 3, 18. 3. Геннадьева О. Поздравление Президента Российской Федерации. – 1999, 3, 20. 4. Сафонов В. Юбилейный вечер в Большом театре. – 1999, 3, 21. 5. Святейший Патриарх благодарит всех поздравивших его с юбилеем. –1999, 3, 23. 3452. КИРЬЯНОВА О. Тезоименитство Святейшего Патриарха. –2000, 4, 30. 3453. ЖИЛКИНА М. Десятилетие интронизации Святейшего Патриарха Алексия. –2000, 7, 51. -------- 3454. ГАВРИИЛ, архим. Памяти Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). – 1988, 4, 56. 3455. СМИРНОВ В., прот. Памяти Святейшего Патриарха Алексия. –1990, 6, 10. 3456. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 марта 2000 года: Об информации о занесении в листы Памяти “Золотой книги Санкт-Петербурга” имени Святейшего Патриарха Алексия I за огромные заслуги в деле защиты Ленинграда от вражеского порабощения. – 2000, 4, 13. -------- 3457. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Алексия (Фролова) во епископа Орехово-Зуевского. – 1995, 11, 7. -------- 3458. ФЕДОТОВ А. Юбилей архипастыря. (Рассказ о жизни архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова). – 2000, 5, 26. -------- 3459. ЗЕЛЕНСКАЯ Г. Земной путь епископа Амфилохия (Казанского) (1818–1893). – 1993, 9, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И мы уже несемся по коридорам наперегонки. Экстренно влетаем в кабинет, набрасываем указ – уже с только что утвержденным названием нового благочиния. Опять – к Патриарху. Снова – росчерк с благословением. И мы уже, удовлетворенные эпохальным событием, медленно вышагиваем назад, ко мне, зовем отца Иону… Он заявляется в дверях кабинета, как всегда благодушный, размеренный такой, и не подозревая ни о чем. Улыбается. – Слушай, отец Иона, – кратко так, скороговоркой говорю, сам такой, якобы совсем не заинтересованный реакцией, едва поднимаю голову от своей вроде бы как срочной писанины, – тебе тут бумажку какую-то передать просили… – пододвигаю, не смотря, рукой. – От Патриарха… – А, ну да, – так спокойно захватил ее он в какую-то папку в руках. – Да ты все-таки посмотри-то… – намекаю. А он такой, как обычно, жизнью довольный: мол, если что важное, уже бы сообщили… Не спешит. – Ты все-таки почитай-ка ее сам… – не терпится мне, хотя я все также делано пялюсь в документы у меня на столе перед глазами. Чувствую, он тогда что-то смекнул, смотрит на меня, насторожился как-то, стал копаться в папке, бумага выпала, поднял, взглянул в указ… – Да вы что? Да вы что?! – тут как началось! – Да ну!!! Да я… А-а-а-а! Не пойду!!! – просто не своим голосом кричал. – Меня ректор убьет! – вдруг опять схватился за свой аргумент. – Нет-нет-нет, не пойду! – Слушай, – тут уж я подошел к нему, – успокойся. Будешь здесь поближе к отцу Алексию, – хлопаю его по плечу. Владыку Алексия (Фролова) тоже уже тогда из Троице-Сергиевой лавры, академии, в Московский Новоспасский монастырь наместником-архимандритом перевели. – Ой! Нет-нет-нет-нет-нет… – (понимал, что уже все равно не до посиделок за чаем). – Ну, ладно-ладно, – говорю, – успокойся. Притих. Я его к владыке Арсению повел: – Владыка, можно представить вам нового благочинного, – распахиваю дверь. – О! Отец Иона! – Владыка!.. – чуть было опять не разошелся он, но тот его упредил, тут же бросился к нему, бодро так вопрошая: – Ты что? Отец Иона? Ну, неужели вы будете против воли Патриарха усердствовать, а?..

http://pravoslavie.ru/131825.html

За прошедший год Зыков сделал новые шаги по разрушению общества. Вот свежий материал о его скандальной деятельности: «И снова Зыков, господа!» Год назад он оскандалился с Боголюбово и теперь, видимо, жаждет реванша. Общественная палата России, где правят бал проплаченные Западом грантоеды и просто либеральные фанатики, зверски ненавидящие Россию, в которой заседают такие деятели, давно заслужила в народе название «антиобщественной». Организаторы атаки уже давно твердо порешили сделать монастырь виновным во всех бедах. Как иначе можно расценить слова Детского омбудсмена России «Поскольку это не первый случай издевательств над детьми в этом монастыре, сейчас там действует другая форма устройства монастыря – в нем самом приюта нет. Тем не менее люди там живут, в частности, вокруг монастыря собираются матери-монашки с детьми, выполняющие послушание. И сейчас нам предстоит разобраться, что же произошло, с чьей стороны была проявлена жестокость и подтвердятся ли факты насилия над детьми», - цитирует деловая газета «Взгляд» высказывание Павла Астахова. Прошлые комиссии не нашли фактов издевательств над детьми, что признано в официальном тогдашнем заключении Прокуратуры. Откуда же противоречащее правовой культуре высказывание? Не оттого ли, что он хочет погубить монастырь? Астахов вообще известен своим крайним либерализмом, лоббировал осужденную Церковью ювенальную юстицию. Вряд ли ему сильно нравится бескомпромиссная позиция монастыря по защите семейных ценностей. Вряд ли он не хочет разделаться с духовным центром антиювенального сопротивления. Новые вопли послышались и со стороны «миссионэров» - Кирилла Фролова и К. Кирилл Фролов является другом и соратником осужденного УПЦ МП украинского «политического православного» Каурова, против которого также в открытом письме в свое время выступили практически все православно-патриотические организации Украины. Сейчас сайт Каурова клевещет на все монастыри, не только на Боголюбовский, но и на Оптину, что вызывает еще большее возмущение церковного народа.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/23/...

Старообрядческая печать тех лет признавала, что по величине и тщательности отделки храм в Балаково будет первым во всей России. Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрёл несколько сотен древних икон, которые затем были размещены в храме. Строительство шло довольно быстро, и вскоре на высоком берегу реки Балаковки вырос замечательный храм. Модерн охотно использовал для декора внешних поверхностей зданий поливные изразцы и мозаику. Для Троицкого храма в мастерской известного петербургского мозаичиста В.А. Фролова были изготовлены три монументальные мозаики: образ Троицы Ветхозаветной, Нерукотворный Спас и икона «Знамение». Эскизы для мозаик выполнил известный московский иконописец и реставратор И.О. Чириков 35 . На склоне лет Ф.О. Шехтель послал открытку другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе И.П. Машкову, в которой назвал храм в Балаково лучшей из своих построек. В завершение очерка рассмотрим ещё один чудом сохранившийся памятник церковной архитектуры Саратова – храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» 36 . Его строительство связано с именем одного из наиболее известных архипастырей Саратовской епархии священномученика Гермогена (Долганева). Во время путешествия по Афону ему была преподнесена икона «В скорбех и печалех утешение», написанная в Андреевском скиту Русского Пантелеимонова монастыря. Для афонской святыни в непосредственной близости от архиерейского дома была выстроена небольшая церковь . Автором проекта, созданного в 1903 году, был саратовский архитектор Пётр Митрофанович Зыбин. П.М. Зыбин проектировал храм, не отходя от канонов средневековой русской архитектуры. Однако это не просто копия уменьшенного в несколько раз «Покрова на рву», расположенного на Красной площади в Москве, не пряничная конструкция в ропетовском духе, но искусная стилизация, столь характерная для неорусского стиля. Удивительная соразмерность различных элементов постройки, гармония шатровых и луковичных куполов, тщательно проработанный декор стен без излишней дробности и мелочности в отделке создают яркий памятник русского модерна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце 80-х годов автор настоящего материала, встретившись с известным пермским краеведом В.В. Семянниковым, высказала мысль о причастности С.И. Вашкова к созданию не только церковной утвари Казанской церкви, что зафиксировано в тех же документах Пермской секции по охране памятников. Эти сведения Семянникову были уже знакомы. Я посоветовала присмотреться к церковной архитектуре С.И. Вашкова и склонна была опубликовать гипотезу о предполагаемом авторстве этого художника и архитектора – проектирование Казанской церкви. Но случилось так, что именно в это время я познакомилась с архивом бывшего заместителя директора по научной работе Пермской государственной художественной галереи А.Г. Будриной. Среди интереснейших документов встретилось письмо известного краеведа Перми А.К. Шарца инженеру А.В. Фролову, сыну петербургского профессора, мозаичиста В.А. Фролова: «...Усыпальница Каменских спроектирована Р.И. Карвовским, известным пермским архитектором... Построена после 1885 года под наблюдением молодого архитектора В.В. Попатенко...». В этом же архиве сохранилась копия «Паспорта на памятник архитектуры (б. Казанская церковь) 1905–1908 гг., находящийся на территории б. женского Успенского монастыря». Паспорт составлен историком архитектуры А.С. Терёхиным в 1967 году. В графе «Автор, строитель, заказчик» значится: «здание выстроено по проекту архитектора Ю. Скавронского по заказу купца И.Г. Каменского». Появились, таким образом, два имени архитекторов, якобы проектировавших здание Казанской церкви. Здесь уместно, наверное, сказать, почему именно в 1967 году был составлен паспорт с подробным описанием самого храма, иконостаса Н.К. Рериха и «Распятия» М.В. Нестерова (1908), которое происходит из пещерной церкви Печерской Богоматери. Иконостас Н. Рериха с «Распятием» М. Нестерова в 1920 году были переданы в Пермский научно-промышленный музей, а в 1922 году – в Пермскую художественную галерею. В 1966 году в газете «Молодая гвардия» появилась статья А. Королёва и Л. Юзефовича, в которой они рассказывают о посещении храма Казанской Божией Матери, именуемого ими почему-то часовней. Вот выдержки из этого материала: «...Кто-то из нас берёт в горсть кусок снега и проводит по лицу Спаса от глаз к нимбам. И мы замираем наедине с чудом. Из-под руки брызнула изумрудная зелень, заискрилось светлое золото, кое-где проступили алые капельки кровавого ободка. И вдруг испуг – испортим...

http://sobory.ru/article/?object=05824

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010