Справка: В связи с поступившей на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла просьбой митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о переводе в Казахстан Преосвященного Нектария (Фролова), на тот момент епископа Дубновского, викария Ровенской епархии, в Киевскую митрополию был направлен соответствующий запрос. Синод Украинской Православной Церкви в заседании от 19 июня с.г. (журнал 26) освободил епископа Нектария от должности викария Ровенской епархии и направил его в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить епископа Нектария (Фролова) викарием Астанайской епархии с титулом Талдыкорганский.   ЖУРНАЛ 73 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о подготовке профильной комиссией Межсоборного Присутствия документа, посвященного порядку избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан. Справка: Президиум Межсоборного Присутствия в своем заседании от 21 ноября 2012 года, определяя повестку дня комиссий Межсоборного Присутствия, поручил комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви рассмотреть тему «Процедура и критерии избрания кандидатов во епископы». Во исполнение этого поручения за истекший период комиссия подготовила документ «О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить документ «О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан».   ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о разработке в профильной комиссии Межсоборного Присутствия темы границ приходов. Справка: Президиум Межсоборного Присутствия в своем заседании от 21 ноября 2012 года, определяя повестку дня комиссий Межсоборного Присутствия, поручил комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви рассмотреть тему «Границы приходов и членство в приходе». Во исполнение этого поручения за истекший период комиссия выдвинула ряд предложений, представляемых ныне на рассмотрение Священного Синода, обосновав их следующим докладом:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3695945...

Николая и прп. Иоанна Рильского; над сев. порталом - Казанский образ Божией Матери (реставрирован), над юж. порталом - образ свт. Митрофана Воронежского (ныне полностью воссоздан). В. А. Фроловым по эскизам М. М. Васильева выполнены мозаики притвора-часовни на сюжеты Жития свт. Николая Чудотворца. В медальонах помещены изображения рус. св. князей - Владимира, Бориса, Глеба и кнг. равноап. Ольги. Мозаики часовни близки, как и мн. др. художественные элементы убранства собора, к «васнецовскому» стилю (реставрированы и частично воссозданы). Часовня освещалась лампадой в виде 3-мачтового корабля. Свт. Николай Чудотворец на I Вселенском Соборе. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева в притворе собора. 1913 г. Фотография. 2009 г. Свт. Николай Чудотворец на I Вселенском Соборе. Мозаика В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева в притворе собора. 1913 г. Фотография. 2009 г. Центральный купол собора покоится на 4 массивных пилонах, опираясь на паруса и подпружные арки. Его внутренняя высота - ок. 52 м. Подкупольное пространство вмещает 3 тыс. чел. Наос с 3 сторон окружен аркадами 1-го уровня и хоров в северном и южном нефах. Открытые галереи 2-го яруса, как и в к-польском соборе Св. Софии, визуально увеличивают и без того грандиозное пространство храма. В отделке использован разноцветный искусственный мрамор, капители колонн галерей выполнены в технике металлического литья. Художественное убранство собора сочетало черты визант. стиля и элементы академической и древнерусской традиций, «романского» средневековья и раннего Возрождения, европ. модерна. Резной 4-ярусный, 3-частный, единый для 3 приделов иконостас был создан Н. А. Поповым по проекту Василия и Георгия Косяковых в визант. стиле из белого мрамора с мозаичными (на софитах порталов и по праздничному ряду) и бронзовыми вставками. Колонны были выполнены из красного мрамора, в декоре применялись горный хрусталь (розетки для икон на царских вратах, вставки в венчающий «гребень», подвески центрального креста), яшма и родонит (тумбы основания, порталы, «карниз» над пророческим рядом).

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Преображение. 2004. С. 24-27; Фролова. 2005. С. 6; Мильчик. 2012. С. 10, 145). Нек-рые иконы из церквей К., возвращенные в 1944-1945 гг., были переданы на хранение в ГРМ и МИИРК, где их реставрировали; благодаря публикациям (начиная с 60-х гг. XX в.) памятники введены в научный оборот. Мн. иконы, прежде всего храмовые, гораздо древнее совр. церквей К. Их иконография и композиция сохраняют память о культурной традиции всего Обонежья. Одними из древнейших являются иконы из Муромского мон-ря (подробнее см.: Литвинова Н. К., Прохоров Г. М. Житие Лазаря Муромского//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 1. С. 288-290). Они свидетельствуют о том, что отдаленный монастырь поддерживал тесные культурные контакты с епархиальным центром, Вел. Новгородом, откуда получал иконы высокого художественного качества, напр. большого размера образ «Свт. Иаков, брат Господень, свт. Николай Чудотворец, свт. Игнатий Богоносец» (кон. XV в., ГРМ), а возможно, и с Москвой, на что указывают иконы из деисусного чина того же мон-ря с образами прп. Сергия Радонежского и свт. Петра, митр. Московского (кон. XV в., ГРМ). О внутреннем убранстве ц. в честь Воскрешения прав. Лазаря можно судить по письменным источникам и сохранившимся иконам. Оно изначально было скромным (графическую реконструкцию иконостаса по Писцовым книгам 1628-1632 гг. худож.-реставратора И. П. Ярославцева см.: Смирнова. 1967. С. 66; см. также: Смирнова Э. С., Паньшина И. Н. Экспедиция в Карельскую АССР//Сообщ. ГРМ. 1961. Вып. 7. С. 67; Гурвич. 1980. С. 12, 37-40; Фролова. 2006. Кат. 1, 11, 30-31, 42-47). Иконостас ц. Воскрешения прав. Лазаря из Муромского мон-ря, известный по акварели из собрания московского Исторического музея (опубл. в виде прориси, см.: Тренев Д. К. Иконостас Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве. М., 1902. С. 26. Рис. 24), включал царские врата с образами арх. Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», образы святителей на створках, диаконскую дверь без изображений, большую местную икону Нерукотворного образа Спасителя с подвесной пеленой (в правой части иконостаса), ряд небольших икон, поставленных друг над другом (в левой части), и иконы-пядницы в верхнем ряду.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Студент факультета социологии, экономики и права МПГУ Николай Михальчук выступил с сообщением «Проблемы современной молодежи. Православие и ислам». Докладчик поставил следующие вопросы: характеристика современной молодежи как совокупности групп, позиционирующих себя как носителей православия и ислама, соотношение их религиозных и культурных взглядов; распространение этих взглядов; ответ общества на вызовы данных социальных групп. Ответить на эти вопросы, по мнению Н. Михальчука, необходимо с целью создания прогноза дальнейшего развития отношений последователей ислама и Православия, и культурное соотношении двух этих религиозных систем. После перерыва с энергичной речью выступил пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов. Доклад К. Фролова «Святитель Петр как символ общерусского единства» стал своеобразным опровержением украинского национализма. Уроженец Волыни, святитель Петр сделал Москву новым центром Православия. Одинаково глубоко почитаемый на Украине и в России, святитель Петр положил немало усилий для объединения русских земель под началом Московского князя. Говоря о современной религиозной ситуации в стране, К. Фролов отметил особую роль Высокопетровского монастыря как центра катехизации нашего народа. Комментируя выступление К. Фролова, заместитель Председателя ИФ МАМИФ Вадим Венедиктов высказал идею необходимости государственной пропаганды религии. По мнению В. Венедиктова, мы живем в эпоху, когда героизм отсутствует, и именно личность святителя Петра способна вновь открыть забытые имена героев нашего Отечества. С докладом, посвященным семейно-родовой культуре, выступил А.С. Шуринов — представитель «Общества потомков участников войны 1812 года», высказав идею о необходимости издания полного текста такого памятника семейных отношений как «Домострой». Участники конференции решили использовать материалы Вторых Свято-Петровских чтений при подготовке материалов для IV направления Международных Рождественских образовательных чтений «Пути промысла Божия и Святоотеческое наследие».

http://patriarchia.ru/db/text/291747.htm...

" Православные граждане " и права человека РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_23927.html 15 декабря 2005 Александр Верховский " Православные граждане " и права человека Источник:  http://www.ej.ru Ежедневный Журнал На прошлой неделе в офисе Конференции европейских церквей (КЕЦ) в Брюсселе, рядом с правительством Евросоюза, с докладом о правах человека выступал секретарь Союза православных граждан (СПГ) Кирилл Фролов. Звучит как простое протокольное сообщение. А ведь еще несколько лет назад такая тема в устах активиста " православной общественности " была просто невозможна: о заговоре против России, о царе-мученике — пожалуйста, но никак не о правах человека. Да никто несколько лет назад и не допустил бы присутствия представителя подобной организации на таком собрании. Нынче же СПГ, с санкции Русской православной церкви, стал членом КЕЦ, и на данной встрече Фролов был, собственно, единственным представителем России: значит, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата доверяет ему представлять церковную линию (или — собственно союза, но не противоречащую официальной). Фролов говорил о том, что православная церковь в России слишком долго обходила тему прав человека, но теперь готовит на эту тему развернутый программный документ. И действительно, уже не раз сообщалось, что документ готовится, но о его содержании пока можно лишь догадываться. Судя по докладу Фролова, который, в свою очередь, цитировал митрополита Кирилла, тематика этого документа будет весьма широкой. Собственно говоря, он будет развивать принятые в 2000 году " Основы социальной концепции " РПЦ по всем наиболее актуальным направлениям. Ведь речь идет не о правах человека в том или иным узком смысле, например — о свободе слова или о праве на труд, а о позиции Церкви по практически всему комплексу общественно-политических проблем, ее понимании демократии как таковой. Церковь, конечно, не партия, и даже Союз православных граждан — не партия, но масштаб задачи вполне подходит для хорошей партийной программы. Пафос выступления Фролова — отход от социально-политической пассивности, от сдержанности в проповеди православия. Церковь должна выработать свой подход ко всем актуальным проблемам и активно, отнюдь не ограничиваясь церковной оградой, проповедовать его вместе с самим вероучением и во имя укрепления вероучения.

http://religare.ru/2_23927_1_21.html

Дерзость, конечно, у него была немыслимая. Жутко, вообще! Но и такое обаяние и любовь, что, когда он что-то говорит, ты этому веришь. Хотя это и фантазия. Елена Фролова: Это и есть юродство — в светлом смысле. Андрей Анпилов: Большая, предельная, экстатическая любовь к живому созданию, которое таинственно.  Елена Фролова: В связи с этим я вспоминаю одну из историй из житий. Был такой юродивый, Иван Яковлевич Корейша, сейчас он похоронен в храме Илии Пророка у метро «Преображенская». Он был преподавателем в гимназии. Однажды посреди урока он оборвал на полуслове фразу, вышел из класса и пошел сразу в другую жизнь — в паломничество, даже не заходя никуда. Через какое-то время он вернулся уже другим человеком. Там уже стали к нему приходить за советом. И вот случилась одна история – он обличил человека, который хотел жениться на молодой девушке, а сам был женат. Корейша сказал это матери девушки и свадьба разрушилась. И отвергнутый жених, имея влияние, усадил Корейшу в сумасшедший дом. Сначала он был в Смоленске, но его все знали и пытались вызволить, поэтому его перевели в Москву. И 50 лет он прожил в сумасшедшем доме, причем 15 из них — в подвале, где содержались буйно помешанные. Потом заведение возглавил новый директор — продвинутый, учившийся заграницей. Он первым делом спустился в подвал, увидел, что Корейша — здоровый человек и перевел его наверх, выделив целую комнату. Тот отвел себе уголок, обложил его иконками и провел там всю оставшуюся часть жизни. Он молился либо стоя на одной ноге, как столпники, либо лежа, когда уже не было никаких сил. К нему ходили сперва те, кто служил в сумасшедшем доме, потом стали приводить родственников, потом – всех желающих, за плату, пять гривенников. Директор на эти деньги он покупал и строил все необходимое для больницы. Так вот, последние слова человека, который прожил вот такую жизнь: «Спасутся все». Только через ад и кошмар своей жизни получаешь такое прозрение. В этом смысле и Блаженный свидетельствует — все Богу нужны, все Богу важны, и такие, и сякие, и рассякие. Вот это поражает. Собственно, Христос, на мой взгляд, пришел именно это сказать.

http://pravmir.ru/vojti-v-rezonans-s-pri...

Постройка дома призрения и храма, начатая самим учредителем в 1869 г., им же вчерне окончена в 1871 г. Не успев, за смертию своею (27 сентября 1871 г.), докончить начатое им дело, Тименков по завещанию, возложил исполнение своей воли на трех душеприказчиков своих: И. А. Аверина, Н. Г. Целибеева и И. В. Тулякова, которые в свою очередь, по приведении в 1876 г. всего дела по окончанию, передали в том же году, согласно завещанию жертвователя, как все сооруженные для богадельни здания, в том числе и храм, так и капиталы, назначенные для ее содержания, в заведывание и управление комитета, составленного, на основании завещания, из пяти членов, в числе которых сами душеприказчики должны оставаться пожизненно. Храм представляет вид отдельного здания и соединен с богадельнею теплым коридором, над которым устроена колокольня; он построен по плану академика Вергейма, в форме правильного креста, в русско-византийском стиле, о пяти главах, с большим куполом по середине. Так как капитал, пожертвованный покойным А. И. Тименковым на построение храма и богадельни приобретен был совместными трудами, кроме его самого, еще других двух лиц Василия Фролова и Михаила Солодовникова, то для увековечения памяти о всех этих лицах, учредитель пожелал устроить храм в три придела, посвященные тем святым, имена которых носили жертвователи. Главный алтарь - во имя св. Андрея блаженного освящен 6 января 1877 г. митрополитом Исидором; правый придел - во имя св. Василия, пресвитера Анкирского, освящен 23 января, а левый - во имя св. Архистратига Михаила освящен 30 января, местным благочинным. По завещанию учредителя, перед ликами поименованных св. угодников содержатся неугасимые лампады, и за каждой литургией совершается поминовение за упокой душ усопших жертвователей: Андрея, Василия и Михаила. Внутри церковь имеет самый изящный вид, чему способствует с одной стороны - обилие света, входящего в многочисленные окна церкви и купола, а с другой стороны - то, что стены и потолки разукрашены орнаментною живописью, исполненною художником Розановым под руководством профессора Плешанова. Кроме орнаментной живописи, церковь украшают изображения некоторых священных лиц и событий, исполненные под руководством того же профессора. Так в самом верху главного купола изображен Господь Саваоф, окруженный ангелами; по окружности купола, ниже окон, 16 ликов архангелов апостолов, и, наконец, у основания купола, по 4 углам, лики четырех евангелистов с их символами. Своды боковых приделов также украшены священно-историческими изображениями.

http://sobory.ru/article/?object=35673

Три цилиндрические башни с луковичными куполами оформляют источник. Находящийся перед источником вход на соборное кладбище пролегает через ворота с тремя арками. Мозаики Покровского собора изначально были сделаны для Варшавского собора Александра Невского, который строился 19 лет и был освящён в 1912 году. Они были созданы по эскизам Виктора Васнецова, Николая Кошелева, Николая Бруни и Виктора Думитрашко (иногда указывается и Андрей Рябушкин) и выполненные в 1902-1911 годах в крупнейшей на то время петербургской мозаичной мастерской известного художника Владимира Фролова путём как простого, так и обратного набора шлифованной смальты. Так, сначала смальта внешней стороной наклеивалась на картон в технике обратного набора, а затем - уже на месте, в Варшаве - путём простого набора смальты монтаж перекладывался на бетон. Фролов сам лично подбирал смальту, руководя всем процессом в целом. В оформлении собора наряду с мрамором и гранитом были использованы драгоценные и полудрагоценные камни. Дискуссия о том, как быть с православным храмом, по мнению многих, символом российской оккупации, разгорелась сразу после обретения Польшей независимости в 1918 году. На окончательное решение разрушить храм, принятое в 1923 году, повлияла советско-польская война. Разрушение продолжалось с 1924 года вплоть до 1926-го. Так, для уничтожения лишь одних стен понадобилось около 15 000 взрывов. При этом православным жителям разрешили спасти мозаики, иконостасы, образа и прочее церковное имущество, переданное затем в Западную Беларусь. Мозаик, расположенных как внутри, в интерьере собора, так и снаружи, на фронтонах, насчитывается семь композиций. Мозаика, находящаяся в соборе, имеет больше 20 000 оттенков смальты. Последняя изготавливалась в мастерской Фролова. Слой стекла покрывался сусальным золотом и сверху тиражировался ещё один слой стекла. Всего в соборе использованы семь из 16 мозаичных панно Александро-Невского собора. Из мозаики Александро-Невского собора, сделанной по эскизу Виктора Васнецова, в Барановичах есть только один фрагмент - «Богоматерь с младенцем», расположенная в конхе апсиды и являющая фрагментом огромной - на 1 тысячу кв.м - композиции под названием «О тебе радуемся» Варшавского собора. Это изображение Матери Божией с Сыном, имеющее объёмную трактовку лиц, в тёмно-вишнёвой с голубой и светло-оранжевой одежде соответственно выделяет их силуэты на фоне золотых нимбов. При этом исследователь А. Н. Кулагин утверждает, что на стенах собора присутствуют также и другие мозаики Васнецова: мозаика «Отечествие» и портрет Симеона Полоцкого в полный рост с книгой и свитком. С левой стороны алтаря, над северным входом, в храме находится мозаичная композиция «Деисус», сделанная по картону Николая Кошелева. На ней представлен Иисус Христос на белом облаке в окружении ангелов. В руках Христа - раскрытая Библия со словами Вамъ». Для данной мозаики решение было найдено в сочетании насыщенных и глубоких тонов.

http://sobory.ru/article/?object=00086

52 Клейн Г. И. (р. 1841), немецкий астроном, известный своими популяризаторскими трудами. Работа, на которую ссылается Лосев, вышла по-немецки в 1873 г. 53 Ришар Ш. (1711–1794), французский писатель-доминиканец, критик французских просветителей, казнен якобинцами. 55 Мальбранш Н. (1638–1715), французский философ, стремившийся сочетать философию с богословием. Знание для Мальбранша есть видение в Боге. 56 Гершель В. (1738–1822), знаменитый английский астроном. Открыл системы двойных и сложных звезд. 57 Бэкон Ф. (1561–1626), английский философ, автор «Нового Органона», признавал Божественное Откровение равноправным источником знания. 58 А. Ф. Лосев ежегодно проводил лето у своих родственников в станице (уездном городе) Области Войска Донского (О. В. Д.) Каменской, у тетки (сестры матери) Марфы Алексеевны и ее мужа протоиерея о. Стефана Власова. После поступления в Университет мать А.Ф. Наталья Алексеевна (дочь настоятеля храма Михаила Архангела о. Алексея Полякова) продала собственный дом в Новочеркасске и переехала к сестре. Деньги были необходимы для учебы сына в Университете. 59 Автор дневника вспоминает девушек-гимназисток, к которым питал нежные чувства (о чем они часто даже и не подозревали). Здесь вспоминаются Вера Фролова, дочь директора гимназии Федора Карповича Фролова, Ольга Позднеева, сестра друзей А. Ф. по гимназии Александра и Матвея Позднеевых, впоследствии известных профессоров. А.В. Позднеев – доктор филологических наук, М. В. – доктор технических наук, всю жизнь были друзьями Лосева. Вспоминаются здесь также гимназистка Анна Кочеткова и Вера Знаменская, с которой переписывался студент Лосев. 60 Портрет Доры Лурье доказывает хорошую зрительную память Лосева. В нашем архиве есть ее фотография, хотя сведений о переписке ее и Лосева не сохранилось. 66 Эта страничка из дневника юного Лосева глубоко искренна и интимна. Здесь выражены мысли, которые будут характерны вообще для творчества Лосева: единство «веры сердца» и «искания разумом истины». Еще гимназистом в статье «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь» (1909 г., напечатана в журнале «Студенческий меридиан» 1991, 5) юноша мечтал о «новой земле», «новом совершенном человеке», о «Солнце любви». Единство искусства, науки, философии и религии было предметом дошедшего до нас во фрагментах сочинения 1911 г. «Высший синтез как счастье и ведение» (см. выше). Но эта тема разрабатывалась в знаменитой книге 1930 г., послужившей поводом для ареста Лосева, в «Диалектике мифа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

История разных словенских народов, наипаче болгар, харватов и сербов; сочинение Иоанна Раича, архимандрита Архангельскаго монастыря. Часть 1 (с портретом его). Посвящена Митрополиту Стефану Яворскому . Печатана в Виенне в 1794 году при Стефане Новаховиче, Славено-Сербской, Валахинской и Восточных языков привилегированных типографий. Копии с Царских грамот Список с грамоты Царя Василия Иоанновича Валаамскому игумену Иоакиму, данной 12 марта 7015 (1507) года, на владение соленою варницею у моря в волости Ковде со двором, мельницею с пожнями и угодьями лесными. Дана на Москве за подписом дьяка Фролова. Список с грамоты, последовавшей от того же Государя и к тому же игумену Иоакиму 7018 (1510) года, мая 22 дня, об освобождении от повинностей крестьян, которые будут жить на монастырской земле в Кореле и запрещении порубки монастырского леса. Дана на Москве за подписом дьяка Фролова. Список с грамоты Государя Иоанна Васильевича, данной Валаамскому игумену Никодиму 7086 (1578) года, июня 18 дня. Этою грамотою по просьбе Игумена, как сказано в ней «для немецкия войны, что их воевали свейские немцы», освобождены от пошлин монастырская варница на Ковде со двором, мельница с пожнями и угодьями, за которые прежде брали оброку в Царскую казну «по двадцати по семи алтын и по две деньги на год». (Не видно из грамоты, с каждой ли статьи положено было такое количество, или это общая сумма сего оброка.) Крестьяне монастырские освобождались не только от разных повинностей, отправляемых натурою, но и от суда царских тиунов, с предоставлением суда над ними Игумену с братиею даже и в случаях душегубства; но суд над Игуменом и братиею, в случае чьего-либо искательства, Государь предоставил себе, или, выражаясь словами грамоты, «сужу я, царь и Великий Князь, или мой дворецкой Большова дворца». Не велено также брать пошлин с монастырских подвод и судов, отправляемых как для закупки продуктов для монастыря, так и для продажи монастырских произведений, в Москву или какой-либо другой город; и с монастырской соли, отправляемой «на Холмогоры или на Турчасово и на торговые берега». Впрочем, количество подвод определено «зимою на осмерых санях и конях, а лете на осмерых телегах». – Наконец освобождались от всяких пошлин монастырские рыбные ловли на Ладожском озере с живущими при них старцами, слугами, ловцами и крестьянами. – Дана на Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010