Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА) Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА) В нояб. 1918 г., с окончанием первой мировой войны, Е. смог переехать в Вильно (Вильнюс), пребывал в вильнюсском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре . Приступил к восстановлению в епархии церковной жизни. Был организован Литовский епархиальный совет под председательством Е., периодически проводились епархиальные собрания. Поскольку власти Литовской республики, контролирующие сев.-вост. часть епархии, первоначально отказались признать Е. главой православных Литвы, он осуществлял управление литов. приходами через своего представителя. Позднее в Литовской республике было учреждено Ковенское правосл. духовное правление. В связи с тем что с апр. 1919 г. Вильно был занят польск. войсками (за исключением периода с июля по окт. 1920), Е. оказался вовлечен в процесс устроения высшего церковного управления Православной Церкви в Польше. 24 мая 1920 г. Е. присутствовал на состоявшихся в Вильно переговорах управляющего Гродненской епархией Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) с представителями Мин-ва исповеданий и Отд-ния по национальностям и вероисповеданий Генерального комиссариата Восточных земель Польши. В результате переговоров было достигнуто соглашение, согласно к-рому Польское гос-во признавало за еп. Владимиром временные права на церковное управление правосл. приходами на территории Польши. Е. твердо поддерживал позицию еп. Владимира по сохранению канонических связей с Московской Патриархией. Это противоречило намерениям польск. властей поставить правосл. епархии под свой контроль, отделить их от Русской Церкви. 17 апр. 1921 г. еп. Владимир и Е. по поручению Патриарха Тихона хиротонисали в виленском Свято-Духовом мон-ре во епископа Бельского Сергия (Королёва) , назначенного временным управляющим Холмской епархией. Хиротония не была согласована с польск. властями, и они отказались признать нового архиерея, разорвали контакты с еп. Владимиром.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Хотя оба митрополита считали невозможным подчинение Церкви на родине ввиду ее несвободы, тем не менее в отношении практических выводов они не смогли достичь единомыслия. Парижский экзархат стоял на позиции, что церковная жизнь должна строиться по территориальному принципу, в то время как РПЦЗ состояла из приходов и епархий, объединенных по этнически-культурному принципу. Последняя позиция была обоснована протоиереем Михаилом Польским в изданной в 1948 г. книге «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и Заграницей». На нее в 1949 г. священник Александр Шмеман написал отзыв . В том же 1949 г. на эту работу отозвался Брюссельский и Западно-Европейский епископ РПЦЗ Нафанаил (Львов), а также протоиерей Михаил Помазанский и управляющий делами Синодальной канцелярии протоиерей Георгий Граббе (статьей « Каноническое основание Русской Зарубежной Церкви )». О. Александр в 1950 г. ответил статьей « Спор о Церкви ». Реакцией на нее в том же году была статья Брюссельского и Западно-Европейского епископа РПЦЗ Нафанаила (Львова) « Поместный принцип и единство церкви ». После чего, в 1952 г., о. Михаил Польский опубликовал в расширенном виде часть своей вышеупомянутой книги под названием «Очерк положения русского экзархата вселенской юрисдикции» . Комментируя отзыв о. Александра Шмемана на свою книгу, о. Михаил писал епископу Флоридскому Никону (Рклицкому): «Что касается ответа Шмеману, то я его уже приготовил. Более глупой вещи трудно представить. Судите сами: он говорит о невозможности юрисдикции национальной, а только допускает территориальную, а сам экзархат русский находится в Западной Европе рядом с греческим экзархатом того же Германоса, который всячески протестовал после смерти м. Евлогия против такого русского экзархата, независимого от него. И все остальное уже само по себе нелепо, и ничего от этой глупости [не?] остается» . Ответ о. Александра Шмемана – «Эпилог» – стал точкой в дискуссии, в основе которой лежала возможность воссоединения двух эмигрантских Церквей.

http://bogoslov.ru/article/6166725

Сегодня ровно восемь лет со дня кончины моего блаженнопочившего предшественника Святейшего Патриарха Алексия II, вместе с которым я посетил это место во время его визита во Францию в 2007 году. Поэтому сегодня наши молитвы о тех, кто покоится на сем кладбище, будут также сопровождаться молитвой и о покойном Святейшем Патриархе Алексии. Да упокоит Господь души всех, кто лежит здесь, и души всех православных христиан». Фото: patriarchia.ru Его Святейшество поблагодарил архиепископа Хариупольского Иоанна за добрые слова и приветствие от имени патриарха Константинопольского Варфоломея, пожелав иерарху помощи Божией в его служении и поделившись воспоминаниями о соработничестве и братском общении с владыкой Иоанном в разные годы. Фото: patriarchia.ru Пройдя в крипту Успенского храма, где покоятся тела митрополита Евлогия (Георгиевского), митрополита Владимира (Тихоницкого), епископа Кассиана (Безобразова), патриарх совершил заупокойную молитву. Далее на кладбище была отслужена лития, за которой возносились молитвы об упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Aлekcuя II, «всех на месте сем погребенных архипастырей, пастырей, всех православных христиан, вдали от отечества своего в вере скончавшихся», а также детей, погибших в страшной автокатастрофе, случившейся 4 декабря на трассе Ханты-Мансийск Тюмень. Фото: patriarchia.ru По окончании поминальной службы патриарх посетил могилы знаменитых русских соотечественников, захороненных в этом некрополе, в том числе протоиерея Сергия Булгакова, историка Церкви А.В. Карташева, иконописца и богослова Л.А. Успенского и других. Визит в Русский дом Накануне Предстоятель Русской Православной Церкви также посетил Русский дом в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа. Приют для престарелых соотечественников основала здесь в 1927 году русская эмигрантка княгиня В.К. Мещерская. Сейчас в нем проживают порядка 80 пансионеров, в том числе около пятнадцати русских эмигрантов. «Я всегда с особым чувством прихожу в Русский дом», сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, впервые посетивший это место в 1969 году. Его Святейшество также упомянул о своих встречах с прежней руководительницей дома для пожилых людей Антуанеттой де Буаю, преемницей княгини Мещерской. Фото: patriarchia.ru

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pomoli...

После смерти митр. Евлогия (Георгиевского) 8 авг. 1946 г. епархиальный совет Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата избрал экзархом архиеп. Владимира (Тихоницкого) , тогда как 9 авг. Синод РПЦ назначил экзархом митр. Серафима (Лукьянова) . М. проигнорировал это назначение, но предложил рус. клирикам самим определиться с выбором юрисдикции. Параллельно обсуждался вопрос о статусе Экзархата. Одним из возможных вариантов была его ликвидация и учреждение в составе Фиатирской митрополии некой «русской епархии». В таком случае архиеп. Владимир мог возглавить ее в качестве викария Фиатирского митр. Германа (Стринопулоса). Епархиальный съезд, проведенный 16-20 окт. 1946 г., принял решение просить М. сохранить положение Экзархата таким, каким оно было и раньше, и утвердить экзархом архиеп. Владимира. Это решение и было закреплено К-польским патриархом в особой грамоте (ЦВЗЕЕ. 1947. 6. С. 1-3). Планировалось, что в окт. 1946 г. делегация РПЦ во главе с митр. Николаем (Ярушевичем) посетит М. «с целью устранения некоторых разногласий и для того, чтобы побудить патриарха поддерживать русскую политику» (Власть и Церковь. 2009. Т. 2. С. 1007). Делегация должна была передать М. сумму в 50 тыс. амер. долл. (Там же. Т. 1. С. 401-402). Однако этот визит не удалось осуществить из-за противодействия тур. властей, к-рые отказали иерархам РПЦ в выдаче виз. В 1946 г. М. вступил в конфликт с правительством Греции относительно урегулирования ситуации в Додеканесских митрополиях. Греч. власти обвиняли Родосского и Леросского митрополитов в сотрудничестве с итал. администрацией и желали их смещения. Для достижения своей цели МИД Греции использовал даже такие методы, как отправка поддельных телеграмм митрополитам от имени патриарха. Несмотря на сопротивление Патриархии, в конце концов власти вынудили митрополитов подать в отставку. В дек. 1946 г. Мин-во по делам религии и образования одобрило предложение М. возобновить работу церковной школы Патмиада на Патмосе. В нач. 1947 г. были избраны Родосский и Косский митрополиты, тогда как выборы на кафедры Леросской-Калимносской и Карпафской-Касосской митрополий, к-рые греч. правительство хотело упразднить, были отложены.

http://pravenc.ru/text/2561622.html

Перешедшие в оппозицию к Варшавскому церковному управлению иерархи приняли меры по организации церковной жизни. Архиеп. Елевферий пригласил в Вильно еп. Владимира (Тихоницкого) и Бельского еп. Сергия (Королёва) и провел с ними 30 сент. 1921 г. совещание. Намеченный на 1 окт. 1921 г. съезд епископата Польской Церкви не состоялся, т. к. владыки Елевферий, Владимир и Сергий на него не явились. 24 янв. 1922 г. митр. Георгий собрал в Варшаве епископов Дионисия и Пантелеимона для обсуждения предложений польск. правительства об автокефалии. После окончания совещания его участники должны были подписать в Мин-ве исповеданий «Временные правила». Еп. Пантелеимон отказался поставить подпись, за что был лишен кафедры. 12 марта владыки Елевферий, Владимир и Сергий послали патриарху Тихону доклад о январском Соборе. 11 окт. 1921 г. Синод Русской Церкви издал указ: «Об учреждении в Польше Экзархата и высшего церковного управления с правами широкой автономии, глава Экзархата наделяется правами областного митрополита». В документе также говорилось о назначении архиеп. Георгия «Патриаршим экзархом Православной Церкви в Польском государстве с предоставлением, в отношении сей Церкви, прав областного митрополита согласно церковным правилам». В янв. 1922 г. архиеп. Георгий указом Синода РПЦ был возведен в сан митрополита без упоминания о должности экзарха, т. е. он не был митрополитом всея Польши и экзархом, но являлся управляющим Варшавской епархией в сане митрополита. (После неканонического объявления автокефалии Польской Церкви в 1924 архиереи-автокефалисты писали о том, что уже в 1921-1922 митр. Георгий являлся экзархом и главой Польской Церкви.) В нач. февр. 1922 г. Синод РПЦ издал указ, содержавший «Проект положения об управлении православной Церковью в Польском государстве». Этот документ был выслан польскому правительству, но не был им утвержден. Несмотря на это, митр. Георгий в популистских целях руководствовался нек-рыми пунктами документа. В апр. 1922 г. патриарх Тихон был помещен под домашний арест.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Журнал заседания Архиерейского Синода [РПЦЗ] от 1/14 ноября 1946 г. Ст. 1. Слушали: копию письма Архиепископа Владимира, состоящего в юрисдикции Константинопольского Патриарха, на имя Председателя Архиерейского Синода от 30 октября с.г. об успешном прохождении и закончании Епархиального Собрания подведомого ему духовенства в Париже и о необходимости восстановления общения представителей Соборной и Константинопольской юрисдикций, с каковой точки зрения поселение в Париже Преосвященного Епископа Нафанаила представляется Архиепископу Владимиру очень нежелательным, как могущее возгревать рознь. Постановили: принять к сведению. 2 [оригинал на бланке ARCHEVÉQUE WLADIMIR 12, RUE DARU-PARIS. ??? февраля. Пометка рукой митр. Анастасия: 1947 11/24 февраля. К докладу А. Синоду М. Анастасия.] Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Очень благодарен Вам за предупреждение относительно епископа Сергия Охотенко [получившего архиерейскую хиротонию от украинских автокефалистов] , но считаю нужным сообщить, что ни в какие сношения с ним я не входил и вопроса о его вхождении в нашу епархию не поднимал. Я действительно получил от одного лютеранского пастора из Швейцарии сообщение о том, что в Констанце живет епископ Мелитопольский и Крымский Сергий, который хотел бы войти со мною в переписку. Я ответил, что готов войти с ним в переписку, если он сам обратится ко мне и пришлет подробные сведения о себе и о своей службе, в частности, точно укажет, где, когда и от кого получил как иерейское, так и архиерейское рукоположение и, если возможно, пришлет соответствующие документы. При этом я добавил, что в последние годы на юге России было столько незаконных рукоположений, что при общении с неизвестными иерархами нужно быть более чем осторожным. От самого Сергия Охотенко я получил лишь краткое письмо к Рождеству, но не ответил на него, т.к. он о себе никаких сведений не дает, а ответ мой на его письмо мог быть истолкован как признание его. [приписка от руки] С любовью во Христе Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и богомолец Архиепископ Владимир.

http://bogoslov.ru/article/6166725

86 Помещённый в сборнике акт от 26 января (8 февраля) 1922 г,, за 185, о назначении архимандрита Тихона [Шарапова] настоятелем Успенского Жировицкого монастыря (в Польше) последовал в ответ на представление управляющего тогда Гродненской епархией архиепископа (бывшего Белостокского) Владимира [Тихоницкого], – одного из немногих русских архиереев в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу и не примкнувших к изменнической прокатолической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского] и иже с ним. Этим патриаршим постановлением в немалой степени утверждалась позиция патриархистов в Польше и деятельность их как бы санкционировалась и даже руководилась (в потребных случаях) Москвой; в одном этом заключалось уже его большое значение для дела борьбы с польскими сепаратистами. С назначением архимандрита Тихона [Шарапова] руководителем Жировицкого монастыря обитель эта приобретала значение форпоста русского Православия на его западных рубежах. (По позднейшему сообщению, о. архимандрита, им, в бытность настоятелем Жировиц, неукоснительно велись дневниковые записи, отражавшие изо дня в день скрытые от широкого церковного общества стороны деятельности польских «автокефалистов», а также и контрмеры их противников – приверженцев Святейшего Патриарха и единства Русской Церкви. К сожалению, при отъезде о. архимандрита из монастыря, происшедшем несколько необычным образом, дневник пришлось оставить в надёжных руках и дальнейшая судьба его неизвестна. Позднейшие попытки к его отысканию к благоприятным результатам до сего времени не привели...) 87 Этот и два следующих акта Святейшего Патриарха Тихона были вывезены за границу о. архимандритом Тихоном [Шараповым], приезжавшим тогда в СССР для неофициального доклада Патриарху о сложившемся тяжёлом положении церковных дел в Польше и подробностях изменнической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского]. Архимандрит Тихон [Шарапов] прибыл в нашу страну в качестве дипломатического курьера одной из дружественных европейских стран. Как дипкурьер был представлен народному комиссару иностранных дел Чичерину и прожил некоторое время в Москве в здании посольства той страны, которая его сюда направила. Все своё свободное время о. архимандрит проводил на Троицком подворье, часто в обществе Святейшего Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 г., в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно " проявлялась " . К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру (Тихоницкому). В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии. 2) Икона Божией Матери " Всецарица " . Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы 31 августа 2016 г. Известный всему миру чтимый афонский список иконы Всецарицы прославлен многочисленными чудесами исцелений, особенно онкологических заболеваний. Прославились и его списки, находящиеся в разных странах, в том числе в Москве. 3) Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса (справа от иконостаса). 4) Икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе. 5) Икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей. 6) Мощевик Киево-Печерских преподобных отцов. 7) Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры св. страстотерпца Царя Николая великой княгини Ксении Александровны, располагается в южном приделе. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 20 января 2010 года Россия выиграла долгую тяжбу с православной ассоциацией Ниццы, управлявшей Свято-Николаевским собором более 80-и лет, и, хотя договор аренды истек еще в 2008 году, продолжала отстаивать свои права на владение собором.

http://sobory.ru/article/?object=00633

В Москву переехал также настоятель Крестовоздвиженского кафедрального собора Люблина и благочинный Люблинского окр. прот. Емилиан Бекаревич, делегат Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., занявший должность секретаря Холмской консистории в изгнании. К началу первой мировой войны в Холмско-Люблинской епархии существовало 283 прихода (объединявшие не менее 410 церквей и часовен), к 1919 г. православным принадлежали 63 храма. В ходе боевых действий были уничтожены 59 церквей, 111 церквей были закрыты, десятки храмов находились в полуразрушенном состоянии, что нередко служило поводом для занятия их римо-католиками. В период австр. оккупации Холмщины, когда основная часть духовенства покинула край, собор в Холме пришел в запустение, богослужения в нем не совершались. В Люблине во время войны действовал Преображенский братский храм, поэтому город в 1915 г. стал церковным центром Холмщины и оставался им до 1940 г., когда Холмская епархия на короткий период была восстановлена. 1918-1989 гг. В 1918 г. Люблин стал одной из резиденций Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого), который периодически служил в Холме и Люблине, обсуждал с польск. властями вопрос об учреждении самостоятельной Люблинской епархии. В нач. 1920 г. он был признан властями в качестве «временного главы Варшавской и Холмской епархий», «правящего епископа церквей Люблинского воеводства». Еп. Владимир поддержал созданный в Варшаве Русский православный церковный совет в Польше, к-рый возглавил депутат сейма Н. С. Серебренников. До 1920 г. поляки запрещали реэвакуацию правосл. духовенства Холмщины. В порядке исключения не позднее 1 окт. 1919 г. получил разрешение служить в храме в с. Сычин свящ. Орест Мильков, в 1920 г. власти зарегистрировали возглавляемый этим клириком Холмский церковный совет вслед. того, что свящ. Орест тогда являлся одним из капелланов армии С. В. Петлюры, у к-рого с Польшей был заключен военно-политический союз. Получил разрешение служить в Люблине др. военный духовник - свящ. Василий Мартыш, занимавший в 1919-1921 гг. должность уполномоченного представителя еп. Владимира по управлению приходами Люблинского воеводства. Кременецкий еп. Дионисий (Валединский) , необоснованно заявлявший о своих правах на Холмскую епархию, назначил 27 дек. 1919 г. своим представителем в данной епархии свящ. Иоанна Левчука, рукоположенного в 1917 г. в Москве, ему было разрешено жить в Холме. С 23 февр. 1921 по 1923 г. эту должность занимал бывш. глава Холмского епархиального совета свящ. Орест Мильков, ставший настоятелем прихода в Холме.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Следует отметить, что в пользу митрополита Михаила высказывались не только «обиженные» и «разжалованные» иерархи. Со своеобразным ходатайством о назначении его на Киевскую кафедру выступил перед митрополитом Петром епископ Тихон (Шарапов) (в связи с польскими делами). «Делая месяц тому назад (приблизительно) доклад митрополиту Петру. – показал епископ Тихон на допросе в ноябре 1925 г., – и представляя ему о необходимости заявить протест пред патриархом Константинопольским против автокефалии православной церкви в Польше без ведома Московской патриархии, я попутно рассказал митрополиту Петру о моей беседе в 1922 году с патриархом Тихоном относительно замещения Гродненской кафедры тем же путем, как изложено выше. Митрополит Петр выслушал мой доклад молчаливо» 697 . В 1922 г. архимандрит Тихон (Шарапов) предлагал Патриарху назначить Гродненским епископом противника польской автокефалии епископа Владимира (Тихоницкого), переместив для этого митрополита Михаила на Киевскую кафедру и сместив с нее митрополита Антония. Патриарх обсуждать с ним этот вопрос не пожелал. Так же поступил и митрополит Петр. При этом епископ Тихон понимал, что митрополит Петр не вправе был единолично решать вопросы как увольнения с Киевской кафедры митрополита Антония, так и назначения на нее митрополита Михаила. На вопрос следователя: «Мог ли митрополит Петр отстранить м[итрополита] Антония Храповицкого ?» – он ответил: «Митрополит Петр мог в согласии с старейшими епископами высказать свое суждение по этому вопросу, каковое было бы обязательно для Антония лишь по утверждении его собором, ибо митрополит Киевский избирается Всеукраинским собором и не назначается Московским патриархом, а лишь утверждается» 698 . Митрополиту Михаилу же, судя по всему, казалось, что в сложившейся ситуации можно обойтись и без Всеукраинского Собора, что препятствие лишь в личности митрополита Антония. «Меня некоторые архиереи спрашивали, – показывал он на допросе, – “почему я не назначен Петром до сих пор митрополитом Киевским?» Я им на это отвечал, что меня не могут назначить до тех пор, пока не смещен Антоний законным порядком» 699 . Понимая, что этот законный порядок смещения с Киевской кафедры, равно как и возведения на нее, существует, митрополит Михаил, тем не менее, почему-то счел, что лично он может быть Киевским митрополитом и в обход его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010